|
Основной принцип: Создание тренировочного комплекса на "каждый день" который включал бы всю основную технику
нунчаку в единой связной и слитной серии. Предполагается, что комплекс выполняется симметрично на одну сторону на нечетный счет,
и на другую - на четный, чем достигается полная проработка техники. С расчетом на это он и разрабатывался.
Описание дано для правостороннего исполнения.
(начало разработки - 18 августа 1998г. последняя модификация - 9 января 2000г.)
Авторские права
Если Вы уважаете себя и не хотите стать плагиатором, вы можете использовать следующую разработку
в своих целях с учетом следующих моментов :
- Естественно Вы можете его практиковать.
- Вы можете (и в идельном варианте - должны) модифицировать, дорабатывать и переделывать этот комплекс под себя с условием ;-)
что опишите мне Ваши вариации или соображения по этому поводу. В конце концов именно для этого я его
и публикую - укажите мне на слабые места, к которым я привык и не замечаю, предложите лучший вариант.
- Вы можете использовать его для преподования в группах или, при Ваших изменениях - даже
для публикаций под своим именем, но с обязательным указанием первоисточника.
Имейте совесть и не отягчайте свою карму ;-).
Преимущества комплекса
- Собрана большая часть основной боевой техники нунчаку и часть "раритетной" - защиты отбивом и с контролем контей,
удары контролируемым и свободным контей, внутренними и внешними торцами, основные перехваты и переходы,
техника прямого и обратного хвата, освобождение от захватов, захваты и удушение. Все это в динамике, органично связанное
с перемещением. В литературе я не видел успешных аналогов.
- Выдержаны классические требования - ката начинается и заканчивается в одной и той же позиции.
Первый элемент ката - защита. На протяжении комплекса дважды есть точки с максимальным выплеском киме и
(возможно) киай.
- Ката не требует много места для исполнения, при этом она не статична - вся техника
синхронизирована с перемещениями.
Возможные слабые стороны
- Я намеренно отказался от всей техники перехватов в одной руке - это эффектно,
полезно для тренировки ловкости, но вызывает сомнения как практический элемент - нестибильность
во время исполнения, зависимость от конкретной реализации нунчаку - длина веревки, вес и т.д.
- Нет комбинированной техники - оружие плюс работа свободной рукой или ногами. Это очень
усложнило бы комплекс. Но может быть я не прав и у Вас это получится лучше...
- Здесь нет лишних вращений, который бы украсили комплекс, но ничего не добавили бы к нему функционально.
- Практически нет красивых технически связок с нунчаку - некоторые мне удалось ввести,
но в целом причина та же, что и по предыдущему пункту - слишком много вариантов которые основаны, в конечном счете,
на владении все той же базовой техникой.
- Не вполне реализована техника захватов и удушения. Буду признателен за Ваши идеи и замечания.
- Не везде удалось удержать дыхательный ритм - впрочем, возможно это к лучшему.
Терминология
Был выбор:
- Использовать традиционную для нунчаку полностью "японскую" терминологию
усложнив восприятие неподготовленного человека или представителя не японской традиции,
но выиграв при этом в объеме текста.
- Описывать подробно каждый элемент на русском языке (кто пытался это делать для нунчаку,
тот мое к этому отношение поймет).
- Идею со своей терминологией я всерьез не рассматривал - усложнит восприятие и кроме того
это бесполезное "изобретение велосипеда".
Поэтому я пошел на компромисс - наиболее общие для кемпо понятия даны в "японском"
стиле (в расчете, что практик переведет это в контекст своей школы).
Я постараюсь выложить в ближайшее время на download глоссарий основных терминов, но по-моему
подобные уже есть в Сети.
Формат записи:
- Там где указаны градусы, счет идет от начального положения по часовой стрелке или же относительно текущей позиции.
Так, поворот на 180 - это разворот в обратную сторону, а поворот (шаг, удар, защита) к 180 - это разворот к направлению,
обратному по отношению к начальной позиции комплекса (в стартовой позиции лицо обращено к 0 градусов).
