Одна из центральных тем работы - проблема объяснения,
перевода нового и неизвестного в наличное, известное, освоенное
М.К. Петров, "Язык, знак, культура". |
Пишу этот обзор во-многом - как дань уважения человеку, с которым мы долгие часы провели в телефонных беседах о соционике, - и не только о ней. Отдаю дань уважения человеку, который, один из немногих, пытается реальными делами придать соционике научный статус. Человеку, которому на себе пришлось испытать превратности судьбы в отношениях к нему со стороны Киевской группы социоников. Человеку, много лет своей жизни отдавшему на алтарь соционики - Г.А. Шульману.
"Кратко остановимся на основных результатах ... и направлениях ... деятельности. Одним из наиболее фундаментальных результатов является открытие и разработка закона сменяемости квадр ... С этим законом тесно связаны концепции общества как психоинформационной системы ... и этносоционики... Подробно была выяснена роль квадр в соционике и роли типов ИМ в квадрах, установлена фрактальная {1} структура социона ... , совпадающая со структурой типа... Значительным шагом вперед было рассмотрение генезиса происхождения типов с позиций глубинного (перинатального) психоанализа..."Здесь проанализирована лишь часть статей. Вначале я хотел дать подробный анализ значительно большего объема выборки статей в качестве приложения, но для этого пришлось бы сильно увеличить объем работы - а суть анализа при этом, к сожалению, не изменилась бы... Часть 3 посвящена перспективам развития соционики.
Если Вы меня не понимаете, то значит в Вашем ТИМе отсутствует
логика.
Из телефонного разговора с классиком соционики.. |
Ранее соционика "варилась" в собственной среде, распространялась преимущественно по пути "герметического" знания (замкнутого, "только для избранных"), распространяя свои тексты только по пути "самиздата". Тем самым у тех, кто был причастен к ней, формировался "корпоративный дух", формировалось противопоставление "мы ("посвященные") - они ("не желающие нас знать")".
Случайному человеку практически невозможно было познакомиться с текстами достаточно большого объема {2} по соционике. К тому же круг людей, обращавшийся к ней, не был ориентирован на научное осмысление ее основ, методов и выводов.
Сейчас (октябрь 1996) вышло 7 номеров журнала - это более 500 страниц текста, написанного разными авторами. Этот материал - уже вполне достаточен по объему для его анализа.
Соционика - раскрылась.
Поскольку с 1996 года оформление журнала все более принимает вид, характерный для научных изданий, становится явным, что соционика претендует на признание ее статуса как официальной научной дисциплины{3} .
Соционика открылась широким слоям общественности. Поэтому анализ с точки зрения ее соответствия научным критериям - дело времени. А поскольку она "вторгается" в области исследования многих научных дисциплин, поскольку основанные на ней выводы требуют кардинального пересмотра самих основ практической деятельности в целом ряде областей (прежде всего - в области менеджемента кадров), наконец поскольку соционика сегодня стала коммерческим предприятием (соционические услуги сейчас оплачиваются (и - довольно дорого, отмечу!), - см. рекламу в каждом номере журнала!) - то соционика сегодня затрагивает как научные, так и финансовые интересы многих людей, коммерческих фирм и общественных структур, и поэтому всесторонний анализ ее основных положений и результатов дело времени.
Если же свидетельствующий говорит о вещах, не заслуживающих
доверия, не виденных [им] либо не выведенных логическим путем, то такое
вербальное свидетельство становится шатким.
Патанджали, "Йога-сутра", 1.7, (комментарий Вьясы).. |
Сегодня в соционике складывается парадоксальная ситуация: она зарождалась в работах А. Аугустинавичюте как способ описания связанных с информацией сторон человеческой деятельности, а в современных работах намечается все больший отход именно от вопросов, связанных с информационной динамикой. В соционике широко используются термины типа "Информационный метаболизм" (ИМ {5}), "Функции информационного метаболизма" (ФИМ), "Тип информационного метаболизма" (ТИМ) - но по мере удаления по времени от классических статей А. Аугустинавичюте смысл, вкладываемый в ФИМ, резко антропоморфизируется, сужаясь лишь до уровня описания исключительно только человеческих и междуличностных проявлений.
