во-первых, днепропетровцы, в отличие от многих наших коллег, имеют научное мужество честно заявить о том, что в соционике диагностическая задача все еще не решена {1};
во-вторых, раскол соционического сообщества на разнообразные течения достиг уже стадии абсурда, и было бы неплохо, соблюдая свободу научной совести, все же поискать пути к взаимопониманию;
в-третьих, появляется прекрасная возможность провести масштабный эксперимент с оформлением его по всем канонам официальной науки (большая редкость в соционике), и тем самым повлиять на упрочение научного реноме соционики.
Очевидно, что участвовать в эксперименте может произвольное количество соционических школ, по одному представителю от каждой. Так что бланк диагоноста, кроме имени и города, должен содержать пункты:
По способу организации эксперимента, нам представляется оптимальным вариант "группа на группу":
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O | O | O | O | O | O | O | O | |
O
|
O
|
O
|
O
|
O
|
O
|
O
|
O
|
Следует установить временной регламент (например, 30 минут), по завершении которого приглашаются следующие 7 испытуемых и т.д.
Как обрабатывать результаты диагностирования, зафиксированные диагностами на бланках? Определенно ясно одно: следует воспользоваться какой либо из методик, хорошо зарекомендовавших себя в академической психологии. Это может быть, например, многомерный факторный анализ.
Если массив диагностов кластеризуется по критерию сходства результатов, пусть внутри кластеров будут подписаны взаимные сертификаты. Эту идею днепропетровцев мы приветствуем хотя бы потому, что она означает действительное признание приоритета научной истины над не всегда справедливыми личными отношениями.
Подобная организация эксперимента, в принципе, должна выявить объективную картину состояния дел в соционическом сообществе, специально - в части диагностики типов.
Укажет ли эксперимент одного или нескольких "безукоризненных", или истинных, диагностов? Ответ - отрицательный. Все полученные результаты будут относительными, абсолютный ответ получить таким способом невозможно. И отождествлять "численный перевес" с научной правотой, вообще говоря, неправомерно.
Поэтому мы видим истинный смысл предложенного проекта в прекрасной возможности
осуществить малые шаги в направлении двух, быть может, высших ценностей:
человеческого взаимопонимания и познания истины. Это то, на что реально
можно надеятся, и, по нашему мнению, это в самом деле немало!
Данная статья написана в рамках проекта по подготовке конференции "Соционика и социальные технологии в XXI веке", которая прошла в апреле 1999 г. в Днепропетровске.
|
|