Пути продвижения проектов
   Многолетний опыт работы с новыми разработками, в том числе и с проектными предложениями из стран СНГ, позволяет обобщить причины, по которым подавляющее их большинство так и не находит своего воплощения. Но прежде чем приступить к анализу, следует,
в который уже раз, возвратиться к опыту продвижения проектов в СССР и СНГ.
    Начнём с этапа, когда уже проект доведен до стадии промышленных испытаний. Испытания проводились на действующих промышленных предприятиях в соответствии с приказом вышестоящих инстанций (министерств, объединений и т.д.). Как правило, в приказах ответственными за испытание назначались представители тех же промышленных предприятий, на которых эти испытания проводятся. Испытание включалось в планы внедрения новой техники и позволяли материально заинтересовывать производственников, а неудачи списывылись за счет тех же предприятий.
      А теперь представим, что вы планируете провести  те же испытания у частника. Главным условием испытаний, в этом случае, явится гарантия банка на возмещение ущерба в случае неудачи. Даже если в вашем распоряжении есть такие средства, думаю что авторский пыл поостынет при ознакомлении со страховыми суммами. А если производственный цикл осуществляется на импортной установке, находящейся на гарантийном обслуживании поставщика оборудования ( а это нормальный для большинства фирм способ сотрудничества), требуется получить их согласие, чтоб не лишиться гарантийного обслуживания. Теперь можете себе представить, какими глазами смотрит предприниматель на автора проекта, обещающего  умопомрачительные экономии в случае удачи, но отказывающегося раскрыть сущность своего предложения (могут украсть!).
       Где же выход?
       А выход в том, чтоб довести своё предложение до состояния, когда оно становится товаром для торговли, а не голой идеей. Пусть проект не готов для внедрения, но он должен вызывать деловой интерес с целью привлечения инвестиций.
 
          Если вы автор изделия (прибор, материал, компютерная программа и т.п.), не пытайтесь уговорить потенциального потребителя изделия организовать его производство. Даже если ваше предложение заинтересует его, самое большее на что он способен пойти, - это на финансовое соучастие ( 5 - 15%) при плучении не менее 35 - 50% акций. Это великолепный результат! А как правило, он выразит готовность закупать вашу продукцию, если она его устроит. Изготовление, - это ваша проблема.

         Я представляю читателю самому вникнуть в эту ситуацию. Она нестандартна для нас, советских изобетателей и рационализаторов, но она станет естественной и нормальной, если вы поставите себя на место предпринимателя.
         И тем не менее..., ситуация не тупиковая. Вернее, не тупиковая в условиях Израиля, так как социалистические принципы тут ещё не выкорчеваны. В любой другой стране протолкнуть собственную разработку практически нереально, если она, за собственный счет, не доведена до товарной формы. Чем же на общем фоне ваделяется Израиль?
     Прежде всего тем, что Закон о возвращении дает основание государству помогать репатриантам через структуры, обязанные этот Закон поддерживать. Этим структурам ежегодно выделяется финансирование под него. Оказываемая учёным и опытным специалистам помощь заключается в подключении государства к оценке перспективности проекта и к его продвижению. Я не буду рассказывать, сколько времени и средств приходится затратить, чтоб осуществить патентную и маркетинговую проработку. Выполнить качественно эту работу в условиях дефицита средств и ежедневных забот о хлебе насущном, чрезвычайно сложно. Тем более, что положительный результат не гарантирован.
     В Израиле на этом этапе подготовки проекта, если он действительно стоит того, можно получить государственную поддержку. Для оказания помощи репатриантам - разработчикам проектов,  при Министерстве промышленности и торговли создана "Програма Башан", призванная, совместно с центром оказания помощи изобретателям "Мессер", создать условия для продвижения ценных предложений от технической проблемы к бизнесу. Поскольку работают они, главным образом, со специалистами из стран СНГ, общение с ними можно вести на русском языке. Более подробную информацию о программах я планирую в последующем разместить на этом сайте после согласования с их руководством.( Координаты "Программы Башан": P.O.Box 36350 Tel-Aviv, 61362. Tel. (972)-3-6883660, Fax. (972)-3-6883581.  E-mail: appletec@netvision.net.il ).
   Предварительную экспертную оценку проектов и подготовку предложений Башану помогают провести региональные отделения объединений ученых - репатриантов, в том числе и амута "Учёные Юга". Если подтвердится, что проект оригинален и перспективен, автору выделяются деньги на доработку проекта и составления патентной документации.

   Особое внимание следует уделить уникальному израильскому творению, которому присвоено многозначительное название "Технологические теплицы". Такие "Теплицы" развернуты во всех концах Израиля. В их задачу входит найти источник частичного финансирования (до 20%) проекта и получение остальных 80% с Министерства Промышленности и Торговли с целью  создания фирмы для завершения исследовательских работ в течение двухлетнего срока и передаче работ на внедрение. Ничего подобного ни в одной стране мира нет. "Теплицы" оказали неоценимую помощь большой армии изобретателей и обеспечили им путевку в жизнь.

    Рассказав вкратце о программах, предназначенных для продвижения проектов, нельзя не отметить тот факт, что авторы проектов сами, подчас, создают непреодолимые трудности для его продвижения. Речь идет о том, что автор недостаточно хорошо готовит начальные документы. На естественные вопросы: "В чем сущность и новизна предложения?" и "В чем отличие от известных решений проблемы?" членораздельный ответ не дается. Совершенно естественно, что автор опасается "раскрыться", опасаясь потерять власть над проектом. Но это свидетельствует только о том, что о представительской стороне проекта он заботился гораздо хуже, чем о технической. В этом плане мне бы хотелось предложить авторам следующее:
  1. Если ваш проект созрел для представления еще в стране исхода, постарайтесь максимально использовать имеющиеся возможности для доведения его до модельного образца. Кроме того, постарайтесь провести маркетинговые исследования на своем рабочем месте, чтоб иметь представление, как противостоять оппонентам.
  2. Помните, что избежать вышеприведенных вопросов о сущности разработки и ее преимуществах, вам все равно не удастся. Поэтому уделите максимум внимания формулировкам, обеспечивающим, с одной стороны, представление о сущности, но, с другой стороны, не раскрывающих секрет предложения. Это не просто сделать, но именно этому необходимо научиться.
    Помните, что если вам не выпадет редкое "счастье" напороться на вора - профессионала, ворующего все подряд, то вероятность воровства недоработанного предложения достаточно мала, т.к. у солидных людей нет времени и средств раскручивать недоработанный проект. А если проект действительно стоящий, то проще и дешевле вложить в него деньги для доработки самим автором, давно уже ушедшим от нулевой точки и представляющим, в каком направлении нужно двигаться дальше, чем блуждать в технических проблемах, не понимая, как их решать.
   3. Вероятность напороться на вора в государственных структурах, призванных соблюдать секреты предложений, чрезвычайно мала. Во-первых, ими подписывается документ о неразглашении и нарушение этого документа уголовно наказуемо. Во-вторых, при малейших подозрениях о передаче третьему лицу или о разглашении, государственный служащий рискует потерять достаточно неплохие условия и работы, и пенсионного обеспечения. Поэтому, первую проверку проекта я бы советовал начинать с государственных компаний типа "Башан" и "Мессер".
 
                                       Удачи вам!      
 

               [ На главную страницу ]                                      [ На домашнюю страницу]