Православное Действие > Вестник Православного Действия - июль-август 2001 > Самый безобразный человек в мiре. Глеб Павловский о Православии |
Самый
безобразный человек в мiре.
Глеб Павловский о Православии
Роман
Вершилло
Понятно,
что такой человек не может обойтись без
религии. Павловский и саму Церковь, само
Православие понимает как знаковое явление.
Разработки в этой области уже
публиковались им и ранее, например, в
журнале "Пушкин". Вот и совсем недавно
руководитель Фонда эффективной политики
высказался о Православии, которое он
объявил "информационно-консервативной (в
хорошем смысле слова) структурой". Просим
извинения у читателя за длинную выдержку.
"В
последние месяцы развернулась
беспрецедентная кампания давления на
Православие, суть которой - игра на раскол
православных конфессий, представление
Православия как ослабленной и
распадающейся мiровой религии на фоне
победоносно наступающего католичества и
протестантизма. Вот, Папа Римский приезжает
в Украину - это мiровое событие. В этот
момент одновременно в "Московском
комсомольце" и в "Московских новостях"
- в одной газете появляется материал против
Патриарха, в другой - материал против
митрополита Кирилла. Так, чтобы каждая из
групп думала, что это она разместила
материал против другой. Одновременно все
три украинские православные церкви
начинают ссорить между собой, а западные
СМИ подчеркивают, "православие расколото,
католический мiр един".
На
месте сектора олигархических СМИ
складывается новый механизм - "пул
подпевал", в который входят издания
Березовского и ряд региональных изданий,
специализирующихся на "заказухе" под
видом "журналистских расследований",
таких, например, как владимирская газета
"Призыв", интернетские "Грани" или
московская "Жизнь". Из крупных
кампаний, главные сейчас три - на раскол
Православия, на дискредитацию наших
союзников, прежде всего Украины, и на личную
дискредитацию Путина.
Еще
один пример, одновременно с конфликтом из-за
православной семинарии в Кицканах,
искусственно политизированного прессой
Молдовы и уже разрешенного сегодня
каноническим путем, в адрес православных
иерархов были умело вброшены обвинения в
"голубизне". И день в день, параллельно
кампании в молдовской прессе была затеяна
кампания в прессе Владимира и Суздаля, точь-в-точь
с теми же самыми обвинениями! Газета "Призыв",
по мнению владимирской же прессы,
специализирующаяся на заказных
публикациях, развернула кампанию по
дискредитации Российской Православной (Автономной)
Церкви и ее Митрополита Валентина.
Разумеется, единственная задача - приписать
эту кампанию Русской Православной Церкви,
усугубив существующий раскол.
"Группа
журналистских расследований", на
материалы которой ссылается владимирский
"Призыв", оказывается, что забавно, и в
Молдове, и в Приднестровье источником таких
же фальшивок о "голубизне" иерархов
Молдовской митрополии, разумеется,
приписанных в данном случае "приднестровским
источникам". Кстати, были отмечены и
вовремя пресечены попытки выйти с
аналогичной мерзостью на центральные
телеканалы. Причем при ближайшем анализе
было выявлено, что сами "обвинения"
слово в слово переписаны с сайта АПН,
принадлежащего Березовскому.
Все
эти владимиро-суздальско-миланские "расследовательские
гамбургеры - с одной антипутинской фабрики.
Заглянем в прокатолическую "Ла Вангардия":
"...в российском православии, традиционно
поддерживающем тесные отношения с
государством, произошел раскол ... на
Украине три православные церкви, яростно
враждующие друг с другом. Подобная же
ситуация в православной церкви, не имеющей
центральной власти и постоянно
подверженной расколам."
То
есть, они, с одной стороны, провоцируют
углубление раскола, попеременно обвиняя в
нем то одну, то другую церковь, и в то же
время соблазняют православных России и
Украины на вариант некоего цезаропапизма -
восстановление подгосударственной
централизации, который неминуемо привел бы
к окончательному крушению Православия и
открыл бы католичеству свободу рук на
Востоке. И тут же Александр Гордон
посвящает многочасовую передачу -
последнюю перед тут же объявленным уходом
на НТВ - прямому призыву к "расколу
Православия". Но зачем он нужен ему,
заявляющему себя как неверующего? Секрет
скрыт в бюджетах НТВ.
Цель
заключается в том, чтобы лишить независимую
Россию ее реальной культурной и
традиционной составляющей. Если Россия не
православная страна, то она и не
европейская страна, потому что православие,
это и есть то, что нас связывает с Европой.
Поэтому как только Россия начинает
говорить о своей европейской ориентации,
как только Путин заявляет этот приоритет -
мы движемся в Европу - удар наносится по
базе нашей религиозной традиции" [Глеб
Павловский: "Это первый наш год
независимости". Страна.Ru, 20.07.2001].
Итак,
Глеб Павловский выступает защитником
единства Православия и разоблачает
международный заговор против Валентина
Русанцова, упоминаемого в интервью под
именем "Митрополита Российской
Православной (Автономной) Церкви".
Однако
Валентин Русанцов был в свое время лишен
священного сана и Московской Патриархией, и
Русской Православной Зарубежной Церковью,
и в настоящее время он является злостным
расколоучителем. Поэтому в словах Г.
Павловского оказывается несоответствие: он
выступает против раскола Православия,
поддерживая раскол. Это несоответствие
является неслучайным, поскольку служит
своего рода топливом для информационной
системы, которую строит Павловский.
Он
видит в Валентине неотъемлемую часть
России, своего рода "пядь родной земли",
за которую готов побороться с Западом и
Березовским. Ведь, с точки зрения
Павловского, Россия - конгломерат смыслов и
символов. Все знаки - и ложные и истинные -
принадлежат России.
