Ката нунчаку


Основной принцип: Создание тренировочного комплекса на "каждый день" который включал бы всю основную технику нунчаку в единой связной и слитной серии. Предполагается, что комплекс выполняется симметрично на одну сторону на нечетный счет, и на другую - на четный, чем достигается полная проработка техники. С расчетом на это он и разрабатывался. Описание дано для правостороннего исполнения.
(начало разработки - 18 августа 1998г. последняя модификация - 9 января 2000г.)

Авторские права
Если Вы уважаете себя и не хотите стать плагиатором, вы можете использовать следующую разработку в своих целях с учетом следующих моментов :
  • Естественно Вы можете его практиковать.
  • Вы можете (и в идельном варианте - должны) модифицировать, дорабатывать и переделывать этот комплекс под себя с условием ;-) что опишите мне Ваши вариации или соображения по этому поводу. В конце концов именно для этого я его и публикую - укажите мне на слабые места, к которым я привык и не замечаю, предложите лучший вариант.
  • Вы можете использовать его для преподования в группах или, при Ваших изменениях - даже для публикаций под своим именем, но с обязательным указанием первоисточника. Имейте совесть и не отягчайте свою карму ;-).
Преимущества комплекса
  • Собрана большая часть основной боевой техники нунчаку и часть "раритетной" - защиты отбивом и с контролем контей, удары контролируемым и свободным контей, внутренними и внешними торцами, основные перехваты и переходы, техника прямого и обратного хвата, освобождение от захватов, захваты и удушение. Все это в динамике, органично связанное с перемещением. В литературе я не видел успешных аналогов.
  • Выдержаны классические требования - ката начинается и заканчивается в одной и той же позиции. Первый элемент ката - защита. На протяжении комплекса дважды есть точки с максимальным выплеском киме и (возможно) киай.
  • Ката не требует много места для исполнения, при этом она не статична - вся техника синхронизирована с перемещениями.
Возможные слабые стороны
  • Я намеренно отказался от всей техники перехватов в одной руке - это эффектно, полезно для тренировки ловкости, но вызывает сомнения как практический элемент - нестибильность во время исполнения, зависимость от конкретной реализации нунчаку - длина веревки, вес и т.д.
  • Нет комбинированной техники - оружие плюс работа свободной рукой или ногами. Это очень усложнило бы комплекс. Но может быть я не прав и у Вас это получится лучше...
  • Здесь нет лишних вращений, который бы украсили комплекс, но ничего не добавили бы к нему функционально.
  • Практически нет красивых технически связок с нунчаку - некоторые мне удалось ввести, но в целом причина та же, что и по предыдущему пункту - слишком много вариантов которые основаны, в конечном счете, на владении все той же базовой техникой.
  • Не вполне реализована техника захватов и удушения. Буду признателен за Ваши идеи и замечания.
  • Не везде удалось удержать дыхательный ритм - впрочем, возможно это к лучшему.

Терминология

    Был выбор:
  • Использовать традиционную для нунчаку полностью "японскую" терминологию усложнив восприятие неподготовленного человека или представителя не японской традиции, но выиграв при этом в объеме текста.
  • Описывать подробно каждый элемент на русском языке (кто пытался это делать для нунчаку, тот мое к этому отношение поймет).
  • Идею со своей терминологией я всерьез не рассматривал - усложнит восприятие и кроме того это бесполезное "изобретение велосипеда".
Поэтому я пошел на компромисс - наиболее общие для кемпо понятия даны в "японском" стиле (в расчете, что практик переведет это в контекст своей школы). Я постараюсь выложить в ближайшее время на download глоссарий основных терминов, но по-моему подобные уже есть в Сети.

Формат записи:
  • Там где указаны градусы, счет идет от начального положения по часовой стрелке или же относительно текущей позиции. Так, поворот на 180 - это разворот в обратную сторону, а поворот (шаг, удар, защита) к 180 - это разворот к направлению, обратному по отношению к начальной позиции комплекса (в стартовой позиции лицо обращено к 0 градусов).
