Чудо в системе мироздания #2

С. Сошинский. http://www.logic.ru/
(Продолжение)

Уникальная вселенная

"Предмет науки - массовые, воспроизво-димые, повторяющиеся явления, тип, а не единичность. Нет типа, нет повторения - нет и науки. Как в природе, так и в социальной сфере. Закон, закономерность всегда обращены к типу; единичность, которую знает наука, - всего лишь пересечение типов (как точка пересечения плоскостей). Но все ли в природе исчерпывается типовым?

Вселенная не имеет типа, она не "одна из бесконечного множества", но единственная и уникальная. Размышления о "параллельных Вселенных" - это модельные соображения, элементы творчества, мысли. Приписывать "параллельным Вселенным" иной статус - околонаучное мифотворчество. Вселенная не воспроизводима, не множественна и, как следствие, она целостна и не прогнозируема. Такова всякая уникальность - не "тип", не единичность, но та полная значения единственность, о которой можно узнать лишь в явочном порядке. Сущность уникального явления не выводима ни из какого иного ряда и не существует в мире до самого явления. Мы не знаем в отношении уникальности ни как она возникает, ни почему развивается - изучению доступны в ней лишь те частности, которые повторяются, типичны, те стороны, которыми Уникальность не уникальна.

Ни на какие кардинальные вопросы о Вселенной, как целом, мы не можем дать естественные (научные) ответы. Мы изучаем Вселенную лишь в отношении ее повторяющихся, частных свойств; Вселенная как целое не есть объект науки.

Возможно возмущение: а как же модели?! Фридман, Эйнштейн, Гамов, инфляционная модель?! Но математическая модель Вселенной и сама Вселенная не одно и то же. Ее реальность включает в себя фактор неизвестности, способный переопределить все модели. Видеть во Вселенной модель - значит замыкать ее образ. Задача в том, чтобы отнестись к ней открыто.

Мы не знаем в плане научного знания ничего о причине Вселенной - об этом говорят Откровение и вера. Модели здесь остаются моделями, т.е. упражнениями ума. Мы не знаем, опять в плане научного знания, как возникла Вселенная, в которой царят мера, число, знание (наука!), законы природы - вся эта светоносность бытия. Не знаем и не можем знать (в том же научном плане), почему реализуется по Вселенной антропный принцип (ответом было бы признать, что у Вселенной есть цель - человек, но это уже не наука).

Не знаем, возникла ли Вселенная вместе с законами природы в их современной форме, предшествовали ли они бытию Вселенной своим идеальным бытием или как-то эволюционировали вместе с нею на ранних этапах? Нам не с чем сравнивать: все, что мы изучаем, не подобно Целому - Вселенной, не подобно ее причинам. Конечна или бесконечна Вселенная? Обычно связывают ответ со средней плотностью вещества. Даже если полностью принять современную теорию тяготения, любые модельные выкладки о конечности или бесконечности Вселенной опираются на недоказуемый постулат ее однородности за "горизонтом Вселенной", во всем конечном или бесконечном ее протяжении. О том, что за этим горизонтом, мы ничего не знаем, он не то же, что горизонт на Земле, для нас в данный момент он абсолютен. Постулат есть простая экстраполяция наблюдаемых фактов за все доступные пределы. На то он и "горизонт Вселенной", что у нас нет и не может быть никакой информации о ее "загоризонтном" состоянии. Нам не с чем сравнивать, чтобы установить надежность такой экстраполяции. Принятие постулата о средней загоризонтной плотности, о "плотности на бесконечности" есть не что иное. как логический круг, скрытое постулирование того, что требуется узнать: конечности или бесконечности мира

