Средневековая философия

 

            В Западной Европе к средневековью  относятся V-XVвв. Но средневековая философия начала развиваться значительно раньше. Средневековая философия в Западной Европе - это христианская философия. Первые христианские философы - Теофил, Афинагор, Юстин, Татиан разрабатывали свои идеи во II в.н.э.

            Средневековую философию можно  разделить на три этапа: апологетику (1-3 вв. н.э.), патристику (4-5 вв. н.э.), схоластику (6-12вв.н.э.)

            Философия раннего христианства называется апологетикой - сочинения философов назывались апологиями - были направлены на защиту  и оправдание христианства и деятельности христиан. Две задачи - непосредственно-практическая и идейно-теоретическая.

Непосредственно-практическая - защита христианских общин от преследований, укрепления организации и привлечение населения. Идейно-теоретичекая - разработка и теоретическое обоснование вероучения. Базировалась на эллинистической философии I-II вв (Филон из Александрии), греческой (стоической).

Филон: Бог - Высшее существо, стоящее вне времени и пространства, трансцендентное миру (находится за пределами мира). Может вступить в контакт с миром только через посредника - Иисуса Христа, принявшего жертвенную смерть за грехи человечества во имя его спасения. 

Главенствующей идеей всего христианского мировоззрения является идея Бога. Средневековое мировоззрение - теоцентрично. Реальностью, определяющей всё сущее,  является сверхъестественное создание - Бог.

Основные черты христианского мировоззрения:

Супранатурализм - главный принцип религиозно-философского теоретизирования.

Сотериологизм (soter - спаситель) - ориентация жизни человека на спасение души. Спасение - -процесс обожествления, соединения человека с Богом в "божьем царстве".

Ревеляционизм (revelatio - откровение) - для спасения необходимы таинств. знания, которые люди не способны получить своим умом - содержание откровения бесконечно превосходит возможность естественного познания. Общение человека с Богом - акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов в Священном Писании. 

Креационизм - поддержание бытия мира есть его постоянное творение Богом вновь.

Бог - абсолютное творческое начало - он вечен, неизменен, является источником всего сущего, высшее Благо, высшая Истина, высшая Красота.

Антропоцентризм: человек - венец творения. Божественные качества человека - разум и свободная воля. Адам и Ева совершили грехопадение >> природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает влияние грехопадение. Двойственность природы человека - важнейшая черта всего христианского мировоззрения. Августин называл это раздвоение "болезнью души", неподчинением её самой себе, высшему началу. Сам человек не способен преодолеть своих греховных наклонностей и ему необходима божественная помощь - действие божественной благодати.

Провиденциализм - божественный замысел предопределяет историю людей.

Эсхатология - учение о конце мира: достижение "царства Божьего"  - конечная цель и смысл человеческого существования.

Процесс познания трактуется как богоуподобление.

Патристика - это учение отцов церкви, которое представляло собой синтез христианства с неоплатонизмом. Отцы церкви обосновали все основные христианские догматы, которые сложны для понимания в силу своей алогичности.

Восточные отцы церкви - Василий  Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский (335-394).

Западные отцы церкви -  Иероний, Амвросий Миланский, Аврелий Августин.

Аврелий Августин (354-430гг. н.э.) - основатель мистицизма (божественное проникновение в человеческое познание). По его учению весь мир пронизан разумом, логосом, содержащим в себе световую природу, поскольку имеет общую причину своего возникновения - Бога. Вещи, человеческая душа светятся отражённым светом. Бог - это Солнце, которое само не видимо, но делающее всё остальное видимым. Всякое познание делается через лучи божественного света. Свет сотворённый даёт возможность познать телесные вещи, свет разума - интеллигибельные предметы, свет благодати - истины откровения.

До грехопадения человек был существом духовной субстанции, после грехопадения был низвергнут в мир чувственного бытия. В процессе спасения человек должен отказаться от всего телесного и возвратить себе прежний духовный облик.

Три стадии - очищение души от чувственных страстей (катарсис), просветление души мудростью, озарение - слияние человека с Богом.

Бог  - по мнению Августина -  это нематериальный абсолют, личность, которая творит мир по своей доброй воле. Иисус Христос представляет собой самосознание бога отца. Платоновские идеи - предвечные мысли Бога-отца.

Деятельность Бога непознаваема, поэтому жизнь человеческая непредсказуема.

Августин  выдвинул тезис о первенстве веры над разумом, церковь - высшая инстанция. Занимался вопросом теодицеи - по Августину добро абсолютно, зло - продукт свободного творчества, недостаток добра. 

Августин - гармония веры и разума - два пути приобщения к религии: понятийно-рациональный и нерациональный (более предпочтителен).

