Заставка (20 kbytes)
Счетчик посещений Вернуться на первую страницу Карта сайта Назад на страницу про реку Фотоальбом на Zing.com Напишите нам письмо
Главная/Походы/Зеленчук-Кубань/Отчет

  Лоция путешествия по маршруту:

    ст.Невинномысская - пос.Архыз-река Б.Зеленчук - пор.Пушка 

Транспортные перемещения

Заброска

До Архыза можно доехать как из Невинномысска, так и из Черкесска. Однако до Черкесска поезда ходят гораздо реже чем до Невинномысска (прицепные вагоны по четным числам). Поэтому основной вариант заброски - через Невинномысск.

Рекомендуется ехать на нальчикском поезде №61, т.к. прибываешь в город ночью и успеваешь доехать до Архыза к обеду. От вокзала до автовокзала пешком не ходят, для этого имеется автобус маршрута №3, им и следует воспользоваться. Город небольшой, чистый, в магазинах ассортимент и цены сопоставимы с московскими. В выходные дни работает только центральный почтамт. До него можно доехать, поймав машину за 10-15 тысяч ($2-3).

Регулярные рейсы до Архыза отменены из-за нерентабельности, однако всегда можно договориться о поездке до Архыза на любом автобусе, идущем до Зеленчукской. Договариваться следует с диспетчером (билет - 35 т.р.). В Зеленчукской вам предложат назначить дату и время обратного рейса. Это хороший вариант, хотя водители требуют задатка (100 т.р.). Станица Зеленчикская велика, поэтому, если в силу различных причин вы доезжаете только до Зеленчукской, всегда есть возможность договориться о поездке с местными водителями.

Время в пути составляет порядка 6-7 часов, и сильно зависит от многочисленных милицейских кордонов по дороге. Милиция может иногда проверять документы, но если маршрутные документы в порядке, проблем не возникает.

Переброска

Дорога вдоль Зеленчука хорошая и машины по ней ездят довольно часто. В случае обноса вещей несложно воспользоваться попутной машиной. Если вы заранее договорились об обратном рейсе, то за вами несомненно приедут. Если нет, то вы можете воспользоваться попутными автобусами или съездить за транспортом в Зеленчукскую.

Для переброски на Кубань рейсовый автобус, скованный расписанием, не подойдет. В лучшем случае вас довезут до поворота на Черкесск. А уже оттуда имеет смысл ловить более независимый транспорт (нам это стоило 300 т.р.). В этом могут оказать помощь работники милиции, несущие свою трудовую вахту неподалеку. Проезжая через город Карачаевск можно посетить многочисленные магазины и коммерческие палатки, подкупить свежего хлеба, молока, пива. Также несложно отправить телеграмму. На выезде из города рекомендется осмотреть порог “Желоб” (2-й Каменномостский).

Дальнейший путь не представляет трудности. По дороге можно осмотреть предстоящие препятствия. Ехать рекомендуется до поселка Эльбрусский. В местном магазине довольно пустынно, можно купить молока у местных жителей.

Выброска

Дорога вдоль Кубани довольно оживленная. Мы выбрасывались с Аман-хита, поэтому пытались ловить автобус. В результате мы послали гонца в Карачаевск за автобусом и через 40 минут в нашем распоряжении был отличный “Икарус”.

Если маршрут продолжается до 2-го Каменномостского порога, то имеет смысл сплавиться ниже порога ближе к центру города, откуда недалеко до автовокзала. Чалиться следует на левом берегу. С автовокзала уехать примитивно.

Из города Черкесска в Москву ходит прицепной вагон по четным дням и меньше проблем с билетами. Из Невинномысска в Москву, а также в Ростов и другие города ходит больше поездов и больше проблем с билетами. Если вы приехали в Невинномысск и прямых билетов до Москвы нет, можно купить билеты с пересадкой в Ростове.

Описание р.Б.Зеленчук

Реку можно условно разделить на два участка.

Первый участок: пос.Архыз-каньон Косой. Участок характеризуется большой скоростью течения, мощными препятствиями, короткой протяженностью. На этом участке стоянки расположены преимущественно слева. Слева проходит дорога. Правый берег высокий.

Второй участок: кан.Косой-ст.Зеленчукская-пос.Бесленей. Река выполаживается, разбивается на рукава, часто встречаются опасные завалы, пороги редки и неопасны.

Пороги от пос. Архыз до пор. “Порожек” в большую воду залиты. Участок проходится за час ходового времени, препятствия идутся без просмотра. Признак окончания этого участка - осыпь от дороги слева.

1) Шивера “Архыз”. Метров через 100 от подвесного моста у т/б Архыз слева низий бом, перед ним ручей-водопад, река уходит вправо. Перед поворотом, от левого берега, идет гряда камней. Немного выше по центру (правее) - еще гряда. Слева была наша стоянка (стапель).

Проход - по центру, далее уйти влево. Чалка и просмотр: б\п. Много камней в русле в малую воду. В большую воду залит.