Поэтому
наша родная ложь - столь же дорога каждому
из нас, как и истина. С информационной точки
зрения, расколы, и истинная Церковь вместе с
ними, составляют одно пространство, причем
этому пространству соответствует один знак,
и не более.
Православная
Церковь - одна, вторая, третья - всегда
символизирует собою единство. Таков факт
массового сознания, установленный
социологическими исследованиями. Вот этим
сознанием и оперирует Фонд эффективной
политики.
Но
и далее, по логике Павловского, родная ложь
нам должна быть роднее, чем истина,
поскольку истина принадлежит всем народам
и всем информационным пространствам
безразлично.
Истина
Православия - это подлинно вселенская
истина. И прежде всего потому. что она -
истина, а не ложь, и не продукт технологии
создания символов.
Так
же и наша Церковь - кафолическая, всемiрная и
все-временная. Расколы же, ереси, ложь и
глупость - каждый раз представляют собой
нечто специфическое.
Церковь
- везде и всегда та же самая, а
старообрядческий раскол - он русский и в
Сибири, и в Аргентине.
Таким
образом, российские беды и язвы - для ФЭП -
роднее, сильнее и весомее, чем общая всем
Истина.
Так
происходит потому, что истина есть не
просто знак, но и неотъемлемый от знака
смысл. А раскол и ересь - это только знаки,
они не существуют на самом деле, а
приобретают свое значение от сопоставления
с другими знаками. Ложь и раскол борются
против Церкви и истины - это их единственное
значение. Они способны существовать только
в информационном пространстве, внутри
которого возникает искусственная
гравитация, поле судьбы.
В
лице руководителя ФЭП мы имеем дело с
мифотворцем, который оживает, войдя внутрь
круга, очерченного для камлания. Таким
вхождением в магический круг были
российские выборы 1999-2000 гг.
Уже
при Ельцине было очень заметно, что для него
и его окружения Православие есть нечто
хорошее, полезное, что-то такое, к чему нужно
примкнуть. И в то же время все их дела и
преступления показывали, что они
признавали Православие не за истину, а лишь
за полезную ложь.
Кажется,
мы имеем дело с возвратом марксистского
образа мыслей, когда считалось, что
эксплуататорские классы поддерживали
религию из-за ее способности удерживать
народ в повиновении. Вот и Павловский в
своем интервью, которые мы цитировали,
выражает желание околдовывать Россию - и
чем же! - Православием.
Искусственная
гравитация создается не только в Церкви.
Она была использована в прошлом году для
решения еврейских проблем, когда вместо
главного раввина Шаевича в одночасье был
поставлен хасид Берл Лазар.
То
есть для политической технологии
религиозные проблемы не имеют в себе ничего
специфического. Она все переводит на язык
информационной алгебры, и по единой схеме
решает любые вопросы.
Почему,
скажем, во главе еврейства был поставлен
хасид? А потому, что в общедоступных
энциклопедиях сказано: "Хасидизм - самое
живое и оригинальное течение иудаизма XVIII-XX
веков". И ведь при этом хасидизм имеет с
обычным иудаизмом не больше общего, чем
молоканство с Православием. В политической
технологии это считается несущественным.
Оценивается "живость" символа, его
способность раздражать общественное
сознание. В этом отношении еретик и
раскольник - более "живая" и сильная
фигура, чем церковный иерарх.
Бывший
епископ Валентин - фигура того же значения,
что упомянутый Лазар, и, может быть, нас
ожидают новые перевороты. Достаточно
Владимиру Путину приехать в Суздаль и зайти
в кафедральный собор "Митрополита
Российской Православной (Автономной)
Церкви", и знаки мiроздания переменятся.
Побывал же, по совету тех же
политтехнологов, "православный" Кучма
на папской мессе.
Со
всем тем, руководитель ФЭП приблизился к
истине на опасное для него расстояние. Если
прежние властители умов - Маркс, Ницше,
Бэрроуз - стремились как можно далее
убежать от Христианства, то Павловский
надеется получить энергию от
соприкосновения - но не согласия - с истиной
Христианства.
И
очень понятно почему. Бедна наша Россия,
беден окружающий ее западный мiр, бедна
человечеством наша элита.
ФЭП
- это фокус, в котором преломляется
информационный поток, но энергию он черпает
из душ человеческих. На вере человека в
истину Павловский хочет утвердить свою
ложь.
О
чем-то похожем говорится в Апокалипсисе:
после разрушения царства лжи в нем "найдена
кровь пророков и святых и всех убитых на
земле" (Откр. 18:24).
В
расчет Глеба Павловского вкралась ошибка.
Она очень взрывоопасна, поскольку совсем
рядом с истиной - как бы вплетена в нее.
Да,
действительно, Православие, Православная
Церковь есть знак. Она символична в своем
существе. Но в отличие от знаков
преходящего бытия, Церковь утверждена не на
себе самой, а на Истине, сверхъестественной
и неподвластной человеческому суду и
произволу.
Христианские
знаки есть истина, на ней они основаны. И как
водруженный в центре мiра Крест, Церковь
возвещает Спасение верующим в Истину, но и
Суд отступающим от Нее.
Странной
своей чувствительностью Павловский
ощущает "энергию" этой истины и
надеется использовать ее.
Политтехнолог - современный колдун,
которому дана власть менять знаки: плюс - на
минус, "истинно" - на "ложно", и
наоборот. Эта власть над реальностью
бесконечна, и она бесполезна для человека,
потому что существует вне отношения к
человеческой душе.
Эта
власть есть знак рокового бессилия
человека перед лицом лжи.
Поэтому
для православного человека Глеб Павловский
- тоже своего рода знак: знак того, насколько
обезображен безбожием современный мiр.