Алфавитный указатель

Инструменты

Редакторы

Броузеры

Редакторы

Программы для создания 3D объектов и миров

Здесь Вы найдете старенький обзор некоторых подобных программ. А здесь лежит свежий сравнительный обзор Cosmo Worlds v2.0, V-Realm Builder v2.1 и Internet Space Builder v3.0/Internet Scene Assember v1.0. (Автор - Alexander A. Sookolenoff aka Reagent). От себя могу добавить, что лично я работал с Cosmo Worlds 2.0, Internet Space Builder 3 и RenderSoft VRML Editor 1.72. Сильно рекомендую Cosmo Worlds 2.0 (жаль, что силиконцы продали это отделение Platinum :(, а там разработка увязла). Есть полнофункциональная ограниченная по времени демка, которую я долго тащил с sgi.com. Подробнее смотрите в разделе Download.
Я не касаюсь программ типа 3DS, которые хотя и могут экспортировать в VRML код, все-таки специально на эти цели не ориентированы, посему создают ОЧЕНЬ НЕоптимальный код (см пример в разделе Extrusion). Советую такие программы при создании миров не использовать вообще!
Если Вы работали с другими VRML редакторами (VRCreator,V-Realm Builder,3D Webmaster и др.) и хотите поделиться впечатлениями, мыльте, я выложу Вашу информацию.
Кроме того, есть целый класс программ, которые предназначены для визуализации структуры кристаллов, которые тоже могут экспортировать в VRML. Если Вам понадобились симметричные многогранники - то, что нужно. Подробнее смотри в разделе про IndexedFaceSet

Программы для проверки и оптимизации VRML кода

Существуют программы, которые проверяют готовый код на соответствие VRML спецификации, а также на совпадение значений параметров с принятыми в спецификации по умолчанию (удаление такого излишнего текста позволяет сильно сократить объем файла!) Можете забрать две программки vorlon и shadows (vorlon более солидная вещица).
В этом же классе есть и свои "тяжеловесы" - профессиональные программы со множеством разнообразных возможностей. Можете посмотреть в сети chisel (www.trapezium.com), и flamingo (www.novafex.com). Обе программы - это нечто!

Программы для создания текстур

Более универсально - научиться или, если Вы уже умеете, продолжать работать с Photoshop'ом. Уж по этому продукту в русской сети великое множество документов, конференций и т.д.
Но есть и более специализированные вещицы, такие как Infinity textures

Программы для создания звука

Звук пока плохо прижился в интернете в целом, и в создании виртуальной реальности, в частности. Спецификацией VRML97 броузерам строго предписано поддерживать формат WAV и рекомендовано поддерживать MIDI. У меня не возникало потребности специально для создания миров записывать и редактировать звуковые файлы. Если задумать что-нибудь прилично-качественно-звучащее, то получится очень большого размера, что не есть хорошо. Так что это отпадает, а простенькие звуки типа скрипа, звона и т.д. всегда можно найти в сети.
Но если у Вас другое мнение/опыт, мыльте - обсудим.

Броузеры

Броузеров для VRML файлов есть довольно много (больше, чем редакторов).Я остановлюсь на четырех, поддерживающих VRML97 (Microsoft VRML 2.0 Viewer, Cosmoplayer, GLView, Cortona), хотя если Вы собираетесь часто просматривать файлы VRML1.0, то можно еще посоветовать Chaco VRScout (очень быстрый!) и VRWeb.
Так вот, впечатление от работы с броузерами довольно смешанное, у каждого есть плюсы и минусы. Самый быстрый - Cosmoplayer (хотя некоторые склоняются к Cortona. Может быть, я ведь статистику по fps не вел. Если интересно, подробнее смотри здесь, да и в comp.lang.vrml периодически этот вопрос поднимают).
Здесь таблица, в которой я постепенно накапливаю свои недовольства разными броузерами. Желающих опровергнуть милости прошу в мыло.
- проблемы с AGP(?)
 

Недостатки или то, что мне кажется неудачным

Cosmoplayer 2.1 - неверное отображение некоторых сложных объектов, созданных с помощью Extrusion
Cortona (ver. 2.0 release 20) - VRML сцена, загруженная из другой VRML сцены (например с помощью anchor'а) не рассматривается, как новый документ, поэтому к предыдущей сцене Вы не вернетесь кнопкой "Back"
MS VRML2.0 Viewer (ver. 1.0) куча недостатков, все сюда не влезут... :(
- проблемы при отображении PointSet
- не учитывает размеры аватара из NavigationInfo
- не поддерживает обращение к viewpoint'ам через #имя_viewpoint
- вылетает на файлах с интерполяторами, созданными в CosmoWorlds
GLView - не распознает значение "ru" поля language узла FontStyle

Если Вы только просматриваете VRML файлы, то лучше не ставить MS VRML Viewer, но а если Вы их и создаете, то наоборот старайтесь протестировать в нем свои файлы, как он их исковеркает.
Но в принципе, любой из броузеров сойдет до тех пор, пока у Вас не возникнет проблем. Естественно, если Вы работаете с CosmoWorlds, лучше пользоваться Cosmoplayer'ом, т.к. это продукты одной компании, так что совместимость полная автоматически. Ребята в Parallel Graphics (авторы целой линейки продуктов для создания и просмотра VRML файлов) все пытаются что-то улучшить сверх указанного в спецификации VRML97 (поддержка NURBS'ов и т.д.), так что их продукты несколько специфичны.
Желательно постараться, чтобы Ваш продукт был совместим с как можно большим числом броузеров, иначе не всем интернет-пользователям он окажется доступен для просмотра.
О различии броузеров по воспринимаемым ими графическим форматам смотри в разделе Наложение текстур