|
РУССКИЙ СБОРНИК актуальные материалы по русскому вопросу |
Владимир Рус
Русский патриотизм как идеология
С крахом Советского Союза и социализма как политической, экономической и идеологической системы русский народ оказался на историческом распутье. Отказавшись в 1917г. от монархии и от православия, как государственной религии, и принявший в последующие десятилетия, а в конце 80-х годов отказавшийся от принципов пролетарского интернационализма и социальной справедливости, он оказался в идеологическом вакууме, в который со свистом рванулись разномастные вихри всевозможных религиозных, идейных, "безыдейных", а часто и просто "подрывных" (подрывающих основы русской государственности, вековых нравственных ценностей ) течений и направлений.
Тут и, основанные на стихийной тяге народа к православию, попытки восстановления православной церкви как полугосударственного института для оказания нужного нынешнему режиму влияния на народ под негласным (главным образом через экономические рычаги) государственным контролем. Тут и всевозможные "западные" церкви и проповедники - баптисты, иеговисты, сатанисты, методисты и иже с ними. Тут и весь мыслимый спектр "коммунистических" сектантов - "сталинцы", "ленинцы", "трудовики", "КПСС", и т.д. и т.п., и даже "немыслимая" экзотика вроде "национал-большевиков". Тут и мыльные пузыри "демократических" партий одного "политика" (эдакие "театры одного актера"), где кроме самого "политика" никого нет, но благодаря телевидению и прочим СМИ такие пузыри раздуваются до неприличия и как бы там ни было, но отвлекают на себя часть электората и обеспечивают дополнительный информационный идеологический шум. Яркую идеологическую окраску имеют и "русские националисты" РНЕ (несмотря на все уверения которых в исконно русской самобытности движения и их символика и идейные основы безо всякого сомнения являются прямой калькой с германского нацизма) и разнообразные "монархисты". Эту далекую от завершения картину следует дополнить рядом "ведущих парламентских" партий и движений (КПРФ, НДР, ЯБЛОКО, "Отечество"), которые с точки зрения идеологии являются эклектическим собранием идей с уклоном, соответствующим "основной политической линии партии" - левый уклон, правый уклон или центризм, с нужным лидеру движения уклоном. Следует отметить, что чем дальше, тем большее число антипатриотических политических сил старается использовать патриотическую риторику в своих целях. Это связано с наличием у идеи патриотизма широкой народной поддержки и стремлением антипатриотических сил обмануть и "оседлать" электорат, а также увести народ от поддержки действительно патриотических сил, которые объединяя вокруг этой идеи избирателей могут, теоретически, нанести поражение существующему политико-экономическому строю даже при им самим установленных правилах игры
.Фактически на сегодняшний день на роль идеологии русского народа в России претендуют (то есть продвигаются определенными силами) следующие идейные направления (или, вернее, их комбинации во всевозможных пропорциях).
С упором на патриотизм:
С упором на "общечеловеческие" и "демократические" ценности:
Для того чтобы судить насколько то или иное идеологическое направление подходит на роль единственно правильной и современной идеологии русского народа (а также и русского государства) нужно определиться для чего собственно нужна идеология русскому народу и каким основным целям должны удовлетворять ее принципы.
Идеология необходима любому обществу. Идеология (действительная, не обязательно совпадающая с официальной) является высшим общественным механизмом, объединяющим в конкретное общество отдельных индивидуумов и синхронизирующим их мнения по основополагающим вопросам "жизни и смерти", "мира и войны", "добра и зла", "закона и беззакония", "допустимого и безнравственного", "справедливого и подлого" и т.п. Список этот может быть продолжен, но каким бы длинным он не был в него входят именно те вопросы от которых зависит само существование общества как целостного организма. Приведем два примера. "Красть нехорошо, это безнравственно и недопустимо" - такая мысль еще недавно была очевидной для подавляющего большинства населения нашей страны и являлась частью и официальной и неофициальной идеологии. Сейчас не только трудно говорить об очевидности этой мысли для подавляющего большинства населения, но даже нельзя сказать, что власть сама всерьез отстаивает этот принцип - поток примеров безнаказанности подлинных преступников и апологетика преступного мира захлестывают все средства массовой информации, в том числе и государственные. Аналогично обстоит дело и с другой ранее очевидной мыслью: "Единство и независимость нашей страны - безусловные ценности и их защита является священным долгом каждого гражданина". Общество будет метаться на перепутье пока однозначно не определится с этими и подобными им вопросами. Общество обречено на гибель если оно согласится с антиобщественным ответом на эти и подобные им вопросы.
