АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ.

Артикул 1: О Боге. Наши церкви в полном согласии учат, что решение Никейского собора относительно единства Божественной Сущности, а также отно сительно Трех Ипостасей истинно и достойно веры безо всяких сом нений. Это означает, что существует одна Божественная Сущность, Которая называется и является Богом вечным, бестелесным, нераз делимым, обладающим бесконечной силой, мудростью и благостью, Творцом и Вседержителем (Содержателем всего сущего) видимого и невидимого. И, тем не менее, существуют три Ипостаси этой Сущнос ти и силы, которые также существуют извечно вместе: Отец, Сын и Святой Дух. Термин "ипостась" (личность) они (наши церкви) ис пользуют так, как Свв.Отцы использовали его для обозначения не части или качества в другом, но того, что существует само по себе. Они (наши церкви) осуждают все ереси, возникающие вокруг данного артикула, такие, как манихейство, которое допускает две первопричины, одна из которых Добро, а другая Зло. А также валентинианство, арианство, евномианство, мусульманство и им по добные. Они осуждают также ересь самосатскую как старую, так и новую, которая утверждает, будто существует только одна Личность, изощренно и безбожно утверждая, что Слово и Святой Дух, мол, не являются различными Ипостасями, но что "Слово" означает слово, произнесенное устами, и "Дух" означает движение, сотворенное во всем.

Артикул2: О первородном грехе. Далее наши церкви учат, что с момента грехопадения Адама, все люди, зачатые естественным образом, рождены во грехе, то есть они похотливы, не имеют страха Божьего и упования на Бога. И что эта болезнь или этот первородный порок (порок происхождения), яв ляется истинным грехом, даже и поныне осуждающим и несущим веч ную смерть тем, кто не рожден свыше через Крещение и Святой Дух. Они осуждают сторонников пелагианства и других, кто отри цает, что первородная развращенность является грехом, и кто, для затуманивая славы добродетели Христовой и Его благословений, ут верждает, что человек может оправдаться собственными силами и по собственному разумению.

Артикул3: О Сыне Божьем. Также наши церкви учат, что Слово, то есть Сын Божий, воче ловечился во чреве блаженной Девы Марии, так что существуют две сущности божественная и человеческая, неразделимо соединенные в единой Ипостаси, в одном Христе, истинном Боге и истинном Челове ке, рожденном от Девы Марии, воистину пострадавшем, умершем и погребенном, что Он может умилостивить Отца к нам, и быть жер твой, принесенной не только за первородный грех, но также и за фактические грехи всех людей. Он также сошел в преисподнюю и воистину воскрес в третий день. После этого Он вознесся на Небеса и сидит одесную Отца, царствует во веки, владычествует над всеми тварями и освящает тех, кто верует в Него, посылая Святого Духа в их сердца, чтобы управлять, утешать, животворить их и защищать их от дьявола и власти греха. Этот же Христос снова придет явно, дабы судить живых и мер твых, и т.д., согласно Апостольскому Символу Веры.

Артикул 4: Об оправдании. Далее наши церкви учат, что люди не могут оправдаться пред Богом собственными силами, заслугами или делами, но они оправды ваются даром ради Христа, верой, когда они веруют, что принимают ся с благосклонностью, и что их грехи прощены ради Христа. Кото рый Своей смертью искупил наши грехи. Эту веру Бог вменяет нам в праведность перед Ним (о чем сказано в Рим.3 и 4).

Артикул 5: О служении. Для того, чтобы мы могли обрести эту веру, было учреждено служение Евангелия и отправления Таинств алтаря. Ибо Слово и Таинства являются орудиями, посредством которых дается Святой Дух, Который порождает веру там и тогда, где и когда это угодно Богу, в тех, кто слышит Евангелие, то есть, что Бог не за наши собственные заслуги, но ради Христа оправдывает тех, кто верует, что они приняты ы благодать ради Христа. Наши церкви осуждают анабаптистов (перекрещенцев) и других, которые полагают, что Святой Дух приходит к людям без внешнего Слова, благодаря их собственным приготовлениям и делам.

