-НИНА КОНСТАНТИНОВА-



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ
И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ -
ПУТЬ К СВОБОДЕ И НРАВСТВЕННОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.





Ч А С Т Ь     I



      Мы знаем, что процесс обучения и воспитания, а также понятие УЧИТЕЛЬ неразрывно связаны. Осознание миссии Учителя считаем неизбежно начинается с осознания того, что такое ПРОСВЕЩЕНИЕ и что такое ОБРАЗОВАНИЕ. Необходимо понять и то, как эти два понятия взаимосвязаны. Ответ на эти вопросы мы найдем в самих словах, если внимательно в них всмотримся, вдумаемся.
      Итак, ОБРАЗОВАНИЕ. Корень этого слова - -ОБРАЗ-. В нем, в корне, мы знаем, заключено главное значение, смысл слова. Возникает вопрос: Образ чего? Ответ напрашивается сам собой. Конечно же, ОБРАЗ МИРА, созданного БОГОМ, а значит и образ БОГА (Творца этого МИРА ).
      А теперь - ПРОСВЕЩЕНИЕ. В понимании сути и этого понятия важную роль играет состав слова - приставка ПРО- , т.е. ПРОСВЕЩЕНИЕ - это рассказ про СВЕТ ( корень - -СВЕЩ-). Вновь мы выходим на понятие БОГА( в Библии написано: "Я есьм СВЕТ) как носителя ИСТИНЫ (отсюда не случайно выражение "СВЕТ ИСТИНЫ").
      Теперь становится ясным направление пути, на который должен вывести ПРОСВЕТИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ своих питомцев, а значит - помочь им идти по пути восхождения к этом свету.
      И еще два понятия, без которых нельзя обойтись при осознании миссии УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ. Это понятия - ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) и ВОСПИТАНИЕ. Итак, понятие первое (мы считаем, что данное понятие является главным по отношению ко второму). ОБУЧЕНИЕ. В чем его суть? И опять-таки слово говорит само за себя. Рассказ ПРО УЧЕНИЕ. Возникает вопрос: про какое учение? Смею утверждать, что о главном УЧЕНИИ ЖИЗНИ, УЧЕНИИ БОГА - УЧЕНИИ О СВЕТЕ, ЛЮБВИ И КРАСОТЕ. Проблема на данном этапе развития образования (просвещения) заключается в том, что эта истина затемнена: человек не видит конечной цели своей деятельности и поэтому запутывается во второстепенном, менее значимом, тем самым затрудняя себе путь к счастью, ибо не для страданий. а для счастья (ДАР БЕСКОРЫСТНЫЙ!) дана человеку Жизнь. И второе понятие - ВОСПИТАНИЕ. Корень слова - -ПИТ- (питательный, пища и т.д. ), а приставка ВОС-. та же самая, что в словах ВОСХОЖДЕНИЕ, ВОЗНЕСЕНИЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ и т.п. Значение данной приставки - устремленность вверх. Отсюда получается, что ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА - это питание его ума и сердца знаниями (задача обучения), тем, что поможет человеку понять смысл учения, подняться вверх, к СВЕТУ.
      Чтобы поддержать жизнь в физическом теле человека, необходима специальная пища - так называемая физическая. А чтобы питать ДУХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, необходима другая пища - духовная: высокие чувства, мысли, устремления. И без этой пищи Человек как подлинный Человек просто состояться не может. Именно об этом говорил Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении "Планета людей": "Лишь только ДУХ, коснувшись глины, творит из нее Человека". Возникает вопрос, существует ли эта так называемая духовная пища в нашем материальном мире? Ведь все прекрасно знают, что дух невидим. Сущестует. Ибо дух может материализоваться. Ищите в мире материализованный дух, и тогда все встанет на свои места. И первое, с чего необходимо начать свой поиск, это обращение к СЛОВУ (словесное искусство), так как о данном направлени поиска также говорится в книге книг - Библии: "Вначале было СЛОВО. И ЭТО СЛОВО БЫЛО У БОГА. И ЭТО СЛОВО БЫЛО БОГ". Именно словесное искусство (литература) является одним из главнейших хранительниц вечных ценностей человеческого ДУХА. Поэтому приобщение к ее неиссякаемому источнику, источнику жизни, напояет человеческую Душу ЖИВОЙ ВОДОЙ ИСТИННОГО ПОНИМАНИЯ: осозние "великого единства мироздания, насладиться которым дано было древним грекам и в котором отказано нам из-за раздробленности наших знаний на разные науки" (Роман БАРТ).
      Коненчной целью ВОСПИТАНИЯ-УЧЕНИЯ, на наш взгляд, является СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ для САМОВОСПИТАНИЯ человека. И, наконец, последнее. Во время пребывания в школе ученик должен осознать, что именно Он является ТВОРЦОМ своей жизни. ОН и никто другой! Возможно ли это осознание? В каком направлении должен вести Учитель (ВЕДУЩИЙ) своего ученика (ведомого)? И этот путь также указан в Блиблии. Учитель должен направить деятельность ученика в том направлении, чтобы ученик приобщился к Божественному началу - началу ТВОРЧЕСТВА (любого!) И этапы этого приобщения также нам известны по Библии.
      Итак, стадия первая: освобождение от ХАОСА, т.е. отделение Света от Тьмы.
      Вторая стадия: создание внешнего мира по законам КРАСОТЫ-ГАРМОНИИ.
      Стадия третья - создание человека по СВОЕМУ ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ.
      Этот путь, по которому шел Бог, творя ЗЕМНОЙ МИР.
      Что же получается? А получается то, что на самом глубинном (генном) уровне в каждом человеке заложена способность к творчеству, к творению мира по законам Красоты-Гармонии. А задача Учителя как раз и состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для выявления этой способности. И вновь, на наш взгляд, для осознания всего того, что было сказано выше, без литературы обойтись просто невозможно, ибо истина пришла к нам в СЛОВЕ. Отсюда вытекает то огромное значение миссии учителя литературы, который должен помочь ученикам услышать это СЛОВО ИСТИНЫ. Вспомните слова Н.К.Рериха: "Берегли письмена мудрые тайны..."
      Как же помочь детям разгадать эти тайны? И здесь мы сталкивемся с одной из основных проблем работы с художественным текстом: читая произведения художественной литературы, усваивается в первую очередь лишь внешние начертания образов, стремления проникнуть в первозданность его смысла чаще всего не наблюдается. В чем дело? Слово символично в своей сути! И "язык литературы - во многом это язык древних символов, который нами во многом утрачен". Его надо восстановить, и об этом неоднократно говорил Н.К.Рерих: "...сколько забытых истин скрыто в древних символах! Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно" (Н.К.Рерих "Держава Света").
