Д. ВОРОНОВ     "ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ"
Предыдущая страница

Закон воздаяния. Божий Промысл. Теория кармы и перевоплощений.

От чего зависит вся жизнь человека и его счастье? От чего зависит его посмертная участь? Прежде всего, вспомним, что каждое событие в материальном мире имеет ряд причин и условий своего возникновения, и само, в свою очередь, является причиной для последующих. Восточные религии считают, что поток событий, происходящих с человеческой душой, определяется законом воздаяния - законом кармы. Православие не отрицает принципа воздаяния, но трактует и формулирует его совершенно иначе и видит в нем лишь частное проявление Божьего Промысла.

Суть принципа воздаяния в том, что человек, живя на земле или обитая в духовном мире, испытывает на себе результаты своих прошлых мыслей, чувств и поступков. "Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет" (Притч. 11: 25).

Суть же Божьего Промысла в постоянной заботе Бога о спасении души каждого человека. Поток событий и ситуаций, в котором пребывает человек, организуется не фантастической силой кармы или судьбы, но непосредственно Господом Богом. "Дело делается лучше, когда делается само собою, ибо тогда оно устрояется не человеческим умом, но Божиим изволением" (1). Почему восточные религии ошибаются в трактовке принципа воздаяния и в понимании причины потока событий? Прежде всего, потому, что восточные религии не являются религиями Света. Подробно этот вопрос разобран в главе "Источники духовного и псевдодуховного знания". В восточных религиях наличествует целый ряд совершенно ложных оснований, главными из которых здесь являются отрицание существования (некоторыми из них) личностного Бога, отрицание существования отпадших, осужденных и потому предельно злобных ангелов, отсутствие ада, отсутствие Царства Небесного, отрицание Божьего Промысла, признание реальностью перевоплощений и непременного соответствия воздаяния поступку.

По смерти человека происходит "взвешивание" нераскаянных грехов - с одной стороны, и добрых дел и иных духовно-нравственных достижений - с другой. В Православном Христианстве этот процесс называется мытарствами. Несмотря на то, что мытарства напоминают юридическое состязание между ангелами тьмы и Ангелами Света, окончательная судьба души находится в руках Самого Спасителя. "Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Откр. 1: 17 - 18). Покаяние, соединенное с таинством отпущения грехов, полностью уничтожает грехи на весах правосудия. "И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что развяжешь на земле, то будет развязано на небесах" - говорит Христос Первоапостолу Петру, даруя эту возможность и это ответственное право и всем последующим поколениям священников через принцип апостольской преемственности (Мф. 16: 19). То же повторил он и другим апостолам: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20: 23). Естественно, что грехи кающегося уничтожает не сам священник, но Господь Бог. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1: 9). После же смерти покаяния нет. Поэтому и каяться надо как можно раньше и чаще, ибо не знаем, когда умрем. В восточных религиях и оккультизме существует термин "взвешивание кармы". Несмотря на его удобство применительно к мытарствам, я буду избегать его применения, поскольку само понятие "карма" практически целиком ложно и совпадает с понятием "последствия добрых и злых: чувств, мыслей и дел человека" только на очень незначительном протяжении, да и то чисто внешне. Поэтому же и само понятие "карма" я буду применять лишь при рассмотрении оккультных и теософских заблуждений.

Грехом являются не только дурные поступки, но и злые мысли, если они прорабатываются, и злые чувства, если они сразу же не отгоняются. "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5: 28). "Другому пожелаешь - себе получишь" (2). Как правило, дурные чувства и мысли взаимосвязаны и опасны тем, что могут привлекать другие подобные мысли и желания, а впоследствии и порождать поступки. Негативно воздействуют они, как и на объект помышлений (если попускает Господь), так и на их автора, если он не раскаялся в них.

При "взвешивании" к добрым делам человека могут быть добавлены молитвы Православной Церкви, особенно при отпевании, а также молитвы людей (особенно святых), молитвенно помогающих человеку в его посмертии (3). Если мы творим добро и исполняем Божии заповеди, дьявол будет строить нам козни. Если Бог принял наше доброе дело или если мы достойно причастились, то после этого (или реже перед Причащением) обычно всегда бывают искушения от бесов, попускаемые Богом для испытания нашей стойкости. "Следует, однако, учесть, что, по словам преподобного Варсанофия Великого, искушение не будет иметь места, если доброе дело было совершено с усердием" (4).

Души, не попавшие в царство небесное, могут улучшать свое положение при помощи живущих. "Если вы всем сердцем желаете помочь вашему усопшему и делаете все, чему учит Св. Церковь, - никак не допускайте сомнения в его спасении. Знайте, что это сомнение - хитрость злого духа, потому что если бы умерший был недостоин спасения, то вы не были бы допущены к ходатайству за него, как свидетельствует св. Иоанн Дамаскин, что "на молитву за недостойных спасения умерших Бог никого не подвигает: ни родителей, ни жену, ни мужа, ни родных, ни друзей; на таких умерших сбывается пророчество: "Несчастны те из умерших, о которых не молятся на земле живые!".

До Страшного суда есть время помогать друг другу и изменять загробное состояние наших отшедших. Всем усопшим христианам, за которых приносится Бескровная Жертва, - этим самым приношением заглаживаются грехи, и усопшие получают возможность переходить в лучшее состояние. Что такое Бескровная Жертва (Проскомидия)? Это священнодействие, снимающее с человека часть последствий его грехов, производимое как за мертвых, так и за живых, совершаемое служителями церкви по поданным нами запискам за здравие или за упокой души. После Бескровной Жертвы вторым по силе средством к заглаживанию грехов служит милостыня. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Почти умершего милостыней и благотворениями, ибо это служит к избавлению от вечных мук".

