Николай ПЕРЕЯСЛОВ


Родился в 1954 году в Донецкой области, работал шахтером, геологом, инструктором туризма, корреспондентом газет, псаломщиком в православном храме и на других работах. Окончил заочно Литературный институт им.А.М.Горького. Автор двух литературоведческих и четырех поэтических книг, а также целого ряда критических публикаций в периодике.
Член Союза писателей, член Петровской Академии наук и искусств. Живет в Москве.
Тел.: 346-51-93


"К Тебе воззвах..."


Соломон, притча ╪ 28.

Тому, кто свят, не стыдно никогда
перед людьми за собственное имя.
А кто в грехах - бегут даже тогда,
когда никто не гонится за ними.

Двум старикам - не помощь, а урон
от их сынка, что пьянствует ночами.
Так и страна, поправшая закон:
в ней каждый нынче сам себе начальник!

Кто без любви смысл жизни обрет╠т?
Лишь тот, кто с Богом, может ведать Правду!
Смотри: как лев, терзает свой народ
правитель злой и скорый на расправу.

Не будь как он. Не прогони людей,
что просят хлеб у твоего порога.
Паши свой клин. И избегай путей
кривых и отдаляющих от Бога...

Псалом 14

Кто обитает в жилище Твоем?
Кто на святую взойдет Твою гору?..
Господи! Только тому, кто вдвоем
с правдой Твоей, эти таинства впору.

Только тому, кто, отверзши уста,
ближних не тронет ни лестью, ни ложью,
зло посрамляя во имя Христа,
это - возможно...

Псалом 102

Благослови, душа моя,
святое имя Господа
за путь из удушующих
объятий мира косного,
за помощь в исцелениях,
за избежанье плах
и смертного истления
нестрашный больше страх.

Забудь, что утомилась ты
или что время позднее,
за все земные милости -
воздай молитву Господу.
Не будь пред Ним рассеянной
и верь: тебя из бед -
как племя Моисеево,
Он выведет на свет.

И знай: Его прощению -
пределов не положено.
Молись - и по прошению
получишь вс╠ возможное:
вдохн╠т здоровье заново,
вернет забытый смех
и, как восток от запада,
отбросит смертный грех...

Ну кто мы - воры, честные -
как не трава в терновнике?..
О, ангелы небесные,
благословляйте трон Его!
И ты, столетья грозного
ловя тяжелый шаг,
святое имя Господа
благословляй, душа.

Страсти

...И был там лукавый Иуда,
который запродал Христа,
не веря ни в Бога, ни в чудо
Его воскресенья с креста.

Рыдает Мария у гроба,
не пряча заплаканных глаз:
"О мир! Ты убил своей злобой
Того, Кто Собой тебя спас!.."

Но вдруг - будто голос Ей сверху:
"Не плачь обо Мне... И не верь
тому, что зовете вы смертью -
не смерть это вовсе, а дверь
в Небесное Царство, где каждый,
пошедший за Мной до конца,
получит в награду однажды
бессмертье от Бога-Отца..."


Из древнерусского сборника афоризмов
"Пчела"

1. Коль хочешь быть учителем - учи
людей не словом, а своим примером.
2. Под ноги свиньям бисер не мечи.
3. Сам - слушай всех. Но говори - лишь в меру.

4. Ученья корень горек, но зато -
как сладок плод тобой добытых знаний!..
5. Как дикий конь, что усмир╠н уздой,
ученый ум идет тропой дерзаний.

6. Но не познав земное, что пытать
о Небесах? Садись за книги снова...
7. И знай: как птицу в небе - не поймать,
так не вернуть промолвленного слова.


Новый Завет

"И Он, отверзши уста Свои, учил их..."

...Вы слышали, как сказано в Законе? -
"Кто смерть содеет - подлежит суду".
А Я вам говорю: суда достоин
и тот, кто в мыслях пожелал беду!

Закон карает за разврат, и пары
прелюбодеев - ожидает суд.
А Я вам говорю: достоин кары
и тот, кто взглядом совершает блуд!

