Заставка (20 kbytes)
Счетчик посещений Вернуться на первую страницу Карта сайта Назад на страницу про реку Фотоальбом на Zing.com Напишите нам письмо
Главная/Походы/Калга/Дневник

Дневник

Туристического путешествия, совершенного по маршруту:

г.Москва - пос.Энгозеро - сплав по р.Калга - пос.Энгозеро - г.Москва

15-17 20.08-22.08 пос.Энгозеро - г.Москва     поезд

КАРТА.(177 кб)

6.08.91 Вторник

Это был радостный день отъезда. Бешенные звонки по всем адресам. Все вещи собраны. Тягостное ожидание. 9 часов, час пробил. Я еду на вокзал на машине, прихватив по дороге Кирилла. В 9-30 оказались на вокзале. Суета сует - все суета! Открылась упаковка с "Салютом" - выпили за это. Таскаем вещи к платформе. Мы прихватили ящик какого-то очкастого чувака. Он нашел его с ментами, но все обошлось.

Во время погрузки к нам докопались какие-то китайцы. На ломаном английском мы объяснили им расположение платформ. Поезд опадал на 20 минут. В 22-45 погрузились и отъехали. Положение осложнялось 3 "зайцами". Но они благополучно избежали контроля и ехали почти на халяву. Разместились и часов в 12 разлеглись по полкам. Но уснуть так и не удалось...

7.08.91 Среда

... Я проснулся среди ночи,
          Я понял, что все идет по плану!

Крики детей, хлопки и дерганье поезда время от времени будили мое растревоженное сознание. Под шумок съеден арбуз. Часов в 8 большинство уже на ногах. Пишем пулю, старательно питаемся различной едой. Время летит как стрела.

Вот и стольный град Петрозаводск. Все 20 минут стоянки - бесплодные метания по вокзальной площади. Результат - купили молоко и мороженное.

Развлечений мало. Достаем гитару. Натягиваем струны, настраиваем. Кто-то играет, кто-то спит, а за окном идет тошный дождик. Играем в очко на потенциальную чернику. Я сижу и пишу данное предложение. 7 часов вечера. Надо бы сказать проводнику о том, чтобы разбудил нас в Энгозере...

8.08.91 Четверг

k_begin.jpg (20629 bytes)"День" плавно, под звон гитары, начался после 24-00 часов предыдущего дня и не прекращался еще очень долго. А пока мы ожидали станцию, таскали вещи в задний тамбур, пели разнообразные песни. Я всех пытался дезинформировать об нашей станции, все ждал ее к пол второму, а она оказалась только в 3 часа ночи. Неспешно выгрузились.

s_pavel.jpg (4223 bytes)Тут мы совершили грубую ошибку, взяв извечный мотоциклистов - с ними пришлось расплатиться 2 пузырями (как нам их не хватало потом). К 5 утра собрались и уложились. Наш "Салют", на удивление, хорошо собрался. Поев гречки, отошли часов в 6 утра. Сперва мы плыли по Энгозеру. Через часок вошли в Калгу, начали делать грандиозные петли. Кончилось все это плотиной, которую пришлось обнести. Мы все здорово сочились и пришлось клеиться. Где-то в час дня отошли от плотины.

s_anton.jpg (44040 bytes)По озеру идти было отлично, но вот мы свернулись и началось форменное гумно (...с отрадой, многим незнакомой, я вижу ПОЛНОЕ ГУМНО...), перерезаемое мерзостными шиверами. Наконец показался мост. Перед мостом имеется приличный порог. Кто лучше, кто хуже, но это препятствие мы все одолели. И тут случилась обидная оказия. За поворотом был маленький завал и порог. Пошли не глядя, все вроде было нормально, но в результате мы получили здоровенную дырищу. Пришлось встать на обед, а мы шились и клеились. В пять часов все закончили и поплыли. Все время нас подстерегали камни и коряги. А под ж.-д. мостом, успешно обогнув все сваи, мы умудрились зацепится за корягу и Антону пришлось лезть в воду. Согласно карте, боятся более нечего. Но то что ждало нас впереди превзошло все ожидания. Как-то незаметно мы вошли, сначала в небольшой, а из него - в огромный, бурлящий, изрезанный огромными валунами, порог. В результате двое кильнулись, Антон долбанулся головой (был без каски), я сломал лопасть весла. Все вымокли до нитки и промочили все что можно промочить. Я сел в Лехину байду и довольно успешно прошли порог. Зачалились, хлебнули водочки из горла.