- Квадратные скобки [ ] означают необязательный элемент;
- Круглые скобки ( ) со списком внутри - возможные варианты исполнения;
- Фигурные скобки { } - это комментарии и бункай (трактовка техники).
Последовательность.
- Хати-дати, лицо к 0. Нунтяку в правой, внизу, сложенные.
- Шаг вперед правой в дзенкутсу дати {стойка с весом на передней ноге}. Хати-фури {"восьмерка" сверху вниз} сверху-справа вниз-влево и обратно - один полный оборот.
- Атака вперед к 0 - шаг вперед левой в дзенкутсу дати и шомен-ути-фури правой по вертикали сверху вниз.
- Шаг вперед правой и удар шомен-ути-дзедан-фури снизу. Захват справа внизу левой в мисо-камае {сбоку за плечем - правая держит вверху, левая внизу},
поворот налево на 180 в кокутсу-дати {стойка с весом на задней ноге} с ударом левой влево по горизонтали. Оборот слева снаружи с отражением
от левого плеча сверху и перехват правой вверху в правой мисо-камае.
- Шаг правой вперед в дзенкутсу с ой-дзедан-шомен-ути-фури, к 180 {удар сверху вниз в верхнюю зону с шагом одноименной ногой}.
- Правая нога на месте, поворот вправо к 225 (на 45 вправо) в правую дзенкутсу-дати с отбивом
вверху вправо - дзедан-ути-уке-фури, оборот справа снизу вверх и сото-ути-дзедан-фури {снаружи-внутрь в верхней зоне и затем вниз} -
выполнять слитно.
- Продожая предыдущее движение - поворот к 180 (на 45 влево), правая нога на месте.
Отбив гедан-уке-фури справа-налево {внизу снаружи-внутрь}, отражение от тела слева и дзедан-уде-ути-фури слева-направо {горизонтальный удар
в верхней зоне изнутри наружу}.
- Оборот справа снизу вверх, захват свободного контей левой и переход в гедан-камае (оба контей в руках внизу спереди), направление к 180.
- Разворот назад к 0 (на 180), правая нога на месте, неко-аси-дати {стойка кошки}, левая впереди.
Блок гедан дзюжи уке {блок веревкой вниз, скрещенные контеи}, затем блок мороте-аге-уке {обе руки сверху, прямая линия}.
- Левый гедан ичимоньи-фури {сверху вниз, снаружи внутрь, широкий мах по ногам},
подхват правой в ичимоньи-камае {оба контей в руках вытянуты над головой}.
- Ой-ичимоньи-фури справа налево с шагом вперед правой в дзенкутсу дати.
Перехват вокруг талии {левая ловит справа из-за спины}, поворот на 180 {к 180} в кокутсу-дати {вес на задней ноге} с широким левым фури
изнутри-наружу по горизонтали. Переход в левую тюдан-камае на месте, в левой дзенкутсу дати {нунчаку перед собой на среднем уровне, внешние торцы
контей вниз, внутренние - вверх}.
- На месте - блок левой аге-уке {левая вверх - контей горизонтально, правая внизу}, оба контей в руках.
- Шаг левой назад, в правую кокутсу-дати с правым сото-уке двумя контей {обоими контей отбив снаружи внутрь на среднем уровне},
на месте - правый уде-уке двумя контей {изнутри-наружу} и сразу сянмен-ути фури правой сверху вниз {отпускаем левую руку внизу и хлестко,
без замаха, наносим удар правой сверху вниз}.
- Шаг левой вперед в левую дзенкутсу дати с ура-сянмен-ути-фури-гедан (удар правой снизу вверх в пах). Катате-мисо-камае {захват подмышкой сверху}.
- Шаг правой вперед в дзенкутсу дати с широким ударом справа сверху-вниз по ногам.
Поворот назад к 0 (на 180), перехват через спину, подавая над левым плечом (грудь закрыта руками, ловим левой снизу).
Левая кокутсу дати, лицом к 0.
- Хаймен-камае - на месте левой рукой снизу справа вверх налево, перехват через спину над левым плечом {грудь открыта, правая ловит снизу}.