Артикул 6: О новом послушании. Также они учат, что эта вера должна приносить добрые плоды, и что совершать добрые дела, заповеданные Богом, необходимо, ибо такова воля Божья, однако, мы не должны полагаться на эти дела, думая, что ими можно заслужить оправдание перед Богом. Потому что отпущение грехов и оправдание постигается верой, о чем свиде тельствует также и изречение Христа: "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: "мы рабы ничего не стоющие" (Лука 17:10). Об этом же учат и отцы церкви. Ибо Св.Амвросий говорит: "Богом заповедано, что верующий во Христа спасен, что он даром принимает отпущение грехов, без (добрых) дел, только лишь по ве ре".

Артикул 7: О Церкви. Далее они учат, что единая Святая Церковь должна пребывать во веки вечные. Церковь это собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправляются Таинства Алтаря. И для истинного единства Церкви достаточно согласия относи тельно учения о Евангелии и отправлении Таинств. Нет нужды в том, чтобы человеческие традиции, то есть обряды или церемонии учреж денные людьми, были везде одинаковыми. Как говорит Св.Павел: "...Одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех..." (Ефесянам 4:5-6).

Артикул 8: Что такое Церковь. Хотя Церковь, по существу, является собранием святых и ис тинно верующих, тем не менее, поскольку в этой жизни (с истинно верующими) перемешаны многие лицемеры и порочные люди, допустимо (законно и действенно) принимать Святое Причастие, отправляемое порочным человеком, согласно словам Христа: "На Моисеевом седали ще сели книжники и фарисеи..." (Матфей 23:2). Как Таинства, так и Слово действенны по той причине, что они учреждены и заповеданы Христом, даже если они преподаются (отправляются) неблагочестивы ми людьми. Наши церкви осуждают донатистов и им подобных, которые отри цают допустимость (законность) принятия служения неблагочестивых людей и которые полагают,что (священническое) служение порочных людей бесполезно и недейственно.

Артикул 9: О Святом Крещении. О Святом Крещении наши церкви учат, что оно необходимо для спасения, что через Крещение даруется благодать Божья, и что мла денцы должны быть крещены, так как они, будучи посвящены (возне сены к) Богу посредством крещения, принимаются в благодать Божью. Они осуждают анабаптистов, которые отвергают Крещение мла денцев и утверждают, что дети спасены и без Крещения.

Артикул 10: О Святом Причастии. О Святом Причастии (Вечере Господней) наши церкви учат, что Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается (вкушает Вечерю Господню). И они осуждают тех, кто учит иначе.

Артикул 11: Об исповеди. Об исповеди они учат, что личное отпущение грехов следует сохранить в церквях, хотя перечисление всех грехов на исповеди не является обязательным. Ибо это невозможно, согласно Псалму: "Кто усмотрит все погрешности свои?" (Псалом 18:13).

Артикул 12: О покаянии. О покаянии наши церкви учат, что те, кто впал во грех после Крещения, получают прощение грехов всякий раз, когда они (вновь) обращаются в веру (каются), и что Церковь должна давать отпуще ние грехов тем, кто таким образом возвращается к покаянию. Итак, покаяние, по существу, состоит из двух частей: Первая часть это сокрушение, то есть состояние ужаса, охватывающее совесть из-за осознания грехов; Вторая часть это вера, которая зарождается от Благовестия, или от отпущения грехов, и которая верует, что ради Христа грехи прощены, вера, которая утешает совесть и избавляет ее от мук и терзаний. Затем должны последовать добрые дела, кото рые являются плодами покаяния. Они осуждают анабаптистов, отрицающих, что однажды оправдан ные люди могут утратить Святого Духа. А также тех, кто утвер ждает, что некоторые люди способны достичь такого совершенства в этой жизни, что могут не согрешать. Также осуждаются новатиане, которые не прощают отпавших от веры после Крещения, несмотря на то, что они вновь раскаиваются в своих грехах. Наши церкви отвергают также тех, кто не учит, что разреше ние грехов приходит по вере, но заповедуют нам заслуживать (зара батывать себе) благодать, искупая грехи собственными силами.

Артикул 13: Об употреблении Таинств Алтаря. Об употреблении Таинств наши церкви учат, что Таинства запо веданы не только для того, чтобы служить отличительными признака ми вероисповедания среди людей, но, скорее чтобы быть признака ми и свидетельствами воли Божьей по отношению к нам, учрежденны ми для пробуждения и утверждения веры в тех, кто употребляет их (Таинства). Поэтому мы должны употреблять Таинства с верой, что бы веровать в обетования, предоставляемые и учреждамые Таинствами. Поэтому наши церкви осуждают тех, кто учит, что Таинства, как внешние, формальные деяния, дают оправдание, а также тех, кто не учит, что при употреблении Таинств требуется вера в то, что грехи прощены.