И если глаз твой смотрит в мир с соблазном,
то вырви глаз, но душу - не губи.
А коль рука грешит, то лучше разом
возьми топор и руку - отруби!

Известно всем: "Кто клятву дал, тот должен
е╠ исполнить", - так гласит Закон.
А Я вам говорю, что Небом больше
не смейте клясться, ибо это - трон
небесного Отца, и смертным душам
на Небе неподвластно ни-че-го...

Но не клянитесь и земною сушей,
так как она - подножие его.

Да и кому, заявленные гордо,
все ваши клятвы дерзкие нужны?
Пусть будут просто "да" иль "нет", но - тв╠рдо,
а вс╠, что кроме, то - от сатаны...

Жить по Закону, значит: на обиду -
ответить тем же, и врага - убить.
А Мой Завет: всех тех, кто ненавидит,
кто гонит вас и мучит вас - любить.

Не допустите в свое сердце мщенья.
Не прогоните нищего в слезах.
Любите - всех. И будьте совершенны,
как Сам Отец ваш Сущий в небесах!

Ирмосы канона
на Рождество Христово

1.
Младенец рождается - пойте,
встречайте Посланца Небес:
в Его Рождестве - мир воскрес,
омывшись Христовой любовью!

3.
Из Вечности в бренный наш мир
от Духа и Девы явившись,
для нас он не просто кумир,
но Бог, снизошедший из вышних!

4.
Как посох, пустивший цветы
подобно возделанным кущам,
так точно, Христос наш, и Ты -
явился от Девы Немужней...

5.
От Бога, Отца всех щедрот,
был послан нам Ангел на помощь -
и в душах, где правила полночь,
забрезжил спасенья восход!

6.
Как чрево кита - не сожгло
Иону, дав жизнь ему снова,
так в Деву вошедшее Слово -
Нетленною Плотью взошло.

7-8.
Как отроков жегший в печи
огонь был росою потушен -
так льется и днем и в ночи
роса Рождества в наши души.

9.
Глаза подниму: и опять -
увижу не звездные бездны,
а тихо склон╠нную Мать
над яслями с Сыном Небесным...

Молитва св.Иоанна Дамаскина
(на сон грядущим)

Владыко мой, неужто этот одр -
мне гробом станет, кончив дней мученье?
Иль завтра утром - снова встану бодр
и просветишь меня Своим ученьем?

Дрожу при мысли о Твоем суде!
Дрожу, все муки ада представляя!
Но что ни день - то всюду и везде
греховной жизнью Небо оскорбляю...

Да, я виновен! Но прошу, мой Бог,
моим деяньям глупым не внимая,
не будь ко мне неумолимо строг
и, вс╠ простив, спаси меня для рая.

Ну что прощать - тому, кто жил в любви?
В рай провести безгрешного - не в тягость.
А Ты - на мне, на падшем, прояви
всю Божью милость и всю Божью благость!

И грех мой видя - не сочти его
весомей милосердья Своего...


Молитва Господу нашему
Иисусу Христу

Услышь мою молитву, Милосердный
и Милостивый Боже: Ты за нас -
взошел на крест, свершая подвиг смертный,
спустился в ад - и мир для рая спас.

Спаси ж меня, воздай и мне по вере!
Ведь Ты сказал нам: "Верящий в Меня -
спасется этой верою от смерти
и не увидит адского огня".

Коль это - так, коль вера - путь к прощенью,
я - верую в Тебя, Спаситель мой.
И, принимая обо мне решенье,
суди меня теперь - по ней одной.

Нет добрых дел, нет подвигов за мною -
одна лишь вера светит над судьбой,
мне освещая странствие земное
да с сатаной ведя заклятый бой.

Я был - рабом его. И только вера
меня исторгла из его оков.
Позволь же послужить теперь без меры -
Тебе: отныне - и во век веков!..