  • Квадратные скобки [ ] означают необязательный элемент;
  • Круглые скобки ( ) со списком внутри - возможные варианты исполнения;
  • Фигурные скобки { } - это комментарии и бункай (трактовка техники).
Последовательность.
  1. Хати-дати, лицо к 0. Нунтяку в правой, внизу, сложенные.
  2. Шаг вперед правой в дзенкутсу дати {стойка с весом на передней ноге}. Хати-фури {"восьмерка" сверху вниз} сверху-справа вниз-влево и обратно - один полный оборот.
  3. Атака вперед к 0 - шаг вперед левой в дзенкутсу дати и шомен-ути-фури правой по вертикали сверху вниз.
  4. Шаг вперед правой и удар шомен-ути-дзедан-фури снизу. Захват справа внизу левой в мисо-камае {сбоку за плечем - правая держит вверху, левая внизу}, поворот налево на 180 в кокутсу-дати {стойка с весом на задней ноге} с ударом левой влево по горизонтали. Оборот слева снаружи с отражением от левого плеча сверху и перехват правой вверху в правой мисо-камае.
  5. Шаг правой вперед в дзенкутсу с ой-дзедан-шомен-ути-фури, к 180 {удар сверху вниз в верхнюю зону с шагом одноименной ногой}.
  6. Правая нога на месте, поворот вправо к 225 (на 45 вправо) в правую дзенкутсу-дати с отбивом вверху вправо - дзедан-ути-уке-фури, оборот справа снизу вверх и сото-ути-дзедан-фури {снаружи-внутрь в верхней зоне и затем вниз} - выполнять слитно.
  7. Продожая предыдущее движение - поворот к 180 (на 45 влево), правая нога на месте. Отбив гедан-уке-фури справа-налево {внизу снаружи-внутрь}, отражение от тела слева и дзедан-уде-ути-фури слева-направо {горизонтальный удар в верхней зоне изнутри наружу}.
  8. Оборот справа снизу вверх, захват свободного контей левой и переход в гедан-камае (оба контей в руках внизу спереди), направление к 180.
  9. Разворот назад к 0 (на 180), правая нога на месте, неко-аси-дати {стойка кошки}, левая впереди. Блок гедан дзюжи уке {блок веревкой вниз, скрещенные контеи}, затем блок мороте-аге-уке {обе руки сверху, прямая линия}.
  10. Левый гедан ичимоньи-фури {сверху вниз, снаружи внутрь, широкий мах по ногам}, подхват правой в ичимоньи-камае {оба контей в руках вытянуты над головой}.
  11. Ой-ичимоньи-фури справа налево с шагом вперед правой в дзенкутсу дати. Перехват вокруг талии {левая ловит справа из-за спины}, поворот на 180 {к 180} в кокутсу-дати {вес на задней ноге} с широким левым фури изнутри-наружу по горизонтали. Переход в левую тюдан-камае на месте, в левой дзенкутсу дати {нунчаку перед собой на среднем уровне, внешние торцы контей вниз, внутренние - вверх}.
  12. На месте - блок левой аге-уке {левая вверх - контей горизонтально, правая внизу}, оба контей в руках.
  13. Шаг левой назад, в правую кокутсу-дати с правым сото-уке двумя контей {обоими контей отбив снаружи внутрь на среднем уровне}, на месте - правый уде-уке двумя контей {изнутри-наружу} и сразу сянмен-ути фури правой сверху вниз {отпускаем левую руку внизу и хлестко, без замаха, наносим удар правой сверху вниз}.
  14. Шаг левой вперед в левую дзенкутсу дати с ура-сянмен-ути-фури-гедан (удар правой снизу вверх в пах). Катате-мисо-камае {захват подмышкой сверху}.
  15. Шаг правой вперед в дзенкутсу дати с широким ударом справа сверху-вниз по ногам. Поворот назад к 0 (на 180), перехват через спину, подавая над левым плечом (грудь закрыта руками, ловим левой снизу). Левая кокутсу дати, лицом к 0.
  16. Хаймен-камае - на месте левой рукой снизу справа вверх налево, перехват через спину над левым плечом {грудь открыта, правая ловит снизу}.
