КАК ДЕЛАЮТСЯ САЙТЫ
практическое пособие и полезные советы Хранителя рукописей


Обновленная версия этой страницы находится по адресу:

www.fmoon.da.ru/web.htm

Зачем делаются сайты
Как они делаются
Где они живут
Как стать большим и сильным
Charset или игры фанатиков

- 2 -

Где живут сайты

Как правило, сайты живут на серверах, которых с каждым днем в интернете становится все больше.

Как правило - это потому, что в принципе сайт можно поместить и на домашнем компьютере, включенном в систему BBS, и на компьютере в локальной Intranet-сети - но это уже не имеет отношения к WWW и даже к интернету как таковому.

Серверы бывают провайдерские, платные и бесплатные, которые, в свою очередь, делятся на благотворительные и публичные.

Провайдеры нередко даром предоставляют место под веб-страничку каждому, кто пользуется их услугами по подключению к интернету. Но этого места обычно немного (в пределах одного-двух мегабайт) и кроме, того, на такой сайт, как правило распространяются ограничения, характерные для большинства бесплатных серверов. Например, нельзя запускать свои CGI-скрипты, использовать SSI и помещать на сервере то, что его хозяин считает противозаконным. При нашем туманном законодательстве любой провайдер сам устанавливает законы, и у одних можно запросто выложить на сайте откровенную порнуху, а у других в противозаконную категорию попадают даже самые невинные картинки a la журнал "Cosmopolitan".

Иное дело - платные серверы. Тут уж кто платит деньги - тот и заказывает музыку. Но чтобы все было как надо, придется заплатить не очень маленькую сумму, и такой метод размещения сайтов хорош только для крутых коммерческих проектов. Если вы делаете сайт для фирмы, которая хочет иметь все самое лучшее - то это самый подходящий вариант.

Если же вы делаете сайт для себя - то лучше прогуляться в следующую категорию.

Про благотворительные сервера лучше промолчим. Это узкая категория научных, университетских и тому подобных систем, за которые платит дядюшка Сорос или его коллеги - добрые самаритяне. А мы перейдем сразу к публичным серверам. Богатые буратины именуют их "бомжеотстойниками", но они неправы. На этих серверах сосредоточена, пожалуй, бОльшая часть всего полезного и интересного, что есть в сети (хотя бесполезного и неинтересного там тоже навалом).

Итак, в интернете существует великое множество серверов, которые предоставляют место под сайт совершенно бесплатно. Причем места этого много. От 5 мегабайт на www.chat.ru до 15 - на www.geocities.com, 20 - на www.fortunecity.com. Правда, последний первым делом выдает вам длиннющий список того, что на этом сервере запрещено - причем написан он по-английски и тот, кто не знает этого языка, с трудом может разобраться, до какой степени можно обнажать женщин и пропагандировать насилие в этом самом "Городе Фортуны". Www.chat.ru поступает проще - он во введении пишет, что здесь нельзя заниматься ничем противозаконным, но не поясняет, что он имеет в виду. Мол, читайте законы сами.

Вообще, если вы выкладываете свой сайт на публичный сервер, то надо быть готовым, что он в любой момент может оттуда испариться. На самом деле это случается не так уж часто, но все-таки надо иметь в виду, что почти все эти сервера имеют кучу ограничений либо на содержание, либо на форму или на то и другое сразу. Некоторые удаляют сайт, если он долго не обновляется. Другие строго карают за нарушение правил. Третьим не нравится использование CGI и SSI или слишком большой трафик, который перегружает каналы сервера.

Поэтому надо всегда иметь наготове запасной вариант, а еще лучше - держать на разных серверах зеркала своего сайта. Тогда если сервер упал или сайт с него стерли, можно быстро переориентировать трафик на зеркало.

Впрочем, зеркала используются еще и для ускорения загрузки. Если существует несколько зеркал, то пользователь может выбрать ближайшее - или просто то, с которым у него окажется лучше связь.

Подробный список халявных серверов можно найти здесь. А я остановлюсь только на тех, о которых знаю не понаслышке.