Перед закатом

Вот и звонят с колокольни,
всенощной чин отслужив...
Боже! Как сладко и больно
сердцу узнать, что Ты жив.

О, эти скрепы простые
жизни моей и души:
тихий закат над Россией,
благовест в летней тиши.

Стану над зеркалом речки,
тронув перила моста.
Сердце горит, словно свечка
перед иконой Христа.

"Господи, милостив будь ми!" -
шепот уйдет к облакам...
...Не обозначатся люди,
не шелохнется река.

Лишь в тишине предвечерней -
над черепицами крыш -
ломаным прочерком чертит
черные молнии стриж...


Родное

И снова тени удлиняют катеты...
Еще светло. Но, силы надорвав,
кругляшка солнца, обесценясь, катится
вс╠ вниз и вниз, как рубль на торгах.

Я не спешу. Остановлюсь, подумаю.
Вот - город мой. Вот - видные окрест -
трехцветный флаг над городскою Думою,
а чуть повыше - над собором - крест...

Сегодня многим стали вдруг зловонными
те городки, где им открылся свет.
А ведь для нас тут - родники духовные -
и животворней их на свете нет!

Куда ж спешить? Здесь вс╠ мое, вс╠ кровное,
вгляжусь во вс╠, чтоб вс╠ запомнить смог.
Вот свистнул кнут над спинами коровьими.
Вот рубят баньку. Вот метают стог.

Вот у плетня судачат огородницы
о Марианне, ценах, мужиках...
Вот с небеси - взирает Богородица
и тихо крестит всех сквозь облака.

* * *

Небо - начинается в глазах.
Высота - лишь протяженность взгляда.
Если сердцу Истины не надо -
не увидеть Бога в небесах!

Мир, как сказка, манит за порог.
Кто мы в н╠м - герои, ротозеи?..
Жизнь распята на кресте дорог
на потеху новым фарисеям.

Вс╠ туманней дали, вс╠ темней.
Реют листья в воздухе осеннем.
Спит Земля. И сны о Воскресенье -
робкой стайкой кружатся над ней...

Покаянная молитва,
чтимая в церквах России в дни смуты

Господи Боже, взгляни на нас, грешных
чад недостойных Твоих!
Видишь? - Терзаем раздором кромешным
край, что недавно был тих.

Радость и смех позабыты, и всеми -
правят унынье и скорбь.
Холодно. Голодно. Рушатся семьи.
Движутся оползни с гор.

Нет даже дня, чтоб кого не убили,
чтоб - без заплаканных глаз...
Господи мой Человеколюбивый,
вспомни - о нас.

Вспомни! Избавь нас от бед и недугов.
Веры упрочь нашей твердь.
Ради Отца. Ради Сына и Духа.
Ныне - и впредь...

Дмитровская суббота

Накануне Дмитровской субботы,
когда пел обедню Киприян,
князь Димитрий, отложив заботы,
в храм пришел со свитой христиан.

Были с ним супруга Евдокия,
воеводы, сотники, князья,
да еще - бояре, да иные
в разной мере близкие друзья.

И когда он, как всегда, молился
перед Божьей Матерью, то с ним -
стало худо: он вдруг прислонился
лбом к стене - и сквозь кадильный дым

видит место Куликовой сечи
и на нем, свершая скорбный труд,
ходит Мать Пречистая - и свечи
ставит павшим воинам на грудь.

А почтив последних из убитых
и вс╠ поле оглядев с тоской,
вопросила, обратясь, у свиты:
"Где ж Димитрий, светлый князь Донской?"

И на то Апостол Ей ответил:
"Не ищи его в сырой земле,
он - живой и слушает обедню
в этот час с супругою в Кремле..."

И среди пылающего воска
Приснодева молвила, крестясь:
"Кто ж возглавит мучеников войско?
Не на месте ныне светлый князь!

Как и в битве, надо - перед ними
быть ему, ведя их против зла.
Да к тому же - есть и для княгини
у Меня в обители дела..."

