Практика (Анализ клинических случаев) Опубликовано 26.05.2001

Клинический случай рака поджелудочной железы у кота

Рак поджелудочной железы, причины его возникновения и патогенез изучены недостаточно даже в гуманитарной медицине, не говоря уже о ветеринарной. Поэтому каждый случай, встречаемый в ветеринарной практике, представляет собой несомненный интерес в плане изучения этого заболевания.

Анамнез: Кот домашний, беспородный, полудлинношерстный, рыжего окраса, не кастрирован, возраст – 7 лет, кличка – Ларсик. Кормление преимущественно рыбой, в основном минтаем, реже навага, пикша, в сыром или вареном виде. В последние 3 дня в моче кота наблюдается кровь, диурез безболезненный и без затруднений. Аппетит сохранен, в целом поведение и состояние на взгляд владельцев без изменений, хотя кот выглядит очень исхудавшим. Дефекация редкая, 1 – 2 раза в неделю.

При осмотре: упитанность кота ниже средней, шерсть свалявшаяся, вид больной и измученный. Заторможен, не реагирует на пальпацию и осмотр. Почки на ощупь небольшие, плотные, безболезненные. Стенка мочевого пузыря безболезненная, умеренно упругая, имеется среднее количество мочи в пузыре. В брюшной полости пальпируются тяжи кишечника, переполненные содержимым, безболезненные и увеличенные лимфоузлы. Температура понижена – 37. 8.

Предположительный диагноз: мочекаменная болезнь, поскольку кота постоянно кормили исключительно рыбой. В моче наблюдается кровь.

Лечение: антибиотикотерапия- ампиокс по 0, 25 г х 2 раза в день.

Владельцы самостоятельно начали вводить клафоран по 0, 25 г х 2 раза в день, закончить курс и перейти на ампиокс;

Спазмолитик – папаверин по 0, 3 х 2 –3 раза в день;

Выпаивать почечный чай (ортосифон), по 1 ч. л. х 5 –6 раз в день;

Гомеопатические препараты:

Аконит, Белладонна, Бриония по 2 шт. х 2 –3 раза в день;

Кантарис 3 по 4 шт. х 3 раза в день;

Берберис 3Х по 2 шт. каждый час, все время, пока есть кровь в моче, потом по 3 шт. х 3 раза в день;

В последующие дни у кота наблюдалось стабильное состояние, без ухудшения, но и без улучшения. Начался запор после начала курса антибиотикотерапии, не было дефекации в течение 2-х недель, хотя кот регулярно ел, пил, мочился. Позывы на дефекацию отсутствовали, такое впечатление, что запор не причинял дискомфорта коту. Первая дефекация – спустя 14 дней после начала лечения. Спустя три недели после первого осмотра у кота неожиданно начало увеличиваться левое яичко, за 2 дня оно увеличилось по сравнению с правым в 6 –7 раз и стало по размерам чуть меньше куриного яйца. При этом ухудшилось общее состояние, кот перестал есть, стал больше лежать. При ходьбе отводит левую заднюю лапу вбок, заметная болезненность.

При осмотре: кот значительно похудел за прошедшие 3 недели, хотя выглядит более оживленным, чем в прошлый раз. При пальпации печень значительно увеличена, выступает за края ребер на два пальца, плотная, безболезненная. Свободно пальпируются лимфоузлы в брюшной полости, шаровидные, плотные. Видимые слизистые оболочки бледно- розового цвета, внутренняя поверхность кожи ушей имеет желтушное окрашивание. Почки небольшие, плотные, безболезненные при пальпации. После осмотра проведена кастрация кота, удалено увеличенное левое яичко и нормальное правое. После кастрации – антибиотикотерапия и продолжение назначенного лечения.

Первые семь дней после кастрации кота кормили насильно, на 10 – й день кот проявил интерес к еде и поел самостоятельно. Начиная с этого времени, у кота появился аппетит, он начал требовать корм. Кормление – сырое постное мясо, за день животное съедало 100 – 150 г мяса. Состояние после кастрации в течение 2-х месяцев оставалось стабильно удовлетворительным. Кот был достаточно активным, интересовался происходящим; диурез, дефекация – без отклонений, ежедневно, 1 –2 раза в день, исчезла кровь из мочи; охотно ел мясо, даже накануне смерти он с аппетитом поел. Все время наблюдения и лечения сохранялась кахексия кота. Несмотря на хороший аппетит, кот нисколько не поправился и даже немного похудел. Умер неожиданно, очень быстро. Утром поел, отправился спать, к полудню кот был уже мертв.

