Д. ВОРОНОВ     "ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ"
Предыдущая страница

Сотворение мира

Задумав мир, Бог создал сначала его духовный прообраз, как единую совокупность прообразов (логосов) всех будущих явлений, предметов и существ. "Дела Его были совершены еще в начале мира" (Евр. 4:3). Таким образом, история в общих чертах уже написана. "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мк. 13: 31). Свобода человеческого духа состоит лишь в том, чтобы примкнуть к Божественному плану или отвергнуть свое участие в нем. В последнем случае Господь может найти Себе другого исполнителя. Впрочем, и эти случаи свободного волеизъявления человека предвидены Богом заранее. Поэтому в ключевые моменты истории Бог не заставляет Своего избранника поступить по Его воле (истории Моисея, Ионы), но сообщает ему Свою волю, заранее зная, кто может исполнить Его поручения, а кто не может. Непосредственное вмешательство Бога в историю, Его контакты с провидцами также предвидены Им заранее.

Ангельские иерархии и духовные миры были сотворены Богом задолго до сотворения астрономической вселенной. Затем была сотворена Вселенная. На Земле была сотворена жизнь. Венцом творения Божьего стал человек. Этим событием было закончено творение мира. От него и идет отсчет исторического времени.

Вкратце история сотворения мира и история древнего человеческого общества изложены в Ветхом Завете, представляющим собою объединение богооткровенных текстов, написанных святыми и пророками на протяжении тысячелетия совершенно независимо друг от друга. Научная мысль, реконструирующая возникновение и развитие Вселенной, становление жизни на Земле и историю человеческого общества, зачастую оказывалась весьма далекой от библейских откровений. Однако же, дальнейшее развитие науки неизменно доказывало, что именно библейские откровения являются той схемой и тем ориентиром, по которым следует выверять любые научные изыскания.

Из этого,однако, вовсе не следует, что современная наука дает ключ к полному пониманию деталей процесса сотворения мира. Когда человеческий ум пытается реконструировать события, происходившие после ПОЛНОГО окончания творения, у него есть надежда, что это ему может удастся, поскольку законы, управляющие природой были уже положены. Попытка же осмысления процессов, происходивших ДО окончания творения, особенно на ранних его стадиях, никогда ни может считаться окончательной, поскольку тогда еще не действовали многие законы, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем - какие. Откровение же сообщает о творении скудно, если не сказать - схематично.

Несмотря на подобные затруднения попытки синтеза науки и Откровения предпринимались всегда. Одна из наиболее интересных работ в этой области принадлежит протоиерею Стефану (Ляшевскому) (1). Поскольку подобные исследования не претендуют на ревизию веры, а представляют собою попытки постигнуть творение Божие, не будет греха ознакомиться с одним из таких исследований.

Астрономическая вселенная начала свое существование с момента сотворения Богом первичного вещества - раскаленной газообразной материи, подчиняющейся Богом же созданным законам. Ее конденсация привела к образованию звезд. События эти соответствуют первому библейскому "дню" творения. Первые же две строки (Быт. 1: 1, 2), если вникнуть в их древнееврейское значение говорят о том, что Бог сотворил вначале высший духовный мир и лишь затем материальную вселенную.

Во второй "день" творения образовались планеты. "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.) И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом" (Быт. 1: 6-8). "Ясно, что тут речь идет не об обыкновенном понятии воды, но здесь, по-видимому, на языке того времени выражается иное понятие, как и слово "иом-день" означает также период; а иначе нет даже логического смысла... Возможно, что выражение "вода над твердью" надо понимать в смысле мирового эфира, поэтому из данного текста мы берем только основной смысл его: создание тверди или неба, то есть вселенной, космоса, звездных миров" (2), планет.

Гораздо яснее выглядит третий "день" творения. Это начало конденсации водяных паров, образование океана и появление жизни на Земле - поначалу растительной. Третий "день" - это архейская эра и "ранний палеозой, то есть, кембрий, силур и девон" (3).

"Рассмотрим теперь логически, что же было до четвертого ДНЯ творения.

1. Свет не был отделен от тьмы, а было, следовательно, какое-то промежуточное состояние, среднее между светом и тьмой, между днем и ночью, что и было в действительности в раннем палеозое и частично в начале карбона, когда лучи солнца не проникали непосредственно на землю;

2. Солнце не управляло днем, а луна ночью, потому, что их не было на небосклоне;

3. Не управлялись и времена года, то есть, не было зимы и лета, осени и весны, а, следовательно, и обусловленных ими климатических поясов.

Это - логическое следствие сказанного пророком о времени, предшествовавшем четвертому дню творения. Чем же в геологии подтверждается справедливость указанного пророком, какие имеются для этого неоспоримые геологические данные?

    1) Полное отсутствие годичных колец на деревьях палеозойской эры, за исключением последнего, пермского периода, когда они впервые появляются.

    2) Исчезновение с этого времени всех травовидных деревьев с трубчатой структурой ствола.

    3) Распространение этой тропической растительности повсеместно по всему земному шару, включая и полюсы.

    4) Такая же теплолюбивая фауна по всему земному шару, включая и полюсы.

    5) Образование в громаднейших количествах залежей каменного угля, как результат постепенной гибели травовидных лесов, не приспособленных к прямым лучам солнца и естественно обуглившихся от лучей, подобно тому, как обугливается трава в жаркое лето при засухе" (4). В.Губанов: "Геология покушается установить свои основы мироздания, противоречащие библейским. Так, например, мнимоученые геологи утверждают, что период мироздания равен миллионам лет, что будто бы многие пласты, например, каменноугольный, не могут образоваться раньше этого времени... Что бы сказал геолог, если бы ему доказали, что каменный уголь может образоваться не более как в 50 (пятьдесят) лет? Ведь от миллионов лет до пяти десятков - расстояние огромное! Упомянутое же событие обнародовал господин Мельденеке из Нью-Йорка, он пишет: "Господин Кизель, банкир и агент в городе Скрантоне (Северная Америка), давно уже там живущий, показывал мне деревянные столбы, 50 лет тому назад поставленные в качестве подпорок в каменноугольных копях и недавно оттуда извлеченные. Столбы эти большею частью обратились в твердый каменный уголь: в некоторых местах видно и дерево, так что подозрение в обмане или ошибке устранено совершенно"...

    Так же осрамились ученые и с нефтью. По недавнему мнению геологов, для образования нефти тоже нужны были миллионы лет и прочее, как для угля. А потом оказалось, что нефть в лаборатории можно получить за 20 (двадцать) минут, и тоже без давления пластов. (5).

    6) Появление климатических поясов: полярного, умеренного и тропического, начиная с пермского периода.

    7) Распределение растительного и животного мира, по-разному приспособившегося к этим климатическим поясам (6).

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи" (Быт. 1: 14). "И был вечер, и было утро: день четвертый" (Быт. 1: 19). "Отделение "времен года и дней и годов" <Моисей> описывает в четвертом "дне" творения. И подчеркивает: "для освещения земли", то есть, по отношению к Земле. Он говорит о появлении солнца, луны и звезд, так как небо очистилось от мощных водяных паров и лучи солнца проникли на Землю впервые лишь в каменноугольный период" (7). Многие толкователи Священного Писания возражают против такого "небуквального" понимания библейского текста, не учитывая при этом другой цитаты: "Я полагал основания земли...при общем ликовании утренних звезд... (Иов. 38: 4-7). Таким образом, сначала были сотворены, все-таки, звезды, и только потом - земля.