Полагаю, что человек, связывающий свое будущее и будущее своих детей с русским народом, с русским государством, согласится с такими основными целями идеологии русского народа:
идеология русского народа должна способствовать сплочению русского народа, сохранению русского народа, росту русского народа, процветанию русского народа и могуществу русского государства - гарантии мирового равновесия и оплота сохранения, роста и процветания русского народа и других народов, живущих на территории русского государства.Конкретизируем "простые" понятия входящие в эту формулу.
Воспользовавшись приведенными выше критериями рассмотрим на соответствие им существующие в настоящее время идеологические течения, выделенные нами в "патриотический" блок. Что касается идеологических направлений, входящих во второй, "демократический" блок, то их, как правило, явная антипатриотическая (то есть, по сути, антирусская) направленность в принципе не позволяет им быть идеологией русского народа в интересах русского народа. Более того, завоевать значительное число сторонников каждой из этих "демократических идеологий" конечно не удастся (их продвиженцы это безусловно понимают). Их роль иная - обеспечить, в совокупности, идеологический шум, идеологическую путаницу, множественность ложных целей в сознании русского народа, и опорочить, замазать грязью или довести до абсурда все истинные ценности и достижения русского народа и государства на протяжение тысячелетней истории.
Православие и православный монархизм как идеология
Русское православие на заре русской государственности явилось той идеологической силой которая связала родственные восточно-славянские племена в единый народ с единой культурой и на протяжение тысячелетия способствовала сохранению его внутреннего единства несмотря на территориальную и хозяйственную разобщенность и все старание иностранных завоевателей. Однако возрождение русской государственности после татаро-монгольского нашествия произошло только с возникновением самодержавной монархии. То что православие самостоятельно не может решить все задачи стоящие перед идеологией русского народа и государства было позднее отражено в основной идеологической формуле эпохи самодержавия: "Самодержавие-Православие-Народность". Ясно, что сейчас, в существенно атеистической стране, православие тем более может быть только составной частью идеологии русского народа.
Таким образом, мы переходим к вопросу о том, может ли идея монархии на современном этапе служить основой идеологии русского народа и государства.
Если русское православие явилось формой сохранения русского народа и предпосылкой его объединения после периода распада, то самодержавная монархия стала той силой которая осуществила это объединение. Она создала единое централизованное государство используя как имперские традиции православной Византии, так и ордынский опыт управления огромными пространствами и многочисленными народами, сочетающий жесткую дисциплину с веротерпимостью.
Практически до начала XX века монархическая форма управления справлялась со своими задачами и была вполне конкурентоспособна на мировой политической арене. Органически присущие монархии недостатки (имеется в виду подлинная монархия, при которой власть в руках монарха, а не "декоративная") компенсировались наличием таких же в окружающих странах. Однако, периодически возникающие проблемы престолонаследия, принцип передачи власти "не по уму, а по наследству", непредсказуемость продолжительности срока правления монарха, весьма редкое сочетание человеческих качеств, необходимое хорошему
государю и т.д., привели к появлению иных, более гибких и динамичных форм государственной власти. Сейчас настоящая монархическая власть (под плотным американским контролем) это экзотика Аравийского полуострова, в других оставшихся на сегодняшний день монархиях власть монарха не более чем "власть английской королевы". Даже фундаменталистский исламский Иран избрал республиканскую форму правления.Наверное, можно понять чувства русского человека искренне ищущего спасения страны в возвращении к "испытанным" формам правления, но объективно самодержавная монархия не позволяет обеспечить конкурентоспособность государства в современном мире, и тем более статус мировой державы или сверхдержавы. Недаром нынешний режим и обслуживающие его СМИ постоянно дают рекламу то иностранным "наследникам" русского престола, то "хорошему" испанскому королю, то последнему российскому императору и его семье. Они, продолжающие развал страны и русской государственности, считают для себя выгодным проталкивать в общественное сознание идею монархии, как одно из эффективнейших средств разобщения русских патриотов. Так, например, "государственники" и "державники" монархического толка зачастую видят в "государственниках" и "державниках" коммунистического толка врагов, в советской державе - по существу, несмотря на все перегибы, прямой наследнице и продолжательнице исторической линии Российской империи - "империю зла" в американском смысле, в высших мировых достижениях страны в советское время - только разрыв с русской самобытностью (наверное, "лапотной"). Очевидно, что в результате таких подходов страдает именно русская государственность и державность, самобытность и самостоятельность.
