Заставка (20 kbytes)
Счетчик посещений Вернуться на первую страницу Карта сайта Назад на страницу про реку Фотоальбом на Zing.com Напишите нам письмо
Главная/Походы/Охта/Дневник

Дневник

туристического путешествия, совершенного по маршруту:
г.Москва - г.Беломорск - сплав по р.Охта - г.Кемь - г.Москва

Состав участников:

• Шотин Михаил Маркович. Боцман (Т3)

• Мазалов "Матрос" Сергей Львович. Капитан "Таймень-3"

• Липницкий Вячеслав Юрьевич. Дорогой Руководитель (Т3)

• Гордеев "Толик" Анатолий Игоревич. Гребец (Т3)

• Рогожин Антон Валерьевич. Помпендер (Т2)

• Дружинина Анна Сергеевна. Солнце Наше (Т2)

• Курилов Кирилл Владимирович. Маленький Монстр (Т2)

• Абрамов Павел Юрьевич. Самовар (Т2)

Сроки путешествия:

11 5.08 дневка, осмотр пор. Кивиристи
12 6.08 обнос пор.Кивиристи - Печкопорог - ниже пор.Муравьиные 4 ч  14 сплав
13 7.08 дневка
14 7.08 пор.Муравьиный - пор.Тютерин - обнос пор.Охтапорог - р.Кемь - Подумежская ГЭС 6 ч  30 сплав
  8.08 Подумежская ГЭС - г.Кемь.     автобус
15-16 9.08 - 10.08 г.Кемь - г.Москва     поезд

КАРТА (100 кил)

... - 26.07.92 Воскресенье
Дни перед отъездом.

У нам не хватало места в байдарках. В Тошиной байдарке хотели идти и Анюта, и Матрос. Мне вообще не с кем было идти после весенней катастрофы. Тогда Матрос взял у Петровичей (комсомольцев НПО "Энергия") "Таймень-3", правда без шпангоута. После двух дней препирательств решили идти на этой байдарке я и Матрос, т.е. я матросом у Матроса. Новая беда - где взять шпангоут. Взяли его у Мазаловского соседа, Валерки. У него же взяли палатку и тент из пленки. Шпангоут, правда от "Тайменя-2", но ничего. После сборки байдарка выглядит в плане как цифра 8.

Я покидаю Калининград и еду домой готовиться. До отъезда чуть больше суток. Собирался я до полвторого, искал вещи. В "яровский" рюкзак ничего не лезет, надо надшивать. Весь день что-то шью, клею, пакую. Забыл супы. Днем мама надшила рюкзак - вещи, наконец влезли. До вокзал папа довез на "Запоре".

Пишет Матрос: ...Сижу я значит дома Майк увез основные вещи делать нечего. Пошел попрощался с Бабушкой и она передала Нюшке самый румяный пирог Помог собраться толяну В 11-00 мы с Батей выехали Притащились на вокзал и Батя уехал, а мне подарили початую бутылку водки...

Славик и Толик чуть не прособирались - за 3 часа до отъезда их байда была еще в собранном виде. Но они сумели быстро упаковаться и доехали без приключений. Они ехали от Болшево. Анька ехала от Тошки из Орехово-Кокосово, они приехали, естественно, позже всех. У Кирилла и у Пашки целая тонна сумок с едой в поезд. Есть даже яблоки с грушами. Пока ждали поезд их и съели. Без десяти час пошли таскать вещи. Унесли все за один раз, но пупок чуть не порвали. Погрузились. Чуть не забыли Кириллов "пенал". Места у нас самые наши - у сортира. Тронулись в 20 минут второго. Поезд 112 Москва-Мурманск. Перед отходом Славик зачем-то дал телеграмму в Беломорск...

Пить начали минут через 40 после отправления. Пили сначала даренную водку, потом "Агдам", потом "Крушталеву". Догонялись "Роялем". Однако никто не упился и все обошлось без эксцессов. Уснули не позже 5 утра.

27.07.92 Понедельник
День в поезде.

Встали, голова у всех болит. Матрос и Кирилл похмелились спиртом. Петрозаводск ожидается только в 4 часа дня. До этого времени мы чем только не занимались. Даже в шахматы играли. Пожрали какими-то объедками (стремным паштетом).