На протяжении нескольких геологических периодов ("дней творения") Бог повелевает земле и воде произвести растительный и животный мир, а затем сотворяет и воцаряет над этим миром человека - свое любимое детище, ради которого и создавался Им мир. Если в появлении живой природы участвовали и естественные законы ("земля" и "вода"), то человека Бог сотворил без чьего-либо соучастия.

Как конкретно был сотворен человек? Можно ли реконструировать процесс его сотворения хотя бы в общих чертах? Бог создавал мир двумя способами - творил из "ничего" (из физического вакуума) и создавал из уже сотворенного Им ранее материала. В Библии сказано, что "создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2: 7). Таким образом, мы видим, что человек был не сотворен, а создан из "праха земного" (химических элементов). "Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек" (8). По разным мистическим данным, которыми располагает Церковь, это произошло за 5508 лет до Рождества Христова, т.е. примерно семь с половиной тысяч лет назад. Согласно радиоуглеродному анализу, ни одни найденные костные останки человека не превышают возраста восьми тысяч лет. Найденные же костные останки обезьян, которым материалисты пытались в свое время приписать роль предшественника человека, оказались именно костьми обезьян или даже простыми подделками.

"Определение возраста с помощью радиоуглерода С-14 является надежным для объектов не древнее пяти тысяч лет (по крайней мере, если не принимать во внимание таких мировых катаклизмов, как Потоп). Профессор В.Либби, изобретатель данного метода, сказал: "Первая серьезная трудность возникает при возрасте объекта в 8000 лет. Для более древних объектов данный метод начинает давать ошибки, которые накапливаются по мере продвижения вглубь времен за пределы восьми тысяч лет" (9). Таким образом, некоторая разница между научным и мистическим определением возраста костей человека становится вполне понятной. Впрочем, точность радиоуглеродного метода может расходиться с реальным возрастом объекта во многие десятки раз, если исследуемый образец не был изолирован от воздействия окружающей среды (10).

Как удалось установить при помощи анализа аминокислотного состава белка, в природе вообще не существует промежуточных видов животных или растений. Изменения же внутри вида возможны лишь благодаря уже зафиксированной в геноме информации.

При изучении цитохрома С - белка, содержащегося в клетках всех растений и животных и состоящего приблизительно из ста аминокислот, было установлено, что последовательности его аминокислотного состава у разных видов имеют строго определенный процент совпадения с последовательностями у других видов.

"Сравнение цитохрома С простейшей бактерии с цитохромами С других организмов дает следующие результаты, характеризующие их отличия друг от друга: бактерия и человек или млекопитающее - 65% бактерия и птицы - 65% бактерия и рептилии - 65% бактерия и рыбы - 65% бактерия и различные растения - 66%. Оказывается, во всех рассмотренных случаях расхождения количественно описываются одной и той же величиной. Иначе говоря: расстояние между бактериями и всеми другими организмами одинаково! Несмотря на огромные, фантастические различия между многоклеточными организмами, ни один вид не мог бы послужить в качестве промежуточного между бактерией и каким-либо многоклеточным. Нельзя сказать, что рыбы или лягушки ближе к бактерии, чем млекопитающие, т.е. что они более примитивные. Значит, эволюция не шла через рыб, земноводных и пресмыкающихся! Восходящей линии от простейших к более высокоразвитым организмам не существует" (11).

То же самое справедливо относительно различий между млекопитающими и не млекопитающими (например, пресмыкающимися). Все млекопитающие находятся на равном расстоянии от всех пресмыкающихся. Между пресмыкающимися и млекопитающими нет промежуточных звеньев. Аналогичное соотношение имеет место для более мелких групп внутри млекопитающих и т.д." (12).

"Общий вывод: расстояние между ВСЕМИ членами одной группы и ВСЕМИ членами другой группы всегда (почти) одинаковое. Невероятно, но факт: промежуточные формы нигде не обнаружены! Все группы растений и животных существуют параллельно на разных началах. Нет ни одной, которая могла бы считаться предковой по отношению к другой. Примитивных предков в природе не существует; они существуют только в головах исследователей как абстракция, но о них всегда говорится, как о чем-то реальном" (13).

Могла ли жизнь возникнуть самопроизвольно? Для ее возникновения, по мнению эволюционистов, достаточно возникновения сложного молекулярного комплекса. Вот, что пишет по этому поводу голландский биолог Бен Хобринк. Известно, что "чем сложнее молекула, тем быстрее она распадается. Но ради интереса предположим следующую абсурдную и невероятную ситуацию: а) молекула, однажды сформировавшаяся в первичном океане, никогда уже больше не разрушается; б) все необходимые элементы для образования молекул клетки имеются в наличии и находятся в пределах досягаемости данной молекулы.

Вероятность. Представим себе, что в результате случайных реакций в том океане должна зародиться простая белковая молекула, состоящая из ста аминокислот. Как мы знаем, всего существует двадцать видов аминокислот, которые используются как "строительные камни" при синтезе белков. В соответствии с математической теорией, вероятность того, что эта молекула... будет сформирована по определенному образцу, равна 1/10 в сто тридцатой степени. Или, иначе говоря, это 1:10 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 (130 нулей)". Если всю вселенную представить себе аминокислотным бульоном, то и "в данном случае даже в тысяче миллиардов миллиардов вселенных не произошло бы достаточного количества реакций, чтобы можно было с уверенностью хотя бы в 1% считать, что простой белок, образовался самопроизвольно... И в довершение всего, белок, состоящий всего лишь из ста частей, слишком прост, для того чтобы быть живым...

Вероятность того, что один ген - часть генетического материала, обеспечивающая воспроизводство белка, возникнет случайно, равна 1/10 в шестисотой степени"(14). Далее Хобринк напоминает, "что простейшая известная самодостаточная форма жизни, микрококк, состоит примерно из 10 000 сложных молекул". Но и это далеко не все. "Составные части молекулы и сами молекулы должны выстроиться в определенную последовательность, как складываются буквы в слова и слова в книгу". "В свою очередь, генетический материал должен содержать в себе описание (программу), как строить клетку"(15). Как видим, вероятность самопроизвольного зарождения жизни фантастически исчезающе ничтожна, абсурдна. Но, оказывается, есть еще и прямые запреты на самозарождение. Так, некоторые "энзимы могут образовываться только при помощи других энзимов, - которые, в свою очередь, могут быть образованы только с помощью энзимов, осуществляющих трансляцию генетической системы". "Еще одна проблема состоит в том, что отдельные элементы генетического материала и белки "враждебны" по отношению друг к другу. Если они находятся в клетке в свободном состоянии, то они взаимно уничтожаются (16).

Итак, первый человек Адам был создан из уже имеющегося на Земле физического материала, но сотворен как существо живое, и даже подобное своим духом Богу. Схожим способом была сотворена и его жена Ева. Под "ребром" Адама, видимо, можно понимать генетическую информацию о его теле, что не исключает и буквального понимания цитаты, поскольку информация о человеческом организме содержится в любой его клетке. На этом творение мира было закончено. "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, ..." (Быт. 2: 3).