- На месте - перенос веса в левую дзенкутсу-дати, удар правой снизу вверх, отражение от правого
плеча сверху и переход в ваки-хасами-камае {захват подмышкой снизу}.
- Поворот стоя на месте вправо на 90 в киба-дати, из ваки-хасами-камае удар вправо-назад {к 180} по горизонтали.
- {Атака со стороны 180} Отбив сверху-вниз гедан бараи фури, с подъемом правой ноги {уход от атаки по ногам}. Не останавливаясь, с опусканием ноги
на место в киба-дати {старая позиция}, атакуем правой загребающим движением снизу-вверх снаружи-внутрь в дзедан {верхняя зона}.
- Продолжая движение справа налево, передаем контей из правой руки в левую {лицо в сторону 90} и сразу удар левой влево с переходом в оборот за спиной снизу вверх. Лицо повернуто в сторону 0.
- Переход в ура-хачи-фури {обратная "восьмерка"} левой рукой перед собой {лицо к 90}- движение снизу вверх, слева направо и и затем сверху вниз, справа налево.
Опускаем свободный контей по горизонтали вниз вправо и подхватываем правой рукой. Кахи-ваки-камае - киба-дати,
лицо направлено к 180, нунчаку внизу слева в обоих руках.
- На месте разворот вправо на 90 {к 180} в правую кокутсу-дати с правым мороте-аге-сото-уке
(плоскостью) на 180 {Защита - правый контей вертикально перед собой, левый горизонтально над головой. Вариант - нунчаку вытянуты в линию}.
- Отпускаем левую руку и короткий фури передней правой рукой вниз, влево в дзедан.
- Отражение свободного контей от тела слева, затем {поднимая правый локоть вверх} справа.
Шаг назад левой, правая нога на месте, правая дзекутсу дати к 90. Оборот перед собой по часовой стрелке и переход в
вариант тюдан-камае - нунчаку перед собой в прямой горизонтальной линии. Блок вправо - правая вниз-вправо, левая - вверх-вправо.
- Правая нога оттягивается назад в правую неко аси дати, перевод нунчаку в правую мисо камае {блок от удара палкой сверху с отражением вправо от себя}.
Сразу - правый шомен-ути сверху вниз.
- На шаге правой вперед в дзенкутсу-дати к 90 из положения свободного контей внизу выполняем удар
с замахом снизу-назад вправо и сверху вниз влево, не останавливая движение разворот против часовой
на 180 - левая нога описывает широкий полукруг {подсечка} до остановки в правой дзенкутсу дати лицом к 270.
Во время разворота правая рука проходит над головой и назад {замах, свобоный контей уходит за спину}
и с постановом левой ноги в конечную позицию наносим повторно удар правой
из правой дзенкутсу дати сото-дзедан-фури {снаружи внутрь, сверху вниз}- все выполняется слитно, одним движением {заимствовано из кендо}.
- Не прекращая движения, выполняем оборот слева снизу вверх, и второй удар сверху вниз направо (вариант: нижний отбив).
Делаем шаг вперед левой ногой, заносим правую руку над головой по часовой стрелке {замах, свободный контей уходит за спину},
и с разворотом на 180 в правую кокутсу-дати {к 90} выполняем уде-фури сверху вниз изнутри-наружу. Все выполняется слитно, одним движением {заимствовано из кендо}
(Вариант в низкой стойке: последний удар выполняется как нижний отбив или удар по ногам).
- Не прекращая движения, направляем контей справа вниз, подтягиваем левую ногу вперед в хейсоку-дати {ноги вместе, лицо к 90},
отражение свободного контей об правое плечо снизу-вверх, и переход в правую мисо-камае {левая подхватывает снизу}.
- Поворот лица налево на 90 {к 0}. Принимаем левый неко-аси дати,
переход нунчаку из правой мисо-камае в гяку-сото-уке двумя руками, правая идет вниз, левая вверх, одновременно
с поворотом тела влево к 0 {захват руки}. Конечное положение - левая неко-аси-дати, нунчаку в двух руках слева на среднем уровне перед собой,
левая выше правой. Переход в ближний бой. Контроль: стоим на точке старта ката.
