Чудо в системе мироздания #2
С. Сошинский. http://www.logic.ru/
(Продолжение)
Уникальная вселенная
"Предмет
науки - массовые, воспроизво-димые, повторяющиеся явления, тип,
а не единичность. Нет типа, нет повторения - нет и науки. Как в
природе, так и в социальной сфере. Закон, закономерность всегда
обращены к типу; единичность, которую знает наука, - всего лишь
пересечение типов (как точка пересечения плоскостей). Но все ли
в природе исчерпывается типовым?
Вселенная не имеет типа, она не "одна из бесконечного множества",
но единственная и уникальная. Размышления о "параллельных Вселенных"
- это модельные соображения, элементы творчества, мысли. Приписывать
"параллельным Вселенным" иной статус - околонаучное мифотворчество.
Вселенная не воспроизводима, не множественна и, как следствие, она
целостна и не прогнозируема. Такова всякая уникальность - не "тип",
не единичность, но та полная значения единственность, о которой
можно узнать лишь в явочном порядке. Сущность уникального явления
не выводима ни из какого иного ряда и не существует в мире до самого
явления. Мы не знаем в отношении уникальности ни как она возникает,
ни почему развивается - изучению доступны в ней лишь те частности,
которые повторяются, типичны, те стороны, которыми Уникальность
не уникальна.
Ни на какие кардинальные вопросы о Вселенной, как целом, мы не
можем дать естественные (научные) ответы. Мы изучаем Вселенную лишь
в отношении ее повторяющихся, частных свойств; Вселенная как целое
не есть объект науки.
Возможно
возмущение: а как же модели?! Фридман, Эйнштейн, Гамов, инфляционная
модель?! Но математическая модель Вселенной и сама Вселенная не
одно и то же. Ее реальность включает в себя фактор неизвестности,
способный переопределить все модели. Видеть во Вселенной модель
- значит замыкать ее образ. Задача в том, чтобы отнестись к ней
открыто.
Мы не знаем в плане научного знания ничего о причине Вселенной
- об этом говорят Откровение и вера. Модели здесь остаются моделями,
т.е. упражнениями ума. Мы не знаем, опять в плане научного знания,
как возникла Вселенная, в которой царят мера, число, знание (наука!),
законы природы - вся эта светоносность бытия. Не знаем и не можем
знать (в том же научном плане), почему реализуется по Вселенной
антропный принцип (ответом было бы признать, что у Вселенной есть
цель - человек, но это уже не наука).
Не знаем, возникла ли Вселенная вместе с законами природы в их
современной форме, предшествовали ли они бытию Вселенной своим идеальным
бытием или как-то эволюционировали вместе с нею на ранних этапах?
Нам не с чем сравнивать: все, что мы изучаем, не подобно Целому
- Вселенной, не подобно ее причинам. Конечна или бесконечна Вселенная?
Обычно связывают ответ со средней плотностью вещества. Даже если
полностью принять современную теорию тяготения, любые модельные
выкладки о конечности или бесконечности Вселенной опираются на недоказуемый
постулат ее однородности за "горизонтом Вселенной", во
всем конечном или бесконечном ее протяжении. О том, что за этим
горизонтом, мы ничего не знаем, он не то же, что горизонт на Земле,
для нас в данный момент он абсолютен. Постулат есть простая экстраполяция
наблюдаемых фактов за все доступные пределы. На то он и "горизонт
Вселенной", что у нас нет и не может быть никакой информации
о ее "загоризонтном" состоянии. Нам не с чем сравнивать,
чтобы установить надежность такой экстраполяции. Принятие постулата
о средней загоризонтной плотности, о "плотности на бесконечности"
есть не что иное. как логический круг, скрытое постулирование того,
что требуется узнать: конечности или бесконечности мира
То же следует сказать о прогнозах, сценариях будущего Вселенной:
будет ли она бесконечно расширяться, сменится ли расширение сжатием?