      Итак, направление определено: приобщение к Божественному творческому началу через постижение (самоотверженное) сути Слова. Теперь мы подошли к следующему этапу - КАК ЭТО ДЕЛАТЬ? В основе любой творческой личности лежит, с точки зрения психолога Ю.Я. Полуянова, ТВОРЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ или ВООБРАЖЕНИЕ. Мы с вами более внимательно отнесемся к нашему русскому слову ВООБРАЖЕНИЕ. И опять-таки удивимся великой особенности родного языка - в самом звучании, начертании отображать глубинный смысл, в нем заключенный! Выделяя корень и проникая в суть его значения, мы вновь выходим на понятие ОБРАЗ (ОБРАЖ) и вновь понимаем, о каком образе идет речь - об ОБРАЗЕ БОГА. Но БОГА никто никогда не видел. Лишь образ огня (Света) видели ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ люди, когда Бог обратился к ним с речью. И неслучайно же название одного из ХРИСТИАНСКИХ праздников (ничего в мире случайного нет ) - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Получается, что БОГ     п р е о б р а ж а е т с я     в кого-то или во что-то - изменяет свой лик. Отсюда та огромная роль ВООБРАЖЕНИЯ (внутреннего видения - третий глаз), которое и помогает человеку из массы реально существующих вещей выделить (найти) те, в которых заключен (отображен) Божественный ЛИК (а это одно и то же, что и Красота, Любовь, Свет ).
      Отсюда мы понимаем ту огромную роль воображения в процессе становления человека Человеком. Именно оно помогает формировать образы, именно оно учит не только видеть, понимать образы, но и общаться, мыслить ими. Образы - это та база, на основе которой складываются все другие способности, в том числе - мышление, память, эмоции. И здесь вновь роль литературы выступает на 1-ое место, так как литература - это искусство слова, а именно в искусстве мышление в образах достигает наивысшего совершенства. Понятие "художественный образ" я бы связала с понятием "ОБРАЗ-КЛЮЧ", при помощи которого человек может открыть для себя как идеи, так и мысли, чувства, переживания других людей, тем самым учась, наверное, самому главному в жизни - общению с другими людьми, так как " первейшее из первейших условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину" (С.Л. Рубинштейн "Бытие и сознание" ). Поэтому развитие творческого воображения способствует формированию ПРОСОЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ в структуре личности: дух товарищества, осознание бесконечного многообразия жизненных ценностей, уважение не лишь к достижениям таланта, но и к терпению, настойчивости, самоотвержению.
      Воспитание именно этих качеств содействует реализации на деле основной концептуальной идеи нашей школы - ШКОЛЫ-ОБЩИНЫ, в стенах которой учатся как дети с высоким уровнем интеллектуального развития, так и дети из неблагополучных семей, неполных семей, дети с девиантным поведением.
      Подытоживая все сказанное выше, мы приходим к выводу о том, что именно литература (искусство слова) помогает нам постичь тайну ОБРАЗА-СИМВОЛА, для постижения которого необходимо ВООБРАЖЕНИЕ. развитие которого в свою очередь способствует выработке у человека понимания другого человека, Бога, что ведет за собой расширение возможности общения до огромных (даже внеземных) размеров, принятия другого человека с его неповторимым миром, принятия и осознания Мира вообще (Космоса, Вселенной). А это - путь к единению, т.е. преодоление, на наш взгляд, самой главной проблемы дня сегодняшнего - проблеме жуткого ОТЪЕДИНЕНИЯ, ОБОСОБЛЕНИЯ человека от человека, Человечества от других внеземных Цивилизаций.
      Об уникальности предмета литературы (в школьной практике) свидетельствует еще один факт: изучение литературы в школе предполагает знание литературоведческих понятий, что является разделом науки ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ, то есть, изучая литературу, учащийся поднимается как до уровня общекультурной, так и методологической компетенции. Подтверждение нашего предположения мы можем найти в работах Н.К. Рериха, в его книге "Живая этика", а также в "расшифровке" значения словосочетания ЗНАМЯ МИРА. На белом полотнище - три малиновых круга. заключенных в малиновую окружность. Этот знак-символ пришел к нам из Вечности. Он не выдуман Рерихами. Его можно встретить во многих культурах древности всего мира: в Тибете, Китае, Монголии, Индии, Эфиопии, на русских православных иконах. Белый цвет полотнища символизирует синтез - объединение всех цветов радуги. Это символ ВЕЧНОСТИ ЖИЗНИ. Красный цвет - цвет жизненной силы, крови.Три круга в центре и окружность имеют несколько объяснений. Одно из них гласит: СИНТЕЗ НАУКИ, ИСКУССТВА и РЕЛИГИИ в КОЛЬЦЕ КУЛЬТУРЫ. Наука, Искусство, Религия - это грани ЕДИНОЙ ИСТИНЫ. Отсюда - познание ИСТИНЫ возможно лишь через СИНТЕЗ, единение этих трех равновеликих и равнозначимых понятий. И этот синтез мы вновь находим в литературе.
      Обращая внимание на уникальность предмета литературы в школьной практике, необходимо подчеркнуть "особое положение", которое занимает учитель литературы в школе (должен занимать!). Особенность этого положения определяется особой ответственностью перед детьми и обществом за результаты своего труда: именно он в большей степени должен работать, самоотверженно работать над духовным совершенствованием ДУШИ РЕБЕНКА-УЧЕНИКА, что будет совершенно невозможным без самосовершенствования самого учителя, без самоотверженной ежедневной работы над самим собой, работы, направленной на очищение Души от шлаков ТЬМЫ-НЕНАВИСТИ, РАЗДРАЖЕНИЯ, ЛИЦЕМЕРИЯ и т.п. В Индии в школе имени Ауробиндо Гхоша, где работал С.Н.Рерих, существовало правило учить детей тому. чем овладел сам, особенно это касалось нравственной сферы. Иначе результата, в лучшем случае, не будт, а в худшем - будет отрицательный, если, проповедуя высокие истины на словах, на деле он (УЧИТЕЛЬ) будет не верить, не придерживаться этих истин на практике.




