Ханука и Рождество

В прошедшем 2001 году 10 декабря началась ханукальная неделя. Многие дома озарились светом, который разли-вается из темноты веков и создает для участников обряда особое настроение.

Что означает слово "Ханука"? Каково происхождение этого праздника? Какова его природа - это священный обряд, основывающийся на Божественном повелении или дань древней традиции? Мы попытаемся кратко осветить эти вопросы.

Слово "ханука" в оригинале, на древнееврейском языке выглядит так: hfKхnAx , что означает "посвящение". В форме глагола это слово, например, встречается в Тонаке (Ветхом Завете) в следующем контексте: "Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы" (3Цар. 8:63). Здесь интересующее нас слово переведено как "освятили". Речь идет о торжественной церемонии посвящения храма, построенного Соломоном, прежде чем в нем началось служение в 960 г. до н. э. Каким образом идея освящения, или посвящения, связана с праздником Хануки?

Вот какую информацию в статье о Хануке содержит Иллюстрированный Энциклопедический Словарь. "Ханука (евр. = обновление, освящение) - еврейский праздник, установленный в память возобновления богослуже-ния в иерусалимском храме в 165 г. до Р. Хр., после того как в течение нескольких лет оно было прекращено вследствие осквернения храма идолослужением по приказу сирий-ского царя Антиоха Епифана. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25 день мес. кислева 165 г. восстановили богослужение по своему закону. Сохранилось преда-ние, что в храме чудесным образом был найден сосуд с священным елеем для возжигания семисвещника. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Хануку посредством зажигания лампад или свечей в течение недели, начиная с 25 кислева".

Таким образом, история праздника Хануки восходит к событиям, связанным с посвящением храма, но уже не Соломона - тот был разрушен вавилонским царем Навуходоно-сором в 587 г. до н. э., - а храма послепленной эпохи, построенного во времена Ездры и Неемии. Этот храм как раз-таки и был осквернен, а после вновь освящен.

Итак, праздник Хануки основан на реальных исторических событиях и является частью культурного наследия еврейского народа. Но есть ли Божественное повеление о необходимости его празднования и о его духовной составляющей? Одна из молитв, произносимых во время совершения обряда, дает положитель-ный ответ на этот вопрос. В первую ночь Хануки (с 24-го на 25-е кислева) перед тем, как зажечь первый огонек, произносят следующее благослове-ние: БАРУХ АТА АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИ-ВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛ ХАНУКА. (Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукаль-ный светильник!). Утверждается, что это - Божье повеление. Только вот где оно записано, в какой книге из Тонака - еврейского канона Библии? Вы не найдете нигде подобного повеления!

Вот что читаем в статье о Хануке, которая расположена на страничке в Интернете, размещенной по адресу http://www.chanuka.ru: "Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое масло, требовалось восемь дней. И все же, было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.

В память об этом чуде наши мудрецы и постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни".

Вот здесь начинается самое интересное. В священном документе иудаизма ничего не говорится о Хануке. Иудаизм ограничивает число богоданных книг Тонаком (отвергая, например, книги Нового Завета), но продолжает праздновать Хануку как Божественное установление, хотя в действительности она является человеческим установлением. Между тем, в Торе (Пятикнижье Моисеево) сказано: "Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того" (Втор. 12:32).

А 25 декабря Америка праздновала Рождество. Украшенные огнями дома, витрины магазинов, деревья; в домах - наряженные елки и неизменные подарки в праздничной обертке. В церквах - торжественные богослужения, концерты, посвящен-ные тематике праздника.

Наверное, нет нужды задавать вопрос о том, откуда к нам пришел праздник Рождества? Или все-таки нужно? Почему рождение Иисуса Христа в одних странах празднуется 25 декабря, в других - 7 января? Когда Иисус родился на самом деле? Праздновал ли Он Свой день рождения? Когда его впервые начали праздновать, по чьей инициативе? Давайте поговорим на эту тему.

Вначале обратимся к информации в Евангелиях. Там мы ничего не найдем о том, какого числа родился Иисус. Дело в том, что евреи того времени не отмечали и не праздновали дней рождения. В книге Екклесиаст сказано: "Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения" (7:1). Эта фраза отражает осознание того, что, как говорится в книге Иова, "человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх" (5:7). По этой причине день рождения не считался праздником, не фиксировался и не отмечался. Сможем ли мы хотя-бы найти информацию о времени года, когда родился Иисус? Евангелие от Луки отмечает, что "в той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего" (2:8). Дело в том, что погодные условия Палестины определяли время, когда пастухи могли находиться вместе со стадом в поле ночью. Это могло быть только после дождей в апреле и до сезона дождей, начинавшихся в ноябре. В остальное время года, по причине дождя и порой снега стадо оставалось на ночь в загоне, а пастухи искали укрытия в жилище. Иными словами, Иисус родился в период времени после апреля, но до ноября.

