домой
ДЕШЕВЫЙ ХЛЕБ -- ДЕШЕВЫЙ ФОКУС!
Читатели уже познакомились с Андреем Лебедевым, психологом, специалистом по избирательным технологиям ("Черный пиар" в Челябинске?"), с его несколько неожиданным взглядом на предвыборную борьбу. Имена кандидатов не назывались, но многие читатели поняли, что, говоря о виртуальной технологии "Мыльная опера", Андрей Афанасьевич имел в виду избирательную кампанию кандидата Ми-евича (Примечание: наш сайт некоммерческий, фамилии политических деятелей изменены).

- Андрей, одно из предсказанных вами в интервью событий сбылось: кандидат Ми-евич не стал собирать подписи, а внес залог. С одной стороны, этого никто не ожидал, все были уверены, что команда Ми-евича сможет легко эти подписи собрать. А с другой стороны, этот шаг вытекает, как вы утверждаете, из той виртуальной предвыборной технологии, которую избрал кандидат.
- Да, это закономерно. Сказка не должна сталкиваться с действительностью - это губительно для сказки. Что могли ответить сборщики подписей, например, на такие вопросы избирателей, как "Женат Ми-евич или нет?" или "По какой болезни его освободили от службы в армии?". Врать избирателям опасно, говорить правду тем более.
В науке сбывшееся предсказание является надежным доказательством верности гипотезы. Я предложил читателям гипотезу, жизнь ее подтвердила. Но если команда Ми-евича действительно разыгрывает "мыльную оперу", то и весь "черный пиар" - из этого же лагеря.
- Но команда Ми-евича утверждает обратное. И приводит в доказательство принцип "Кому это выгодно".
- Этот принцип тупиковый. Потерять можно пространство, но выиграть время, потерять фигуру - выиграть качество. Если рассматривать каждую грязную PR-акцию изолированно, то возникает "дурная бесконечность" взаимных обвинений и подозрений. "или команда кандидата А выпустила анонимную листовку с компроматом на кандидата Б, или это команда Б выпустила листовку для того, чтобы обвинить команду А в том, что это она выпустила листовку с компроматом на Б, или это команда..." и так далее до бесконечности.
Роль и значение "черного пиара" часто переоценивают, на самом деле он сам по себе не приносит пользы ни одной из сторон. Обычно плюс на минус дают ноль. "Грязная" PR-акция не имеет пропагандистской ценности сама по себе, не влияет однозначно на симпатии избирателей.
Вопрос надо ставить по-другому: кому выгодно, что в избирательной кампании вообще присутствует "черный пиар", используются грязные технологии? Кому выгодно так запутать избирателей слухами и фальшивками, что они перестают адекватно воспринимать ситуацию? Самые сложные избирательные технологии, самый до черноты грязный PR нужны для того, чтобы избиратели перестали замечать самые простые вещи и задавать самые простые - но при этом самые важные - вопросы.
Иллюзионист делает фокус, а в это время отвлекает внимание зрителей слуховыми и световыми эффектами. Избиратели тоже видят красочные, зачастую драматические эффекты, но то, что происходит на самом деле под черным плащом фокусника - видят только специалисты.
Ко всем этим "пиаровским" спецэффектам прибегает тот, кому есть что прятать. Ищите фокусника.
- Но вы сами говорили, что россияне любят шоу, любят, чтобы их обманывали - это значит, они любят и фокусы.
- А кто же их не любит?! Но рукоплещут-то не эффектам, а самому фокусу. У фокусника никто с серьезным видом уже не спрашивает биографию, лицензию на обман народа, никто не интересуется, как тот закосил от армии и почему до сих пор не женился. И зачем ему вообще нужно людей обманывать?! Зрители просто расслабляются и получают удовольствие.
- Как я поняла, вы обозначили две задачи "черного пиарщика": "развлечь" и "отвлечь". От чего отвлечь? Между прочим, люди любят не только сами фокусы, многие любят их разгадывать...
- Я могу назвать ряд простейших моментов, для сокрытия которых от челябинских избирателей и затеяны сложнейшие PR-разборки в СМИ, экологические наезды, провокации и фальшивки - фактически объявлена "информационная война".