Ч А С Т Ь     II

      Попытаемся наметить один из путей, по которому может идти учитель литературы, реализуя в своей практической деятельности те положения, о которых говорилось выше. Эта деятельность должна осуществляться на двух уровнях: 1-ый: на уровне содержания. 2-ой: на уровне педагогических технологий.
      1. На уроках литературы, посвященных поэзии, большое место уделяется погружению в поэтический мир писателя, постижению тайн его поэтического мастерства. Практически каждая тема предполагает включение уроков типа "В художественной мастерской поэта", " Постигая тайны мастерства" и т.п. Так, знакомясь со своеобразием поэтической манеры А.Фета, учащиеся, осваивая его импрессионистскую манеру фиксировать сиюминутные ощущения и передавать их через выстроенный ряд существительных-названий, каждое из которых заключает в себе скрытую динамику состояния человека и природы, уже во внеурочное время создают свои стихи,"подражая А.Фету". Приведу в качестве примера одно из них (1О класс, выпуск 1997-1998 уч.г.):



      * * *

Много всех и... никого.
Я опять одна...
Почему так? Отчего?
Чья же в том вина?
Грусть, тоска и пустота
На душе моей.
Где ж ты, детства доброта?
Где же ты теперь?
Мама. Дом. Весенний сад.
Вишня вся в цвету.
И пчелиный аромат.
И пчелиный шум.
Свет повсюду.
Свет везде:
На листве. На крыше...
Свет в природе и в душе.
Радость неба - выше!
Почему теперь не так?
Где теперь все это?
Пустота и полумрак...
Как мне жить без Света?

(Саломиайкина Елена)

А вот 11 класс (Выпуск 1988-99 уч.г.):

(Подражая М.Цветаевой)

            * * *

...А ветер рвал бутоны вербы -
В ночь.
И крики из груди просились -
Прочь.
И губы жесткие молились -
Вслух.
И молча угасала вера -
В дух.
Святой иконы помутнел -
Лик.
И злобный ветер за спиной -
Дик.
В кадиле долго терпкий ладан -
Гас.
А нам так долго, странно не хватало -
Нас.
Мне кто-то в волосы печаль -
Вплёл.
И ветер за руку меня -
Вёл.
А мне приюта на Земле -
Нет.
Не стоит ждать эпох, веков.
Лет...

