Духовное наследие
Николай Семенович Лесков
Николай
Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 в селе Горохово, ныне Орловской
области. Отец его, сын священника, был мелким чиновником, заседателем
орловской палаты уголовного суда, и получил дворянство. Мать принадлежала
к дворянскому роду.
Николай вырос в богатом доме Страховых, одного из своих дядей с
материнской стороны. После выхода в отставку отец Лескова занялся
сельским хозяйством в приобретенном им имении Панино, куда переехал
и Николай. В Орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть
и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ
по разговорам с петербургскими извозчиками...", "Я вырос
в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе
всех поповичей...".
Когда Николаю исполнилось десять лет, он поступил в Орловскую гимназию,
где учился с 1841-46. Закончить ее не удалось: на шестнадцатом году
он потерял отца, а страшные орловские пожары 40-х годов, во время
которых погибло все небольшое достояние Лескова, не дали ему возможности
закончить курс; 17 лет от роду он поступил канцелярским служителем
в орловскую уголовную палату, где прежде работал его отец.
В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С. Алферьева, будущий
писатель поселяется в Киеве, который, как говорил Лесков, был его
"университетом": под влиянием университетских профессоров
пробуждается горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту
Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре; Лесков увлекается
старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся
знатоком древнего русского искусства.
Перейдя на службу в киевскую казенную палату, он чтением пополнял
недостатки своего образования. В качестве секретаря рекрутского
присутствия он часто уезжал в уезды, и это положило основание тому
знанию народного быта, которое ставит его во главе наших писателей-этнографов.
В 1857 Лесков выходит в отставку и переходит на частную службу к
своему родственнику Шкотту, управлявшему имениями Нарышкина и графа
Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, изъездил
почти всю европейскую часть России, что дало ему огромный запас
наблюдений, образов, типов, метких слов и оборотов.
Писательскую деятельность Николай Семенович начал со статей и фельетонов,
когда впервые выступил как прогрессивный публицист. Поместив в 1860
г. несколько бойких статеек в "Современной Медицине",
"Экономическом Указателе", "Санкт-Петербургских Ведомостях",
Лесков в январе 1861 переселяется в Петербург с желанием посвятить
себя литературной и журналистской деятельности и всецело отдается
литературе. Он начинает печататься в "Отечественных записках".
В начале своей литературной деятельности печатался под псевдонимом
М. Стебницкий.
В 60-е гг. Лесков создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов
и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный"
(1863), "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского
уезда" (1865), "Воительница" (1866), пьесу "Расточитель"
(1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В Петербурге
Лесков примкнул к преобразованной газете "Северная Пчела",
которой в то время заведовал кружок Артура Бенни, и начал приобретать
известность в качестве горячего поборника прогресса.
В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела"
писатель едет за границу - в Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему
хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян,
которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением
Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию.
В середине 70-х гг. в мировоззрении писателя происходит заметный
перелом. Наступает вторая, лучшая половина его деятельности, почти
свободная от злобы дня. Крупный успех, выпавший на долю романа "Соборяне",
влил успокоение в душу писателя и раскрыл ему глаза на настоящее
его призвание - уменье находить яркую колоритность в сфере самых
серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта.
В это время Лесков начинает создавать целую галерею типов праведников
- могучих духом, талантливых патриотов русской земли; один за другим
появляются превосходные рассказы: "Запечатленный ангел"
(1873), "Очарованный странник" (1873), "На краю света"
(1876), "Не смертельный голован" (1880), "Печерские
антики" (1883), "Однодум" (1889) и др., составившие
в "Собрании сочинений" Лескова особый том, под общим заглавием
"Праведники".
Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям;
они - из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу:
"После злого романа "На ножах" литературное творчество
Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью,
- он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников.
Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь... В душе
этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм
и скептицизм" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233).
Отношение к имени Лескова в конце 70-х годов настолько изменилось,
что "либеральная" газета "Новости" напечатала
его "Мелочи архиерейской жизни" (1878), имевшие шумный
успех, но возбудившие крайнее неудовольствие в среде духовенства.
С начала 80-х годов Лесков совершенно оставляет "Русский Вестник"
и больше всего пишет в нейтральном "Историческом Вестнике",
с средины 80-х годов становится усердным сотрудником "Русской
Мысли" и "Недели", а в 90-х годах появляется на страницах
"Вестника Европы", с рассказом "Полуночники",
высмеивающим узкоклерикальное святошество.
Соответственно такому примирению с "либералами" существенно
изменилось отношение Лескова к "консерваторам", и это
даже отразилось на служебной его карьере. В 1874 г. он был назначен
членом учебного отдела ученого комитета министерства народного просвещения.
В 1877 г. императрица Мария Александровна, прочитав "Соборян",
отозвалась о них с большою похвалою в разговоре с графом П. А. Валуевым,
тогда министром государственных имуществ; в тот же самый день Валуев
назначил Лескова членом учебного отдела своего министерства. На
этом служебные успехи Лескова и закончились. В 1880 г. Лесков был
вынужден оставить министерство государственных имуществ, а в 1883
г. он был уволен без прошения из министерства народного просвещения.
Лесков с радостью принял отставку, видя в ней подтверждение своей
независимости.
В 1870 - 80 писатель многое переоценивает; большое влияние на него
оказывает знакомство с Л. Толстым. Отчасти под влиянием Льва Толского,
Лесков почти исключительно отдался интересам и вопросам религиозно-нравственным,
около которых в сущности ходил всю жизнь.
В 80-х годах Лесков оставляет духовный быт и пишет повести из эпохи
первых веков христианства. Часть этих работ, как, например, переложения
"Пролога", совсем не увидела света; появились в печати
"Скоморох Памфалон", "Аскалонский злодей", "Гора"
и другие. Написанные в стиле легенд Флобера, эти рассказы блещут
реализмом, столь необычным у нас в произведениях такого рода; но
в них нет простой, бесхитростной веры, чувствуется какая-то недоговоренность,
какой-то внутренний скептицизм. Трезвый ум, чуждый мистицизма и
экстаза, никогда не давал Лескову увлечься всецело.
Николай Семенович тщательно изучал безбрежную стихию народного
языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием
народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов,
богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих
общепринятые понятия. Сплав литературного и народного языка образует
неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ
раскрывается посредством его речевой характеристики.
Николай Семенович Лесков умер 21 февраля 1895 в Петербурге, прожив
64 года.
Подготовлено В. И. Олийником.
(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На
пороге вечности") |