Первое. Представьте, что кто-то из кандидатов расставит по всему городу тумбы и стенды, которые оклеит своими портретами и листовками - задолго до законного срока начала агитации. Ясно, что избирком снимет нарушителя с дистанции. Любой приезжий, новый в Челябинске человек посмотрит на город свежим взглядом и удивится: у вас не хлебные киоски, а какие-то агитационные пункты. А мы, челябинцы, к этому за год привыкли и не замечаем очевидного. Мы живем в виртуальной реальности, созданной командой фокусников.
- То есть мы, зомбированные PR-технологиями избиратели, видим хлебный киоск, оклеенный листовками, а на самом деле в реальной действительности это агитационный пункт, замаскированный под хлебный киоск?
- Да, так оно и есть. Если посмотреть в словаре, то "виртуальный" - это не то, что есть на самом деле, а то, что может быть при определенных условиях. За год созданы условия для того, чтобы челябинцы и поверили, и привыкли, и полюбили фантазии "от Ми-евича". Как любимый телесериал.
Окончательную оценку пусть дает избирком, но я убежден: основа избирательной кампании Ми-евича - его киоски. Это не только незаконная агитация и подкуп (прочитал листовку - получи хлеб дешевле на рубль), это еще и селекция будущих избирателей. В очереди за дешевым хлебом встают именно те челябинцы, которые пойдут в декабре голосовать, то есть в основном пенсионеры, экономящие каждую копейку. Те, кто не ходят на выборы, они ведь и в очередях не стоят, у них на это времени нет. Люди молодые, активные справедливо полагают: то время, которое они теряют в очереди, они могут потратить с большей пользой для себя. И идут покупать хлеб в других киосках - дороже, но без очереди.
Пока будущий избиратель стоит в очереди, он может прочитать (и не на один раз) плакаты и листовки. Гневные филиппики в адрес многочисленных врагов "героя" - "спекулянтов" и "провокаторов" изложены крупными буквами на понятном простому народу языке. Здесь стихийно (?) возникают мини-митинги, атмосфера напоминает былые очереди в пункты МММ или "Русской недвижимости". После того, как у россиян отобрали их сбережения, последнее, что осталось у них ценного, - голоса на выборах, и охоту за ними ведут строители новых, политических "пирамид".
Я хочу сказать, что хлебная очередь незаметно превращается в толпу, у которой общие враги и свои законы. И голосовать эти люди будут уже не по собственному разумению, а в знак солидарности с толпой. И не только голосовать. Беда может случиться еще до голосования.
Я могу предсказать, какой следующий плакат появится на этих агитпунктах, похожих на хлебные киоски. Он будет об "авариях" на Хлебокомбинате. Прозрачно будет намекаться или на соперников по выборам, или на некую "хлебную мафию". Заявка уже сделана "Вечерним Челябинском" от 14 сентября 1999 года в статье "Ми-евич прищемил хвост хлебной мафии и ему постараются отомстить".(Забавная деталь: в издательском компьютере сработал автоперенос и заголовок статьи чуть не вышел в таком виде: "Ми-евич прищемил х…". Это заметили в последний момент в типографии).
Авторы этой статьи фактически объявили "информационную войну" всем-всем-всем, и даже своему здравому смыслу, реальной действительности. Понятно, что это очень популярная в народе позиция: "Один против всех!" Но в итоге виртуальность и зомбированность избирателей зашли слишком далеко. Ситуация может выйти из под контроля.
Я считаю, что просто обязан обратиться к областной администрации и правоохранительным органам, предупредить. Мало кто знает об этом, но попытка разыграть эту козырную карту - хлебный дефицит - была предпринята еще в августе. Тогда беду удалось предотвратить. Но если команда Ми-евича почувствует, что победа ускользает, то возможно повторение. Хлеб - это слишком важный продукт для россиян, и власть не должна никому этого позволять: шутить с хлебом.
Произойти может следующее. Однажды челябинцы не обнаружат на прилавках и в киосках хлеба "от Ми-евича", но прочитают плакаты (услышат по радио), что на Хлебокомбинате авария. Чертыхаясь, будут покупать хлеб дороже, от других хлебокомбинатов. Естественно, очереди вырастут и хлеба всем не хватит. Винить в этом будут того, на кого укажет Ми-евич. Вполне возможны и погромы, и жертвы.