Таким образом, ни в коей мере не отрицая объединительной и культурной ценности православия для любого истинного русского патриота, всемерно поддерживая основные принципы государственности заложенные самодержавием - единство и независимость державы, строгий централизм власти, государственная собственность и монополия в стратегических отраслях, мощные вооруженные силы, мы вынуждены признать, что возврат к православной монархии не может в наше время обеспечить возрождения страны и ее достойное место в мире, сохранения и приумножения русского народа.
Державная и имперская идеологии
Державная и имперская идеи, конечно, не одно и тоже. Тем не менее, в нашей стране, они, как правило, переплетены в одну державно-имперскую идею. Самодержавие с первых своих шагов совершенно сознательно приняло историческую эстафету от Византийской империи, то есть потенциально стало империей еще фактически не будучи ей. Русская держава-империя пережила Российскую империю, она перевоплотилась в Советский Союз. И сейчас Россия - осколок единого русского государства - не являясь по существу империей тем не менее остается носителем имперских тенденций как отрицательного плана - тенденции распада федерации, так и положительного плана - объединительные тенденции, прежде всего в отношении славянских республик и территорий СССР. Другой осколок русского государства - Белоруссия, благодаря выдающейся роли Лукашенко, стал постоянно действующим ядром воссоединения трех ветвей русского народа в единую державу.
Можно представить человека считающего себя русским государственником (державником) и отрицающего имперскую составляющую державной идеологии. Тем не менее такого человека не назовешь русским патриотом, он, в лучшем случае, "российский патриот", отрекшийся от русских корней, позабывший, что "Киев - мать городов русских". Он подобие того "украинского патриота", который говорит, что Святой равноапостольский князь Владимир - князь не русский, а украинский и крестил он не Русь, а Украину. Такого рода патриотизм весьма неустойчив, он не имея под собой глубинной исторической основы склонен к сползанию к патриотизму региональному. В России
- "сибирскому", "уральскому", "калининградскому", "казачьему", краевому, областному и т.д. вплоть до "местечкового". На Украине - западно-украинскому, крымскому и т.п. И в том и в другом случае такой "патриотизм" провоцирует дальнейшее дробление страны со всеми вытекающими последствиями.Казалось бы державно-имперская идея, лишенная явного классового подтекста, должна была за годы "реформ" объединить всех русских патриотов, то есть подавляющее большинство населения страны. Такая сила (опять в сослагательном наклонении!) неизбежно опрокинула бы антинародный режим. Однако этого не произошло по ряду причин.
Во-первых, "демократический" режим, искушая лидеров оппозиции всех уровней соблазном власти (небольшой и фактически ничего не значащей), подталкивает их к мультипартийности, когда усилия многих патриотически обозначенных движений тратятся на отстаивание своей "самостийности" и своих, искусственно раздуваемых и подчеркиваемых, отличий, а также на тотальную критику других патриотических движений. Весьма симптоматично в этой связи использование во всем политическом диапазоне, от крайне правого до крайне левого крыла, таких сугубо внешних отличительных признаков как названия, атрибутика, форма одежды, символы и прочее когда-то существовавших партий, движений, сословий и т.д. В народе говорят об этом явлении просто - ряженые. Ясно, что за "ряженными патриотами" народ не пойдет, но их лидерам похоже это и не нужно, им достаточно иметь небольшие группы сторонников, небольшую (но свою!) власть, представительство в местных и федеральных органах власти. Они растаскивают патриотический электорат, не давая ему объединиться для нанесения удара по существующему режиму и открывая дорогу псевдодержавникам типа Лужкова или Лебедя, которые под маской государственников призваны сохранить существующую политико-экономическую систему, подрывающую корни русской независимости.
Во-вторых, сама по себе идея державности не дает ответа на многие вопросы относящиеся к ведению идеологии. Поэтому, будучи одной из важнейших частей любой подлинно русской идеологии, воплотившей в себе важнейшие традиции русской государственности, в том числе и самодержавия, она самостоятельно выполнять роль идеологии не может.