"Если вы бедны, - не смущайтесь, помните, что лепта бедной вдовы была в очах Спасителя дороже всех богатых вкладов" (5), ибо все давали на храм от избытка своего, она же отдала все пропитание свое. С другой стороны, однако, было бы неправильно думать, что единичные эпизодические действия спасающих ведут к существенным изменениям в состоянии умершего человека. За многих из них приходится ходатайствовать годами, а то и десятками лет. Если же мы молимся или подаем милостыню за некрещеного или явно неверующего человека, называть его имя запрещено. Бог знает и так, за кого вы ходатайствуете, и принимает вашу жертву в полном соответствии с вашим желанием.

Появившаяся на свет душа чиста, но не вполне, поскольку несет в себе последствия первородного прародительского греха. "Кто родится чистым от нечистого? Ни один" (Иов. 14: 4). Прародительский грех очищается крещением. С момента крещения душа чиста, но не совершенна. Руководит ее жизнью не "карма", а Божий Промысл, направленный лишь только на спасение души человека. Тезис этот является камнем преткновения в спорах между христианами с одной стороны и представителями оккультизма и восточных религий - с другой. "Смотрите, как все просто - говорят приверженцы учения о карме - человек согрешил в прошлой жизни, а в этой он расплачивается. Вот маленький ребенок - получил травму, жестоко пострадал, остался инвалидом. За что? Не за грехи же, которые он совершил в детской коляске. Ясно, что это кармическая расплата за деяния его прошлой жизни. А разве не подтверждает это цитата из Библии, из которой следует, что возмездие может настигнуть человека именно как карма - "Ученики спросили у Него: "Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (Ин. 38: 21)?"

Посмотрим теперь на эту проблему с точки зрения Божьего промысла. Как мы уже знаем, если человек не искупил свои грехи или не покаялся в них, то после смерти он будет искупать их в аду. Темные силы не оставляют без возмездия ни малейшего нераскаянного проступка. "Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки" (Лк. 12: 59). Таким образом, даже, если и принять (пока что) за истину перевоплощение человека, душа его не может прийти в наш мир не очищенной от какой бы то ни было отрицательной кармы. Почему же тогда страдают невинные люди? Почему Бог попускает их муки? Причина здесь не одна. Часто тут дело в том, что эти души не обращены к Богу. По этой обращенности, по молитвам дается человеку Божественная защита. Дается она и по молитвам Церкви, по молитвам матери человека, в несколько меньшей степени - по молитвам отца и иных родственников человека и еще в меньшей мере по молитвам иных людей. В этом состоит проявление закона любви, ибо трудно "находиться в раю", видя страдания других, менее сознательных душ, томящихся в аду или страдающих на земле, особенно, если это души любимых нами людей. Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2: 4). Лишь упорствующие во зле и отрицании Бога будут лишены спасения. "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12: 31, 32). По закону любви мы можем оказывать людям молитвенную и иную духовную помощь. Силы Света редко оказывают помощь человеку без чьей-либо об этом молитвы-просьбы. Не оказывает ее в этом случае и Сам Бог, дабы не нарушать духовной свободы Его творений. Отвратившийся от Бога человек рано или поздно попадает в полосу страданий, которые подталкивают его искать спасения у Бога.

Иным из нас это может показаться несправедливым: "Ну не хочу я принадлежать ни к какому лагерю - ни к доброму, ни к злому, хочу быть сам по себе. Неужели же невозможно такое?". Да, невозможно. Ведь Бог - единственный Источник жизни во вселенной. На земле мы находимся временно. В духовном же мире условия существования таковы, что в конечном итоге мы окажемся либо в царстве небесном, либо будем гореть с демонами в вечном огне - третьего не дано. Но и живя на земле человек не должен быть безразличным к Богу. Ведь если он отвернется от Бога, сердцем его завладеют бесы. Обращенный же к Богу человек, получает от Него животворящую энергию-информацию и иные жизненные блага в той мере и в том качестве, которые не только поддерживают его жизнь, но и служат спасению души человека.

Дается эта энергия в то время, когда человек умно, внимательно, прочувствованно с любовью молится, крестится, постится во имя Божие, пьет святую воду, ест просфоры, посещает храм, прикладывается к кресту, к иконам, к святым мощам, дается во время совершения таинств, особенно во время Евхаристии (Причащения).

Не обращенный к Богу человек использует большей частью энергию-информацию, искаженную силами тьмы, а потому и гибельную для его души. Что делать, когда мы видим страдания других людей? Помочь ли им избавиться от страданий или посчитать их страдания Божьим промыслом - в том смысле, что страдание полезно для данного человека и поэтому не надо ему помогать? Если мы можем помочь страдающему, мы обязаны это сделать, и сама возможность этой помощи дана нам не просто так, а именно по воле Божьего помысла. Одним событием Бог, подобно сверхсовершенному компьютеру, может разрешать не только две, но и гораздо большее число задач.

Почему Бог попускает страдание таких невинных душ, какими являются, например, маленькие дети? Дело в том, что Бог предвидит жизненные пути каждого из нас, в том числе и грехопадения, ведущие к погибели. Для многих из душ страдание или физическая смерть являются единственной возможностью прерывания их греховной направленности. Иные же дети страдают для исправления своих родителей, но зато потом получают мученические венцы. Вспомним, что и Сам Христос пострадал невинно. Кроме того, страдание - совершенно необходимое условие развития. Стремления к удовольствиям тоже развивает, но в ином плане, и его оказывается совершенно недостаточно для развития духовно-нравственного.