Артикул 14: О духовном порядке (о рукоположении). О церковном порядке (образе правления) наши церкви учат, что никто не должен публично учить в церкви или отправлять Таинства Алтаря, если он не призван к тому установленным и законным обра зом.

Артикул 15: О церковных обрядах. Об отправлении церковных обрядов наши церкви учат, что дол жны соблюдаться те обряды, которые не ведут ко греху, и которые полезны для поддержания спокойствия и доброго порядка в церкви, в частности, такие, как святые и праздничные дни и тому подобное. Тем не менее, относительно всего этого людей увещевают, что совесть их не должна обременяться так, будто соблюдение этих об рядов необходимо для спасения. Их учат также о том, что человеческие традиции, учрежденные для того, чтобы умилостивить Бога, для того, чтобы заслужить бла годать и искупить грехи, противоречат Евангелию и учению о вере. Посему (монашеские) обеты и обряды, относящиеся к еде, соблюде нию (постных) дней и т.п., установленные с целью заслужить благо дать и расплатиться за грехи, бесполезны и противоречат Евангелию.

Артикул 16: О светских (государственных) делах. Об отношении к светским делам наши церкви учат, что закон ные государственные указы являются благими делами Божьими, и что христиане могут по праву исполнять государственную службу, быть судьями, чтобы судить по имперским и другим существующим законам, присуждая справедливое наказание, а также участвовать в правед ных войнах, служить солдатами, заключать законные сделки, вла деть собственностью, приносить присягу, если это требуется на су де, жениться и выходить замуж. Они осуждают анабаптистов, которые запрешают христианам при нимать участие во всех этих светских делах. Они осуждают также тех, кто связывает евангельское совер шенство не со страхом Божьим и не с верой, но с отказом от мир ских дел (уходом с государственной службы). Ибо Евангелие учит вечной праведности сердца, но оно не разрушает при этом госу дарства или семьи, но настойчиво требует их сохранения, как уста новлений Божьих, а также, чтобы милосердие проявлялось в этих ус тановлениях. Таким образом, христиане непременно обязаны повино ваться своим начальникам и законам, за исключением лишь случаев, когда те требуют от них совершения греха. Ибо в таком случае сле дует повиноваться больше Богу, нежели человекам (См. Деяния 5:29).

Артикул 17: О втором пришествии Христа, как Судии. Также они учат, что в Конце Света Христос вновь придет, как Судия, и воскресит всех мертвых. Он дарует всем праведным и из бранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные муки. Наши церкви осуждают анабаптистов, полагающих, что будет ко нец наказаниям осужденных и порочных людей. Они осуждают также и других, которые распространяют сейчас определенные иудейские воззрения о том, что прежде воскресения мертвых праведники овладеют мирским царством и безбожники будут подавлены повсюду.

Артикул 18: О свободной воле. О свободной воле наши церкви учат, что человеческая воля об ладает определенной свободой выбора в светской праведности и со вершении дел, подвластных разуму. Но она не имеет силы без помо щи Духа Святого производить праведность Божью, то есть правед ность духовную. Поскольку плотский человек ничего не принимает от Духа Божьего (1 Кор 2:14). Но эта праведность вырабатывается в сердце, когда Дух Святой принимается посредством Слова. Об этом многократно говорил Августин в своей работе Hipognosticon (книга III): "Мы допускаем, что все люди обладают свободной волей, сво бодной до тех пор, покуда она имеет суждение разума. Не то чтобы тем самым она способна без Бога начать или хотя бы завершить что-либо из того, что свойственно Богу, но только в делах сей жизни, благих или порочных. "Благими" я называю дела, которые происходят от добра в природе, такие как желание трудиться в по ле, есть и пить, иметь друга, одеваться (носить одежду), строить дом, жениться, откармливать скот, обучаться разнообразным полез ным искусствам или любое другое благое дело, относящееся к этой жизни. Ибо все это не обходится без провидения Божьего. Да, от Него и через Него они зачинаются. "Порочными" же я называю такие дела, как желание поклоняться идолам, убивать и т.п." Наши церкви осуждают сторонников пелагианства и других, ко торые учат, что без Духа Святого, силой одного лишь естества, мы способны возлюбить Бога превыше всего, а также исполнять запове ди Божьи. Ибо, хотя естество и способно в некотором смысле (до оп ределенной степени) исполнять внешние деяния (так как оно способ но воздерживаться от убийства и воровства), все же оно не может порождать такие внутренние побуждения, как страх Божий, упование на Бога, целомудрие, терпение и т.п.