Русский национализм
Национализм, в западном смысле этого слова, органически чужд русскому народу. Национализм основывается на идее превосходства "этой" нации над "другими" нациями. Сам термин "русская нация" режет глаз и ухо. Это у германцев нация, а у русских - народ. Так необходимое любому народу самоуважение русские люди всегда находили не в том, что в новейшей истории принято называть национализмом, а в том, что именуют патриотизмом. Благодаря ему русский народ создал огромное многонациональное государство в котором веротерпимость сочеталась с уважением к другим народам, населяющим страну, и их обычаям. Попытки подменить понятие русского патриотизма понятием русского национализма оборачиваются пересаживанием на нашу почву чуждых русскому сознанию иноземных идей и традиций.
Наиболее заметным представителем националистического направления в идеологии сейчас стало движение Русское национальное единство (РНЕ). Не надо быть искушенным в политологии человеком чтобы увидеть идейный источник этого движения - германский нацизм. Символика, форма, приветствия, антикоммунизм - взяты на вооружение с минимальной адаптацией "а ля рюс". Столь точное копирование вызывает откровенное удивление - зачем нужно было так тщательно повторять именно внешнюю сторону немецкого национал-социализма, вызывающую инстинктивное отторжение у большинства русских людей, в стране с огромными жертвами победившей этот самый национал-социализм.
То что германский нацизм явление органически связанное с немецким менталитетом, традицией, историей подтверждается поистине огромными успехами достигнутыми Германией в экономике, политике, военной сфере, государственном строительстве, науке, технике, спорте в кратчайший исторический период с 1933г. по 1943г., то есть с момента прихода Гитлера к власти и до момента окончательного перелома в войне с Советским Союзом. Такая полнейшая мобилизация всех ресурсов нации возможна была только при глубинном внутреннем единстве фундаментальных особенностей идеологии нацизма с особенностями немецкого архетипа сознания. Кстати, об аналогичном внутреннем единстве коммунистической идеологии советского типа с русским архетипом сознания говорят не менее выдающиеся успехи Советского Союза. По-видимому, общим катастрофическим недостатком этих двух идеологических систем, независящим от их фактического содержания, явилось то, что они были рассчитаны как бы на "одноразовую" мобилизацию внутренних ресурсов народов - до скорой победы 3-го "тысячелетнего" рейха, в одном случае, и мировой революции (коммунизма), в другом случае.
Таким образом, даже попытки использовать в качестве идеологии русского народа слегка перекрашенную идеологию немецкого народа, потерпевшую сокрушительное поражение от русского народа и государства, представляются совершенно неестественными и, по меньшей мере, странными. Использование же националистической идеологии в иной форме также трудно считать целесообразным для интересов русского народа в многонациональном русском государстве, тем более, что русский национализм при этом будет конкурировать с позиций "западного" менталитета с проверенным временем самобытным русским патриотизмом .
Коммунистическая идеология и интернационализм
С коммунистической властью и идеологией в истории русского государства связаны грандиозные успехи, игнорировать которые может только глупец или предатель. Но и самое сокрушительное поражение за всю тысячелетнюю историю русской государственности также связано с ними. Причем русское государство в одночасье развалилось не под ударами внешних врагов, не под влиянием гигантских природных катастроф и не под тяжестью экономических трудностей, а из-за коренного перекоса в национальном вопросе, приведшего к утрате русского национального самосознания, деградации высшего эшелона власти, скрытой до поры космополитичности аппарата большинства центральных СМИ и, в огромной степени, из-за окостеневшей и оторвавшейся от реальности, от народного сознания идеологической системы, пронизывающей всю структуру власти и управления.
Итак, о причинах взлета и падения коммунистической идеологии в нашей стране и, одновременно, в мире.
В Российской империи марксистская идеология шла на смену идеологической системе самодержавия, явно не справляющегося с проблемами времени, и шла по нескольким направлениям - от копирования сложившегося на тот момент западноевропейского марксизма, до формирования "российского" марксизма, учитывающего российские реалии и особенности русского сознания. Победу, благодаря гениальной личности Ленина, одержал "российский" марксизм. Это направление марксизма в отличии от европейских форм сумело, с одной стороны, сохранить самобытность русского менталитета, и, с другой стороны, использовать принцип "пролетарской международной солидарности" в ходе интервенции Запада для выживания русской государственности. Результатом эволюции "российского" марксизма и победы в его рядах русских государственников над марксистами-космополитами явилось создание марксистской партии "русского" типа - коммунистической партии - носителя новой русской идеологии и строителя новой русской государственности. Следует подчеркнуть, что борьба за русскую государственность в "российском" марксизме на начальном этапе привела к огромным жертвам среди русского народа, соизмеримым с потерями, которые страна несла при отражении внешней агрессии, и продолжалась, с большим или меньшим накалом, до самого краха СССР, произошедшего под влиянием победившего космополитизма "союзной" верхушки КПСС и, поддержавшего ее, национализма "республиканских" верхушек.
