"Социализм - это христианство без Бога." (А.С.Изгоев, 1918)
Кто сказал, что история повторяется? Кто поверил в то, что она чему-либо
учит? Современность в очередной раз доказывает неизбежную иррациональность
жизненного процесса. Эта иррациональность жизни непостижима, она так глубоко
сжилась с человеческой природой, что все попытки предсказать, "нащупать" мотивы
поведения человека, а жителя России - в особенности, раз за разом так и
выскальзывают из рук.
Казалось бы: 80 лет социализма, все грозившего
перерасти в коммунизм, чему-то да научат бедных обладателей еще недавно шестой
части земного шара. Что-то ведь да отложится в глубинах их подсознания. Но нет и
еще раз нет! Иррациональность и непредсказуемость русского человека и на этот
раз берет свое. И снова социализм, с той же апокалиптичностью как и в 1917 году,
"подтверждает" свою кажущуюся правоту. Все так же манит людей, нестерпимо
тянет
* * *
Но, к счастью, вода все-таки остается мокрой, песок сыпучим, а небо голубым.
И социализм остается тем, чем он всегда был и чем будет - вполне разработанной
мифологической системой, центральной частью триады, в которую помимо него, как
известно, входят анархизм и либерализм.
Алексей Федорович Лосев, всемирно
известный философ и филолог, в своей до сих пор полностью не опубликованной
работе "Дополнения к диалектике мифа" (1929) блестяще, на мой взгляд, осуществил
препарирование социалистической мифологии, прежде всего вскрыв ее диалектическую
сущность.
По мысли А.Ф.Лосева, веление прогресса таково, что капитализм
сменился социализмом, и либерализм - новым авторитаризмом. В мире и в России
водворяется человечество, общество, социальная стихия. Перед ней смолкает всякое
индивидуальное искание, всякая личная жажда. Без перехода к "человечеству" не
мыслим прогресс, ибо последняя и конкретнейшая его категория есть не отдельный
человек, но коллектив. Поэтому, социализм, несомненно, ближе выражает сущность
прогресса, чем капитализм, хотя, в общем, это необходимые диалектические этапы
исторического развертывания прогресса вообще.
Шаг за шагом мыслитель
отмечает, как в социализме впервые водворяется полное безбожие, как он исключает
внутреннюю жизнь личности; базируясь на безличном производстве, исключает
свободу наук, искусств, печати, личного общественного почина. "Что-же он дает
взамен всего этого?" - задается вопросом ученый - "Не есть-ли это какой-то
абсолютный нигилизм и полное удушение всякой духовной жизни?"
Вывод
напрашивается логически неумолимый: "Абсолютизация производства, в связи с
словословием стихии питания, роста и размножения, есть необходимый
диалектический синтез авторитарной и либеральной мифологий. Социализм - синтез
феодализма и капитализма."
И, - забивает последний гвоздь Лосев, - наиболее
полное выражение духа прогресса, ибо прогресс есть мистика рождения, рода и
следовательно всех процессов, сюда входящих. Прогресс же при ближайшем
рассмотрении оказывается ни чем иным как обожествлением человеческого питания,
роста и размножения.
Каким же видится Лосеву государство, построенное на
социалистических принципах? Для него, это - безличная текучая
коллективистическая масса личностей, воплощающих какие-то единицы, правда, но
опять-таки совершенно алогически - безличную множественность.
Вместе с тем,
прогресс "есть философия коллективизма; и в ней нет таких категорий, которые
были-бы настолько индивидуалистическими, чтобы покрыть все остальное."
Житель
социалистического государства - он же и носитель социалистического сознания, по
Лосеву, есть полная противоположность аристократу. Ведь принцип аристократизма
заключается в точном соблюдении границ между людьми, в то время как
социалистический гражданин всегда ищет общности.
Своеобразен и образен взгляд
Лосева на истоки социалистической культуры: "Или социализм совсем не есть новая
культура, резко противоположная феодализму и капитализму, или он должен
абсолютизировать и обожествлять производство и вообще экономическую жизнь.
Экономическая жизнь должна давать то, что давало раньше Божество, а потом давала
человеческая личность. Экономическая жизнь творит таинства, чудеса. Она есть
наше утешение и спасение. Советская власть превратила христианский праздник
Преображения Господня в свой праздник, в день Индустриализации. Тут дело не
больше, не меньше как в спасении души. Именно этой задачей и занят социализм,
понимая под душой - экономику, а под спасением - индустриализацию и бесклассовое
общество."
Такое измельчение, опошление и обмещанивание культуры, культ
безличной, животной экономики логично обосновывает и оправдывает причину
установления и длительного господства олигархического, не допускающего
возможности выбора советского режима, покоящегося на тупости и ничтожестве,
природной рабстве социализирующихся масс.
"Почему Советская власть, столь,
казалось-бы, чуждая русскому народу и переполненная различными иностранными
элементами, может держать в повиновении всю
* * *
Чем же заканчивается одержимость социализмом с точки зрения диалектики? По
Лосеву, социализм логически неизбежно переходит в анархию как свое
инобытие.
"Диалектика требует, чтобы и социализм перешел в свое инобытие. И
куда-же он мог-бы перейти? К природе пути закрыты: природа это еще
дохристианский Бог, а тут отвергнуто уже и само христианство. К субъекту нет
перехода, ибо это уже давным давно преодоленная позиция. Итти некуда и история
оказывается исчерпанной."
Наступает время абсолютного анархизма, который в
свою очередь есть последнее детище прогресса, "которого мы еще не увидели лицом
к лицу, так как покамест мир еще содрогается в судорогах рождения социализма, а
настоящего анархизма еще никто в мире не видел и во сне."
Взгляд Лосева на
анархизм несколько отличается от точки зрения Бакунина или Кропоткина. Для него
анархия это ни что иное как вседозволенность и неограниченное ничем и никем
право вторгаться в личную жизнь другого: "Если всякий сможет делать все, что он
ни вздумает, если всякий сможет увидеть, услышать все, что творится на земном
шаре, если на малейшую прихоть будет отвечать тончайший аппарат, могущий
исполнить желание в несколько секунд, то не есть-ли все это сумасшествие -
царство сплошного анархизма, царство некоего земного ада, где, действительно,
все до последней глубины есть человек, в человеке, для человека и где все есть в
то же время абсолютно земная жизнь, абсолютно земное
общество..."
Интересно,
* * *
"Коммуна, - подводит итог Лосев - вот та диалектически-необходимая категория,
которая и случается в результате продумывания до конца основ социализма. И что
может противопоставить этому - тоже в качестве социального-же орудия - религия,
в лице ее наиболее зрелого представителя, христианства? Христианство всегда
противопоставляло всякому мирскому усмотрению общества, как чего-то целого -
свое общество, организованное как целое и свой организм, в котором происходит
единение "общего" и "частного". Это именно институт Церкви."
Так сквозь
призму диалектики происходит главное и окончательное оформление социального
противопоставления двух изначально непримиримых мифологий: социализма через
коммуну, - с одной стороны
О.А.Воробь╠в
27 мая 1997г.