Взаимоотношение с религией
Для меня, как и для каждого советского человека, навязшие в зубах термины
"империализм", "агрессоры", "эксплуататоры" и подобные им, в первую
очередь, ассоциируются с США и их партнёрами. Термин "Homo sovenicus"
- всегда воспринимался, как оскорбительная кликуха в политеческой борьбе
двух систем. Но сегодня я его оценил сполна. Всю его многозначимость и
ёмкость. Для того, чтобы оценить, насколько полно этот термин соответствует
почти трем поколениям советских людей, недостаточно переехать на постоянное
жительство в одну из стран дальнего зарубежья. Нужно попытаться понять
разницу в мировозрении и сознании людей.
Повторю, что сегодня я могу только поражаться емкости
этого термина.
Пытаясь разобраться в нашем отличии от остального мира,
я пришел к выводу, что все они вытекают из главного - различного отношения
к религии. Подчеркиваю, не от соотношения числа атеистов и верующих, а
именно от отношения к тем и другим.
Мы воспитаны на лозунге: " Религия - это опиум для народа".
Результаты не применули сказаться. В своей семье я знал только одну глубоко
религиозную женщину - это родная сестра моего деда. Сегодня, восстанавливая
свою генеологию я неожиданно обратил внимание, как трепетно отношусь к
каждому воспоминанию о ней. Вспоминаю, как она молилась за брагополучный
исход моих экзаменационных сессий, в то время, как я вспоминал о ней, разве
что когда кончалась стипендия и не на что было утолить непроходящее чувство
голода.
Вопрос о том верить ли в бога или нет для меня не существовал,
как и для всего моего окружения.
Заповеди, заложенные в основу каждой религии, для всех нас также не
более чем слова. "Наш" человек выделяется всегда и везде своей бескомпромисностью,
пренебрежением к постороннему мнению, показушничеством, а подчас, и лицемерием.
Я долго думал над этим и при необходимости готов обосновать каждое вышеприведенное
слово.
Обратите только внимание, с каким рвением сегодня бывшие
партийные боссы и носители атеистических принципов ринулись, в одночасье,
в лоно церкви. Не лицемерие ли это?
Для меня наступило таки в середине 70-х годов время, когда
отношение к религии приобрело определенную важность. Но касалось это не
веры в бога, а полного моего невежества в отношении тех мировых ценностей,
которые были основаны на религиозных сказаниях. Обратите внимание, во
всех советских музеях принято под картинами на библийские и мифологические
темы давать разъяснения. Дело то в том, что рядовому советскому человеку
название этих картин совершено ни о чем не говорит. Утоляя собственное
любопытство я посещал костелы, храмы, синагоги, беседовал с верующими и
священнослужителями. За редким исключением, посетители приходов были пожилые
люди. Впервые прихожан среднего возраста я увидел в Прибалтике, а молодежь
- в Чехословакии. В течении 3-х дней пребывания в Кошице я заглядывал несколько
раз в центральный храм и всегда встречал там молодого студента с чертежными
инструментами, стоявшего на коленях в самом конце зала у входной двери.
Перед отъездом я дождался его выхода и в течении получаса имел с
ним беседу. Мои вопросы ставили его в тупик. Он их не понимал. Он никогда
не задавался вопросом, есть Бог или нет. К моему удивлению оказалось, что
обычно он редко когда посещает храм. Но именно в эти дни его мать должна
была быть прооперована и для него было естественным дважды в день молиться
о брагополучном исходе операции.
В нормальном мире люди живут с Богом в душе. Это не вера
в Бога, в том смысле, как мы это понимаем. Это следование заповедям и вытекающая
из этого норма поведения, традиции, отношение к окружающим, признание
их права иметь собственную точку зрения, собственные принципы. Отступление
от заповедей, - это верный путь к разладу с обществом.
Мысль о навязывании собственных или несогласии с чужими
убеждениями или принципами не может даже в голову никому прийти. Если,
по нашей традиции, начать убеждать кого-то в чем -то, он вас выслушает
, покивает головой в знак признания вашего права на эту позицию и даже
не подумает, что вся ваша тирада предназначалась для его перетягивания
на эту позицию.
Мне очень бы хотелось так выразить свои мысли, чтобы быть
правильно понятым. Я так и слышу от невидимого "советсткого" собеседника
встречный вопрос: " Так ты считаешь, что нужно начать изучать Библию и
обращаться в веру?". Так и хочется крикнуть: " И да, и нет!" Да. Библию
нужно знать, но не ломать себя и обращать к вере. Мы уже не сможем переделать
себя, как наркоман не может освободиться от наркотической зависимости.
