Заставка (20 kbytes)
Счетчик посещений Вернуться на первую страницу Карта сайта Назад на страницу про реку Фотоальбом на Zing.com Напишите нам письмо
Главная/Походы/Чаткал/Дневник

14 сентября - 5 октября.

Поход с диареей.

Казахстан-Киргизстан-Узбекистон. Северный Тянь-Шань. Река Чаткал.

Состав участников:

Медбрат, аптекарь, швейцар-пропойца

Гурина Ольга Сергеевна

Дама

1 день. Поезд.

13 сентября 1996, Пятница.

Весь день пришивали последние пуговицы. Пили перед посадкой. Поезд отошел уже на следующий день, в 0 25.

2-3 день. Поезд.

14-15 сентября 1996, Суббота-Воскресенье.

Пили до смерти. Началась степь. Бровки и Гришин соревновались в проворности, залезая на верхнюю полку, в результате Ваня грохнулся вниз и набил себе об столик огромный синяк на ляжке. Где-то за Уралом купили чудных раков. А один раз купили пиво, а в бутылках оказался обычный чай.

4 день. Поезд.

16 сентября 1996.Понедельник

С утра ели дыню. Две дыни, потом глядели на верблюдов. Потом писали пулю. Ваня писал очень плохо, ибо был пьян. С нами ехал военный из Ленинска. Он рассказал такую историю. Едет автобус, полон людей. Подъезжает к КПП Ленинска. Вдруг один малыш в автобусе увидел пасущихся верблюдов. “Папа, смотри, ЕБЮТ, ЕБЮТ !!!”, - закричал на весь автобус ребенок.

5 день. Заброска.

17 сентября 1996. Вторник.

Утром было темно. Было 12 часов ночи. За 3 (!!!) часа до станции Джамбул по казахскому (+3 часа) времени некоторым вождям приспичило заняться бессмысленными превентивными сборами рюкзаков. Эта нелепая и обременительная акция, навлекшая на нас гнев со стороны ехавших с нами казашек, заняла всего полчаса. Потом 2,5 часа мы грустно сидели на наших 10-ти рюкзаках, ждали станции.

Поезд в Джамбул прибыл в 12 00 по местному времени. По перрону носятся таксисты, рекомендуя нам потратить чудовищные бабки на ночную поездку в чужую страну на сомнительных тачках. “Рафик” стоил 3000 тенге (10 тенге = 1 т.р.). Мы же поехали на “КАВЗе” за $50. Ехать нам до селения Кировское, расположенное в соседнем Кыргизтане. Наш водила включил в стоимость своих услуг разговор с таможней. Таможня дала “добро” за $5 с рыла. За какие-то 1ч.30мин. мы с вещами были доставлены к остановочному пункту в районе селения Кировское.

Ночевка на вышеупомянутом пункте не составила особого труда для таких мастеров своего дела, как группа друзей под водительством А.К.Андреева. Сначала мы, как заводные, собирали дрова для чая. Энергии, потраченной на сборы, хватило бы на 3 чайника. Чай кипятился 3 часа. За это время мы замерзли, для предотвращения последствий был приготовлен водко-эрзац (0.7 спирта). Этому продукту мы обязаны жизнью. Пока я спал, кое-кто скрал у меня из кармана полпалки колбасы. Спросонья я чуть не сошел с ума в поисках покраденной колбасы. Далее проистекал процесс, сопровождаемый гитаро-игрой и беседами на житейские темы...

После рассвета прикатил дедок на “Москвич-412”. Он увлек наших вождей (Шуру и Гришина) на почту. Когда они уехали, следующие аборигены (водила Миша и его приятель) предложили за $100 докатить нас до далекой стрелки Чаткала и Кара-Кисмана. По приезду наших телеграфных вождей была произведена погрузка вещей в нашу машину “КАВЗ-53”. После погрузки группа переместилась в забегаловку типа “Манты”, где мы поели огнедышащий лагман.

Поехали в 8 30 местного времени. Перед отъездом стали свидетелями забавного диалога с аксакалом про “аккумулятор жок”. Дорога на перевал живописная. Горы очень красивые. В предгорьях мы чуть не упали в первый раз. Потом мы чуть не упали еще много-много раз. Остановки были перед перевалом, пару раз на перевале и после перевала. Перед восхождением и мы, и водила с другом остаграммились. Тем не менее, живыми и невредимыми доехали до конечной точки нашего маршрута. Один раз, перед самой вершиной перевала мы закипели. Чуть не пришлось мочиться в радиатор, но обошлось. По дороге мы чуть не грохнулись из-за сдохшего масляного насоса некого встречного грузовика. На место прибыли в 15 30.

На быстро оборудованной стоянке произошло братание русского и казахского народа, водила спел нам грустную песню про любовь на казахском языке. Ура. Ужин готовили Вано и Ольга. Кушать начали уже в темноте. Я очень хотел спать, поэтому с трудом поел, допил свой спирт и убежал в люлю. А процесс морально разложения продолжался еще довольно долго.

6 день. Стапель.

18 сентября 1996. Среда.

С утра и до рассвета нас мучил суровый дубняк. Солнышко вылезло из-за горы около 10 часов утра. Ваня с Олей принялись готовить чудную кашку “Геркулес”, а остальные продолжили сбор судов. Завтрак был изготовлен быстро и сытно. Тем не менее, Ванька от каши отказался.