Www.halyava.ru - хороший выбор для тех, у кого нет полноценного интернета и доступна только почта. Регистрация и загрузка файлов происходит через E-mail. Впрочем, кажется, сейчас у них на сервере происходят какие-то перемены, и, возможно, появятся более передовые методы работы. А также станет больше места. Когда я был там последний раз, они давали всего 1 мегабайт, а это по нынешним временам несерьезно.

Еще Халява.Ру требует обязательного размещения на всех страницах своего большого баннера, причем в строго определенном месте - наверху.

Www.chat.ru - очень удобный сервер, в том числе для наичнающих. Допускает подгрузку через FTP и HTTP. Последний метод профессионалы недолюбливают, но для любителей он наиболее удобен. Файл с диска загружается в сеть прямо из браузера, без всяких дополнительных программ, одним нажатием кнопки.

Однако по сравнению с www.geocities.com метод ChatRu не назовешь передовым. На GeoCities за один раз можно подгружать до 20 файлов, тогда как на ChatRu - только один. Правда, есть тут вариант Unzip & Upload - когда сервер подгружает сразу целый архив с любым количеством файлов и разворачивает его уже у себя. Но в этом случае в полную силу проявляется еще одна особенность ChatRu, характерная, впрочем, для многих российских серверов.

ChatRu требует, чтобы на его сервере все файлы лежали в единой кодировке koi-8r и вдобавок рекомендует, чтобы в них не было метатега charset. Об этой проблеме подробно рассказано ниже, а суть дела в том, что сервер перекодирует все подгружаемые файлы в эту самую koi-8. Вернее, все, кроме тех, которые помечены как binary data (рисунки, архивы, программы и т.п.).

При подгрузке через Unzip & Upload файлы не перекодируются - но лежать на сервере они все равно должны в koi-8, иначе на выходе (в браузере пользователя) вместо русского текста будет открываться бессмысленная абракадабра. Поэтому все эти файлы необходимо заранее перевести в koi-8 и только потом упаковывать в архив.

При более медленной подгрузке файов поодиночке все проще. Надо просто указать, в каком формате представлен исходный файл - и сервер сам перекодирует его из этого формата в koi-8r.

Всех этих заморочек нету у www.geocities.com. Я точно не знаю, но кажется, этот сервер работает под Windows NT - и в этом случае нет проблем не только с кодировками, но и с именами файлов. Ведь для Windows (в отличие от UNIX) совершенно все равно, какими буквами написано имя файла - большими или маленькими.

Но если так, то в файлах, которые предназначаются для GeoCities нужно указывать charset - иначе русский текст не будет читаться ни в одной операционной системе кроме Windows. Впрочем, большой проблемы тут нет, так как тот же FrontPage расставляет charset'ы автоматически. Гораздо большая морока - вручную вычищать их для unix-серверов.

Еще у GeoCities, как уже сказано, 15 мегабайт свободного места только под сайт, тогда как у ChatRu - всего 5 под сайт и почтовый ящик.

Но у каждого свои недостатки, и у GeoCities они тоже есть. Во-первых, это англоязычный интерфейс. Разобраться, конечно, не очень трудно, но массового пользователя это может отпугнуть.

Во-вторых, это реклама, которая всплывает при открытии любой страницы на GeoCities. Впрочем, она не так навязчива, как на Халяве.Ру - маленькое отдельное окошечко, которое в любой момент можно закрыть.

Гораздо хуже другое. Физически сервер находится в Америке. С одной стороны это хорошо - на него не распространяются причуды нашего законодательства. Но с другой стороны - скорость соединения невысока. Пока дождешься отклика, пока страница доползет до тебя через лабиринты трансатлантических каналов - на медленном модеме замучаешься ждать.

Поэтому лучше всего нивелировать недостатки разных серверов путем взаимодополнения. Например, положить одно зеркало на российском сервере, а другое - на американском.

Как стать большим и сильным

В жизни, чтобы стать большим и сильным, надо каждый день заниматься зарядкой. В сети, чтобы стать большим и сильным, надо каждый день заниматься своим сайтом.

Можно, конечно, и не каждый день, однако не следует забывать, что частота обновления - один из важнейших факторов, без которых сайт вряд ли сможет завоевать популярность.

Однако это не первое,о чем нужно заботиться начинающему сайтостроителю. Ведь сколько сайт не обновляй - а если о нем никто не знает, то на него никто и не зайдет.