Эти данные подтверждаются еще и следующим. В Евангелии сказано, что зачатие Христа а, соответственно, и рождение, произошло на шесть месяцев позже, чем Иоанна Крестителя. Древняя же церковь в Александрии праздновала день рождения Иоанна Крестителя 23 апреля. Прибавив шесть месяцев к этой дате, мы получим 23 октября.

Есть еще одно свидетельство. По Евангелиям, земная жизнь Иисуса Христа длилась 33,5 года. Он был распят весной, 14 Ниссана еврейского календа-ря. Его день рождения, следовательно, должен быть где-то осенью.

Откуда же появилась дата 25 декабря? Вот что читаем в энциклопедии "Народы и религии мира" в статье "Праздники Римско-католической церкви":

"Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, - сложное переплетение народных традиций и хрис-тианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря - церковным праздникам, дням памяти святых. Христианская обрядность с трудом утверждалась в народном быту. Использовались не только запреты и официальные постановления: духовен-ство для усиления своего влияния приспосабливало многие традицион-ные языческого происхождения обряды и обычаи".

Какой языческий праздник приходился на 25 декабря? Большая Советская Энциклопедия в статье "Рождество":

"Истоки праздника - в языческом культе "умирающих и воскресающих" богов, особенно распространённом у земледельческих народов, ежегодно праздновавших приуроченное обычно к дням зимнего солнцестояния (21-25 декабря) "рождение" бога-спасителя, пробуждающего природу к новой жизни. Раннее христианство не знало праздника Р. Х. Ещё во 2 в. христиане справляли лишь зимний январский праздник "явления и крещения Христа". С середины 4 в. христианская церковь, стремившаяся вытеснить культ Митры, видоизменила митраист-ское празднование "рождения непобедимого бога-Солнца" (проводи-лось 25 декабря), превратив его в праздник Р. Х. Первыми стали праздновать Р. Х. христианской общины Рима. Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354. Узаконен праздник был на Эфесском соборе 431. В 10 в. вместе с христианством праздник Р. Х. стал распространяться на Руси, где он слился с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками), пережитки которого сохранились в "святочных" обрядах (ряженые, гаданье)".

А различие в праздновании Рождества 25 декабря и 7 января определяется тем, каким календарем пользуются, Юлианским или Григорианским.

 

К сожалению, подобное является верным для многих религий и деноминаций: к основному документу, почитающемуся священным, со временем добавляются традиции, часто не только не вытекающие из первоисточника, но прямо противоречащие ему. При всем этом провозглашается первенство основного документа.

Есть много причин для сожаления. Одна из них - смешиваются две различные сферы, религиозная и культурная. Это же всегда чревато национализмом и религиозным шовинизмом со всеми его последствиями. Как однажды в разговоре один человек на вопрос "А вы кто по национальности?" ответил "Я мусульманин", причем вопрошавший считал, что получил ответ на свой вопрос.

Еще один момент - дискредитация священного документа. Люди, далекие от той или иной религии, судят о ней по состоянию на данный момент, а не по информации в первоисточнике, предполагая, что священнослужители следуют предписаниям книги. В результате они отворачиваются и от религии, и от книги. И многое теряют.

Важно всегда делать различие между религией, представленной в книге, и ее состоянием в действительности. Это поможет более объективно оценивать факты. Если Бог в действительности дал информацию людям (во что представители тех или иных деноминаций твердо верят), то належит следовать ей, а не заниматься самодеятельностью.

Конечно, эта "самодеятельность" часто представляется и защищается как продолжение того же самого процесса, который привел к появлению священной книги. Однако если это на самом деле так, то новая информация не может противоречить данной ранее, коль источник тот же. Тем более, когда первоисточник предупреждает, что противорещачие идеи свидетельствуют о другом источнике - силах зла!

Итак, если Вы - верующий и принадлежите к какой-либо деноминации, проверьте, насколько теперешнее состояние дел в ней соответствует данным первоисточника. Если Вы - неверующий, велика вероятность того, что ваше представление об Иудаизме или Христианстве, праздники которых мы упоминали сегодня, сложилось не на основании информации о том, как оно должно быть, а на основании того, как есть. Попытайтесь обратиться к Библии - оригинальному документу. Может быть, вас ждут сюрпризы.


Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса (Мичиган, США)

©1999-2003 Igor V Timofyeev a.k.a. ^Hamlet^ a.k.a. cmexonaT CD-ROMs Home E-mail