Суда собирали весь день. Первым, конечно, собрали “Overkill”. Время уже 3 часа дня, перекусываем супом, сыром и халвой. После обеда я отважно помылся в здешней ледяной воде. Ваня сослался на недомогание и остался грязнулей. Вова и Ольга ходят с насморком, у остальных тоже не все “слава богу”.

Серега Гришин, наконец, надул свой новосшитый прибор. Вопреки его чаяниям, форма баллонов несколько отличалась от проектной. Но несмотря на эту неприятность, посадочные места гораздо удобнее наших. К шести-семи часам вечера был собран и “Верблюд”. Сборка судов осложнялась тучами мошек, кусавших нас за все части тела. От этих мошек ноги у Ольги наутро распухли и мешали ходить.

После сборки судов к обязанностям дежурных приступил я с Андрюшей. Была изготовлена гречка и 0,7 водки. Кушали еще засветло, спать решили лечь пораньше. Но засиделись у костра до 10 вечера. Потом пошли спать, а всю ночь кто-то шастал по лагерю, скрипел ветками, кашлял и пугал спящих. Под утро я примерз и чуть не околел. Денек удался на славу.

7 день. Первый ходовой день, ураган и диарея.

19 сентября 1996. Четверг.

Андрюша встал вместе с Сашкой в 8 утра. Разжег костер и растолкал меня. Начали варить пшенку, завершили как раз к завтраку. Когда мы разложили кашу по мискам, выяснилось, что Саша воздерживается от приема пищи из профилактических соображений, над нами нависла “Дамоклова клизма”. Позавтракали быстро.

Начали собираться. Так как собирались впервые, сборы заняли больше 2 часов. Отчалили от стоянки в 12 45. Река однообразно протекает меж живописных берегов. Скорость течения большая, но бесчисленные перекаты и разбои не дают расслабиться. Два раза реку перегораживали завалы из бревен, приходилось обносить.

На перекус встали в 15 30 на пустынном берегу. Отлично поели и попили чайку. Если положить много заварки, то наш чай даже можно пить. В дальнейший путь мы пустились в 16 20.

К вечеру поднялся мерзкий встречный ветер. Прошли еще немного, около часа. Потом Вове поплохело и мы (18 часов) встали на стоянку. Мошек опять очень много. После первого ходового дня на Сережином катамаране начали отрываться “карманы” для труб, что не есть хорошо. Дежурят Сашки. Точное место стоянки определить не удалось, известно лишь, что за час до стоянки мы проплыли мост и некую деревню на высоком правом берегу.

Когда мы завершали установку лагеря погода резко испортилась. Вернее погода была мерзкой еще с перекуса. Но к ужину поднялся очень сильный ветер. Первые две мы выпили еще на улице, сидя у мертвого костра. Но усиливающийся ветер вызвал смятение в наших рядах и привнес элемент сумятицы в вечернюю “сиесту”. Настало время собирать камни и укреплять ими палатки. Все так раздухарились, что мысль идти спать была с гневом отвергнута. Вся команда собралась в нашу палатку и мы начали пить спиртягу. Даже Ольга причастилась. Сразу после первой ветр стих и стал капать мелкий дождик. После второй дождик кончился и небо очистилось.

Потом я разомлел и заснул. А процесс продолжался еще долго, сначала в палатке, а потом снова у костра. А я все спал и спал...

8 день. Разгрузочный день и обносы.

20 сентября 1996. Пятница.

Второй ходовой день. Позавтракали довольно рано, в 10 утра. Ольга оптимистично предложила и выйти пораньше. Ей была доказана вся нелепость подобного предложения. Поэтому вышли мы только через два часа. Утром я попытался заклеить гидрокостюм, но все оказалось бесполезно.

40 kbytes 52 kbytes 43 kbytesЧерез полчаса хода - первый завал в узком месте вдоль высокого левого берега. Весь проход перегораживает толстенное бревно, надо обносить, хотя место интересное. Вскоре еще один подобный обнос. Река течет в разбоях, по берегам полно плавника и неприятных “расчесок” из колючей облепихи. Все это не дает ни секунды покоя, идешь как по минному полю.

Часа в два дорогу нам преграждает ж.-б. мост. Упершись в быки, через всю реку лежало бревно. Обнос затруднен, пришлось с риском для судов протаскивать их на одном баллоне по самой правой протоке. С моста за нашими манипуляциями наблюдал некий аксакал на лошадке. Несмотря на бурность реки перед мостом и сложный рельеф берега, все прошло успешно и мы продолжили путь.

Впоследствии Шура подсчитал, что за эти 2.5 часа ходу чистого ходового времени было меньше половины. Зато после моста мы шли без остановок до самого перекуса. Перекусывали в 16 вечера в течение часа. До полседьмого искали стоянку. Не самую лучшую, но все же сносную стоянку мы нашли слева, напротив некого селения.

Всю ночь вокруг лагеря шуршали машины, гудели трактора и лаяли собаки. Но гостей, по счастью, не было. В связи с эпидемией диареи решено провести разгрузочный день. Поэтому спать легли рано и спали почти спокойно. Почти - потому, что в Сашкиной палатке из-за храпа было невозможно заснуть.

9 день. Колючки и дети.

21 сентября 1996. Суббота.