s_dimon.jpg (5444 bytes)Все закончилось благополучно, мы встали на огромном валуне, поставили лагерь. Подсчитали потери - утонула одна из тележек. Вскоре началась пьянка под грибы и картошку. Димон упился до бесчувствия, Кирилл тоже, он толкался во все палатки (кроме своей), порвал Лехину, но мою не тронул. Палки для палатки я вырубил из сосенок, пока держат. Антон спал без спальника у Славки. Заснули все в четвертом часу.

ЗЫ: Кирилл спал ПОД Лехиной палаткой, а Димон 4 раза метал харчи.

9.08.91 Пятница

s_alex_lena.jpg (6819 bytes)Встали. Один Димон стонет и мечется. Птичья болезнь - птица "перепил" долбит в мозг. Решаем сделать полудневку, чтобы заклеиться. Позавтракали овсянкой. Я вступил в обязанности завхоза - пересчитал и разделил продукты. Мы их раскидали по лодкам и старательно упаковали. Бортмешков поубавилось. До шести вечера клеились и зашивались. На обед был борщ из припасенной Леной капусты! Толик высказал свое мнение об этом борще, Ленка расплакалась и убежала, а Прохор чуть не набил за это Толику лицо...

k_dry.jpg (18184 bytes)На воду вышли в восемь. Шли мы долго в ночной тишине, перерезаемой гулом порогов. Прошли 2-3 шиверы. Стемнело. Пришлось встать перед очередным перекатом на болотистом берегу. Развесили сушить вещи, легли поспать. Самые стойкие остались ужинать. Но к 3 часам ночи легли все. Анна спала в нашей палатке, т.к. Славкина вымокла. Решено было назавтра встать чуть пораньше...

10.08.91 Суббота

s_ann.jpg (31080 bytes)Встали в 8 утра. Стали спешно сушить то, что еще не высохло за ночь. Подклеили лодки, позавтракали. Устроили сушилки. Тут следует заметить, что за время сушек была сожжена масса вещей, что всякий раз вызывало жестокое огорчение хозяев. У меня тоже приключилась беда - на последнем пороге я, вероятно, забыл портянки. Кстати, на этом же пороге Липницкий сильно подрался, перевернулся, ушиб ногу, а я "спас" проплывающую по порогу Анюту, залезши по пояс в воду.

Собрались и пошли. При сборах портянки нашлись у Липницкого в лодке, ура! Следующий порог мы провели, тем не менее умудрились прорваться и клеились. При выгрузке я РАЗБИЛ ЛИТР САМОГОНА! Позор, да и свитер до самой Москвы вонял. Когда заклеились и отчалили, вспомнили, что забыли палки для палатки. Но возвращаться было поздно. Мы с Антоном шли в компании Славкиной байды, остальные ушли вперед. Мы догнали их только у порога на выходе из озера. После порога Славик заимел две дырищи в борту и мы снова остались клеиться. Леха, Кирилл и Димон пошли вперед, сказав, что встанут на Пиртозере.

Заклеились и отчалили только в седьмом часу. Потом полчаса шли по широкой "кишке". На выходе из нее прошли пару несложных шивер и пошли петлять по меандрам. Затем мы вышли в озеро, где стоящие туристы сказали нам, что наши ушли вперед. На выходе озеро превратилось в шиверу. Обдираясь об камни и наполняясь водой, мы шли и шли вперед. Смеркается. Вперед и мощная шивера. Лишь случайный умелый рыбак спас нас, сев по очереди в обе наши лодки. Время летит к десяти часам, пришлось встать. Основная проблема - все вымокло и нет сухих спичек. Чудом разожгли костер и высушились.. Поставили палатку. Сушились еще до часу ночи. За это время сварили несоленой вермишелью без тушенки, с трудом съели и немного выпили. Порадовались, что у нас все каны. Ушедшие вперед ели грибы на противне и заваривали чай в кружках.

А мы сбившись в кучу, спали в палатке. Заснули лишь в три часа ночи.