Однако при этом теряется то основное, что подчеркивалось в статьях А. Аугустинавичюте: всеобщность ФИМ, то, что они являются обобщением (точнее - переносом) общеприродных закономерностей на уровень человеческой личности. При этом такие ФИМ теряли бы свое приспособленное к описанию Реальности значение. Тем самым такие ФИМ не способствовали бы увеличению адаптационных возможностей Человека по восприятию и управлению Реальностью, по экспансии Человечества на всю поверхность нашей планеты. Даже наоборот: появление в живом организме столь мощного аппарата для социализации оправдано лишь в случае, если образованные с его помощью социальные структуры могут быть включены в планетарный уровень, - осознание этого факта в ХХ веке связывают с именем В.И Вернадского (человечество как сила геологического (т.е. - планетарного!) масштаба по своим проявлениям, а также понятие "ноосфера").
Вследствие антропоморфизации ФИМ у Киевской группы социоников сформировался язык, способный описывать только человеческие, личностные аспекты ИМ. Поэтому при попытках описания специфики информационной динамики на уровнях более высоких, нежели отдельная личность, Киевские соционики вынуждены приписывать таким надличностным иерархическим структурам всецело антропоморфные качества. И фраза А.В. Букалова в статье по этносоционике (N 1-95, с.16): "Однако это перинатальный {6} признак, характеризующий ТИМ культуры" воспринимается уже не как досадная описка, достойная КВНовской сцены, но как единственно доступный в Киевской группе социоников способ описания, т.е. - как атрибут, как метод соционики.
К сожалению, описанное выше не "ляп", а - стиль, и мы переходим к следующей тенденции в современной соционике.
Б. Стиль статей - "откровение", "пророчество".
Стиль большинства статей, в которых вводятся новые понятия, далек от научного. Наиболее подходит ему такая характеристика: "пророчество" или "откровение". "Я пророчествую (передаю информацию Свыше, говорю Вам слова Бога), а Вы - внимайте!".
Авторы многих статей совершенно не затрудняют себя не то что доказательствами, - но даже и простой аргументацией. Особенно характерно это для А.В. Букалова и В.В. Гуленко.
Здесь я просто вынужден привести несколько примеров, ибо эти авторы "напророчествовали" целый ряд "законов", опираясь на которые сейчас уже другие авторы пытаются развивать соционику. К общей характеристике я вернусь далее, теперь же - примеры.
Пример 1. Установление ТИМов культуры и стран (А.В. Букалов, N 1-95).
Автор утверждает, что культура имеет ТИМ. Всего одной фразой (с.9)
"И, поскольку психика человека как информационная система обладает дискретными симметриями, т.е. состоит из комбинаций функций информационного метаболизма, то и культура, рассматриваемая как психо-информационная система, находится в одном из 16-ти возможных состояний, соответствующих какому-либо соционическому типу. Стереотипы поведения в такой культуре структурно изоморфны (или совпадают) со стереотипами мышления и поведения соответствующего ТИМа.".постулируется, что:
Под конец. Прошу простить за длинное цитирование (из книги М.К. Петрова "Язык, знак, культура", с.39), но вот лишь один из примеров научного введения в проблему (лишь только - постановка задачи и первоначальное определение, но уже из этого вытекает необходимость ответов А.В. Букалова на большинство из поставленных мной вопросов):
Поскольку в массиве знания не просто хранятся значимые для общества программы деятельности, нормы и модели поведения, взаимоотношения между индивидуумами, но хранятся ради обеспечения преемственности социальной жизни в чреде поколений, а знак сам по себе менее всего расположен к активности и самодвижению, массив обрастает институтами и механизмами передачи знания новым поколениям и отчуждения нового знания у живущего поколения, субъектом которых и приводом оказывается все тот же смертный индивид из живущего поколения. Поскольку, с другой стороны, массив знания любого из современных обществ, к какому бы типу оно ни принадлежало, заведомо превышает "вместимость" отдельно взятого индивида, расчленен на посильные для индивидов фрагменты, массиву, чтобы удержать свои части в целостности и должном соотношении, координировать объемы деятельности в интерьерах, соответствующих фрагментам знания, также необходимы постоянно действующие институты и механизмы. Вся эта совокупность институтов и механизмов, компенсирующая инертность знака и обеспечивающая перемещение знания по входящим в жизнь поколениям, трансформацию и обновление знания за счет перемещения и отчуждения результатов познавательной активности индивидов, целостность и координацию в мире деятельности, очевидно не принадлежит к самому знанию, хотя по знаковому признаку столь же очевидно принадлежит к общению.Замечу как физик: наличие группы дискретных симметрий у единичных объектов (в физике - микроскопических, т.е. объектов более низкого уровня иерархии, нежели рассматриваемый) совершенно недостаточно для того, чтобы объект, составленный из них - макроскопический - обладал теми же симметриями (или даже хотя бы просто имел некоторые из таких симметрий). Примеров тому в физике много: собственно, само наличие классической механики, статистической и квантовой физик является сказанному мной убедительнейшими подтверждениями (тем более удивительно, что такое "доказательство" приводит физик-теоретик А.В. Букалов...).
