Кто такой Бог, какова сущность и природа, каков Бог

Конспект занятия МИХС

I. Еврейское мышление

Священное Писание, ВЗ и подавляющая часть НЗ была написана евреями.
Чтобы понять их, нужно остановиться на том, как они мыслили.
Еврейское и греческое мышление. Мы мыслим по-гречески.
Для еврея на первом месте действие, а не описание.
Пример. Что такое стол? То за чем едят - еврейский ответ. Грек ответит - стол это горизонтальная плоская поверхность на опорах.
Для еврея важна функциональная сторона, для грека - составляющая.
Мы думаем по гречески.
Когда мы читаем Писание нас иногда мучает вопрос - а как же выглядит Иисус Христос?
Икона - производная греческого мышления.
Для евреев важен был ответ на вопрос - каков Бог, Его свойства, качества характера.
Описания Его внешности евреев совсем не интересуют.
Смотря на человека вы ничего не сможете сказать о нем.
Также необходим личный контакт, чтобы познать Бога.
Фотографии и изображения ничего не дают.
Библия не изображает нам Бог, она изображает действия и свойства Бога.
Это надо иметь в виду, когда читаем про Него "обонял приятное благоухание".
Есть много таких описаний, которые называются "антропоморфизм".
Здесь важно обратить внимание не на внешнюю сторону проявления, а на главную мысль или суть действия.
Имея все это в виду скажем, что в Библии Бог открывается своих именах, действиях и свойствах.


II. Имена Бога.

7 имен Бога

1. Чаще всего- Эль и его производные Элим, Элохим, Элоах
Общий термин для определения божества. Родственное - Аллах.
Обычно обозначает - сила Бога, Творец и могущество.
Быт.1:1

2. Иегова. Сущий или Господь. Форма глагола "быть", "существовать".
Перевод - вечносуществующий, пристносущий.
Обозначает обычно верность Бога завету с Его народом.
Исход 3:14
Язык на котором писался ВЗ не содержал гласных.
Потм язык был забыт, он смешивался с арамейским.
В 7-8 веке нужно было ввести огласовки.
Массореты расставили огласовки.
Евреи не произносили имя Бога, оно священно. Читали Адонай вместо этого.
Т.к. на протяжение долгих столетий имя не произносилось, то произношение утерялось.
Получилось Яхве.

3. Элион. Всевышний. Положение Бога по отношению ко всему остальному творению.
Быт 14:18-20

4. Адонай. Господь. Означает владычество Бога.
Ис.6:1

5. Шаддай. Эль-Шаддай. Всемогущий. Источник благословений и утешения.
Исход 6:3

6. Саваоф. Бог воинств. Повелитель ангелов.
Пс. 88:7-8
Также когда речь идет о войнах господних в истории Израиля.

7. Отец. Любовь, забота.
Исх.4:22

В НЗ словом "теос" передаются такие еврейские имена как "Эль, Элахим, Элоах".
"Кюриос" обыкновенно переводит еврейское "Яхве". Иисус часто так называется в НЗ.
"Пантократор" замещает "Шаддай". Все-Править.


III. Действия Божьи.

1. Творец. Быт.1:1, Пс.32:6, Пс.135, Пс.148
2. Вседержитель ("Промыслитель"). Бог поддерживает творение Колос.1:16-17, Евр.1:3, Иов.37:23
3. Законодатель. Ис 33:22, Иак 4:12
4. Искупитель Ис.43:2, Ис.47:4
5. Священнодействователь. Евр.8:1, Евр.7:26
6. Судья. Ис.33:22 После священнодействования наступает окончательный суд.
7. Царь. Откр.19:16

Важна последовательность действий.
Если начинать проповедь о Боге как о судье, то мы не указываем, что Он нас сотворил и поддерживает и т.д.


IV. Свойства Бога.

1. Уникальные свойства. Присущи только Ему.

1) Имеет жизнь Сам в Себе. Ин.5,26

2) Вездесущ. Пс.138:7-12
С чем это можно сравнить? С воздухом. Бог есть дух.
По еврейски "руах" - ветер и дух одно и то же.
Бог в каждой из комнат вашего жилища.
При этом Бог не надоедает Своим присутствием.
В саду Едемском, например.

3) Всемогущ. Атеисты - может ли Бог сотворить такой большой камень, чтобы не смог его поднять?
Раздвинул воды моря.

