ИСТОРИЯ

Привлекает интеллигентность, "черный юмор", неожиданность,

ностальгический хиппизм. Они не сбиваются на коммерческую

деятельность и не будут участвовать в поп-индустрии. Они не

боятся эксперементировать. Энергетика и идея работают на них.

М. Пушкина-Линн

Одна из самых загадочных рок-групп зародилась в недрах 167 московской школы в 1975 году под названием АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ. И уже через год А. Д. записывает магнитоальбом "Корабль дураков". К великому сожалению, лента с этой записью была утеряна, однако музыка "потопленного корабля" все же всплыла позже в таких песнях, как "Клаустрофобия" и "Зомби". Школьная команда начала свою концертную деятельность, как это было модно в те времена, с исполнения репертуара THE BEATLES, ROLLING STONES, SLADE, DEEP PURPLE и тому подобного. Собственные композиторские опусы лидер группы Армен Григорян был вынужден маскировать под именитую западную музыку типа "песня AC/DC, музыка и слова их же". Кстати, это было распространенным явлением у большинства наших самодеятельных рок-команд и называлось "косить под фирму". Самым запоминающимся событием того периода было выступление группы на свадьбе в деревне Дубки, закончившееся массовой дракой сельчан, а также цивильный концерт в югославском постпредстве, после которого самомнение музыкантов подскочило на колоссальную высоту, где пребывает и поныне. В то время в команде играли: гитарист Евгений Хомяков, появившийся позже в КРЕМАТОРИИ под кличкой "John", барабанщик Александр Севастьянов ("Стив") и бас-гитарист Армен Григорян ("Шляпа"). Где-то в начале 80-х в группу вошел сокурсник Григоряна по Авиационному институту Виктор Троегубов ("Борода") в качестве певца и гитариста.

В 1983 году начался период "сейшенов" и "квартирников". Армен вспоминает: "Это изобретение чисто советское, продукт социальных условий. О каких квартирных концертах может идти речь в Америке? Когда нам предложили организовать первое подобное мероприятие, мы стояли на ушах от радости. Как это было? Из квартиры убирались все ценные вещи. приходил народ - друзья, знакомые, знакомые друзей и т. д.. каждый "приносил с собой', а бутылки оставлял, чтобы "окупились расходы'.

 

Именно в те годы. кстати, сложился и состав инструментов. Что может прозвучать в квартире? Акустическая гитара, гармошка. скрипка... "

Первый магнитоальбом группы и был записан в акустике. Во время записи "Винных мемуаров" группа состояла из двух человек:

Армена Григоряна и Виктора Троегубова. Зато называлась она уже КРЕМАТОРИЙ. По легенде, данное название родилось спонтанно. Всевозможных версий и толкований - тьма-тьмущая. Дело в том, что каждый журналист, когда-либо бравший у крематориев интервью, почитал за святой долг спросить, откуда же, в конце концов, такое мрачное название. Армен же Сергеевич, со свойственным ему артистизмом, старался отвечать каждый раз по-новому, поначалу вдаваясь в различные философские материи, поминая Аристотеля, Ивлина Во, Франца Кафку и Эдгара Аллана По, а потом отшучивался. Но так как этот вопрос почему-то оставался непременным атрибутом любой публикации в течение всей истории группы, терпение Григоряна истощилось, и в последние годы он просто вздрагивает, мрачнеет и отвечать отказывается наотрез. Так что главный вопрос современности остается открытым...

Есть что-то мистическое в сочетании этих десяти букв:

К-Р-Е-М-А-Т-О-Р-И-Й. Это вам господа не ТЕРРАРИУМ или ВОЙНА МИРОВ. А если еще вспомнить тот смурной период советского времени, когда еле живые вожди водили хороводы над мумией вечно живого, то станет понятно. почему название группы казалось страшной крамолой. В 1984 году был записан альбом "Крематорий-2". В его создании участвовали, кроме двух отцов-основателей, еще два музыканта: вышеупомянутый Стив, игравший на отдельно стоявшей литавре, и абсолютно замороченный человек, проходящий под кличкой Альтист Данилов. Для особо пытливых замечу, что последний играл на альте.