Сегодня шаббат. Делать все лениво. Ольга утром демонстрировала нам различные гимнастические упражнения. Но они не принесли успокоения ее истерзанным мышцам и покусанным ногам. Время около 11 утра, собираемся. Наша палатка несколько тормозит. Отход опять в 12.

Ходовой день по стилю реки разительно отличается от предыдущего. Вернее, первые полчаса было как прежде, а потом река сузилась и понеслась меж крутых берегов. Проток всего не более трех за раз. Кое-где даже стали встречаться крутые камни и идти стало весело, идти стало хорошо.

Таким темпом мы шли до обеда. Справа долго тянулась деревня Каныш-Кия. По берегам реки видны следы бурной человеческой деятельности, пасутся всякие животные. Сами мы вызвали неподдельный интерес у местных детишек. Наиболее любопытные швыряли в нас каменья.

Перед селом мы повстречали первых туристов-попутчиков. Ребята из Новгорода на рафте и каяке. У них нет разрешения и они этим огорчены.

Время уже обеденное, но попытка совместить обед с посещением местных магазинов обломалась из-за настырности малолетних камнеметателей. На обед встали встали в получасе хода от моста. Поели быстро и уже в 5 часов пошли дольше. Наша цель - приток Сандалаш (Чандалаш) и его окрестности.

Река сузилась и изменила характер на более крутой. Все чаще встречаются мощные отбойники, все меньше каменистых мелких перекатов и расчесок по берегам. Зато появились препятствия, неопасные для нас, но “украсившие бы любую карельскую тройку”.

Через каждый час встаем и отдыхаем. Прошли большой ж.-б. мост и забавную брызгающую трубу. За ней в 10 минутах пороги 3 к.с. Время уже 7 часов и мы встаем на стоянку не дойдя до Сандалаша. По берегам заросли мерзкого терновника, да и прочих колючек хватает.

Для пробы варим компот из облепихи. Получилось отличное витаминное варево. Первый круг дежурств замкнулся, треть похода прошла, что мы отметили выпивкой и песнями. Спать пошли опять рано (или это темнеет поздно?). Перед сном многие посетили берег реки, которая выглядела очень красиво при свете полной луны...

10 день. Джаны-базар, “Барана покупай!”

22 сентября 1996. Воскресенье.

Встали как всегда рано и начали варить липкий “Геркулес”. Вернее, варил Ваня, а Ольга манкировала своими обязанностями. Сначала пошла мыться, потом полезла с Сашкой и видеокамерой на ближайшую гору снимать панораму. По дороге они спугнули с насиженных мест двух ни в чем не повинных людей, занятых своим важным делом. А Ваня стойко дежурил, варил кашу и компот из всяких ягод.

После позднего завтрака садимся на суда и начинаем ходовой день. Сразу за стоянкой небольшой порожек, потом около часа чистой воды. Где-то в середине этого отрезка нам попалась интересная протока с косой бочкой.

Наконец справа впадает Сандалаш, а сразу за ним по левому берегу начинается Джаны-базар. Зачалились напротив дороги, на правом берегу. Все уселись на “Верблюда” и перечалились на левый берег. Только вылезли - глядим, едет киргиз на коне прямиком к нашим вещам. Вова с Андрюшей вскочили на кат и стрелой понеслись перечаливаться, чтобы упредить супостата.

А мы пошли в деревню. Сегодня, как назло, воскресенье и все магазины закрыты. Шура с Ванькой пошли разбираться с конторой заповедника, а остальные, предвкушая пиво, пошли по главной улице (с оркестром).

Но скудный ассортимент местных коммерсантов вверг нас в уныние. Нет ни пива, ни фруктов. Купили, с горя, три арбуза, а Оля прикупила чудные сплавные галоши за 75 сомов. С деньгами успешно разобрались, а вот у меня вышел облом. Тетка, продававшая киргизские шапки уперлась рогом, и ни в какую не соглашалась продать шапку за рубли. 40 сомов и все тут. Обидно.

Делать нечего, мы возвращаемся к судам. Успешно переправляемся и перекусываем. Съедаем первый арбуз. Время уже позднее и мы отчаливаем. Горы впереди сужаются, угадывается первый каньон. Проплывая под очередным мостом видим киргиза, призывно махавшего аракой (местной водкой). Дети тоже были, хорошо, что камней не кидали. Река явственно сужается, несколько темнеет, пора искать стоянку. Вот уже который день после перекуса подымается встречный ветер и солнце уходит за тучи. Погода мерзкая, время позднее.

Выбранная стоянка находилась сразу перед каньоном, но не была образцовой. Прямо скажем, место для ночлега мы выбрали поганое. Дежурю я с Андреем, готовим гречку. Дров мало, песок хрустит на губах, ветер сдувает костер и палатки. Пока мы готовили случилась главная забава дня.

Ребята пошли поглядеть каньон и повстречали киргиза Сашу на лошади вместе с неким молодым человеком. “Барана покупай!”- сказал киргиз - “Водка пить будем!” И пришлось нашим четверым бойцам пить водку с киргизом где-то в кустах, отбиваясь от назойливых предложений по продаже барана и по обмену шапками. В конце концов он сломил наше сопротивление. Мы согласились на барана за 50 тыщ и киргиз уехал, чтобы больше не появиться.

