@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

К 19-й године со дня гибели
НАШЕГО великого русского барда
(25.01.1938 - 25.07.1980)

Генрих Юганов

ДУЭТ   НА   МОТИВ
ПЕСЕН   ВЛАДИМИРА   ВЫСОЦКОГО
Пародия
(при скорочтении можно и под вальс)

Она : "Мимо праздных ларьков не проехать,
мимо скуки людской не пройти...
Это ж надо, какая прореха
на просторном явилась пути!

Дорогие могилы в бурьяне
да в белесой колючке сухой...
Эх, как лихо неслись наши сани
по эпохе крикливой, глухой!

Это наши погасли зарницы,
это наш то ли плач, то ли вой.
И душе нашей ночью не спится,
как затравленной твари живой.

Грязь летит по дороге весенней,
солнце блеклое тонет в пыли...
Нет простора родней и священней!
Нет запущенней, горше земли!"
  С любовью
ваша С. Леонтьева.
"Н. Новгород", 1997, ╪9.


Он : "Дорогая Светлана Матвевна,
Вы во сне мне явились, Бог мой!
Пишет Вам Ваш супруг благоверный
и не чает вернуться домой.

... Вот мы с Вами выходим из бани
по белесой колючке сухой...
Эх, как лихо неслись наши сани,
что готовили вместе зимой!
1

.
..
..
.

        Грязь летит по дороге весенней,
потянулись на юг журавли,
вьет пороша и одновременно
солнце белое тонет в пыли.

На душе моей горько и сладко.
Нет на свете мне твари живей...
Что-то пишешь ты общо и кратко,
мне бы надо бы поподробней.

Задушевный приятель мой Сева
показал от Маруськи письмо.
"Кровью смою позор адюльтера!" -
ну... и мы схоронили его.

Можно ль этого не опасаться?
Я представил тебя голышом...
Эх, как здорово стало писаться
(все равно что в Чечне ингушом)!

Ты протопишь мне баньку по-белому,
чтоб я к белому свету привык.
Угорю я - и мне, угорелому,
ковш холодный развяжет язык.

Золотая Светлана Матвевна,
не узнаешь меня, так и знай:
ведь на левой груди вместо Сталина -
убиенная им Гюльчатай.

А на правой - Романов да Рохлин,
полководцы родимой земли.
На коммерческой новой основе
боевые дружины вели.

Резал я ибрагимов и беков,
не один разорил я аул.
Пишешь мне: одного не дорезал, -
он к Седому в общак занырнул. 1

Протопил я здесь баньку по-черному,
чтоб руками был чист и умыт.
Командир саксаула подбросил,
говорит, мол, "давно тут сидит".

1   Этот катрен письма будет понятен только нижегородцам, кто интересуется художественной жизнью местных, а также заезжих товарищей и нуворищей - "элиты", одним словом. (Прим. ред.)

2

.
..
..
.

         На трофейных коврах не жирую,
как шакалы, волки с МЧС.
Я тебя, как и их, не забуду,
от ковра привезу я отрез.

Кстати, пишешь: наш "зингер" сломался.
Это горе, но не до небес.
Напиши: лазарь есть в Арзамасе?
(Он подходит как раз на обрез.) 2

Сверху многие тут присосались,
капли нефти в столицу ведут.
Вот возьму я его и приеду
и по черным их мордам найду.

"Дай трубу!"-"Не бюджет, а потеха!" -
два нардепа крикливы, глухи. -
"Это ж надо, какая прореха
на просторном явилась пути!"

Надоела мне скука людская,
несусветная глупость лучшей.
Я ее ни на что променяю:
ну, допустим, на смерть или вшей.

Я устал от нарзана с бензином
и закуску просить у царьков.
Танк свой продал, но ты не подумай:
я ни капли не пью - нет ларьков.

А недавно его повстречал я,
так... знакомый один террорист.
Даже руку мне, сука, не подал.
Говорят: стал "примерно министр".

Ох! Протопят здесь баньку по-красному.
Что ни вождь, то индеец-бандит.
Говорю: "А работать когда же?" -
Отвечает: "Ликург не велит".