Создаёт философию истории (хотя о ней можно говорить лишь условно) - она имеет начало (перед сотворением мира время не существовало)  и конец (Страшный Суд).  Ни прошлое, ни будущее не  имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде. В Боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим. Выдвинул мысль о единстве человеческой и  божественной истории, которые текут в противоположных, но неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств - града Божьего (civitas Dei)  и земного (civitas terrena). Град земной (человеческий) - подобие града Божьего, в нём (земном граде) есть несовершенство, поэтому в нём есть зло. Воплощение града божьего на земле - церковь. Град земной стремиться к граду божьему.

 Основные труды - "Исповедь"(рассказ о своей жизни в форме молитвы), "О граде Божьем", "О троице" (систематизация теологических воззрений). Выполнил синтез христианства с неоплатонизмом, учение получило название неохристианства. Официальное учение церкви 6-12вв.

  Схоластика (6-15вв.)  Церковь становится выше государства, Апостол Пётр - 1-й епископ римской церкви, церковь обладает запасом церковной благодати, наибольшим запасом обладает папа римский. В проблеме соотношения веры и разума возникает два направления - диалектика (философия) и антидиалектика. Основная   задача схоластов - не исследование действительности, а поиск рационального доказательства всего  того, что провозглашала вера. Три основные цели  - 1) с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека, 2) придать религиозной и теологической истине  систематическую форму при помощи философских методов, 3) используя философские аргументы, исключить критику святых истин. В  схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода. Главное предназначение схоластистической философии -  слияние с теологией.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - один из отцов схоластики, "верю, чтобы понимать" - без веры нет подлинного познания. 'Монологиум", "Прослогион" - трактаты о главных вопросах теологии, о реальности и характере Бога.

Выдвинул доказательства бытия Бога  -1) Бог  наиболее совершенная сущность; 2) метафизическое доказательство - если бы Бог существовал  лишь в нашей мысли, то он был бы противоречив; 3) онтологическое доказательство - из понятия Бога выводится доказательство его реального существования.

Альберт Великий (1193-1280)  - одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля для систематизации христианского мировоззрения, учитель Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274) - учился в Неаполитанском университете, в 17 лет вступает в доминиканский орден, учится в Париже у Альберта Великого, следует за ним в Кёльн-на-Рейне,  в 1252г. возвращается в Париж.  Получил прозвище "ангельского доктора".

Главные труды: "Сумма теологии"(1266-1274) (разработка католической догматики), "Сумма против язычников"(1259-1264), направленная в основном против арабов (Аверроэса). "Сумма теологии" становится  главным произведением всей схоластической теологии. Развёл области науки и веры. Задачи науки - объяснение закономерностей мира - Фома Аквинский признаёт возможность достижения объективного знания, познание должно быть направлено на объект, а не на субъективные формы мышления.

Над царством философского познания находится другое царство, которым занимается богословие  - область самых существенных таинств христианской веры (триединство, воскресение и т.д.), находится вне познания. Здесь сверхъестественные истины - божественное откровение - которые содержатся только в вере. Между верой и наукой нет противоречия -  истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога. Философия не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выдвинутые против неё аргументы.

Отверг онтологическое доказательство существования Бога, выдвинул в "Сумме теологии"  5 других: 

1.      Бог является перводвигателем

2.      Бог - первая действующая причина

3.      Бог - первая необходимость

4.      Бог - наивысшая степень совершенства

5.      Бог - разумное существо, которое  направляет все естественные вещи к цели (телеологическое доказательство)

Эти доказательства близки к рассуждениям Августина и Аристотеля.

Мир - система ступеней:  самая широкая ступень - неживая природа; над ней возвышается мир растений и животных; из него вырастает высшая ступень - мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, целью и смыслом всего сущего является Бог.  Фома Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями: всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности (essentia) и существования(existentia).  Сущность всякой вещи есть то,  что выражено в определении - родовое (не индивидуальное), у Бога сущность тождественна с существованием. Существованием вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи, входят в пассивную материю. Различие между материальным и духовным миром в том, что материальное состоит из материи и формы, а духовное имеет лишь форму.

Кроме того, Аквинат изучал проблемы человеческой души, разработал классификационно-подчиняющий метод упорядочения, различения и размещения отдельных знаний и сведений.

В 1323 г. Фома Аквинский провозглашён святым, в 1450г. его учение было использовано для борьбы с реформацией, в 1567 признан пятым  учителем церкви, 4 августа 1879 Лев XIII провозгласил учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церкви. Неотомизм - официальная концепция католической церкви и в наше время.

 

TopList