Поэтому прежде всего нужно прописаться во всех доступных списках, каталогах и рейтингах. И, обнаружив вдруг какой-нибудь новый или незнакомый список, каталог или рейтинг, не жалеть времени, чтобы прописаться и в нем.

Чтобы не мучаться с каждым каталогом и каждой поисковой системой в отдельности, можно воспользоваться бесплатными службами, которые добавят адрес и описание вашего сайта сразу в несколько списков. Для русскоязычного Интернета можно порекомендовать http://www.design.ru/free/addurl, а для англоязычных систем - такие, как http://www.surfgopher.com/index-it.htm, http://www.submit-it.com, http://www.register-it.com.

Однако так можно добавлять свой сайт только в статические списки (каталоги и поисковики). С рейтингами дело сложнее. Чтобы они могли отслеживать посещаемость вашего сайта, вам придется вставить в свою страницу определенный код - для каждого рейтинга свой. Обычно это счетчик посещений, но можно обойтись и простым логотипом. Считается, что одного счетчика на странице (а то и на сайте) достаточно, но с этим согласны не все. Я, например, не согласен. Прежде всего, счетчик на каждой странице помогает мне определить, какие из моих страниц более популярны, а какие непопулярны совсем. Популярные я развиваю в первую очередь, а непопулярные откладываю в долгий ящик.

Что касается двух и более счетчиков на одной странице, то иногда бывает просто интересно сравнивать, как они считают посещения. И теперь я, например, знаю, что самый популярный на Руси рейтинг www.rambler.ru жадничает: даже если кто-то за день зайдет с одного компьютера на одну и ту же страницу десять раз, Rambler посчитает его только однажды. Кроме того, он не учитывает заходы на сайт из своего собственного каталога.

А вот счетчик от www.list.ru, наоборот, весьма щедр. Он считает не только уникальных посетителей, но и каждый визит, причем на счетчике эти показатели указываются отдельно, а в самой рейтинговой таблице на http://top.list.ru можно выбрать, по какому принципу будут распределяться места - по числу уникальных посетителей или по числу визитов (которое почти всегда больше).

Более того, ListRu позволяет размещать один и тот же счетчик на нескольких страницах сайта - хоть на всех. А это, естественно, повышает суммаруню цифру на счетчике и поднимает сайт в рейтинге.

Рейтинги выгоднее статичных списков, поскольку любой сайт располагается в них не по случайному принципу (по тематике, по алфавиту, по времени поступления и т.п.), а в зависимости от уровня популярности. И если сайт интересен, то он будет подниматься в рейтинге и привлекать больше внимания.

Тут надо учесть принцип роста популярности сайтов, открытый (или популяризированный) веб-мастером "Компьютерры" Шипиловым. Этот принцип гласит, что на первых порах посещаемость любого сколько-нибудь интересного сайта быстро растет, но довольно скоро, когда все, кому этот сайт действительно интересен, на него уже сходят и занесут его URL в закладки, чтобы заглядывать туда время от времени, посещаемость начинает падать и в конце концов стабилизируется в некоем средневзвешенном состоянии. Последний факт означает, что вокруг сайта образовался круг постоянных посетителей, которые делают погоду в статистике его посещаемости, тогда как случайные посетители заглядывают на этот сайт лишь время от времени.

В том, что все происходит именно так, я убедился на примере "Звездной Радуги". Когда в марте 1998 года я включил ее в "Альтависту" и Rambler, посещаемость с нуля подскочила до трех-четырех человек в день. Когда осенью того же года я провел большое обновление сайта и широкую рекламную кампанию с занесением "Звездной Радуги" во все списки, которые тогда попались на глаза, посещаемость к декабрю подскочила до 40 человек в день. Но уже в январе 1999 она упала до двадцати, к марту - до десяти, а к лету - до пяти и ниже. Некоторые дополнительные меры вроде использования упомянутых выше машин, добавляющих сайт во многие списки, помогли немного повысить посещаемоть и с тех пор она держится на стабильном уровне уже несколько месяцев.

