Философия, ее
предмет и функции. Место философии в современном мире. Генезис философии.
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание,
оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от
истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия
черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку
совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные,
эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно
переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает
изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и
весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии -
это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного
мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать,
обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное
от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Философия зарождается
как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е.
мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по
определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его
преимущественным вниманием к во-просам отношения человека к превосходящим его
силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты
мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании ми-ра и
человека с позиций знания. Термин
<философия> в переводе с греческом языка означает любовь к мудрость. Слово
<философ> впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.
580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному
знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской
культуре термина <философия> связано с именем Платона. Первоначально понятие
<философия> употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин,
означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом
следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не
только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о
мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости
усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила
руководством человеческого поведения и образа жизни. Возникновение философии
означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с
жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, на-деждами.
Философия унаследовала от мифологии и религии их
мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении
мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и
т.д. Она унаследовала также весь"объем позитивного знания, которое на
протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих
проблем в зарождавшейся философии происходило под иным углом зрения, а именно
с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что
философия - это теоретически сформулированное мировоззрение.
Философия - это мировоззрение - система общих теоретических
взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм
отношения человека к миру. человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам
человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия
- это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в
философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный
характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. С наукой
философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования,
использовать логический инструментарий для обоснования своих положений,
выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
Философия есть
поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее
существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие
жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек)
Сравним
философию с наукой. Это позволит
выявить специфику научной ориентации философии.
Взаимоотношение философии и науки имеет длительную историю.
В античности различие между ними еще не было выявлено в должной степени, любовь
к мудрости понималась как любовь к науке, т.е. к систематическому,
доказательному и проверяемому знанию. В средние века в основном ситуация
оставалась прежней; новизна же состояла в том, что и философия, и наука
оказались под прессом теологии, им было не до взаимных претензий. В Новое
время, особенно благодаря работам Декарта
и Гегеля, было введено пред-ставление
об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки стали
считать частями философии. В Новейшее время авторитет наук быстро возрастает,
они довольно успешно отвоевывают у философии одну сферу человеческих интересов
за другой. Дело доходит порой даже до отрицания научного характера философии.
Как бы то ни было, во все исторические эпохи философия и
наука шли рука об руку, дополняя Друг друга. Многие идеалы науки, такие как
доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний,
первоначально были выработаны в философии. Но для науки характерно наличие
широкого спектра абстракций, каковые, как правило, в философии неуместны. Так,
для философии значение искусства, религии, мифа сравнимо со значением науки;
наоборот, в науке область человеческого бытия сужается, причем преднамеренно,
именно до сферы науки. Искусство, религию, миф исследуют научными средствами,
но их сокровенные черты в арсенал науки не включаются Там, где наука разъединяет, философия объединяет, для нее не
характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия человека
Философия и наука нужны друг другу Их союз еще никому не
удавалось разорвать Ответ "да" или "нет" на вопрос,
является ли философия наукой, значительно упрощает сложную картину
взаимоотношения философии и науки Ответ "да" оставляет в тени
чувственно-эстетическую и моральную направленность философии, ответ
"нет" можно оценить как забвение научных идеалов, чего в философии
нет Более бесспорен тезис о научной ориентации философии, которая в большей или
меньшей степени присутствует в тех или иных философских направлениях
Современное философское знание обос новывается, оно доказательно, систематично,
проверяется (и опровергается) фактами. Но это как раз и означает, что философия
обладает научной ориентацией
Изложенное выше позволяет рассмотреть две важнейшие функции (значимости) философии - ми-ровоззренческую
и методологическую.
Философию часто определяют как воззрение на мир в целом,
мировоззрение При этом если философ сближает философию и науку, то философия
характеризуется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления
В качестве таковых рассматриваются, например, взаимоотношение качества и количества,
причины и следствия, возможности и действительности Философ, отличающий
философию от нау ки, чаще всего понимает мировоззрение как определение места
человека, субъекта в мозаичной картине мироздания Такие науки, как физика,
биология, социология, дают окончательную картину в соответствии с физическими,
биологическими, социальными явлениями Философские представления непременно нуждаются
в дальнейшей конкретизации Таким образом, философию допустимо определять как
мировоззрение, но оно всегда нуждается в интерпретации на основе данных науки и
искусства, практики
С мировоззренческой функцией философии тесно связана другая
ее функция - методологическая Методология, учение о методах, понимается в
данном случае как определение способов достижения какой-либо цели, например,
эффективного конструирования научного познания, поэтического творчества, социальной
практики В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах,
принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным
значением Одним из таких методов является исторический метод чем бы вы ни
занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем Разумеется,
философская методология находит свое продолжение в методологии отдельных наук,
искусств, разновидностей практики
Никогда ранее философия не была столь научно
ориентированной, как сейчас Безусловно, научная
ориентация философии - это благо
Сравнение
философии с искусством позволит представить специфику чувственно-эстетической
ориентации философии.
В мировой философии достаточно четко просматриваются две
тенденции Философия сближается либо с наукой, либо с искусством.