Взлет, достижения страны были обусловлены "русскостью" коммунистической идеологии, ее исторической преемственностью по ряду основных черт русского архетипа:
О "русскости" коммунистической идеологии также косвенно говорит факт развала мирового коммунистического движения одновременно с крахом Советского Союза (редкие же исключения, как известно, подтверждают правило!).
Подкрепленная жесткой партийной и государственной дисциплиной "русская" коммунистическая идеология позволила стране в кратчайшие исторические сроки стать экономическим, военным, научным и политическим гигантом - свехдержавой, способной противостоять сильнейшим державам мира и любым военным блокам.
Однако, эта же идеология на определенном этапе стала тормозом развития страны и она же, разрыхлив национальное сознание русского народа, лишила государство стержня вокруг которого оно строилось.
Ценность марксизма (это неоднократно подчеркивали сами "основоположники" - Маркс, Энгельс и Ленин) в его научном методе познания - диалектическом материализме. Результаты анализа исторического процесса данные Марксом весьма интересны и полезны для практики, но они не являются абсолютной истиной на все времена. Ленину удалось творчески развивая марксизм сделать его теорией революционной борьбы в России, с помощью этой теории добиться победы коммунистической идеологии в нашей стране и создать социалистическую державу - преемницу Российской империи. В сталинскую эпоху потребность коренного пересмотра и модернизации коммунистической идеологии еще не назрела, и, возможно, не понятно было в каком направлении такой пересмотр нужно проводить. В этот же период марксизм вполне закономерно перестал быть наукой - он в качестве государственной идеологии обосновывал и оправдывал текущие решения партии. Такой поворот совершенно логичен. Использовать в качестве государственной идеологии научную доктрину вообще невозможно - или это наука, и тогда она должна быть подвержена постоянному научному анализу и дискуссии, или это идеология, и она опирается на "вечные" ценности народа и государства, то есть ни в
коей мере не может ежеминутно подвергаться сомнению и критическому анализу. Поэтому, такие понятия как "диктатура пролетариата", "пролетариат", "рабочий класс", "классовая борьба", "пролетарская солидарность", "отмирание государства", "коммунизм как высшая стадия развития общества" и др., взятые из науки-марксизма в идеологию-марксизм из-за этой двойственности несли в себе постоянно накапливаемое противоречие дела и слова - менялась политическая ситуация, советское общество деклассировалось, коммунизм из "светлого завтра" становился недосягаемым в исторической перспективе идеалом, а термины, теоретические штампы и идеологические лозунги диктовали политическим лидерам послесталинского периода логику поведения, соответствующую не реальной обстановке, а оторванной от жизни и окостеневшей догме, когда-то бывшей научной теорией и "руководством к действию". Народом такие противоречия идеологии с реальной действительностью стали восприниматься как лживость власти, то есть "по нарастающей" шла потеря доверия к ней. Перестройка, которую встретили как очищающую от лжи струю, оказалась вначале пустой говорильней, а закончилась полным идеологическим околпачиванием народа и легким захватом власти "пятой колонной".Самой большой и трагической идеологической ошибкой была попытка слить народы СССР в единый советский народ путем их отказа от национального самосознания. Эта попытка, при установке центральной власти на то, что "великодержавный русский шовинизм" зло большее, чем "национализм малых народов", обернулась расколом самого русского народа, а соответственно распадом всего русского государства - Советского Союза. КПСС постоянно и неуклонно в течение всего своего существования не просто укрепляла государственность союзных республик, увеличивала их территорию за счет РСФСР, способствовала зачастую многократному росту их населения, создавала промышленный и сельскохозяйственный потенциал, системы образования и медицинского обслуживания, "национальные" искусство и науку, но в ряде случаев, искусственно создавало государственность где ее просто не было - в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане и др. Тем самым, объективно способствуя росту национального сознания в национальных республиках, именно русскому народу она, эксплуатируя глубинный интернационализм русских людей, по существу уготовила роль "безнационального" советского народа. Страшный результат такой национальной политики перед нами.