И вот именно в период быстрого роста участие в рейтингах очень выгодно. Ведь если ваш сайт в этот период поднимется в рейтинге достаточно высоко, то это еще более повысит его популярность, и рост посещаемости пойдет по экспоненте. И чем выше сайт окажется на пике популярности, тем менее глубоким будет падение и тем выше будет находиться точка стабилизации.

Андрей Шипилов считает, что точка стабилизации наступает тогда, когда все, кому сайт интересен, о нем уже знают. Но это не совсем так. Скорее можно сказать, что о нем знают все, кто пользуется теми же источниками "навигационной информации", что и вы. Конечно, той же "Альтавистой" или Яndex'ом пользуются практически все, но чем больше в каталоге ресурсов, тем меньше вероятность, что некий случайный посетитель набредет именно на ваш. Очень может быть, что многие тысячи сетян ничего не знают про ваш сайт просто потому, что ссылка на него ни разу не попалась им на глаза. В мою гостевую книгу, например, то и дело падают сообщения о сайтах, которые мне очень интересны, но о которых я никогда раньше не знал, хотя существуют они достаточно долго.

Отсюда вывод - не следует пренебрегать любой возможностью заявить о себе и сообщить о своем сайте тем, кто о нем еще не знает.

Есть несколько способов сделать это. Первый - это баннерный обмен. Сходите на www.linkexchange.ru и www.promote.ru, зарегистрируйтесь там, включите их код в свой сайт, укажите URL своего собственного баннера (который сначала надо нарисовать) - и ждите результатов. Сколько раз баннер обменной сети откроется на вашей странице (то есть, сколько у вас будет посетителей) - столько раз ваш баннер откроется на других сайтах. Если вы повесите баннер обменной сети на многих своих страницах, ваш баннер будет открываться чаще. И примерно один-два человека из ста, которые увидят ваш баннер, щелкнут по нему и попадут на ваш сайт.

Пессимист Шпипилов советует не верить рекламным заверениям владельцев баннерных сетей, будто посещаемость вашей страницы в результате такого обмена будет ежедневно расти на 1-2 процента и через месяц вырастет вдвое, а через год - в четыре тысячи раз. Он считает, что посещаемость вырастет единовременно на 1-2% и все. Не буду вдаваться в подробности - найдите на www.computerra.ru номера 286 и 301 и почитайте сами ("Баннерный обман" и "Деньги в паутине"). Однако есть мнение, что истина лежит где-то посередине.

Скорее всего, отдача от баннерного обмена будет не так высока, как обещают владельцы сетей, но все-таки будет.

Далее - никогда не следует упускать случая обменяться линками с кем-нибудь непосредственно. Многие в сети имеют коллекцию любимых ссылок. Заведите и вы такую же на своем сайте и заносите туда ссылки на все сайты, где даны ссылки на вас. Или даже так: сначала поместите у себя ссылку на какой-нибудь сайт, а потом напишите его владельцу письмо: мол, у меня есть ссылка на вас, не могли бы и вы поставить ссылку на меня.

Обычно рекомендуется обмениваться ссылками только с теми сайтами, которые посещаются чаще, чем ваш. Но это вряд ли разумно. Во-первых, от вас не убудет, а на менее посещаемый сайт может вдруг забрести человек, который никогда не слышал о вашем сайте - и щелкнуть именно по вашему линку. А кроме того, хозяева малопосещаемых сайтов охотнее идут на обмен линками.

Иногда бывает важно поймать за хвост удачу. Однажды я поместил у себя ссылку на проект "Новости русских эротических сайтов" и его создатель, который тогда только начинал раскрутку, в качестве ответного шага повесил у себя мой баннер. Проект НРЭС развивался бурно и буквально через несколько недель его посещаемость уже достигла тысячи человек в день. И тот факт, что в тот же самый период посещаемость "Звездной Радуги" возросла до сорока человек в день, я во многом связываю именно с этим одним-единственным удачным обменом. Особенно если учесть, что когда мой баннер через несколько месяцев исчез со страниц НРЭС, посещаемость "Звездной Радуги" сразу упала на несколько пунктов.

Кстати, если у вас эротический сайт, то очень рекомендую сообщить о нем в эти самые "Новости" и потом регулярно сообщать обо всех обновлениях и изменениях. Это здорово поднимает трафик. А если у вас сайт другой направленности, то можно найти другой сайт новостей - специально по этой теме или общего характера. Таких сайтов в сети много.

