Средневековая
философия
В
Западной Европе к средневековью
относятся V-XVвв. Но средневековая философия начала развиваться
значительно раньше. Средневековая философия в Западной Европе - это
христианская философия. Первые христианские философы - Теофил, Афинагор, Юстин,
Татиан разрабатывали свои идеи во II в.н.э.
Средневековую
философию можно разделить на три этапа:
апологетику (1-3 вв. н.э.), патристику (4-5 вв. н.э.), схоластику (6-12вв.н.э.)
Философия раннего христианства называется апологетикой - сочинения философов назывались апологиями - были направлены на защиту и оправдание христианства и деятельности христиан. Две задачи - непосредственно-практическая и идейно-теоретическая.
Непосредственно-практическая - защита христианских общин от преследований, укрепления организации и привлечение населения. Идейно-теоретичекая - разработка и теоретическое обоснование вероучения. Базировалась на эллинистической философии I-II вв (Филон из Александрии), греческой (стоической).
Филон:
Бог - Высшее существо, стоящее вне времени и пространства, трансцендентное миру
(находится за пределами мира). Может вступить в контакт с миром только через
посредника - Иисуса Христа, принявшего жертвенную смерть за грехи человечества
во имя его спасения.
Главенствующей идеей всего
христианского мировоззрения является идея Бога. Средневековое мировоззрение -
теоцентрично. Реальностью, определяющей всё сущее, является сверхъестественное создание - Бог.
Основные черты христианского мировоззрения:
Супранатурализм - главный принцип религиозно-философского теоретизирования.
Сотериологизм (soter - спаситель) - ориентация жизни человека на спасение души.
Спасение - -процесс обожествления, соединения человека с Богом в "божьем
царстве".
Ревеляционизм (revelatio - откровение) - для спасения необходимы таинств. знания, которые люди не способны получить своим умом - содержание откровения бесконечно превосходит возможность естественного познания. Общение человека с Богом - акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов в Священном Писании.
Креационизм - поддержание бытия мира есть его постоянное
творение Богом вновь.
Бог - абсолютное творческое начало - он вечен, неизменен, является источником всего сущего, высшее Благо, высшая Истина, высшая Красота.
Антропоцентризм: человек - венец творения. Божественные качества человека - разум и
свободная воля. Адам и Ева совершили грехопадение >> природа человека
оказалась испорченной, на него постоянно оказывает влияние грехопадение.
Двойственность природы человека - важнейшая черта всего христианского
мировоззрения. Августин называл это раздвоение "болезнью души", неподчинением
её самой себе, высшему началу. Сам человек не способен преодолеть своих
греховных наклонностей и ему необходима божественная помощь - действие
божественной благодати.
Провиденциализм - божественный замысел предопределяет историю людей.
Эсхатология - учение о конце мира: достижение "царства Божьего" - конечная цель и смысл человеческого
существования.
Процесс познания трактуется как богоуподобление.
Патристика - это учение отцов церкви, которое представляло собой синтез
христианства с неоплатонизмом. Отцы церкви обосновали все основные христианские
догматы, которые сложны для понимания в силу своей алогичности.
Восточные отцы церкви - Василий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский (335-394).
Западные отцы церкви - Иероний, Амвросий Миланский, Аврелий
Августин.
Аврелий Августин (354-430гг. н.э.) - основатель мистицизма (божественное проникновение в человеческое познание). По
его учению весь мир пронизан разумом, логосом, содержащим в себе световую
природу, поскольку имеет общую причину своего возникновения - Бога. Вещи,
человеческая душа светятся отражённым светом. Бог - это Солнце, которое само не
видимо, но делающее всё остальное видимым. Всякое познание делается через лучи
божественного света. Свет сотворённый даёт возможность познать телесные вещи,
свет разума - интеллигибельные предметы, свет благодати - истины откровения.
До грехопадения человек был существом духовной субстанции, после грехопадения был низвергнут в мир чувственного бытия. В процессе спасения человек должен отказаться от всего телесного и возвратить себе прежний духовный облик.
Три стадии - очищение души
от чувственных страстей (катарсис),
просветление души мудростью, озарение - слияние человека с Богом.
Бог - по мнению Августина - это нематериальный абсолют, личность,
которая творит мир по своей доброй воле. Иисус Христос представляет
собой самосознание бога отца. Платоновские идеи - предвечные мысли Бога-отца.
Деятельность Бога непознаваема,
поэтому жизнь человеческая непредсказуема.
Августин выдвинул тезис о первенстве веры над
разумом, церковь - высшая инстанция. Занимался вопросом теодицеи - по Августину добро абсолютно, зло - продукт свободного
творчества, недостаток добра.
Августин - гармония веры и
разума - два пути приобщения к религии: понятийно-рациональный и нерациональный
(более предпочтителен).