И на том - видение погасло.
...Князь в тревоге оглядел собор -
и ему вдруг сделалось так ясно,
что недолго жить ему с тех пор!

"Скоро быть в монашенках княгине", -
понял он. И, чтоб из сердца тень
отогнать, постановил отныне
поминать всех павших - В ЭТОТ ДЕНЬ*...

_________________________________________________
* - Дмитровская суббота, установленная для поминовения всех усопших и убиенных христиан, отмечается Православной Церковью ежегодно между 30 октября и 8 ноября по новому стилю.

Вознесение

В Вознесенье Господа Христа
взвыла Русь - всех неимущих голосом:
"Уходя в небесные места,
на кого нас оставляешь, Господи?!

Кто накормит, кто напоит нас?
Кто обует нас и кто оденет?
Мы же сгинем в этот горький час,
не имея ни жилья, ни денег..."

И ответил с высоты Христос,
услыхав стенания скитальцев:
"Не печальтесь, братья! Ваш вопрос -
Я решу одним движеньем пальцев.

Дам Я вам, обиженным судьбой,
золотую гору выше башен -
вы е╠ делите меж собой
по чуть-чуть - и голод вам не страшен..."

Тут - вмешался в Божий разговор
Иоанна голос, Златоуста:
"Там, где дашь им золота бугор,
завтра утром - будет уже пусто.

Разузнают мигом торгаши,
финансисты, власти, учрежденья.
И опять - останутся шиши
тем, кому Ты обещал спасенье.

Потому же: чтобы в холода
им не плакать, на витрины глядя,
Милосердный, дай им навсегда
это право - жить им Христа ради."

И, подумав, молвил Иисус:
"Что ж... ты прав... пусть навека отныне -
хлебосольным домом станет Русь
для просящих
во Господне имя!.."

Повесть
о явлении Преподобного Сергия
Кузьме Минину

1.
За то, что все стали гуляки
и в храмах не клонят главу,
Господь попустил - и поляки
однажды ворвались в Москву.

2.
О, страшное "смутное" время!
Проснись, православный народ:
твои города в запустенье,
в садах и полях - недород.

3.
Как жить под пятой иноверцев?..
И, плача о прошлых грехах,
к Христу покаянное сердце
народ обратил второпях.

4.
Господь - Он не держит обиды,
попросишь Его от души -
и тотчас и хвори отыдут,
и помощь к тебе поспешит.

5.
Неужто ж не встанет подвижник?
Да их по Московии - тьма!
Возьмем, скажем, Новгород Нижний:
ну вот он вам - Минин Кузьма!

6.
На ратную славу не зарясь,
он спит, не предвидя судьбы...
Вдруг Сергий, Божественный Старец,
явился ему
средь избы.

7.
Наполненный тайным свеченьем,
ему говорит он: "Пора!
Вставай, собирай ополченье,
веди их - во имя Добра!.."

8.
...Проснулся Кузьма. Пред иконой
упал, побледнев, точно мел
и славя Святого в поклонах...
Но выйти в народ - не посмел.

9.
И снова был день мутно-серый
и вечер, и темная ночь.
И снова пришел к нему Сергий
с веленьем - России помочь.

10.
"Да кто я?" - молясь перед Спасом,
сжимал Кузьма пальцы у лба.
И лишь после третьего раза
поверил, что это - судьба.

11.
И к гражданам выйдя, по-свойски
просил их дать денег в казну,
чтоб, создав надежное войско,
очистить от ляхов страну.

12.
"Иначе и нас скоро тоже
придет кто-нибудь разорять!
Хоть рать дорога, но дороже -
свободу навек потерять!"

13.
И, войско набрав из народа,
решили не медля идти,
поставив над ним воеводой
Пожарского, князя...

14.
...В пути -
у Троицы - сам Дионисий,
призвав сонмы ангельских сил
и к небу молитвы возвысив,
на битву их благословил.

15.
Увы! Но не спит и лукавый,
прельщая казачьи полки,
и те, не явив еще славы,
уж требуют денег мешки!