4) Вечен. Без начального и конечного существования.
Бог не является сотворенным существом. О нем нельзя сказать "Он стал", только "Он был".
Для каждого сотворенного существа есть начало и можно говорить о минутах, часах...
А для Бога нет времени.

5) Всеведущ. Откуда Бог мог знать все события изначально? Для Него нет времени. Он одновременно может пребыват ьво всех точках времени.
Есть два варианта объяснения пророчеств - Бог написал план. Это называется судьба.
Библия по иному представляет. Бог знает точно когда что произойдет.
Представьте, что ограниченная плоскость представляет собой вечность.
Т.к. Бог над временем, то Он находится _над_ этой плоскостью и видит сразу все точки времени.

6) Постоянен и неизменен. "Бог не человек, чтобы Ему изменяться"

7) Независим в Своей воле. Его ничто не вынуждает к каким то поступкам. Например, посылать Иисуса умирать за нас.

2. Присущие отчасти нам.


V. Троица.

Впервые это понятие в своих трудах употребил христианский богослов Феофил Антиохийский 181 год НЭ.
Он использовал это слово на греческом - "триас".
Второй человек, предложивший некоторые серьезные объяснения этому - Тертуллиан. Примерно 200 год НЭ.
В Библии такого термина нет.
Напротив, вот что говорит Библия - Втор.6:4. Господь един есть. С течением времени раввины исправили это на "один".
Един - по еврейски "ехад".
Пример: Быт 2:24 "Оставит человек отца и мать и будут двое одна плоть" Происходит это на саомм деле?
Это слово "эхад" может заключать идею множественности при единстве.
Необходимо провести разницу между словом "единство" и "единица".
В ветхом завете есть свидетельства. Быт 1:26-27 - "Сотворим", "И сотворил".
Множественное число подразумевает наличие как минимум двух существ.
А тот факт, что в первой главе упоминается и Дух Святой указывает на наличие трех личностей Божества в самом начале творения.
Быт.3:22 "Стал как один из Нас"
Быт.11:6-7 "Сойдем же"
Быт.18:1-3 "Явился ему Господь", "Три мужа стоят", "Владыка... пред очами Твоими".
В псалмах множественность в единстве.
Пс.2:7 Как бы говорит второй личности.
Пс.44:7,9 "Помазал Тебя, Боже, Бог Твой"
Пс.109:1 "Сказал Господь (Яхве) Господу (Адонаю) моему"
Ис.6:8 "Кто пойдет для Нас"
Ис.42:1, Ис.48:16 "Помазал Меня Господь и Дух Его"

В Новом Завете:

1. Рождение Иисуса Христа. Отец отдает Сына, Сын отдает Себя в жертву, а Дух Святой участвует в зачатии Христа.
2. Крещение Иисуса Христа. Бог Отец гласом с неба говорит "сей есть Сын Мой возлюбленный", Сын проходит через обряд крещения, а Дух Святой сходит в виде голубя.
1 Петра 1:2
1 Кор 12:4-6
2 Кор 13:14
Матф 28:19

Функции троицы.

Вы можете самостоятельно заполнить следующую таблицу, находя соответствующие тексты Св.Писания, описывающие действия Божьи (см. раздел III).

семь действий Божьих 1 2 3 4 5 6 7
Отец              
Сын              
Дух              

Все личности Божества в равной степени задействованы.

Сравнения, которые употреблялись мыслителями христианскими для описания троицы.

1. Наиболее распространенное это солнце.
Есть само тело солнца. Можно представить как Отец.
Оно достигает нас своими лучами. Можно представить как Сын, который представил нам Отца.
Но есть еще и тепло, что представляет Духа Святого.
Конечно это несовершенная иллюстрация, но близко.

2. Математика. Если вместе собрать три единицы, то получается 1 x 1 x 1 = 1
Зачем умножать? А зачем прибавлять?

3. Трехрублевые банкноты. На ней написано "три". Если мы возьмем три банкноты на которые по единице. Разницы не будет.

4. Федерация. Объединение трех государств в федерацию. Должен быть один закон для всех. Одна внешняя и внутренняя политика.

5. Равнобедренный треугольник или равносторонний. Все равны. Без каждого из трех треугольника не получится.


Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса (Мичиган, США)

©1999-2003 Igor V Timofyeev a.k.a. ^Hamlet^ a.k.a. cmexonaT CD-ROMs Home E-mail