Артикул 19: О причине греха. О причине (происхождении) греха наши церкви учат, что хотя Бог является Создателем и Хранителем природы (естества), все же причиной греха является воля беззаконников, то есть (порочная) воля дьявола и безбожных людей, которая без помощи Бога и самос тоятельно отвращает себя от Бога, как Христос говорит в Иоанна 8:44: "Когда говорит он (дьявол) ложь, говорит свое".

Артикул 20: О добрых делах. Наших учителей напрасно обвиняют в том, что они запрещают добрые дела. Ибо их писания по Десяти Заповедям и работы на дру гие темы свидетельствуют о том, что они успешно учат обо всех об разах жизни и обязанностях какой образ жизни и какие дела в каждой из профессий угодны Богу. Прежде проповедники почти не учили об этом и призывали только к несерьезным, бесполезным де лам в частности таким, как соблюдение святых дней, постов, об разование братств, паломничества, почитание святых, молитвы по четкам, монашеская жизнь и т.п. Поскольку наших противников уве щевали в этом, они теперь забывают эти дела и не призывают более на своих проповедях к этим бесполезным вещам, как раньше. К тому же, они начали упоминать о вере, о которой до сих пор они храни ли странное молчание. Они учат, что мы оправданы не только дела ми, но соединяют веру и дела, говоря, что мы оправданы верой и делами. Эта доктрина более терпима, нежели их предыдущая, старая доктрина, и может принести большее утешение. Таким образом, поскольку учение о вере, которое должно быть главным в церкви, столь долгое время лежало под спудом, и в про поведях совершенно умалчивалось о праведности по вере, в то вре мя, как только учение о добрых делах широко трактовалось в цер квях, наши учителя наставляли церкви о добрых делах следующим об разом: Во-первых, что наши дела не могут примирить нас с Богом, или сто мы не можем заслужить своими делами прощения грехов, благода ти и оправдания, но что мы получаем это только по вере, когда ве руем, что мы обрели благоволение ради Христа, Который один был учрежден Посредником и Искупительной Жертвой (1 Тимофею 2:5), для того, чтобы Отец мог быть примирен (с нами) через Него. Поэтому всякий, полагающий, то делами он может заслужить себе благодать, пренебрегает добродетелью и благодатью Христа и ищет пути к Богу помимо Христа, человеческими силами, хотя Христос Сам сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоанна 14:6). Это учение о вере повсюду проповедуется Павлом (см. Ефесянам 2:8): "Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел..." И чтобы никто не сказал коварно, что мы изобрели новое ис толкование слов Павла, мы подтверждаем сказанное свидетельствами отцов церкви. Ибо Августин во многих томах защищает благодать и праведность по вере от добродетелей дел. И Амвросий в своей рабо те De Vocatione Genium, и повсюду, учит подобным же образом. В De Vocatione Genium он пишет следующее: "Искупление кровью Христо вой обесценилось бы, равно как превосходство дел человеческих не было бы заменено милостью Божьей, если бы оправдание, произведен ное посредством благодати, было бы связано с предшествующими доб родетелями (зависело от произведенных перед этим добрых дел), не являясь даром жертвующего, но наградой, полагающейся трудящемуся". Однако, хотя несведующие люди обычно пренебрегают этим уче нием, тем не менее, богобоязненные люди и люди со встревоженной (грехами)совестью находят, что оно несет им величайшее утешение, потому что их совесть не может быть успокоена никакими делами, только верой, когда они обретают полную уверенность, что ради Христа они примирены с Богом. Как учит Павел в Римлянам 5:1: "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом..." Все это учение должно иметь отношение к конфликту устрашенной совести. И оно не может быть понято отдельно (вне зависимости) от этого конфликта. Таким образом, несведующие и непосвященные (мирские) люди судят неверно об этом, полагая, что христианская праведность это ничто иное, как праведность мирская и философская. До этого совесть людей тиранилась учением о делах, они не слышали евангельского утешения. Некоторые