16.
Но тут говорят им монахи,
догнавшие их под Москвой:
"Едва из Москвы уйдут ляхи -
и мы вам заплатим с лихвой".

17.
На том и решили.
И снова
едиными стали полки.
И в битве за веру Христову
не предали сраму клинки.

18.
"За нас Божья Матерь и Сергий -
неужто же нам проиграть?"
До вечера бились... Но свергли,
но свергли-таки вражью рать!

19.
О, сладость победы! Все рады.
А тут и монахи - везут
награду: иконы в окладах,
кресты, золоченый сосуд...

20.
"Откуда вс╠ это?" - "Из Лавры". -
Смутились казачьи сердца.
"Везите обратно... Нам славы -
и той хватит всем
до конца!"

Егорий храбрый

Во славном Иерусалиме
жил царь с царицей, а при них -
росли три дочери, и с ними -
Егорий, сын (почти жених).

Казалось: вот уж рай родителям!
Но жизнь - грустнее, чем стихи.
И пал под ноги победителям
священный город за грехи.

И враг Господний - царь Демьянище -
берет всех жителей в полон.
И, измываясь, басурманище,
Егорию вещает он:

"Коль примешь веру ты латинскую,
то будешь жив, а нет - так нет..."
А юноша - речет в ответ:
"Сам веруй в веру сатанинскую!"

"Ах, так!" - Демьянище вспылил
и повелел его подвергнуть
мученью адскому: пилить,
пока не бросит свою веру.

Увы, увы, напрасный труд -
пытать того, кто вверен Богу:
Егорья пилы не берут,
палач и тот устал немного.

Тогда Демьянище велит
терзать его иною пыткой:
топтать, колоть, в огонь валить...
Ну, а Егорий - вновь с улыбкой!

И вновь твердит: "Не изменю
я славной вере христианской.
Пытай хоть сорок раз на дню -
не сманишь верой басурманской!"

(И видя, что не победить
ему Егория, Демьянище
решил его захоронить
на тридцать лет в огромной ямище...)

Ах, тридцать лет! - Почти все дни,
что нам даны для жизней смертных.
Но что тому, кому они -
лишь повод для молитв усердных?

Они - прошли. И, сдунув груз
камней, закрывших щель острожью,
к нему явилась Матерь Божья
и - повела его на Русь.

И он - пошел. И где лесам
велел расти, там - по веленью -
взмывали кроны к небесам,
его окутывая тенью.

И где велел бежать реке,
там - пробивали землю воды
и мчались к морю налегке,
питая влагою природу.

А где земля была ровней,
чем стол, велел ей стать горою
и ставил церковку на ней
для поминания героев...

Вот так и шел, даруя весть,
что есть Господь, что правда есть,
неся сквозь бездорожье
святую веру Божью.

Вот так и шел, пока вдали
среди полей покатых
не встали, как из-под земли,
Демьянища палаты...

"Не ждал?" - он подмигнул божку
и, вынув саблю острую,
снес басурманищу башку,
покрытую коростою.

Сорвал замки со скоб дверных
и вывел из острога
своих сестер и всех других,
томившихся без Бога...

Егорий, царевна и змий

Давая Богу повод к гневу
грехом, вошедшим в каждый дом,
лежали, как два грязных хлева,
Гоморра-город и Содом.

А если пересечь пространство
и выйти к морю, то тогда -
увидишь Рахлинское царство,
где тоже грех цвел в те года...

И Бог - не вытерпел позора:
вздохнув о тех, кто в блуде жил,
Он стер с земли Содом с Гоморрой
и змия к рахлинцам пустил.

И это чудище морское,
беря с них плату каждый день,
сначала съело скот, а вскоре -
взялось и за самих людей.

И вот уже, как кость, обглодан
огромный город - и пора
тянуть всем жребий принародно:
кому быть съеденным с утра?

И потянули. И досталось -
царю Алипию... Увы!..
Он вдруг почувствовал усталость,
тоску, круженье головы...