Пока шла война с “фаунами”, в лагере готовилась еда и зрело недовольство. Лишь своевременное появление отсутствующих спасло их от недополученного ужина. Вместе с ними пришла головная боль о возможном посещении баранодавателя. Были обсосаны все варианты поведения, оговорены все нюансы поведения, Ваню “женили” на Ольге, но мерзкий киргиз не пришел. Мы прождали его всю ночь, обильно налегая на спиртягу. Под это дело скушали арбуз. Мы отлично провели время, а апофеозом наших возлияний стало групповое подлунное дристалище...

11 день. Водопад и яблоки.

23 сентября 1996. Понедельник.

Хоть и пили мы с вечера обильно, утреннего похмелья не было. Встали как обычно, вышли тоже не рано. Солнышко несколько за тучами, не жарко.

Сразу за стоянкой река входит в каньон, вода скачет по камням, ревет и пенится. Андрюша снимает прохождение заходной шиверы, мы сваливаемся в нее лагом. Круто и мокро. Через 50 метров чалимся к левому берегу. Слева идет дорога., мы вскарабкиваемся на нее и идем глядеть Водопад. Водопад впечатляет даже сверху. Замечаем место для наилучшей чалки и возвращаемся. Сашка и Серега ждут нас чуть выше места чалки у дороги, снимают прохождение шиверы.

Мы уже сели в упоры, когда судно “Котенок” срывается с чалки и мчит прямо в Водопад. Но Андрей чудом хватает веревку и чалит беглеца к камню. Ура! Потом мы мчим по валам и чалимся перед Водопадом. Начался долгий и нудный обнос. Тащить вещи и суда пришлось на себе по острым камням, ежесекундно рискуя упасть в бешенный водоворот.

Сам водопад близи выглядит еще более ужасно. Вся мощь реки струячит в стенку, сплошь пена, силища ужасающая. Обносимся и грузим суда долго, часа два. После обноса садимся на лодочки и ломим дальше по каньону. В каньоне полно камней и валов, идти интересно, но мокро. Ветра нет, что уже неплохо. На выходе из ущелья красивые скалы с мостиком наверху. Далее идет автомобильный мост, чалимся и обедаем. Обещанной яблони нет, но чуток ниже по течению мы встречаем садик около кошары на правом берегу и набираем мешок всяких разных яблок. Навстречу начал дуть сильный ветер, плыть совершенно невозможно.

Влезаем во второй каньон. Он довольно широкий, препятствий нет. Ищем место для стоянки, но полочки внутри каньона не внушают доверия. Поэтому встаем сразу за каньоном справа на здоровенной полке. Местность напоминает африканскую саванну. Ветер не прекращается.

За ужином применяем порочную практику освещения плексом и квасим. Потом чинно идем спать. Ночью шел мелкий дождик, но вещи не намокли. Это приятно. На нашей палатке видели здоровенного богомола.

12 день. Ливень, первые пороги.

24 сентября 1996. Вторник.

Встаем рано, несколько тормозим, но выходим в 12 утра. Погода отвратительная, сплошь тучи и встречный ветер. Обычно ветер начинается после обеда, а сегодня начал дуть с самого утра. После часа гребли против ветра мы втекли в третий каньон. Он и взаправду самый красивый. Препятствий нет, если не считать сильного мордодуя. Солнца нет, поэтому очень холодно. Каждый вал воспринимаешь личным врагом.

После ущелья чалимся и читаем лоцию. Из нее следует, что скоро начнутся пороги. Лоция не соврала и они начались очень скоро. Сначала мы шли меж высоких осыпух, гордо именуемых четвертым каньоном. От расслабухи я и Ольга поменялись местами. Потом мы вошли в традиционный прижим, и влетели в мощный порог около левого притока. Мы немедленно зачалились с полпорога ибо грести и за себя и за Ольгу Ване не понравилось.

Тут же, на камнях, поели. Очень холодно, все мокрые от валов, ветер не прекращается. В довершение всех бед пошел дождь. В “Котенке” трубы защемили баллон и протерли дыру. Какими-то веревочками эту дыру удалось заделать. Впереди порог “Найзу”. Чалимся непонятно зачем перед ним у ручья. Идем, Сашка нас снимает (1-я ступень). Потом мы чалимся и снимаем “Котенка”. Из-за этого не успеваем вырулить на струю и пролетаем порог (2-я ступень) очень грязно по левому берегу.

За порогом через 100 метров натянут трос с тележкой, справа полка с садиком и грозными плакатами. Первые грецкие орехи. Решено ввиду ужасающих погодных условий (дождь) искать стоянку, хотя время детское. Стоянку мы нашли сразу за поворотом. Около стоянки живет дедушка пасечник с внуком Рустамом. Испросив разрешения и пообещав не хулиганить, разбиваем лагерь. Вернее сначала ставим тент, под ним принимаем по 200 грамм и принимаемся за работу. Ольга задубела и окосела. Поэтому до ужина ее увели спать в палатку.

Ужинаем уже затемно. Под ужин крепко выпиваем. Ливень потихоньку прекращается, но мы все в сухом и непромокаемом и нам не страшна непогода. Вместе с нами выпивает и Рустам. Он угощает нас коноплей, мне она так и не досталась, а досталась Гришину, которому она впрок не пошла, он кашлял весь оставшийся вечер. Потом снова много пили и дальше я уже ничего не помню...