ЛитератураНаверх

1. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996.
2. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, сс. 27 - 28.
3. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, с. 33.
4. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, сс. 41 - 43.
5. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, сс. 245 - 246.
6. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, с. 43.
7. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, с. 14 - 15.
8. Диакон Вячеслав Синельников. Тайна Библии. - М., 1996, с. 114.
9. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993, с. 55.
10. Диакон Вячеслав Синельников. Тайна Библии. - М., 1996, cc. 170 - 171.
11. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993, cc. 22 - 23.
12. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993, сс. 23 - 24.
13. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993, с. 24.
14. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993, сс. 64 - 66.
15. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993, с. 66.
16. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1993, с. 68.

От Адама до Христа

Протоиерей Стефан Ляшевский (1), сопоставляя библейские, геологические и археологические данные, внес существенный вклад в реконструкцию истории и географии первоначальных сообществ. Адам и Ева с момента своего сотворения жили в раю, который, находился на месте теперешнего озера Хор или Хаммер. Следствием грехопадения первых людей явилось не только изгнание их из рая, но и изменение всей земной природы. "Проклята земля за тебя" - сказал Бог Адаму. По изгнании людей из рая его территория опустилась и была затоплена водами Персидского залива. В Эдем (рай) впадала река, образованная бывшим в то время слиянием четырех рек - Фисон (Каршен или Карках), Гихон (Геон), Хиддекель (Тигр) и Евфрат. По берегам ее русла и возникли первые города - Ур, Эриду и Обеид. Век человеческий был в те времена иной, почти, что тысячу лет. Однако по грехам человеческим он был впоследствии сокращен: "Пусть будут дни их 120 лет" (Быт. 6: 3). Лишь праведники жили дольше.

Адам и Ева родили троих сыновей: Каина, Авеля и Сифа. Из зависти Каин убил Авеля, и Бог впоследствии пресек его род. Погибшие во время потопа неандертальцы и были его потомками. Потомство же Сифа стало смешиваться с каинитами, умножилось и через несколько поколений (Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной) стало тем, что мы называем сейчас допотопным человечеством.

"И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога)" (Быт. 6: 5- 8).

В общих чертах история Ноева ковчега известна едва ли не каждому. Многие же важные подробности истории Потопа широкой публике неизвестны. "При археологических раскопках в пещерах Европы между слоями палеолитической культуры везде имеется мощный слой, обычно суглинков, не имеющий никаких останков не только человеческого жилья, но и следов пребывания каких бы то ни было зверей. Эти "пустые" слои основатель науки о палеолитических периодах профессор Мортилье назвал "перерывом".

Это то, что сохранилось в памяти всех народов мира, - ПОТОП, отложившаяся муть которого в виде суглинков и песков покрывала всю Европу, как снежным покровом. Основатель геологии Кювье назвал эти отложения делювий, от слова "deluge", что означает "потоп" (2).

"Размеры Ноева ковчега указаны в Библии точно: 300 локтей длины, 50 локтей ширины и 30 локтей высоты. Локоть равнялся приблизительно половине метра, следовательно, размеры ковчега: 150х25х 15" (3).

"У адамитов, по данным археологии, домашними животными были коровы и овцы. Из нечистых животных для перевозки тяжестей - верблюды, ослы. Были также собаки, кошки. Птицы чистые и нечистые: голубь, ворон и другие.

Вот и все население ковчега... В западных учебниках по Закону Божию для детей рисуют такие фантастические картинки (а авторы русских учебников им подражали), как в ковчег попарно входят слоны, львы, тигры, жирафы и другие животные, - по-видимому, специально для того, чтобы дети, выросши, посмеялись над этим и посчитали такими же сказками для детей.

Потоп был всечеловеческий, а не всетерриториальный, но и не местный, как некоторые предполагают" (4). "Не были обитаемы в то время ни Америка, ни Австралия, ни Океания. По-видимому, не была обитаема и большая часть Азии и Африки, и они были только частично под водой, но весь без исключения средний Восток и вся Европа опустились ниже уровня океана, также и северная Африка. Это было сверхъестественное геологическое явление. Чудо; но - чудо для четвертичного периода. Но это же явление нормально для всех предшествующих геологических периодов" (5).

"Где остановился ковчег Ноя? Сказано было, что и вершины гор были покрыты водой, спустя полгода "прибывания воды великой бездны", т.е. океана. В горах лед летом тает, и если бы корабль остановился ниже зоны вечных льдов, то сгнил бы и погиб бесследно. Если бы он остановился на самой вершине, то после потопа он покрылся бы мощным слоем льда и стал бы недоступен людям. Промыслом Божиим было так устроено, что он остановился в горном озере на высоте 5 км, где глетчеры сползают с вершины и где ледяной покров значительно меньше.

В холодные годы ковчег покрыт льдами и снегом и не виден - в жаркие же годы летом часть его обнажается, что, впрочем, бывает очень редко.

6-го июля 1955 года французский альпинист Фернан Наварра со своим 15-летним сыном Габриэлем нашел Ноев ковчег и сделал это открытие достоянием всего мира. Были произведены радиоактивным методом анализы привезенного им метрового куска дерева (шпангоута) корабля. Эти исследования показали, что дереву (дубу) 5 (пять) тысяч лет. <По библейским подсчетам Ноев ковчег был построен за 5 807 лет до находки Наварры или, что то же самое, за 3 852 года до нашей эры. Учитывая неточность радиоактивного метода, это совсем незначительное расхождение.> Анализы были произведены в разных лабораториях, одна из них в Мадриде. Все фотографии, анализы и свидетельства приложены им к изданной книге на французском языке.

Этому открытию предшествовали две не совсем удачные его экспедиции в 1952 и 1953 гг., так как доступ к ковчегу, даже для самых отчаянных альпинистов, чрезвычайно затруднителен, ввиду частых снежных бурь, грозящих гибелью.

Семнадцать лет Ф.Наварра потратил на подготовку этой (последней) экспедиции. Затрудняли условия нахождения Арарата на стыке трех границ: СССР, Ирана и Турции и заключенного договора о запрещении подниматься на Арарат.

Все три экспедиции Наварра совершил тайно, пробираясь через опасную зону ночью... За эти 17 лет Наварра собрал почти все сведения, какие только были опубликованы о поисках ковчега" (6). Оказалось, что люди неоднократно достигали ковчега. Так, имеются данные о путешествиях к нему в 475 и 275 годах до Рождества Христова, а также в 180, 1800, 1829, 1840, 1893, 1916, 1949 годах уже нашей эры. "В августе 1916 года русский авиатор Владимир Росковицкий... наблюдал... каркас гигантского корабля... Государь Император Николай Второй приказал (несмотря на войну) отправить на Арарат казенную экспедицию... К большому несчастью, весь подбор этих бесценных документов, по-видимому, погиб во время революции" (7). В 1953 году ковчег видели с вертолета, а в 1965 году сфотографировали из космоса (8).