2   Конечно, есть. В Арзамасе-16 (ныне Сарове), если пошвыряться в руинах некогда прославленного секретного атомного центра, можно и водородную бомбу найти. Но лучше в порядке милосердия прикупить у нищающих физиков радиоактивных материалов - они там на каждом балконе хранятся, как консервы на черный день. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин), став покровителем военно-промышленного комплекса, заботится о людях еще меньше правительственных чиновников - те хоть периодически обнадеживают. А лазерный прицел, о котором ведется речь, каждый охотник может купить и в Нижнем в соответствующем магазине. (Прим. ред.)


3

.
..
..
.

         Пусть теряем мы всемеро-втрое -
по истории так должно быть,
эти втрое быстрее хоронят,
чтобы землю свою застолбить.

Духи ездют в бой на "шестисотках"
(БТРы и танки - не в счет).
"На побывку отправлю в "двухсотке", -
посулил мне шайтан (ихний черт).

Я послал его на... фиг к Аллаху.
Своя гордость у нас и свой срок.
Бога нет, окромя Саваофа,
а Исус у них - общий пророк.

По ночам воют конфедераты,
лихо к Каспию катится фронт,
генералы блатные из штаба
нам, как псам, шлют приказ: "Взять на понт!"

Обернулась игрушка "Зарница"
нам охотою псов на волков.
Чтоб парням не накрыться, не спиться,
шлет комбат в бой одних мужуков.

По колено нам озеро спьяна
(был бы трезвый - так ног не унес),
вспомнил сдуру лицо Микояна
и хотел драпануть в Красноводск.

Дорогие могилы! Мы с вами! -
До могилы могилой клянусь!
Где же, где же вы, бывшие люди?! -
На могилах покоится Русь!

Я девятый десяток воюю,
а за что, уж сейчас не пойму.
Что там слышно в столицах?: покончу
ту священную нашу войну?

Я вернусь весь в крестах и медалях,
от Геройской Звезды откажусь,
не возьму, даже если бы дали, -
за деревню Самашки стыжусь.



4

.
..
..
.

         Я вернусь и пограблю Седого.
Я не знаю, чего б еще смог.
Проедим - мож, возьмусь за соседа.
Дело тонкое, юго-восток...

А когда - горечь и запущенье,
(пропускаю вперед мужуков)
выручает "Кагором" священник,
вновь крестит нас во веки веков.

Полковой православный служитель,
он единой молитвой сыт-пьян.
Поглядел я, чего он мне выдал, -
на обложке латынью: "Koran".

Ты почаще молись им обоим,
ведь Москва - наша мать, Бог - отец.
Он тебя, словно кумпол, покроет.
На меня не надейся.
П.С.
Не топи... Протопи!.. не топи.
...Протопи... Не топи - протопи!
Протопи, протопи, протопи
и меня, мужука, позови."
  С уважением,
  драгоценная Светлана Матвевна,
вечно Ваш Г. Юганов
(боец 2-й Краснознаменной пролетарской
бронетанковой дивизии "Живая голова"
имени товарища Лермонтова,
член нашей партии с 1990-го года),
в Н. Новгород, 1998, 07.


Прим. редакции "НС"

      © Генрих Юганов
  • Городская газета "Нижегородский рабочий" 25.07.98. тоже ознаменовала 18-летие смерти певца маленькой заметкой, которая называлась "С уходом Высоцкого закончилась великая эпоха". Она заканчивалась словами: "Возможно ли сейчас появление человека, поэта и бунтаря, несогласного с существующим режимом, как Высоцкий? В XX веке, по всей видимости, уже нет". Внизу стояла подпись - " О.М."
         Члены редакции "НС" хорошо помнят, как хотелось НАШЕМУ народному сказителю в год 60-летия Владимира Семеновича и от себя замолвить как сумеется-сможется... На алтарь, словом. "В смерти раз бывает 18 лет!" - говорил он обреченно, но достаточно весело.
    5

    .
    ..
    ..
    .