(Ширканова Мария)


      2. Одной из разновидностей работы над поэтическим текстом могут быть уроки "по расшифровке" тайного смысла. И здесь главное - творческое воображение, свобода выбора пути расшифровки. Для уроков подобного типа, на наш взгляд, следует выбирать творчество таких поэтов, поэтический мир которых строится в большей степени по законам ассоциативных связей или на основе погружения в мир Вечных символов, заключающих в себе ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ и ПОНЯТИЯ, указывающие на путь восхождения (самосовершенствования). К таким поэтам относятся, на наш взгляд, Б. Пастернак, Ф.Тютчев, Н.Рерих и др.
      Примером подобного урока может служить урок по творчеству Н.К.Рериха "ИЗ ДРЕВНИХ ЧУДЕСНЫХ КАМНЕЙ СЛОЖИТЕ СТУПЕНИ ГРЯДУЩЕГО".
      Основной задачей данного урока была расшифровка отдельных стихотворений и легенд, принадлежащих перу поэта-писателя-философа (Что он хотел сказать? Как он это сделал? Сходится ли ваше видение тех проблем, которые подняты в том или ином произведении, с видением Н.К.Рериха?). Предлагаю одну из дорог, выбранных учениками - составление СХЕМЫ и ее расшифровка (см. Приложение).
      Работа проводилась по стихотворению Н.К.Рериха "СТРАЖИ У ВРАТ".
      РАСШИФРОВКА:

      В этом стихотворении-притче Ступени символизируют преграды, замедляющие путь к познанию Истины. Мы - люди - всю свою жизнь стремимся к Свету, Солнцу. Культура - служение Свету, т.к. она есть синтез достижений Красоты и Гармонии - целостности. А фотосинтез - необходимая жизненная реакция растений, обязательным условием которой является Свет. Без Света растение гибнет. Это для растения. Для человека же, для его роста, необходим ДУХОВНЫЙ СИНТЕЗ, т.к. человек - неотделимая часть Природы, поэтому и живет, развивается он по тем же законам, что и вся природа. Природа же ВСЯ насыщена СВЕТОМ НЕЗРИМЫМ (теперь мы его можем и увидеть - супруги Кирлиан смогли сфотографировать этот свет, исходящий из растений). Именно этим светом должен пропитаться и весь человек, без него он и Человеком называться не должен. Путь в царство Света - Знаний не простой. Он направлен на преодоление "большой высокой стены, в которой 12 врат. Ангелов..." Перед каждыми вратами- высокие ступени-стражи, содержащие в себе запрет-преграду НЕЛЬЗЯ. Задача человека - не бояться запретов-преград на дороге Света. Преодолевая каждое НЕЛЬЗЯ, распахивает он все новые и новые врата, за которыми его ждет АНГЕЛ-ПОСЛАННИК ТВОРЦА, дающий надежду на преодоление следующей преграды... И так - все выше и выше, пока не дойдешь до последних врат, на которых начертано "МОЖНО". Именно за этими вратами находится ТВОРЕЦ-ХОЗЯИН, обладающий ЗНАНИЕМ ИСТИНЫ. И теперь ты - ЧЕЛОВЕК - тоже постиг эту ИСТИНУ, С А М постиг ее! И тогда "ворота уже не будут запираться днем, и ночи там не будет, а спасенные народы будут ходить во свете его..." (Смирнова Елена, Маркова Аля, 1О кл., 2ООО г.)
      Подытоживая сказанное детьми, учитель выводит детей на осознание того, о чем мы говорили выше - об этапах ТВОРЕНИЯ (ТВОРЧЕСТВА): человек, зараженный Тьмой, отбросивший себя добровольно в дотворческий период - период царства Хаоса, опять-таки ДОБРОВОЛЬНО вступает на путь, указанный Творцом Жизни, на путь отъединения СВЕТА от ТЬМЫ. Этот путь труден, он требует преодоления преград. Каждое преодоление преграды - очищение себя от заразы Тьмы, дает человеку возможность подняться еще на одну ступень и т.д. Конечный этап - это победа Человека над самим собой, очищение себя от заразы Тьмы, т.е. ЧЕЛОВЕК ВОЗРОДИЛСЯ (ВОСКРЕС) к новой ЖИЗНИ. Сотворив Мир в себе по законам СВЕТА, он сможет творить МИР вне себя также по законам СВЕТА, т.е. законам КРАСОТЫ и ГАРМОНИИ, так, как это СОТВОРЯЛ БОГ. Поэтому не случайно на последних вратах написано - "МОЖНО"!
      Повышенное внимание к поэтическому слову помогает вывести ученика на более высокий уровень осмысления сути существования - жизни, что в свою очередь ведет к освобождению от самого главного препятствия на пути к ИСТИНЕ - Страха быть самостоятельным, а далее (как результат) развивает художественную одаренность ребенка. Ребенок, становясь сам творцом,создает СВОЙ ОБРАЗ, опираясь на специальные умения и навыки.
      Системность подобной работы никогда не остается безрезультатной - ученики (многие из них) научаются создавать свой поэтический мир. И зачастую он оказывается очень гармонично- красивым. Вслушаемся в строки Марии Ширкановой, вглядимся в картину, созданную ею, вдумаемся в смысл стиха, и мы поймем, КАКИМ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ Н А С Т О Я Щ И Й МИР, Н А С Т О Я Щ А Я ЖИЗНЬ.