"Через 14 лет <в 1959 г.> Ф.Наварра повторил свою попытку... и привез еще несколько досок из ковчега... В 1970-х годах, в числе последних, совершил 5 восхождений к ковчегу Том Кротсер. Возвратившись с доской из ковчега, он сказал перед представителями прессы: "Да там этого дерева 70 тысяч тонн", и при этом поклялся. И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст дерева досок около 5 000 лет. История экспедиций к ковчегу обрывается в 1974 году, когда турецкое правительство закрыло этот район для посещений, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы" (9). Дальнейшая история человечества говорит, что с Ноем спаслись три его сына (с женами): Сим, Хам и Иафет. За недостойное поведение Хама Ной проклял его потомство в лице его сына Ханаана. От внуков же Ноевых произошли на земле различные племена и народы. "Первые потомки сыновей Ноя жили первоначально все вместе на родине всего, как допотопного, так и послепотопного, человечества в Месопотамии <территория между Тигром и Евфратом>" (10). "Но еще до рассеяния внук Хама Нимврод владел Вавилоном, который назван царством его. Следовательно, в самом начале в идею государства были внесены хамитические элементы, и это наложило отпечаток на всю идею государственности, в виде того зла, которое всегда является неотъемлемым элементом государства: насилие, тюрьмы, казни и очень часто гнет. Вот почему так скоро заглохло почитание единого Бога в Вавилоне, и только избранная часть людей хранила его даже до дней Авраама" (11). Вавилон был родиной государственности и величайшей древней цивилизацией. "На всей земле был один язык и одно наречие" (Быт. 11: 1). И решили люди увековечить имя свое строительством башни "высотою до небес". Но не понравилось Богу подобная гордость, и смешал Он языки человеческие, и рассеял людей по всей земле.

От Хама произошли хамиты* - негроидные племена и монголы. От примеси к монголам семитической крови образовались китайцы и впоследствии японцы. От Иафета пошли народы, населяющие Европу и Россию. От Сима же потянулась следующая цепочка потомков: Арфаксад, Каиниан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра и Аврам. Аврама за его веру Бог нарек Авраамом и обещал произвести от него многочисленнейшее потомство. Авраам родил Исаака, а Исаак Иакова, которого Бог назвал Израилем, и все потомки которого стали называться израильтянами.

* - неблагополучие хамитской "родословной" ничуть не означает какой либо "второсортности" хамитов перед Богом, ибо у Бога "нет различия между Иудеем и Еллином, потому, что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его" (Рим. 10: 12).

Младший сын Иакова Иосиф волею Божьей оказался главным управителем у египетского фараона. Во время семилетнего голода Иаков с другими его детьми и семействами их по приглашению Иосифа переселились в Египет. "Всех же душ, происшедших от Иакова, было семьдесят (пять)" (Исх. 1: 5). После смерти Иосифа и его братьев "сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа" (Исх. 1: 7-8). Опасаясь израильтян, фараон стал изнурять их работой, а затем повелел убивать всех младенцев мужского пола. Бог, видя долгое страдание народа, уповающего на Него, решил послать израильтянам избавителя.

Одна израильтянка решила спасти своего младенца. Она скрывала его три месяца, а затем положила его в корзинку около реки и послала его сестру понаблюдать за его судьбой. Здесь его нашла дочь фараона, усыновила его и наняла ему в кормилицы, не зная об этом, его мать. Ребенка назвали Моисеем. До сорока лет Моисей жил во дворце фараона. Когда египтянин бил одного еврея, Моисей заступился за него и убил его. После этого он убежал от гнева фараона в землю Медиамскую, где женился на дочери священника и был пастухом у своего тестя.

Однажды увидел Моисей горящий, но не сгорающий куст и услышал из него голос Бога. Господь повелел Моисею вывести евреев из Египта под предлогом отправления религиозного праздника в пустыне и дал ему дар чудотворения. Моисей исполнил приказание Бога и сорок лет водил евреев по пустыне до прихода в землю, обещанную Богом. За эти годы предстояло изжить из народа рабскую психологию и подготовить его к завоеванию обетованной Богом земли.

Для укрепления веры евреев Господь посылал им пищу с неба и чудотворил руками Моисея. Обретение обетованной земли, поставило последнюю точку в этом укреплении. Моисей не дожил до этого счастливого момента. Он увидел ту землю лишь издали. Преемником Моисея стал другой духовный вождь - Иисус Навин.

Дальнейшая история еврейства до Христа укладывается в многократно повторяющуюся схему: евреи забывают истинное богопочитание, впадают в разврат и идолопоклонство, за что подвергаются наказанию через завоевание их язычниками; затем из их среды восстает духовный вождь, призывающий или заставляющий их вернуться к религии предков, через некоторое время Бог прощает евреев и возвращает им "статус кво" в меру их исправления. В очередном порабощении жили евреи и к моменту воплощения среди людей Бога-Сына - Иисуса Христа. Ожидание ими очередного вождя-избавителя сыграло немалую роль в их неприятии воплощенного Бога. Впрочем, на то был Божий Промысл, ибо Истина не должна навязываться внешними обстоятельствами, но должна проходить сквозь сердце, достигаться волевым и нравственным усилием, вопреки хотя бы и легким, но безнравственным моделям поведения.

Истинное время Рождества Христова предваряет официальную дату на несколько лет. Дело тут в том, что дата Рождества Спасителя была неверно вычислена в шестом веке западным монахом Дионисием Малым. Однако на его вычислениях был создан и сохранился до сегодняшнего дня западный календарь.

ЛитератураНаверх

1. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996.
2. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 58.
3. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 193.
4. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 195.
5. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 196.
6. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, cc. 206 - 208.
7. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, cc. 210 - 211.
8. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 212.
9. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 214.
10. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 109.
11. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, c. 110.

Тонкая материя, дух, сверхспособности

По свидетельству святого прозорливого Феофана Затворника (Вышинского), из тонкой материи состоят эфирные оболочки человеческих душ. Встречается она и в свободном состоянии, т.к. в эфирную материю "облачаются" как Ангелы, так и бесы при тех редких контактах с людьми, которым не даны ни прозорливость, ни ясновидение. Эфирная оболочка "служит посредницею между душою и телом" (1). По наблюдению Ф. Затворника у грешников это тело темное, у людей же очищенных покаянием оно светло и сияет Божественным светом. Бесы не могут даже смотреть на такие тела. Не исключено (хотя совершенно не обязательно), что к эфирной материи можно отнести и т.н. жизненную энергию - прану, а также мельчайшие частицы - микролептоны, которые руководитель лаборатории микролептонных технологий А. Ф. Охатрин регистрирует при изучении духовных и природных явлений.

Оккультные науки считают, что существуют тонкоматериальные миры и тонкоматериальные тела человека. Так, по оккультным учениям астральное тело - есть тело чувств, еще более тонкое, ментальное - тело мышления и т.д. Православная Церковь не разделяет подобных воззрений. По свидетельству многих прозорливых святых, душа по своей субстанции исключительно духовна, т.е. состоит не из какого-либо вида материи, но из "субстанции" духовной, т.е. из такой, которая не имеет ни пространственных координат, ни размеров, ни упругости, ни цвета, ни каких-либо иных пространственных характеристик. Единственное формальное совпадение воззрений - это существование, как уже было уже отмечено, т.н. эфирной материи.