         Зная, что НАШ коллега является человеком, совершенно несогласным с существующим режимом, и здесь отличается от Высоцкого только тем, что - сказитель, а не поэт, редакция порекомендовала ему, пока не закончился XX век, обратиться со своим произведением к О.М., заведующей отделом культуры "НР". Ее заметка озадачила нас странным набором фамилий, приведенных наряду с фамилией Высоцкого, и была расценена по вероятности - "фифти-фифти": на 50% - как обычное дежурное лицемерие (в декабре ее пера удостоится Александр Исаевич Солженицын), или на 50% - как искренняя растерянность от того, что 18-летняя брежневская "великая эпоха... в духовной жизни общества у нас" сменилась на времена, которые, по всей прессе, со всеми ее оговорками, все-таки были получше, но про которые в XXI веке, по всей видимости, она же и скажет: "... но не было подлей".
         В августе 98-го сказитель сменил одежду российского безработного на костюм нижегородского рабочего, отправился в отдел культуры, разумеется, ошибся многочисленной дверью и спросил у товарища, сидящего за ней: "Как бы мне свидеться с О...М...? Она у вас культурой, так сказать, занимается?" - "Как вы хорошо сказали, - ответил товарищ, - "т а к   с к а з а т ь   занимается". Я бы еще только добавил "т а к   с к а з а т ь   культурой". А сказитель уже сказал, но любит, когда его дополняют или поправляют. Из товарищеских замечаний ему сделалось ясно, что, во-первых, отношения между отделами у "нижегородских рабочих", как и все в наше время, однозначные, а во-вторых, - что в отношении дела в отделе, так сказать, культуры, вероятность равна нолю, а шансов - нуль.
         Он все-таки отмерил указанное товарищем число этажей, заглянул в кабинет О.М. и увидел там мужика на диване, разговаривающего о Щедрине, притом, что самой О.М. нигде не было видно. "Мы сейчас кончаем", - сказал мужик. Сказитель обрадовался, сам не знает чему, и давай поджидать этого момента в приемной. Мужской и женский голоса продолжали глухо беседовать о Щедрине, но ни разу не назвали ни Салтыкова, ни Гоголя. "О Родионе", - решил сказитель и стал прикидывать: а какой ценностью для советской музыкальной культуры обладает, допустим, гитара Высоцкого. Не решив вопроса за долгое приемное время, сказитель вдруг заметил, что - он следующий (мужик из кабинета вышел).
         "Можно ль к вам? - спросил сказитель с порога и, отыскав хозяйку кабинета среди шкафа, стола, дивана и кресла, еще и добавил. - Здрасьте". - "Стихи?!" - быстро, как следователь, спросила О.М., указав на белые листы, торчащие из набедренного сказительного кармана. - "Да. Про Высоцкого", - соврал он (сказители стихов не пишут, в крайних случаях - поэмы). Он с досадой заметил, что последние (а также, видимо, все предыдущие) листы просвечивают. - "Мы стихи не печатаем", - отрезала О.М. - "Э-э-э..." - удивился сказитель, припоминая для самопроверки целые стихотворные газетные полосы да еще с картинками. - "Главный редактор не пропустит", - помогла О.М., и ее палец уперся в потолок. - "Ну-у, поговорить ведь можно с товарищем... Ведь вы так тепло о Владим Семеныче..." - начал было он, опускаясь в кресло (а вдруг поглядит). - "Извините... м-м-м, у меня совершенно нет времени", - ответила на это О.М.
         Людей, у которых нет времени, сказитель жалел наравне с покойными. Он не стал марать кресла своими рабочими штанами, вернулся к порогу, пожелал "дай бог вам здоровья", кажется, еще добавил "спасибо за теплый энд дружественный прием", вышел обратно в приемную и только тут смекнул, что ошибся в
    6

    .
    ..
    ..
    .