2) Порог. В ряде лоций не указан. Река уходит вправо, слева по берегу спускается лестница, на берегу брошенный п/л и заборчик, мешающий просмотру. Сначала река расширяется, а потом вся вода летит в узкую протоку (до 15 м). Слева на входе камни.

Чалка и просмотр б\п. Проход - справа, потом по центру, камни на выходе обходятся справа. В среднюю и большую воду залит.

3) Шивера. На правом повороте по центру галечные острова. Воды больше в правой протоке, но в ней много камней.

Просмотр и проход б\п. Длина участка примерно 700 м. В среднюю и большую воду залита.

4) Порог “Галактика” (“Космонавт”). Сразу после предыдущего препятствия река идет вправо, слева водонапорная башня. Имеется слив, идется сходу. Через 60 м река сужается и идет влево. В центре - характерный зуб с метровыми отбоями по бокам.

Просмотр возможен с обоих берегов, можно идти без просмотра.
Проход - слева от зуба, но можно идти и справа.

Далее река разбивается на три протоки. Справа камни, слева перекат. Прижим влево на выходе из проток. Река идет влево, подходит вплотную к дороге. Большие стояки. После слияния проток слева есть место для стоянки. Начало участка наиболее сложных препятствий. При наличии времени и желания участок от “1-го Взрывного“ до “Пушки” можно просмотреть целиком по дороге, чтобы составит представление о характере препятствий, наметить ориентиры и т.д.

5) Порог “Порожек”. Ориентир - слева осыпь от дороги. Река идет вправо и сужается. Слева пустынная полка вдоль дороги (стоянка). Река огибает ее, основное препятствие - большие валы. Впереди опасные пороги, следует зачалиться слева на полку. Дальнейшие пороги просматриваются по дороге. 6

6) Порог “1-й взрывной”. Ориентир - осыпь слева над дорогой. Перед первым порогом слева памятник. Левый берег низкий, деревья, можно встать на перекус. За порогом река делает зигзаг, огибая полку слева. Порог короткий, представляет собой две мощные бочки, одна левее и мощнее, вторая правее и не такая мощная (большая вода).

Проход: Мы шли справа, вдоль большой бочки в маленькую бочку. Вариантов прохождения много.

7) Порог “2-й взрывной”. Ориентир - осыпь слева над дорогой. Порог начинается на правом повороте, справа впадает живописный ручей. За порогом низкий левый берег, к нему чалка. Перед порогом река делает зигзаг, сначала прямо, потом резко вправо. После впадения ручья справа начинается резкое сужение. Слева большие стоячие валы, справа трек. Валы выносят на огромный “жандарм” в центре, слева небольшая, но высокая бочка. Правый трек огибает центральный камень и бьет в следующий, у правого берега. Ширина прохода между ними около 5 метров. Вода падает влево в пенный котел в тени центрального камня. За бочкой гряда из притопленных камней, большие валы. Дальше река расширяется.

Чалка - слева на прямом участке перед правым поворотом к высокой галечной осыпи.
Просмотр
- по левому берегу. Длина порога 300 м.
Проход. (большая вода). Мы шли по правому треку.

Катамаран на треке развернуло так как нос попал в стоячую воду у берега. Поэтому мы успешно ушли от правого камня в бочку за центральным камнем. Далее нас вынесло на обливные камни и далее по валам.

Картинка на Зинге

Рафт свалился в котел носом, не смог уйти влево и сел на гряду обливников. Его удалось сдернуть с камней, далее по валам без приключений.

Картинка на Зинге

Можно попробовать свалиться в маленькую бочку слева от центрального камня.

7) Порог “Пушка”. Просмотр - слева по дороге (чалка для просмотра сразу после 2-го Взрывного порога). Начало порога не видно из-за деревьев, приходиться спускаться по высокому берегу к воде. Порог состоит из заходной шиверы, сложной первой ступени и второй ступени, в которой река разбивается на два рукава и S-образный каньон. На выходе шивера (в большую воду залита). Страховка с бетонной лестницы после первой ступени. Между первой и второй ступенями четкий улов слева и место для чалки к бетонной лестнице. Лестница ведет к оборудованной стоянке. Длина порога около 2 километров

Проход:
Заходная шивера: В центру на правом повороте галечный остров. Ближе к левому берегу торчит зуб с бочками по бокам. Мы шли между зубом и островом. Правая протока мелкая. Далее мощные валы до первой ступени.
Первая ступень. Начало - после впадения ручья слева, на левом повороте. Вдоль левого берега большие косые валы, кончающиеся пенным котлом за обливным (большая вода) зубом. Сразу за ним чалка влево. В середине порога гряда камней по центру (в большую воду залита). Справа от гряды трек, кончающийся лобовым боем в правый берег напротив бетонной лестницы.
Вторая ступень. Шивера с длинным галечным островом посредине. Правый проход чище, но попасть туда сложнее. В конце второй ступени мыс у левого берега с косыми бочками. За мысом котел, справа чистый язык.

До следующего порога мощная шивера.

Дальнейшее описание можно найти в других отчетах

 

вверх