Не зря говорят, что Бог (поскольку Он Дух) - везде и нигде. Также и любого другого духа, если он не ограничен Богом, пространство не ограничивает никак. Это значит, что потенциально дух может выявляться в пространстве абсолютно в любой его точке без всяких ограничений - хоть на Земле, хоть в туманности Андромеды - без разницы. Впрочем, это совершенно не означает того, что души людей, Ангелы и аггелы (падшие ангелы) появляются в тех или иных точках пространства по своему желанию. Темные духи могут появляться в материальном мире только по Божьему попущению, духи же светлые пребывают в служении и их выявление в физическое пространство также не является следствием их произвола.

Для духа не представляет природной сложности воздействовать на материю. Как сказал один из святых, если бы дьяволу дать власть, он уничтожил бы Землю в одно мгновение. До грехопадения воздействовать на материю могла и человеческая душа. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею... (Быт. 1: 26). Нарушение человеком запрета Божьего привело к тому, что он оказался лишенным такой возможности. Между душой и духовным миром была поставлена заслонка - "пламенный меч обращающийся" (Быт. 3: 24), которая не давала возможности человеку ни свободно воспринимать духовные миры, ни действовать в них. От духовных восприятий были оставлены: 1. совесть - чувство одобрения или неодобрения Богом человеческих мыслей и дел и 2. жажда богообщения, ничем земным неудовлетворенность. Непосредственно воздействовать духом на мир физический человек уже не мог, а воздействие его на мир духовный было ограничено возможностью молитвы. Несомненно, что потеря былых возможностей оказалась великим несчастьем для Адама и Евы. Потеря рая явилась, таким образом, для них не столько изгнанием из райского сада, сколько потерей власти над физической материей. Вернуть былое состояние самостоятельно человек не мог, поскольку Бог "поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт. 3: 24). Таков человек и сегодня - с заслонкой и семенем тления.

Православие различает в душе чувствительную, мыслящую и желательную (она же волевая, деятельная) части. Естественно, что слово "части" здесь понимается не в пространственном смысле. Скорее тут следует говорить о функциях. У нормального человека над душою иерархически надстоит дух - орган совести и богообщения. Если человек приглушает в себе голос духа телесным или душевным, он впадает в греховное состояние. Вот, что пишет об этом прозорливый святой Феофан Затворник. "Когда у кого господствует духовность, тогда, хоть это будет его исключительным характером и настроением, он не погрешает, во-первых, потому, что духовность есть норма человеческой жизни и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек, между тем, как душевный и плотяной человек не есть настоящий человек; а во-вторых, потому, что, как ни будь кто духовен, он не может не давать должного душевности и плотяности, только держит их не жирно и в подчинении духу. Пусть не широка у него душевность (в научных познаниях, искусствах и делах прочих) и крепко стеснена плотяность - все он настоящий, полный человек. А душевный (многознающий, искусник, делец), а тем паче плотяный - не есть настоящий человек, как бы красным не являлся он вовне. Он - безголов. Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождения Богу" (2).

У человека, твердо стоящего на позициях веры голос духа порождает жажду богообщения. У человека же неверующего ненасыщаемость земным принимает форму бесконечной погони за деньгами, наслаждениями, впечатлениями.

После смерти тела душа отделяется от него и возвращается в свою естественную среду обитания. Вечность души есть одновременно в главных ее отношениях неизменность. Поэтому, в каком состоянии она пребывала в момент смерти, в таком и остается. И лишь Сам Бог может ее изменить или очистить, если человек окажется в Его глазах достойным этого.

В духовном мире свои "пространства". Между царством небесным и адом существует область, населенная падшими ангелами - бесами. Область эту оккультно-теософская традиция считает тонкоматериальной и подразделяет на астральный (более грубый) и ментальный планы. Оккультисту, добившемуся видения астрального плана, или человеку, имеющему ясновидение "от природы", он кажется заполненным астральными копиями физических предметов. За счет четырехмерности астрала дальние предметы "видятся" так же хорошо, как и ближние, со всех сторон и изнутри одновременно. Подобно зрению "расширяются" возможности и других чувств. Однако, пользуясь астральными чувствами, далеко не всегда можно получить верную информацию. Объясняется это не только специфичностью астральных восприятий, но главное тем, что бесы, населяющие астрал, абсолютно враждебны человеку. Принимая любой облик и создавая любые иллюзии, они используют всякую возможность, чтобы обманывать человека, внушать ему ложные понятия и вести его к гибели. В Христианстве ложные видения называются прелестью, а само действие - прельщением. Иллюзии астрала - это лишь часть явлений прельщения.

Вот что пишет об этой области религиозный мыслитель ХХ века иеромонах Серафим Роуз. "Сфера, в которую душа попадает сразу, когда она выходит из тела и начинает терять контакт с тем, что мы знаем как "материальную реальность" (будь то после смерти или просто при выходе "из тела"), это не небо и не ад, а близкая к земле область, которую называют по разному: "потустороннее" или "плоскость Бардо" (тибетская "Книга мертвых"), "мир духов" (Сведенборг и спириты), "астральная плоскость" (теософия и большинство оккультистов), "Место 2" (Монро) - или на православном языке, поднебесное воздушное пространство, где обитают падшие духи, которые усердно стараются обмануть людей, чтобы привести их к погибели. Это не тот "иной мир", который ожидает человека после смерти, а только невидимая часть этого мира, через которую человек должен пройти, чтобы достичь воистину "иного" мира - небесного или адского" (3).

Оккультисты считают, что астральная материя образует чувства и эмоции, а ментальная - мысли. Материалистически настроенные американские ученые считают, что им удалось доказать материальность мысли. За свое открытие они даже получили Нобелевскую премию. "Они обнаружили, что мысли экспериментатора воздействуют... на физические процессы, которые они исследуют. Раньше ученые считали непредсказуемыми показания генератора случайных чисел... Но однажды исследователям пришла в голову сумасшедшая идея - усилием мысли заставить генератор чаще показывать какое-нибудь число. И произошло чудо: задуманные числа стали появляться на табло на порядок чаще, а потом на два и три порядка" (4). Можно ли считать, что непосредственное влияние мыслей на материальный процесс доказывает материальность мысли? Ни в коем случае, поскольку здесь имеет место совершенно иное явление - влияние духа на материю или проявление т.н. сверхспособностей. Тот факт, что при похожих исследованиях в России А.Ф.Охатрин регистрировал сопутствующие мыслям микролептонные выбросы, только подтверждает утверждение Ф.Затворника о том, что эфирная материя (микролептоны) сопутствует душевным проявлениям, т.к. служит посредником между духовной субстанцией - душою и телом человека.

Откуда у американских ученых могли появиться сверхспособности? Ведь они не занимались, по-видимому, какими-либо оккультными науками. Рассмотрим теперь природу таких способностей. Сверхспособности делятся на возможности восприятия и возможности воздействия. Даются они Богом, а по Божьему попущению - силами тьмы. Фактически при появлении сверхспособностей происходит что-то вроде "отодвигания" или разрушения заслонки, мешающей непосредственному взаимодействию души с другими душами или с материей. Способности, данные от Бога, называются прозорливостью и чудотворением. Способности, данные силами тьмы, называются ясновидением и колдовством. Разновидностью колдовства является магия. В этом случае действие производит не сам человек, а бес. Впрочем, четкой грани между колдовством и магией нет, поскольку все виды ясновосприятия, колдовских, магических, экстрасенсорных и им подобных воздействий контролируются бесами.