    ведомственной принадлежности стихотворных полос с картинками, - в "НР" они проходили по отделу сатиры и юмора, которым заведовал уже известный ему человек по имени Аркадий, который именно так печатал стихи под "Онегина" своего друга (тоже Аркадия), в которых тот старался равномерно распределить комплименты всем гражданам Нижнего Новгорода, которые были выше его по чину или весу, будь то: губернатор или директор филармонии, мэр или телеведущий, прославленный нувориш или мент пархатый, - и которых он для симметрии "слегка за шалости" журил, а ответственность за них (шалости-то) всецело возлагал на времена, пошлость которых описывал той же стопой параллельно (особенно любил Большую Покровку, на которой уж ее-то, разумеется, больше всего, и от редакции далеко ходить не надо). "Да-а. "Энциклопедия...", однако", - раздумчиво сказал сказитель какому-то парню, который вошел в приемную.
         На нужном этаже сказитель пнул знакомую дверь. Она оказалась запертой, что случалось с ней и раньше. "А чо, Аркадия нет?" - спросил он у пробегавшего по коридору слабо знакомого, но ответственного секретаря. - "В отпуске", - был его ответ. - "А как же этот... "Пересмешник" или как уж его?.. еженедельный-то". - "А он до осени подобрал материал и ушел", - пояснил ответственный и скрылся за дверью, которая была раза в два повыше, чем у сатиры и юмора вместе взятых. - "До осени - так до осени", - подумал сказитель.
         В начале сентября все того же прошедшего года сказитель отправился со своим произведением по месту пародирования - на Малую Покровку (бывшую Яшки Воробьева, нижегородского первочекиста), где шансов было еще меньше, чем на Большой, но зато - и пошлости. По той причине - что за всем этим там всегда следило Областное управление КГБ, не люстрированное аж с декабря 1917-го (в связи с чем все его вывески за 80 лет и вспоминать-то - баловство эрудиции), а также редакция единственного на теле Земли Нижегородской периодического иллюстрированного литературно-бюрократического издания "Н. Новгород".
         Кстати, еще в 70-х годах областные гэбэшники прекрасненько вмещались в один могучий корпус вместе с областными мильтонами. Но вскоре и те и эти совсем разбухли в своем развитии, и мильтоны выстроили буквальнейше в сотне метров от Воробьевки свою "бастилию", только белого цвета. Увенчали ее щитом-мечом и бюстом товарища Жердинского (как народ шутит) и зажили. Образцы этого ментовского ампира можно зреть и в других городских строениях.
         Еще и ноябрь-то не зачался, а автор уже получил ответ: "Такая сатира у нас не пройдет". Знаючи, что "у нас" в "Н. Новгороде" литературный процесс строго централизован и что "у нас все читает Владимир Иванович", сказитель с пониманием отнесся к его решению, сказал "ну еще бы!" и повесил трубу.
         А кто, собственно, такой этот "Владимир Иванович"? Вот как охарактеризовал его один из НАШИХ читателей, чье письмо пришло в редакцию "НС" по самиздатовским каналам в августе все того же года:
         "В. Седов - предсель (председатель - Ред.) "Русского клуба", второй нуворищ по нашей деревне после Андрюхи Климентьева, бывший ОБХССовец, а нынче, гляжу, - писатель-фантастик, меценат-облбюджетник, городской депутат, почетный гражданин, примерный христианин, отсидевший примерно за то же самое, что и Андрюха..."
         НАШ читатель прав (сравните: "Покупатель всегда прав"), прав на каждом шагу, кроме последнего (вот сравните: "Сапер ошибается один раз"). По нашей памяти, Владимир Иванович получил свой первый срок за что-то совсем уж
    7

    .
    ..
    ..
    .