Представителями второй тенденции являются Кьеркегор
Шопенгауэр Ницше Шеллинг Хайдеггер многие так называемые экзистенциалисты
(Камю, Ясперс), а также постмодернисты (Фуко
Деррида Лиотар)
Философия имеет дело со всей сферой чувственного, но с
особым акцентом на эстетическое переживание. Поэтому для обозначения
рассматриваемой ориентации философии используется термин
"чувственно-эстетический" В философии интеллектуальное дополняется
эстетическим созерцанием и творчеством Философия - об этом свидетельствует ее
содержание - не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится
к возвышенному (чувству) В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука
Чувственно-эстетическая философия делает акцент на
индивидуальном, а не общем и универсальном, на плюрализме, а не единообразии,
на интуитивном и творческом, а не методически однообразном, на возвышенном, а
не этически оправданном Во главу угла ставится обостренное отношение к наиболее
злободневным проблемам жизни и судьбы человека Чувственно-эстетической
философии претит безмятежная научная рациональность, забвение иррационального,
равнодушие к человеку, всякая попытка предпочесть понятие чувству, в основании
философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к
наивысшему посредством того, что сродни обостренному чувству
Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в
отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого Как видим,
философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к
бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и
самостоятельности
Сравнение
философии с искусством рельефнее, чем когда бы то ни было ранее, выявило гума-нистическую функцию философии. Не претендуя на особо глубокую истину, можно сказать, что
сторон-ники научной философии во главу угла ставят мудрость, их оппоненты,
сторонники эстетической философии, - любовь к человеку
Чувственно эстетическая ориентация философии - это благо,
чем ярче она представлена, тем лучше
Сфера этики и морали - это в первую очередь представления
людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и
идеалах. Многие философы в понимании
этической функции философии следуют традиции Аристотеля - Канта и считают этику практической философией Этика
возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической
деятельностью людей.
Что касается односторонне ориентированных научной и
чувственно-эстетической философий, то в них этическое начало приглушено и даже
отодвинуто в тень.
В наши дни этическую
функцию философии часто называют аксиологической (греческое
"акси-ос" - ценный); имеется в виду ориентация философии на известные
ценности. При этом не следует забывать о том, что аксиология как учение о
ценностях сложилась лишь к началу XX века. Аксиологическая функция философии
есть одно из конкретных воплощений этической функции философии.
Обратимся
теперь к практической ориентации
философии. Под практикой мы понимаем деятельность человека, направленную
на достижение цели. Философ-теоретик стремится к достижению истины и к
избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в области мыслей.
Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное (а не
низменное и безобразное); и он действует, и он практичен, но преимущественно в
чувственно-эмоциональной сфере. Философ-этик в качестве цели своей дея-тельности
избирает идеалы добра (а не зла). Подобно философу-теоретику и
философу-эстетику, философ-этик изначально действенен и в этом смысле практичен.
Выясняется, однако, что его практические горизонты более универсальны, чем у
философа-теоретика и философа-эстетика. В фокус философского обсуждения
поставлена не мысль-действие и не чувство-действие, а любое действие,
универсальная цель - добро. Как видим, практическая ориентация характерна для
философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках
этической функции философии. Именно поэтому, когда философа спрашивают о
практическом назначении философии, он прежде всего указывает на ее этическую
функцию.
Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих
деяний, поступков, формирует стратегические цели. Здесь-то как раз и
реализуются практические потенциалы философии.
Философия вплетена в практическую деятельность человека, а
это означает, что она - разновидность этой деятельности. Философия есть
практическое отношение человека к миру, которое наиболее ярко представлено в ее
этической функции.
Моральная ориентация философии - это благо, ибо без нее
эффективность анализа кардинальных проблем бытия человека была бы существенно
снижена. Но не следует роль этой ориентации либо принижать, отказывая философии
в нравственном содержании, либо преувеличивать, превращая философию в нечто
односторонне этическое.
Назначение
философии.
В качестве учения о бытии, главных его принципах философия
выступает как онтология (греческое он -
сущее, логос - учение, понятие,
мысль, слово). Выделение различных видов бытия - природы, человека, общества,
техники - приведет соответственно к философии природы, философии человека, или
антропологии (греческое антропос -
человек), философии общества (философии истории в том числе). Философию
познания называют гносеологией (греческое гносис
- знание, познание) или эпистемологией (греческое эпистеме - знание). Как учение о способах познания философия есть
методология (греческое -иетодос -
способ). Как учение о путях творчества и их обосновании философия есть
эвристика (греческое эвриско нахожу). Разветвленными областями философии
являются философия науки, философия религии, философия языка, философия
искусства (эстетика), философия практики (этика), философия культуры, история
философии. Так, в философии науки относительно самостоятельным значением
обладают философские вопросы отдельных наук, в том числе логики, математики,
физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д. Каждая из перечисленных
модификаций философии обладает специфическими функциями (сравните:
методологическая, эвристическая, антропологическая функция философии), о
которых написаны даже не сотни, а тысячи книг. Философия едина и многообразна,
человек не обходится без нее ни в одной из областей своей жизнедеятельности.