11.08.91 Воскресенье

Толик встал раньше всех - аж в 10 часов. Нас сожрали комары и мы тоже встали. Заклеили лодки и разведали три препятствия впереди. Пока мы собирались, мимо прошла пара групп. Часа в два к нам по берегу пришли Кирилл и Сергей. Кирилл оказался болен и они допили нашу водку. Часа через два они ушли.

По берегу ходят рыбаки. За короткое время они сварили щучку. Толя, как зачарованный, следил за их действиями и поймал сам "хариуса".

Часов в пять я и Антон на разгруженной лодке проскочили две шиверы, дождались Славика. Подтащили вещи и заклеили дырки. Пройдя последний порог, вышли в Пиртозеро и группа воссоединилась. Решено стоять один-два дня, сделать баню и набрать даров природы. Расписали пульку и пошли спать...

12.08.91 Понедельник

Банный день.

Идею бани мы с Матросом вынашивали еще с самого начала похода. И вот приблизился долгожданный час. Погода шепчет, лишь бы ветер не усилился. Устанавливаем каркас, делаем седалище. Я с Абрамовым болтаюсь по лесу в поисках приличных сухих бревен. Напилили штук десять. Остальные заняты кто чем: собирают ягоды, ловят рыбу, клеятся и чинятся. После позднего обеда началась подготовка к бани. Обтянули каркас пленкой, натаскали заготовленных бревен и камней.

s_song.jpg (6375 bytes)Вдруг к берегу причалил на байде восьмилетний пацан из группы, стоящей неподалеку. Парень умудрялся смеяться совершенно невообразимым смехом. Мы напоили его чаем и нанесли обратный визит.Я тем временем сложил и разжег нодью. Первыми, в 10 вечера, пустили девушек, предварительно тщательно проинструктировав. Слабый пол постиг науку париться в кратчайшие сроки и вылезать не собирался. Целый час с реки доносились визг и крики. Все бы хорошо, но мылились они прямо в бане. Никогда не пускайте женщин в баню первыми.

s_prof.jpg (3433 bytes)Наконец и мы сами смогли достичь заветной цели. Я с Матросом устроились банщиками, натаскали камней. Парились попарно. Нам активно помогали Толик с Профессором. Пару раз мы умудрились догнать пар на уровень натуральной бани... С дикими криками мы влетали в воду. Время каждого было ограничено 15 минутами, канов и камней не хватало, но все равно, баня удалась.

После помывки мы устроили себе "Новый год", поставили елку, играли на гитаре, орали песни. Веселье продолжалось до 5 утра...

13.08.91 Вторник

s_slava.jpg (6638 bytes)Большинство после бани проснулось лишь в два часа дня. Полнейшая расслабуха. Кто-то сумел пойти за черникой. Пашка на моем "Салюте" пошел рыбачить, но клева нет. Тогда была снаряжена экспедиция к ближайшему порогу. Толян пошел спать, а Славик чинит сломанный кильсон. Под вечер все собрались. Решено завтра плыть до следующего дневочного места и дневать. Все разошлись клеиться и спать легли рано.

14.08.91 Среда

s_kiril.jpg (5624 bytes)Встали часов 10. Сварили пшенку. Начали собираться. Липницкий доканывал кильсон. После непродолжительный сборов отошли в час. Три лодки опять улетели вперед, мы со Славкой течем в арьергарде. На выходе из озера проходим с наплыва три шиверы и попадаем в следующее. Там мы немного поплутали, но спросив туристов, вышли прямо к обалденному порогу. Первые три участка мы прошли без труда, остальные четыре мы провелись. Часть имело смысл пройти, но шедший прямо перед нами Кирилл лег и мы предпочли проводку. Посушились и дошли до намеченного места, на котором уже был готов обед. Поели и вышли в семь вечера. Капал дождик. Мы шли по системе озер, изгаляясь как могли. Матрос с Димкой пытались развернуть всех против хода. Их старательно обливают водой.

На выходе из последнего, Амбарного, озера была пара шивер, которые вопреки ожиданиям оказались несложными. Уже в 8 часов мы встали на первую стоянку. Место неплохое. Натянули тент над костром. Поставили палатки. Спать легли пораньше, т.к. гитару угробили окончательно.

