П  

Алфавитный указатель

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ (PLEASURE PRINCIPLE) Согласно Freud (1911,1917), психика первоначально приводится в движение исключительно принципом удовольствия, или удовольствия-неудовольствия, который позволяет ей избегать СТРАДАНИЯ либо НЕУДОВОЛЬСТВИЯ, вызываемых нарастанием инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ, путем галлюцинаторного (см. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ) УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, необходимого для снижения напряжения. Лишь позднее, после того как развилось ЭГО, принцип удовольствия модифицируется под влиянием ПРИНЦИПА РЕАЛЬНОСТИ, который ведет индивида к тому, чтобы галлюцинаторное ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ сменилось адаптивным поведением (см. АДАПТАЦИЯ). Сокращенная формулировка "принцип удовольствия" вводит в заблуждение, ибо понятие подразумевает не то, что индивид добивается удовольствия, а то, что избегается неудовольствие. Это понятие можно рассматривать как аналог кэнноновского ГОМЕОСТАЗА, поскольку оно постулирует заданную тенденцию к поддержанию инстинктного напряжения на оптимальном или минимальном уровне. (Фрейд иногда писал так, как будто он имел в виду "минимальный", однако "оптимальный" соответствует большинству современных интерпретаций данного понятия). Относительно трудностей, связанных с положением о том, что принципы удовольствия и реальности всегда противостоят друг другу, а также о том, что в младенческом возрасте действует лишь принцип удовольствия см. резюме Rycroft (1962).

ПРИЧИННОСТЬ (CAUSALITY) Концепция, согласно которой некие события можно объяснить как неизбежные следствия предшествовавших событий, где последние являются причинами, а первые - результатами. Психоанализ обычно рассматривается как причинная теория, поскольку объясняет текущие события, симптомы и т.д. с точки зрения предшествующего опыта субъекта. Тенденция психоанализа объяснять происходящие в СОЗНАНИИ психические процессы на языке БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ сил, побуждений и т.д. также является примером концепции причинности, поскольку предполагает, что бессознательная "причина" первична и содержит энергию прошлого. Фрейдовская концепция психического ДЕТЕРМИНИЗМА основана, на предположении, что бессознательные процессы могут быть причиной сознательных, но не наоборот. Некоторые аспекты психоаналитической теории, особенно те, которые связаны с ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ СНОВИДЕНИЙ и использованием СИМВОЛОВ, имеют отношение не к причинности, а к СМЫСЛУ и грамматике бессознательного мышления. См. Ryeroft (1966), Home (1966), Szasz (1961).

ПРОГНОЗ (PROGNOSIS) Прогнозирование; предсказание течения заболевания. Различают два вида прогноза в отношении течения болезни: при лечении и без лечения. Психоанализ полагает, что НЕВРОЗЫ имеют плохой прогноз, т.е. что они являются хроническими заболеваниями, при которых спонтанное выздоровление маловероятно. Теоретическим обоснованием этого положения является приводимое в качестве доказательства происхождение неврозов в детстве. Однако необычайно трудно отыскать факты, подтверждающие это положение, и данный вопрос в любом случае остается проблематичным, поскольку при психиатрическом подходе (см. ПСИХИАТРИЯ) отмечается динамика симптомов, в то время как психоаналитики мыслят с позиции всей личности пациента. Исчезновение симптомов, регистрируемое психиатрической статистикой как выздоровление, психоаналитиком может быть оценено как результат незначительного изменения в психопатологии больного. См. Eysenck (1965), Malan (1963).

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ или ПРОЕКЦИОННЫЕ ТЕСТЫ (PROJECTIVE TESTS or PROJECTION TESTS) Психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, тле субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения.

