домой
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Современная избирательная кампания развивается по следующей схеме. Команда кандидата А задолго до избирательной кампании наносит первый удар по кандидату В. Легкий компромат, обвинение в финансовых злоупотреблениях или нанесении вреда экологии предприятием кандидата. Компромат смехотворен (как в случае с Батуриным). Экология вообще даже на десятом месте не стоит в ряду проблем, беспокоящих избирателей. Поэтому цель команды А: спровоцировать ответный удар. События могут развиваться по трем направлениям:
1) Кандидат В принимает удар, начинает оправдываться (как Лужков перед Доренко), косвенно признавая обоснованность подозрений, и давая "зеленую улицу" следующим ударам, более серьезным. Встречный компромат - тоже косвенное признание серьезности компромата противника.
2) Кандидат В делает вид, что ничего не произошло, уклоняется от удара, но неловко (молчание - знак согласия) - так, что зрители посмеиваются над ним.
3) Кандидат В уклоняется от удара, но так, что зрители смеются над промахнувшимся соперником. Нападающая сторона высмеивается специалистами в жанре юмора, прикола, фельетона. Иной реакции как бы и быть не может: слишком несерьезен соперник. Если затем встречный удар и наносится (компромат на кандидата А), то без всякой связи с первым эпизодом. Инициатива перехвачена.
Отсюда ясно, как сильно в сравнении с прежними выборами выросла роль профессиональных юмористов. Вероятно, они скоро станут самой высокооплачиваемой категорией среди журналистов. Роль юмора - в статье "Воспитание чувств".
Избирательная кампания сначала похожа на светскую словесную пикировку двух джентльменов, ближе ко дню голосования она превращаются в боксерский поединок. Трудно представить, глядя на двух измочаленных, избитых мужиков, которые, прыгая в одних трусах, устало наносят друг другу удары, что начинали они избирательную кампанию в галстуках и смокингах.

Андрей ЛЕБЕДЕВ