После краха коммунистической системы на обломках КПСС возник веер партий и движений коммунистической ориентации. Крупнейшей партией, взявшей на себя роль приемницы КПСС, явилась КПРФ. Говорить сейчас о роли и месте других многочисленных коммунистических микропартий нет смысла, их сектантский характер достаточно полно характеризует тот факт, что за все годы "реформ" они так и не смогли, переступив через амбиции "вождей", объединиться с единомышленниками в какую-то более внушительную или, хотя бы, заметную силу.
КПРФ, подняв знамя коммунистической идеологии, собрала вокруг себя не только сторонников коммунистической идеи, но и многих патриотов-державников ранее "коммунистам" не сочувствовавших. Они голосовали за эту партию на всех выборах, проводившихся на всех уровнях. Голосовали именно за партию, "не взирая на личности" выдвигаемых партией кандидатов, видя в ней единственную организованную силу, способную противостоять "демократическому" режиму. Электорат КПРФ - наиболее стойкий и постоянный. На него не действует никакой гипноз "демократических" СМИ - побеждает простое русское здравомыслие
.Почему же КПРФ, имея такую стартовую базу доверия не смогло упрочить свои позиции, привлечь на свою сторону колеблющихся, но уже полностью разочаровавшихся в "реформах" людей? Казалось бы именно сейчас, впервые за много десятилетий, опять актуальными в нашей стране стали такие понятия коммунистической идеологии как "эксплуатация человека человеком", "пролетариат", "классовая борьба" и "классовая солидарность", а также те методы и приемы борьбы, которые революционные русские марксисты успешно использовали в своей повседневной деятельности. Ответ, на первый взгляд, парадоксален. Причина в том, что КПРФ, по большому счету, это некоммунистическая партия коммунистического электората
и ее идеология по существу не является коммунистической.В программных документах, речах лидеров партии присутствует привычный набор коммунистической риторики и, возможно, все это пишется и говорится вполне искренне, но сказано - "познай дерево по плодам его".
КПРФ , несомненно, партия патриотической ориентации. Она все шире использует в своей идеологии, наряду с коммунистическими лозунгами "социальной справедливости" и "интернационализма", традиционные элементы русского патриотизма - государственничество, подчеркнутое уважение к Русской Православной Церкви, веротерпимость, "помощь братьям славянам" и т.д.
Но самые сильные моменты коммунистической партийности в ленинском смысле, в расчете на которые партия и получает постоянно значительную народную поддержку - принципиальность, политический реализм и прагматизм в тактических вопросах, жесткая партийная дисциплина, демократический централизм и разумная партийная дискуссия, решимость бороться до конца всеми доступными средствами, готовность вождей жертвовать личным благополучием и рисковать своей жизнью во имя поставленных партией целей, повседневная работа в массах - как показало время, не нашли отражения в деятельности партии. Практически КПРФ стала партией исключительно парламентского типа и выполняет в парламенте странную роль "конструктивной оппозиции антинародному режиму". Нежелание возглавить, не на словах, а на деле, борьбу народа против "антинародного режима" явствует из установки руководства КПРФ на то, что "Россия в XX веке исчерпала свой лимит революций". Парламентская деятельность партии отличается склонностью к политическим компромиссам с нынешней властью, патологической боязнью роспуска парламента и постоянными неудачными попытками обыграть власть в тактическом плане. Ясно, что обыграть власть, играя по ее, изменяемым когда ей это нужно, правилам и на ее поле, невозможно. То есть, партия объективно подыгрывает режиму, выполняя функцию выпускного клапана и стравливая пар народного негодования, недопуская народного взрыва. Сложно рассчитывать на внутреннюю эволюцию партийного руководства, широкая партийная дискуссия по любым вопросам просто отсутствует - крупнейшая партия России не имеет даже своего печатного органа, который по словам Ленина является "коллективным организатором". "Хождение" КПРФ во власть на региональном уровне также, в целом, не способствовало росту ее популярности - во-первых, очевидно, что губернаторы-коммунисты в принципе не могут построить социализм "в отдельно взятой области", но предметом "демократической" критики становится сама способность коммунистов эффективно управлять экономикой, во-вторых, губернаторы-коммунисты в Совете Федерации вынуждены часто ради "ежеминутных" интересов своих регионов занимать непринципиальную позицию по отношению к режиму и его представителям, в-третьих, также как и их "демократические" коллеги, они зачастую оказываются замешанными в различных финансовых и прочих скандалах и неблаговидных поступках.