- Шаг левой вперед в сторону 0, в левую дзенкутсу дати с мороте-дзедан-дзуки внутренними контеями {Двойной прямой удар
в верхнюю зону внутренней частью нунчаку} [Киай]
- Левая нога подтягивается назад в левую неко-аси-дати с мороте-гедае-бараи - двумя вниз,
прямая линия {отбив вниз}.
- Складываем оба контей вместе, внешней частью в правую руку. Перехват левой рукой за внутренние концы и
удар вниз серединой контеев {добив, жесткий блок} c шагом вперед левой ногой в дзен-кутсу-дати.
- Поворот направо к 90 в фронтальную киба-дати (вариант - к 180 в левую кокутсу-дати), нунчаку перед грудью,
сложенные в правой руке - катате-тюдан-камае, выполняем гедан-бараи правой рукой {блок вниз}. Нунтяку сложенные вместе в правой руке {нижний блок}, затем правой сюто-уке сложенными
{ударный блок вправо наружу, вариант - удар в вехнюю зону}.
- Поворот налево лицом к 0, удар (блок) сложенными сото-ути снаружи-внутрь правой на среднем (верхнем) уровне.
Блок ути-уке правой изнутри-наружу на среднем уровне с подятгиванием левой ноги в левую неко-аси дати
и с шагом левой в левую дзенкутсу дати правый гяку-дзуки {прямой удар тычком} внутренними контеями.
Подтягиваем правую ногу к себе (вариант: правый хидза-гери - удар коленом) и
усиро-гедан-ути внешними контеями сложенных нунчаку {освобождение от обхвата сзади - удар в пах}.
- Поворот направо, к 90 в фронтальную киба-дати (вариант - к 180 в правую неко-аси дати),
и фури выбросом изнутри-наружу в дзедан {верхний уровень}, на обратном ходе ловим той же рукой. Правая
неко-аси-дати лицом к 180.
- Удар тетцуи-ути правой сложенными сверху-вниз-влево, внешними контей.
- Стоя на месте - освобождение от захвата за руку выкручиванием запястья внутрь {рычагом нунчаку срываем разноименную руку противника},
затем наружу {рычагом нунчаку срываем одноименную руку противника}, и удар правой аге-дзуки
сложенными внутренними контей {снизу вверх в верхнюю зону}.
- Стоя на месте - фури выбросом снаружи внутрь в дзедан на 180 {отпускаем один контей и бьем противника находящегося к 180 в верхнюю зону}.
Подхват слева от себя в ту же руку и прямой выброс к 180 внешним контеем {отпускаем один контей и его внешним торцом удар-тычок в верхнюю зону}
с постановом правой ноги в правую дзенкутсу дати лицом к 180.
- Поворот лицом к 90 фронтальная киба-дати, подъем левой ноги, перехват под ней свободного контей справа налево
в левую руку, стоя на правой ноге.
- С выбросом левой снизу вверх, поворот к 0, постановка левой ноги назад в правую кокутсу-дати,
ловим правой рукой контей в обратный хват. Конечное положение - правая кокутсу-дати лицом в сторону 0, правая рука
держит контей обратным хватом перед собой, внешним торцом вверх, левая держит другой контей
прямым хватом у пояса. Переход к технике обратного хвата.
- Стоя на месте лицом к 0, удерживая контей в правой обратным хватом - правый сото-уке {блок правой снаружи внутрь} и сразу правый уде-ути
{контратака изнутри-наружу в верхнюю зону}. Возврат в предыдущую позицию ожидания. (Вариант - на защите скольжение передней ногой
в правую неко-аси дати, на атаке - скольжение правой ногой в правую дзенкутсу-дати).
- Стоя на месте лицом к 0, удерживая контей в правой обратным хватом - правый ути-уке {блок правой изнутри наружу}
и сразу сото-ути снаржи внутрь {контратака в верхнюю зону}. Возврат в предыдущую позицию. (Вариант - на защите скольжение передней ногой
в правую неко-аси дати, на атаке - скольжение правой ногой в правую дзенкутсу-дати).