Но мы можем попытаться избавиться от кричащей бескомпромиссности и это
позволит взглянуть на мир иначе, увидеть то, что всегда было от нас скрыто.
Надо научиться сомневаться и задавать себе вопросы. Я не датишник ( " дат"
- на иврите "вера") но и не атеист. Я потрясен глубоким смыслом ,
заложенным в рассказ Рея Бредбери " Корабль", об одном из возможных аспектов
веры. Я с удивлением смотрю на экран своего компьютера и понимаю что по
мере того, как он " умнеет", он все равно не имеет перспектив увидеть меня.
Даже в том случае, если станет автономной, самообучающейся системой и смоожет
автономно общаться со своими собратиями. Все чаще меня посещает мысль,
что я и есть подобный самообучающийся и самовоспроизвоодящий компьютер,
которому не дано увидеть и осознать своего создателя. А "верить" или "не
верить", - это зависит только от терминов "знать" или "не знать".
Надеюся, что мне удалось прояснить собственное отношение
к религии в целом, Но к иудаизму, как к религии моего народа, я отношусь
с особым вниманием и пониманием. Насколько помню себя, всегда пытался выражать
солидарность со своими соплеменниками. 29 сентября считал своим долгом
посетить Бабий Яр, даже в годы , когда это было связано с вероятностью
обрести массу неприятностей. В Йом Кипур киевские евреи втречались возде
синагоги, а на Песах в нашем доме всегда была маца. Это тот традиционный
набор, который "демонстрировал" каждый еврей, не стеснявшийся своей национальной
принадлежности. Ничего общего с религиозностью в этом не было. В тех же
принципах я безуспешно пытался воспитать и собственного сына. Мне всегда
казалось, что все мои усилия отскакивали от него, как мяч от стенки. В
подрастковом возрасте он стал многообещающим спортсменом, а в юношеском
уже был составе сборной команды СССР по плаванию. Все кто знаком с советской
спортивной индустрией понимает, что с этого момента он напрочь выпал из
под моего влияния. А дальше институт, армия, аспирантура. Но при каждом
удобном случае, я пытался напомнить ему об еврейском происхождении.
Сообщение о его желании эмигрировать в США для меня оказалось
полной неожиданностью.
Радовало то, что с возрастом он все больше приобщался к нашим национальным
ценностям. Но легко вздохнуть я смог только когда его свадебный обряд
состоялся под хупой. Но однажды, я в течении дня несколько раз безуспешно
пытался дозвониться к нему. Обеспокоенный я продолжал звонить на следующий
день, и на мой недоуменный вопрос, где он пропадал, получил ответ, что
на субботу телефон был отключен. На следующий день в США ушло мое возмущенное
письмо. Через некоторое время я получил магнитофонную кассету, которую
храню по сей день и с текстом которой хотел бы вас ознакомить (с некоторыми
сокращениями).
Воистину, наши дети умнее нас!
Со своей стороны хочу поделиться
с читателем этих строк еще одним наблюдением, сделанным за десятилетний
период прожитый в Израиле. Дурак может читать всё примерно с одинаковым
результатом. Но умный, читая Тору, слишьком часто попадает в зависимость
от нее. Об этом никогда не следует забывать тем, кто просто ради любопытства
желает с ней глубже ознакомиться. Мысленно представляю, что читатель
в этом месте саркастически улыбнулся.
Не спешите. Я и сам был на вашем месте. Но за последние годы изменил
своё отношение к Торе и пишу её имя только с большой буквы, хоть не читал
её в оригинале и не стал религиозным.
Я не знаю, действительно ли она подарена Б-гом Мойсею,
или кем-то написана, но в своем первозданном виде (на иврите) она великолепно
поддаётся математической обработке. На одной из лекций рассказывали, что
в древние времена самаритяне предложили удалить из текста лишние, на их
взгляд, буквы "йуд" и "вав" (в иврите есть слова, которые можно писать
как этими буквами, так и без них ). Но после этого Книга уже не поддавалась
математической обработке.( Подробно о гематрии, как о методе каббалестического
исследования Торы, можно ознакомиться в Web
Site Internet'a ). Лично я с огромным любопытством просматривал труды
математиков, посвященные этому удивительному явлению. А в прошлом
году получил, от доктора Александра Сапожникова
новую книгу, в которой авторами использован совершенно новый метод
исследования - векторная гематрия. Сложнейший математический метод, используемый
авторами в книге поражает своими
возможностями и лишний раз подтверждает неординарность Торы. Я мог
бы еще рассказать о многих загадочных и любопытных наблюдениях в этой области,
но считаю более этичным желающим самим заглянуть в соответствующие сайты,
а любителям математики рекомендую прочитать вышеупомянутую книгу.
[ Главная страница ]
[ Домашняя страница ]