eyeslogo.gif (18923 bytes)
brd_upper.gif (514 bytes) Работа с цветом
  brd_vert.gif (75 bytes)

    Сегодня цветная печать уже далеко не диковинка и многие художники и дизайнеры имеют свое собственное оборудование для цветной печати. В большинстве случаев это лазерные или струйные принтеры. Однако, факт наличия оборудования не означает, что все художники и дизайнеры знают как оно работает и, соответственно, умеют грамотно выводить на печать. Во время моей работы в центре цветной печати я сам нередко сталкивался с подобными проблемами. Почему когда, казалось бы, на экране все выглядит отлично, мы получаем неприемлемые распечатки. Часто люди, имея оборудование высочайшего класса, не могут правильно вывести элементарные отпечатки. Все это происходит из-за незнания методов печати и элементарных основ работы с цветами. Многие современные дизайнеры пренебрегают изучением таких основ, в результате чего заказчику часто приходится бегать между ними и полиграфией в попытках вывести что-либо стоящее. Художникам же, я имею в виду тех людей, которые имеют художественное образование, дают достаточные сведения о цвете, однако, перейдя на компьютер многие, игнорируют свой опыт и делают все сикось-накось. И правда, за чем что-либо менять, когда на экране все выглядит просто потрясающе!?
    Итак, как же получить на бумаге почти то же, что на экране? Обратите внимание, я говорю "почти", т.к. получать распечатки совпадающие с тем, что у вас на экранах практически не возможно в настоящих условиях! Для этого люди затрачивают огромное количество сил и времени на настройку и калибровку всего оборудования. И никакие "color profile"ы вам тут не помогут!!! Они, конечно же, введут свои поправки, однако это лишь малая часть того, что можно сделать для получения высококачественных отпечатков. Все это - тема для отдельной статьи и я не собираюсь описывать все в кратце так, что поймут только профи. Давайте остановимся на цвете и рассмотрим как правильно выбрать цветовую модель для своих ХУДОжеств ^_~. Для начала необходимо определиться - что же такое цвет? Задумайтесь на минутку и прежде чем читать дальше попробуйте сформулировать свое определение. Для того, чтобы понять, что такое цвет необходимо лишь немного задуматься - мы видем на свету и не видим в темноте:.значит свет влияет на цвет:.в то же время, почему зеленый предмет именно зеленый, а красный именно красный? На самом то деле зеленые предметы и не зеленые вовсе(а может и зеленые кто знает?)!!! Просто наш мозг, а точнее рецепторы глаза воспринимают их зелеными. А происходит это в следствие того, что предмет отражает определенные волы света и наши рецепторы реагируют именно на них. Таким образом, цвет - это не что иное, как совокупность электромагнитных волн(естественно из видимого спектра), отраженных объектом. Из выше приведенного внимательный читатель сможет сделать следующий вывод: Цвет не везде одинаков! Почему отпечаток был такой яркий после печати и стал такой тусклый в кабинете начальства? Просто после печати вы рассматривали отпечаток в комнате с правильным освещением (за которым обычно следят в порядочных конторах), а в кабинете начальника светила только настольная лампочка. Естественно спектр излучения солнца, лампы дневного света и обычного настольного маячка сильно различается, соответственно различается и отражение производимое предметами, а точнее красителем на бумаге! Вот почему в студии всегда необходимо следить за освещением! Стандартом является серый цвет стен (говорят, что-то около 50% gray), при этом на экран монитора не должен попадать прямой солнечный свет (ну и, естественно, он не должен слепить оператора ^_^)! К сожалению, у нас этим правилом практически никто не пользуется:обидно.
    Но вернемся к истокам, т.е. к цвету: Как же работать с цветом для получения качественной распечатки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать методы печати, т.к. порой от них зависит как нужно готовить файл. Однако, не будем вдаваться в подробности и рассмотрим наиболее общий вариант.
rgb.gif (1926 bytes)    Как образуется цвет на экране монитора (или того же телевизора)? Многие наверняка слышали про ЭЛТ ( электронно лучевая трубка): обычно, для получения цветного изображения имеется 3 пушки - R,G и B соответственно. Буквы RGB обозначают сочетание цветов : R- Red(красный), G-Green(зеленый) и B - Blue(синий). Используя сочетания этих цветов можно достичь отображения любого цвета на экране. Для отображения цветов в такой палитре существует цветовая модель - RGB. Цвета в ней образуются аддитивным методом.Например, чтобы получить желтый, необходимо смешать Красный и Зеленый. Для получения белого нужны все три цвета, а для черного - не нужны цвета вообще. Внимание, за последней строчкой скрывается одна из самых распространенных и самых ламерских ошибок! Данная цветовая модель подходит только для отображения макетов на мониторах. Сами подумайте, если вы смешаете все три краски, разве вы получите на бумаге белый цвет. К великой радости большинства ламеров современное программное обеспечение само преобразует картинку в нужную палитру, однако, оно все еще не совершенно и не всегда выдает ожидаемый результат. В частности это касается большинства струйных и лазерных принтеров, которые беспроблемно переводят белый цвет, а вот с черным:. С ним нередко случаются всякие пакости. Так, например, при переводе в цветовую модель CMYK(о ней позже), 0,0,0 (RGB) преобразуется в 100,100,100,100 (CMYK). На экране все будет выглядеть нормально сколько не смотрите!!! Соответственно, получаем на бумаге вместо черного серо-буро-малиновый с оттенком чего-то несвежего, а некоторые принтеры еще и придется чистить после такого надругательства!!! Таким образом, прежде чем делать что-либо задумайтесь, а зачем это вам? И как вы планируете это использовать и, соответственно, выбирайте цветовую модель.
cmyk.gif (1743 bytes)    Теперь о CMYK. Как только первобытный человек закончил рисовать цветными мелками своего первого мамонтозавра он понял, что стандартные принципы создания цвета в ЭЛТ не подходят для работы с красителями. И тогда он изобрел CMYK( Cyan Magenta Yellow Kuro {а не blacK} Голубой Пурпурный Желтый Черный)! Данная модель работает по субстрактивному методу, т.е. цвета получаются вычитанием. Таким образом для получения белого не используется краситель - т.е. мы имеет белый цвет бумаги. Для черного имеется специальный краситель, а остальные цвета образуются комбинацией трех красителей. В настоящий момент большинство оборудования работает именно с этой цветовой моделью. Несмотря на то, что на экране картинки представленные в этой цветовой модели не всегда выглядят ярко и красочно, на печать они выводятся практически без потери цвета. Именно эту цветовую модель я рекомендую использовать в большинстве случаев.
    Нельзя не упомянуть и о PANTONE. Наверняка вы слышали это слово, хотя подавляющее большинство не знает что это такое. Так вот PANTONE - это стандарт цвета, что-то вроде торговой марки. Цвета PANTONE обычно передаются специальными красителями опять таки PANTONE, тем не менее, существуют каталоги PANTONE цветов, в которых вы без труда найдете их близкие CMYK эквиваленты. Используются такие красители в основном для отображения корпоративных цветов (т.е. зарегистрированных цветов являющихся чем-то вроде логотипа компании). Например, кока-кольный красный цвет имеет свой PANTONE.
    Вот, пожалуй, и вся информация, необходимая для того, чтобы перестать мучить заказчиков и начать грамотно работать с цветом. Однако, для того чтобы достичь совершенства вам еще придется много читать и изучать методы печати.

 

brd_vert.gif (75 bytes)

С удовольствием приму все  коментарии и исправления e-mail: chimuru@mail.ru