У верующего же человека есть несколько средств для борьбы со страданием. Первое - это смирение. Безвинная душа, перенесшая страдание со смирением, исполняется в дальнейшем высоких духовных сил, соизмеримых со степенью страдания. Предвидя ее смирение, Бог попускает такой душе страдания, дабы она могла возрасти и обрести особые силы и награды. Человек, принявший страдания во имя Божие, сораспинается Христу, становится соучастником Его славы и подвига, побеждает в этой битве дьявола, который слабеет от таких поражений. Второе - осознание того, какой возможный изъян души блокируется этим страданием, духовное усилие, молитвы. И третье, в критической обстановке - это отчаянное молитвенное взывание к Богу или к святому о спасении. Оно, как правило, не остается без ответа.

Какие еще есть принципы Божьего Промысла? "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" - говорит Господь (Откр. 3: 19). Если человек способен к исправлению своей души, наказания пойдут ему на пользу. Насколько лучше перенести со смирением временные наказания здесь, на земле, чем обречь себя на наказания вечные. Неспособных к исправлению людей Господь наказывает и на земле, но не всегда, иначе закон воздаяния превратился бы из предмета веры в предмет науки и практики, что нарушило бы принцип свободы человека.

Когда Господь спасает человека, то Он ведет его путем испытаний. Перенесение испытаний может быть средством укрепления верности Богу или примером стойкости для других людей. Почему Бог попускает растление душ? Дело тут в том, что эти души имеют тягу к греху, ко всему дурному и порочному, и отвратить их от греха возможно только проведя их опытно через грехи и через последствия этих грехов. Эти души и в благоприятной обстановке не устоят от соблазнов, и будут их грехи еще более тяжкими, чем в первом варианте их бытия. Вообще же мы не вправе требовать от Бога ответы на все наши "почему", ибо премудрость Божия неизмеримо выше любых человеческих представлений, да и как может тварь требовать отчета у своего Творца? Не может человек видеть и грандиозности замысла Бога о мире.

Как видим, именно Божий Промысл вкупе со свободной волей человека, а не карма прошлых жизней, влияет как главная сила на события человеческой жизни. Поскольку ложные понятия зачастую не очень легко покидают человеческое сознание, приведу еще один, уже не мистический, а нравственно-психологический аргумент против существования кармы. Представим себе, что наш ребенок совершил безнравственный поступок, но потом ему стало стыдно, и он пришел просить у нас прощения. Однако, вместо того, чтобы, как любой нормальный родитель, простить его, мы начинаем молча избивать его, наказывая за проступок. Вместо того чтобы поддержать ребенка в его порыве исправиться, мы лишь озлобляем его. Аналогичная сущность и у "закона" кармы. Кощунственно приписывать Богу подобное моральное уродство. Придумать такое могло лишь дьявольское сознание.

Как же тогда быть со случаями подобными тому, который описан у евангелиста Иоанна (38: 21)? С точки зрения Божьего Промысла тут все уже объяснено. Остается вопрос, однако, о перевоплощениях. Ведь их наличие как будто бы вытекает из цитаты. Немного позже я рассмотрю и этот вопрос.

Чтобы люди не попадали под воздаяние за этические проступки по своему незнанию, Христос разъяснил им, что возмездию подлежат еще и желание мести и непрощение. "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим. 12: 19), "каким судом судите, таким будете судимы" (Мф. 7: 2), "прощайте и прощены будете" (Лк. 6: 37), "ударившему тебя по щеке подставь и другую" (Лк. 6: 29). Это, конечно, не означает непротивления злу силой. Если обидчик раскаялся, то обиженный человек, простив его, прерывает цепную реакцию зла. Если раскаяния нет, то опять же надо простить обидчика и не предаваться мести. Впрочем, терпение и уступчивость не должны простираться до поощрения зла. Долг человека, если он в силах, прервать зло. Так, отпустив вора, мы даем ему возможность продолжать свои преступные занятия. Нормальный выход - простить его в душе и передать правоохранительным органам. Более высокий выход - простив его в душе, обратить его к добру, к вере. Но это не всегда возможно, да и не каждый способен на такие деяния. Вообще же перевоспитание оступившегося человека - долг правоохранительных органов. В современной России это пока лишь органы возмездия, да и то не совершенные. Судить же человека имеют право только те люди, которые имеют на это власть.

Добру естественно бороться против любого зла - прежде всего, убеждением, но при необходимости и силой. Осудить преступника, если он искренне не раскаивается в содеянном, надо, но целью правосудия должна быть не месть, а пресечение потока зла и перевоспитание человека. Пресекая зло, важно самому не быть втянутым в совершение зла. Для этого важно контролировать свою эмоциональную сферу и руководствоваться не своими чувствами или импульсами, а чувством долга или необходимостью. В жизни нам приходится убивать (на войне), давать отпор хулигану, уничтожать вредных существ, убивать животных для пропитания. Подобные действия не станут грехом, если выполнять их бесстрастно, не испытывая ни чувства злобы, ни чувства мести, ни садистского удовольствия, ни охотничьего азарта. Естественно, что на практике выполнить это удается далеко не всегда. Поэтому христиане очищаются от военных и подобных им грехов покаянием.

В восточных религиях есть понятие кармы семьи, рода, группы, нации, расы, государства и человечества в целом. Действительно определенная связь между человеком и другими людьми имеется, только карма здесь абсолютно ни при чем. С помощью фотолептонных аппаратов А.Охатрин установил, "что энергоинформационный обмен происходит не только между людьми, но и между их изображениями" (6). Особенно тесна взаимосвязь между родителями и детьми, поэтому преступления, и в том числе мысленные, против Бога, против своих детей или родителей оборачиваются преступлением против себя и против своего рода, который, если не будет принесено покаяние, может исчезнуть с лица земли частично или полностью.

Пресекаются также роды убийц и людей, занимающихся магией. Исследуя ДНК, группа исследователей под руководством П.Гаряева установила, что во время насильственной смерти генетический аппарат "не разрушается до конца, а оставляет после себя некий фантом, который несет информацию о причинах гибели. И это волновое образование биологически активно - оно может повреждать тело и душу оставшихся в живых, словно мстя им за разрушение своей материальной оболочки... Группа американских физиков под руководством Роберта Пекоры" получила схожие результаты.

