С  

Алфавитный указатель

СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (WORD-PRESENTATION) Психический образ слова. Согласно Freud (1915, 1923), существенное различие между БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ психическими процессами и процессами ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫМИ и СОЗНАТЕЛЬНЫМИ в том, что последние связаны со словесными представлениями. В то время как бессознательная идея является представлением самого объекта, ПРЕДМЕТНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, сознательная идея связала объект с вербальным образом, усвоенным от других. Это понятие можно объяснить, только если помнить об уверенности Фрейда в том, что психика человека начинает свое развитие с бесструктурного ИД, часть которого обособляется в результате воздействия ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ и образует ЭГО. "Эго - это та часть Ид, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира". Прикрепленность словесных представлений к психическим процессам является свидетельством того, что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО видоизменились под прямым влиянием внешнего мира. Однако неясно, считал ли Фрейд, что сознательное мышление всегда словесно, или полагал, что оно может быть невербальным (как в сновидениях, грезах, мечтах), когда бессознательное вторгается в сознание.

По мнению Фрейда, словесные представления игра-юг определенную роль в шизофреническом МЫШЛЕНИИ. Он считал, что при ШИЗОФРЕНИИ пациент отводит КАТЕКСИС от предметных представлений (т.е. лишает их смысла), а затем обращается со словесными представлениями так, как если бы они были предметами и создает галлюцинаторный мир на основе слов, а не объектов (см. БРЕД). При шизофреническом мышлении слова подчиняются мышлению первичного ПРОЦЕССА, т.е. воспринимаются так же, как у здоровых людей воспринимаются зрительные образы сновидений.

СЛОИ (STRATA) Геологическая метафора, дающая представление о том, что воспоминания, стадии РАЗВИТИЯ и т.д. накладываются одно на другое таким образом, что более ранние ВОСПОМИНАНИЯ и стадии расположены на большей глубине, чем более поздние. Метафора подразумевает, что ранний "МАТЕРИАЛ" менее доступен, чем поздний, и что тяжелые, неизлечимые заболевания являются более ранними по происхождению, чем не столь тяжелые. Может случиться, что ранний "материал" оказывается легкодоступным - в этом случае можно воспользоваться другой геологической метафорой: "сброс".

СМЕЩЕНИЕ (DISPLACEMENT) Процесс, посредством которого ЭНЕРГИЯ (КАТЕКСИС) перемещается с одного психического образа на другой. Смещение является одним из ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ и ответственно за тот факт, что, например, в СНОВИДЕНИЯХ один образ может символизировать другой (см. СИМВОЛ). В более общем смысле - процесс, посредством которого индивид переводит интерес с одного объекта или вида деятельности на другой таким образом", что последний становится эквивалентом, или заменителем предшествующего. Символизация и СУБЛИМАЦИЯ определяются последовательностью смещений.

СМЫСЛ (MEANING) Хотя психоанализ обычно представляют как каузальную теорию (см. ПРИЧИННОСТЬ), согласно которой психологические феномены являются следствием предшествующих событий, ряд аналитиков, особенно Szasz (1961), Home (1966), Rycroft (1966) не так давно доказали, что психоанализ (или некоторые его разделы) является в действительности теорией смысла, а решающее наблюдение Фрейда о том, что ИСТЕРИЧЕСКИЕ симптомы психогенны, было, в сущности, открытием того, что они обладают смыслом, т.е. могут быть интерпретированы как ЗНАКИ и КОММУНИКАЦИИ. Сторонники этого взгляда приводят тот довод, что теории каузальности применимы лишь к миру неодушевленных объектов, и что попытка Фрейда применить принципы детерминизма, взятые из физических наук, к поведению человека, не принимает во внимание тот факт, что человек - это живой АГЕНТ, наделенный способностью принимать решения, делать выбор и быть креативным (см. КРЕАТИВНОСТЬ). Они полагают также, что:

а) Фрейд заблуждался, считая, что открытие им БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ психических процессов и управляющих ими "ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ" доказывает, что психическая жизнь является проявлением принципа психического ДЕТЕРМИНИЗМА; и что

б) полагая так, он вовлек психоанализ в противоречие, утверждая, с одной стороны, что СОЗНАТЕЛЬНЫЕ процессы детерминированы бессознательными, а с другой - что превращение бессознательных процессов в сознательные увеличивает свободу выбора и действий индивида. Фрейд, судя по определенным темам его творчества, ясно понимал, что он имел дело со смыслами, а не с причинами. Свою самую известную книгу он озаглавил "Толкование сновидений", а не "Причина сновидений", а главу о симптомах в работе "Введение в психоанализ. Лекции" назвал "Смысл симптомов".

СНОВИДЕНИЕ (DREAM, DREAMING) Психическая активность во время СНА; серия картин и событий, представляющихся во время сна. Психоанализ полагает, что сновидения имеют психологический СМЫСЛ, постичь который можно с помощью ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Согласно исходным формулировкам Фрейда, сновидения имеют:

а) ЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, т.е. сновидение в том виде, как его переживают, рассказывают или помнят (см. также МАНИФЕСТНЫЙ); и

б) СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ, которое раскрывается путем интерпретации (см. также ЛАТЕНТНЫЙ).

Он также полагал, что спящий выполняет работу (РАБОТА СНОВИДЕНИЯ), переводя скрытое содержание в явное и что, следовательно, интерпретация сновидения является процессом, обратным работе сновидения. Согласно фрейдовской теории сновидений как ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ, скрытое содержание является желанием, которое исполняется во сне в галлюцинаторной форме (см. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ), причем необходимость его перевода в явное содержание обусловлена двумя факторами:

а) физиологическими условиями сна, которые делают сновидение в основном визуальным, а не вербальным процессом; и

б) тем, что желание неприемлемо для бодрствующего ЭГО -следовательно, требуется его замаскировать, чтобы миновать ЦЕНЗОРА. КОШМАРЫ и тревожные сны составляют неудачи в работе сновидений. Травматические сновидения (см. ТРАВМА), в которых просто повторяется травматическое переживание, являются исключением из теории.

Интерес Фрейда к сновидениям возник из того факта, что они являются нормальными процессами, знакомыми каждому, но которые, тем не менее, служат примером того, как работают процессы формирования невротических симптомов. Эти процессы - КОНДЕНСАЦИЮ, СМЕЩЕНИЕ, СИМВОЛИЗАЦИЮ, безразличие к категориям пространства и ВРЕМЕНИ и терпимость к противоречиям - Фрейд назвал ПЕРВИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, в противоположность ВТОРИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ бодрствующей мысли. Интерпретация сновидения, следовательно, сводится главным образом к переводу мышления первичного процесса в мышление вторичного процесса, к развитию сжатых, непоследовательных, преимущественно зрительных образов сновидения в логически стройный символизм языка. См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ.

Согласно Freud (1900,1902), функция сновидений заключается в сохранении СНА путем представления желаний как исполненных - иначе они разбудили бы спящего. Недавнее психологическое исследование, однако, допускает существование двух видов сна - БЕЗ СНОВИДЕНИЯ и СО СНОВИДЕНИЯМИ (парадоксальная фаза сна); фазы последнего периодически возникают во всех продолжительных периодах сна; функция сна со сновидениями - обрабатывать сенсорный материал предшествующих периодов бодрствования.

СОВЕСТЬ (CONSCIENCE) ИЛИ

  1. система моральных ценностей человека, ИЛИ
  2. та часть человека, которую он ощущает голосом моральных ценностей.

Строго говоря, термин относится только к СОЗНАТЕЛЬНЫМ ценностям и к сознательным "тихим, слабым голосам", и его не следует путать с СУПЕР-ЭГО, отличающимся тем, что оно частично бессознательно и содержит повеления, под которыми индивид сознательно не подпишется. В любом случае эти два понятия относятся к различным системам отношений.