ПРОЕКЦИЯ (PROJECTION) Букв.: бросание от себя. Отсюда использование этого термина в психиатрии и психоанализе в значении "восприятие психического образа как объективной РЕАЛЬНОСТИ". В психоанализе можно выделить два более частных значения:

а) присущее всем искажение психической деятельности, как в СНОВИДЕНИЯХ и ГАЛЛЮЦИНАЦИЯХ;

б) процесс, посредством которого конкретные ИМПУЛЬСЫ, желания, части СЕБЯ или ВНУТРЕННИЕ объекты локализуются воображением в каком-либо ОБЪЕКТЕ, внешнем по отношению к индивиду. Проекции этих частей себя предшествует ОТРИЦАНИЕ, т.е. индивид отрицает, что у него есть такое-то и такое-то чувство, такое-то и такое-то желание, но утверждает, что они есть у кого-то другого. Иногда проецируемое желание или эмоция сохраняют направленность на первоначальный объект: "Это не я не люблю (люблю) X, a Y испытывает эти чувства к X". Однако, чаще проецируемое желание или эмоция сопровождаются ОБРАЩЕНИЕМ: "Я не люблю Х (не испытываю ненависти к X), а вот Х любит (ненавидит) меня". Проекция внутренних объектов состоит в приписывании чувств, которые индивид испытывает к себе, кому-то из его окружения; это обусловлено интроецированием (см. ИНТРОЕКЦИЯ) какого-то внешнего объекта в прошлом, например, индивид воображает, что Х любит (ненавидит) его, как, согласно его воображению, это делал Y в прошлом. Поскольку интроецированные объекты сами могут быть хранилищем проекций, то проекция внутренних объектов может приводить к тому, что реципиент наделяется характеристиками не только прошлых объектов, но и -некоторыми особенностями прошлого "я" индивида.

Проекция была впервые описана в связи с БРЕДОМ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, который Freud (1911) интерпретировал как результат отрицания, проекции и обращения. Суть его гипотезы в том, что ПАРАНО-ИДНЫЙ больной отрицает свои ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ чувства, проецируя их на кого-то другого и затем дважды их переворачивая, тем самым трансформируя и маскируя гомосексуальный импульс бредом, согласно которому его ненавидят. Иными словами, он отрицает, что любит лицо мужского пола X, а вместо этого утверждает, что Х ненавидит его. В последние годы, во многом благодаря влиянию Мелани Клейн (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ), проекция понимается как нормальный процесс развития (см. РАЗВИТИЕ). Большинство исследований ИНФАНТИЛЬНОГО развития предполагает, что младенец, как правило, приписывает своим объектам импульсы, которые в действительности являются его собственными, а затем интроецирует объекты, искаженные этими проекциями, получая тем самым внутренние объекты, обладающие его собственными качествами. Согласно Клейн, действительно, весь страх перед МАТЕРЬЮ в младенчестве и все параноидные идеи в более поздней жизни в конце концов идут не от реальных переживаний, связанных с тем, что кто-то младенца ненавидит, отвергает или дурно с ним обращается, а от их проекции на ГРУДЬ собственного саморазрушительного ИНСТИНКТА СМЕРТИ младенца. См. ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (DOUBLE BIND) Согласно Bateson et al. (Towards a Theory of Schizophrenia, 1956), детство будущих ШИЗОФРЕНИКОВ характеризуется повторяющимся опытом попадания в силки противоречивых требований, расставляемых обычно их МАТЕРЯМИ. Заключается это в том, что ребенок становится объектом несовместимых, противоречивых эмоциональных требований в ситуациях, из которых нет выхода. Ни один из членов семьи не помогает ребенку, никто не компенсирует поведение матери, не исправляет его и не разъясняет его ребенку. Ответом шизофреника на противоречивые требования является утрата способности распознавать логику мышления. Другими словами, ЗАЩИТА ребенка от путаницы и от АМБИВАЛЕНТНОСТИ, своей и матери, сводится к утрате способности воспринимать нюансы, позволяющие получать ИНСАЙТ в отношении мотивов и воспринимать различия между явными и скрытыми значениями. Выражаясь непрофессионально, противоречивые требования - ситуация "невозможная". Строго говоря, противоречивые требования не являются ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИМ понятием, поскольку относятся к ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫМ отношениям, а не к внутреннему КОНФЛИКТУ или процессу развития. Хотя первоначально понятие было сформулировано в теории шизофрении, оно затем стало использоваться при объяснении невротического поведения. Была рассмотрена также вероятность того, что аналитик может поставить пациента в аналогичное положение. См. Family Process (американский журнал), Laing (1961), Lidz (1964).

ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ (PROCESSES, PRIMARY AND SECONDARY) Два типа психической деятельности; первая характерна для психических функций БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, вторая - СОЗНАТЕЛЬНОГО мышления. МЫШЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО ПРОЦЕССА обнаруживает КОНДЕНСАЦИЮ и СМЕЩЕНИЕ, т.е. образы часто сливаются и легко могут заменять и символизировать друг друга (см. СИМВОЛ); этот процесс использует подвижную ЭНЕРГИЮ, игнорирует категории пространства и ВРЕМЕНИ и управляется ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ путем галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ). В ТОПОГРАФИЧЕСКИХ формулировках - это способ МЫШЛЕНИЯ, действующий в ИД. МЫШЛЕНИЕ ВТОРИЧНОГО ПРОЦЕССА подчиняется правилам грамматики и формальной логики, использует связанную энергию и управляется ПРИНЦИПОМ РЕАЛЬНОСТИ, т.е. уменьшает НЕУДОВОЛЬСТВИЕ инстинктного напряжения путем адаптивного поведения (см. АДАПТАЦИЯ). Фрейд считал первичные процессы онтогенетически (см. ОНТОГЕНЕЗ) и филогенетически более ранними, чем вторичные процессы, - отсюда и терминология - и считал их неотъемлемым свойством слабую адаптивность. Все РАЗВИТИЕ ЭГО вторично по отношению к ВЫТЕСНЕНИЮ первичных процессов. Вторичные процессы, по его мнению, развивались наравне и одновременно с ЭГО, и с адаптацией к внешнему МИРУ и теснейшим образом связаны с вербальным мышлением. Пример первичных процессов - сновидения (см. СНОВИДЕНИЯ), вторичных - мысль. Грезы, образная и творческая деятельность (см. ВООБРАЖЕНИЕ и КРЕАТИВНОСТЬ), а также эмоциональное мышление - это смешанные проявления обоих процессов. Эти два процесса напоминают дискурсивный и недискурсивный символизм, описанный Suzanne Langer (1951).

По поводу отдельных возражений относительно взаимного антагонизма первичных и вторичных процессов и слабой адаптивности первичных процессов см. резюме Rycroft (1962).

Мнение самого Фрейда об этих двух процессах см. Freud (1900, 1911, 1917). См. также ВЕРБАЛИЗАЦИЯ; СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

ПРЯМОЙ АНАЛИЗ (DIRECT ANALYSIS) Вид ПСИХОТЕРАПИИ, которую отстаивал Rosen (1953) и при которой терапевт пренебрегает характерным для ТРАНСФЕРА свойством "как будто бы" и утверждает, что он является отцом пациента, его матерью и т.д. Первоначально получил поддержку как ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХОЗОВ.

ПСЕВДО- (PSEUDO-) Ложный или вводящий в заблуждение. Отсюда:

ЛОЖНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ (PSEUDOCYESIS). Состояние, при котором больная считает себя беременной, демонстрируя некоторые признаки беременности - обычно отсутствие месячных и увеличение живота, - но в действительности беременной не является.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЖИВОСТЬ (PSEUDOLOGIA FANTASTICA). Состояние, при котором субъект имеет привычку много и подробно говорить такого рода неправду, которая способствует повышению собственной значимости и интереса к нему других.

ПСЕВДОВЗАИМНОСТЬ (PSEUDO-MUTUALITY). Феномен, наблюдаемый в супружеских парах и в семьях, члены которых объединены способностью удовлетворять невротические потребности друг друга. См. Wynne (1958).

ПСИХИАТР (PSYCHIATRIST) Практикующий врач, специализирующийся в ПСИХИАТРИИ. ПСИХОАНАЛИТИК может быть психиатром, но может и не быть им. АНАЛИТИКИ БЕЗ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ не являются психиатрами, поскольку не имеют медицинского диплома. Аналитик с медицинской подготовкой вряд ли станет претендовать на то, чтобы быть психиатром, если только у него не было также практики в области общей психиатрии, т.е. в лечении форм ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, при которых психоанализ не показан.

