Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #7, 1998

Концептуальные заметки
к программе исследований и разработок
"Этноидентификационные и аутентизационные механизмы в условиях стабильной и стагнирующей экономики"

Юрий Громыко

 

Под этноидентификационными механизмами мы пониманием принципы, действие которых определяет отнесение человеком себя к тому или иному этносу. Этноаутентизационные механизмы определяют воспроизводство этноса как носителя определенной исторической традиции, обладающе го путем, и как позицию, осуществляющую культурно -историческое действие. Паксаутентизационные механизмы (лат. pax - страна, мир; сравните - pax hermanica, pax russica и т.д.) связаны с сохранением и воспроизводством страны, полиэтнического мира.

 

* * *

1. В сегодняшних условиях якобы однополюсного мира и становящегося, казалось бы, все более очевидным столкновения цивилизаций (Хантингтон), мы встречаемся с весьма своеобразным феноменом разрушения исходных систем и форм воспроизводства как на экономически неблагополучном постсоветском пространстве, так и в стране с экономикой процветания и благоденствия - в Соединенных Штатах Америки. Под воспроизводством мы имеем в виду не экономическое воспроизводство, не чисто социальное воспроизводство, но область социокультурного воспроизводства, в которой условия материально-экономической и социальной жизни тесно связаны с духовными практиками, религией и определяют воспроизводство форм сознания. Соединенные Штаты исходно всегда решали задачу инкорпорации вновь прибывающих эмигрантов в структуру жизни Nation State и старались не забивать себе голову проблемами воспроизводственных циклов этнической общности и форм американской жизни в целом. Проблемами этнического воспроизводства, по мнению американцев, должна заниматься общность, но не федеральное правительство (хотя известны этноантропологические эксперименты в образовании г. Сан-Франциско, связанные с попытками осуществить одновременное прикрепление детей к этнической культуре своего народа и к панамериканской культуре США). Но мы бы еще раз обратили внимание на странную симметрию советского и американского пространств, на которых в равной степени разрушена система этносоциокультурного воспроизводства: гигантские группы людей пропущены через цивилизационные "мясорубки", вызывающие отрыв от исходных корней и ценностей.
 

2. Обращаясь к гениальным исследованиям Л.Н.Гумилева, мы бы хотели отметить одну методологическую ошибку, представленную в его работах. Эта ошибка связана с натуралистическими представлениями, объясняющими вспышку пассионарности. Как известно, Л.Н.Гумилев связывал вспышку пассионарности с космическим облучением, с действием космических энергий на психику и сознание человечества. Ссылки Льва Николаеви ча на замечательного русского ученого Вернадского очень важны, но такой подход не позволяет преодолеть принципиального разрыва между гуманитарными и естественными науками о природе. Данный разрыв вообще вряд ли может быть преодолен в области позитивных наук. Речь с необходимостью должна идти о рассмотре нии роли религии. К тому же Лев Николаевич часто в своих работах включает в анализ движущих пружин и механизмов происходящих изменений роль религиозных воззрений. Так, он объясняет многое из организации и способов движения теймучинова этноса (этнических групп, объединенных вокруг Чингиз-хана) использованием этими группами системы верований религии Бон; интересен его анализ государств, конфессиональная жизнь которых во многом оказывалась связанной с антисистемными формами верований типа манихейства и маздакизма.

Но, может быть, тогда все значительно проще? Именно та или другая конфессионально утвержденная вера лежит в основе имидж-идентификационных механизмов и во многом определяет связь групп населения с космосом и другими энергетическими источниками? Ведь именно религия как связь с умершими определяет, во что нужно и можно верить, по отношению к чему можно развивать чувствительность, что можно ожидать, как строить свои отношения с природой, появление каких новых научных открытий, новых знаний и технологий, построенных на этих отношениях, можно предполагать. С другой стороны, всякая конфессия является корпусом предельно жестких представлений, и, слава Богу, другой она быть не может. Хотя люди, принадлежащие той или иной конфессии, осуществляют творческий акт, относясь к актуальной для них ситуации. И мы считаем, что именно конфессии, исторически сложившиеся способы исповедования их, возможность поворотов в них по отношению к данной актуальной ситуации, - все это определяет, во-первых, ослабление либо усиление связей отдельных представителей населения со всем этносом, а во-вторых - уровень энергетической вспышки, обрушиваемой на мир данным народом. Если постоянно проповедуется близость конца света, своеобразная пассивность и квиетизм, то этнос, исповедующий данную форму верований, будет резко стареть и искусственно дряхлеть. И, наоборот, если произойдет своеобразный сброс ряда религиозных представлений, и после этого необходимо доказывать ежедневным интенсивным подвигом, что с тобой будет в момент Страшного Суда, то так переорганизовавшийся этнос вдруг обнаружит чрезвычайную молодость. Мы хотели бы при этом обратить внимание на определенный ценностный момент этноисторических теорий Л.Н.Гумилева, с которым абсолютно согласны: пассионарность и молодость этноса - безусловно позитивный момент, а дряхлость и самозатратное прозябание, какая бы при этом не приписывалась прозябанию мудрость, - безусловно негативный.
 

3. Из этого отнюдь не следует, что конфессия однозначно может быть приравнена к возрасту этноса. Отнюдь нет. От самого этноса зависит, как вероучительные определения связаны с пройденным историческим путем и каковы образцы включения вероучительных определений в историческую ситуацию.
 