СОЗНАНИЕ (CONSCIOUSNESS)

  1. Состояние, в котором человек себя осознает, в противоположность состояниям сна, анестезии, комы.
  2. Способность к САМООСОЗНАНИЮ, которой обладает человек, в отличие от других животных.

При использовании в значении 2 не всегда понятно, относится ли это к первичному (само-) осознанию, т.е. знанию того, что субъект делает, или к рефлексивному самоосознанию, т.е. обращению внимания на собственные психические процессы.

Статья Фрейда, посвященная сознанию, которая должна была войти в его работы по МЕТАПСИХО-ЛОГИИ (1915), исчезла. Поэтому мы имеем лишь неполное представление о его взглядах на этот вопрос. Мы, однако, знаем, что он:

а) обычно уподоблял сознание органу чувств, способному воспринимать ВНУТРЕННИЕ психические события и отличать их от внешних ВОСПРИЯТИИ. (Эту функцию сознания он назвал ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ);

б) полагал, что сознание отличается от БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО способностью познавать категории пространства и ВРЕМЕНИ, нетерпимостью к противоречиям и использованием связанной ЭНЕРГИИ (т.е. приписыванием образам относительно постоянного смысла) (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ); и

в) утверждал, что "быть связанным со словесными образами" - это то, что существенно необходимо, чтобы бессознательная мысль могла попасть в сознание. Из его взглядов на лечение и терапевтическую ценность перевода бессознательного в сознательное можно также заключить, что он придерживался мнения об интегративной функции (см. ИНТЕГРАЦИЯ) сознания. См. Freud (1915, 1923). См. СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Существующая в психоанализе тенденция считать, что сознание вторично по значимости и полагать, что сознательные феномены являются следствием бессознательных привело к тому, что на проблемы сознания обращалось мало внимания. Это пренебрежение послужило основой для широкой экзистенциалистской (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) критики в адрес фрейдовского психоанализа. См. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ; ОНТОЛОГИЯ.

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ (CONSCIOUS) Согласно психоаналитической теории, возможны два способа психической деятельности: сознательный и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ, где первый имеет дело с "непосредственной данностью", которую "невозможно объяснить более полно с помощью каких-либо описательных методов", а второй - с тем, что должно быть выявлено. Теория утверждает также, что эти два способа действуют в соответствии с разными принципами: сознательная психическая деятельность подчиняется "грамматике" ВТОРИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ, а бессознательная - "грамматике" ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ). Сознание (часто сокращается до Сз) - это система или структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, подчиняющаяся вторичным процессам. Поскольку мысли, относящиеся к сознанию, временами способны становиться бессознательными, психическая деятельность может быть одновременно ДЕСКРИПТИВНО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ и ДИНАМИЧЕСКИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ - такая деятельность обозначается термином предсознательная (см. отдельную статью, озаглавленную ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ). Обратная ситуация возникает в СНОВИДЕНИЯХ, где мы воспринимаем сознанием проявления бессознательного. Противоречия такого рода способствовали изменению терминологии, сделанному Фрейдом в 1920-х годах, когда сознательное стало ЭГО, а бессознательное - ИД.

СОЖАЛЕНИЕ (SORROW) Согласно McDougall (1908), сожаление есть "производная эмоция, одна из ретроспективных эмоций желания; одним словом, это особая форма грусти, по сути, грусти, источником которой является чувство любви, и потому грусти мягкой". См. ПЕЧАЛЬ; ГОРЕ; СКОРБЬ.

СОЛИПСИЗМ (SOLIPSISM) Точное значение: философская теория, согласно которой познаваема только субъективность, а кажущийся внешний мир состоит из наших собственных представлений. Иногда используется, особенно Suttie (1935), для описания того, что КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ называет НАРЦИССИЗМОМ младенца, т.е. его убежденности, что внешний мир существует исключительно для удовлетворения его желаний, и неспособности понять, что объекты этого мира являются людьми со СВОИМИ желаниями и потребностями.