В Петрозаводске купили булочек и мороженное. Кое-кто сумел купить пива. Попили чай. Поспали до МедГоры. Там купили банку сока. Снова поели. Ближе к 11 стали собираться. Матрос и Толик, при деятельном участии Рогожина пытались открыть ключом проводника задний тамбур. Но у них ничего не вышло. Однако через час проводница без всякой нашей помощи эту дверь открыла (чудо, не иначе). Перенесли вещи в нерабочий тамбур. Ждем.

28.07.92 Вторник
Заброска.

Денек предстоял крутой. На вокзал в Беломорск прибыли без пятнадцати час. Стоим шесть минут. Быстро выгрузились (куда спешили?). Побежали на станцию. Говорят, что есть некий транспорт, который возит туристов. Взяли тележку из камеры хранения, перевезли шмотки к дороге. Холодно. Но не темно - только-только кончились белые ночи. Играем в "летающую тарелку". Классно.

Время от времени к нам подходят местные фауны и стремают гнилыми базарами. Я лег поспать на пене. Проснулся от того, что Славик тряс меня за плечо. "Вставай, война!"- звучало у меня в голове. Это к нам приехал грузовик. Мы быстро погрузились и тронулись где-то в полпятого. Пришлось ехать в открытом кузове по местным дорогам. А тут еще в кузове кроме нас и вещей - две бочки мазута, которые методично давят наши рюкзачки. Анюту по дороге укачало. В Машозеро приехали в семь утра. Водила взял с нас 500 рублей и бутылку "Рояля". Еще за 200 рублей и за бутылку водки ГАЗ-66 "Вахта" докинул нас до самой Охты. В салоне удалось немного поспать. Один Славик сидел рядом с водилой, слушал его болтовню и так и не поспал.

Выгрузились у моста через Охту перед Куккумозером. До озера один шкурник. Вода низкая. Долго спорили что лучше - поставить лагерь и отоспаться или начать собираться. Но регулярно проезжающие лесовозы убедили нас в необходимости начать сбор судов. Одновременно готовим обед. Мы с Матросом укрепили кильсон посредством двух немаленьких сосенок. Пообедали. Только решили собираться - пошел дождь. Но я к тому времени оделся в сплавное и намок не сильно. Пришлось собираться под дождем, в результате вещи немного отсырели и намок картонный ящик с консервами. Попили чайку. Когда плюнули на дождь и пошли таскать лодки в воде, дождь и кончился. Кроме нас рядом собирались еще две группы и они жалостливо поглядывали на наше убогое снаряжение.

Упаковались и погрузились успешно. У нас даже оказалось не так уж и много вещей. Отчалили в пятом часу. Посидели на шкуродере и выскочили в Куккумозеро. По нему идти не более 10 минут. На выходе из озера плотина. Мы решили, что это и есть выход в Охту. Славик чудом не пошел туда схода - поперек слива лежало полу утопленное бревно. Через бревно удалось перепрыгнуть лишь с помощью поставленных на плотине людей. Потом была шивера в ряжевых стенках, суда по ней пришлось проводить из-за низкой воды. Потом была еще плотина, ее прошли чисто ибо скорость течения низкая. Далее река сужается, опять шкурник, первыми идут Рогожин с Анькой. Последнее препятствие перед озером - шивера Лестница. Воды мало, постоянно сидим.

Вот и Муезеро. Места красивые. На одном из островов стоит группа. Поболтали. Ребята долго удивлялись, почему это мы идем без "фартуков"... Встали на стоянку на соседнем острове часов в восемь-девять. Пока ставили лагерь - прибыли "гости" - местные егеря. От них откупились бутылкой водки. К ночи Матрос со Славиком сплавали на о.Троицкий глядеть церковь. Спать пошли рано. Перед сном я заклеил лодку. Ночью шел дождь, но я с вечера убрал все вещи под тент и ничего не намокло.

29.07.92 Среда
Гордеев остров.