                 * * *

Звездное небо, таинственный край...
Святость мечтаний и мыслей бездонных,
Тайны планет, голубых и огромных -
Зведное небо - таинственный край.
Видишь, как ясно мерцает звезда?
Эта звезда - наше счастье с тобою,
Кажется, это зовется судьбою...
Видишь, как ясно мерцает звезда?
За руки взявшись, пойдем среди звезд
И зададимся вопросом извечным:
Где путь на небе, зовущийся Млечным?
За руки взявшись, пойдем среди звезд...
Вслушайся, небо споет тебе быль,
Быль о пространстве и жизни столетий.
Ты их услышишь? Осмыслишь? Ответь мне!
Космос окутала звездная пыль...
Свято храни в своем сердце мечту,
Вечно плывя к серебристому Свету.
Спит тихим сном Голубая Планета...
Я во Вселенной тебя подожду.


      3. Отбор произведений для изучения на уроках и во внеурочное время, способствующих развитию творческого воображения:
      1О к л а с с: произведения Н.К.Рериха "Сказки", романы-притчи Ч.Айтматова "Белый параход", "Плаха", "И дольше века длится день". Произведения Р.Баха "Чайка по имени Джонотан Ливингстон", "Нет такого места- далеко", Романов братьев Стругацких "Трудно быть Богом", "Хромая судьба" и др.
      11 к л а с с: подробное изучение повести А.Платонова "Котлован", романа Е. Замятина "МЫ", произведений Д. Хармса.
      4. Включение в программу произведений, стимулирующих познавательную активность учащихся в связи с близостью (актуальностью) проблем, затрагиваемых в них.
      10 к л а с с: А.Лиханов "Благие намерения " (концепция школы). 11 к л а с с: А Лиханов "Высшая мера" (проблемы семейных отношений).
      5. Изучение сложный произведений, сложных как с точки зрения всеохватности и глобальности поднимаемых в них прблем, так и с точки зрения художественного их воплощения, объемности произведений.
      10 - 11 к л а с с ы: Б. Пастернак "Доктор Живаго", В.Каверин "Скандалист, или Вечера на Васильевском острове", Ч.Айтматов "Тавро Кассандры" (на выбор).


Ч А С Т Ь     III.


      П е д а г о г и ч е с к и е     т е х н о л о г и и.