СОМА, СОМАТИЧЕСКИЙ (SOMA, SOMATIC) Тело, телесный. Обычно противопоставляется ПСИХИКЕ, психическому. Крайне редко - все клетки тела, за исключением зародышевых, т.е. та телесность, которая составляет смертного индивида, в противоположность той, что обеспечивает продолжение рода. СОМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ подразумевает какой-либо физический фактор, который определяет локализацию невротического симптома, напр., локализацию КОНВЕРСИОННОГО СИМПТОМА в органе, который уже был поражен физическим недугом.

СОН (SLEEP) Хотя в работах самого Фрейда сон рассматривается как что-то само собой разумеющееся, в чем имеется лишь физиологическая потребность, а функция СНОВИДЕНИЙ - в том, чтобы помешать БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ, вытесненным тенденциям (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) нарушить сон, в работе Левина и других делается предположение, что сон сам по себе может содержать ПСИХОПАТОЛОГИЮ, источником которой является бессознательное приравнивание его к слиянию с ГРУДЬЮ (первичная ИДЕНТИФИКАЦИЯ с МАТЕРЬЮ). Вследствие этого приравнивания чрезмерно длительный сон может быть проявлением РЕГРЕССИИ на ОРАЛЬНЫЙ уровень, а бессонница может быть обусловлена либо АМБИВАЛЕНТНОСТЬЮ к (внутренней) матери и страхом слияния с ней, либо, как при МАНИИ, наличием ФАНТАЗИИ о происшедшем слиянии с матерью, что делает сон (психологически) ненужным.

Недавнее психологическое исследование показало, что есть два типа физиологического сна: ортодоксальный, без сновидений, и. парадоксальный, со сновидениями. Наличие сновидения можно определить, INTER ALIA, по движениям глаз (при закрытых веках) и по низкой амплитуде электроэнцефалографических (мозговых) волн. Вполне вероятно также, что функция сна со сновидениями - дать возможность мозгу обработать поступившую за прошедший день информацию: по аналогии с компьютером мозг оказывается запрограммированным этой дневной информацией. Если это правильно, то идею Фрейда, что мы видим сны для того, чтобы сохранить сон, нужно перевернуть: мы спим, чтобы видеть сны. Его теория, согласно которой ИНФАНТИЛЬНЫЕ тенденции проявляются в сновидениях, совместима с этими физиологическими идеями в том случае, если предположить, что вытесненные желания, фантазии и т.д. образуют скопление материала, требующего обработки. Это предположение согласуется с мыслями самого Фрейда относительно роли ТРАВМЫ, т.е. что травматические переживания - это то, что субъект не в состоянии усвоить в тот момент, когда они случаются. См. Oswald (1966).

СОПРОТИВЛЕНИЕ (RESISTANCE) Как специальный термин - противодействие превращению БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ процессов в сознательные, возникающее во время психоаналитического лечения. Считается, что пациенты находятся в состоянии сопротивления, если они препятствуют ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ аналитика. Они оказывают слабое или сильное сопротивление в зависимости от того, насколько им легко или трудно позволить аналитику понять их. Сопротивление является проявлением ЗАЩИТЫ; исключение, возможно, представляет "сопротивление бессознательного", ВЫНУЖДЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ (SOCIAL PSYCHIATRY) Область психиатрии, которая занимается социальными аспектами психической болезни и вопросом превращения психиатрических больниц в терапевтические сообщества, отличающиеся от тех заведений, где практикуется разделение больных по нозологическому признаку. См. Martin (1963).

СРЕДНЕ ОЖИДАЕМОЕ ОКРУЖЕНИЕ (AVERAGE EXPECTABLE ENVIRONMENT) См. ОКРУЖЕНИЕ, СРЕДНЕ ОЖИДАЕМОЕ.

СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (STAGES OF MAN) Согласно Erikson (1963), существует восемь стадий жизни человека, на каждой из которых индивид проявляет (или не способен проявить) "качества Эго - тот критерий, который свидетельствует, что на данной стадии ЭГО индивида достаточно сильно для того, чтобы интегрировать график развития своего организма со структурой общественных институтов". Эти восемь стадий следующие: ДОВЕРИЕ против БАЗОВОГО НЕДОВЕРИЯ, соответствующая ОРАЛЬНОЙ фазе КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ; АВТОНОМИЯ против СТЫДА И СОМНЕНИЯ, соответствующая АНАЛЬНОЙ фазе классической теории; ИНИЦИАТИВА против ВИНЫ, соответствующая ФАЛЛИЧЕСКОЙ и ЭДИПОВОЙ фазам классической теории; ТРУДОЛЮБИЕ против НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, соответствующая ЛАТЕНТНОМУ ПЕРИОДУ классической теории; ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ, соответствующая подростковому периоду и юности; БЛИЗОСТЬ против ИЗОЛЯЦИИ, соответствующая "расцвету сил"; ГЕНЕРАТИВНОСТЬ против СТАГНАЦИИ, соответствующая среднему возрасту, и ЦЕЛОСТНОСТЬ ЭГО против ОТЧАЯНИЯ, соответствующая старости.

СТЕРЕОТИП (STEREOTYPE) Социологический термин для обозначения общедоступного, или общепринятого представления о том, как ведет себя, как выглядит и т.д. какая-либо конкретная группа людей. Представления о том, что у всех евреев крючковатый нос и все они скупы, а все сумасшедшие буйные - очевидные стереотипы; более искусными являются предубеждения, что мужчинам и женщинам, молодым и старым, и т.д. присущи определенные стандарты поведения, отклонения от которых противоестественны. См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; МАСКУЛИННЫЙ, ФЕМИННЫЙ.

СТИМУЛ (STIMULUS) To, что вызывает ответ или реакцию в живой ткани. Согласно МЕТАПСИХОЛОГИИ Фрейда, стимулы бывают или ВНУТРЕННИМИ, или внешними; первые являются инстинктивными ИМПУЛЬСАМИ, приходящими изнутри организма и воздействующими на ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ, а вторые представляют собой сенсорные впечатления, получаемые из ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Стимулы повышают НАПРЯЖЕНИЕ, вызывают НЕУДОВОЛЬСТВИЕ (СТРАДАНИЕ), которое ослабляется с помощью РАЗРЯДКИ в соответствии или с ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ, или с ПРИНЦИПОМ РЕАЛЬНОСТИ. СТИМУЛЬНЫЙ БАРЬЕР - та часть психического аппарата, которая защищает ЭГО от чрезмерного возбуждения как со стороны внешних, так и внутренних стимулов. Согласно некоторым мнениям, травматические переживания (см. ТРАВМА) разрушают стимульный барьер. СТИМУЛЬНЫЙ ГОЛОД - это страстное желание возбуждения; в основе этого понятия лежит положение о том, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его. СТИМУЛЬНЫЙ ЗНАК -этологический термин (см. ЭТОЛОГИЯ); он относится к поведению, которое действует как стимул для дополняющего поведения другой особи того же вида. Улыбка и плач являются стимульными знаками.

СТРАДАНИЯ, БОЛЬ (PAIN) В зависимости от контекста, термин относится ЛИБО к известному физическому ощущению, ЛИБО к неприятному переживанию, связанному с инстинктным НАПРЯЖЕНИЕМ; последнее, согласно ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ-НЕУДОВОЛЬСТВИЯ, представляет собой состояние, которое инстинктное действие стремится облегчить. В работах Фрейда физическая боль обозначается Schmerz, а душевное страдание, вызываемое напряжением, - Unlust, что Стрэчи переводит как НЕУДОВОЛЬСТВИЕ. В других переводах используется "страдание" для обоих немецких слов.

