видео витрина

КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

К книге Н.В.Устрялова

"Итальянский фашизм" (1928, 1999)

(Коротко об авторе)

Имя профессора Николая Васильевича Устрялова (1890 - 1937) прочно связано с идеологией, которую он сам называл национал-большевизмом (сменовехизмом или сменовеховством). Возникнув еще во время гражданской войны как реакция на потерю страной патриотического императива, оформившись одновременно с выходом в 1921 году в Праге сборника "Смена вех", эта идеология стремительно завоевывала тысячи русских интеллигентов как в России, так и в эмиграции, привлекая симпатии даже в руководстве ВКП(б) (известна поддержка нововеховцев Лениным, еще более - Троцким, Луначарским, Фрунзе и, конечно, Сталиным). Примерно в то же время возникают журналы "Смена вех" (Париж), "Новая Россия" (Петроград), газета "Накануне" (Берлин) и многие другие органы печати, пропагандирующие сменовеховство. Сборник "Смена вех" переиздается Госиздатом многотысячным тиражом в Твери и Смоленске и благополучно расходится. Основные постулаты новой идеологии - безоговорочное признание революции 1917 года и активное "возвращенчество".

Однако, несмотря на обилие человеческих судеб, так или иначе вовлеченных в сменовеховское движение, круг его идеологов, как теперь видится, пересекающийся с официальными идеологами большевизма, был достаточно узок и закрыт. Лидирующую роль среди авторов сменовеховских изданий играла ограниченная группа общественно-политических деятелей: С.А.Андрианов, А.В.Бобрищев-Пушкин, Н.А.Гредескул, Г.Л.Кирдецов, Ю.В.Ключников, И.Г.Лежнев, С.С.Лукьянов, Ю.Н.Потехин, В.Г.Тан-Богораз, С.С.Чахотин. Особняком среди всех, причисляющих себя к сменовеховцам, стоял бывший член партии Народной свободы, экс-министр колчаковского правительства Н.В.Устрялов.

Уроженец Санкт-Петербурга, калужский дворянин Николай Устрялов, в 1913 году с дипломом I степени окончил Московский университет "и был при нем оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре энциклопедии и истории философии права". В 1916 году в "Русской мысли" выходит первая работа молодого ученого "Национальная проблема у первых славянофилов", с докладом по которой он выступил (тоже впервые) в марте 1916 года в Московском религиозно-философском обществе. В этой работе, написанной под сильным влиянием Данилевского и Леонтьева, было рассмотрено учение о нации у Киреевского и Хомякова. Именно здесь Устрялов невольно формулирует идейные предпосылки своего будущего национал-большевизма: "Жизненные испытания не подрывают веры в мировое признание родины, но изменяют взгляд на формы его конкретного воплощения".

Летом 1917 года, уже будучи приват-доцентом и сложившимся кадетом, Устрялов ездит по городам России с курсом лекций по государственному праву, заезжает и на фронт. В конце 1917 года он избирается председателем Калужского губернского комитета партии конституционных демократов. В начале 1918 года Устрялов вместе с другими молодыми кадетами Ключниковым и Потехиным начинает издавать еженедельник "Накануне", в котором печатаются Бердяев, Кизеветтер, Струве, Белоруссов. Параллельно трибуной для них служит и газета Рябушинского "Утро России".

Именно в это время и начинает закладываться действительная основа будущей идеологии, позднее получившей наименование национал-большевизма. Позиция устряловцев, направленная против односторонней ориентации на Антанту, на политику "открытых рук" и на мир с Германией привела к изоляции Устрялова на съезде кадетской партии в мае 1918 года, а в дальнейшем (и это крайне важно) - к отходу от принципиальной для либералов ориентации на правовое государство, к противопоставлению правовой и государственной идеологий, что послужило почвой для "смычки" с большевизмом, сопровождавшейся неизбежной апологетикой конкретных большевистских правителей.

Летом 1918 года Устрялов читает курс популярных лекций в Тамбове, в конце того же года он покидает Москву и уезжает в Пермь (в январе 1919 года его избирают профессором Пермского университета), а оттуда, в начале 1919 года, в "белый" Омск, где встречается со своим другом и соратником по партии Юрием Ключниковым. Осенью 1919 года он избирается председателем Восточного кадетского бюро, активно и успешно агитирует за введение Колчаком "чистой диктатуры".