13 день. “Решето”, купание красного коня.

25 сентября 1996. Среда.

Утро было очень хмурое. Погода, правда, получше чем вчера. На дереве, под которым стоит наша палатка обнаружились маленькие абрикосы. Серега кидал в них яблоками и частенько попадал (может это и называется “хулиганить”?). Никто никуда не спешит, медленно приходим в себя после вчерашнего. Очень потихоньку собираемся. Намокшие вещи потихоньку подсыхают под лучами солнца.

Но всякому расслабону приходит конец и в 1315 мы отчаливаем. Идем до порога “Постамент”, где производим видео-фотосъемку. Сняли обе ступени. По лоции - впереди порог “Ароб”. Место и впрямь указано приметное, пирамидальные тополя, сад, слева впадает приток Ароб. Но вместо порога слабая шивера, даже не шивера, а перекат. Ну, думаем, хреновый Ароб... Ну и пошли, ничего более не ожидая. А порог-то был дальше за поворотом. В него мы и влетели не глядя. Тем не менее, порог прошли без особых хлопот, лишь пару раз перевалились через обливники. Увы, никто ничего не снял, хотя порог очень интересный.

Впереди первый крутой порог “Решетка”. Чалимся задолго до порога. Все ломанулись к порогу, я думал, что смотреть порог, а на самом деле смотреть место для перечалки. Я же несколько отстал и минут 40 бессмысленно блуждал по-над порогом. Когда я вернулся все уже перечалились ближе к порогу и готовили обед. Я чуть не вскочил в четверку, шедшую мимо берега, но воздержался.

После обеда пошли просматривать порог и расставлять страховщиков и фотосъемщиков. Наиболее сложное место- заходной водослив, где надо точно войти в пару ворот. Решено идти разгруженными. Время позднее, шесть часов, и мы рысцой пошли проходить препятствие.

Первой шла четверка, за ними наша двойка. Все прошли чисто. Очень удобная вещь рация. Потом пошла Гришинская двойка, но его не удалось снять на видео - кончился аккумулятор. На перетаскивание мешков ушло еще полчаса, если не больше. Солнце уже зашло за гору, похолодало.

Наша лживая лоция гласит, что впереди два порога. Но река и лоция не совпадают. Неясно где кончается “Решетка”. Написано про порог с бочкой. Этот порог оказался совсем в другом месте, появился неожиданно и принес немало интересного. Четверка прошла, по словам экипажа, слева от бочки. “Overkill” вошел ровно в бочку, повисел в ней и был выплюнут. А вот “Котенок”, хоть и вошел в бочку нормально, потерпел аварию. Подвели Сашкины упоры и он вылетел в воду. Серега остался в бочке один, но сумел оттуда вылезти. Сашка же остался с веслом и нормально зачалилися. Немного побился ногами о камни, но даже не очень замерз. Серега нормально зачалился, несмотря на наши попытки его спасать.

Сплавали за Сашкой, налили участникам аварии по 100 грамм и пошли дальше. Идем со стремаками - впереди “Харкуш”. Вот впереди заходной порог, слева отбой, справа чисто. За порогом трос с тележкой. чалимся ниже троса, прямо перед входом в порог. Уже заметно темно. Спешно хватаем мешки и бежим к стоянке.

Стоянка засранная и без дров. Но выбирать не приходится - уже стемнело. Ставим лагерь. Вскоре готов и ужин. Конечно отмечаем такой бурный день. Из-за горы вышла полная луна и стало светло. Под вечер, когда многие пошли спать, Серега насмерть поругался с Шурой. А потом я пошел спать. Ночь была холодная.

14 день. Дневка на Харкуше, баня.

26 сентября 1996. Четверг.

Наконец можно поспать вволю. Однако все выскочили из палаток ни свет, ни заря. Тюрин и Андреев ушли искать персиковый сад и вскоре вернулись с урожаем. Тотчас же была сформирована экспедиция за дарами природы. Персиков много, но они мелкие и кисловатые.

Тем временем Вано и Шура разожгли термитник для бани. Место облюбовали еще с раннего утра, когда просматривали Харкуш. Порог впечатляет, опасно, идти стремно. Мы жгли костер до шести вечера. Я и Сашка накидали туда столько дров, что чуть не спалили весь заповедник.

Наконец мы собрались идти устраивать баню, но тут появились местные бравые егеря на лошадках. Они проверили наши ксивы, попили чайку и ушли, забрав во временное пользование один наш топор, к своей избушке в персиковом саду. Топор они вскоре вернули и, попугав историей про сгоревший Пигак, собрались уезжать. Тут Ольга попросила их посидеть на лошади и посидела. Смотрелось это забавно.

Потом мы пошли строить банную конуру, ибо полиэтилена у нас было очень мало. Пока сооружали баню и таскали в нее камни, Ваня доблестно помылся холодной водой. С храбростью, достойной сожаления, он лил кружку за кружкой ледяной воды себе в трусы. Серега, поддавшись было на провокацию Бровкина, снова оделся и стал ждать горячей воды для мытья.

Но вот мы начали принимать баню. Правда пар был жидковатый, с камней поднимался пепел и сидеть на корточках было очень неудобно. Только на третьем заходе удалось на пару секунд поймать банный кайф. А все остальное время мы лишь грубо имитировали парилку. Доблестный Белкин окунулся после парной прямо в порог Харкуш, рискуя пройти его самосплавом и нагишом.