А еще в интернете существуют обзоры. И нет ничего зазорного в том, чтобы сообщить тому или иному обозревателю: дескать, у меня открылся (обновился, изменился) сайт - не зайдете ли посмотреть? Ко мне как-то зашел сам Артемий Лебедев и хотя это было год назад, я до сих пор горжусь его похвалой в адрес моих стихов.

Еще для популяризации своего сайта можно рекламировать его по электронной почте, в гостевых книгах, телеконференциях и чатах. Последнее, правда, малоэффективно, если вы, конечно, не найдете какой-нибудь серьезный чат. В большинстве из них болтают круглые сутки просто ни о чем.

Реклама в телеконференциях, говорят, эффективна, но я не пробовал. Еще говорят, что этим лучше не злоупотреблять, а то на вас могут обидеться.

Еще опаснее целенаправленно рекламировать свою страницу по e-mail'у, особенно если рассылать откровенно рекламные письма сразу большому числу людей. Это могут расценить как спам, то есть не прошенную рекламу - а спам сетяне вбольшинстве своем ненавидят лютой ненавистью.

Но в том, чтобы присовокупить к содержательному письму адрес своего сайта - как часть подписи, например, - ничего зазорного нет.

Как нет ничего зазорного в том, чтобы указывать этот адрес, делая запись в чужих гостевых книгах. Некоторые гостевые книги - например от www.guestbook.ru предоставляют такую возможность автоматически.

Но только помните: хозяева сайтов обычно создают гостевые книги, чтобы посетители в этих книгах хвалили данный сайт, а не рекламировали свой собственный. Поэтому, чтобы не обижать хозяина, сначала похвалите его, а уже потом - себя.

Ну а теперь вернемся к тому, с чего начали. К обновлению. Дело в том, что все перечисленные способы дают серьезный эффект только в том случае, если сайт регулярно обновляется. Именно в этом случае постоянные посетители заходят на него достаточно часто, а случайные гости начинают время от времени возвращаться к вам и превращаются в постоянных посетителей. Именно в этом случае банерный обмен, линки с чужих страниц, упоминания адреса в письмах и гостевых книгах - все это служит настоящей раскрутке сайта. Ведь каждая новая страничка на вашем сайте может быть подана как нечто совершенно новое и небывалое и пережить на этой волне свой собственный быстрый подъем, привлечь новых людей и помочь всему сайту заработать более высокую посещаемость.

Charset или игры фанатиков

Как справиться с проблемой

История с русскими кодировками - это великий памятник чисто российского маразма. Останавливаться на ней подробно не имеет смысла. Суть проблемы в том, что всего этих кодировок насчитывается не меньше четырех штук, не считая древних и неиспользуемых.

Казалось бы, чего проще - надо взять и выбрать какую-нибудь одну. А в качестве критерия применить, например, частоту использования. Прикинуть, сколько народу применяет Windows, сколько - DOS и сколько - UNIX, и сделать выводы.

Выводы, разумеется, будут в пользу Windows. Даже в Штатах виндами пользуется 90% всех компьютерщиков, а в России, наверное, все 99%.

Но тут на сцену выступают фанатики, пылающие жгучей пролетарской ненавистью к фирме Microsoft и Биллу Гейтсу лично. Пользуясь тем, что большинство серверов в Сети до последнего времени использовало UNIX, они решительно требуют, чтобы все пользователи тоже применяли UNIX - если не саму операционную систему, то как минимум кодировку русских букв - koi-8r.

Windows, конечно, мастдай - но ведь UNIX еще хуже. А Apple - лучше, но дороже раза в три.

Ну да ладно, чем бы дитя не тешилось - лишь бы не плакало. Чтобы решить проблему кодировок, придуман метатег charset. Он записывается в заголовке HTML-файла и выглядит это примерно так:

<head>
<meta http-equiv="Content-Type"
content="text/html;
charset=windows-1251">
<meta name="GENERATOR" content="Microsoft FrontPage 2.0">
<title>Сайтостроительство</title>
</head>

Все очень удобно. Документ лежит на сервере в том виде, в каком автор его сделал, а инструкция браузеру - в какой кодировке его читать - записана внутри самого документа.

