Лекционный цикл в соответствии с этой программой преподается как продвинутый
курс для тех, кто уже освоил базовый цикл основ соционики
(См. Программа базового лекционного цикла " Основы теории информационного
метаболизма психики "// СМиПЛ, N 5 - 98.) на факультетах вузов, специальных
курсах, в системе подготовки и переподготовки кадров, где готовят специалистов
таких профессий, которым в повседневной деятельности приходится,
главным образом, общаться с людьми (педагоги, врачи, дипломаты, адвокаты,
социальные работники, менеджеры и др.) или анализировать мотивы и прогнозировать
ход мысли и поведения людей (международные аналитики, государственные
служащие, советники, эксперты, консультанты и др.).
2. Типологии психики человека. Принципы и методы построения типологий. Доюнговские типологии психики человека. Психологические типы К.Г.Юнга. Типология К.Бриггс-И.Бриггс-Майерс-П.Майерс. Современные типологии психики. Типоведение - "феноменологический", описательный (на естественном языке) подход к классификации психики человека (2 акад. час).
3. Соционическая модель психики (Аушра Аугустинавичюте,1968). Структура моделей типов информационного метаболизма (ТИМ) психики. Элементы, блоки и суперблоки (кольца) в модели. Связь и взаимодействие суперблоков, блоков и элементов модели. Элементы модели и психические функции. Параметры элементов модели - психических функций. Размерность функций в модели - "функциональные пространства". Информационное наполнение психики - характеристики индивидуальности и личности реального человека. Информационная структура мира с субъективной точки зрения - аспекты информационного потока взаимодействия психики с миром. Субъективно - психологический смысл (семантика) аспектов информационного потока взаимодействия психики с окружающим миром (4 акад. час).
4. Методы идентификации ТИМ психики. Идентификация - отождествление структуры и механизма функционирования психики данного человека с моделью одного из типов информационного метаболизма психики. Метод "беседы" (интервью); искусство и правила беседы. Метод "досье"; особенности анализа текстов. Тестовые методики. Сравнение типоведческих и модельных методов идентификации ТИМ психики (2 акад.час).
5. Технология идентификации ТИМ психики. Процедура идентификации ТИМ психики: Гипотеза - модель - верификация (проверка соответствия функционирования модели ТИМ психики и психики данного реального человека). Искусство выбора гипотезы ТИМ психики; вербальные и невербальные признаки ТИМ психики. Правила моделирования. Принципы верификации моделей ТИМ психики - методика и технология, пути оптимизации, критерии достоверности (4 акад. час).
6. Коммуникативные модели в психике человека и их влияние на идентификацию ТИМ психики. Система воздействий на человека в реальных условиях - неслучайные группы и аспектная структура информационного потока взаимодействия психики человека с окружающим миром. Методические и технологические особенности идентификации ТИМ психики в реальной информационной среде. Проблема идентификации интегрального ТИМ (ИТИМ) социетальной психики неслучайной группы (2 акад. час).
7. Искажения ТИМ психики и проблемы идентификации. Информационное наполнение психических функций в онтогенезе. Акцентуации функций, блоков, суперблоков (колец). Искажения вида "супер-ЭГО", "витал" и др. Методы преодоления трудностей идентификации, связанных с коммуникативными моделями, искажениями ТИМ психики и др. (2 акад. час).
8. Практикум: анализ моделей и особенностей идентификации ТИМ психики. Практика выбора гипотез и верификации моделей ТИМ психики (4 акад. час - см. Примечания).
9. Прикладные проблемы идентификации ТИМ психики: методические и технологические особенности идентификации ТИМ психики в конкретных областях гуманитарной деятельности (2 акад. час).
После завершения лекционного курса возможен зачёт.
2. Литература к данному циклу используется та же, что и для базового цикла основ соционики.
3. По специальной договоренности возможно увеличение времени практикума, вплоть до отдельного прикладного семинара.
4. Программа лекционного цикла может уточняться.
|
|