ПСИХИАТРИЯ (PSYCHIATRY) Отрасль медицины, имеющая дело с больными, предъявляющими симптомы душевного расстройства (см. ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ), независимо от того, имеют они физическую или психическую природу. Распространенное отождествление психиатрии с психоанализом не обосновано в силу нескольких причин:

а) психиатрическая практика включает лечение ряда заболеваний, о которых известно, что они - физического происхождения, напр., общий паралич душевнобольного, старческое СЛАБОУМИЕ, органические ПСИХОЗЫ, умственная отсталость;

б) среди психиатрических методов лечения имеются такие, которые не являются ни психоаналитическими, ни психотерапевтическими, например, электросудорожная терапия и применение транквилизаторов, антидепрессантов и седативных препаратов;

в) многие психиатры активно выступают против психоанализа и никогда не рекомендуют его даже для тех видов заболеваний, для которых он, по мнению психоаналитиков, показан;

г) природа функциональных психозов, в частности, ШИЗОФРЕНИИ и МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА, которые дают наибольшее число больных для психиатрических клиник, остается проблематичной; ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА считает, что психозы вызываются до сих пор не выясненными физическими причинами; ДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ШКОЛА говорит о роли ПСИХОГЕННЫХ ФАКТОРОВ, не претендуя, однако, на то, что излечение может быть достигнуто существующими психоаналитическими или психотерапевтическими методами;

д) лишь небольшая часть психиатров, по крайней мере, в Англии, имеет некоторую подготовку по психоанализу.

ПСИХИКА (1) (MIND) В переводе Фрейда, сделанном Стрэчи, немецкое "Seele" переводится как "душа", a "Psyche" - как "психика". Тем не менее, оба термина являются синонимами, также как слова "психический" и "душевный". Как показал Брирли, психоанализ рассматривает психику как процесс, а не предмет, несмотря на обыкновение Фрейда относить психические явления к ПСИХИЧЕСКОМУ АППАРАТУ. "Общая теория психоанализа, если определять се как можно более обобщенно, есть психология психических процессов и их организации. В такой психологии психика перестает быть статической структурой или чем-то вещественным и становится динамической сущностью, тем, что объединяет действия и последовательность адаптивных реакций" - Brieriey (1951).

Психоанализ также считает, что психика (психические процессы) находится в некоторой сущностной связи с телом (телесными процессами). Несмотря на языковые традиции, заставляющие говорить о теле и психике как о вещах различных, хотя и взаимодействующих, психоанализ содержит ряд понятий, которые связывают психологию с физиологией и биологией. Среди них ИНСТИНКТ, ИД, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, АФФЕКТ, сексуальность (см. СЕКС), ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ, СИМВОЛИЗМ.

ПСИХИКА (2) (PSYCHE) Душа. Психоаналитическая литература, вслед за Фрейдом, использует термины "психика" и "ДУША" (Seele) как синонимы. Оба соответствующих прилагательных - психический и душевный - являются также синонимами прилагательного "ментальный". Ни один из них не имеет отношения к "ПСИХИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ" в смысле изучения паранормальных явлений, сверхчувственного восприятия и т.д. Однако, в то время как душа обычно противопоставляется "телу", психика противопоставляется "COME".

ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ (MENTAL ILLNESS) Этот термин охватывает ПСИХОЗЫ, ПСИХОНЕВРОЗЫ и ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА - три различных клинических сущности. Некоторые из них, по крайней мере некоторые из психозов - это болезни, сходные с физическими недугами: у них имеются очевидные физические причины, объясняющие СИМПТОМЫ без учета личности больного или мотивов, по которым он хотел бы быть больным. Неврозы сходны с физическими недугами тем, что имеют симптомы, на которые жалуется пациент, но не поддаются объяснению без обращения к личности и мотивам пациента, т.е. они суть создания самого больного, а не просто результат влияния на него тех или иных причин. Поведенческие расстройства - это состояния, при которых отсутствуют симптомы, на которые "пациент" жалуется сам: возражает против анормального поведения общество, а не пациент. Обществу выгодно считать неврозы и тем более поведенческие расстройства болезнями, т.к. это оправдывает возможность терапевтического вмешательства. В основе этого подхода лежит ошибка мышления: бессознательные мотивы приравниваются к причинам. См. Szasz (1961), Home (1966), Rycroft (1966).

Алфавитный указатель  

Окончание П