После поражения Колчака в январе 1920 года Устрялов эмигрирует из России и поселяется в русском Харбине, долгие годы читая лекции на Харбинском юридическом факультете, одновременно сотрудничая в газетах "Новости жизни", "Герольд Харбина", "День юриста", "Утро". С начала 1925 года он также работает в Учебном Отделе КВЖД, дослужившись к 1928 году до директора Центральной библиотеки.

В 1920 году уже в Харбине Устрялов издает сборник статей "В борьбе за Россию", являющийся идейной основой "Смены вех", в 1925 году выходит второй эпохальный сборник его статей "Под знаком революции" (переиздан в 1927 году), вызвавший шумные дискуссии в советской среде. Летом 1925 года "харбинский одиночка" совершает поездку в Москву (см. книгу "Россия (у окна вагона)", 1926), после которой принимает решение до времени не возвращаться в СССР. Кроме перечисленных к харбинскому периоду жизни Устрялова относится также ряд таких программных его работ, как: "На новом этапе" (1930), "От НЭПА к советскому социализму"(1934), "Наше время"(1934). Особый интерес вызывают глубокие исследования Устряловым разновидностей бурно развивающегося фашизма ("Итальянский фашизм", 1928; "Немецкий национал-социализм", 1933).

В результате разгрома в СССР сменовеховского движения, закрытия ряда эмигрантских нововеховских изданий Устрялов снова оказывается в одиночестве, и постепенно на рубеже 30-х годов мысль его эволюционирует сперва к сомнению относительно правильности позиции "Смены вех", а затем и к отказу от идеологии национал-большевизма в пользу большевизма (по его словам, "Сталин - типичный национал-большевик."). Завершением этой эволюции стало возвращение Устрялова в СССР в мае 1935 года, вскоре после продажи КВЖД Японии.

Некоторое время до своего ареста Устрялов работал профессором экономической географии Московского института инженеров транспорта, сотрудничал в центральной печати. На принятие "сталинской" конституции последовательный отрицатель правового государства откликается статьей "Рефлекс права". Вскоре по неподтвержденному обвинению в том, что он "с 1928г. являлся агентом японской разведки", а в "1935г. установил контрреволюционную связь с Тухачевским", Устрялов был арестован, затем осужден и в тот же день расстрелян, была также репрессирована его жена. Волна реабилитации 50-х годов не коснулась Устрялова, решение о начале его посмертного восстановления в правах было принято относительно недавно.

* * *

Несмотря на соблазнительное мнение некоторых исследователей (напр., М.Агурского), национал-большевизм Устрялова никак нельзя связать с каким-либо порождением славянофильства, так как первый никогда не признавал приоритет основоположников последнего (Хомяков) - сперва Церковь, а уж затем государство. Скорее речь может идти о своего рода нравственной мутации: Устрялову явно не импонирует Константин Аксаков с его утверждением, что русский народ - народ отнюдь не государственный; не захватывает его и аксаковский пафос: "пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет доброго, чем стоять с помощью зла".

Для Устрялова Государство всегда было с большой буквы. Его притягивает государственное величие, воплощенное в Петре Великом ("Политическая доктрина славянофильства", 1925), не вызывает раздражения и "петербургский период" русской истории ("Судьба Петербурга", 1918), истово ненавидимые всем цветом раннего славянофильства. Ему не приемлемо кошелевское: "Без православия наша народность - дрянь". С этим вполне коррелирует и критика Устряловым федоровского "Общего Дела" ("Проблема прогресса", 1931), "натуралистический оптимизм" которого ассоциируется у него не иначе как с непониманием трагичности, катастрофичности всей человеческой истории.

В то же время Устрялов - честный и скрупулезный диалектик. Немного найдется исследователей, не побоявшихся открыто и серьезно рассуждать о "стихии государства". Лишь гениальные единицы в состоянии "подняться" до мифологизации русского народа как народа истово государственного, мистифизировать идею Государства, поставив последнее не в пример "выше общества". Непротивление Государству насилием - постоянный лейтмотив политической мысли национал-большевизма. При этом поражает устряловский титанизм всегда принимать власть такой какова она есть, во всей ее фактической неприглядности. Диалектика Гегеля применительно к новейшей русской истории постепенно превращается для Устрялова в политический фатализм, и в этом смысле харбинский мыслитель поистине является духовным наследником бесконечного русского иосифлянства.

О.А.Воробь╠в

26 июля 1998г.