Ну шутка ль - жить осталось ночку?!
...И тут - совет да╠т жена:
"Послушай... ведь у нас есть дочка...
зачем - такая - нам нужна?

И день, и ночь стоит, как дура,
перед иконой и - по╠т.
К чему ей жизнь? К чему - фигура?
Уж лучше пусть тебя спас╠т!.."

И поутру, без капли горя,
одетую, как под венец,
вместо себя на берег моря
отправил девушку отец.

Пришла и ждет. Взгляд сух и горек.
А тут - и страшный змий морской...
"Спаси меня, Святой Егорий!" -
царевна вскрикнула с тоской.

И в тот же миг, как будто птица,
на еле слышный зов е╠
слетел с небес прекрасный рыцарь -
и змию в пасть вонзил копь╠!

И, вдев свой пояс в эту рану,
дал в руки ей, сказав: "Веди
его к своим нехристианам
и страхом - веру в них буди!"

И в город вновь она вернулась,
за пояс змия потащив.
И там, на перекрестье улиц,
собрала граждан, сообщив
им то, что ей сказал Егорий...

И в страхе каялся народ.
И, видя выход в том из горя,
сам царь-отец шагнул впер╠д:

"Итак, греху мы знаем цену!
Теперь же - воспоем Творца
и возведем скорей три церкви
вблизи от царского дворца.

А чтобы стать им вечной твердью,
одну - мы Богу посвятим,
другую - Деве, ну, а третью -
Егорья подвигам святым..."


Кирик и Улита

Это случилось во время гонений,
что культивировал Максимиан
против живущих в стране христиан,
их избивая во время молений.

Так вот, ворвавшись в одну из церквей,
слугами схвачен и брошен был в клетку
Кирик-младенец, неполный трехлетка,
с матерью вместе Улитой своей...

"Слушай, козявка! - сказал ему царь. -
Если не хочешь проститься ты с миром,
то поклонись нашим древним кумирам,
жертву воздав им, как принято встарь".

Но - усмехнулся наш Кирик в ответ:
"Веру свою я сто раз не меняю.
Мой Бог - Христос, а иных я не знаю
и узнавать их резона мне нет".

"Ах, значит, так! - царь обиду сглотнул. -
Что же, посмотрим, какой ты породы!.." -
и приказал вместе с матерью в воду
бросить младенца, чтоб тот утонул.

Только - не тонет наш Кирик в воде!
Плавает бойко, как утица-гоголь,
да воспевает в псалмах имя Бога,
вверив Ему свою душу в беде.

Пуще вскипел тогда Максимиан
и приказал, отрубив саблей головы,
в чан с разогретым до бульканья оловом
бросить тела этих двух христиан.

Но не берет их ни сабель булат
и ни смертельно кипящая ванна:
словно в холодной воде, в центре чана
оба, псалмы распевая, стоят!

Смотрит на них Сам Господь с высоты
и говорит, улыбаясь, младенцу:
"Кирик, скажи мне, за верное сердце -
что получить бы хотел себе ты?"

И отвечал тот, достойно вполне:
"Мне ничего в этой жизни не надо.
Вместо наград всех - избавь Ты от ада
тех, кто в грядущем помолится мне..."*


_________________________________________________
* - Память святых мучеников Кирика и Улиты отмечается Православной Церковью 28 июля по новому стилю.


Сон Богородицы

"Мати Мария, чего Ты грустна?"
(Мати Мария - в слезах после сна...)

"Снилось - я Сына родила во сне.
Он улыбался, тянулся ко мне.

Я пеленами Его облекла.
Я Ему пояс узорный дала.

Я целовала кудряшки у лба...
Стукнули двери. Ворвалась толпа.

Это ль не бесы под видом людей?
В ручки и ножки Младенцу - гвоздей?!."

И - зарыдала Мария навзрыд...
Ангел спустился. И Ей говорит:

"Полно, Мария. Не лей горьких сл╠з.
Встанет из гроба воскресшим Христос.