    ОБХССовское... То есть он как примерный христианин с удовольствием отсидел бы и по более современному "навашинскому делу", которое было возбуждено против него в мае 1996 года на пару еще с парой достойных граждан Н. Новгорода. Но на грех подоспела так называемая "великая ельцинская амнистия" в виде нового УК РФ, списавшая не отдельные, а практически все грехи всем злоупотребленцам, превышенцам и им же с ними за период с ночи 18 декабря 1996 года по утро 25 октября 1917-го (и все это, заметьте, в старом юлианском стиле - задним числом).
         Кстати, насчет термина "нуворищ" НАШЕГО читателя. Он НАМ очень понравился, тем более, что взят из НАШЕЙ же мартовской мэрско-предвыборной листовки. Правильней, конечно, "нувориш". Но этому французскому слову да с ударением на последнем слоге - не жить в русском языке (фонетических аналогов совершенно нет), хотя смысл его - лицо, нажившее состояние на социальной нестабильности (многих других лиц) - в настоящее время - из актуальнейших. А поэтому пусть будет "нуворищ" с ударением на том же слоге, что и "товарищ" (многие нынешние нуворищи вышли из бывших товарищей). Так оно и обрусеет (а они уже "новые русские"). Совершенно не понятно и то, почему сегодня редко употребляется слово "мародер" - народная кличка первочекистов. Сегодня оно шире - те, кто грабит людей беспомощных (и их коллективы), но от лица государственных структур - а не частных, как нуворищи.
         И насчет облбюджетника НАШ читатель прав, ибо Седов, хоть и слывет меценатом и даже издателем "Н. Новгорода" и никак не борется с этим имиджем, но содержит их (и журнал, и имидж) на деньги земляков-налогоплательщиков, протащив через областных законодателей соответствующее решение. Сильна еще пока у нас, товарищи, древнемильтоновская привычка решать свои проблемы за счет госбюджета разного уровня (30 "навашинских миллионов" баксов тоже были федеральными да областными, пока к мародерам и нуворищам не попали).
         Кстати, о мильтонах. В прошлом же году в Нижний заезжал сценарист Рустам Ибрагимбеков ("Белое солнце пустыни"), нанятый Седовым для экранизации своих бестселлеров. Правда, после того, как наш Кириенка, нанятый московскими мародерами, спешно обвалил пирамиду ГКО, затея нашего нуворища сникла, и титров "по мотивам произведений Владимира Седова" мы, быстрее всего, не увидим, но зато и не будем оплачивать из ежеденно нищающего облбюджета. Нашел спонсора!
         Сам Седов за это стал оскаровским лауреатом - пока единственным в Земле Нижегородской, - но почему-то не кичится спонсорством и оскаровского блеска своего имиджа не поддерживает.
         Вкус к спонсорско-оскаровской работе Владимиру Ивановичу привил Никита Сергеевич Михалков, потомственный хранитель советской культуры, которая всегда была бюджетной и взаимно отвечала ему верой и очередной правдой.
         К примеру, захочется Никите Сергеевичу сказать правду о героизме чекистов 20-х годов - берет он у СССРа из бюджета денег и снимает "Свой среди чужих..."
         И сейчас примерно то же самое. - Захочется Никите Сергеевичу, например, сказать правду о зверствах чекистов 30-х годов - берет он пару миллиардов рублей у Седова и ставит свое "Утомленное солнце". Михалкову - "Оскар", Седову - "Оскар", "Русскому клубу" - убытки, России - престиж с маслом и другой гуманитарной помощью.
         Или вот - дай, думает, - пока Сибирь еще наша, а не "территория любви" - сниму-к я народно-патриотический фильм про тамошнего цирюльника. - Берет у хороших
    8

    .
    ..
    ..
    .

