Что такое риск-менеджмент в трейдинге криптовалют

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #6, 1997

Только безумец разрушает армию и образование одновременно
О. Сысуев как точка бифуркации четвертой русской революции

Юрий Громыко

 

Среди многозначительных заявлений и ничего, казалось бы, не значащих действий политиков наметилось весьма интересное обстоятельство, которое предрекает крутые переломы и бури. Шарахнувшее своей определенной аполитичностью выступление Льва Рохлина (которого, несмотря на членство в НДР, нисколько не смутило, что в числе подписавших его обращение к президенту и армии был и его подчиненный в комитете Думы Альберт Макашов) сцепляется в весьма недвусмысленную конфигурацию с другим событием, намеченным на ноябрь, - обсуждением в правительстве реформы образования. На одном из заседаний правительства Олег Сысуев выразил мысль: сокращение финансирования образования возможно и допустимо; и это вызвало возражение у министра В. Кинелева. Если намеченное на ноябрь обсуждение реформы образования при всех возможных поворотах рассмотрения будет нацелено на одно - секвестрировать бюджет образования, то мы впервые попадаем в однозначный, легко опознаваемый "метакогнитивный ландшафт" движения мысли правительства: не то, о чем говорят, а то, о чем постоянно думают, над чем рефлектируют члены кабинета - как снизить финансирование основных сфер практики, удерживающих общество от окончательно развала. Но снижать-то дальше некуда! Ну а если еще чуть-чуть все упорядочить и чуть-чуть снизить? И здесь проявляется одно весьма неприятное обстоятельство - правительство становится однозначно интерпретируемым и весьма определенным. Возникает четко выявляемый "неогайдаровский" стиль действия со всеми вытекающими отсюда последствиями для лидеров правительства. Не стоит питать никаких иллюзий на этот счет. Возможность же продолжать балансировать определяется лишь информационными затяжными двухходовками, приобретающими очень жесткий второй план интерпретации.

Короче говоря, при сближении двух точек - сокращение расходов на оборону и сокращение расходов на образование - мы вольно или невольно попадаем в зону, независимую от воздействия политического дискурса: действия политиков становятся очищенными от слов (которые, как известно, даны, по меткому выражению Талейрана, "чтобы лучше скрывать свои мысли").

Возможна даже простейшая типологическая матрица из четырех элементов, представляющая разные режимы действия правительства, которые очень легко опознаются.

  • Первый член матрицы - правительство сокращает финансирование армии и увеличивает финансирование образования.
  • Второй член матрицы - правительство сокращает финансирование образования и увеличивает финансирование армии.
  • Третий член матрицы - правительство увеличивает финансирование и образования и армии.
  • Четвертый член матрицы - правительство сокращает финансирование и образования и армии.

Понятно, что подобная матрица есть упрощение реального запутанного положения дел: помимо сокращения и увеличения может быть сохранен имеющийся объем финансирования; государство может уменьшать расходы на армию, но увеличивать расходы на полицию и т.д. Данная матрица предназначена лишь для одного - сделать мысль более определенной. Первый режим действия правительства есть переход от милитаризованной к гражданской экономике после победы в войне. Второй режим действия правительства есть жертва социальными гражданскими благами ради выживания правительства и государства в условиях войны. Третий тип действия правительства есть режим строительства государственности, нацеленный на усиление автономности и субъектности государства в условиях постоянных угроз и смены силовых балансов со стороны окружающих геополитических сил. А четвертый режим действия правительства есть безумие, поскольку он нацелен на разрушение государственности. Неужели к осуществлению подобного действия движется правительство и Олег Сысуев, в какую бы риторическую обертку ни было упаковано его заявление?

Есть ли у Олега Сысуева другой ход? Безусловно, есть: признать недопустимым обсуждение проблем реформы образования в схемах узкого экономизма и "бухгалтеризма" и на примере образования попытаться вырваться за эти тесные, нежизненные рамки. Для этого необходимо предложить заинтересованным коллективам разработать "Национальную доктрину развития образования" с последующим обсуждением ее на широком форуме российской интеллигенции. Основной вопрос разрабатываемой доктрины должен быть связан с проблемой переориентации и конкретизации реформ, когда востребуемость подготавливаемых кадров, задействование целевой кадровой политики и образованных людей в широком смысле могут стать движущей силой реформ. Не секвестр образования и науки во имя абстрактных целей реформ и больно кусающих конкретных результатов, но конкретизация реформ на основе науки и образования.

Короче, действие О. Сысуева, организующего будущее заседание правительства по результатам перестроек образования, есть не что иное, как точка бифуркации очередного этапа реформ. Что бы ни говорили члены правительства и вторящее им окружение, но если в результате страшно эффективных и технологических действий хитроумных вице-премьеров будет уничтожена армия и добито образование, - мы оказываемся на пепелище.

Но как бы ни поступили члены правительства, хорошо понятно, что деятелям армии необходимо объединяться с деятелями образования в политическое движение. Поскольку именно в этом случае :

  1. в политическом пространстве преодолевается отраслевой принцип организации советского и постсоветского общества с его отраслевым эгоизмом, символом которого является лицо шахтера, на всех этапах реформ грозно требующего зарплату у всех правительств;
  2. для разных профессиональных групп населения выявляется ценностное единство строительства государственности России, символом которой всегда были ученый-монах и воин;
  3. поскольку строительство армии и образования требует значительных временных периодов и опирается на культуру разработки стратегий, впервые возможна постановка вопроса о целях реформ и целях развития России вместо поиска на дачах новых идеологий, тоже, кстати, намеченных на осень.

Было бы очень интересно соединить эти две силы - военных и образователей - с третьей силой: лицами, заинтересованными в восстановлении жилищно-коммунального хозяйства, с последователями 46-й партии, организованной в свое время Авдеевым. Дело в том, что существует очень серьезный вопрос, который постоянно анализируется зарубежными политологами, - "утонет ли российская демократия в дерьме" в буквальном смысле в силу ужасного состояния котлов на ТЭЦ, канализационных труб и другой инженерно-технической инфраструктуры. Один из аргументов в поддержку Лебедя на прошлых президентских выборах состоял (по данным зарубежных политологических отчетов) в том, что он и его группа обладают "милитарной логистикой", своеобразной целевой технологией мышления, которая необходима, чтобы оперативно разработать и реализовать программу восстановления коммунального хозяйства. И конечно, вопрос Б. Немцова: как население будет платить за коммунальные услуги, и вопрос Ю.Лужкова: откуда взять деньги на реконструкцию обветшавшей коммунальной инфраструктуры, - это совершенно разные вопросы, опять вычерчивающие бифуркационную линию управленческого действия. Но можно не сомневаться - реконструкция коммунальной инфраструктуры, строительство армии и образования образуют естественный обязательный пласт жизни нашего общества, который невозможно не учитывать.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net