Надеяться же на то, что КПРФ, учитывая сказанное выше, добьется роста народной поддержки и, тем более, победы патриотических сил на парламентских или президентских выборах, мягко говоря, трудно.
Таким образом, несмотря на наличие в коммунистической идеологии сильных сторон полезных патриотическому движению и на готовность современных коммунистов принять на вооружение ряд традиционных патриотических принципов, отсутствие у руководства КПРФ решительности и фактический отказ от ленинских принципов борьбы, наряду с отпугивающими многих патриотов, воспоминаниями о старых идеологических "грехах" КПСС, не позволяет коммунистической идеологии снова занять центральное место в русском общественном сознание.
"Демократический патриотизм"
Под условным названием "демократического патриотизма" мы объединили попытки использования патриотических лозунгов антипатриотическими силами для укрепления своих позиций с одной стороны и дискредитации самой идеи патриотизма с другой стороны. Последнее часто осуществляется путем доведения до абсурда некоторых идеологических принципов, вполне положительных с точки зрения русского патриота.
Тут и суперпатриотизм полковника (а может уже и генерала) "оперативного резерва" Жириновского с его ЛДПР, и номенклатурный патриотизм НДР, и локальный "крымский" патриотизм Лужкова с его номенклатурным же "Отечеством" , и "региональный" патриотизм Шаймиева с Аушевым с их "Всей Россией", и "убойный" патриотизм Лебедя, и "телячий" патриотизм "социалиста" Рыбкина, и аж "всеславянский" патриотизм "молодых реформаторов" из кривого "Правого дела". Перечислить все невозможно, тем более, что постоянно одни псевдопатриотические движения уходят в тень, а на их место под рекламный аккомпанемент СМИ выдвигаются новые "патриоты".
Учитывая мощную пропагандистскую поддержку этих движений "демократическими" масс-медиа и отсутствие действительного центра консолидации патриотов (и следовательно, поиск его народом среди всех вновь возникающих под патриотическими лозунгами движений) не нужно удивляться, что некоторым из таких движений или их лидерам удается не просто оттягивать на себя часть патриотического электората, но и резко влиять на общую ситуацию в стране (как это было, например, с маневром Лебедя в предвыборную президентскую кампанию). Вот и сейчас, опять, даже среди безусловно патриотической прессы можно заметить метания между "несколькими демократическими злами" в поисках меньшего для, чего бы вы думали?, оказания ему (меньшему злу!) поддержки патриотически настроенного населения.
* * *
Итак, рассмотрев основные идеологические направления патриотической ориентации можно сделать вывод, что ни одно из них не может выполнять роль полноценной идеологии русского народа и государства в наше время. Поэтому старания лидеров и сторонников того или иного направления сделать его основой для объединения всех патриотических сил не дало никакого положительного результата и не даст впредь. Значит ли это, что у русского патриотического движения нет перспектив, а значит страна и народ обречены? Нет. Нетрудно заметить, что большинство из рассмотренных направлений имеют общие постоянно повторяющиеся традиционные элементы русской патриотической идеи. Собственно эти элементы и составляют и всегда составляли основу русской идеологии во все периоды нашей истории. Так, если отбросить моменты специфические для каждой конкретной исторической эпохи развития страны, если не пытаться фотографически повторять прошлое, становится очевидным, что в русской идеологии, например, важна державность, а ее конкретная историческая форма - "православное самодержавие" или "первое в мире социалистическое государство" - явление временное и преходящее. Совокупность этих постоянных элементов, отточенных и выверенных за века и есть подлинно русская идеология - русский патриотизм
.Каковы же главные, непреходящие принципы и понятия русского патриотизма и их содержание в нынешней исторической ситуации?