А вот, что пишет о способностях святых и способностях магов святой Иоанн Златоуст: "В капищах идольских, когда кто был одержим нечистым духом и прорицал, то, как бы ведомый и связанный, был увлекаем духом и нисколько не сознавал того, что говорил. Гадателю свойственно быть в исступлении, терпеть принуждение и насилие, увлекаться и неистовствовать, как бесноватому. А пророк же не таков, он говорит с трезвою душою, и здравым рассудком, зная, что он говорит... Пророки пророчествовали с рассудком и совершенно свободно... Бог же не принуждал их насильно, но советовал, не помрачая рассудка" (5).

Почему Господь попускает подобные бесовские прельщения? Только потому, что люди сами отворачиваются от Бога. Гордыня, установка "я сам, а не Бог" как раз и является отталкиванием Бога. Не желая нарушать принцип свободы воли человека, Господь не противится ему. У бесов же только один принцип - сделать злое, погубить душу. Поэтому, где нет Бога, там всегда оказываются Его антиподы. Впрочем, предвидя исправление человека, Господь может и не попустить обладание его демонами. А если и попускает, то в такой мере и в таком качестве, что человек еще может обратиться от зла, если это конечно не осознанное богоборчество.

Бесы, стремясь погубить человеческую душу, всячески скрывают свое присутствие, внушая человеку, что он пользуется природными силами, или, как в случае магии, якобы руководит природными духами. Для развития гордыни в человеке бесы заставляют его прикладывать большие усилия по овладению "знаниями", навыками и способностями. Господние же дары не приобретается упражнением. "Одним только христианским подвижничеством достигается правильный, законный вход в мир духов. Все прочие средства незаконны и должны быть отвергнуты, как непотребные и пагубные. Истинного Христова подвижника вводит в видение духов Сам Бог. Когда руководит Бог, тогда отделяются призраки истины, в которые облекается ложь от истины, тогда даруется подвижнику, во-первых, духовное видение духов, подробно и с точностью обнаруживающее перед ним свойства этих духов. Уже после этого даруется некоторым подвижникам чувственное видение духов, которым пополняются познания о них, доставленные видением духовным" (6).

Духовное видение и прозорливость - не одно и тоже. Духовное видение - есть умение различать за маской, в которую маскируется зло, его истинную сущность. Естественно, что развить такую способность можно, лишь полностью очистив от зла собственную душу. Прозорливость же появляется у подвижника лишь после развития духовного видения, представляя практически высший его этап.

Прозорливость не есть цель духовного развития. Скорее это один из плодов святости или один из даров Божьих. Без развития духовного видения Бог не дает ни прозорливости (восприятия духовных миров и информации непосредственно от небесных святых, Ангелов, Бога), ни чувственного видения (расширенного восприятия материи - дальновидения, микровидения и пр.). Духовные миры это миры чистой мысли. Прозорливец, воспринимающий информацию из духовного мира, обретает ее в тех образах, звуках и мыслях, которые оказываются наиболее подходящими для этого восприятия. Информация тут как бы преломляется через душу и представления воспринимающего. В меньшей степени информацию из духовного мира воспринимают и не прозорливые люди через интуицию. Однако, они часто не способны отличить информацию, идущую от Бога - от Духа Его Святого, от бесовской информации прельщения. Поэтому Православная Церковь и призывает не доверять интуиции, а руководствоваться в поступках Учением и заповедями Христа, а еще лучше еще и непосредственным попечением духовного отца. Впрочем, такие виды информации, как любовь, совесть, смирение, потребность Бога не могут проистекать из какого-либо иного источника, как только от Самого Бога. Органом всех таких восприятий, а также органом эмоций и высших чувств является сердце.

В отличие от святых оккультисты достигают не прозорливости, но внешне схожего феномена - ясновидения. Дается оно не Богом, а темными силами с целью последующего прельщения человека. Контролирующие эту способность бесы дают поначалу правильную информацию о материи, но ясновидение духовных миров искажается ими. Подобному прельщению подвержены и нынешние католические "святые". Их видения и экстазы локализуются не в сердце, а в области солнечного сплетения (третьей чакры) и носят характер выраженной чувственности.

Так, можно ли доверять хотя бы некоторым оккультным изысканиям, как, например, тем из них, которые совпадают с христианскими? Конечно же, ни в коем случае нельзя. Прельщения делают оккультно-теософские изыскания источником лжи и заблуждений, а внешне совпадающие понятия, как правило, на самом деле не совпадают. Так, например, понятия астральное тело и чувствительная сторона души - говорят об одном и том же, но, исходя от разных точек отсчета. Православное понятие - богооткровенно, оккультное же обслуживает систему прельщения. Впрочем, сами по себе оккультные "знания" с виду наукоподобны и даже местами логичны. Можно поэтому годами и десятилетиями изучать оккультные науки и ни разу не заметить в них чего-либо предосудительного. Лишь выйдя за пределы "тонкоматериальных восприятий" и построенных на них наук, можно узнать, что сами оккультные науки как раз то и являются одним из инструментов прельщения. "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участником в трапезе Господней и трапезе бесовской" (1 Кор. 10: 21). Действительно, при более внимательном рассмотрении "совпадений" возникают некоторые весьма каверзные для оккультистов вопросы. Так, если "поднебесное воздушное пространство и "астральный план" - одно и то же, то почему ясновидящие оккультисты чаще всего не видит в нем бесов, тогда как святые, получившие дар прозорливости, видят? (Православие знает, что Бог не дал людям видения бесов, чтобы люди не были бы вынуждены постоянно созерцать мерзость их облика и мерзости ими творимые, чтобы не подпадали под бесовские прельщения.) Излагая истину, следует говорить на языке истины, поскольку, ложные системы несут ложь уже в своей терминологии. И если какие-то вопросы кажутся нам не вполне освещенными христианским учением, то это вовсе не означает того, что ответы на них надо искать вне Христианства. В Христианстве сказано все, что нужно для спасения. Ненужное же любопытство есть грех, поскольку человек, ведущий самостоятельные исследования, легко становится добычей сил зла, ибо демоны, как это уже было отмечено, многократно превосходят человека в возможностях сбора и обработки информации, и, если Господь попускает демону овладеть человеком, то помешать ему уже не сможет никто.

ЛитератураНаверх

1. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М., 1996, c. 70.
2. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М., 1996, cc. 65 - 66.
3. Иеросхимонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. - С.-Пб., 1995, cc. 130 - 131.
4. "Жизнь вечная" N2, 1994, стр.6, М.Дмитрук, Тайна живого образа.
5. Святой Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. Беседы на 1 Послание Коринфянам. - С.-Пб., 1905, c. 287.
6. Св. Исаак Сирский, Слово 2, стр.24, цит. по Иеросхимонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. - С.-Пб., 1995, с. 76.

