Информация для контакта Начало Эталонная база

История развития и современное состояние в области измерений скорости водного и воздушного потоков

Определение скорости потока среды является одной из задач аэрогидромеханики - науки о механике газообразных и жидких сред. В этом смысле начало научной деятельности в данном виде измерений можно отнести к средним векам , когда в сфере научных интересов Галилея оказалось, в частности, <течение воды в ручейке>, а Леонардо да Винчи изучал параметры движения птиц относительно воздуха. Реальное начало научной аэрогидромеханике было положено в ХVIII столетии трудами российских академиков Эйлера и Бернулли. Тогда же (в1732 г.) французский ученый Пито предложил первый прибор для измерения скорости движения воды, модификация которого применяется до сих пор и носящий название дифференциальной трубки Пито.

Приблизительно во второй половине ХIХ века измерения скорости движущихся сред не имели широкого распространения. В дальнейшем активное развитие этого вида измерений было связано с потребностями практики - паро - и водоснабжением, мореплаванием и воздухоплаванием. Наряду с совершенствованием традиционных методов и средств измерений (сужающие устройства, усовершенствованная трубка Пито, крыльчатые и турбинные измерители скорости потока среды) в ХХ веке были разработаны и принципиально новые методы измерений, среди которых следует в первую очередь отметить термоанемометрический, вихревой и допплеровский.

В Советском Союзе научные исследования в области измерения скорости воздушного и водного потоков осуществлялись, начиная с 20-х годов нашего столетия, в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского, в Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, в Государственном гидрологическом институте, в Центральном научно-исследовательском институте им. Крылова и в ряде других организаций. По мере роста парка средств измерений стала очевидной потребность в централизованном воспроизведении и передаче размера единицы скорости потока среды. Работы по этой проблеме примерно в одно и тоже время (середина 60-х годов) были начаты в США (NIST), Германии (PTB) и, в 1965 году в СССР (ВНИИМ).

В настоящее время измерения скорости воздушного и водного потоков широко распространены в метеорологии, авиастроении, судостроении, горнодобывающей промышленности, строительстве, гидрологии, гидротехнике, океанологии и в ряде других отраслей промышленности и науки. Следует также отметить, что измерение скорости потока среды лежит в основе большинства методов и средств измерений расхода.

Приведенная погрешность рабочих средств измерения скорости потока среды варьируется в пределах от 3 до 10 %. Национальные эталоны различных стран находятся в целом на одном уровне по погрешности: СКО составляет (0,2 - 0,5) % в зависимости от значения скорости, НСП - (0,1 - 0,2) %.


Методы измерений и эталоны единиц скорости водного и воздушного потоков, поверочные схемы

По принципам действия и методам измерения средства измерения скорости потока среды могут быть разделены на следующие группы:

  • пьезометрические СИ, в которых скорость потока определяется по разности между полным и статическим давлениями в потоке;
  • механические, в которых используется зависимость между скоростью потока и числом оборотов вращающегося устройства, помещенного в поток;
  • термоэлектрические, основанные на зависимости теплоотдачи помещенного в поток преобразователя от скорости потока;
  • времяпролетные, основанные на непосредственном измерении скорости микрообразования, следующего вместе с потоком;
  • допплеровские, в которых используется связь между допплеровским смещением частоты сигнала, рассеянного от потока, и скоростью потока;
  • ультразвуковые, основанные на сопоставлении скоростей распространения звукового сигнала по потоку и против потока;
  • устройства, в которых измеряется скорость перемещения преобразователя относительно неподвижной среды;
  • вихревые, основанные на зависимости частоты срыва вихрей с тела, помещенного в поток, от скорости потока.
Принцип действия эталонных установок, входящих в состав государственных специальных эталонов скорости водного и воздушного потоков, заключается в создании в рабочем участке гидродинамической или аэродинамической трубы потока среды с регулируемыми и точно определяемыми характеристиками.

Назначение государственных специальных эталонов единицы скорости водного потока (ГЭТ 137-83) и воздушного потока (ГЭТ 150-85), их метрологические характеристики, состав, а также государственные поверочные схемы для средств измерений скорости водного и воздушного потоков регламентированы ГОСТ 8.486-83 (водный поток) и ГОСТ 8.542-86 (воздушный поток).

Информация для контакта Начало Эталонная база