      Для реализации поставленных целей необходимы, на наш взгляд, педагогические технологии, называемые ИНТЕРАКТИВНЫМИ, т.е. технологии, ставящие во главу угла деятельность САМОГО РЕБЕНКА. К ним относятся технологии "ОБУЧЕНИЕ КАК ИГРА", "ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ".
      Приемлемость введения второй технологии обуславливается тем, что в нашей школе существует курс "Основы научно-исследовательской деятельности старшеклассников" (школьный компонент), в рамках которого учащиеся лицейского звена знакомятся с понятийным аппаратом исследования (тема, проблема исследования, предмет и объект исследования, гипотеза, цель и задачи исследования и т.д.), а также с методами исследования и логикой выполнения исследовательской работы.
      Объединяя эти две технологии, нами был разработан и проведен урок по книге братьев Стругацких "Трудно быть Богом" в форме научно-практической конференции, на которой были заслушаны и обсуждены доклады участников космической экспедиции на планету Х (биолог, зоолог, планетограф, историк, юрист, искусствовед. Художники, композиторы, поэты также принимали участие в данной экспедиции). Учащиеся класса, не задействованные в конференции в качестве докладчиков, аппонентов, писали домашнее сочинение. Причем сформулировать тему своей работы они должны были сами, анализируя те проблемы, которые были, с их точки зрения, наиглавнейшими на той планете. В качестве примера можно назвать такую работу - "Трудно сохранить человеческие качества в обществе зверей ". Итоговые строки данной работы говорят о том, что роман был понят правильно, что ученик увидел, пожалуй, самое главное: необходимо сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА, несмотря ни на что - это единственно возможный путь сохранения ЖИЗНИ на ЗЕМЛЕ.
      Послушайте эти строки: "...и страх он (Дон Румата) испытывал лишь тогда, когда чувствовал, что "звереет". Он понимал, что одичание вторгается в тебя незаметно, вытравляя из тебя твою живую душу. ...Румата (Антон) встал на дорогу истории, на анизотропную дорогу. Он решился пойти в обратном направлении. Но повернуть историю назад невозможно. У Антона было два пути - погибнуть или покинуть планету. Он покидает. Но мы не можем покинуть Землю. Следовательно - если мы захотим повернуть историю вспять, то нам останется только одно - ПОГИБНУТЬ!.." (Наталья Бедняцкая, 1О класс ).
      Основной технологией "выстраивания" данного урока была игровая технология - РОЛЕВАЯ ИГРА. Основные черты учебного процесса в ходе игры:
      1. Ориентация - знакомство с творчеством братьев Стругацких с выделением основных направлений их творчества, с некоторыми особенностями их художественного мировидения. Далее дается характеристика игровых правил, обзор общего хода игры.
      2. Подготовка к проведению: излагается сценарий, выделяются основные задачи, определяются правила, распределяются роли.
      3. Проведение игры.
      4. Обсуждение игры. Причем основное внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими областями реального мира (по Кларину).
      Использование данной технологии как нельзя лучше помогает учащимся ВОЙТИ В ОБРАЗ и, уже исходя из логики этого образа, так сказать ИЗНУТРИ, решать трудные проблемы, связанные с той ситуацией, в которую они поставлены. Решение возможно лишь при одном условии - глубинного, сверхвнимательного прочтения (САМОСТОЯТЕЛЬНО) текста романа. Этим "типом" урока мы обращаем детей к СЛОВУ, способствуем выработке бережно-внимательного к нему отношения. Несколько в иной логике были проведены УРОКИ-Конференции по романам Ч.Айтматова "Буранный полустанок" и В. Каверина "Скандалист, или вечера на Васильевском острове". Здесь на первое место выдвигалась технология "ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ" с элементами дискуссии и игры. Так, работая над романом Ч. Айтматова "Буранный полустанок" на основе текстового анализа двух отрывков учащиеся    в ы я в и л и    ОСНОВНУЮ ПРОБЛЕМУ, которую в дальнейшем им нужно было разрешить. Эта проблемабыла сформулирована в виде вопросительного предложения: ЧТО ПОМОГЛО ЕДИГЕЮ ВОЗВЫСИТЬСЯ В МЫСЛЯХ ТАК, КАК ЕСЛИ БЫ ОН ОКАЗАЛСЯ БОГОМ?
      На основе последующих докладов об Едигее, Раймалаге и Бедимай, их обсуждения учащиеся пришли к выводу, что возвыситься до Бога Едигею помогло наличие в нем таких качеств как СОВЕСТЬ, ПАМЯТЬ О БЫЛОМ, ДОЛГ, ЛЮБОВЬ. Если объеденить все эти понятия-качества, то можно сказать, что постигнуть сокровенную сущность человеческую ему помогло безоговорочное принятие МОРАЛИ ДОЛГА и УМЕНИЕ ЛЮБИТЬ. Именно это приблизило Едигея к Богу, ибо "БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!" Именно Он понес страшные испытания ВО ИМЯ ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ, ВЫПОЛНИВ ЭТИМ СВОЙ ДОЛГ. Работая над романом В.Каверина "Скандалист, или вечера на Васильевском острове", учащиеся выяснили проблему: КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ НАСТОЯЩИМ УЧЕНЫМ? и попутно пытались выяснить, ПОЧЕМУ ХХ ВЕК НЕ НУЖДАЛСЯ В УЧЕНЫХ-ГУМАНИТАРИЯХ.
      Если говорить о значимости уроков подобного типа, то необходимо отметить, что эти уроки развивают не только творческое воображение. Содержание урока дает возможность ученику достичь методологической компетентности: находить необходимую и достаточную аргументацию при решении познавательной задачи, использовать рациональные способы ознакомления , обработки, систематизации материала. Обобщать. Отстаивать свою точку зрения. Убеждать других в ходе дискуссии. И, самое главное, способствуют как на содержательном, так и на "внешнем" уровнях нравственному самоочищению, самосовершенствованию.

      У р о к     т в о р ч е с т в а.