  17. На месте - перенос веса в левую дзенкутсу-дати, удар правой снизу вверх, отражение от правого плеча сверху и переход в ваки-хасами-камае {захват подмышкой снизу}.
  18. Поворот стоя на месте вправо на 90 в киба-дати, из ваки-хасами-камае удар вправо-назад {к 180} по горизонтали.
  19. {Атака со стороны 180} Отбив сверху-вниз гедан бараи фури, с подъемом правой ноги {уход от атаки по ногам}. Не останавливаясь, с опусканием ноги на место в киба-дати {старая позиция}, атакуем правой загребающим движением снизу-вверх снаружи-внутрь в дзедан {верхняя зона}.
  20. Продолжая движение справа налево, передаем контей из правой руки в левую {лицо в сторону 90} и сразу удар левой влево с переходом в оборот за спиной снизу вверх. Лицо повернуто в сторону 0.
  21. Переход в ура-хачи-фури {обратная "восьмерка"} левой рукой перед собой {лицо к 90}- движение снизу вверх, слева направо и и затем сверху вниз, справа налево. Опускаем свободный контей по горизонтали вниз вправо и подхватываем правой рукой. Кахи-ваки-камае - киба-дати, лицо направлено к 180, нунчаку внизу слева в обоих руках.
  22. На месте разворот вправо на 90 {к 180} в правую кокутсу-дати с правым мороте-аге-сото-уке (плоскостью) на 180 {Защита - правый контей вертикально перед собой, левый горизонтально над головой. Вариант - нунчаку вытянуты в линию}.
  23. Отпускаем левую руку и короткий фури передней правой рукой вниз, влево в дзедан.
  24. Отражение свободного контей от тела слева, затем {поднимая правый локоть вверх} справа. Шаг назад левой, правая нога на месте, правая дзекутсу дати к 90. Оборот перед собой по часовой стрелке и переход в вариант тюдан-камае - нунчаку перед собой в прямой горизонтальной линии. Блок вправо - правая вниз-вправо, левая - вверх-вправо.
  25. Правая нога оттягивается назад в правую неко аси дати, перевод нунчаку в правую мисо камае {блок от удара палкой сверху с отражением вправо от себя}. Сразу - правый шомен-ути сверху вниз.
  26. На шаге правой вперед в дзенкутсу-дати к 90 из положения свободного контей внизу выполняем удар с замахом снизу-назад вправо и сверху вниз влево, не останавливая движение разворот против часовой на 180 - левая нога описывает широкий полукруг {подсечка} до остановки в правой дзенкутсу дати лицом к 270. Во время разворота правая рука проходит над головой и назад {замах, свобоный контей уходит за спину} и с постановом левой ноги в конечную позицию наносим повторно удар правой из правой дзенкутсу дати сото-дзедан-фури {снаружи внутрь, сверху вниз}- все выполняется слитно, одним движением {заимствовано из кендо}.
  27. Не прекращая движения, выполняем оборот слева снизу вверх, и второй удар сверху вниз направо (вариант: нижний отбив). Делаем шаг вперед левой ногой, заносим правую руку над головой по часовой стрелке {замах, свободный контей уходит за спину}, и с разворотом на 180 в правую кокутсу-дати {к 90} выполняем уде-фури сверху вниз изнутри-наружу. Все выполняется слитно, одним движением {заимствовано из кендо} (Вариант в низкой стойке: последний удар выполняется как нижний отбив или удар по ногам).
  28. Не прекращая движения, направляем контей справа вниз, подтягиваем левую ногу вперед в хейсоку-дати {ноги вместе, лицо к 90}, отражение свободного контей об правое плечо снизу-вверх, и переход в правую мисо-камае {левая подхватывает снизу}.
  29. Поворот лица налево на 90 {к 0}. Принимаем левый неко-аси дати, переход нунчаку из правой мисо-камае в гяку-сото-уке двумя руками, правая идет вниз, левая вверх, одновременно с поворотом тела влево к 0 {захват руки}. Конечное положение - левая неко-аси-дати, нунчаку в двух руках слева на среднем уровне перед собой, левая выше правой. Переход в ближний бой. Контроль: стоим на точке старта ката.