СТРАХ (FEAR) Первичная ЭМОЦИЯ, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством. Несмотря на то, что страх является одним из основных человеческих переживаний, а бегство, несомненно, - одна из основных биологических реакций, психоанализ мало что может сказать о страхе, и этому есть две причины. Во-первых, его изначальный интерес связан с патологией, поэтому страх оказался затененным ТРЕВОГОЙ, хотя иногда ее определяют как иррациональный страх, и, наоборот, страх иногда определяют как "объективную тревогу". Во-вторых, приверженность Фрейда дуальной теории инстинктов (см. ИНСТИНКТ) не оставила места для третьего первичного инстинкта. В результате у психоанализа есть, что сказать о том, как ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ могут КОНФЛИКТОВАТЬ друг с другом, ТОРМОЗИТЬ друг друга и иногда даже усиливать друг друга (САДИЗМ), но мало что может сказать о том, как страх способен взаимодействовать с любовью и ненавистью. Ввиду пристрастия Фрейда к антитезам и противоположностям стоит отметить, что можно было бы попробовать рассматривать страх как противоположное и любви, и ненависти.

СТРУКТУРНЫЙ (STRUCTURAL) Структурные формулировки описывают психическую деятельность в терминах взаимодействия психических структур, таких как ЭГО, СУПЕР-ЭГО и ИД. "ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ" также являются структурами, поскольку они рассматриваются как относительно постоянные составляющие психики. Использование структурных понятий представляется неизбежным в психологических теориях, которые устанавливают связь между опытом прошлого и настоящего и используют знания о КОНФЛИКТЕ. См. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ; ПОНЯТИЕ; ДИНАМИЧЕСКИЙ.

СТЫД (SHAME) Стыд - это Золушка неприятных эмоций: ему уделялось намного меньше внимания, чем ТРЕВОГЕ, ВИНЕ и ДЕПРЕССИИ. Freud (1896) трактовал стыд как страх быть осмеянным, тогда как Piers (1953) интерпретирует его как реакцию на неспособность жить согласно ЭГО-ИДЕАЛУ (т.е. вина возникает, если мы действуем вразрез с указанием, поступившим извне, но представленном в СУПЕР-ЭГО, а стыд - если нам не удается достичь идеала поведения, который мы сами установили). Согласно Lynd (1958), который не является психоаналитиком, стыд тесно связан с чувством ИДЕНТИЧНОСТИ и с ИНСАЙТОМ. Он провоцируется тем опытом, который ставит под сомнение наши прежние представления о себе и заставляет нас видеть себя глазами других и признавать расхождение между тем, как они воспринимают нас, и нашим собственным чрезмерно упрощенным и эгоистичным представлением о себе. Открытость опыту стыда увеличивает инсайт и САМООСОЗНАНИЕ; отрицание стыда провоцирует развитие защитой брони. Относительно предположения, что стыд как постоянный невротический симптом имеет место у ШИЗОИДНЫХ индивидов, которые одновременно и переоценивают себя ("воображают"), и осознают, что их переоценка не разделяется другими, см. Rycroft (1968).

Социологи различают культуры вины и культуры стыда; иудейско-христианская западная цивилизация - пример первой, традиционная японская культура, как и культура европейской военной аристократии, - примеры второй.

Стыд отличается от вины тем, что более тесно связан с телесными ощущениями (напр., покраснением) и тем, что его, как показывает Линд, легко вызвать нарушением негласных общественных правил. Если нарушение моральных кодексов и законов приводит к вине, то бестактность и ошибки вкуса вызывают стыд.

СУБЛИМАЦИЯ (SUBLIMATION) Связанный с развитием процесс (см. РАЗВИТИЕ), посредством которого инстинктные ЭНЕРГИИ (см. ИНСТИНКТ) разряжаются (см. РАЗРЯДКА) в неистинктные формы поведения. Данный процесс включает в себя:

а) перемещение энергии с действий и объектов первичного (биологического) значения на действия и объекты меньшего инстинктного значения;

б) такое преобразование качества ЭМОЦИИ, сопровождающей деятельность, при котором она становится "десексуализированной" и "деагрессифицированной" (см. ДЕСЕКСУАЛИЗАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ);

в) освобождение деятельности or диктата инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ.