      В 1995-96 учебном году мы опробовали совершенно новый тип урока - ПОЭТИЧЕСКИ-МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕРНИСАЖ, на котором в течение нескольких лет были представлены притча о МАТЕРИ ОЛЕНИХЕ по повести Ч.Айтматова "Белый пароход", притчи Р.Баха "Чайка по имени Джонотан Ливенгстон", "Нет такого места - ДАЛЕКО", притчи Н.К.Рериха. Образы музыки, живописи, слова, соединившись воедино, способствовали созданию на уроке особой атмосферы - атмосферы творчества. Как участники, так и зрители были свидетелями удивительного явления - полного слияния индивидуальности отдельного человека с его делом.
      Творчество подобного типа мобилизует все способности ребенка, застваляя его , во-первых, углубленно прочитать произведение, проникнуть в его суть, осмыслить образную систему, погрузиться в эмоционально-психологический ток притч, понять (почувствовать) эмоциональное состояните автора. Это первый этап работы. 2-ой этап - отбор необходимых, логически и эмоционально связанных отрывков и соединение их в единое целое. З-ий этап - соотнесение своего восприятия с восприятием товарища, создающего картины по притчам, корректировка (уже двумя учащимися) своего видения- восприятия. 4-ый этап - составление единого словесно-художественного сценария. 5-ый - подборка или сочинение музыки. 6-ой - распределение и работа над ролью по озвучиванию картин.
      Уроки подобного типа прямо направлены на привитие ученикам умений творческого, эстетического чтенияч, на формирование читательской самостоятельности, развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
      У Р О К - П О Э Т И Ч Е С К А Я    Д У Э Л Ь.
      Уроки этого типа способствуют повышению мотивации для изучения предметного содержания. Организация данного урока требует также специальной подготовки. Для проведения дуэли разрабатывается ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС (правила словесной дуэли). Далее - определяется период развития поэзии, основываясь на который учащиеся готовятся к предстоящей "схватке" Следующий этап - самостоятельная работа учеников по подбору стихов для заучивания наизусть и их заучивание, отработка выразительности чтения. И, наконец, последний этап - сама дуэль! Ее можно проводить несколькими способами: 1-ый: На "выпад-стихотворение", принадлежащее одному поэту ( А.Блока, например) отвечать только стихотворением этого же поэта. 2-ой: На прочитанное стихотворение одного поэта отвечать стихотворением любого другого поэта, относящегося к этому же периоду развития литературы. З-ий: Один ученик начинает стихотворение, а другой продолжаете его (в данном случае заранее определякется круг стихотворений, необходимых для заучивания наизусть ).
      У Р О К И - З А Щ И Т Ы    Р Е Ф Е Р А Т О В.
      Эти уроки строятся на основе собственных исследовательских работ учащихся, входящих в школьное научное общество. Для проведения уроков этого типа были специально разработаны рекомендации для выступающих, сценарии-схемы ведения защиты, предусматривается обязательное выступление аппонентов, предоставление рецензии, даваемой как соклассниками, так и преподавателями школы или вуза. (Исследовательская работа "Литературоведческий анализ поэтического сборника "Свет и тень" Ю.В.Александровой, "Творчество Борхерта - ключ к пониманию современной трагедии человека" и др.).
      Развитию творческого мышления помогает также ФОРМУЛИРОВКА ТЕМ СОЧИНЕНИЙ, написать которые можно лишь обращаясь к своему личностному опыту (списать их невозможно). Вот примеры некоторых тем: "Через духовное родство представителей разных поколений прокладывает себе путь нравственный закон" (по творчеству Н. Некрасова, И. Тургенева, А. Чехова). Или - "Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле" (по творчеству А.П.Чехова). Или - "Человек - это канат , натянутый между животным и сверхчеловеком" (по творчеству Н. Гумилева).
      ИТОГОВЫЕ УРОКИ "ЗАЩИТА ПРОЕКТА" - "МИРОЗДАНИЕ, к примеру, Л.Н. ТОЛСТОГО" или "МИКРОКОСМОС (ВСЕЛЕННАЯ) Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. Эти уроки проводятся как зачетные в конце либо полугодий, либо в конце учебного года после прохождения творчества данных писателей. Работа по подготовке к урокам подобного типа предполагает групповую работу: учащиеся выбирают того или иного писателя, поэта, формируют группу (строго по желанию!) и вырабатывают (разрабатывают) свой проект МИКРОКОСМОСА (МИРОЗДАНИЯ) того писателя, которого они выбрали. Затем, во время зачета или экзамена, идет защита данного проекта. Это первое, пожалуй, самое трудное задание, ибо из всего многообразия пробем, поднимаемых в творчестве классиков, многообразия образов, ими созданных, необходимо выделить те, которые, с точки зрения учащихся, являются наиглавнейшими, выработать концептуальную идею, вокруг которой и будет формироваться все МИРОЗДАНИЕ писателя (как вокруг Солнца). Вторым заданием к итоговым урокам является следующее - разработка сценария представления писателя на основе (желательно!) личной переписки, воспоминаний современников. Основное требование: писатель должен предстать перед зрителями ж и в ы м человеком, а не схемой. Задание третье - составление кроссворда по творчеству или отдельному произведению выбранного писателя. И, наконец, последнее - творческая письменная работа "Подражая ... "
      У Р О К И - О Т К Р О В Е Н И Я. Эти уроки должны быть непосредственно связаны с осознанием таких понятий, как ДОБРОТА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ и т.п. Тех понятий, которые являются составляющими элементами всевбирающего (основного понятия ЖИЗНИ - И С Т И Н Ы). Поэтому эти уроки можно назвать, на наш взгляд, уроками ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ ЖИЗНИ. (Образец такого урока см. в Приложении).
      НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ - ОБОБЩЕНИЯ.
      Проследив деятельность учителя литературы по приобщению учащихся к процессу ТВОРЧЕСТВА как на содержательном, так и на технологическом уровнях, можно сделать вывод о том, что вдумчивое, осознанное внимание к СЛОВУ как со стороны учителя (в первую очередь: ОН - ВЕДУЩИЙ!), так и со стороны ученика, ведомого учителем, способствует духовному совершенствованию человека, что в свою очередь является истинной целью эволюции человека - возвращению к ПЕРВОИСТОКУ, к Божественному ПЕРВОНАЧАЛУ, к Свету, через преодоление в себе Хаоса и Тьмы... Сверхактуальность деятельности в этом направлении определяется тем, что разделение людей происходит на данном этапе развития человечества не на уровне разных национальностей, религий, а на уровне СВЕТА и ТЬМЫ (мысль Н.К.Рериха). Служители Света, независимо от того, к какой нации, религии они принадлежат, стремятся к ЕДИНЕНИЮ, СИНТЕЗУ КУЛЬТУР. Они понимают - это единственный путь развития Земной цивилизации. Служители Тьмы всячески мешают этому единению, играя на самых низменных инстинктах человека. Но мы свято верим, что СВЕТ-ЖИЗНЬ вечна, ее победить невозможно. Эта вера живет и в сердцах наших детей, поэтому у нас есть будущее! Ни об этом ли песня Александры Бородулиной?