Дежурят сегодня Кирилл и Пашка. С утра шел ливень, многие вещи, в том числе и Славкина палатка, намокли. Все утро варили кашу. Я встал не раньше часа. После завтрака дождь кончился. Кирилл с Пашкой поехали смотреть церковь, за ними намылились Анюта с Антоном. Матрос отвез меня и Толика по грибы на коренной берег. На озере встречный ветер. Грибов не собрали, зато много черники. Вышли на берег, махали руками и кричали. За нами приплыли Матрос и Славик на двух лодках. Они остались собирать ягоды, а мы вернулись в лагерь. Там уже готовится ужин. Толик вступил в остатки "Геркулеса". Потом мы долго обсуждали программу вечера. Решили чуть выпить. Допили бутылку спирта при еле тлевшем костре. Костер разгорелся часам к трем ночи, когда я уже спокойно спал.

30.07.92 Четверг
Гнилая Охта.
Гумно

Встали поздно, в основном, из-за дождя. Дежурят Матрос и Толик. Долго что-то варят, наконец завтракаем. Собираемся, но перед самым выходом пошел дождь. Уселись под тент. Идти под дождем неохота. Оставили табличку - остров на котором мы стояли отныне будет называться Гордеевым в честь Толика.

Отошли в три часа. Час гребли по озеру. Ветер постоянно сбивает с курса. Но вот, наконец, и плотина на выходе из озера, идется сходу. За озером река петляет, берега отвратительные, болото и мертвый лес. Шли долго пока не показались три порога. Один посмотрели. Прошли нормально по центральной струе. Остальные два прошли схода. Пару раз крепко сели. Мы с Матросом постоянно ругаемся куда грести.

Дольше опять пошла убогая река. Время от времени встречаются каменные гряды посреди реки с не всегда очевидными проходами. Раза два садились на подводные камни. Потом пошло гумно ("С отрадой, многим незнакомой, я вижу ПОЛНОЕ ГУМНО!"). Час шли еще более-менее нормально, но вскоре подул сильнейший встречный ветер. А дело уже позднее, к девяти. Сильно устали, но стоянки все нет. Перед озером стоят рыбаки. Вскоре показалось и само озеро. Все устали до невозможности от этого ветра, поэтому встаем тут же на выходе из реки на скальной стоянке. Место засранное, сильно продуваемое постоянным ветром с озера. Быстро ставим лагерь, костер опять не хочет гореть (третий день дождь).

Где-то через час подошла группа на "Вольноветровских" катах. Встали они совсем рядом с нами, места почти не было. У костра сидели не очень долго - гитара звучала как-то странно. Спать пошли рано.

31.07.92 Пятница
До озера Лежево.

Славик растолкал меня в шесть утра. До восьми мы готовили кашу "Дружба". Каша немного подгорела. Собрались быстро и вышли в 10-11 часов. Ветер, на удивление, попутный, хотя и слабый. Потыкались в заросшую протоку длинном полуострове и набрали грибов на обед. У проходящей группы подтвердили свои подозрения, что остальные протоки тоже заросли. Пришлось идти в обход через озеро Ригорека. Усиленно грябаем.

Вышли в Алозеро. Пристали к брошенной деревне, кроме малины там ничего хорошего нет. Гребем дальше, вскоре должна быть плотина. Подошли к одной. Воды мало, камней много. Протаскиваем байдарки по этому мелководью до широкого плеса. Каково же было наше разочарование, когда мы увидели широкий и полноводный проход, до которого мы не дошли метров 300 по озеру!

Тут же на убогом берегу (рядом было отличная стоянка) пообедали. Сварили грибной суп. Толик пошел ловить рыбу, но ничего не поймал. С рыбой нам вообще не повезло - спиннинг сломали, прочие снасти потеряли. Вдруг пошел сильнейший ливень, Толик бросил удочки и прибежал к нам под тент. Все насколько намокли. Обед получился длинным - с четырех до семи. Потом пошли дальше. Кирилл, похоже, приболел, поэтому торопимся и усиленно гребем. Проходим, не глядя, три порога. Пороги простые, проходятся по центральной струе. За ними опять идет гумно. Время от времени встречаются маленькие шиверы. Так шли мы довольно долго, а сзади нас нагоняла чудовищная туча. Туча догнала нас на выходе в озеро Лежево. Переждали грозу на мыске и пошли дальше. Время уже десять часов, пора вставать, но мы хотим найти стоянку, отмеченную на карте.