4. Вопрос состоит в том, насколько осознанно ставится проблема воспроизводства этноса и этнодинамического кластера - своеобразного поля взаимодействия данного этноса с другими этносами, существование которого определяется сложным пересечением этнической, конфессиональной и светской историй.
 

5. Возможно выделить два типа воспроизводства - модернизирующее и неотрадиционалистское. В случае модернизирующего воспроизводства создается новая рамка для реконституции существующего этноса или мультиэтносов (двумя типичными странами являются СССР и США). Но при этом СССР восстанавливал в антисакральной форме матрицу империи, а США создавали принципиально новую матрицу, вынося ее якобы в пустое пространство Нового Света, на самом деле заселенного и освоенного цивилизациями коренных народов.
 

6. Очень важно иметь в виду роль мегапротивопоставлений в процессе воспроизводства: рамка США могла существовать только на противопоставлении империи зла, то есть способ существования американского этнодинамического кластера - мобилизационный. Как только перестают существовать мегацели, меганеобходимость и мегаобязательства, перестает работать и мобилизационная рамка.
 

7. Можно выделить три основных мегаматричных формы: финансовая транснациональная химера (Великобритания по Ларушу), национальное государство (США), империя с моносакральным источником власти (Россия, Австро-Венгрия).
 

8. Для ФТХ (финансовой транснациональной химеры) этноконфессиональное воспроизводство ненужно и бессмысленно, для империи очень важна идеократия - власть идей, для национального государства принципиальным является значение правовой формы.
 

9. Следует признать, что в настоящий момент проводятся своеобразные эксперименты по движению, по проигрыванию истории вспять - например, попытки отщепить чувашей, единственного православного тюркского этноса, от православия и вставить внутрь тюрко-мусульманской группы за счет организации турецких культурно-языковых центров, обеспечивающих якобы восстановление практики владения чувашским языком на основе освоения турецкого языка. В случае успешности данного эксперимента то же самое, наверняка, будет проделано с болгарами - тюрко-славянским этносом, владеющим славянским языком. Очень интересный феномен - попытки мадьяризации хантов и манси.

Безусловно, за всеми этими экспериментами стоит расширение собственной базы воздействий на основе языка, конфессии и предыдущей этнической истории.
 

10. Таким образом, картина в целом имеет следующий вид: существуют взаимодействия и противопоставления трех мегаматричных форм - финансовой транснациональной химеры, национального мультиэтнического государства и империи. Поверх игры-борьбы, связанной с противопоставлением и взаимодействием этих трех мегаматричных форм, могут выделяться процессы расширения своей базы представителями определенных конфессиональных групп (то есть просто-напросто перекрещивание, чем долго и упорно занимался Ватикан по отношению к православным), этносов.

Один из принципиальных ходов, очень простой с точки зрения обсуждаемых нами проблем воспроизводства, состоит в раскалывании мультиэтнических и поликонфессиональных структур на моноэтнические и моноконфессиональные и в управлении конфликтами между возникающими монадическими субъектами.
 

11. Принципиальным при этом остается вопрос: что начинает представлять собой целостный ландшафт взаимодействия между мегаматричными формами и различными этническими организмами ? Всякая мегаматричная форма заинтересована в том, чтобы взаимодействия всех возможных субъектов определялись правилами ее внутреннего существования. Но реализация подобного интереса и есть не что иное, как попытка построить монополярный мир. Так, например, победное шествие идеи правового государства, опирающегося на подобие американской конституции, воспринимается как тотальная американизация континентов и систем жизни, а в качестве противодействия она порождает вопрос о наличии или отсутствии у данного государства сакральных источников власти.
 

12. Но важнее другое: победа идеи свободного мира и образцов американской демократии во всем мире приводит к изменению ситуации в каждом из государств - и в государстве, завоеванном новыми образцами жизни, и в государстве-победителе. Все дело в том, что разрушаются механизмы аутентизации, механизмы обнаружения и сохранения подлинности формы существования данного этноса (этноаутентизация), подлинности данной страны (паксаутентизация). И тогда невозможно дать однозначный ответ на вопросы типа: мы считаем себя русскими (чувашами, немцами и т.д.), но русские (чуваши, немцы и т.д.) ли мы; мы живем в России, но существует ли Россия; мы живем в Америке, но это ли Америка? И так далее. Если разрушаются аутентизационные
механизмы, то развертывается идентификационная катастрофа, - ведь если этноса нет, но есть лишь скоморошье подобие его, зачем тогда с чем-либо идентифицироваться; если нет больше страны, гигантского полиэтнического мира, тогда надо ли осуществлять из нее исход? И именно в подобной ситуации возникает возможность переидентификации для освобожденных от культурных связей огромных масс населения, готовых к любым типам переобозначений и переназываний.
 

13. Слом идентификационных и аутенционных механизмов подобен сложнейшему психическому и духовному заболеванию этноса и страны. Разрушение аутенционных механизмов означает исчезновение ипостасности этноса и страны, исчезает идеальное основание идентификации, что приводит к физической смерти этноса и страны. Но безусловно, этнос реализуется отнюдь не в судорожном стремлении утвердить свое физическое бытие, но в пассионарности (способности решать сверхзадачи), которая проявляется в виде техносоциокультурных рывков. Этнос, который живет системой решаемых сверхзадач, как правило, не нуждается в постоянном обнаружении своей аутентичности и идентичности. И наоборот, как только этнос отказывается от сверхзадач и начинает призывать к серединной, обывательской форме жизни - тем больше усилий тратит он на то, чтобы удостовериться самому и убедить других, что он еще существует и жив.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net