люди, побуждаемые к этому своей совестью, уходили в пустыни, в монастыри, надеясь там заслужить благодать своей монашеской жизнью. Некоторые изобретали также другие дела, чтобы заслужить благодать и расплатиться за грехи. Поэтому существовала насущная потребность в том, чтобы люди со встревоженной (грехом) совестью не остались без утешения, но чтобы они могли знать, что благодать, прощение грехов и оправдание обретается верой во Христа. Мы учим людей также и тому, что термин "вера" означает не просто знание истории, так как последнее имеет место в случае с безбожниками и бесами, но это слово означает верование не только в историю (исторические факты), но также и в последствия истории, а именно верование в артикул о прощении грехов, а именно что мы имеем благодать, праведность и прощение грехов через Христа. Итак, тот, кто знает, что Отец Небесный милостив к нему ради Христа, воистину знает Бога. Он знает также, что Бог печется о нем, и взывает к Богу. И в миру он не живет без Бога, как язычник. Ибо бесы и безбожники неспособны веровать в артикул о прощении грехов. Поэтому они ненавидят Бога, как своего врага, не взывают к Нему и не ожидают от Него ничего благого. Августин также увещевает своих читателей о слове "вера" и учит, что термин "вера" означает в Писании не знание, которое имеется и у безбожников, но уверенность, которая утешает и укрепляет устрашенный разум. Более того, мы учим, что необходимо совершать добрые дела. Не потому, что нам следует полагать, будто мы заслуживаем ими благодать, но потому, что такова воля Божья. Только верой обретается прощение грехов, и оно дается даром. И по той причине, что (люди) верой обретают Святого Духа, их сердца обновляются и наделяются новыми привязанностями так, что они становятся способными совершать добрые дела. Ибо Амвросий говорит: "Вера является матерью доброй воли и праведного деяния". Ибо человек сам по себе, без помощи Святого Духа полон безбожных наклонностей и силы его слишком слабы, чтобы совершать деяния, благие в глазах Божьих. Кроме того, люди находятся во власти дьявола, который подстрекает их ко всевозможным грехам, к безбожным воззрениям, к открытым преступлениям. Это мы можем видеть на примере философов, которые, хотя и пытаются жить честно, не могут достичь этого, но оскверняются многими явными преступлениями. Такова немощность человека, который не имеет веры и Святого Духа и поступает, используя только человеческие силы. Таким образом, очевидно, что данное учение нельзя обвинить в запрещении добрых дел, но, скорее, наоборот, оно приводит к совершению большего их числа, потому что показывает, каким образом мы обретаем способность совершать добрые дела. Ибо без веры человеческая природа никоим образом не может исполнить Первую или Вторую заповеди. Без веры она (человеческая природа) не взывает к Богу, равно как ничего не ожидает от Него и не несет своего креста, но ищет помощи от человека и уповает на нее. И, таким образом, когда нет веры и упования на Бога, всевозможные похоти и человеческие затеи правят в сердце. Поэтому Христос говорит (Иоанна 15:5): "...Без Меня не можете делать ничего", и церковь поет: "Без Твоего божественного благоволения В человеке нет ничего, В нем нет ничего безвредного".

Артикул 21: О поклонении святым. О поклонении святым наши церкви учат, что мы можем хранить память о святых, чтобы следовать примеру их веры и добрых дел, согласно нашему призванию, как император, например, может следовать примеру Давида, воюя с турками и изгоняя их из своей страны. Ибо оба они цари. Но Писание не учит взывать к святым или искать у них помощи, поскольку оно учреждает для нас одного лишь Ходатая. Ему мы должны молиться, и нам дано обетование о том, что Он услышит наши молитвы. И такое поклонение угодно Ему превыше всего, а именно что во всех бедствиях следует взывать к Нему, как сказано в Первом Послании Иоанна 2:1: "...А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем..." Все это является кратким обобщением нашего учения, в котором, как видно, ничего не противоречит Святым Писаниям и учениям Вселенской (Кафолической) Церкви.