Некоторые определения содержат элемент социального, а именно, что истинные сублимации социально приемлемы. Интеллектуальная любознательность рассматривается как сублимация СКОПОФИЛИИ, поскольку:

а) она обращена на несексуальные предметы;

б) сопровождающее ее удовольствие имеет несексуальный характер;

в) изменения ее интенсивности не зависят от инстинктного напряжения.

Понятие сублимации направлено на объяснение развития "высших функций" из низших, и за основу берутся два вида доказательств: во-первых, возникновение новых интересов и способностей во время курса психоаналитического лечения; во-вторых, возникновение "регрессивных" симптомов (см. РЕГРЕССИЯ) у лиц с невротическими расстройствами. В случае интеллектуальной любознательности сублимация означает увеличение этой любознательности, сопровождающее анализ подавления в детстве сексуального любопытства, а также рецидив вуайеристских тенденций ("Подглядывающий Том") (см. ВУАЙЕРИЗМ) или переедания у пациента, который до невротического срыва проявлял исследовательский склад ума.

Все виды сублимации зависят от СИМВОЛИЗАЦИИ, а все РАЗВИТИЕ ЭГО - от сублимации. Большинство мнений по данному вопросу сводится к тому, что сублимации доступны скорее прегенитальные СОСТАВНЫЕ ИНСТИНКТЫ (см. также ПРЕГЕНИТАЛЬНЫЙ), чем взрослые сексуальные инстинкты. Другими словами, понятие полагает развитие и эволюцию.

Anna Freud (1937) рассматривает сублимацию как ЗАЩИТУ (но такую, "которая скорее имеет отношение к изучению нормы, чем невроза") на том основании, что сублимация обеспечивает прогрессивное разрешение инфантильных КОНФЛИКТОВ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ), которые в противном случае могли бы привести к НЕВРОЗУ.

СУБЪЕКТ (SUBJECT) Человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения. Все психоаналитические работы, даже наиболее абстрактные, посвящены в конечном итоге некоему одному индивиду, субъекту; все остальные, о ком идет речь, являются его ОБЪЕКТАМИ. В теоретических работах этот индивид является абстракцией, которую рассматривают как "субъект", "индивид", "пациент", "младенец" и считают, что он имеет отношение, или импульсы, направленные на различные объекты, такие как "ГРУДЬ", "МАТЬ", "родители" и т.д. Аналогия с грамматикой очевидна: субъект - это человек, о котором говорится в предложении, обобщении или теории; глагол (вместе с наречием) описывает природу ИМПУЛЬСА (ИНСТИНКТА) или обсуждаемые взаимоотношения; а объект - это человек, с которым субъект общается (или хочет того).

СУБЪЕКТИВНЫЙ (SUBJECTIVE) Относящийся к СУБЪЕКТУ. См. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ.

СУДЕБНЫЙ (FORENSIC) Имеющий отношение к судопроизводству. Отсюда судебная медицина, судебная психиатрия.

СУИЦИД (САМОУБИЙЦА, САМОУБИЙСТВО) (SUICIDE)

  1. Человек, который преднамеренно убивает себя.
  2. Акт самоубийства.

