Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #6, 1997

Лужков и геополитика

Нина Громыко

 

В то время как споры о том, какой быть пореформенной, посткоммунистической России по-прежнему продолжаются, de facto все уже почти произошло: Россия - на грани феодальной раздробленности с системой многочисленных удельных княжеств. Руководствуясь преимущественно задачами местного выживания, руководители местных администраций вторгаются в святая святых - в международную сферу. В самом деле: у кого нынче можно найти поддержку, как не у иностранных партнеров? В свою очередь, иностранным партнерам действовать в обход центра намного проще: заключаешь дармовой договор непосредственно с поставщиком сырья - и никаких тебе проблем с центром. Наконец, с точки зрения дальнейшего продвижения по службе тоже давно проверено: чем больше связей с зарубежом, чем глубже контакты, чем деловитее инвесторы - тем перспективнее политическая карьера (примером тому может служить политическая судьба любого нынешнего лидера-реформатора - будь то Немцов или Чубайс, Гайдар или Березовский).

Одним словом, сегодня нет ни одного такого губернатора, который не стремился бы к самостоятельной жизни на международной арене и не пытался бы строить свою политику независимо от центра. (О суммах доходов, получаемых в результате такого рода политики, см.: "ВЧК о воровстве в особо крупных размерах". "Независимая газета", 09.07.97). Беда лишь в том, что выходя в сферу внешнеполитических отношений, представители местной администрации продолжают действовать на уровне местно-провинициальном, удельном, совершенно забывая про общегосударственные интересы, которые, по их мнению, должен отстаивать именно центр.

Действительно, может ли аналогичным - провинциально-местечковым - образом вести себя центр России - Москва? Ясно, что нет: традиционно политика, проводимая государством, и политика, проводимая столицей, рассматривались как вещи нераздельные. Не случайно, принято говорить: "Вашингтон принял...", "Париж решил...", "Мадрид проводил...", "Москва ответила...".

В отличие от большинства других мэров и губернаторов Ю.М. Лужков вроде бы прекрасно понимает, что сегодня, в ситуации агрессивного отношения к России большинства наших прежних союзников (в том числе бывших союзных республик), бесполезно ожидать, что кто-то (зарубежные партнеры?) поможет сформулировать нам наши собственные государственные интересы. Поэтому тогда, когда этого почему-то не делает правительство, Лужков как мэр столицы России вынужден делать это сам - формулировать государственные цели и их отстаивать.

Вспомним, что Лужков был одним из первых, кто подал свой голос в защиту русских в Прибалтике и попытался приостановить поставки продовольствия в Латвию, чтобы привлечь внимание к прибалтийскому геноциду, проводимому по отношению к русским. Лужков был одним из очень немногих, кто однозначно оценил хасавюртовские успехи Лебедя как предательство интересов России на Кавказе. Когда начались беспрецедентные акции со стороны Украины вокруг раздела Черноморского флота, мэр Москвы, он же - председатель попечительского совета Фонда "Москва - Севастополь", со всей определенностью неоднократно высказывался о том, что Севастополь - это российский город, и организовал серию акций в поддержку жителей города Севастополя. Юрий Лужков стал одним из организаторов общественного комитета "Союз", созданного с целью всенародной поддержки президентского проекта реинтеграции России и Белоруссии. В ситуации тотального шельмования президента Белоруссии, организованного отечественными СМИ весной 1997 г., он со всей определенностью оценил деятельность представителей второй древнейшей профессии. На одном из апрельских заседаний комитета Лужков заявил: "Кому-то необходимо, чтобы Россия и Белоруссия оказались ослабленными и с ними можно было разобраться поодиночке". "В этой связи московский мэр подверг резкой критике деятельность российских СМИ, "ангажированных внешними силами". Юрий Лужков подчеркнул, что ОРТ и НТВ "управляются отдельными людьми, преследующими личные политические амбиции", в числе которых он в очередной раз назвал первого вице-премьера правительства РФ Анатолия Чубайса". ("Мэр Москвы - за объединение с Белоруссией". "Независимая газета", 29.07.97). Не забудем также, что Юрий Лужков крайне негативно отреагировал на расширение НАТО на восток... (Данный список гражданских деяний мэра столицы, направленных на защиту интересов государства, можно было бы, наверное, продолжить). При этом все, что касается возможностей расширения международного сотрудничества, Лужковым активно поддерживается. Один из последних примеров - проведение встречи мэров 30 крупнейших городов мира в Москве в июне этого года. В конце июля в Калифорнии прошла также конференция Американо-Российского фонда развития и сотрудничества, посвященная 850-летию Москвы...

Важность действий, предпринимаемых Лужковым в указанных направлениях, не вызывает никаких сомнений. С точки зрения верности традициям международной политики России эти акции несут общегосударственную значимость.