Фантом "повреждает генетический аппарат убийцы, а это вызывает тяжелые психосоматические расстройства... Но самое ужасное, что он обрекает на вырождение свой род... Потомки убийцы будут тяжело болеть, спиваться, сходить с ума, кончать самоубийством по причинам, "не известным науке". Недаром Православная Церковь называет человекоубийство смертным грехом, который ложится на весь род злодея, если убийца не покается или потомки не замолят его грех. Но не менее страшным преступлением, чем обычное человекоубийство, является аборт... Хотя через 40 дней "волновой каркас" фантома распадается, в матке уже образовалась волновая рана, которая в отличие от телесной, не заживает...

- Фантом младенца всю жизнь будет "жаловаться" матери о своей несчастной участи, - говорит Гаряев, - "рассказывать" о ней младшим братьям и сестрам, отцу или другим мужчинам, которые его "посетят". Только свои речи он будет произносить на языке генетических кодов, которые вызывают расстройства души и тела всех, кто его слышит" (7).

Широко известный сегодня своими богословскими работами диакон А.Кураев протестует против подобных механических толкований греха, справедливо напоминая, что все мы стоим перед Богом (8). Несомненно, что именно религиозное осмысление подобных фактов носит характер абсолютной истины, тогда как научные данные и гипотезы могут быть отвергнуты дальнейшим развитием науки. Однако наличие тонкоматериальных аспектов некоторых духовных явлений вовсе не противоречат их духовной природе. Как было уже сказано, страдания невинных детей служат вразумлению родителей, а сами невинные страдальцы удостаиваются небесных венцов. Премудрость же Божия действует не только через Его непосредственное вмешательство, но и через законы и реалии, сотворенные Им. Работы же, подобные исследованиям П.Гаряева и Р.Пекоры, лишь иллюстрируют материальные аспекты духовных явлений.

Если ситуации, с которыми сталкивается человек, определяются Божьим Промыслом, то поступки человека определяются его свободной волей. "Антоний Великий... говорит..., что в нас действуют три воли: 1-я Божия, всесовершенная и всеспасительная, 2-я собственная своя, человеческая, если не пагубная, то и не спасительная, и 3-я бесовская - вполне пагубная" (9). Силы Света помогают человеку в добре и в духовном росте, если он их просит о помощи. Темным же силам выгодно толкать человека ко злу. Делая зло, человек причиняет страдания другим и, впоследствии, по закону воздаяния страдает сам. Пользуясь природными свойствами своего духовного устроения, бесы внушают людям зло, и часто бывает, что успешно. Методы внушения - самые различные: это и запугивание, и ложь, как грубая, так и утонченная, и профанация высоких идей, и соблазны, и перевод внимания, и многое, многое другое. Делают они это постоянно, поэтому и говорит Апостол Павел: "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5: 17). По молитве человеку оказывается помощь

, но не долго. Поэтому Православная Церковь и советует своим членам предварять и заканчивать молитвой каждое свое действие. Это вечерние и утренние молитвенные правила, молитвы "перед вкушением" и "после вкушения пищи", "молитва идущего в церковь", "призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело", взывание "Господи, благослови!", "Господи, вразуми!", благодарение, "Иисусова молитва". Постоянно молящийся человек руководим и защищаем Богом. Для полноты этого руководства православному христианину рекомендуется также на каждое серьезное дело или изменение в жизни получать от своего духовного отца благословение.

Таким образом, именно от человеческой воли зависит, - какая воля будет преобладать в человеке. Лишь люди, от которых зависят судьбы народов, подвергаются усиленному воздействию Божественной воли. "Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его" (Притч. 21: 1). Также могут подвергнуться усиленному внушению люди, которым угрожает большая, не попущенная Богом опасность. Люди, направляющие свою волю на Божественное, думающие на темы добра и духовности, получают всякую помощь от Бога и Его святых. "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему" (Откр. 3: 20).

Нельзя сказать, что не молящийся человек абсолютно беззащитен. По любви к своим созданиям Господь защищает всех. Но уровень защиты не молящихся намного ниже. Пребывая в Церкви Христовой, занимаясь духовно-религиозным деланием, человек становится все более совершенным, все более угодным Богу. Поэтому же он становится объектом все более пристального внимания дьявольских сил. Чем выше духовный уровень человека, тем большие силы пытаются сбить его со светлого пути. Сам Христос подвергался искушению дьяволом. Оградить человека от подобных происков могут лишь бдительность, усилие и религиозное делание. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11: 12). "Прибежище мое и защита моя, Бог мой, и уповаю на Него" (Пс. 90: 2). Главным же оружием против бесовских сил является смирение. "Духовным очам преподобного Антония Великого были открыты все сети дьявола, которые он распростер над миром для уловления и соблазна ко греху людей. Ужаснулся преподобный и спросил Бога: "Кто же избегает этих сетей?" - и услышал голос: "Смирение избегает их, они даже не прикасаются к нему" (10). "Как говорит архиепископ Иоанн Шаховской: "Смиренность духа человеческого есть не слабость, а необычайная сила человека. Сущность гордости - замкнуться для Бога, сущность смирения - дать Богу жить в себе". "Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается ими (авва Моисей)"(11).

Рассмотрим теперь такую модную сегодня доктрину перевоплощений. Отмечу сразу, что модификаций теории перевоплощений (реинкарнаций, метемпсихоза) много, поэтому я рассмотрю здесь самую "совершенную" из них, т.е. свободную от грубых несуразностей и максимально "близкую" к Православию.

