Духовное наследие

Николай Семенович Лесков

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 в селе Горохово, ныне Орловской области. Отец его, сын священника, был мелким чиновником, заседателем орловской палаты уголовного суда, и получил дворянство. Мать принадлежала к дворянскому роду.

Николай вырос в богатом доме Страховых, одного из своих дядей с материнской стороны. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им имении Панино, куда переехал и Николай. В Орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками...", "Я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей...".

Когда Николаю исполнилось десять лет, он поступил в Орловскую гимназию, где учился с 1841-46. Закончить ее не удалось: на шестнадцатом году он потерял отца, а страшные орловские пожары 40-х годов, во время которых погибло все небольшое достояние Лескова, не дали ему возможности закончить курс; 17 лет от роду он поступил канцелярским служителем в орловскую уголовную палату, где прежде работал его отец.

В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С. Алферьева, будущий писатель поселяется в Киеве, который, как говорил Лесков, был его "университетом": под влиянием университетских профессоров пробуждается горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре; Лесков увлекается старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства.

Перейдя на службу в киевскую казенную палату, он чтением пополнял недостатки своего образования. В качестве секретаря рекрутского присутствия он часто уезжал в уезды, и это положило основание тому знанию народного быта, которое ставит его во главе наших писателей-этнографов.
В 1857 Лесков выходит в отставку и переходит на частную службу к своему родственнику Шкотту, управлявшему имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, изъездил почти всю европейскую часть России, что дало ему огромный запас наблюдений, образов, типов, метких слов и оборотов.

Писательскую деятельность Николай Семенович начал со статей и фельетонов, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. Поместив в 1860 г. несколько бойких статеек в "Современной Медицине", "Экономическом Указателе", "Санкт-Петербургских Ведомостях", Лесков в январе 1861 переселяется в Петербург с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности и всецело отдается литературе. Он начинает печататься в "Отечественных записках". В начале своей литературной деятельности печатался под псевдонимом М. Стебницкий.

В 60-е гг. Лесков создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), пьесу "Расточитель" (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В Петербурге Лесков примкнул к преобразованной газете "Северная Пчела", которой в то время заведовал кружок Артура Бенни, и начал приобретать известность в качестве горячего поборника прогресса.

В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" писатель едет за границу - в Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию.

В середине 70-х гг. в мировоззрении писателя происходит заметный перелом. Наступает вторая, лучшая половина его деятельности, почти свободная от злобы дня. Крупный успех, выпавший на долю романа "Соборяне", влил успокоение в душу писателя и раскрыл ему глаза на настоящее его призвание - уменье находить яркую колоритность в сфере самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта.

В это время Лесков начинает создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли; один за другим появляются превосходные рассказы: "Запечатленный ангел" (1873), "Очарованный странник" (1873), "На краю света" (1876), "Не смертельный голован" (1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и др., составившие в "Собрании сочинений" Лескова особый том, под общим заглавием "Праведники".

Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они - из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: "После злого романа "На ножах" литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233).

Отношение к имени Лескова в конце 70-х годов настолько изменилось, что "либеральная" газета "Новости" напечатала его "Мелочи архиерейской жизни" (1878), имевшие шумный успех, но возбудившие крайнее неудовольствие в среде духовенства. С начала 80-х годов Лесков совершенно оставляет "Русский Вестник" и больше всего пишет в нейтральном "Историческом Вестнике", с средины 80-х годов становится усердным сотрудником "Русской Мысли" и "Недели", а в 90-х годах появляется на страницах "Вестника Европы", с рассказом "Полуночники", высмеивающим узкоклерикальное святошество.

Соответственно такому примирению с "либералами" существенно изменилось отношение Лескова к "консерваторам", и это даже отразилось на служебной его карьере. В 1874 г. он был назначен членом учебного отдела ученого комитета министерства народного просвещения. В 1877 г. императрица Мария Александровна, прочитав "Соборян", отозвалась о них с большою похвалою в разговоре с графом П. А. Валуевым, тогда министром государственных имуществ; в тот же самый день Валуев назначил Лескова членом учебного отдела своего министерства. На этом служебные успехи Лескова и закончились. В 1880 г. Лесков был вынужден оставить министерство государственных имуществ, а в 1883 г. он был уволен без прошения из министерства народного просвещения. Лесков с радостью принял отставку, видя в ней подтверждение своей независимости.

В 1870 - 80 писатель многое переоценивает; большое влияние на него оказывает знакомство с Л. Толстым. Отчасти под влиянием Льва Толского, Лесков почти исключительно отдался интересам и вопросам религиозно-нравственным, около которых в сущности ходил всю жизнь.

В 80-х годах Лесков оставляет духовный быт и пишет повести из эпохи первых веков христианства. Часть этих работ, как, например, переложения "Пролога", совсем не увидела света; появились в печати "Скоморох Памфалон", "Аскалонский злодей", "Гора" и другие. Написанные в стиле легенд Флобера, эти рассказы блещут реализмом, столь необычным у нас в произведениях такого рода; но в них нет простой, бесхитростной веры, чувствуется какая-то недоговоренность, какой-то внутренний скептицизм. Трезвый ум, чуждый мистицизма и экстаза, никогда не давал Лескову увлечься всецело.

Николай Семенович тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия. Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики.

Николай Семенович Лесков умер 21 февраля 1895 в Петербурге, прожив 64 года.

Подготовлено В. И. Олийником.

(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На пороге вечности")

©1999-2003 Igor V Timofyeev a.k.a. ^Hamlet^ a.k.a. cmexonaT CD-ROMs Home E-mail