  30. Шаг левой вперед в сторону 0, в левую дзенкутсу дати с мороте-дзедан-дзуки внутренними контеями {Двойной прямой удар в верхнюю зону внутренней частью нунчаку} [Киай]
  31. Левая нога подтягивается назад в левую неко-аси-дати с мороте-гедае-бараи - двумя вниз, прямая линия {отбив вниз}.
  32. Складываем оба контей вместе, внешней частью в правую руку. Перехват левой рукой за внутренние концы и удар вниз серединой контеев {добив, жесткий блок} c шагом вперед левой ногой в дзен-кутсу-дати.
  33. Поворот направо к 90 в фронтальную киба-дати (вариант - к 180 в левую кокутсу-дати), нунчаку перед грудью, сложенные в правой руке - катате-тюдан-камае, выполняем гедан-бараи правой рукой {блок вниз}. Нунтяку сложенные вместе в правой руке {нижний блок}, затем правой сюто-уке сложенными {ударный блок вправо наружу, вариант - удар в вехнюю зону}.
  34. Поворот налево лицом к 0, удар (блок) сложенными сото-ути снаружи-внутрь правой на среднем (верхнем) уровне. Блок ути-уке правой изнутри-наружу на среднем уровне с подятгиванием левой ноги в левую неко-аси дати и с шагом левой в левую дзенкутсу дати правый гяку-дзуки {прямой удар тычком} внутренними контеями. Подтягиваем правую ногу к себе (вариант: правый хидза-гери - удар коленом) и усиро-гедан-ути внешними контеями сложенных нунчаку {освобождение от обхвата сзади - удар в пах}.
  35. Поворот направо, к 90 в фронтальную киба-дати (вариант - к 180 в правую неко-аси дати), и фури выбросом изнутри-наружу в дзедан {верхний уровень}, на обратном ходе ловим той же рукой. Правая неко-аси-дати лицом к 180.
  36. Удар тетцуи-ути правой сложенными сверху-вниз-влево, внешними контей.
  37. Стоя на месте - освобождение от захвата за руку выкручиванием запястья внутрь {рычагом нунчаку срываем разноименную руку противника}, затем наружу {рычагом нунчаку срываем одноименную руку противника}, и удар правой аге-дзуки сложенными внутренними контей {снизу вверх в верхнюю зону}.
  38. Стоя на месте - фури выбросом снаружи внутрь в дзедан на 180 {отпускаем один контей и бьем противника находящегося к 180 в верхнюю зону}. Подхват слева от себя в ту же руку и прямой выброс к 180 внешним контеем {отпускаем один контей и его внешним торцом удар-тычок в верхнюю зону} с постановом правой ноги в правую дзенкутсу дати лицом к 180.
  39. Поворот лицом к 90 фронтальная киба-дати, подъем левой ноги, перехват под ней свободного контей справа налево в левую руку, стоя на правой ноге.
  40. С выбросом левой снизу вверх, поворот к 0, постановка левой ноги назад в правую кокутсу-дати, ловим правой рукой контей в обратный хват. Конечное положение - правая кокутсу-дати лицом в сторону 0, правая рука держит контей обратным хватом перед собой, внешним торцом вверх, левая держит другой контей прямым хватом у пояса. Переход к технике обратного хвата.
  41. Стоя на месте лицом к 0, удерживая контей в правой обратным хватом - правый сото-уке {блок правой снаружи внутрь} и сразу правый уде-ути {контратака изнутри-наружу в верхнюю зону}. Возврат в предыдущую позицию ожидания. (Вариант - на защите скольжение передней ногой в правую неко-аси дати, на атаке - скольжение правой ногой в правую дзенкутсу-дати).
  42. Стоя на месте лицом к 0, удерживая контей в правой обратным хватом - правый ути-уке {блок правой изнутри наружу} и сразу сото-ути снаржи внутрь {контратака в верхнюю зону}. Возврат в предыдущую позицию. (Вариант - на защите скольжение передней ногой в правую неко-аси дати, на атаке - скольжение правой ногой в правую дзенкутсу-дати).