Предоставим слово защитнику подобной теории. "Самым трудным и мало приемлемым для христианина моментом в эзотерике является теория перевоплощений. Предубеждение большинства христиан против нее настолько сильно, что я постарался изучить этот вопрос особенно тщательно. Библией эта теория нигде не отрицается. Напротив, мы можем найти немало цитат, косвенно, и даже впрямую, подтверждающих этот феномен. Вот, что говорит Бог человеку по имени Иов: "Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико" (Иов 38: 21). А вот уже упоминавшийся пример из Нового Завета. "Ученики Его спросили у Него: "Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым" (Ин. 9: 1, 2)? Как может человек согрешить, не родившись? Вопрос был задан не одним учеником, в тексте сказано - ученики. И, хотя ответ Христа звучит в иной плоскости, сам вопрос был задан, исходя из реальности перевоплощений. А вот еще: "но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, ... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе" (Мф. 17: 12, 13). Это не опечатка и не какой-то особый, иносказательный смысл. Совершенно определенно Христос утверждает, что Илия стал Иоанном и в другом месте Евангелий, дважды подчеркивая при этом, что это есть закрытое знание. "И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф. 11: 14, 15)! В частной беседе мне возразили как-то, что Илия - не совсем удачный пример, т.к. он не умер, но "был взят на небо". Но что такое - был взят на небо? Это значит, что физическое тело Илии прошло трансформу, и масса его тела перешла в тонкую форму существования. Если у обычного человека вес отделяющейся субстанции - несколько граммов, то у Илии это вес взрослого человека. Не зря говорит Христос: "из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя" (Лк. 7: 28). Факт прохождения Илией трансформы вместо смерти говорит лишь о его высочайшей святости, но никак не против его дальнейшего воплощения в теле Иоанна. Находим мы информацию о перевоплощениях и в апокрифах: "Эта душа... Ее не бросают в другую плоть" (12).

Считается, что воплощение Бога-Сына - Иисуса Христа на Землю уникально. Да. Оно уникально в том смысле, что воплотился именно Бог-Сын. Не уникален сам механизм воплощения. Земная история человека началась именно с него. "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3: 21). Проведенные в Отделе теоретических проблем Российской Академии Наук опыты по "непорочному" зачатию (13) фактически и есть воплощение "волнового пакета" - тонкоматериального образования в геном живого существа, т.е. в физическую материю. И, если внешние силы не помешают душе воплотиться в очередной раз, то, видимо, потребности ее развития могут привести ее к повторному воплощению.

Почему же понадобилось скрывать феномен перевоплощений? В общем виде на этот вопрос можно ответить так: многие знания для духовно незрелых людей вредны и опасны. Что же касается конкретно перевоплощений, знания о них были опасны по следующим причинам:

1. Для духовно незрелых людей, которых и сейчас большинство, велик был соблазн оставить праведность для других воплощений, для "лучших времен", ныне же грешить или, по крайней мере, не прилагать больших усилий для нравственного и духовного развития.

2. Феномен перевоплощения мог "породнить" Христианство с восточными религиями, размазать самобытность и целостность Христианства, принизить его идеи и догматы, размыть границы, ослабить его.

3. Христиане спрашивают: "Как может душа воплотиться, если она попадает в ад? Ведь ее оттуда не выпускают". Дело в том, что душа попадает не только в ад или в рай, попадает она, как известно из многих христианских откровений и в промежуточную область. Возможно, прав Даниил Андреев, утверждая, что не все географические области Земли имеют чистилища. Пропаганда понятия "чистилище" становится в таком случае действительно опасной. Процесс перевоплощения в таких областях необходимо ограничивается теми немногочисленными душами, которые добровольно спускаются на землю из горних миров с определенной светлой миссией. Христианство замысливалось Христом как мировая религия, и было бы ошибкой давать надежду на перевоплощение там, где его пока нет. Это явилось третьей и главной причиной сокрытия феномена.

Православная Церковь, утеряв знания о перевоплощениях, объясняет сопутствующие этому понятию явления категорией тайны. "Здесь, может быть, кто-нибудь спросит: почему Бог не оказал такой милости, какую мы от Него получили, миллионам других людей? - Вот на сие ответ: это тайна, которую знает только Господь; Един Он знает все прошедшее, настоящее и будущее; Един Он испытует сердца и утробы человеков; и посему только Его всеобъемлющей премудрости известно, почему Он одних милует, а другим попускает противиться истине. Человеку судьбы Божии не доведомы" (14). Да. Божий промысл еще более закрыт от познания, чем карма. Но Бог открывает людям некоторые тайны. И перевоплощения - одна из них.

А вот, что пишет о перевоплощениях руководитель "Школы духовного развития личности" Александр Громаковский: "Нас часто спрашивают - не противоречит ли учение о перевоплощениях основам христианства? Почему оно отвергается христианской церковью? Действительно, некоторые деятели современного христианства отрицают это учение, но отнюдь не все. Представление же о том, что оно противоречит основам христианства, совершенно неверно и возникает лишь у людей, весьма поверхностно знающих и историю богословия, и само критикуемое учение. Мы специально консультировались с грамотными священниками и богословами в Санкт-Петербурге и Москве, и все они в один голос заявляли, что тут явное недоразумение и полное непонимание сути дела. Проблема перевоплощения душ никогда не обсуждалась отцами церкви, а заблуждение на этот счет возникло в конце ХIХ века, когда в борьбе с теософией кто-то из не очень грамотных богословов сослался на осуждение учения о предсуществовании души IV Вселенским собором, перепутав понятия предсуществования и перевоплощения. Между тем даже поверхностное обращение к учению Оригена, рассматривавшемуся на этом соборе, сразу обличает неточность. У Оригена речь идет о возможности существования человеческих душ в лоне Бога-Отца еще до начала творения мироздания. Именно это и было отвергнуто. Но вопрос о земном пути души там даже и косвенно не затрагивается" (15). "На Запад идею перевоплощений принесла теософия с сознательным расчетом на то, чтобы со временем - по мере подтверждения практикой этого положения - завоевать позиции для атаки на христианство и завладеть умами людей. Все это делалось в плане подготовки будущей религии Антихриста, которая должна была после полного атеизма заменить людям подлинную веру смесью оккультизма, теософии, мистики, биоэнергетики, уфологии и т.п. Отрицание частью современных священников учения о перевоплощении на основании ошибочных аргументов столетней давности дает сильные козыри этим учениям для заманивания нестойких душ" (16).