Основные принципы и понятия русского патриотизма
* * *
Кто-то может сказать, что приведенный список основных принципов русского патриотизма далеко не полный, кто-то может сказать, что этот список слишком длинен, перегружен несущественными деталями и включает в себя много неосновных положений. Да, наверное, список можно сделать и полней и лаконичней, но и из данного выше, из этой азбуки русского патриотизма, видно, что отличия у патриотов разной идеологической окраски носят непринципиальный характер и не являются непреодолимым препятствием для объединения, и ясно, что объединяться нужно для совместных решительных действий во имя высших целей народа и страны
.Могут заметить, что не слышали раньше о таком "непреходящем принципе и понятии русского патриотизма" как "русская гвардия". Да, название "Русская гвардия" - условное, за неимением какого-либо иного, устоявшегося наименования того понятия о котором идет речь. Но явление само в русской истории под разными названиями известно всем - это дружина Князя Владимира Святославовича, это соратники Петра I - "птенцы гнезда Петрова", это Императорская гвардия, поставившая на царство Екатерину II, это, в определенный исторический период, большевистская партия Ленина-Сталина. То есть, это организованная сила, спаянная железной дисциплиной и являющаяся, в условиях решительной и беспощадной борьбы с врагами русского народа и государства, центром консолидации всех патриотических сил страны
.С момента развала Советского Союза по сегодняшний день прошло почти 8 лет. Не малый даже в историческом плане отрезок времени. В такой же временной период в предвоенные годы наша страна сумела провести индустриализацию, создать мощную современную армию, осуществить революцию в общественном образовании и здравоохранении, выиграть несколько "малых" войн на своих рубежах и превратиться в державу способную противостоять сильнейшему государству мира того времени - Германии. Чего же добились за прошедшие годы патриотические силы? Чего они смогут добиться завтра, в следующие 10, 20, 50 лет если будут продолжать действовать по сложившейся схеме?
На первый вопрос ответ лежит исключительно в плоскости парламентской борьбы (иной не наблюдалось, за редкими исключениями, такими как попытки Льва Рохлина, закончившиеся его убийством). Президентские выборы были проиграны. Парламентские выборы дали "красное" парламентское большинство, но оно ни в коей мере не смогло повлиять на стратегическую линию "всенародно избранного" на проведение "демократических реформ" и на само их проведение. Тактика постоянных уступок для сохранения Думы обернулась потерей принципиальных политических позиций и не дала ни одного положительного результата ради которого действительно стоило бы эту Думу сохранять. "Красные" губернаторы ни на местном уровне, ни в Совете Федерации, в большинстве случаев, практически не отличались от своих "демократических" коллег. Постоянные громогласные попытки объединения патриотических сил наряду с постоянным негромким их разъединением являются идеальным примером восьмилетнего "бега на месте в правильном направлении". Не добилась роста электората, не смогла объединить все реальные патриотические силы крупнейшая оппозиционная партия - КПРФ, патриотический электорат рассеян. Единственным "положительным" результатом совместного действия патриотических сил можно признать то, что в некоторой степени они затянули "демократическую" агонию страны и государства
.Ответ на второй вопрос следует из ответа на первый - если патриотические силы будут продолжать действовать по сложившейся схеме они не добьются ничего! Очевидно, что сложившаяся структура патриотического движения (если рассматривать его как целое) с его нерешительностью, внутренней разнонаправленностью и совершенно недостаточным для получения решающего преимущества результирующим вектором силы не позволяет в принципе ни обеспечить переход власти к патриотам, ни совершить труднейшую задачу возрождения державы в сложнейших внешних условиях, даже если каким-то чудом у высшей власти в стране окажутся настоящие русские патриоты.
Поэтому и зимние выборы, наберут ли в новой Думе патриоты большинство голосов или нет, не повлияют кардинально на положение дел в стране - за последние годы такое большинство само по себе ничего по существу не решило и только создавало иллюзию каких-то возможностей. Действительно важно другое - сумеют ли патриотические силы выдвинуть лидеров, принципиальных и решительных, готовых жертвовать собой ради общего дела, сумеют ли создать жестко дисциплинированную организационную структуру, партию, ту русскую гвардию, которая объединит всех подлинных русских патриотов в мощное монолитное патриотическое движение. Только реальная решительная патриотическая сила может повернуть ситуацию в сторону возрождения страны, только с такой силой будут считаться в самой стране и в мире.
Пришла пора русским патриотам осмыслить заблуждения минувших лет и начать объединяться на общих принципах, отбросив вторичное, амбициозное, мелочное. Пришла пора отказать в доверии тем лидерам патриотических сил, которые не захотят, признав свои ошибки, отбросив свои амбиции и нерешительность, отказавшись от "принципиальных отличий" своего "русского патриотизма" от иных "русских патриотизмов", идти на решительное и бесповоротное объединение под едиными знаменем, лозунгами и руководством. Время настало.
Русские люди, соединяйтесь!
08.06.99г.
Вверх... | ||
| |