После нашей партии парился Шура и даже затащил с собой под пленку упирающегося Серегу. Когда и они помылись, за банными процедурами пошла и наша дама. Уже стемнело. В отсутствии Ольги мы готовим супчик и съедаем его вместе с положенным спиртом. Через час мы сходили за уже чистой Ольгой и процесс пошел. Сидели довольно допоздна, выпили порядком. Луна, как и положено, вышла на 50 минут позже предыдущей ночи.

15 день. “Кишлак-сай”, горелый “Пигак”.

27сентября 1996. Пятница.

Утро началось рано. По холодку обносим порог “Харкуш”. Занятие это мерзкое и утомительное. Пока экипажи таскают суда, Вова и Ольга готовят завтрак. Вернее готовит Вова, а Ольга спит. Впоследствии она мотивировала свое бездействие тем, что ее, якобы, не разбудили.

Как мы не тормозили, вышли мы довольно рано. Сразу за “Харкушем” начинается шивера (“Отрыжка Харкуша”), которая тянется до самого “Кишлак-Сая”. Перед характерным камнем “избушкой” чалимся на правый берег, хотя лоция гласит, что левый лучше. Долго ходим, приглядываемся, выбираем место для съемки. Порог очень длинный, до конца просмотреть его нет никакой возможности. Просмотр затруднен резким левым поворотом в середине порога.

Первым идет четверка “Верблюд”. Ребята прошли участок до поворота довольно чисто. После чалки по рации предупредили нас, что участок после поворота не менее сложен, что за серией бочек лежит плита в центре, от которой надо угрестись вправо. Мы с Ванькой прошли порог несколько грязнее. Прямо напротив места съемки сели на камень, от камней и плит впереди еле угреблись, многое прошли лагом. В одной из бочек Бровкина чуть не смыло. “Котенок” прошел чуть лучше. Но и он зацепился за один из зубьев. А дальше все прошел без особых проблем. Прохождение порога заняло у нас довольно много времени. Сразу за “Кишлак-Саем” идет серия мощных шивер. Ориентир конца порога - знаменитый по прошлым разам трос с тележкой через реку.

Перед “Пигаком” зачаливаемся, после перечалки начинаем таскать вещи. Время уже позднее, поэтому идти в порог никто не хочет. Очень долго и трудно тащим вещи к стоянке. Стоянку делаем в летнике после 1-го Слаломного порога. Кругом следы лесного пожара, зрелище сумрачное. Перед стоянкой растет чудовищных размеров конопля.

Перед ужином я постирался. К утру вещи высохли, я был доволен. На ужин Ольга затеяла возню с блинами, но ее всячески донимали советами, она надулась и бросила это дело. Во время еды начал капать легкий дождик и мы поспешили укрыться под навесом летника. Ольга было поупиралась, но все-таки присоединилась к нашей пьяной компании. Вечер проходил довольно мило, пели разные песни, что удавалось не так часто. Ольга, по совету мудрого Гришина, залила все тесто в крышку, другой накрыла, поставила на угли и получилась отличная лепешка. Ее тут же употребили в дело. Спать пошли довольно поздно, перед сном Ванька с Ольгой мешали мне уснуть своим бубнежом.

16 день. “Пигак”, “Шабрез”.

28 сентября 1996. Суббота.

Рано утром пошли смотреть порог. Очень долго смотрели на трехметровый слив Пигака, опасались кильнуться. Однако у страха глаза велики. Все суда прошли через слив и бочки отлично, проскакали как мячики, особенно двойки. Но времени мы потеряли море. Так, когда я поддувал баллон, у нас вылетела гайка и мне пришлось бегать в лагерь за ремнабором, а это пара километров по горам. Все то время, что я бегал “Котенок” готовился к выходу. Но все хорошо, что хорошо кончается.

После “Пигака” смотрим и снимаем прохождение второй ступени - 1-го Слаломного порога. Порог длинный, но после первой ступени кажется простым. При этом и четверка, и гришинская двойка налетели на левый камень в воротах. Мы прошли ворота чисто, но полпорога пролетели лагом, а один раз нас даже раскантовало.

В этот день у Вовы прихватило сердце, поэтому вместо него шел Белкин, а Вова снимал нас на видео. Мы завершили прохождение порогов к трем часам дня. Попытка собрать лагерь за час не увенчалась успехом. В нашем лагере тусуются давешние егеря и дедушка-пасечник. Им очень хотелось получить в подарок гитару для внука Рустама, но получив отказ, они с грустью удалились.

Мы же наконец собрались и вышли с твердым намерением быть вечером в Брич-Мулле. Река после “Пигака” представляет собой одну бесконечную шиверу. Валы весело подкидывают нас, а мы столь же весело кладем на них с прибором. Лишь ледяная вода несколько удручает. Но пока светит солнце не все так плохо.