Здесь также в пределах современной теории тяготения результат определяется
постулатом однородности - гипотезой о средней плотности вещества
за "горизонтом". Такая экстраполяция может быть имела
бы смысл, если бы сценарии будущего Вселенной обладали "модельной
устойчивостью", т.е. никакие гипотетические вариации плотности
в "загоризонтной Вселенной" не могли бы существенно переопределить
модельные сценарии ближайшего будущего в ближайшей зоне. Но это
в такой степени не так, что выбором соответствующих "загоризонтных"
плотностей вещества в неоднородных моделях (при сохранении однородности
в наблюдаемой зоне Вселенной) можно переменить самую близкую судьбу
этой наблюдаемой нами зоны, не нарушив суммы известных астрофизических
фактов. Вплоть до уже совершающегося "неоднородного коллапса"
Вселенной с надвигающимся на нас с почти световой скоростью "фронтом
коллапса" (такой возможен в неоднородных моделях). И все -
без нарушения факта красного смещения, свидетельствующего о расширении
Вселенной: информация о "фронте" почти не опережает сам
"фронт" и не достигла еще телескопов. То есть с современной
теорией тяготения и с современными наблюдениями однородности, изотропности,
красного смещения совместим даже такой предельный сценарий, как
коллапс, "конец света" через минуту. А мы еще не фиксируем
никаких признаков конца.
Этим примером я не пытаюсь доказать неустойчивость Вселенной, тем
более доказать ее скорый конец, но я хочу отделить веру о Вселенной
и знание о ней. Я верю в устойчивость, добротность, надежность мира
- но это не есть "научное знание".
Вера - это очень много, это один из основных параметров человеческой
жизни, в том числе один из фундаментальных источников всякого знания.
Вера не обязательно религиозная, это может быть вера в конкретного
человека, конкретную ситуацию, вера в законы природы, в устойчивость
мироздания, наконец, в явленные каким-то образом красоту и благо.
Вера - естественная особенность человеческого бытия, его онтологическое
измерение, в христианстве преображен-ное и обновленное.
Можно показать глубочайшую связь веры (в этом самом широком смысле)
и интуиции, веры и творчества, вдохновения. Вера в основе не лжет,
хотя может ошибаться в частностях, в ориентациях, в пропорциях.
Она есть некое априорное видение или предвидение: другого человека,
мира, бытия, Бога. Она при всей ее искаженности в искаженном (первородным
грехом) человеке и мире подобна некоторому следу, сохранившемуся
в нас от мира неискаженного, как бы бессознательное ("онтологическое")
воспоминание о нем... об Эдеме... Вера связана в том числе и с научным
творчеством, с этой "непостижимой эффективностью математики".
Она всегда у истоков знания, но она ни есть научное знание.
И
вот устойчивость мира, его длящееся будущее, не есть факт науки,
а установка веры. Парадоксальный пример "неоднородного коллапса"
показывает, что сохранение всей современной физики, уравнений тяготения,
суммы космологических фактов не обеспечива-ют доказательного знания
об уже ближайшей судьбе Вселенной. Сценарии будущего для Вселенной
как целого не выводимы из суммы теорий и фактов, но всегда опираются
на скрытые недоказанные постулаты. Наша вера в этой области не носит
характера рациональной достоверности.
Не в силах "научно" ответить на вопрос о конечности или
бесконечности Вселенной, мы должны отказаться также от альтернативы
типа: "Или конечна Вселенная, или бесконечна - третьего нет".
Третье есть кардинальное незнание. Мы можем говорить о том, что
вытекает из той или иной модели, т.е. говорить о модели, а не о
Вселенной, которая остается тайной. С этих позиций Вселенную (в
реальности, а не в модели) следует рассматривать не как "конечную"
или "бесконечную" (в обоих случаях - неоправданное приписывание
предикатов). Но она - невоспроизводимая, неповторимая уникальность
и целостность, открытая для интерпретаций, сценариев, смыслов и
не сводимая к ним. Ей соответствует не "конечность" или
"бесконечность", а Великое Неизвестное, в которое она
как бы погружена. Вселенная в конечном счете есть то, чего мы не
ожидаем.
Великое Неизвестное, в которое открыто бытие Вселенной, равно как
жизнь человека и человечества, на религиозном языке именуется волей
Божьей. Своим существованием Вселенная не обязана никакой внутримировой
причине. Ниоткуда не выводимая в своем возникновении, в многообразии
развернувшихся в ней качеств и законов и в богатстве их, еще сокрытом
от нас, а также в своем ежеминутном беспричинном продолжающемся
существовании, Вселенная как целое являет собой чудо".
(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На
пороге вечности") |