Пресвятая Троица

О Боге мы знаем только то, что дано нам в откровениях или же то, что Он нам являет в Своей деятельности, основной аспект которой заключался ранее в преобразовании небытия в упорядоченную материю (сотворение мира), и заключается сейчас в приведении к совершенству и в спасении сотворенных Им существ.

Существо Божие едино. Но оно существует в трех Ипостасях (Лицах) Отца, Сына и Святого Духа. "Нам открыто, что Бог-Отец был всегда, Бог-Сын <Он же Слово, Логос> предвечно рожден от Него, Бог Дух Святый предвечно от Него исходит" (1). Смысл этого рождения и этого исхождения существенно отличен от его земного понимания. Поскольку Бог вечен, любые спекуляции на тему: "когда же все-таки был рожден Бог-Сын" совершенно беспочвенны. "Если бы мы сказали: воля человеческая рождается от ума и чувства человека, исходит от его сознания - разве это значило бы, что во времени ум был раньше воли и раньше чувства?" (2). Духовные истины отличны от конечных, земных. Но выражать их приходится языком этого мира.

В основе духовной, Божественной логики лежат понятия вечности, нераздельности, Божественного всесовершенства, Божественной силы, Божественной любви, Божественной славы ... Для чего мы славим Господа? Внешняя слава Его привлекает к Нему людей, что позволяет им спастись. Когда же мы славим Господа в молитвах, мы, во-первых: воздаем Ему должное, выражаем свою любовь к Нему, во-вторых: укрепляем в себе ранговое воззрение, в-третьих: получаем от Бога энергию-информацию через Ипостась Святого Духа. По словам Серафима Саровского, стяжание Духа Святого - есть главная цель христианина. Что дает это стяжание человеку? Прежде всего, мы должны знать, что Святой Дух исходит от Отца, направляется Сыном, и воспринимается нами через Его энергию-информацию, или, говоря православным языком, дары Святого Духа, благодать. Это и жизнь, и здоровье, и долголетие, и бессмертие души, и разум, и такие свойства духа, как религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, музыкальные и художественные способности, способности к высшим переживаниям, таким, как Божественное откровение, любовь, умиление, состояния жертвенности, подвига, высшего творчества. Это совершенство и мыслей, и чувств, и дел. В отличие от физической энергии-информации такой, как, например, радиоволна, благодать строго направлена, и не рассеивается в пространстве, а сразу поступает туда, куда ее направил Бог.

Ни одно живое существо, будь то ангел, падший ангел, человек, животное или растение не в состоянии жить без постоянного получения от Бога энергии-информации. Чем больше Духа, тем лучше жизнь. Так, до своего грехопадения Адам имел потенциально бессмертное физическое тело. А это означает, что любое нарушение, могущее произойти в таком теле, мгновенно восстанавливается потоком энергии-информации Святого Духа. Даже если бы тело Адама было бы уничтожено совсем, ну, например, (представим себе такое) атомным взрывом, то оно также легко было бы восстановлено, поскольку информация о нем содержится в его душе, и, хотя душа без даров Святого Духа тоже не может быть вечной, но Господь Бог содержит в Себе всю информацию, необходимую для воссоздания всего, что хоть когда-либо было создано Им.

В свете этих возможностей становится понятным, почему во время второго пришествия Христа будут восстановлены тела всех существовавших ранее людей. "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор.: 51-52). Произойдет как бы пересотворение, воссоздание людей, как мертвых, так и в данный момент живущих, но с учетом направленности духовно-нравственного вектора их душ. Те, кто своей жизнью, своим желанием, любовью и совестью был повернут к Богу, получат тело наполненное Духом Святым аналогичное тому, которое имел Адам до своего грехопадения. "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8: 11). "Сеется тело душевное, восстанет тело духовное" (1 Кор. 15: 44). Те же, кто не хотел жить заповедями Бога, не хотел уверовать в Него, потому что жить без Бога было удобнее, не руководствовался принципом любви и творил зло, те получат иное тело и уйдут с ним в вечную муку, "ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое"(2 Кор. 5: 10). Впрочем, изменятся не только тела. Со вторым пришествием Господним изменится сама вселенная: "тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, а земля и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3: 10, 13). "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откр. 21: 5). В этом мире не будет ни солнца, ни луны (Откр. 21: 23), ни ночи (Откр. 21: 25; 22: 5) и "времени уже не будет" (Откр. 10: 6).

Пресвятая Троица не есть механическая сумма Божественных Ипостасей. Пресвятая Троица нераздельна. Полностью эта тайна не открыта человеку. Для тех, кто не привык к понятию тайны, пора усвоить, у Бога есть тайны от человека. Иные из них открываются немногим, избранным. Иные открываются многим людям, но не сразу и не всем. Иные не открываются никогда.

Иные тайны есть личные тайны Бога. Иные же просто вредны или преждевременны человеку. Святой Серафим Саровский, касаясь тайны Пресвятой Троицы, отмечает, что на Нее "самому прямо взирать надобно остерегаться" (3). И хотя тайна Пресвятой Троицы не открыта для нас полностью, определенный намек на Ее устроение мы все-таки можем получить. "Святые Отцы указывают некоторое подобие в окружающем нас видимом мире для уразумения этой великой Тайны. Солнце имеет три образа своего бытия: вещество..., свет... и тепло ... Все это единое солнце, но три его как бы "лица" (4).

Епископ Василий (Родзянко) указывает, что Пресвятая Троица существует "в личностном (а не в предметном) единстве" (5). Представим себе семью, каждый член которой имеет лишь общие для семьи цели и связан с другими членами мгновенным телепатическим контактом. Такая семья обладает полным личностным единством. Это еще один намек на устроение Пресвятой Троицы.

Господь Бог бесконечно "умнее"* любых созданных Им тварей, а потому позиция возможности осмысления личных тайн Божьих человеческим или даже ангельским разумом может проистекать лишь только от болезни духа - от гордости.

* - в кавычках потому, что Богу не надо оперировать какими-либо данными для получения других. Он сразу знает и предвидит все. Если роль Святого Духа в физическом мире нам более или менее понятна, то о Боге-Отце мы знаем значительно меньше. Известно, что Бог-Отец является главным в Пресвятой Троице: "Отец Мой более Меня" (Ин. 14: 28), хотя при этом Ипостаси равночестны и равнодостойны.

Ипостась Бога-Сына - Иисус Христос - наиболее близкое нам и наиболее обращенное на нас и на весь мир Лицо Пресвятой Троицы. О Нем мы знаем достаточно много, но именно того, что связано с Его воплощением. Его же деятельность до момента воплощения и роль Его в Пресвятой Троице также малоизвестны для нас. Мы знаем лишь, что Логос есть Бог-Сын у Бога-Отца "и вместе с тем Ангел Его по служению Его"... (св. Иустин; Разговор с Трифоном иудеем) (6). Не будем забывать, однако, что Ипостаси не раздельны, и многие истины "мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13: 12), а многие из них навсегда останутся для нас тайной.

С троичностью Бога неразрывно связана Его способность любить. "Бог есть любовь" - говорит евангелист, отождествляя Бога с этим, наиважнейшим Его свойством (1 Ин. 4: 8). "Верящие в единоличного Бога, как правило, представляют Его себе суровым и деспотичным. В самом деле, если Бог одинок, откуда в Нем появится любовь? Ведь любовь возникает там, где есть кому и кого любить. Но именно Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, ибо совершенны любящие и совершенна их любовь" (7).