На самом деле комбинат будет работать, как всегда, но хлеб будет накапливаться, а не поступать в торговлю. На следующий день встревоженные челябинцы встретят грузовики с надписью на борту "Этот хлеб мы испекли для вас" криками радости и вздохами облегчения. Несколько таких "аварий", и итоги выборов очевидны даже неспециалисту.
- А что произошло в августе?
- Прошел слух, что на Хлебокомбинате авария, похожая на диверсию. Я сразу стал звонить в аварийные службы самого комбината, но те ничего не слышали, сказали, что производство работает без перебоев. Я быстро написал статью, предупредил, что фокус не пройдет. Сегодня - второе предупреждение. Надеюсь, поймут.
В листовках Хлебокомбината это все отражено, но перевернуто "пиарщиками" Ми-евича: белое стало черным, черное - белым.
Второе. Еще один вопрос, простой до элементарности, но при этом самый важный: "Зачем Ми-евич идет в Думу?". Любой избиратель, немного очнувшись, может спросить себя: "А зачем мне нужен Ми-евич в Госдуме? Если у него так хорошо получается печь дешевый хлеб, то и пусть себе (и мне) печет! Врагов своих он и так всех победил, безо всякого депутатства. Как предприниматель, он в Челябинске нужнее и полезнее, чем как депутат в Москве".
Понятно, что команда Ми-евича заинтересована в том, чтобы избиратели в себя не приходили и такие вопросы не задавали, пока не проголосуют. Фокус, который для этого применяется, - мой любимый. Это фокус логический. Бытует мнение: "Ми-евич продает дешевый хлеб, и поэтому его выберут в депутаты". Но эта причинно-следственная связь в сознании будущих избирателей оказалась смещена во времени и инвертирована в: "Если Ми-евича выберем депутатом, то хлеб будет дешевый". Это уже как бы само собой подразумевается, хотя на самом деле ни на чем не основано, является массовым заблуждением. Успех фокуса основан на том, что россиянам уже давно никто в школах не преподавал логику (не диалектическую, а простую, элементарную).
Заблуждение как стимул к голосованию - это тонкая работа. Фокус только кажется простым. Но для того, чтобы все выглядело легко, красиво, без швов, PR-командой была проделана огромная работа.
Кому-то, может быть, больше понравится самый рискованный фокус, на грани фола - тот, в котором отвлекающим спецэффектом была фальшивая листовка. Риск был в том, что клиент "подставлялся" под гнев избиркома, агитировал до начала агитации. Но у команды не было выбора, надо было решать проблему, пожалуй, самую сложную в предвыборной кампании Ми-евича.
С одной стороны, агитпункты (хлебные киоски) заждались нового плаката: старый, о "спекулянтах", все уже выучили наизусть. Любимый народом "мыльный" телесериал "Враги Ми-евича" прервался в основной сюжетной линии, внимание зрителей стало угасать (еще немного и начнут задавать неприятные вопросы). С другой стороны, фантазия сценаристов за год агитации уже подысчерпалась. О Ми-евиче-предпринимателе сказано уже все, о Ми-евиче-депутате сказать (как мы видели выше) что-то конструктивное трудно. Исчерпанность информационных поводов - это плата за раннюю раскрутку (у других кандидатов другая проблема - они могут не успеть раскрутиться).
Итак, выпускается фальшивая листовка. Не для избирателей, а для избиркома, поэтому ее мало кто видел. Но зато пространные комментарии - во все СМИ, и плакаты огромные о предвыборных планах кандидата - во все киоски. Задолго до законной регистрации!. При этом перед избиркомом Ми-евич как бы чист: он - "пострадавший", на него напали "грязные пиарщики", обозвали по-всякому, он просто вынужден защищать свою честь. И "пострадавший" еще просит избирком найти и наказать всех, кто его так нехорошо обозвал. То есть обозвали его шепотом в темной комнате, а он об этом и о том, какой он хороший, а все вокруг плохие, бегал и кричал по городу целый месяц.
- Вы хотите сказать, что члены избиркома оказались зомбированы, как и все челябинцы?
- Подойдите к киоску 1-го Хлебокомбината, прочитайте плакат о том, как всем "врагам" назло господин Ми-евич хочет стать депутатом (не став по закону еще даже кандидатом в депутаты), и сами поймете, где фокус, а где отвлекающие шумовые эффекты, где незаконная агитация под носом избиркома, а где грязный PR, где реальная действительность, а где виртуальная.