                    * * *

О чем так мягко шепчет знахарь-ветер
Сиренью пахнущим глубинам океана?
Он шепчет о победе жажды-света,
О свадьбе неба голубого и Икара.
Он говорит так ласково и нежно
О юноше, парящем над волнами,
Не забывая испугать, прилежный,
Русалок его белыми крылами.
Он песнь поет, не сетуя на чаек,
То громко, то почти что незаметно,
И кажется, он вовсе не печален,
Но грусть услышим мы в его куплетах.
А ветер наш как будто с неохотой
Про солнце и про воск вдруг песнь заводит.
И сразу же, для большего упрека,
Он на светило мглу и ночь наводит.
Но и во тьме, пропахшей звездной пылью,
Не утихает ветер, как гитара,
А только начинает с новой силой
Рассказ о смерти вечного Икара.


Константинова Н.Ю.
Школа-интернат 1 с лицейскими классами
г. Владимир.










П р и л о ж е н и е     1.

УРОК-ОТКРОВЕНИЕ
"О ДОБРЕ И ДОБРОТЕ..."


      Ц е л и :
      В о с п и т а т е л ь н а я - пробудить в детях желание задуматься о содержательной наполненности этого понятия - "ДОБРО", о важности понимания значения этого слова для личного счастья каждого.
      Р а з в и в а ю щ а я - развивать творческое воображение, мышление учащихся.
      О б у ч а ю щ а я - учить внимательному, вдумчивому, осознанному чтению, что ведет к проникновению в глубинный смысл текста.


Х о д     у р о к а


      1. Звучит песня Ел.Романовой (учитель выбирает сам) или духовная музыка.
      2. Учитель зачитывает сочинение ученицы младшего класса: "У каждого человека есть в душе своя звездочка, которая называется Сердце. Сердце, как и Солнце, приносит людям счастье и свет. Сердце греет так же сильно, как и Солнце. Мое Солнце дает добро. И своим добром я делюсь с людьми. Очень хочется, чтобы люди также дарили друг другу радость. Солнце дарит людям ласку и радость своими лучами и светом. Мне хотелось бы, чтобы все сердца людей были добрыми и ласковыми, светили, горели и грели. Сердце - это мое маленькое Солнце."
      З. У ч и т е л ь:
      - Почему в сознании этой второклассницы Доброта и Сердце взаимосвязаны? -А Доброта и Солнце?
      - Взаимосвяжите все эти три понятия. ( Д о б р о т а - тепло + свет = основой ЖИЗНИ). Отсюда вывод: если хочешь жить (долго, счастливо) - "питайся" светом, излучай свет.
      4. Работа над содержанием и художественным своеобразием стихотворения ученицы 2-го класса.



        * * *

Девочка-душа
розовывй бутон
Что же ты, спеша,
Убегаешь в сон?
Что же ты бежишь
Вновь от яви прочь?
Не живешь, а спишь
Улетая в ночь.
Сколько рук вокруг
Добрых, дорогих.
Собери-ка дух,
Оттолкнись от них.
Девочка-малыш,
Не считаю лет.
Знаю, что спешишь
И выносишь свет.


      - Какие два очень близких, но все же различных образа-понятия встречаются в этом стихотворении? (Душа. Дух).
      - Отталкиваясь от смысла стихотворения, охарактеризуйте первый образ. (Молодая - "девочка". Нежная - "розовый бутон" - Красивая, но еще не расцветшая. Не хочет, может быть, боится реальной жизни - "яви". Существо, способное к движению ввысь - выносит свет.)
      - А каково отношение автора к такой позиции (она не живет, а спит) своей героини?
      - Какая строка стихотворения говорит о вере автора в людей? ("Сколько рук вокруг добрых. дорогих").
      - Какие строки стиха несут основную смысловую нагрузку? Расшифруйте их. ("Собери-ка дух, Оттолкнись от них").
      УЧИТЕЛЬ: Автор верит в эту еще не созревшую, не распустившуюся Душу, в ее стремление к Свету ("выносит свет", "спешит") и подсказывает ей единственно возможный путь - путь КОНЦЕНТРАЦИИ ДУХА ("собери-ка Дух"), что возможно в раннем возрасте, пока еще не хватает сил, путем "напитания" своей собственной души добротой добрых дорогих людей. Молодая душа еще не научилась видеть это Добро (Доброту) в реальной жизни, поэтому-то и пугает ее эта жизнь, поэтому-то и прячется она от нее. Стихотворение юного автора созвучно мыслям Н.К. Рериха, высказанным им в книге "Мир огненный", мыслям о добролюбии.
      5. Выразительное чтение статьи "ДОБРОЛЮБИЕ" Н.К.Рериха и выявление главной мысли данной статьи (умение восхи