Однако не в силах примириться с тем, что страницы в формате Windows будут в первозданном виде лежать в Сети, виндоненавистники объявили charset'y войну.

Дело в том, что существует другой метод перкодировки файлов. Он возник еще в те времена, когда браузеры не понимали charset'ов, и заключается в том, что файлы кладутся на сервер в единой кодировке koi-8. Почитайте инструкцию Chat.Ru по загрузке страниц - и поймете, о чем я говорю.

А когда браузер запрашивает файл, он сообщает серверу, в какой кодировке он работает. И сервер сам перекодирует файл в соответствии с запросом.

Таким образом в варианте с charset'ом перекодировку выполняет браузер, а в варианте без charset'a - сервер.

Эти варианты были бы равноценны, если бы:

а) кодировка koi-8r не была ущербной

б) кодировка koi-8r использовалась большинством конечных пользователей

Но koi-8r ущербна, что бы там ни говорили юниксоиды. В ней теряется буква "Ёё" (поскольку этот файл лежит на Chat.Ru, здесь она тоже потеряется, но понимающие поймут - это та самая буква, которая есть в букварях, но нет в газетах), длинное тире, фигурные кавычки и т.п.

Конечные пользователи, использующие koi-8, составляют доли процента от общего числа сетян. "Яблочники" в России тоже составляют доли процента. Таким образом, если файл лежит в Сети в формате Windows, то в 99% случаев никакая перекодировка ему вообще не нужна, потому что читать его тоже будут под Windows.

А если файл с charset'oм попадает в браузер, который использует другую кодировку, то тоже нет никакой беды - если, конечно, он перед этим не перекодирован сервером. Бразуер заглянет в charset и мгновенно разберется, как это читать.

А сервер вообще не должен совать свой нос в чужие тексты. Не его это дело. И неправда, что сервер Apache, который так любят наши провайдеры, не может жить без принудительной перекодировки. Все зависит от настроек. У Atlant'a, где лежит "Звездная Радуга", стоит тот же самый Apache, но мои файлы спокойно обитают там в формате Windows.

Ну а теперь пара советов - как справиться с проблемой charset'a, если сервер все-таки занимается принудительной перекодировкой.

Сама проблема состоит в том, что если сервер принудительно перекодирует файл с charset'ом, а потом перекодирует еще раз по запросу браузера - то когда браузер перекодирует его еще раз в соответствии с charset'ом, на экране окажется нечитаемая абракадабра.

Решить эту проблему можно несколькими способами.

1) Первый из них - просто не замечать ее. Дело в том, что Windows-браузер, получив файл с метатегом charset=windows-1251, просто не станет его больше никуда перекодировать. И 99% пользователей - те, кто работает под Windows - увидят такую страницу (да хотя бы вот эту, которую вы сейчас читаете) совершенно нормально.

2) Но если вы дорожите каждым посетителем, то ничего не остается, как убирать charset. В этом случае, скорее всего, придется отказаться от использования FrontPage, который ставит charset'ы автоматически при каждом сохранении - а удалять их приходится вручную.

3) Третий способ более изящен. До появления charset'ов он был более актуален, но, как видно, не потеряет своей актуальности еще долго, так как война между виндолюбами и виндоненавистниками закончится, похоже, нескоро. Дело в том, что на веб-странице можно разместить кнопочки - переключатели кодировок. На www.chat.ru предлагаются готовые кнопочки, и я, наверное, попробую повесить их тут, когда будет время - чтобы враги Windows тоже могли читать этот сайт.

Тут главное не ошибиться и заранее узнать, как ведет себя сервер по отношению к кодировкам. Если он не занимается принудительной перекодировкой, то желательно иметь charset, а если занимается - то лучше charset'a не иметь.

А если не хотите заморачиваться - смело ставьте charset=windows-1251. Виндолюбы вашу страницу прочтут, а остальные сами виноваты.


Звездная Радуга | Бесконечное интервью | Стихи Капитана Миражей | Рассказы | История Миров
История Земли | Хронограф | НИИЧАВО | Язык Эдо | Чужая Земля | Все, что тебе нужно
Как делаются сайты | Избранное | Зеркало Луны

Генеральный счетчик:

TopList