- Для всей этой совокупности массива знания и непосредственно связанных с ним институтов и механизмов различного назначения мы ниже будем употреблять термин социокод, понимая под ним основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различении фрагментированный массив знания, расчлененный на интерьеры мир деятельности и обеспечивающие институты общения.
Пример 2. "Закон сменяемости квадр" (А.В. Букалов N 1-95, N 1-96; В.В. Гуленко N 1-95)
Авторы утверждают, что внедрение - социализация новой информации идет по такому пути: квадра 1 ("идея") -> квадра 2 (внедрение "идеи" силовыми методами) -> квадра 3 (реформирование идеи) -> квадра 4 (окончательное внедрение идеи), а затем - начинается новый цикл...
В работах как А.В. Букалова, так и В.В. Гуленко "закон сменяемости квадр" лишь только декларируется.
Так, в статьях А.В. Букалова после рассмотрения ментального кольца {7} ИЛЭ написано:
"...аналогичное явление находит свое выражение в механизме преемственности соционических квадр..."И - все! "Доказательство" закончено! Далее - идет лишь описание мироощущения квадр и декларации вида
"Программу действия квадры [1] (и частично социона) задает ИЛЭ...",Аналогично построена и статья В.В. Гуленко: вначале - описание "типичного" сценария "сближения и разрыва" людей {8} , далее - декларация о том, что "то же делает и квадра", наконец - характеристика каждой из квадр (правда, - ни слова об ИЛЭ... только лишь - "похвальное слово" о ЛИИ: похоже, что каждый из авторов в глубине души считает, что именно его собственный ТИМ в 1 квадре наиболее ценен!).
"Теоретическую программу квадры [2] задает ИЭИ,,,"
и т.п.
Авторы даже не обсуждают целый ряд вопросов, которые неминуемо возникают у любого пытливого, не принимающего "на веру", читателя. Например, - такие
Однако несостоятельность этого "закона" наиболее наглядно видна из того, что с информационной точки зрения все 16 ТИМов объединены в единый объект - социон, который внедряет - социализирует новую информацию - как целое, как единый, нерасчлененный объект. При наличии же этого "закона" не было бы необходимости в формировании социона: ибо информация двигалась бы последовательно через квадры, и тогда высшим уровнем иерархии в социуме были бы квадры, и изучала бы их - наука "квадроника"!
Пример 3. "Интровертная соционика" В.В. Гуленко (N 4-96).
Автор утверждает, что каждый тип является одновременно также и носителем определенного интертипного отношения, причем в ходе информационной коммуникации может проявляться либо тип коммуниканта, либо "присущее" ему интертипное отношение.
В основу статьи положен постулат - т.е. положение, принимаемое без доказательства (далее в цитате подчеркивание сделано мной)
"А теперь сформулирую важный для дальнейшего изложения постулат - априорное утверждение, которое позволяет понять суть проблемы вертности в соционике групп: типы и отношения связаны законом "исключения третьего": если четки типы, то размыты отношения между ними, а если очерчены отношения, то расплывчатыми становятся типы". (с.27)Необходимость введения этого постулата далее даже не обсуждается - где уж тут говорить о его доказательстве! Вместо этого - автор "поясняет":
"Поясню действие закона исключения третьего на примере" (с. 27).И - все. Далее этот "закон" используется уже как данность.
А дальше автор выдвигает еще один постулат - причем явно его даже не оговаривая. Это - предположение о том, что "стойкое внутреннее ядро" коллектива является объектом, имеющим ТИМ, и что типология такого ядра - тождественна типологии личности. Это предположение не только не доказывается и специально не оговаривается, но даже, похоже, и не осознается автором (см. также проведенный выше анализ этносоционики по А.В. Букалову).