Вдруг впереди возникает порог “Шабрез” (что-то от эпохи Людовика XIV, не правда ли?). Второе название порога “Слаломный-2”. Просматриваем порог, понимаем, что с наплыву его не пройти и в Брич-Муллу мы к вечеру не попадаем. На входе порога мощный котел, который мы обошли справа по мелкой боковой струе. Солнце садится и светит прямо в лицо, порог почти не виден. Тем не менее все три лодочки прошли чисто, хотя опасных моментов было порядком. После прохождения на “Котенке” полетел болт и полчаса было потеряно на его замену. По противоположному берегу бегают пограничники и сторожат караван ишаков, груженных какой-то травой (коноплей, наверное).

Наконец все готово и мы снова мчим по валам и бочкам до ближайшей полочки справа. Впереди явно начало 5-го каньона. Встаем лагерем, время позднее, почти стемнело. Однако удается поужинать засветло, что необычно. Допиваем остатки спирта, а мы с Вовой глотаем колеса от горла. Спать идем рано, часов в 9-10. Ночь, что тоже необычно, довольно теплая.

17 день. Порог у Водомерного Поста, Брич-Мулла.

29 сентября 1996. Воскресенье.

Встали как обычно. Все, предвкушая скорую цивилизацию, бреются. Бородатые, естественно, ехидно посмеиваются. Завтракаем и начинаем собираться. Горы подступают близко со всех сторон, солнца пока не видно, поэтому несколько прохладно.

На удивление быстро собираемся. Перед самым отходом к нашему берегу чалятся две маленькие двойки. Это ребята-спортсмены из Минска, прошли Чандалаш и собираются на Пскем. Одна двойка у них совсем маленькая, меньше “Гули-гули”. На спасике у самого отмороженного из них кекса надпись “No Brain - No Pain”, что по нему и видно.

Вскоре после начала движения, проходя очередной вал у нас полетел болт. На счастье, у Ваньки осталась запасная шпилька в кармане и мы сумели быстро провести ремонт. Как выяснилось позже, совсем не зря. Минчане обогнали нас в очень живописном месте около мостика. Под мостом имеется сужение, в нашу воду неопасное. Вскоре видим этих ребят скачущих по скалам, но не придаем этому значения.

Впереди бурлит, идем на взаимостраховке с воды, смело лезем во все буруны и бочки. Проходим мощную шиверу, река делает зигзаг. Справа очень мощный прижим, слева мелкие протоки. Как потом выяснилось, это и был порог у Водомерного поста. Первой шла четверка, она шла по центру, опасаясь прижима под отрицательную скалу. А по центру в пороге был камень (обливной в нашу воду). С этого камня, метров с двух, они и упали в мощнейшую бочку. Их выплюнуло.

“Котенок”, видя такое, остался в прижиме и Сашка чуть не долбанулся об скалы головой. Мы были еще сзади, поэтому не видели прохождения четверки и об камне в центре не знали. А с наплыва он выглядит как небольшой вал. Встали кормой к прижиму, угреваемся от скалы и падаем в эту бочару лагом! Как нас не положило я не знаю. Ваня снова набил на ляжке здоровенный синяк, меня чуть не сдуло из упоров. Сразу за этой бочкой следуют еще бочки, но после первой мы их даже и не замечаем. После порога нас ожидают остальные суда, удивляются видя нас не в перевернутом виде. Отдыхаем в уловешнике.

Переведя дух мчим дальше. Река сужается, стремительно несется вниз и упирается в кривую щель шириной не более 4-х метров. Мы не соблюли дистанцию и влетели в эту штуку всем скопом. Четверку расперло по диагонали, она лишь на пару секунд раньше выскочила из щели, чет туда въехала двойка. Двойку прижало влево и подкусило. Серега полз по скале, а Саня внизу сидел по пояс в воде. Но им удалось выровняться и тут “Котенку” в задницу долбанул “Overkill”. Но все обошлось и обе двойки вылетели из щели.

После короткой, но эмоциональной, перебранки осторожно пошли к выходу из каньона. Но больше неприятностей не было и мы мирно втекли в Чарвакское водохранилище. Очень красиво, вода прозрачная и небесно-голубая. Удивительно, но ветер попутный и мы довольно быстро пристали в автомосту. Обещанной жидкой грязи нет, чему безумно рады. Ломаем суда и сушимся. Погода стоит жаркая, времени не знает никто, ибо все часы накрылись. Ясно только, что времени у нас полно. Я и Шура снаряжаемся на экскурсию в Брич-Муллу (Бурч-Мулло).

Вылезши на дорогу, ловим белую “Ниву”. По пути водила предложил нам свои услуги. За две машины он берет с нас денег на 120 штук рублей и везет в Ходжикент, якобы, прямо к электричке до Ташкента. Потом водила выгрузил нас на автостанции. Мы вскарабкиваемся по крутой улочке и попадаем в центр местной цивилизации. Увы, но в воскресенье все магазины закрыты, начинаются поиски коммерческих ларьков. По рассказам местных жителей где-то в далеких местах есть ларек “У Штирлица”. Час времени ушел у нас на выяснение простого факта, что в закрытом магазине ничего не купить.

С гневом в душе возвращаемся к центральной площади. Во время наших скитаний мы тщетно пытаемся узнать точное время, но местные жители не озабочены столь мелкими проблемами. Наконец мы получаем клятвенные заверения о наличии открытой палатки в которой торгуют на рубли. Купив по пиву, двигаем дальше. На этот раз удача повернулась к нам лицом. Палатка работает, в ней дешевое пиво и сосиски и даже шампанское есть! И рубли спокойно берут. Лишь кончившийся шашлык портит наше радужное настроение.