Но мы мерзко обманулись. Пришлось затемно вставать на абсолютно нежилом берегу на кочках в зарослях багульника. Лагерь поставили молниеносно. На берегу много плавника, удалось разжечь большой костер и быстро сварить гречку. Спать пошли сразу после чая. День выдался напряжный.

1.08.92 Суббота
Воронье Озеро.

Встали в одиннадцать. Дежурят Кирилл с Пашкой. Какое убогое место! Позавтракали "Геркулесом". Пошел дождь. Попрятались по палаткам. Кирюха клеится. Время подходит к двум. Сегодня надо бы дойти до отмеченной на карте бани на оз.Воронье. Там можно подневать.

Все устали после вчерашнего дня, никто не шевелится. Задвигались только к четырем часам и вышли со стоянки только в полшестого. Дождь, ливший все утро, кончился, но дождевые тучи подпирают со всех сторон. Озеро Лежево проскочили за 40 минут и прошли плотину. Плотина неприятная. Матрос неудачно зашел (я вылез для облегчения веса лодки) и на выходе чиркнул дном и, вроде, продрался.

Фотоаппарат барахлит и рвет пленку. После плотины - узкая быстрая протока, за ней озерко. Опять пошел дождь, но туча задела нас лишь краем. После маленького озерца порог Мельничный. Просмотрели и прошли без проблем. В пороге впервые попадаются мощные стояки. За ним еще один совсем несложный порог. Зато последний, Пебозерский порог, доставил нам массу впечатлений. Пошли без просмотра, а зря. На самом выходе посреди потока стоит обливной камень, с наплыва кажется, что это большой стоячий вал. Как мы на него не налетели - не ясно. А Матрос при этом еще и лево право перепутал. Кирюха этот камень немного зацепил, немного порвался. Но это ерунда, все равно все лодки немного травят.

Порог выносит нас в Пебозеро. На берегу видны развалины деревни. За ним еще одно озеро, а за ним Воронье озеро. Из-за туч вышло закатное солнышко, гребем, распевая песенки. Проходим мимо "Острова Духов", но чалится не стали. К ночи подул ветер. Чалимся к тому месту, на котором по карте должна быть баня у плотины. Но ни плотины, ни бани нет. Берег в крупных камнях, по берегам валяется плавник, много черники. Встать негде. Переправляемся на остров и быстро ставим лагерь. Ветер все усиливается. Уже в темноте ужинаем, сидим допоздна.

2.08.92 Воскресенье
Курилов остров.

Дежурят Антон и Анька. Разбудили нас в полпервого. Поели манной кашки. После завтрака ребята поехали на тот берег за ягодами. Оставшиеся до трех часов мочили морду.

К вечеру я и Славик пошли делать баню. Баня вроде ничего. Часов в шесть приехали эти друзья с черникой. После обеда пошли доделывать баню. Натянули пленку и разожгли нодью с камнями. Понаделали веников. После разборки, кто будет мыться первым, Славик и Кирюха вообще отказались от бани. Первыми пошли париться Антон с Пашкой. Потом настал черед меня, Матроса и Толяна. В бане не особо жарко, но лучше чем ничего. Перед баней и после помывки - ритуальные 100 грамм. После нас мылась Анюта, а мы тем временем пили "чинзано" из привезенной черники. Пилось хорошо и весело, даже Антон и Славик выползли из палаток. На закуску была вермишель с тушенкой. Мы с Пашкой обожрались и громко обсуждали разные околомузыкальные темы. Спать легли часа в три ночи.

3.08.92 Понедельник
Черничная стоянка.

Встали в полпервого. Если это можно назвать "встали". Бодун свиреп. Вместо головы - Большой Хрустальный Шар. А в нем перекатываются маленькие дробинки. Потом Большой Хрустальный Шар превратился в Гудящий Стеклянный Шар, а ближе к вечеру скукожился в Ватный Ком.