  43. Скольжение передней ногой в правую неко-аси дати, гедан-бараи правой вниз, аге-уке правой вверх и со скольжением правой ногой в правую дзенкутсу-дати - короткий резкий удар сверху вниз внешней частью правого контей, как сюто-ути-коми-сакотсу {блок вверху и удар - аналог кендо}.
  44. Продожая атаку, стоя на месте - левый маваси-ути {внешним торцом зажатого в прямом хвате контей по дуге в левую зону} в правой дзенкутсу-дати, и правый ой-дзуки внешним торцом контей в обратном хвате {удар тычком}.
  45. Перехват в левой руке контей на обратный хват и серия обратных блоков - защита справа - правая вниз вправо, левая вверх вправо, защита слева - левая вниз влево, правая - влево. (Вариант - при выполнении этих блоков кисть нижней руки прокручивается как при ударе кулаком вперед и нунчаку как бы вытягиваются вдоль соответствующего бока и вдоль руки).
  46. Верхний блок обратным хватом - из левого блока правая рука уходит вправо вверх, левая -влево вверх. {Подхват удара палкой сверху}, и короткий удар вниз внутренними контей {бьем по рукам и выбиваем}. Контей перекрещены перед грудью в обратном хвате.
  47. Шаг вперед в сторону 0 в левую дзенкутсу дати с мороте-дзуки внешними контеями {двойной удар} [Киай].
  48. [Отшаг левой влево], отпускаем левый контей и фури правой снаружи внутрь в дзедан в обратном хвате, оборот слева снизу-вверх и хати-фури (восьмерка) с обратным хватом.
  49. Поворот на 90 направо (к 90) с принятием фронтальной киба дати, горизонтальный мах, оборот справа сверху вниз и направо и захват правого контей подмышкой справа (обр. хват).
  50. Правый фури вправо по горизонтали (к 180), обратная хати-фури справа {снизу-вверх}, подхват свободного контей в левую руку перед собой в нормальный хват и с поворотом на месте влево лицом к 0 в левую неко-аси-дати - выполняем правый гедан-уке зажатым в руке контей {блок правой снаружи внутрь}.
  51. На месте - левый сото-ути-дзедан {удар по дуге в верхнюю зону} внешним торцом зажатого в кулаке контей и удар левой влево тычком внешнего торца контей в нижнюю зону. {Аналогично технике бо или дзе}. (Вариант: левый аге-ути снизу-вверх внешним контеем, и затем левой тычок внешним контем в горло сверху вниз).
  52. Поворот на месте вправо к 180 в правую кокутсу дати (вариант к 90 в фронтальную киба-дати лицо вправо к 180) и правый уде-уке {блок изнутри-наружу} с жесткой фиксацией контея на внешней стороне правой руки, обратный хват. Левая рука в прямом хвате около пояса, контей горизонтально. Веревка обхватывает правый локоть.
  53. Стоя на месте - аналогичный предыдущему гедан-бараи правой {блок вниз} и аге-уке правой {блок вверх}{Аналогично технике тонфа}.
  54. Правая рука вверху - перехват правой в нормальный хват и сдвоенный гедан бараи справа {блок вниз, оба контей в руках прямым хватом}.
  55. Из правой кокутсу-дати лицом к 180 - правый мороте-аге-сото-уке (плоскостью) {Защита - правый контей вертикально перед собой, левый горизонтально над головой. Вариант - нунчаку вытянуты в линию}. Контратака - фури левой рукой снаружи внутрь по горизонтали в дзедан {верхняя зона}, перехват маки-камае - вокруг шеи при подаче справа {правая рука ловит слева} и правый фури изнутри наружу в дзедан - слитно, в одно движение.
  56. Стоя на месте во фронтальной киба-дати, лицом к 90, перехват за спиной внизу (грудь открыта) в левую руку. Поворот к 0 с защитным фури левой снизу вверх налево. Шаг левой ногой назад в правую дзенкутсу-дати (лицо к 0) и подхват правой рукой свободного контея, направление на 0. Вариант тюдан-камае - руки на одном уровне - правый контей перед собой горизонтально, перпендикулярно направлению стойки, левый - горизонтально вдоль направления.