Как видим, знание о перевоплощениях, полученное от А.Громаковского и выверенное по Библии, в корне отличается от модных ныне оккультных теорий. Оно не противоречит никаким христианским истинам и указаниям, не меняет сути и способов религиозного служения. И нужно это знание, главным образом, тем людям, которые находятся под впечатлением от оккультных теорий и восточных религий, поскольку именно оно примиряет имеющийся у этих людей духовно-интеллектуальный багаж с вечными православными истинами. Те же люди, которые предпочитают следовать проверенным курсом традиционного Православия, ничем не рискуют. Знание о перевоплощениях им не нужно".

Как видим, защитники теории перевоплощений приводят серьезные аргументы. Поэтому придется разобрать их все. Не думаю, что господин Громаковский консультировался с грамотными священниками, ибо грамотный священник должен знать, что теория перевоплощения не обсуждалась на Соборах потому, что на серьезных собраниях не обсуждаются несерьезные вещи и чуждые учения. Практика, о которой говорит Громаковский, действительно подтверждает перевоплощения, но это оккультная практика, практика прельщений и самообмана. Если же кто-то перепутал понятия перевоплощений и предсуществования души, это ни в коей мере не имеет отношения к обсуждаемому вопросу. Что же касается обсуждения проблемы отцами Церкви, широкомасштабных обсуждений на Соборах действительно не было, однако авторитетнейшие святые, в том числе и раннехристианские, такие, как Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, резко осуждали теории перевоплощений. Известно, что полемика же между христианами и сторонниками реинкарнаций велась чуть ли не с момента возникновения христианства (17). Это совершенно ясно показывает, что "знания" о перевоплощениях не относились к якобы "эзотерическим" знаниям христианства.

Дискутируя со сторонниками реинкарнаций, историк Тертуллиан пишет: "Неужели иудеи спрашивали Иоанна в смысле пифагорейском: "Ты Илия?" Не спрашивали ли они его, скорее вследствие божественного обещания: "Вот я пошлю вам Илию пророка" (Мал. 4: 5)? Но метемпсихоз пифагорейцев есть отзывание души, уже давно умершей и поселившейся в другое тело. Илия же придет, не покинув жизни, а только переменив ее место. Его не должно возвращать телу, так как он не взят у него. Его должно возвратить миру, из которого он был взят не для того, чтобы даровать ему прежнее пространство жизни, но чтобы он, тот же самый, как по имени, так и по личности, дополнил свое пророчество. Но как же Иоанн есть Илия? Мы имеем следующие слова Ангела: "сам он будет предшествовать ему пред народом в силе и в духе Илии"* (Лк. 1: 17), но не в душе и теле его. Ибо это - субстанции, которые у каждого человека свои. Дух же и сила приходят со вне по милости Божией. Поэтому они могут переходить на другого по воле Божией, как это было прежде с духом Моисея" (О душе, 35)" (18).

* - цитата приведена не точно. На самом деле: "и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк. 1: 17).

"Согласно евангельскому рассказу, сам Иоанн отрицательно ответил на вопрос "Илия ли ты". <Ин. 1: 21>. Оккультисты объясняют: "Иоанн отрицал это, так как не помнил своего прежнего воплощения". На этот аргумент, знакомый уже Оригену (PG XIV, 220), александрийский богослов отвечал: как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя", может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ? (Толк. на Ин. VI, 13, 74). Если даже толпа считала его за воплощение Илии - как он сам мог этого не знать?" (там же, 75) (19).

Диакон А.Кураев в своей книге "Раннее христианство и переселение душ" разбирает и цитату о слепорожденном (Мф. 17: 12-13). Ученики Христа задали свой вопрос не от знания о перевоплощениях, но просто лишь оттого, что где-то слышали об этой теории*. Сторонники перевоплощений склонны вырывать цитаты из контекста, чтобы "подтвердить" свою теорию. Контекст же цитаты носит совершенно иной характер. "В Священной истории телеологическая причинность встречается весьма часто. Многие события не имеют смысла в себе, но он к ним придет из будущего - из того будущего, которое, по слову Никейского Credo, Господь творит "нас ради человек и нашего ради спасения". Человек, который верит в Промысл, знает, что многие события можно осмыслить, если начать постижение их смысла не с утверждения "потому, что...", но с ожидания - "затем, чтобы...". Историк ищет предпосылки: "почему". Пророк раскрывает смысл: "затем, чтобы". Историк смотрит из предыстории, из прошлого. Пророк - из будущего, из метаистории" (20).

* - могут возразить - как же так, ведь это был не кто-то, а именно Апостолы! Не совсем так. Настоящими Апостолами Ученики Христа стали лишь после окончания их обучения Христом - раз, и после схождения на них Святого Духа - два.

"И еще один довод приводит в своих размышлениях над Евангелием от Матфея Ориген: Писание говорит, что мир прекратится не по причине исхода из него душ праведников, не в результате постепенной дематериализации, а по причине умножения греха. Цель цепи реинкарнаций есть избавление от тела. История мира кончается с развоплощением всех душ, плененных телами. Христианская эсхатология, справедливо подчеркивает Ориген, не имеет с этим ничего общего" (21).