Матрос с Толиком делают "Геркулес". После еды тормозим до четырех. Спим. В полпятого зашевелились. Собрались и вышли в полседьмого. Дует слабый ветерок и капает мелкий дождичек, холодно.

Подошли к плотине. Я опять вылез, а Матрос опять убого вошел в слив. Подрался. После впадения реки Оленья - небольшой порог. За ним начинается заросшее Корнизозеро. За озером вскоре начинается Пичепорог - длинная шивера. Рогожин полез в порог сходу, за ним остальные, все прошли без проблем.

Все стоянки за порогом заняты. Идем дальше и видим ровное место с оборудованной стоянкой (стол). Ставим лагерь. Время уже десять часов вечера. Кругом море черники и голубики. На ужин Толик приготовил коронное блюдо - вермишель с сайрой. Я в жизне не ел ничего гаже. Пашка и Кирюха спали по чужим палаткам ибо своя вымокла. В мокрой палатке ночевал лишь упорный Славик, на утро он об этом уже жалел. Павел до ночи веселили народ байками про себя и Рогожина. Спать мешали злые комары...

4.08.92 Вторник
Оверкиль на Хеймеге.

Дежурим опять я и Славик. В палатке жарко и тесно. Солнце пробивается сквозь тучи, на улице отлично. Время детское - полдвенадцатого. Вместо "Дружбы" делаем простую рисовую кашу. Собираем голубику и вещи. Грибов все нет. Погода начала портится. На воду вышли в 4 вечера.

Вскорости проходим Кожаный порог. Без просмотра. Через некоторое время на левом повороте начинается порог Ойнагайне (Олений). Рогожин, подначиваемый Анютой пошел без просмотра. Прошел, естественно, плохо, хорошо хоть не перевернулся. Мы зачалились на правом берегу для просмотра. Порог короткий, поперек реки несколько плит, падение большое, воды мало. Мы с Матросом прошли чисто, Славик/Толик и Кирюха/Павел выскочили на одну и ту же обливную плиту, но сумели успешно соскочить. После порога побеседовали с каким-то бородатым инструктором. Он резонно поругал нас за отсутствие страховки, популярно объяснив что такое "морковка".

Через несколько поворотов начинается длинный Лоунапорог. Длиннющая мелкая шивера. Слева стоянка, на ней полно катамаранщиков. Пошли без просмотра. Многократно пришлось сидеть на камнях, часть порога пришлось проводить вдоль берега. За ним еще пара шивер попроще.

За характерном левым поворотом начинается Хеймег. Мы зачалились слева перед поворотом к характерному покатому скальному выходу. Слева обносная тропа. Есть чалка и к правому берегу поближе к порогу. Просмотрели. На том берегу давешний инструктор встал со страховкой. Сам порог выглядит стремно - вся Охта устремляется в пятиметровые ворота и лупит в правый скальный выход, образуя жесткую косую бочку. На выходе порога расположена каменная гряда, в нашу воду полностью открытая. Правая протока мелкая, слева проход чистый.

Первым пошел Славик. Он влетел в отбойник и эффектно перевернулся. Дядька бросил ему "морковку", Славик поймал ее и выбрался на берег. Толик с лодкой вылетел на выходную гряду и там застрял. Там мелко, Толик поставил лодку на ровный киль и подтащил в правому берегу. С помощью стоявших на берегу туристов он затащил ее на берег. Вещи подмокли но не ушли из-за фартука.

Потом пошли остальные под свежим впечатление от оверкиля. Мы с Матросом слив прошли нормально, зачалились перед выходной грядой справа и провелись вдоль берега. И Тоша и Кирилл успешно прошли слева от гряды. Мужичок на берегу поругал попавшую под руку Анюту за несоблюдение нами элементарной техники безопасности.

Лагерь разбили тут же на остром мысу над порогом. Поужинали. Впервые собрали немного грибов. Погода испортилась, с вечера дул сильный ветер, ночью пошел дождь. Подумали было выпить, но закуски мало, а ужин уже съели. Плюнули. Наладили спиннинг, но ничего не поймали. Спать пошли очень рано, лишь Матрос с Толиком сидели допоздна.

5.08.92 Среда
Дневка на Кивиристи.

