Книга Даниила, 10 глава
Конспект
10:1 Третий год - 536 до н.э. Даниилу 88 лет.
Видение великой силы - перевести надо как "великая борьба".
Видение о великой борьбы. Здесь будет показана невидимая часть борьбы
добра со злом.
Здесь использовано "сава гадоль" - еврейское слово - вспоминаем
Саваот (множ. число) - Саваоф (Бог воинств).
Саваоф - женского рода.
Уразумел - контрастирует с непониманием в 8-й главе.
10:2-3 Для чего постился? Исторические обстоятельства - Кир отдает
указ о
возвращении евреев на родину, однако им начинают чинить препятствия
соседние племена,
мешают всячески восстановлению храма, доносы Киру и так далее (кн.Ездры).
10:4 Важно когда был пост - 24 день первого месяца.
В это время должен был быть праздник труб, день очищения в Израиле
первые 10 дней этого месяца.
И праздник кущ. Постится в то время, когда надо бы радоваться.
Таким образом постится в судные дни и постится после них.
У Даниила нет радости, в праздники постится, у него проблема - его
народу мешают.
10:5 Одеяние. Описание - Исх 28:4-8. Первосвященническая одежда
и золотой пояс.
Ен-кипур - облачение первосвященника в день суда (Левит 16:4)
То есть это существо одето в одежду первосвященника и в одежде для
суда.
Таким образом это судный день.
10:6 Иезкл 2:1, Откр 1:17 Даниил, Иоанн, Иезекииль - падают пред
Ним.
Мы можем видеть, что это Иисус Христос.
10:7-9 Нечто похожее было с Савлом на пути в Дамаск. Деян 9:3-7
Пророк увидел, услышал голос, упал и лежит без чувств. Грешный человек
не может устоять перед Святым Богом.
10:10-11 Кто это существо - то же ли самое, что видел только что
или другое.
Неизвестно сколько Даниил пролежал и начал слышать голос. Те же
слова 9:23
Слова как из уст Гавриила, более того, Даниил может стоять. Голос
не звучит как голос множества людей.
И он сказал, что послан к нему - "ангел" как раз и означает
посланник.
Исходя из этого можно сказать, что это иное существо, которое пришло
растолковать Даниилу видение.
Видимо это Гавриил. Габриел - воин Божий.
10:12 Важно обратить внимание, что слова были услышаны сразу же.
В 9 главе 23 стихе также - сразу как вышло слово, пришел ангел.
Как только у нас в сердце возникает желание помолиться Богу, Господь
сразу слышит.
10:13 Князь царства персидского - Кир. Гавриил ему противостоял.
Это длилось в течение 21 дня. После чего Гавриил одерживает победу.
Человек принимает решение на основании действия двух сил - сатаны
или Бога.
Как Дух Святой, так и агелы тьмы воздействуют на наше сознание.
Мы не можем контролировать процесс попадания мыслей в сознание,
но вольны прогнать или принять их.
В 10 главе описывается духовная борьба.
Воля Божья была помочь еврейскому народу.
Дьявол, противостоя воле Божьей, на Кира воздействовал через доносы
и прочее.
Великая борьба как раз заключается в борьбе между ангелами сатаны
и Бога и эта борьба идет в сознании каждого человека.
Михаил пришел помочь. Кто такой Михаил?
Означает "кто как Бог?"
Исход 15:9-11 Это произнеслось после перехода через красное море
и погубления в нем войск фараона.
Моисей воспел эту песнь. Этот вопрос имеет ответ "никто, только
Ты".
Псалом 34:10 Речь идет о Боге, никого как Он нет.
Ис 44:6-7 Господь Сам говорит о Себе - "Я первый и Я последний".
Нет другого.
Послание Иуды 9 стих - Михаил называется архангелом, тот кто выше
ангелов.
1 Фесс 4:16 При пришествии - глас архангела
Ин 5:28 От гласа Сына Божьего.
В Библии архангел ассоциируется с Сыном Божьем.
От одного и того же гласа воскресают мертвые, личности названы разные.
Архангел - титул, тот кто выше ангелов.
Важно, что сатана нигде не назывался архангелом, есть только Михаил.
Откр 12:7 Кто низвергнул - Михаил и ангелы.
Иез 28:16 Сам Бог свидетельствует.
По 10 главе интересное наблюдение - с какой стати Гавриил будет
говорить о како-то Михаиле?
Само упоминание связывает Михаила и сверхъестественное существо,
от которого Даниил упал.
Михаил не "один из первых князей". Верный перевод - "Михаил
первый из первых князей". Напоминает слова "Царь царей
и Господь господствующих" (Откр19:16).
Гавриил в течение всего времени пока была Персидская империя воздействовал
на умы царей, чтобы восстанавливать еврейское государство.
Есть более древняя рукопись, говорящая "и он остался при царях
персидских". То есть и Михаил.
Есть еще разночтение "я и остался победителем".
Главное, что там еще будет продолжаться борьба за волю Божию.
10:14 Прежде всего вспомним, что Даниил молился о своем народе
и Бог дает ему информацию, что Господь заботится о своих детях.
Видение об отдаленных временах - о суде, очищении. Иисус представлен
в одежде первосвященника, тот, который очищает святилище.
Также совпадает и время. Видно, что информация постепенно добавляется
к общему плану, заданному еще во 2 главе.
10:15 Даниил онемел. Как и в прошлый раз, когда видение об отдаленном
времени, не мог понять.
Но когда Даниил все записал, то уже понял (1 стих говорит "уразумел
это видение").
10:15-21 Рассмотрим как одно целое.
В них нет почти никакой информации по сравнению с предыдущим посланием
ангела.
16 текст - Даниил начинает отвечать. Раньше не отвечал. Есть две
новые детали - есть реакция Даниила и сообщение о царе Греции (20
стих).
Было предсказано падение Вавилона, Мидоперсия, за ней Греция. Ангел
убеждает Даниилу, что история пойдет точно по пророчеству.
21 стих. Истинное писание. Очевидно речь о каком-то интересном документе.
Откр 5:1-10 Видимо план спасения. Наша библия есть как-бы компиляция
того истинного писания.
Важные моменты в 10 главе:
1. Есть невидимый мир, который борется за право обладать нашим сознанием.
Мы должны помнить, что мы можем принять решение в пользу одной или
другой силы.
Мартин Лютер: "Мы не можем контролировать появление мыслей,
но можем запретить им свить на своей голове гнездо".
2. Бог слышит наши молитвы и посылает ответы.
3. Господь в плане спасения предусмотрел все возможное, чтобы спасти
каждого человека.
В случае с евреями Господь борется с сатаной, чтобы они смогли снова
построить храм, проповедовать Божьи истины окружающим их народам.
Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса
(Мичиган, США)
|