15.08.91 Четверг

Опять дневка. С утра стоит отличная погода, солнышко. Первая мысль - купаться. Умылись, поели каши "Дружба". Гуманитарный "Симилак" отравлял жизнь и вкус завтрака. В банки из-под него решено собрать черники. Пошли и пособирали. На обратном пути Славик предложил сходить пешком в Калгалакшу, но был поднят на смех. Славик обиделся и пошел один.

s_tolik.jpg (4251 bytes)Возвратившись в лагерь я и Матрос искупались. Вода ледяная. Девицы это на себе уже испытали и пытались нас отговорить, но безуспешно. Потом Ленка устроила парикмахерскую и постригла Прохора и Толяна. На горизонте появилась грозовая туча. Спешно натянули тент, укрепили палатки и убрали вещи. Первый удар был силен, но мы его сумели победить - сварили обед. Часов в шесть пришел мокрый Славик. Он влез в болото и ему пришлось вернуться. Все пугал нас могильным камнем на предстоящем пороге. Обеда ему, конечно, не досталось. Чинзано, которое мы выпили после обеда, тоже не хватило. Злой, он сварил супчик из пакета.

Вскоре приплыли рыбаки, решили завтра идти. Поужинали. Рыбаки снова пошли за рыбой. В результате Димка поймал 6 окушков, мало но уже неплохо. Матрос, бродя по берегу, увидал гадюку, в панике бежал. Кирилл полез в воду за якорем, оступился и весь вымок.

Вечером Славик забил гвоздями гитару, но его усилия пропали. Гитару никто не слушал, а все рассказывали анекдоты и байки. Один Пашка, отщепенец, слушал радио. Спать пошли в два.

16.08.91 Пятница

Встали поздно, часов в 11. Не торопясь, собираемся. Прямо с утра зарядил дождь, все торчали под тентом. Впереди - череда сложных порогов. Собрались только в два часа, а вышли в 3 часа. Только вышли - показалось солнце. Идти стало веселее. Через полчаса первый порог. Мы с Антоном разделись и провели лодку вдоль берега. Последующие пороги мы частью прошли, частью обнесли. Мели чередовались с завалами, так что мы сбились со счета. После пары коротких сливов начинаются последние два серьезных порога, один с могильной плитой (1981). Первый порог довольно короткий, на левом повороте вокруг высокого левого берега. Осмотр и обнос слева. Мы все прошли его успешно, а следующий, длинный, с нечеткой линией движения, обнесли. Время уже 8 вечера, скоро начнет темнеть. Через полчаса после обноса завал во всю реку, который мы обнесли за 20 минут. Вскоре после завала мы вышли на озеро Медвежье. Быстро встали лагерем на красивом высоком берегу. Ужин сварили обильный, спать пошли в час.

17.08.91 Суббота

k_fool1.jpg (47473 bytes)k_fool2.jpg (27087 bytes)Встали в 11 часов, хотя казалось, что уже два час дня. Я с Кирюхой сплавал на завал, забрали забытые упаковку и фартук. Покидали спиннинг, но все впустую. С утра стоит отличная погода, солнечно. Перед обедом опять наползли тучи, но дождя все нет. Славик, Кирилл и Антон пишут пулю. Серега бренчит на гитару, остальные разбрелись по ягоды, да за рыбой. Пообедали, темнеет. Впервые нам улыбнулась серьезная удача - щука и полсотни окуней. Ура, сегодня будет уха! Леха руководил процессом. Наконец, в полдвенадцатого, еда подана. Эффект поразительный. Под ушку допили "кубанскую".

k_kiril2.jpg (30519 bytes)Веселились еще до трех ночи. Я со Славкой сотворил из гитары нечто чудовищное на крутках и растяжках, и Славик на ней умудрился что-то сыграть. Я же не дождался окончания вечера и пошел спать...