Встали в двенадцать. Солнце время от времени выглядывает из-за туч. Антон вместе с манкой подал на завтрак блины! С компотом из сухофруктов! Молодцы! Пригодился таки сваренный аргоном алюминиевый противень Толика. Потом все пошли смотреть Кивиристи. Славик с Антоном поехали смотреть с обносного левого берега, а мы пошли по правому берегу, надеясь собрать грибов. Грибов собрали много, хотя попали под дождик.

Вышли к порогу, а там уже Анюта стоит. Сфотографировались. Сверху над третьей ступенью стоит группа. По правому берегу каньон никак не осмотреть, можно только слева. Вышло солнце. Посмотрели прохождение порога катамаранами. Стремно. На обратном пути я классно искупался в лесном озерке.

Обед получился очень сытный. Во время обеда какая-то группа шла Хеймег, но к нашему огорчению никто не кильнулся. После обеда долго мучались от безделья. Поиграли в карты, в шахматы и в "летающую тарелку". Над головой время от времени пролетают перехватчики. Погода солнечная, но холодно из-за ветра. На ужин намечаются жаренные грибы и, может быть, выпивка. Поужинали без энтузиазма. Ветер рвет тенты. Пить не стали, лишь чуть-чуть поиграли на гитаре. Спать пошли рано.

6.08.92 Четверг
Темноеды.

Встали опять поздно. Паша с Кирой варят рисовую кашу. Толик зудит, что мало постояли, что надо бы Хеймег пройти по новой. Славик поймал его на слове, и пока все собирали лагерь они оттащили вверх лодку и пошли порог. Прошли гораздо лучше чем накануне, на выходе получили длинную пробоину и им пришлось зашиваться. Пока они шились, мы переправились на левый берег для обноса. Время уже четыре часа. Пока ждали Славика смотрели на прохождение Кивиристи крутыми ребятами на навороченных "Тайменях". Это отбило всякую охоту идти третью ступень.

Потом мы таскали вещи и ждали Славку с Толиком. Кирюха всю дорогу громко ныл и скандалил по этому поводу. Наконец все перетащили и в шесть отчалили. За поворот несложный порог. По описанию впереди Печкопорог, опасаемся влететь в него схода. Пару раз проходили по довольно непростым шиверам, но это все не он. Наконец впереди что-то белеет, да и приметы совпадают. Чалимся слева и смотрим насколько позволяет поворот что там впереди. На заходе проносная бочка, дальше шивера. Идем в бочку, нас всех здорово заливает через кокпит. Нашу и Славкину лодки залило меньше других, т.к. у нас были некие подобия фартуков. Выходную шиверу прошли чисто.

За Печкопорогом опять небольшая шивера, после нее пошло долгое гумно. Капает дождик, грести надоело. Слева увидали баню. Ее оккупировал тот самый бородатый инструктор со своей школой. За ними вскоре начались Муравьиные пороги, каменные гряды с мелкими проходами. Их пошли не глядя и в результате много раз сидели. Посмотреть пороги, особенно последний, весьма стоило бы. Кирилл на последнем порвался. За поворотом разрушенный мост и последняя шивера. Встали над мостом на удобной стоянке. Собрали грибков и тут же их пожарили. В небе свищут перехватчики. Под ужин начали пить. Пили разведенку под грибы, пели песни, посидели неплохо. Когда мы разошлись, Толик, Матрос и Пашка добавили. Матрос после этого прилег в ближайших кустах, а они ходили искать его под мостом, долго орали. Он все слышал, но не откликался. Ночью Пашку и Кирюху пробило на жрачку и они потемноедствовали остатками сухарей.

Ночью шел дождь...

7.08.92 Пятница
Последняя Дневка .

Встали поздно, как обычно. Дежурные, обожравшись накануне, проспали. Полная палатка комаров. До обеда готовили завтрак. Делать решительно нечего, пытаемся играть в "крокодила". Матрос сразу выиграл. Ночной дождь намочил половину вещей и мы стали сушить их над костром. В результате Пашка лишился рубашки. К вечеру пошли за дарами природы. Я собрал литр гонобобеля, Толик перебрался на тот берег и ищет грибы. Матрос пошел смотреть куда ведет заросшая дорого от разрушенного моста, но ничего не нашел и, поплутав, вернулся. Поужинали и болтали до ночи. Один Толик весь вечер собирает ягоды. Напротив нас встала группа. Спать пошли нормально.