- Скольжение передней ногой в правую неко-аси дати, гедан-бараи правой вниз, аге-уке правой вверх
и со скольжением правой ногой в правую дзенкутсу-дати - короткий резкий удар сверху вниз внешней
частью правого контей, как сюто-ути-коми-сакотсу {блок вверху и удар - аналог кендо}.
- Продожая атаку, стоя на месте - левый маваси-ути {внешним торцом зажатого в прямом хвате контей
по дуге в левую зону} в правой дзенкутсу-дати, и правый ой-дзуки внешним торцом контей в обратном хвате {удар тычком}.
- Перехват в левой руке контей на обратный хват и серия обратных блоков -
защита справа - правая вниз вправо, левая вверх вправо, защита слева - левая вниз влево, правая - влево.
(Вариант - при выполнении этих блоков кисть нижней руки прокручивается как при ударе кулаком вперед и нунчаку как бы
вытягиваются вдоль соответствующего бока и вдоль руки).
- Верхний блок обратным хватом - из левого блока правая рука уходит вправо вверх, левая -влево вверх.
{Подхват удара палкой сверху}, и короткий удар вниз внутренними контей {бьем по рукам и выбиваем}.
Контей перекрещены перед грудью в обратном хвате.
- Шаг вперед в сторону 0 в левую дзенкутсу дати с мороте-дзуки внешними контеями {двойной удар} [Киай].
- [Отшаг левой влево], отпускаем левый контей и фури правой снаружи внутрь в дзедан в обратном хвате,
оборот слева снизу-вверх и хати-фури (восьмерка) с обратным хватом.
- Поворот на 90 направо (к 90) с принятием фронтальной киба дати, горизонтальный мах, оборот справа сверху вниз и направо и захват правого контей подмышкой справа (обр. хват).
- Правый фури вправо по горизонтали (к 180), обратная хати-фури справа {снизу-вверх},
подхват свободного контей в левую руку перед собой в нормальный хват и с поворотом на месте влево
лицом к 0 в левую неко-аси-дати - выполняем правый гедан-уке зажатым в руке контей {блок правой снаружи внутрь}.
- На месте - левый сото-ути-дзедан {удар по дуге в верхнюю зону} внешним торцом зажатого в кулаке контей
и удар левой влево тычком внешнего торца контей в нижнюю зону. {Аналогично технике бо или дзе}.
(Вариант: левый аге-ути снизу-вверх внешним контеем, и затем левой тычок внешним контем в горло сверху вниз).
- Поворот на месте вправо к 180 в правую кокутсу дати (вариант к 90 в фронтальную киба-дати лицо вправо к 180)
и правый уде-уке {блок изнутри-наружу} с жесткой фиксацией контея на внешней стороне правой руки, обратный хват. Левая рука в прямом
хвате около пояса, контей горизонтально. Веревка обхватывает правый локоть.
- Стоя на месте - аналогичный предыдущему гедан-бараи правой {блок вниз} и аге-уке правой {блок вверх}{Аналогично технике тонфа}.
- Правая рука вверху - перехват правой в нормальный хват и сдвоенный гедан бараи справа {блок вниз, оба контей в руках прямым хватом}.
- Из правой кокутсу-дати лицом к 180 - правый мороте-аге-сото-уке (плоскостью) {Защита - правый
контей вертикально перед собой, левый горизонтально над головой. Вариант - нунчаку вытянуты в линию}.
Контратака - фури левой рукой снаружи внутрь по горизонтали в дзедан {верхняя зона},
перехват маки-камае - вокруг шеи при подаче справа {правая рука ловит слева} и правый фури изнутри наружу в дзедан - слитно, в одно движение.
- Стоя на месте во фронтальной киба-дати, лицом к 90, перехват за спиной внизу
(грудь открыта) в левую руку. Поворот к 0 с защитным фури левой снизу вверх налево. Шаг левой ногой
назад в правую дзенкутсу-дати (лицо к 0) и подхват правой рукой свободного контея, направление на 0.