    людей и госбюджета 42 (по данным другой прессы, 48) миллионов американских доллариев и снимает очередной каннско-оскаровский шедевр.
         Не верите насчет, например, госбюджета? - Спросите у Семаги - это же наш кандидат в депутаты, мэры, куда угодно, а по совместительству - ответственный за коррупцию в Госдуме Государства Московского. И она вам скажет, что в 1-м квартале текущего года уже направила куда следует запрос о законности расходования бюджетных средств "Сибирским цирюльником". И Черномырдина приплела. Потому что в его кресле уже Примаков сидел. И не поперхнулась. Из-за того, что она только раньше товарищем была, а с прошлого года, как из фракции КПРФ эта Семага вышла, - типичный нуворищ.
         Но дело не в Семаге, а в Седове. На пресс-конференции перед Ибрагимбековым возник вопрос: как бы покультурней (о ней речь!) охарактеризовать своего спонсора. Заезжий сценарист мучился несколько секунд, а затем обозвал Владимира Ивановича "местным акыном", что в переводе на язык английского народа означает "муниципальный Мильтон" (вспомните Ильфа с Петровым - "Гомер, Мильтон и Паниковский"). А если вспомнить, как Паниковский, толкуя с Балагановым на тему "А ты кто такой?!", поминает полицейского с угла Крещатика и Прорезной ("Хороший был человек!.. Я его недавно встретил. Он теперь музыкальный критик."), то по-восточному утонченная ибрагимбековская метафора обретает свой подлинный, финишный смысл.
         Такова, видать, участь русской культуры - на прямом ходу от капитализма к социализму организовываться полицейскими-критиками, а на обратном - ОБХССовцами-Мильтонами.
         Однако мы Аркадия забыли. А он уже из отпуска вышел - "октябрь стоял уж у двора" и притом давно.
         Сказитель еще раз припал к знакомой двери, и она отворилась ... Аркадия за ней не было. Он "только что вышел или еще не вернулся". Сказитель оставил рукопись в прозрачном файле у него на столе (вдруг подредактирует, поправит, подсократит, помельче наберет...).
         Позвонив через некоторое время, сказитель узнал, что Аркадий прочел, "не все допонял", а если и пропустит ее, то зарежет зам. главного редактора, которому он ее и направил, - и дал телефон.
         Позвонив заму главного редактора, сказитель узнал, что у того очень много работы и "совершенно нет времени".
         Перезвонив через некоторое время, которое уже не стало смысла считать (год 60-летия Владимира Семеновича выдался длинным), сказитель узнал, что зам. "ознакомился" и направил материал Аркадию ("для принятия решения", - подумалось сказителю).
         Он решил больше никуда не звонить, но, случайно встретив Аркадия у дверей "Нижполиграфа", поинтересовался результатом. "Вернуть без комментариев" - такое мне было решение", - ответил тот. - "А чо ему не понравилось-то?" - спросил сказитель. - "Без комментариев", - повторил Аркадий.
         "Ну, что твои Аркадии?" - спросил Главный редактор "НС". - "Говорит,что не все допонял". - "Да?.. Такие граждане поймут только, когда окончательно потеряем бывшую всесоюзную здравницу-житницу-кузницу. Хотя это их... сам понимаешь". - А его, кстати, сократили в полном составе", - поделился сказитель. - "А он думал, что пирамида ГКО будет стоять так же нерушимо, как СССР или Сбербанк... А, кстати, помнишь по TV двух московских проституток, что сидели
    9

    .
    ..
    ..
    .

    в переходе: "Подайте безработным журналисткам!"?" - "На всю перворастленную был скулеж". - "Что-то я не назову ни одного издания, вылетевшего в финансовую трубу. Ни у нас, ни у москалей". - "А Аркадий с себе подобными уже новую газетку задул. "Пикантные новости" - так окрестили." - "В духе... в духе... " - отозвался на новость Главный. - Порнографии много?" - "Не-а. Прикладная эротика после спорта и гороскопа перед кроссвордом. Никакая газетенка, подчеркнуто никакая - с видом на будущее - конструктивно-лояльная ко всем и вся, особо к сегодняшним верхам". - "Ясно... Среднестатистическая, беспринципиальная... "Указ о примирении-согласии выполняем, стабильность не нарушаем, стресс умиротворяем, чернуху ему противопоставляем..." - "Existence, даже без чернухи. Положительные эмоции, развлекуха; как положено, серенькая при такой "креде", - подтвердил сказитель. - "А что "Нижний"?" - "Седому не понравилось". - "Понятно".
         Главный откинулся на спинку табуретки и перевел взгляд на окно и кружащихся за ним "белых мух"... "Общ-щественность хе-ерова!" - подвел он итог первой и последней семилетки.
  • Предыдущее примечание приведено для народных сказителей и иных самодеятельных авторов в целях экономии их времени и сил. Куда б вы ни обратились - редактируют и печатают только своих да наших - "элиту", одним словом.
  • Первая публикация в Интернете, июль 1999 г.
ТОВАРИЩ ! ПРОЧТИ И ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ - ШИРЬ ТЕСНЫЕ РЯДЫ НОВОГО САМИЗДАТА !

  • Наш почтовый адрес:      603136, г. Нижний Новгород, 136, а/я 66 .
  • Тел.:      договорный .
  • E-mail:   newsamizdat@mail.ru .        Мы шлем е-майлы в кодировке KOI-8 кириллицы

  •                                Пишите !                     или в НАШЕМ алфавите "N'yu Samizdat Rosica (Ъ0`$1Э@)".
  • Web-page URL:     http://www.chat.ru/~yuganov1  .

  •              Добро пожаловать на главную страницу "НС"!




Вам сохранить в виде WinZip архива  :
HTML - документа ?  или   WORD' 97 - документа ?
10
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@