Два первых альбома писались на довольно приличном (по тем временам) магнитофоне в студии Театра им. Маяковского. Несмотря на гитарный нестрояк и "пение по соседям", даже в этих записях было что-то гениальное. Недаром компакт, увидевший свет через 10 лет после записи, включающий в себя оба ранних альбома с незначительными купюрами, и сейчас пользуется большим успехом. На его обложке красуется соответствующая подпись: 'РОСГЛАВКРЕМПРОМ предупреждает, воспроизведение данной записи на Радио и ТВ строго запрещается. Лицам, не достигшим

половой зрелости, нервнобольным и трезвенникам слушать не рекомендуется. " Короче. прими стакан и слушай.

На этих альбомах впервые прозвучали такие хиты, как "Vinus Memoirs", "Лепрозорий", "Аутсайдер", "Таня" и. естественно, "Крематорий". Два последних вошли в данный сборник, дабы сохранить дух того времени в "первобытном" звучании. Уже тогда прояснились основные черты своеобразного "крематорского" стиля - закрученная на игре ассоциаций сюрреалистическая лирика, положенная на разнообразную по стилю музыку: рок-н-ролл, вальс, баллада, кантри или. например, армянский фолк. Уже в самый ранний период наметился различный подход Григоряна и Троегубова к творчеству - если первый тяготел к психоделии и отрыву от действительности, то второго влекло в русло бытовухи и социальной карикатуры.

С 1986 года КРЕМАТОРИЙ шаг за шагом обретает электрическое звучание, приходят новые музыканты: блестящий скрипач Михаил Россовский, чья неповторимо кабацкая манера игры на инструменте идет, как минимум, от Гамбринуса, а как максимум - от скрипачей с полотен Шагала; бас-гитарист и клавишник Сергей Пушкарев ("Пушкин"); вновь появляется и Евгений "John" Хомяков в качестве гитариста. Пишется новый магнитоальбом "Иллюзорный мiр", на котором, кроме вышеуказанных музыкантов, играет все тот же Стив на барабанах, плюс эпизодически появляется некий Змей.

"Иллюзорный Mip", растиражированный самопальным образом, завоевал огромную популярность. По традиции тех лет, первые копии делались с кустарно выполненной обложкой, на которой художник Андрей Сизов изобразил монстра со сдутым воздушным шариком, изрядно смахивающего на обезьяну с презервативом. Украшением альбома являются разнообразные женщины из шлягеров "Маленькая девочка",

"Клубника со льдом" и "Сексуальная кошка", то бишь "Sexy Cat" (для эстетов). Эти записи завершают "андерграундный период" группы.

В 1987 году раздался звонок из Московской рок-лаборатории. Сегодня Армен предпочитает не вспоминать о сотрудничестве с этой организацией, ласково прозванной народом "блеваторией". Тем не менее, официальные концерты привели в том же году к присуждению КРЕМАТОРИЮ первого приза на "Фестивале надежд" (Какая клевая фраза. если воспринимать ее по первой программе!- прим. машинистки).

После этого был записан великолепный альбом "Кома", награжденный, ни много ни мало, дипломом 1 степени журнала "Аврора" как лучший магнитоальбом 88-го года. "Безобразная Эльза". "Хабибулин" и "Кондратий"-любимые персонажи московской тусовки - вылупились на свет божий именно на "Коме", причем "Кондратий" сразу в двух ипостасях: легендарного героя и компьютерщика по имени Алексей Кондратьев, чей талант заставил ритм-бокс стучать вместо живых ударных. Из многочисленных приглашенных музыкантов заслуживают особого упоминания Ольга Бочарова. Владимир Власенко (бэк-вокал) и Олег Лагутин (гитара), заменившие Виктора Троегубова, который временно (на 6 лет) обратился в ДЫМ (так назывался его сольный проект). На этом диске впервые появляется саксофон Сергея Куницина, впоследствии придавший своеобразный колорит саунду "Клубники со льдом".