18.08.91 Воскресенье

s_ann2.jpg (3323 bytes)Все встали довольно рано и начали спешно собираться. Лишь Анюта и Антон встали поздно. Из-за этого пригорела рисовая каша и я задрался ее вычищать. Наконец, все проснулись, собрались и вышли. Трое, как всегда, улетели вперед. Мы со Славкой вышли в полтретьего, на полчаса позже. Долго шли по озеру Медвежье, искали выходную протоку. Оказалось, что протока течет довольно странно - назад, на запад и делает огромную петлю. На этом участке мы сходу пролетаем несколько шивер, что придало нам уверенности. Под мостом встретили убежавших вперед. За мостом порог, за ним еще один. Проход осложняется солнцем в глаза. Тем не менее все прошли удачно, но текли и сочились после этого без конца.

Впереди еще 4 крупных порога. Первые два прошли особо не напрягаясь. На предпоследнем часть порога пришлось провести и я промочил сапоги. Остальные прошли без проблем. Впереди последний порог, он для нас непроходимый, ибо уже темнеет. После обноса стемнело окончательно. В конце обноса стоял турист, он сказал, что впереди только пара небольших шивер.

Нам ничего не оставалось, как догонять наших в темноте и тумане. Вслепую прошли порог под мостом, чудом прошли еще пару шивер. Под конец сели на мель, вылезли и промокли. Холодает. Но вот, слышны голоса и виден огонь. Гребем изо всех сил, чалимся, разгружаемся. Вот она, последняя стоянка. Через полкилометра по дороге Калгалакша. Мы сварили макароны и объелись до отвала. Над нами северное сияние. Все утомились и пошли спать.

19.08.91 Понедельник

Путч.

Полгруппы встали рано утром и отвалили в деревню. Вернулись они к завтраку. Мы с Толиком, тем временем, забацали гороховый супчик. Ребята сказали, что автобус будет лишь в среду. Но председатель обещала назавтра к 9 утра предоставить нам машину. Кроме того было куплено немало жратвы в здешнем убогом магазине. Кроме того, местные жители говорят о каком-то перевороте, но мы не придаем этому значения.

После таких новостей оставшиеся рванули в деревню. Сказавшись ленинградцами, тоже накупили в магазине разных полезностей, сыр, "беломор", а Матрос купил полукеды. Чтобы прервать ненавистную Ленкину традицию выдавать сухари нормировано, мы купили ящик печенья. У какой-то бабки купили хлеба. На обратной дороге собирали чернику. В шестом часу пошел дождик, который усилился и шел ливнем до поздней ночи. Ветер драл тенты и все палатки вымокли насмерть.

Чтобы не скучать стали слушать радио. Тут мы, наконец, и услыхали о перевороте. Жестокие матюги посыпались над рекой Калгой. Решено уйти в партизаны. Уснули в полдвенадцатого под непрекращающимся дождем.

20.08.91 Вторник

Встали в 4 утра. Собрали рюкзаки. Вещи все мокрые. Кое-как закусили и попили чаю. Погрузили рюкзаки в лодки и вышли часов в шесть. Лодки из-за мешков дико неостойчивые, все боимся чего-нибудь утопить, но все обошлось. Чалимся и сушим лодки. Народ в деревне абсолютно пьян по причине путча. Но вот обещанные девять часов, а машины нет. Наконец появляется пьяный водила, он повезет нас за 240 рублей и бутылку вперед. До двенадцати обсуждаем эту проблему. Согласились дать авансом бутылку. Но председательша не выписала путевку. Все обломалось, а бутылка уже выпита.

Еще один местный алкан собирается отвезти нас морем до Куземы на МРБ, но и с ним облом. С горя идем на почту, даем телеграммы домой. Матрос хотел послать своей подруге нелепую телеграмму типа "шузы купил, коммунизм наступил, все поелось", но телеграфистка напрочь отказалась послать такую телеграмму, все-таки путч как-никак.

Мы уже совсем было отчаялись, но вдруг, откуда ни возьмись появляется МАЗ с платформой. За "катю" он довозит нас до Энгозера в рыбацком баркасе, принайтованном на этой самой платформе. Часа в два поехали. Я и дамы ехали в кабине, водила раз перепутал мой сапог с рычагом передач и пытался ею дергать... Было тряско, но я умудрился уснуть. В кабине сидел веселый дядька, он звал нас к себе в вагончик попить чайку перед поездом.