Далее Кураев приводит еще целый ряд аргументов против теории инкарнаций. Его позиция по этому вопросу* полностью совпадает со святоотеческим мнением. А ведь святоотеческое мнение есть гораздо больше, чем просто авторитетное мнение, поскольку святоотеческое мнение есть мнение Церкви Христовой. Если же кто "Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" - сказал Сам Господь (Мф. 19: 17). Святоотеческое мнение основывается на Библейских текстах и на откровениях, данных святым, на Соборных решениях, руководимых Духом Святым и на лучших достижениях православной философской мысли. Слова Иисуса "Кто имеет уши слышать, да слышать" и другие, подобные им, показывают не "эзотеричность", а сложность вопроса и в данном случае указывают не на перевоплощение Илии в Иоанна, а на то, что Иоанн и есть тот, кто должен прийти в духе и силе Илии. Вообще же в христианстве нет понятия эзотерики, т.е. скрытого учения для посвященных. "Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях" (Мф. 10: 27). В христианстве есть понятие сложных и простых вопросов, есть понятие тайны, но тайны не такой, когда одни люди утаивают что-либо от других людей, а тайны Божией, когда те или иные вопросы не освещены в Откровении, потому, что это не было бы полезно людям. Господь не скрывает Своего Учения ни от кого. Попытки же нехристиан найти в христианстве эзотерику грубы и бестактны. Они напоминают небезызвестные вмешательства советских партийных функционеров в культурные и технические вопросы, т.е. в те вопросы, в которых они разбирались весьма и весьма поверхностно. Православное Христианство не теряет свои "тайные" и нетайные знания потому, что тщательно их сохраняет и еще потому, что любое утерянное знание восстанавливается Господом через прозорливых святых. "Странно, но люди предпочитают доверять тем толкованиям христианства, которое делают нехристиане, упорно воздерживаясь изучить то понимание христианства, которое дают сами носители этой традиции" (22).

* - К сожалению сегодня дьякона Кураева обвиняют в ереси ("Русь Православная" N 11, 1998 и другие публикации). Анализ этих статей и его ответов на них не позволяет однозначно сделать подобное заключение. Вместе с тем раздаются и многочисленные претензии к личной нравственной позиции дьякона. Учитывая это, я постарался быть предельно осторожным в использовании его цитат. Отказаться же от них совсем по причине всего вышесказанного я не посчитал целесообразным.

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3: 13). Апостол Павел прямо указывает, что в этот мир мы "призваны в одном теле" (Кол. 3: 15). "Человекам положено однажды умереть, а потом Суд" (Евр. 9: 27). "Одно тело и один дух" (Еф. 4: 4).

Ссылка на "апокриф Иоанна" (23) не есть доказательство истины, ибо апокрифы есть небогодухновенные тексты, а в большинстве своем - и вовсе отвергнутые Христианством по причине их нехристианского происхождения. Чаще всего они приписываются тем или иным ученикам Христа, на самом деле не будучи ими. "Апокриф" же "Иоанна" даже по стилю не совпадает с канонизированными его творениями. Напротив, он обладает весьма характерными для многих оккультных произведений признаками - отсутствием ясности и нестыковкой с Библейскими Откровениями ни Нового, ни Ветхого Заветов.

Рассмотрим теперь сравнение механизмов перевоплощения с механизмом воплощения Христа и с механизмом модели непорочного зачатия. Даже самый поверхностный взгляд показывает существенную разницу в механике этих явлений. Модель непорочного зачатия предполагает замену мужского наследственного материала "волновым геномом". Оккультная модель перевоплощения душ предполагает схему перенесения души на уже слившийся мужской и женский генетический материал. Воплощение же Христа - явление совершенно иного качества, считавшееся до настоящего времени тайной. Впрочем, может быть, Богу было угодно приподнять над ней краешек завесы: "В слиянии двух собственных гамет Девы Марии чуда еще не было - такое слияние в принципе может произойти у всякой женщины. Необычным было то, что образовавшаяся клетка стала развиваться. Но это объясняется тем, что с ней" соединилось Второе Лицо Троицы, "Бог Слово. Он пожелал Самим Собой заменить душу зиготы и исполнил Свое желание. Сильно ли пришлось Ему при этом нарушить законы природы? ... Дом, который Он начал Себе строить, ни у кого не был Им отнят, он все равно остался бы пустующим. Обычная человеческая душа не могла вселиться в нем, так как партеногенеза на уровне человека не происходит... При слиянии двух гамет получается зародыш женского пола. А Иисус был мужчина, значит, при воплощении в зиготу Бог изменил несколько химических связей в одной из гамет, переписав код "икс" на код "игрек". Это была переделка в тысячи раз более "ювелирная", чем работа самого искусного ювелира: вмешательство в имеющиеся структуры было осуществлено почти на атомном уровне" (24).

В практическом оккультизме существует прием "астрального выхода" - как считают оккультисты, вывода из физического тела человека комплекса его тонких тел. На самом деле тут может иметь место один из следующих вариантов. Либо это отделение эфирного тела со связанной с ним душой, либо просто явление кажущееся, происходящее за счет открывания заслонки, отделяющей душу от остального духовного мира. У некоторых людей "выход" бывает самопроизвольным. Эта сверхспособность, также как и ясновидение, обычным, несвятым людям дается только темными силами. Но как бы мы ни толковали происходящий процесс, каждому, практикующему это "упражнение" известно, что вышедшее "тонкое тело" связано с физическим так называемой пуповиной или жгутом. Известно ему также и то, что если этот жгут подвергнется обрыву, последует неминуемая смерть, поскольку вернуться обратно в физическое тело невозможно. Вот ведь странно: существует душа и тело, бывшее секунду назад совершенно здоровым, а воплотиться в него нельзя, и жизни никакой в нем нет. Не странно ли это, господа сторонники перевоплощений?