Из всех номерных альбомов КРЕМАТОРИЯ "Кома" - самый сильный. Песня "Мусорный ветер" в виде клипа смогла просочиться даже на ТВ, что принесло группе славу в народе. Правда, теленачальники с типичным партийным юморком оскопили название до кондитерски-липкого, и на протяжении многих лет группу частенько в прессе именовали КРЕМ. Но когда в 1989 году на фирме Мелодия вышла первая пластинка "Живые и Мертвые", на ней роковое название красовалось в полный рост. Зато пришлось пожертвовать первой половиной названия "Сексуальная кошка" и заменить нецензурное слово в песне "Таня". Выход из "Комы" в "Ж&М" ознаменовался очередной сменой состава. Взамен "мертвого" ритм-бокса приходит "живой" барабанщик Андрей Сараев. Незабвенного "Пушкина" сменяет басист Сергей Третьяков, появляется яркий гитарист Дмитрий Куликов (в дальнейшем вместе с Кунициным поднявший инструментал БАХЫТ-КОМПОТА). Диму Бродкина на посту директора группы заменяет Ольга Жигарева, с активностью которой во многом связаны дальнейшие успехи КРЕМАТОРИЯ.

"Живые и Мертвые " представляют собой сборник: несколько вещей с "Комы" плюс переработанные хиты с предыдущих альбомов. Но воспринимается он абсолютно цельно. По внутрикрематорскому рейтингу, это самый насыщенный диск. А в 1990 году на той же Мелодии вышел еще один LP - "Клубника со льдом". И хотя на нем тоже наличествовали убойные песни (заглавная вещь, например), в целом этот диск-не самый удачный и очень короткий. Эксперименты в студии им. Горького (то Маяковский, то Пешков, прямо-таки слет буревестников) как-то не покатили. Тем не менее, пластинка разошлась громадным тиражом. Бесчисленные концерты по всему СССР закалили группу и заметно подняли профессиональный уровень музыкантов. А их сценический имидж, который точнее всего можно охарактеризовать словами "сдержанный траур", серьезно не менялся со времен флэтовых сейшенов. Знаменитая крематорская черная шляпа появилась на голове Григоряна еще в 84-м году. Она, подобно гитаре Хендрикса, подверглась аутодафе на концерте в честь десятилетия команды, но, аки Феникс, восстала из пепла и, по всей видимости, будет венчать фигуру Армена Сергеевича до тех пор, покуда не откроют в столице приличного музея рок-н-ролла.

В 1991 году вышел "Зомби", причем, на какой фирме- тайна, покрытая мраком. На самой пластинке никаких опознавательных знаков нет, кроме туманного упоминания про Ростовский завод магнитофонных кассет. "Зомби" производит мощное впечатление именно как альбом, без особого выделения отдельных песен в хиты. Наиболее известны "Калигула", "Твари", "Ура" и заглавная вещь. Мельтешение многочисленных персонажей сливается в сюрреалистическую фреску масштабной пьянки по случаю всеобщих поминок. Состав группы такой: Григорян, Россовский, Виктор Осипов (гитара), Сергей Третьяков (бас) и Андрей Сараев (ударные).

С этого диска началось сотрудничество КРЕМАТОРИЯ с художником Василием Гавриловым (автором этих строк), которое длится и по сей день. Наиболее удачной по оформлению пластинкой является все тот же "Зомби". В нагромождении графических образов на обложке просматривается либо гигантский череп, либо гигантская жопа (в зависимости от настроения зрителя). Сам художник, когда рисовал, подразумевал череп, а получилась, как всегда...

Вскоре после выхода "Зомби" и чумовых концертов в "Горбушке" в КРЕМАТОРИЙ вернулся блудный отец-основатель группы Виктор Аркадьевич Троегубов, пустив по ветру свою команду, причем привел с собой прекрасного гитариста Андрея Мурашева. Андрей и по сей день

работаете КРЕМАТОРИИ, а Виктор в 1994 году опять ушел в ДЫМ, на этот раз, видимо, с концами. Концерты этого периода, наверное, были самыми яркими - голос Виктора на подпевках удачно дополнял солирующего Армена, да и сценический имидж Троегубова (образ ворчливого Иисуса) хорошо вписывался в общее шоу. Но человеческие разногласия оказались сильными, а совместно записанный "Двойной альбом" (опять римейки старых хитов), соответственно, слабым. Тем не менее, именно этот LP попал в десятку бестселлеров хит-парада МК.