  57. Поворот влево на 45 (к 315) - левая нога скользит вправо, правая на месте. Одновременно блок как вертикальным шестом {техника бо} - правая вверху слева, левая внизу слева {пропускаем атаку с уклоном и страховкой}. Не останавливаясь с постановом в правую дзенкутсу дати лицом к 315 - пропускаем правую руку над головой назад и с замахом из-за головы - фури справа налево вниз {в шею или в затылок}.
  58. Обратный ход - правая рука направляет контей снизу вверх вправо, шаг левой вперед (к 315) с постановом левой ноги в левую дзенкутсу-дати - подхват левой рукой свободного контея. Руки накрест, левая лежит сверху {выполняется захват за шею}. С шагом назад левой ногой в точку старта (к правой ноге) и поворотом лицом к 0 (вправо на 45), развести руки вбок - в стороны {удушение}.
  59. Принять исходное положение и подготовиться к симметричному левостороннему выполнению комплекса.
Вопрос-ответ
Не вполне понятны перехваты рук. В каких случаях удары наносятся свободным контей, а в каких - контролируемым ?
  • От начала до 28ой позиции все приемы выполняются свободным контей, бой на средней и дальней дистанции.
  • 29-31 - вся техника выполняется в варианте когда оба контей удерживаются прямым хватом (близкая дистанция).
  • 31-38 - оба контей в зажаты в одной (ведущей) руке, за исключением "выборосов" когда один отпускается для выполнения удара и ловится в ту же руку (близкая дистанция или ограниченное пространство).
  • 40-44 и 51-53 - ведущая рука держит контей обратным хватом за внутреннюю часть (возле веревки), а вторая держит второй контей прямым хватом (близкая и средняя дистанция, ограниченное пространство).
  • 45-47 - оба контей удерживаются в руках обратным хватом. Далее до конца - либо прямой хват двумя руками, либо удары свободным контей из положения прямого хвата.
Сложная комбинация 26-27. Проясните.
Пункты 26 и 27 аналогичны по сути, но выполняются ассиметрично. В каждой позиции выполняется два удара подряд с одной и той же стороны. Первый - за счет вращения в кисти, второй - с замахом вокруг головы (через спину) и с вращением корпуса на 180 градусов. При этом один направлен в противника стоящего спереди (можно рассматривать как финт), а второй - после разворота на противника стоящего сзади. В позиции 26 удар идет снаружи внутрь, в позиции 27 - изнутри наружу.
Не понятен прямой удар в п.38. Проясните.
Из положения сложенных в правой руке нунчаку замахиваемся рукой влево, держим нунчаку внешними торцами по направлению к точке удара. Выбрасываем правую руку вбок, освобождая во время движения один контей - реализуется прямой удар внешним торцом (не плоскостью) контей в цель. Раритетная, но эффектная при навыке техника.
Каково время выполнения всего комплекса?
При четком акцентированном исполнении у меня он занимет 45-60 сек. Это явно не предел скорости и не показатель. При симметричном выполнении комплекса другой рукой 10 "оборотов" ката (по 10 на каждую сторону) проходит где-то в течении 30-40 мин, в зависимости от пауз и от тренировочной задачи.

  Как можно связаться

Оперативно реагировать не обещаю - обстоятельства бывают разные, но ответить постараюсь в обязательном порядке. Если у Вас что-то совсем "не стыкуется" в этом комплексе - свяжитесь со мной, скорее всего причина в неудачном описании. Да и еще - если у Вас появилось желание все подряд раскритиковать ;-) - проверьте, все ли Вы внимательно прочитали. Мне не хочется копировать цитаты с этой страницы в Reply.
  • Почта: daragan@mail.ru Константин. (nickname: КОТ)
  • 61085, Украина, Харьков, а/я 2844 Дараган К.Н.

Copyright ╘ Konstantin N.Daragan ∙ All Rights Reserved. ∙ Send feedback to the Webmaster