Одной из причин живучести представлений о перевоплощениях является красивая, но не являющаяся от этого правдивой, теория об устроении и развитии всего живого на земле и в космосе. Согласно этой теории, которую наиболее полно выразил Даниил Андреев (25), Бог создает монады - первичные индивидуальные частички, нечто подобное генетическому материалу, но состоящее из сверхтонкой материи. Обрастая материей более грубых планов, монады со временем начинают воплощаться в тела все более и более сложных существ, в человека и затем уже, по прошествии тысячелетий подобной эволюции, в космических духов. Теория эта живуча еще и потому, что в Христианстве теория об устроении человека малоизвестна, не наглядна, а детально разработана лишь совсем недавно. Причина этого, как видимо уже понял читатель, в том, что христианство предназначено не для удовлетворения любопытства человека, а для его спасения. Поэтому, чтобы осветить, основываясь на Библейских текстах или на работах святых какой-либо специальный вопрос, приходится иногда заниматься серьезным поиском.

Как же происходит рождение живого существа в действительности? Мы знаем, что любая живая материя имеет связанною с собою материю эфирную. Естественно при этом, что слияние мужского и женского генетических материалов сопровождается слиянием и материалов эфирных. Но "тело без духа мертво" (Иак. 2: 26). Поэтому в момент зачатия Господь низводит на все начинающее жить Дух Божий. С этого момента схождение Духа не прерывается никогда. "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее" (Быт. 1: 24). О человеке же сказано иное: "И сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт. 1: 27) "и вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт. 2: 7). Душа человека отличается от души животного наличием развитого разума - мыслящей ее части и высшей ее части - духа. Мыслящая часть души - не есть дух. "Когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода" (1 Кор. 14: 14). Как пишет святой прозорливец Ф.Затворник, "душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта - земного", дух же, "как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой" (26). А вот, что пишет об этом В.Н. Тростников: "Никакого сонма заготовленных для воплощения душ у Бога нет, а есть по одному невещественному образцу <ноумену, логосу или эйдосу - Д. В.> для каждого биологического вида, в том числе и для человека. А когда происходит слияние двух гамет и образуется зигота, с этого образца снимается копия, ... становясь ее душой и, начиная направлять ее развитие по невидимому плану, к которому продолжает иметь доступ. Это предусмотрено самим миропорядком и, однажды, будучи установлено Богом, уже не требует Его специального вмешательства"* (27). Душа и дух человеческий творятся каждый раз при зачатии человека непосредственно Богом. Таким образом, рождение и путь человеческой души не имеют ничего общего с оккультными измышлениями. Будет ли человек жить или умрет, попадет ли в рай или же в ад, - душа его бессмертна и не умрет никогда, т.к. не иссякает и не прерывается источник Духа Божия, поддерживающий в индивидууме жизнь. А будет ли этот поток минимальным и однообразным, как у примитивных животных, как у людей, пребывающих в аду, или максимальным и несущим всевозможные блага, как у стяжавших высоты Царства Божия, - зависит от нас и от нашего устремления к Богу.

* - кстати, именно логос определяет видовую продолжительность жизни человека. Первые люди имели несколько иной логос, чем ныне живущие. Из-за человеческой греховности Бог уменьшил продолжительность жизни человека: "пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6: 3).

ЛитератураНаверх

1. Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Поучения. - М., 1997, с. 145.
2. Блаженный монах Данилий Крыпецкий - "Жизнь вечная", июнь, 1996, с. 3.
3. Житие преп. Василия Нового. Жития святых, 26 марта, цит. по Духовные цветы. Выписки из писаний отцев подвижников о духовной жизни. - М., 1995, с. 251 - 270.
4. Пестов Н. Путь к совершенной радости. - С -Пб., 1996, с. 41.
5. Архимандрит Пантелеимон. Тайны загробного мира. - М., 1996, сс. 74 - 75.
6. "Жизнь вечная" N2, 1994, М.Дмитрук. Тайна живого образа.
7. "Не может быть" N1, 1997, с. 4, М.Дмитрук. Фантом смерти.
8. Диакон А.Кураев. Оккультизм в Православии. - М., 1998, с. 185 и др.
9. Нилус С. Великое в малом. - Новосибирск, 1994, с. 190.
10. Пестов Н. Путь к совершенной радости. - С -Пб., 1996, сс. 116 -117.
11. Пестов Н. Путь к совершенной радости. - С -Пб., 1996, с. 115.
12. Апокрифы древних христиан. - С.-Пб., 1994, с. 21.
13. "Не может быть", N2, 1995, сс. 10 - 11, Дмитрук М. Печать высшего разума.
14. Духовные цветы. Выписки из писаний отцев подвижников о духовной жизни. - М., 1995, сс. 273 - 274.
15. Громаковский А., Байрамукова Х. За гранью видимого. - Вильнюс, 1992, с. 99.
16. Громаковский А., Байрамукова Х. За гранью видимого. - Вильнюс, 1992, с. 100.
17. Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. - М., 1996, сс. 6, 12.
18. Цит. по "Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ.", - М., 1996, сс. 32 - 33.
19. Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. - М., 1996, сс. 49 - 50.
20. Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. - М., 1996, с. 161.
21. Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. - М., 1996, с. 53.
22. Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. - М., 1996, с. 5.
23. Апокрифы древних христиан. - С.-Пб., 1994, с. 10.
24. Тростников В.Н. Понимаем ли мы Евангелие? Опыт осмысления Вечных Истин в свете современного знания. - М., 1997, сс. 11 - 12.
25. Андреев Д. Роза Мира. - М., 1991.
26. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М., 1996, сс. 45, 46.
27. Тростников В.Н. Понимаем ли мы Евангелие? Опыт осмысления Вечных Истин в свете современного знания. - М., 1997, с. 11.

Предыдущая страница    Следующая страница