При вскрытии- признаки значительного истощения в виде сильной сухости кожи и подкожной клетчатки, брюшных мышц. Подкожный жир присутствует в незначительном количестве, желтого цвета. Внутренняя поверхность кожи также имеет желтушное окрашивание, брюшные мышцы – желто-коричневого цвета.

Цвет внутренних органов темный с коричневым оттенком. В брюшной полости находится около 220 мл экссудата, густого, ярко- желтого цвета с резким неприятным запахом, напоминающий запах разложившегося трупа, хотя вскрытие производилось через 3 часа после смерти в феврале. Диафрагма – темно-коричневого цвета с фиолетовыми пятнами. Брыжейка и сальник покрыты по всей поверхности плотными шаровидными образованиями, плотными на ощупь и похожими на застывшие капли жира.

При вскрытии выявлены следующие изменения:

  • Ангидремия
  • Иктеричность тканей и органов
  • Дистрофическое перерождение печени, поджелудочной железы и почек.
  • Пневмония, ателектаз и застойная гиперемия легких
  • Миокардиодистрофия
  • Перитонит
  • Системная реакция лимфоузлов в виде их увеличения и дистрофических изменений

При гистологическом исследовании выявлены следующие изменения:

Поджелудочная железа: Дольки поджелудочной железы частично сохранили присущее им строение ацинусов экзокринной части и островков Лангерганса эндокринной части органа. В то же время имеются дольки, насыщенные лимфоидными клетками, разобщающими ацинусы. Последующие, примыкающие к ним дольки, полностью замещены лимфоидно-гистиоцитарными клетками с наличием очажков железистого атипичного эпителия. В соединительнотканной основе железы грубоволокнистого характера содержатся полнокровные кровеносные сосуды, а в эпителиальных сосудах – множество атипичных железистых клеток, свидетельствующих о лимфогенном метастазировании опухоли. В соединительнотканной основе содержатся крупные пластинчатые нервные окончания- тельца Фатер – Пачини.

Опухоль: Железистое образование округлой формы, с поверхности покрытый тонкой соединительнотканной капсулой, ограниченной мезателием (плоский однослойный эпителий брюшины). Структура представлена образованиями округлой формы, подобно фолликулам лимфоидной ткани, сформированной клетками железистого эпителия в виде тяжей. В середине некоторых из них выявляются очаги когуляционного некроза с пылевидным клеточным детритом. По границе округлых железистых структур, под капсулой и между ними, заметны лимфоидные клетки. Сосуды многочисленные, тонкостенные, с расширенным просветом, переполнены кровью. На корковое и мозговое вещество эти образования не дифференцируются.

В центральных участках опухолевой ткани выявляли наличие некрозов, что приводило к интоксикации организма продуктами распада. Поэтому в паренхиматозных органах: печени, почках, легких, регистрировали воспалительные изменения с выраженными сосудистыми расстройствами.

Патогистологический диагноз можно выразить следующими процессами:

  • Тубулярная аденокарцинома поджелудочной железы с множественными метастазами опухолевой ткани в лимфоузлы и стенку пищеварительного канала.
  • Фибринозный перикардит (волосатое сердце).
  • Крупозная пневмония с выявлением преимущественно стадий красной и серой гепатизации.
  • Хронический гломерулонефрит.
  • Анулярный цирроз печени.

Заключение: На основании макро и гистологических изменений установлена тубулярная карцинома поджелудочной железы с множественными метастазами в стенку пищеварительного канала и лимфатические узлы. При этом преимущественно выявляли лимфогенное метастазирование, о чем свидетельствовало наличие опухолевых клеток в просвете синусов лимфоузлов и образования метастазов в корковом веществе лимфоузла с замещением части лимфоидной ткани опухолевыми клетками. Метастазы регистрировали и в половых железах в виде односторонней семиномы.

Проф. М. С. Ежкова, ветврач Е. В. Дубровина (КГАВМ)



© Елена Дубровина, 1999-2001
© Техническая поддержка, 1999-2001