Наконец, - последний постулат. Слово автору (подчеркнуто мной):
"Интеллектуальный блок какого же типа выбрать в качестве отправной точки? Я думаю, что IL..." (с.30).Автор пытается аргументировать свой выбор тем, что IL якобы является ядром "универсального, не зависящего от типа ментального процесса" S->(I->L)->E. Но почему автор считает "универсальным" именно процесс S->(I->L)->E, описывающий, по сути, элементарную рефлекторную деятельность большинства живых организмов? Процесс же рождения новой информации (а именно это и должно интересовать соционика!) часто идет совсем не так! Сравним:
Автор не замечает, что принятие предлагаемого им тезиса об "универсальности" ментального процесса S->(I->L)->E вступает в противоречие с типологией личности вообще, ибо любая типология личности имеет своей отправной точкой именно существование принципиального различия ментальных процессов у каждого из типов личности.
Таким образом, указанная работа есть просто набор умозрительных постулатов, требующих своего как доказательства и обоснования, так и экспериментальной проверки.Интересна эволюция автора в восприятии этой своей работы. Если в ней он отмечает постулативность своего изложения, то уже в следующей (N 3-96, - напечатанная раньше, она, как следует из ее текста, была написана позже{9}) он уже пишет (подчеркнуто - мной):
"В пользу этого свидетельствует и обоснованный мной в рамках концепции релятивной соционики закон эквивалентности типов и отношений" (N 3-96, с.31)Если рассматриваемая в этом примере статья есть обоснование, то что же тогда есть декларация?!
Пример 4. Квадры формируются из базовых перинатальных матриц С. Грофа (А.В. Букалов, NN1-2-96)
Буду предельно краток. Автор выявил похожесть двух описаний: "мироощущения квадры" и базовых перинатальных матриц (БПМ - "сценариев протекания родов", которые С. Гроф выделил в ходе ЛСД-сеансов). Оставим в стороне вопрос о том, откуда именно автор взял, что у каждой из квадр именно такое мироощущение, - поверим ему на слово {10} . Оставим также пока в стороне анализ научного{11} содержания работ С. Грофа.
Рассмотрим правомерность прямо противоположного утверждения:
В статье А.В. Букалова нет абсолютно никаких аргументов, которые позволили бы предпочесть его утверждению моему утверждению, высказанному выше.
Пример 5. ТИМ как куб в 4-х мерном пространстве, социон как куб в 4-х мерном пространстве (А.В. Букалов, N4-96)
Автор утверждает, что (подчеркнуто мной):
"В трехмерном мире, воспринимаемом органами чувств человека, 4-мерный куб (его 3-мерная проекция) может выглядеть иначе... Соответственно, и наша модель в виде куба приобретает структуру, состоящую из внутреннего и внешнего слоев..." (с.17).Вся "математическая" часть статьи основана на недоразумении.
Куб любой размерности есть тело выпуклое, и поэтому никакие из его вершин не могут находиться "внутри" него! Доказательство этого станет еще более наглядным, если учесть, что вокруг куба любой размерности может быть описана сфера, проходящая через все его вершины. Тогда ошибочность заключения, что часть точек сферы может находиться "внутри" других становится не просто очевидной, но также и - наглядной.
Поэтому утверждение автора:
"Соответственно, и наша модель в виде куба приобретает структуру, состоящую из внутреннего и внешнего слоев..." (с.17)является ошибочным - как и все остальные заключения этой статьи: ибо все "результаты" ее основаны исключительно на приведенном выше математически ошибочном утверждении.
Пример 6. Выделенность ИЛЭ - социона {12} (Г.В. Чикирисова, N4-96)
О пассажах вида: "... В.Д. Ермак поднял вопрос о том, изменяется ли ТИМ человека от инкарнации к инкарнации," мы поговорим в следующем разделе.
Теперь - по существу аргументации автора в пользу выделенности ИЛЭ - социона (придерживаясь нумерации автора).
Где же - доказательства?
Описанные выше тенденции являются настораживающим явлением. Вследствие того, что соционика долгое время развивалась внутри узкого круга людей, требовательность к научной обоснованности выдвигаемых авторами положений резко снижалась (ведь, "разругавшись" с остальными - ты оставался в одиночестве...). К тому же, шли поиски инвариантного, абстрактного языка соционики - в результате чего выдвигались все новые варианты ее изложения...
Однако вместо того, чтобы "свести все воедино", вычленив из всех имеющихся формулировок инвариантное, независящее от авторов зерно и отбросив при этом все привнесенно-личное, соционика пока развивается по пути как раз углубления отличий одной "школы" от другой, игнорирования как научного метода исследования, так и результатов других научных дисциплин (см. эпиграф к Части 3).
