Звук пока плохо прижился в интернете в целом, и в создании виртуальной реальности, в частности. Спецификацией VRML97 броузерам строго предписано поддерживать формат WAV и рекомендовано поддерживать MIDI. У меня не возникало потребности специально для создания миров записывать и редактировать звуковые файлы. Если задумать что-нибудь прилично-качественно-звучащее, то получится очень большого размера, что не есть хорошо. Так что это отпадает, а простенькие звуки типа скрипа, звона и т.д. всегда можно найти в сети.
Но если у Вас другое мнение/опыт, мыльте - обсудим.
|
Броузеров для VRML файлов есть довольно много (больше, чем редакторов).Я остановлюсь на четырех, поддерживающих VRML97 (Microsoft VRML 2.0 Viewer, Cosmoplayer, GLView, Cortona), хотя если Вы собираетесь часто просматривать файлы VRML1.0, то можно еще посоветовать Chaco VRScout (очень быстрый!) и VRWeb.
Так вот, впечатление от работы с броузерами довольно смешанное, у каждого есть плюсы и минусы. Самый быстрый - Cosmoplayer (хотя некоторые склоняются к Cortona. Может быть, я ведь статистику по fps не вел. Если интересно, подробнее смотри здесь, да и в comp.lang.vrml периодически этот вопрос поднимают).
Здесь таблица, в которой я постепенно накапливаю свои недовольства разными броузерами. Желающих опровергнуть милости прошу в мыло.
|
Недостатки или то, что мне кажется неудачным |
Cosmoplayer 2.1 |
- неверное отображение некоторых сложных объектов, созданных с помощью Extrusion |
Cortona (ver. 2.0 release 20) |
- VRML сцена, загруженная из другой VRML сцены (например с помощью anchor'а) не рассматривается, как новый документ, поэтому к предыдущей сцене Вы не вернетесь кнопкой "Back"
|
MS VRML2.0 Viewer (ver. 1.0) |
куча недостатков, все сюда не влезут... :(
- проблемы при отображении PointSet
- не учитывает размеры аватара из NavigationInfo
- не поддерживает обращение к viewpoint'ам через #имя_viewpoint
- вылетает на файлах с интерполяторами, созданными в CosmoWorlds |
- проблемы с AGP(?)
GLView |
- не распознает значение "ru" поля language узла FontStyle |
Если Вы только просматриваете VRML файлы, то лучше не ставить MS VRML Viewer, но а если Вы их и создаете, то наоборот старайтесь протестировать в нем свои файлы, как он их исковеркает.
Но в принципе, любой из броузеров сойдет до тех пор, пока у Вас не возникнет проблем. Естественно, если Вы работаете с CosmoWorlds, лучше пользоваться Cosmoplayer'ом, т.к. это продукты одной компании, так что совместимость полная автоматически. Ребята в Parallel Graphics (авторы целой линейки продуктов для создания и просмотра VRML файлов) все пытаются что-то улучшить сверх указанного в спецификации VRML97 (поддержка NURBS'ов и т.д.), так что их продукты несколько специфичны.
Желательно постараться, чтобы Ваш продукт был совместим с как можно большим числом броузеров, иначе не всем интернет-пользователям он окажется доступен для просмотра.
О различии броузеров по воспринимаемым ими графическим форматам смотри в разделе Наложение текстур
|