Создаёт философию истории (хотя о ней можно говорить лишь условно) - она
имеет начало (перед сотворением мира время не существовало) и конец (Страшный Суд). Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща
лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или
будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде. В
Боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим. Выдвинул мысль о
единстве человеческой и божественной
истории, которые текут в противоположных, но неразделимых сферах, содержанием
которых является бой двух царств - града
Божьего (civitas Dei) и земного (civitas terrena). Град
земной (человеческий) - подобие града Божьего, в нём (земном граде) есть
несовершенство, поэтому в нём есть зло. Воплощение града божьего на земле -
церковь. Град земной стремиться к граду божьему.
Основные труды - "Исповедь"(рассказ о своей жизни в форме
молитвы), "О граде Божьем", "О троице" (систематизация теологических
воззрений). Выполнил синтез христианства с неоплатонизмом, учение получило
название неохристианства. Официальное
учение церкви 6-12вв.
Схоластика (6-15вв.) Церковь становится выше государства, Апостол Пётр -
1-й епископ римской церкви, церковь обладает запасом церковной благодати,
наибольшим запасом обладает папа римский. В проблеме соотношения веры и разума
возникает два направления - диалектика (философия) и антидиалектика.
Основная задача схоластов - не
исследование действительности, а поиск рационального доказательства всего того, что провозглашала вера. Три основные
цели - 1) с помощью разума легче
проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу
человека, 2) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских
методов, 3) используя философские аргументы, исключить критику святых истин. В схоластический метод состоит в формально-логической
операции вывода. Главное предназначение схоластистической философии - слияние с теологией.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - один из отцов схоластики, "верю,
чтобы понимать" - без веры нет подлинного познания. 'Монологиум", "Прослогион" -
трактаты о главных вопросах теологии, о реальности и характере Бога.
Выдвинул доказательства
бытия Бога -1) Бог наиболее совершенная сущность; 2)
метафизическое доказательство - если бы Бог существовал лишь в нашей мысли, то он был бы
противоречив; 3) онтологическое доказательство - из понятия Бога выводится
доказательство его реального существования.
Альберт Великий (1193-1280) - одним из
первых попытался использовать идеи Аристотеля для систематизации христианского
мировоззрения, учитель Фомы Аквинского.
Фома Аквинский
(1225-1274)
- учился в Неаполитанском университете, в 17 лет вступает в доминиканский
орден, учится в Париже у Альберта Великого, следует за ним в
Кёльн-на-Рейне, в 1252г. возвращается в
Париж. Получил прозвище "ангельского
доктора".
Главные труды: "Сумма теологии"(1266-1274) (разработка католической догматики), "Сумма против язычников"(1259-1264), направленная в основном против арабов (Аверроэса). "Сумма теологии" становится главным произведением всей схоластической теологии. Развёл области науки и веры. Задачи науки - объяснение закономерностей мира - Фома Аквинский признаёт возможность достижения объективного знания, познание должно быть направлено на объект, а не на субъективные формы мышления.
Над царством философского познания находится другое
царство, которым занимается богословие
- область самых существенных таинств христианской веры (триединство,
воскресение и т.д.), находится вне познания. Здесь сверхъестественные истины -
божественное откровение - которые содержатся только в вере. Между верой и
наукой нет противоречия - истина
может быть лишь одна, ибо происходит от Бога. Философия не может доказать
сверхъестественную истину, но может ослабить выдвинутые против неё аргументы.
Отверг онтологическое доказательство существования
Бога, выдвинул в "Сумме теологии" 5
других:
1.
Бог
является перводвигателем
2.
Бог
- первая действующая причина
3.
Бог
- первая необходимость
4.
Бог
- наивысшая степень совершенства
5.
Бог
- разумное существо, которое направляет
все естественные вещи к цели (телеологическое
доказательство)
Эти доказательства близки к рассуждениям Августина и
Аристотеля.
Мир - система ступеней: самая широкая ступень - неживая природа; над ней возвышается мир
растений и животных; из него вырастает высшая ступень - мир людей, который
является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей
реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, целью и смыслом всего сущего
является Бог. Фома Аквинский соединяет
метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями: всякое сущее, как
единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности (essentia) и
существования(existentia). Сущность
всякой вещи есть то, что выражено в
определении - родовое (не индивидуальное), у Бога сущность тождественна с
существованием. Существованием вещи становятся потому, что формы, которые
отделимы от материи, входят в пассивную материю. Различие между материальным и
духовным миром в том, что материальное состоит из материи и формы, а духовное
имеет лишь форму.
Кроме того, Аквинат изучал проблемы человеческой
души, разработал классификационно-подчиняющий метод упорядочения, различения и
размещения отдельных знаний и сведений.
В 1323 г. Фома Аквинский
провозглашён святым, в 1450г. его учение было использовано для борьбы с
реформацией, в 1567 признан пятым
учителем церкви, 4 августа 1879 Лев XIII провозгласил учение Фомы
Аквинского обязательным для всей католической церкви. Неотомизм - официальная концепция католической церкви и в наше
время.