В 1994 году Крематорцы снялись в художественном фильме "Тацу " вместе с Настей Полевой и старинной соратницей Григоряна Маргаритой Пушкиной. Фильм получился откровенно занудным, зато из отснятого видеоматериала ребята смогли нарезать пару вполне приличных клипов, а исполнитель главной роли Слава Бухаров оказался неплохим скрипачом и органично вписался в коллектив, сменив на боевом посту Михаила Россовского, отбывшего на землю обетованную.

В том же году был записан концептуальный СD "Танго на облаке", метко названный одним из друзей "шаг назад и в сторону перед новым прыжком". Дело в том, что Григорян и его пламенные сподвижники опять решились на эксперимент, сместив главный акцент с текста на музыку. Кстати, авторами композиций этого альбома являются не только А. Г. (как обычно), но и Андрей Мурашeв, и Сергей Третьяков. Прекрасно аранжированный и четко записанный компакт местами производит впечатление слишком холодного и искусственного. Пожалуй, только один "Брат во Христе" может условно считаться хитом (за неимением других родственников). С этого альбома начинается долголетний контракт группы с Moroz Records (коллекция из 6 CD выходила на SoLyd Records, a "Двойной Альбом" и "Unplugged"-на фирме APEX Ltd.). Неугомонные Крематорцы под Новый год затевают запись еще одного альбома с латиноамериканским названием "Текиловые Сны". Вот как его характеризует Армен: 'Это песенный альбом - набор песен, которые объединены одним-единственным - снами. Импульс к каждой вещи пришел из моих снов... ~ Однако не только Морфей приложил руку к созданию диска, но, как очевидно из названия, и Бахус, вернее - его мексиканский коллега. К моменту сведения записи во всех близлежащих магазинах данный экзотический продукт (т. е. текила) закончился, и друзьям приходилось искать его по всей Москве, дабы не прерывать творческий процесс. На диск, кроме абсолютно новых песен, вошли и несколько хитов, уже обкатанных на концертах: "Эротические монстры", "Бесы в моих снах" и "Сине-розовый Марс". Альбом получился очень сильным, пожалуй, самым лучшим за последние годы. Предворяя выход компакт-диска, группа по западному образцу выпускает ЕР "Бесы в моих снах" с пятью композициями. Одна из них - "Эпитафия" - чисто коллекционная- запись которой нет ни на одном CD. "Текиловые сны" - это возвращение к традициям старого КРЕМАТОРИЙ на новом техническом уровне и с новыми зажигательными мелодиями.

Концерт-презентация нового альбома в столице прошла 1 июня 1995 года в традиционной Горбушке. Успех новой программы был очевидным-зал на лету схватывал новые песни и подпевал, даже не зная слов. Этот концерт, в отличие от многих других, был записан на многоканальник и увековечен в виде CD. Летом группе предложили выступить в нескольких городах Израиля. Однако отъезд КРЕМАТОРИЯ стал делом отнюдь не простым: два Андрея, гитарист и барабанщик. потеряли (скажем мягко) по случайности свои паспорта, и группе пришлось ехать в усеченном составе. Но и это не все - на таможне в Шереметьево их тормознули, обнаружив у Славы Бухарова скрипку работы Страдивари. Отложив вылет, ребята заручились разрешением Минкульта на вывоз этой скрипки, которая оказалась подделкой, но весьма солидной, сделанной еще в прошлом веке.

Зато великолепный прием в Израиле компенсировал все эти мелкие неприятности. КРЕМАТОРИЙ пришелся в кайф тамошней русскоязычной публике, и концерты прошли на "ура". Окрыленные международным успехом, братки на собственной студии "Smolnaya Records" записывают дилогию: "Микронезия" и "Гигантомания". На первый альбом вошли 24 миниатюры. а на второй 13 длинных композиций. Эти опусы должны увидеть свет весной 1996. На этом можно поставить многоточие...

КРЕМАТОРИЙ продолжается!

В. Г.

раздел *ЧТО ПИШЕТ ПРЕССА*следующая статья