За что платят образованному человеку

Прежде всего, позволю себе такую аналогию. Почему медь и железо дешевле золота и платины? Ведь полезность этих металлов вроде бы даже сравнивать смешно. Из золота делают в основном украшения, а все машины - из железа.

Разница в цене - плата за уникальность. Железа в природе очень много, и добыть его сравнительно просто. Золота очень мало, и добыча дорога. Знаете, ведь было время, когда алюминий ценился дороже золота. Это когда его только открыли и считали тоже редким металлом. Когда же выяснилась, что это металл довольно распространенный, цена алюминия упала до уровня нынешней.

Так и в обществе. Редкая способность стоит дороже часто встречающейся способности уже по одной той причине, что она редкая. Думаю, вы согласитесь, что людей, способных к квалифицированному физическому труду гораздо больше, чем людей, способных к труду умственному. Не говоря уже, что в подавляющем большинстве случаев из любого ученого при необходимости можно сделать классного токаря. Но из классного токаря сделать ученого почти невозможно.

Другая сторона вопроса - время обучения и труд, затраченный на учебу. Студенты, как правило, живут впроголодь, хотя трудятся очень много, вгрызаясь в гранит науки. И делают это годами. Этот тяжелый труд оплачивается обществом только по результату. Сумел выучиться и стать классным специалистом, доказал обществу своей практической работой, что действительно трудился в институте, а не баклуши бил, - получи компенсацию в виде высокой зарплаты. Не сумел доказать - учебный труд останется неоплаченным. Но уж если доказал, то общество обязано оплатить все: каждую ночь, проведенную за учебниками, каждую лекцию, выслушанную на голодный желудок. Это в какой-то мере относится и к квалифицированному физическому труду, но потому он ведь и оплачивается выше, чем труд неквалифицированный. И спросить, почему учитель должен зарабатывать больше, чем хороший токарь, это все равно, что спросить, почему хороший токарь должен зарабатывать больше, чем хороший грузчик.

Третья сторона - затраты нервной энергии. Никакой физический труд этих затрат не требует. И никакой умственный без них не обходится. Они должны оплачиваться.

Еще сторона - ответственность. Токарь, допустивший брак при изготовлении какой-то детали самолета, создает угрозу аварии и гибели этого самолета с пассажирами и экипажем. Но ошибка инженера, который проектировал самолет, может обойтись целой серией таких аварий. Примеры можно приводить до бесконечности.

Ну и, наконец, прогресс общества, его развитие в любой области, в том числе технический прогресс, обеспечивают идеи. Никакой физический труд прогресса не обеспечивает. Посмотрите, например, сколько применений нашла в жизни человечества идея колеса. Человеческая цивилизация тысячелетиями эксплуатирует эту идею, и всегда будет ее эксплуатировать. Но природа колеса не создавала, колесо - продукт деятельности человека, а именно - умственной деятельности. И все идеи - продукт умственного труда. Поэтому, если общество хочет не просто воспроизводить себя в одном и том же состоянии, а хочет развиваться, то оно должно ценить источник собственного развития и как следует питать его. Этим единственным источником является умственный труд.

И ведь весь цивилизованный мир это понимает, принимает и использует. Потому и развивается быстро и динамично. В отличие от России.

А теперь, если Вы согласны с тем, что прочли, скажите мне об этом. Вот кнопка:

Ваше слово! Рейтинг сайтов

Click Here!

Вернуться на главную страницу