АНАЛИЗ БИТВЫ

Прежде всего зададимся вопросом , а что же из себя представляла Куликовская битва? Что мы об этом знаем? Проще всего сказать, чем она наверняка не являлась :

  1. Во-первых, очевидно, что это не длительные военные действия, в ходе которых выбирается место для большого сражения, наподобие Бородинской битвы в войне 1812 года.
  2. Во-вторых, это явно не перехват вражеского войска в ходе следования, этот вид боя, характерен для небольших по численности войск и вряд ли возможен для битвы такого масштаба, как Куликовская. Я не могу себе представить, что одно огромное войско идет на перехват другого, не менее большого войска, при этом части первого идут разными дорогами и в пути оно добирает подкрепление, пришедшее из других мест. При этом место, в которое все идут заранее не определено. На мой взгляд, это совершенно не логично.
  3. Это не захват и не осада города, поскольку указаний на это нет в литературе, посвященной Куликовской битве. И вообще, нет указаний на то, что во время продвижения войск каким либо образом страдает мирное население.

 

  • Что же тогда представляет собой Куликовское сражение?

    Из текстов, посвященных Куликовскому циклу можно установить, как примерно все началось. В " Сказании о мамаевом побоище " во всех редакциях последовательность событий примерно такая. -

    Дмитрий узнает, что царь Мамай идет на него войной и отправляется к митрополиту Киприану (в некоторых редакциях Киприан приходит к Дмитрию) и митрополит расспрашивает его, чем это не угодил Дмитрий Мамаю. После заверений Дмитрия в том, что он перед Мамаем чист, Киприан выносит вердикт - Дмитрий все равно должен задобрить оного дарами и если это не поможет, что кому кто должен решит бог на поединке.

    Далее идет сцена с посольством Назария (или Захария) с фамилией посла разночтений еще больше то это Тетюшков, то Тютчев есть еще несколько вариантов. Захарий идет с дарами к Мамаю. Мамай, несмотря на дары, претендует на большее, он хочет все, чем владеет Дмитрий, а самого его сделать своим слугой и требует, что бы Дмитрий пришел к нему на поклон. Однако, внешний вид и учтивые манеры Захария нравятся Мамаю, и он делает ему предложение перейти на его сторону. Захарий делает вид, что согласен и просит отпустить его послом к Дмитрию, что бы вручить ему грамоту-вызов, а что бы Мамай не сомневался в его надежности, отрядить с ним добрых татар. По пути Захарий шлет вестника к князю, с которым просит Дмитрия принять меры к его освобождению. Дмитрий встречает посланников Мамая и почти всех убивает, отрезая себе путь к мирному урегулированию проблемы. . Из сцены с Захарием Тютчевым становится понятно какую обиду нанес Мамай Дмитрию. Во всех других произведениях - летописных повестях, Задонщине обида Дмитрия, за которую он поднимает всю Русь, присутствует, но как понятие абстрактное - ,а в Сказании ясно какая.

    . Вот на мой взгляд суть конфликта. Разрешить спор между двумя могущественными противниками может только Суд Божий на поединке, видимо об этом говорит Киприан. В версии А.Т.Фоменко Тахтамыш и Дмитрий Донской одно и то же лицо,( если это не вызывает сильной аллергии, то в летописных повестях есть прямое указание на то, что Мамай договорился с Тахтамышем встретиться на Калках, то есть на месте известном обоим, которое для этого приспособлено).

    В какое же время происходят разборки Мамая с Дмитрием? Единственное, что можно почерпнуть из Сказания - это то, что там упоминаются в явном виде два периода - это конец весны - начало лета и конец лета - начало осени. Логичнее всего предположить, что определяющая дальнейшие действия размолвка происходит в мае - июне. То есть в этот период оба противника принимают решение о неизбежности вооруженного столкновения и принимают соответствующие меры.

    А вот где находятся противники, я до конца еще не поняла. Дмитрий, вероятнее всего в районе Коломенского, а где Мамай не знаю.