Обратимся всего лишь к одному пункту во внешнеполитической деятельности Лужкова. Так, ни у какого подлинно русского человека не может возникнуть сомнения в том, что передача даром Украине "севастопольской земли, буквально политой кровью россиян" (Ю.М. Лужков "Севастополь - российский город на Крымском полуострове"//"Известия" от 1.XI.96), означает перечеркивание всей предшествующей отечественной истории. В статье Лужков привел ряд бесспорных документов, доказывающих, что Украина не имеет на Севастополь никаких территориальных прав. Хрущев, отдавая Украине Крымскую область, несмотря на весь свой щедрый интернационализм, все-таки не посмел подарить ей гордость и славу России - Севастополь: "Известным указом Президиума Верховного совета СССР от 19 февраля 1954 года из состава РСФСР в состав УССР передавался не Крым, а Крымская область. Город же Севастополь в состав области не входил, поскольку задолго до этого указом Президиума Верховного совета РСФСР от 29 октября 1948 года было предписано (цитирую): "Выделить город Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнести его к категории городов республиканского подчинения Российской Федерации". И именно передачу области, но никак не Севастополя, Президиум Верховного совета Украинской ССР рассматривал как свидетельство "безграничного доверия великого русского народа украинскому народу" (постановление Президиума ВС УССР от 13 февраля 1954 года)".

В настоящее время, когда Севастополь уже подарен Украине, а Черноморский флот планируется сократить до 10-12 тысяч человек, возникает прямая угроза стратегической безопасности России. Как отмечается в статье С.Николаева "Разлад между правой и левой руками" ("Независимая газета", 10.07.97): "На сегодня в обширном каспийско-черноморском регионе сконцентрированы наиболее трудноразрешимые политические конфликты (или их последствия) конца ХХ столетия: грузино-абхазский, карабахский, курдский в Турции, чеченский в России. Далека от решения проблема крымских татар на Украине...". В статье указывается также, что в связи с вопросом транспортировки нефти по Черному морю "здесь присутствуют интересы Азербайджана, Казахстана, Грузии, Украины, Болгарии, Греции, ряда мировых консорциумов с преобладанием американского и британского капиталов".

Лужков оказался чуть ли не единственным из действующих политических лидеров, кто осознал всю полноту описываемой опасности и попытался что-то предпринять тогда, когда это было еще возможно. Конечно, его действия могут быть расценены и как чисто популистские (что не преминула сделать коммунистическая оппозиция). Но в ситуации тотального дефицита прогосударственных решений и на фоне оголтелого бичевания России, организуемого отечественными СМИ, фигура Лужкова выглядит не столь уж популистской.

Не случайно совсем недавно прошел слух о том, что столичный мэр впал в такую же немилость, как и его дальневосточный коллега Наздратенко, и что еще печальнее - это слух подтвердил сам Ю.М.Лужков ("Вы знаете, кто сегодня решает главные вопросы...", "Новая газета", 7-13.07.97).

"- Юрий Михайлович, как вы считаете, кого в ближайшее время может ожидать судьба приморского губернатора?

- Ну Наздратенко же назвал. Он сказал: сейчас - я, потом - Москва.

- Как вы считаете, президент владеет ситуацией в стране?

- Думаю, что нет. Вы знаете, кто сегодня решает главные вопросы, кто сегодня стремится взять хозяйственную и экономическую власть в свои руки."

В связи с интересующей нас геополитической темой естественно возникает вопрос: неужели те, кто "стремятся взять власть в свои руки", проводят настолько иную политическую линию, что считают необходимым приструнить Лужкова, который, повторяем, чуть ли не единственный все еще пытается отстаивать от имени России интересы России вовне? Проводя политику на усиление государства, мэр столицы всякий раз будет заведомо неугоден федеральному правительству, действующему в прямо обратном направлении. Он с необходимостью будет "превышать свои полномочия", отстаивая "позицию Москвы" там, где это не способно сделать федеральное правительство.

Однако в том и состоит суть неофициальной - народной - дипломатии, которой еще только предстоит возникнуть в России: граждане сами могут и должны защищать позиции своего государства, должны сами формулировать цели России на международной арене и находить правовые формы их реализации, как бы "страхуя" от провалов официальную "позицию Москвы". И тогда как бы ни лгали СМИ, выдавая очередной дипломатический проигрыш нашей номенклатуры за новую "победу демократии", как бы они ни перекраивали наше сознание на антитрадиционный, антироссийский манер, в общественном сознании все будет верно идентифицировано и названо своими именами: предательство - предательством, победа - победой. Ясно и другое: как только граждане сами начнут выдвигать международные инициативы и выстраивать самостоятельный по отношению к официальному уровню план действия, отстаивая традиционные геополитические интересы России, статус Москвы на международной арене, безусловно, повысится.

Понятно, что в пространство целевого действия допуск сегодня крайне ограничен. На примере того же Ю.М. Лужкова и его напрасных стараний отстоять русский город Севастополь стало совершенно очевидно, что и он, несмотря на практически невероятные возможности по отношению к информационному пространству (телевизионный канал "Центр-плюс", две газеты "Московский комсомолец" и "Тверская-13", как известно, полностью в его распоряжении), тем не менее в пространство целевого действия прорывается с трудом. В этом плане ситуация вряд ли сможет измениться, если Лужков не организует еще несколько фондов типа Фонда "Москва - Севастополь", которые смогли бы стать опорной базой для движения "Народная дипломатия". Сам же он пока демонстрирует один из возможных образцов гражданского отношения, направленного на восстановление традиционных геополитических ориентиров России.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net