Встанет. И трубы над миром вструбят -
всем для ответа явиться велят.

Будешь и Ты вместе с Сыном Твоим
мертвым вершить приговор и живым.

Праведным - рай. А погрязшим во зле -
вечно в кипящей вариться смоле.
.."


Иерусалимский свиток

Во святом Ерусалиме-городе
в день, когда Христос из гроба встал,
из седьмого неба в страшном грохоте
тяжкий камень с просверком упал.

Так и врос бы в землю, где был найден он,
ибо сдвинуть не хватило б сил,
да распался по молитвам надвое,
как орех, что кто-то раскусил.

И оттуда перед перехожими,
что испуг осилили едва,
на траву легло посланье Божие -
так, чтоб каждый мог прочесть слова:

"Оглянитесь, чада Мои бедные!
Оторвите губы от вина!
Разве вам не видно, что последние
на Земле настали времена?

Ведь от вас и надо для спасения -
в среду пост да в пятницу держать,
да хоть день в неделю - в Воскресение -
не пахать, не сеять, не сажать,
а молить защиты от погибели...

Знайте, чада, что воскресный труд -
никому не увеличит прибыли
и плоды его - вотще умрут!

Не забудьте также: перед Пасхою
будет Пост Великий - для того,
чтоб любой, кто ждет Суда с опаскою,
от греха очистил естество.

Не живите, знаясь лишь с утробою,
удержитесь от впаденья в страсть,
распрощайтесь в эти дни со злобою
и молитесь, чтобы не пропасть!

А случись, что времячко протикало,
ну, а вы забыли про Меня,
то хотя бы с Четверга Великого
поговейте три последних дня.

И учтите: с каждой фразой ложною -
убывает к вам моя любовь,
с каждым "матом" - Матерь ваша Божия
от тоски кусает губы в кровь...

Как же Мне простить вас, греховодники?
Отнесусь к вам - так, как вы - к врагу:
иссушу колодцы ваши водные,
ваши нивы тучные сожгу.

Вы ведь столько в жизни напроказили,
что придется - хочешь или нет -
не добром, а карами да казнями
заниматься до скончанья лет!

Не грешите ж, чада Мои! Радуйтесь
светлой Пасхе, льющейся с небес
в ваши души золотою радугой.
Славословьте все: "Христос воскрес!"

И да будьте в этот день воздержанны,
чтоб не мог возвеселиться бес,
совращеньем ближнего утешенный,
когда все поют: "Христос воскрес!"

(...Небеса поют: "Христос воскрес!"
Мертвецы встают: "Христос воскрес!"
Райский сад шумит: "Христос воскрес!"
Вторит ад: "Воистину воскрес".)

Не забудьте ж: без благословения -
нет ни в чем добра, куда ни кинь.
Возносите к небу ваше пение
в честь Творца. И знайте: путь К СПАСЕНИЮ
вам открылся только что... Аминь!"


Слово о Законе и Благодати
митрополита Илариона

(фрагмент)


Вступление

1.
Это "Слово" - о Законе Моисея
и об Истине, нам даденной в Христе,
что явилась в мир, вс╠ бренное отсеяв,
и простерла Благодать на земли все.

Слава нашему Владимиру-Крестителю,
указавшему Руси тропу любви!
Если чем-то и сильны мы, то - молитвою.
Господи! Благослови...

2.
Благословенен Бог, явясь Израилю,
дабы людей Своих избавить от оков
бесовской тьмы и слепоты незнания,
тянувшихся с языческих веков.

Сперва Он путь дал Авраама племени
и на скрижалях начертал Закон,
чтобы дожить с ним без греха до времени,
покуда в мир направит Сына Он,
крещеньем в Духе и Благою Вестью
спасая всех от справедливой мести...

Так воспоем и дружно воздадим мы
хвалу Тому,
Кого поют и славят серафимы
и все, кто ненавидит мрак и тьму!