Ловим тачку и возвращаемся к своим. Пока мы гуляли наши маленькие друзья уже собрались и дожрали остатки спирта. Поэтому появление пива и сосисок было воспринято с восторгом. Мы быстро собрали свои мешки и присоединились к трапезе. Как только собрались и вылезли на дорогу, как подкатили обещанные машины. Это полу-пикап “Фольксваген” и “Нива”. В кузов “Фольксвагена” легко вошли все наши вещи, трубы погрузили на багажник “Нивы”.

Погрузились, сфотографировались и покатили. По дороге наблюдали чудные виды Чарвака, производили всякие съемки. Уже в полной темноте подъехали к Ходжикенту. Первым обломом было отсутствие обещанной 7-часовой электрички. Вместо нее нас ожидает тепловоз в 5 утра. Второй облом - за горючим надо идти 3 километра.

В районе часа подали утренний поезд, мы влезли в него. Тут появились наши гонцы. По дороге с ними происходили разные веселые приключения, вернулись они на раздолбайской тачке, опьяненные местным гостеприимством и местным портвейном. Усевшись в поезд, начали усердно пить, пили долго. Сашка выпил с отдачей (на Ольгин рюкзак). Гришин опять поругался с Шурой, но к этому времени все уже спали, коченея о холода.

17 день. Ташкент.

30 сентября 1996. Понедельник.

Проснулись, едва только рассвело, хотя не все. Поезд постепенно наполняется людьми. В 5 утра поезд тронулся. Народу становится ощутимо больше и вскоре от узбеков стало некуда деться. Так мы и ехали 3 часа. Ванька регулярно предлагал похмелиться, что мы и сделали на подъездах к Ташкенту. На закуску у нас был восхитительный салат из острых помидоров и остатки сухарей.

Прибыли в город часов в семь утра. Точного времени узнать невозможно из-за путаницы с летним временем. Посещаем кассы, в кассах есть обменный пункт, но курс обмена смешен. Поэтому мы идем на Госпитальный рынок за фруктами и для обмена денег.

Рынок выглядит очень эффектно, Ольга в полном восторге. Легко и без кидалова меняем баксы. Кушаем плов и узбекские дары природы. Погода восхитительная, жарко, солнце. Возвращаемся на вокзал. Пока мы ходили на рынок, Андрюша наблюдал работу вокзального очага разврата. В лавке “Ремонт обуви” некая дама принимала посетителей, звала также и Андрюшу, но он отказался. После нашего возвращения Шура идет за билетами, а я, Ольга и Андрюша идем на вещевой рынок за тюбетейками, унося с собой паспорта. В результате на продали только 5 билетов вместо 8-ми.

На рынке мы затариваемся тюбетейкой и феской. Но красоты рынка настолько уводят нас из реальности, что мы спохватываемся о срочном возвращении лишь за 15 минут до отхода поезда. Бежим как угорелые, мчим на метро и влетаем на вокзал с запасом в 3 минуты. Но все без толку. Все грустно сидят покрывая нас факами. Ванька кривится, что ему не купили дурацкой шапки как у меня. В довершении всех наших бед машина “Экспресс-2” не хочет продавать нам еще 3 билета.

Попытка сесть в поезд на халяву не увенчалась успехом. Жирный узбекский бай отяготилися нашим соседством и натравил на нас местных ментов. После полного шмона Сашкиного рюкзака мы пошли сдавать билеты, а поезд с мерзким баем, корчившим нам рожи, укатил на Запад.

На сданных билетах мы профукали 700 штук русских денег. Наскребаем по сусекам и покупаем 8 билетов на фирменный утренний поезд, в купе. Билеты не очень хорошие, в разных вагонах. Впереди нас ожидает ночевка на вокзале. Вечер проходит весело. Снова сходили за дынями. Прогулка на рынок сменяется трапезой. Шашлык, даже на вокзале, до смешного дешев. Покупаем на 40 тысяч 30 палочек этой еды - полная Ванькина миска. После еды совершаем разные прогулки при луне по ночному Ташкенту. Город красивый. Последняя прогулка завершается у памятника Амира Тимура, с последующей пробежкой по Ташкентскому метро.

Ложимся спать на рюкзаках во внутреннем дворике вокзала, размягченные жарой. В результате у всех с утра болело горло, а я прихватил такую ангину, что еще две недели после похода не мог вылечиться.

18 день. Поезд.

1 октября 1996. Вторник.

Поезд подали в 6 30. Отправление в 8 10. При посадке поцапались с проводником. К Сереге докопались, что он пьяный. Все полки забиты ящиками с виноградом и вещи класть некуда. Но мы всех победили, победу отметили в вагоне-ресторане.

Одним из наших соседей оказался неутомимый и буйный алкан Вова - злой дух пустыни. Ночью он получит-таки по роже и был ссажен с поезда. Вечером освободилось купе, в котором мы и тусовались до Москвы. Я болел и чувствовал себя очень погано.

19-20 день. Поезд.

2-3 октября 1996. Среда-Четверг.

Я все болею, а поезд везет нас домой. Где-то покупаем много дынь, будет чем угостить оставшихся в Москве. Остаток пути я больше спал, остальные развлекались преферансом. Так, не спеша, доехали до столицы. Поход закончен...