Согласно Stengl (1964), "в среднем одна треть людей, совершающих самоубийство, страдает НЕВРОЗОМ или ПСИХОЗОМ или тяжелым ЛИЧНОСТНЫМ РАССТРОЙСТВОМ, причем ДЕПРЕССИВНОЕ заболевание, или МЕЛАНХОЛИЯ является психическим расстройством с наиболее высоким суицидальным риском. Штенгель различает СУИЦИД, где саморазрушение является единственным или главным намерением, и СУИЦИДНУЮ ПОПЫТКУ, куда входят другие мотивы. "То или иное предупреждение о суицидном намерении дается практически всегда. Покушающиеся на самоубийство во время его исполнения стремятся оказаться поблизости от других людей или двигаться к ним. Попытки самоубийства действуют как сигналы тревоги и, по сути, являются призывом о помощи, даже если не было осознанного намерения этого призыва". Приблизительно подсчитано, что суицидные попытки происходят в шесть-восемь раз чаще, чем завершенный суицид. Психоаналитические теории суицида объясняют потребность в саморазрушении или как нападение на интроецированный объект (см. ДЕПРЕССИЯ), или как производное ИНСТИНКТА СМЕРТИ (см. также ИНТРОЕКЦИЯ).

СУПЕР-ЭГО (SUPER-EGO) Та часть ЭГО, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. Та часть Эго, в которой находятся родительные интроекты (см. ИНТРОЕКЦИЯ). Поскольку Фрейд утверждал, что самонаблюдение зависит от ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ родителей, эти определения совпадают. Супер-эго отличается от СОЗНАНИЯ тем, что:

а) оно принадлежит другой системе отношений, т.е. МЕТАПСИХОЛОГИИ, а не этике;

б) оно включает элементы БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО; и

в) исходящие от него указания и запреты происходят из прошлой жизни субъекта и могут быть в КОНФЛИКТЕ с ценностями настоящего.

Аналитики не придерживаются той точки зрения, что Супер-эго является точной копией интроецированных родительских фигур, поскольку, как полагают, эти интернализации имеют место в раннем детстве, когда младенец наделяет объекты своими собственными свойствами. Отсюда следует, что источником суровости или нетерпимости Супер-эго является (по крайней мере, частично) насилие субъекта над своими чувствами в детстве. Полагают также, что энергия Супер-эго поступает из ИД, т.е. что тенденция Супер-эго к самонападению дает выход собственным агрессивным импульсам субъекта (см. АГРЕССИЯ). Это - пример ПОВОРОТА ПРОТИВ СЕБЯ. Хотя в ранних формулировках ОТЦУ отводится главная роль в формировании Супер-эго, большинство современных мнений сходится в утверждении, что предшественники Супер-эго появляются на ПРЕЭДИПОВЫХ фазах РАЗВИТИЯ; они соответствуют "ВНУТРЕННИМ ОБЪЕКТАМ" ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ. Понятие впервые появилось в работе Фрейда "Я И ОНО" (Freud The Ego and the Id, 1923), и характер его описания в значительной мере предопределен тем интересом к ОБСЕССИВНОМУ НЕВРОЗУ, который пронизывает всю книгу.

Некоторые аналитики считают одной из задач психоаналитического лечения изменение Супер-эго в направлении большей терпимости и реализма, тогда как другие говорят о передаче его функций в распоряжение Эго. Такая неоднозначность является следствием того, что понятие включает в себя трудносовместимые элементы: "архаические" ИНФАНТИЛЬНЫЕ интроекты и полученное в результате жизненного опыта рефлексивное САМООСОЗНАНИЕ. Другими словами, Супер-эго - и хранилище прошлого, и одновременно высший уровень функционирования Эго.

ИСКАЖЕНИЕ СУПЕР-ЭГО. Относится к попытке уменьшить ВИНУ путем совращения или развращения какого-то лица, идентифицируемого (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ) со своим Супер-эго, т.е. к попытке уменьшить собственное чувство малоценности посредством низведения этого лица до своего уровня.

ЛАКУНЫ СУПЕР-ЭГО - провалы в нравственности пациента.

СФИНКТЕР (SPHINCTER) Мышца в форме кольца, управляющая телесным отверстием. Когда говорят о приобретении или утрате КОНТРОЛЯ СФИНКТЕРА, имеют в виду сфинктеры, осуществляющие контроль за дефекацией и уринацией.

   

Алфавитный указатель