И да поймут - и те, кто в склепах стынут,
и те, кто жив,
что это Он с нас - в ипостаси Сына -
снял грех наш, на Себя переложив.

Ему подвластны и душа и плоть.
И кто еще сил╠н, как наш Господь?..

3.
...Не просто так - от делать нечего -
Он жизнь Законом подытоживал,
а чтоб отвыкло человечество
от многобожия.

Народ - сосуд, его легко
испортить скверной или ложью.
Чтоб принял он, как молоко,
крещенье Божье -
отмыт быть должен в водах он
от старых пятен.
И Богом даденный Закон -
лишь подготовка
к Благодати...

Притча об Агари и Сарре

Рабыня Агарь родила Аврааму
сына.
Был стар Авраам
и нуждался в помощнике
сильном.

А Сарра его - родила малыша
с свободною кровью,
чтоб к старости лет Авраама душа
согрелась любовью.

Когда же подрос сын Агари и стал
стеснять сына Сарры,
его Авраам от себя отослал,
чтоб не было свары.

(...Вот так же и Бог: дав народу Закон,
как старшего брата,
его отодвинул впоследствии Он,
явив Благодать им.)

И так, как луну растворяет рассвет
на утренней сини,
Закон - сын рабыни - померк, видя свет
свободного Сына:
ИИСУСА ХРИСТА...

"Пойте Богу песнь новую..."

И Закон, и Благодать - дети Божьи.
Младшему над старшим стать - разве можно?
Но Господь предвосхитил участь братьев
и Закон былой - затмил Благодатью...

Рек Исайя: "Новый гимн пойте Богу -
по просторам по другим, до дорогам,
по неведомым морям, рекам синим,
ибо Он сказал: Меня - в мир несите!"

Славен Иерусалим, но отныне -
по всем землям вострубим Бога имя,
воспо╠м, встречая век, песню нашу:
"Славься, Богочеловек, смерть поправший!

Ты, Христос, грядущий Спас, славься, славься!
Помяни молитвой нас в Сво╠м Царстве.
Чтоб, живущие во мгле наших будней,
мы познали на Земле вещий путь Твой.

Чтобы нам не впасть в искус на погибель,
помяни нас, Иисус, помоги нам..."

"Кто есть Спаситель"

Кто есть Спаситель? Бог иль человек?
Ответы ищет мир не первый век...

Как человек - Он в мир пришел из чрева.
Как Бог - оставил неврежденной Деву.

Как человек - был выкупан водой.
Как Бог - омыт Рождественской звездой.

Как человек - нуждался в сне и хлебе.
Как Бог - ветрам повелевал на небе.

Как все - ходил креститься в Иордан.
Как Богу - знак Ему был свыше дан.

Как человек - держал Он пост в пустыне.
Но искушаем был - о Божьем Сыне!..

Как просто друг - о Лазаре грустил.
Как Бог - его из мертвых воскресил.

Как человек - в Иерусалим Он въехал,
но - как за Богом! - мчалась слава эхом.

И, отдав плоть - для смертного венца,
как Бог - воскрес Он, восхвалив Отца!

Зря фарисеи слух о Н╠м скрывали...
Не волей смертных пишутся скрижали...


Псалом 90

В помощи вышней живущий не знает тревоги
и о защите земной не печалится зря.
Кровью и духом своим он покоится в Боге,
так говоря:

"В мире страстей, в мире зла и бесовских соблазнов -
верь лишь в Него, ибо лишь пребывающий в Н╠м
не убоится в ночи поджидающей язвы,
сети ловца и стрелы, пролетающей дн╠м.

Тысячи грешников слижет возмездия пламень,
ты же, лишь в руки Ему свою участь вручишь -
да не споткнешься отныне ногою о камень,
но василиска, и змия, и льва посрамишь.

И, с ликованьем тебя подгонявшие в бездну,
сонмы врагов заскулят и отступят во тьму,
и - растворятся, как дым на ветру, и исчезнут...

Ты еще медлишь? Скорее доверься Ему!"