То же следует сказать о прогнозах, сценариях будущего Вселенной: будет ли она бесконечно расширяться, сменится ли расширение сжатием? Здесь также в пределах современной теории тяготения результат определяется постулатом однородности - гипотезой о средней плотности вещества за "горизонтом". Такая экстраполяция может быть имела бы смысл, если бы сценарии будущего Вселенной обладали "модельной устойчивостью", т.е. никакие гипотетические вариации плотности в "загоризонтной Вселенной" не могли бы существенно переопределить модельные сценарии ближайшего будущего в ближайшей зоне. Но это в такой степени не так, что выбором соответствующих "загоризонтных" плотностей вещества в неоднородных моделях (при сохранении однородности в наблюдаемой зоне Вселенной) можно переменить самую близкую судьбу этой наблюдаемой нами зоны, не нарушив суммы известных астрофизических фактов. Вплоть до уже совершающегося "неоднородного коллапса" Вселенной с надвигающимся на нас с почти световой скоростью "фронтом коллапса" (такой возможен в неоднородных моделях). И все - без нарушения факта красного смещения, свидетельствующего о расширении Вселенной: информация о "фронте" почти не опережает сам "фронт" и не достигла еще телескопов. То есть с современной теорией тяготения и с современными наблюдениями однородности, изотропности, красного смещения совместим даже такой предельный сценарий, как коллапс, "конец света" через минуту. А мы еще не фиксируем никаких признаков конца.

Этим примером я не пытаюсь доказать неустойчивость Вселенной, тем более доказать ее скорый конец, но я хочу отделить веру о Вселенной и знание о ней. Я верю в устойчивость, добротность, надежность мира - но это не есть "научное знание".

Вера - это очень много, это один из основных параметров человеческой жизни, в том числе один из фундаментальных источников всякого знания. Вера не обязательно религиозная, это может быть вера в конкретного человека, конкретную ситуацию, вера в законы природы, в устойчивость мироздания, наконец, в явленные каким-то образом красоту и благо. Вера - естественная особенность человеческого бытия, его онтологическое измерение, в христианстве преображен-ное и обновленное.

Можно показать глубочайшую связь веры (в этом самом широком смысле) и интуиции, веры и творчества, вдохновения. Вера в основе не лжет, хотя может ошибаться в частностях, в ориентациях, в пропорциях. Она есть некое априорное видение или предвидение: другого человека, мира, бытия, Бога. Она при всей ее искаженности в искаженном (первородным грехом) человеке и мире подобна некоторому следу, сохранившемуся в нас от мира неискаженного, как бы бессознательное ("онтологическое") воспоминание о нем... об Эдеме... Вера связана в том числе и с научным творчеством, с этой "непостижимой эффективностью математики". Она всегда у истоков знания, но она ни есть научное знание.

И вот устойчивость мира, его длящееся будущее, не есть факт науки, а установка веры. Парадоксальный пример "неоднородного коллапса" показывает, что сохранение всей современной физики, уравнений тяготения, суммы космологических фактов не обеспечива-ют доказательного знания об уже ближайшей судьбе Вселенной. Сценарии будущего для Вселенной как целого не выводимы из суммы теорий и фактов, но всегда опираются на скрытые недоказанные постулаты. Наша вера в этой области не носит характера рациональной достоверности.

Не в силах "научно" ответить на вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, мы должны отказаться также от альтернативы типа: "Или конечна Вселенная, или бесконечна - третьего нет". Третье есть кардинальное незнание. Мы можем говорить о том, что вытекает из той или иной модели, т.е. говорить о модели, а не о Вселенной, которая остается тайной. С этих позиций Вселенную (в реальности, а не в модели) следует рассматривать не как "конечную" или "бесконечную" (в обоих случаях - неоправданное приписывание предикатов). Но она - невоспроизводимая, неповторимая уникальность и целостность, открытая для интерпретаций, сценариев, смыслов и не сводимая к ним. Ей соответствует не "конечность" или "бесконечность", а Великое Неизвестное, в которое она как бы погружена. Вселенная в конечном счете есть то, чего мы не ожидаем.

Великое Неизвестное, в которое открыто бытие Вселенной, равно как жизнь человека и человечества, на религиозном языке именуется волей Божьей. Своим существованием Вселенная не обязана никакой внутримировой причине. Ниоткуда не выводимая в своем возникновении, в многообразии развернувшихся в ней качеств и законов и в богатстве их, еще сокрытом от нас, а также в своем ежеминутном беспричинном продолжающемся существовании, Вселенная как целое являет собой чудо".

(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На пороге вечности")

©1999-2003 Igor V Timofyeev a.k.a. ^Hamlet^ a.k.a. cmexonaT CD-ROMs Home E-mail