8.08.92 Суббота
Выброска.

Предстоит сложный день. Пытались встать в шесть утра, проспали. Я с трудом встал в восемь. Костер разжигали до девяти, позавтракали только в десять. Группа напротив давно снялась, а мы все тормозим, клеим лодки, собираемся. Вышли в полпервого, уже рекорд.

Два часа гребем по гумну до порога Тютерин. Погода отвратительная, дождь с ветром. Порог обнесли по удобной полке слева. Сам порог выглядит эффектно, по огромной плоской плите вода течет тонким слоем в 20-40 см. И лупит в сплошную гряду камней, образуя фонтанчики брызг. Каякер, может и пройдет, а лодка или кат - вряд ли. При обносе Анюта подобрала какого-то сурка, посадили его в каны и пошли дальше. До Охтапорога еще час по гумну, незадолго до порога маленькая шивера.

При обносе Охтапорога нас нагнал дождь. Порог решили обносить, ибо отсутствие страховки и состояние наших судов гарантировали проблемы при прохождении. Порог типично карельский, на заходе слева бочка после высокого слива, справа камни, далее шивера с парой локальный бочек. Просмотр и обнос справа, там же стоянка. При обносе выяснилось, что каны залило и хомяк, похоже, сдох. Но Анюта сумела отогреть его (она даже довезла его до поезда, где он уже окончательно издох).

Стоящая группа порадовала нас, сказав, что от порога до плотины не более часа хода. Через пятнадцать минут Охта впадает в широченную Кемь, дует сильный попутный (sic) ветер, волны довольно большие. Но вот мы подходим к плотине Подумежской ГЭС, чалимся слева. Разбираем суда. Холодно и моросит, но на ветру удается немного посушить лодки. Собрались за пару часов. Мы собрались быстрее, потащили вещи к остановке. Мы успели подтащить вещи к автобусу, но остальные безбожно отстали. Автобус ушел, но обещал вернуться в полдвенадцатого. В ожидании автобуса гуляем по окрестностям. В местном магазине оказалось пиво! Местные жители угостили нас хлебом. Сходили на плотину. На камнях огромная надпись "4 дня до приказа".

Вот и автобус. До Кеми ехать 20 минут. Ночь, с билетами вечная проблема. Удалось купить билеты на 343 поезд в 1-10 ночи, при этом кассирша нас здорово обсчитала. Угадали место остановки нашего 15 вагона, успешно погрузились, заняли два купе. В кан налили кипятка, попили чай. Спирт решили сохранить до гусятника...

9.08.92 Воскресенье
Домой!

Встали в 12 утра, за полчаса до Петрозаводска. В городе купили еды, а курящие купили по 6 рублей экзотические сигареты "Magna". За окном жара.

В Новооктябрьском мы опять прикупились едой и питьем. Поменяли паровоз на паровоз, причем с другой стороны. Поехали "обратно". Минут через пять поезд затрясло он резко затормозил. На Матроса упал Славкин ужасный рюкзак. Со стола смело всю еду. Мы в это время писали пулю. Потом поезд долго сдавал задним ходом обратно на станцию, где и стоял еще два часа. Мы помогли сделать дрова для проводницы, чем заслужили ее благосклонность. В соседнем вагоне едут катамаранщики, мы их видели еще на реке. Познакомились.

Поезд тронулся и они пришли к нам в гости. У нас было и у них было, начали выпивать. Они рассказали, что еще на озерах их адмирала прохватил аппендицит. Они погрузили его на кат ("Вольноветровский") и два дня без ночевки и остановок довезли его до плотины. Прошли все не глядя, кроме Кивиристи. Кивиристи, кстати шли ночью. А на ГЭС весь аппендицит сам прошел. Такой вот у них получился поход. Наслушавшись их рассказов мы тоже решаем прикупить катамаран. Пили до часа и разошлись после ругани других пассажиров.

Прибыли в Москву в пять утра...