Вариант тюдан-камае - руки на одном уровне - правый контей перед собой горизонтально, перпендикулярно направлению стойки, левый - горизонтально
вдоль направления.
- Поворот влево на 45 (к 315) - левая нога скользит вправо, правая на месте.
Одновременно блок как вертикальным шестом {техника бо} - правая вверху слева, левая внизу слева {пропускаем атаку с уклоном и страховкой}.
Не останавливаясь с постановом в правую дзенкутсу дати лицом к 315 - пропускаем правую руку над
головой назад и с замахом из-за головы - фури справа налево вниз {в шею или в затылок}.
- Обратный ход - правая рука направляет контей снизу вверх вправо, шаг левой вперед (к 315)
с постановом левой ноги в левую дзенкутсу-дати - подхват левой рукой свободного контея.
Руки накрест, левая лежит сверху {выполняется захват за шею}. С шагом назад левой ногой в точку старта
(к правой ноге) и поворотом лицом к 0 (вправо на 45), развести руки вбок - в стороны {удушение}.
- Принять исходное положение и подготовиться к симметричному левостороннему выполнению комплекса.
Вопрос-ответ
Не вполне понятны перехваты рук. В каких случаях удары наносятся свободным контей, а в каких - контролируемым ?
- От начала до 28ой позиции все приемы выполняются свободным контей, бой на средней и дальней дистанции.
- 29-31 - вся техника выполняется в варианте когда оба контей удерживаются прямым хватом (близкая дистанция).
- 31-38 - оба контей в зажаты в одной (ведущей) руке, за исключением "выборосов" когда
один отпускается для выполнения удара и ловится в ту же руку (близкая дистанция или ограниченное пространство).
- 40-44 и 51-53 - ведущая рука держит контей обратным хватом за внутреннюю часть (возле веревки),
а вторая держит второй контей прямым хватом (близкая и средняя дистанция, ограниченное пространство).
- 45-47 - оба контей удерживаются в руках обратным хватом. Далее до конца - либо прямой хват двумя руками,
либо удары свободным контей из положения прямого хвата.
Сложная комбинация 26-27. Проясните.
Пункты 26 и 27 аналогичны по сути, но выполняются ассиметрично.
В каждой позиции выполняется два удара подряд с одной и той же стороны.
Первый - за счет вращения в кисти, второй - с замахом вокруг головы (через спину)
и с вращением корпуса на 180 градусов. При этом один направлен в противника стоящего спереди
(можно рассматривать как финт), а второй - после разворота на противника стоящего сзади. В позиции 26 удар идет снаружи внутрь,
в позиции 27 - изнутри наружу.
Не понятен прямой удар в п.38. Проясните.
Из положения сложенных в правой руке нунчаку замахиваемся рукой влево,
держим нунчаку внешними торцами по направлению к точке удара. Выбрасываем правую руку вбок, освобождая во время
движения один контей - реализуется прямой удар внешним торцом (не плоскостью) контей в цель.
Раритетная, но эффектная при навыке техника.
Каково время выполнения всего комплекса?
При четком акцентированном исполнении у меня он занимет 45-60 сек. Это явно не предел
скорости и не показатель. При симметричном выполнении комплекса другой рукой 10 "оборотов"
ката (по 10 на каждую сторону) проходит где-то в течении 30-40 мин, в зависимости от пауз и от тренировочной задачи.
Как можно связаться
Оперативно реагировать не обещаю - обстоятельства бывают разные,
но ответить постараюсь в обязательном порядке. Если у Вас что-то совсем "не стыкуется" в этом
комплексе - свяжитесь со мной, скорее всего причина в неудачном описании. Да и еще - если у Вас
появилось желание все подряд раскритиковать ;-) - проверьте, все ли Вы внимательно прочитали. Мне не
хочется копировать цитаты с этой страницы в Reply.
- Почта: daragan@mail.ru Константин. (nickname: КОТ)
- 61085, Украина, Харьков, а/я 2844 Дараган К.Н.
|
|