Высадили нас в километре от станции. Было три часа дня. Часть группы пошла в магазин, мы же сварили обед. Поели сыр со свежим хлебом. Собрали горы брусники. В шесть понесли вещи на станцию. На вокзале полно турья, среди них Лехин дядя. Часов восемь пошли в гости к давешнему дядьке. Попили чаю, посмотрели программу "Время". Ну и лажа твориться в стране.

С помощью того же мужика удалось купить хорошие билеты, мы начинаем оттаскивать вещи к платформе. Стемнело и похолодало. Стали орать песни, перекрикивая громкую связь. Гитары нет, мелодию вытягиваем голосом. Повеселились. Поезд опоздал на 40 минут. И, конечно, он проехал нашу груду вещей. В мгновение ока мы запихали наши шмотки по всем тамбурам, вроде ничего не забыли. Потом еще час собирали свои вещи по всему поезду. Легли спать только во втором часу. Пока все идет нормально...

21.08.91 Среда

Встали, на удивление, рано - в полдвенадцатого. Жизнь бьет ключом. В Медгоре вошло дикое количество турья, нам еле достался кипяток. В 12-40 уже и Петрозаводск. Вышли, купили печенья, газет, икру кабачковую. Курильщики (у них курево кончилось еще на предпоследней дневке) наконец-то купили сигарет - "Магна" по 6 рублей! Толян чуть не опоздал. Послушали радио, поздравили друг друга с победой демократических сил.

Пообедали и поспали до шести. На последние деньги сходили в вагон-ресторан. Притащили ведро кипятку и заварили чай. В соседнем вагоне стрельнули гитару, попели песни. Все жутко весело...

Так и кончился поход!

Выводы и рекомендации

Оценка маршрута.

Маршрут может рассматриваться как хороший маршрут для начинающих и семейных групп. В спортивном плане интересен группам с ограниченным временем.

Достоинства: Очень удобная заброска - к озеру вы приезжаете прямо на поезде. Достаточно удобная выброска - из населенного пункта Калгалакша. Надеюсь, с 1991 года многое изменилось в лучшую сторону. Обилие ягод, грибов и рыбы. Много красивых озер с хорошими стоянками. Наличие достаточно интересных и полноводных препятствий. Маршрут короткий - его можно пройти спортивно за 4-5 дней, таким образом его можно порекомендовать группам с ограниченым временем (весь поход займет 8-9 дней). А можно, если помногу стоять на озерах, провести на реке хоть месяц.

Минусы: Длинные, с низкими болотистыми берегами протоки между озерами. Наличие непроходимых завалов. Обилие туристов и рыбаков. Комары.

Сезонность реки: Июнь-Август. В Июне-начале Июля слишком много комаров и нет даров природы, зато погода получше. В Августе часты дожди, зато всего остального в достатке (комары тоже есть, но меньше).

Итого: Все типично карельское.

Оценка прохождения маршрута группой

Перечитал дневник и ужаснулся. Группа чайников, прошли реку, обошлись малой кровью и стали считать себя крутыми. В результате весной на Пшехе оказались в аварийной ситуации.

Все могло быть хуже. Учитывая, что дело было в 91 году, а мы были первокурсниками, проблемы со снаряжением, деньгами, напитками вполне объяснимы. Тем не менее группа пошла на достаточно серьезную реку фактически без спецснаряжения. Не было ни касок, ни спасжилетов, ни спасконцов, ни запасных весел, ни нормальной сплавной одежды, ни надежных гермомешков. Лодки были без фартуков. Результат - отсутствие страховки на порогах (и это при 12 людях в группе!), постоянно мокрые вещи, потенциально опасные ситуации.

Постоянно практиковалось недопустимое разделение группы. В результате не было страховки, возникали проблемы с лагерным снаряжением, ухудшался моральный климат. Из-за поздних выходов резко сокращалось ходовое время, многие препятствия приходилось идти без просмотра или в темноте, удобные для тренировок пороги не использовались.

Правда не все было так плохо. Аптечка и ремнабор были адекватными. Раскладка составлена и выполнялась грамотно. Опасные препятствия обносились. График движения был выдержан. Заброска и выброска проведены относительно удачно.

Одно печально. От отсутствия денег и по молодости пили на маршруте мы гораздо меньше чем сейчас, с годами пьянство все глубже засасывает нас в свою пучину...:

Приложение

Самораспаковывающийся архив с картой Калги.(177 кб)