В результате рождается не наука, а - верование, религиозное учение по способу используемых в нем "доказательств", причем уже сразу разбитое на "секты", имеющие своих "пророков". Интересно, что А. Аугустинавичюте, с работ которой, собственно, и возникла соционика, этими "сектами" не воспринимается как "основной пророк", а лишь - скорее как "зачинатель": считается, что "истинные пророки" Киевской "школы соционики" значительно углубили соционику и оставили А. Аугустинавичюте "далеко позади"... Парадоксально, но это - правда: если А. Аугустинавичюте стремилась ввести соционику в круг именно научных дисциплин, изложение которых было бы доступно каждому, то Киевская "школа" стремится в своих "доказательствах" использовать религиозные доктрины разных верований в качестве ... доказательства.
В качестве примера. А.В. Букалов {13} , О.Б. Карпенко, Г.В. Чикирисова: "каузальный план личности", "астральное и ментальное тело", "лепестки чакр", "реинкарнации", биоэнергетика" и т.д., и т.п.
Среди Киевских социоников проявляется явная тяга "объяснять одно неизвестное посредством нескольких новых". В результате - количество непонятого материала стремительно нарастает.
Ценность же науки как социального явления заключается именно в том, чтобы как раз уменьшать количество "неизвестных", формируя тем самым такую модель Реальности, которая, отражая ее ключевые особенности, позволяет универсальным образом описывать все большую часть Мира, окружающего Человека.
Если авторы журнала воспринимают соционику как верование - я, уважая их выбор, ни в коей мере не хочу их оскорбить. Верьте себе, если Вам так хочется! - и не принимайте мое неверие близко к сердцу!
Но если Вы считаете соционику наукой - будьте способны доказать свое мнение способом, принятым в науке.
Ситуация с экспериментом в соционике может вызвать лишь досаду. В 7 номерах журнала прямых экспериментальных работ нашлось всего несколько.
Прежде всего следует выделить работу Е.Е. Лесиовской и соавторов (N 2-95), где представлены результаты целенаправленного соционического эксперимента. На сравнительно большом статистическом материале показано, что эффективность соционических рекомендаций может быть надежно объективизирована с помощью современных методов количественной обработки эксперимента. Вместе с тем не могу не отметить, что подобные исследования нуждаются в обязательном продолжении: не исключена возможность, что именно этот набор в институт оказался наиболее успешным, - подобные колебания качества студентов отмечались в практике высшей школы и ранее (в частности, мне лично пришлось неоднократно наблюдать такое явление).
Работа С.А. Богомаз (N 2-96) являет собой попытку выявить уровни проявления некоторых важных для инженерной психологии и социологии факторов (таких как беспечность, ответственность и смелость, память на числа, успешность в решении логических задач) среди соционических ТИМов. К сожалению, работа является чисто констатирующей, с практически полным отсутствием анализа как соционического, так и инженерно-психологического и социологического.
Представляет несомненный интерес описание реальных единичных случаев, реализующих, однако, типично встречающиеся в практике человеческих коммуникаций ситуации, произведенный в работах Г.А. Шульмана (N 2-95) и О.Б. Корпенко (N 2-95). Интересно, что из этих работ следует ошибочность рекомендаций "для практической реализации", предложенных в статье В.В. Мегедь, напечатанной в том же номере журнала!
Ряд статей посвящен опыту внедрения соционических методик в практику медицинских технологий (прежде всего ориентированных на лечение наркозаболеваний). К сожалению, представленные в них результаты являются декларативными, также как и ряд статей в N 1-95 журнала, посвященных методикам определения ТИМов, ибо в них полностью отсутствует сравнение предлагаемых авторами методик и способов с контролем, а также принятые в науке методы обработки данных эксперимента (а предлагаемые авторами практические рекомендации часто являются противоречивыми: напр., Г.А. Шульман настоятельно рекомендует определение ТИМа производить в процессе личной коммуникации, тогда как С.И. Чурюмов с соавтором не менее настоятельно рекомендует производить такое определение лишь только группой экспертов).
С сожалением приходится констатировать, что в современной соционике совершенно упущены такие направления исследований:
Абсолютная мифология есть та, которая развивается сама
из себя и которая ничего не признает кроме себя.
А.Ф. Лосев, "Диалектика мифа". |
Это:
|
|