Во всех действиях, производимых Богом, участвуют все три Его Ипостаси, хотя часто и в разной мере. Характер этих действий определяется свойствами Бога. Рассмотрим некоторые из этих свойств. Всеведение Бога абсолютно. Образно говоря, глаз у Него больше, чем элементарных частиц во вселенной. Предвидение Бога абсолютно. Предвидит Он даже свободные деяния нашей свободной воли. Может показаться, что здесь трудноразрешимая тайна, парадокс. Ведь если решения духа можно предвидеть, то не значит ли, что возникают они в русле каких-то причин, обусловливающих определенность этих решений, и свободы воли все-таки нет? Скорее здесь все-таки иное. Свобода воли есть свобода воли именно от материальных причин. От организующих же моментов движения духа не свободен даже Сам Господь Бог. Так, не свободен Он от Своих же собственных решений, не свободен от присущей Ему абсолютной любви и прочих Своих свойств, ибо без законов и организующих моментов существования материи и духа не было бы возможно никакое бытие вообще. Пользуясь своим предвидением (предведением), Бог еще в начале сотворения мира предвидел все ситуации на любое время вперед. Такова логика Абсолютного.

Аналогично мы можем рассуждать и о силе Бога. Если Бог сотворил вселенную, то Он может оперировать ее частями или всею ею в целом также легко, как мы управляемся вилкой за обедом и даже еще легче. Ведь "рук" у Него не меньше, чем "глаз".

"Это событие, Божиим промышлением произошло с американскими учеными и астронавтами в городе Балтиморе штата Мэриленд, осуществлявшими программу изучения пространства. Они производили расчеты пространственного положения Солнца, Луны и других планет вперед на тысячу лет". Консультант программы Гарольд Хилл, президент компании "Кертис Энджиниринг".

"Ученые работали с компьютером, производившим расчеты на века - как вперед, так и назад, по специальной программе. Вдруг компьютер остановился ... После того, как проверявшие компьютер специалисты сказали, что "он в полном порядке", шеф проекта на вопрос, в чем ошибка, получил ответ, что "в пространстве за истекшее время не хватает одного дня".

Ответ нашел верующий ученый в Священном Писании в "Книге Иисуса Навина". "И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим" (Нав. 10: 8).

"Иисус Навин был озабочен недостатком времени до наступления темноты, которое, как он думал, необходимо было для победы над окружавшими его врагами". "Иисус воззвал к Господу в тот день... и сказал... стой, солнце... и луна... И остановилось солнце, и луна стояла ... Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"?" (Нав. 10: 12-13). Компьютерный расчет показал, "что время, которого не хватало в день этой битвы Иисуса Навина, равнялось 24 часам и 20 минутам, а не целому дню". Позже это "почти" было найдено.

"И воззвал Исайя пророк ко Господу, и возвратил тень назад... на десять ступеней" (4 Цар. 20: 8-11). "И в завершение ученые дознали, что десять ступеней лестницы, которая вела вверх - прямо в горницу царя Ахаза, - это ровно сорок минут солнечного шествия" (8). Об удлиненных сутках сохранили исторические свидетельства китайцы, египтяне, греки. Это подтверждают японские, финляндские, мексиканские, перуанские и другие легенды (9).

ЛитератураНаверх

1. Протоиерей Свенцицкий В. Диалоги. - М., 1995, с. 66.
2. Протоиерей Свенцицкий В. Диалоги. - М., 1995, с. 66.
3. Игумен Андроник (Трубачев), Стрижев А.Н. Угодник божий Серафим. Т.1 - М., 1993, с. 91.
4. Протоиерей Свенцицкий В. Диалоги. - М., 1995, с. 63.
5. Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. - М., 1996, с. 102.
6. Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Сборник. - М., 1996, с. 234.
7. Гурко В.А. Вторжение индуизма в Россию. -Cб. - Пермь, 1997, с. 92.
8. "Жизнь вечная" N7, 1995, с. 16, К.В.П. Остановилось солнце или подаренный день.
9. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. - Джорданвилль, 1967 - 1987, сс. 202 - 203.

"Пространства" духовного мира

Духовный мир не обладает пространственными свойствами. Говорить о пространствах духовного мира можно лишь условно, поскольку души, воспринимавшие их в откровениях, видели некоторую их схожесть с привычными нам образами трехмерного пространства.

Царство небесное воспринимается надстоящим над поднебесным воздушным пространством. "В доме Отца Моего обителей много" - говорил Христос (Ин. 14: 2). По святоотеческому учению или по данным откровений - первое небо - место пребывания едва спасшихся душ, второе небо - место пребывания праведников, третье небо - место победителей. Выше пребывает Христос Своим воскресшим и преображенным Телом с наиболее близкими Ему святыми. Своим же Божеством Христос как Бог пребывает всюду.

До принесения крестной жертвы человеческие души были отрезаны от царства небесного поднебесным пространством, были, как бы окружены им. Душа умершего человека попадала сразу к бесам и уносилась ими в ад. Своей победой Господь очистил воздух от власти дьявола и проложил Собою путь к небесам для спасающихся душ. "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10: 9).

До момента гибели Иисуса Христа все пленники ада не имели возможности когда-либо покинуть свои страдалища. Даже святые пребывали в аду, хотя и в верхних его пространствах. После крестной жертвы Иисус Христос совершил так называемое сошествие во ад. В результате этого деяния святые, томящиеся в мирах страданий, были подняты в миры небесные, а иным из узников была дана надежда на освобождение.

В отличие от католического, православное Предание отрицает существование чистилищ. В откровениях, данных православным подвижникам, можно найти указания на существование некоторых пространств, напоминающих чистилища, но это не чистилища в том смысле, как это понимают католики, а верхние области ада.

"Аналогичный рассказ есть в житии подвижницы, почившей уже в нашем ХХ веке, монахини Афанасии (Анастасии Логачевой): "В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося... После сего блаженная Пелагея сказала: "Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства" (1). "А на мой вопрос, почему эти люди сидят и не видят один другого, юноша <ангел> ответил: "Эти люди жили на земле беспечно, не было за ними ни худого, ни хорошего, им нет теперь поминовения: потому и здесь не видят ни муки, ни отрады. Поминовением их можно было бы искупить, но поминать-то их некому" (2). "Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю, и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего "человек! что ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен муки; а за то, что ты не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая" (3).

Таким образом, мы не видим, чтобы "нейтральным пространствам" была присуща функция очищения от грехов, приписываемая им католиками. Подобные приписки и произвольные выводы вообще свойственны всем неправославным конфессиям и религиям, поскольку они либо произвольно изменили истину, либо не обладали ею вообще; обделены Святым Духом и не имеют прозорливцев для восприятия откровений.

ЛитератураНаверх

1. "Душеполезное чтение", июнь, 1902, с. 281.
2. Архимандрит Пантелеимон. Тайны загробного мира. - М., 1996, сс. 44 - 45.
3. Творения святителя Игнатия Брянчанинова, т.3, Слово о смерти. - С.-Пб., 1886, сc. 164 - 165.

Предыдущая страница    Следующая страница