Философские учения древнего Востока.

Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае. В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2-ом начале 1-го тыс. до н. э.
Первым памятником мысли древних индийцев были Веды - сборник гимнов в честь Богов. Каждая веда позднее обросла брахманом, т.е. комментарием, а еще позже - Араньяками ("лесные книги", предназначенные для отшельников) и, наконец, упанишадами (от словосочетания "сидеть у ног учителя"). В этих гимнах содержатся основные понятия; Брахман - это чистое бытие, объективная высшая реальность, совпадающая с чистым сознанием. Атман - душа , дыхание. Учения , ориентирующиеся на Веды , считаются классическими . Это веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя, санкхья. Другие учения, не ориентированные на Веды. называются неортодоксальными. Их определяют прежде всего как буддизм , а также локаята. червака, джайнизм.

Вайшешика - основателем считается Канада, он же Улука (5-6 вв. до н.э.). В центре учения категория субстанции - дравья , которая выступает в девяти формах . Пять из них образуют физические элементы земли, воды, огня, воздуха, и эфира, состоящие, в свою очередь, из неделимых, вечных и несотворенных атомов. К четырем бестелесным субстанциям относится пространство, время, душа. ум, которые наряду с эфиром являются неподвижными.

Йога - соединение, порядок, созерцание, участие. Практика йоги упоминается в Ведах, основатель классической йоги Патанджали ( 2-ой в.до н.э.). Его труд "йога сутра" состоит из 185 сжатых выразительных афоризмов . Как элемент йога включается и в некоторые другие восточные учения. Главное содержание йоги - разработка практического пути освобождения души от связи с физическим телом через тренировку тела и духа.

Миманса. Один из основателей этого направления - Джаймини (около 2-го века до н.э.). Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед, но в отличие от веданты учила об истинности всех родов познания и выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов и их свойств.

Ньяя. Считается продолжением вайшешики. Основатель Готама (3-ий век до н.э.) В центре учения - методы правильного познания. Ньяя признает четыре источника правильного познания : чувственное и сверхчувственное восприятие, вывод, сравнение, авторитетное свидетельство.

Синкхья. Основатель - Капила (7-ой век до н.э.). Классическая санкхья

признает авторитет Вед, но счигае! бытие Бога недоказуемым и строит знание

на основе

независимого опыта и размышления.

Буддизм одна из трех мировых религий. Основателем буддизма принято считать индийского принца Сиддхартха Гаутаму ( он же Шакьямуни ) , годы жизни  которого точно  не  определены. Имя   Будда  (просветленный, , пробужденный) принц получил, став проповедником учения .Стержнем учения является его проповедь "четыре истины".

Первая истина утверждает, что существует страдание (духа) - великая болезнь мира.

Вторая истина заключается в том, что для человека жизнь является

страданием, так  как  состоит  из  бесконечных  желаний  и  отравлена

 разочарованием рухнувших надежд.

Буддизм в третьей истине предлагает собственное решение подобной проблемы.

Освобождение ог страдания, состояния избавления или освобождения от них достигается избавлением от невежественного образа жизни, ведущего к само-разрушению личности.

Четвертая истина буддизма указывает правильный путь, с помощью которого останавливается саморазрушение человека - это умение управлять собственной психикой.

Джайнизм - основателем его считается странствующий проповедник Вардхамана. В основе  джайнизма находится  учение  о  двух  вечных, несотворенных и не уничтожимых субстанциях: дживы (всего живого, души) и адживы (неживого, не души).

Джайнизм в отличие от буддизма настаивае! на обязательности жестких нравственных норм, разрабатывая строгие формы поведения. Локаята   направление возникло около 6-го века до н.э., основателем считается Брихаспати. В учении отрицается существование Бога , посмертное существо-вание .

Чарвака. Это более поздняя разновидность Локаяты . Истинным в познании считается лишь получаемое человеком  с помощью  непосредственного восприятия.

В древнекитайской философии насчитывают около десятка основных школ ; однако наиболее значительными иэ них являются конфуцианство, даосизм, школа инь-янь (иньянцза) и возникший в Китае, но широко распростра-няющийсяза его пределы дзэн буддизм.

Конфуцианство (жу-цзя - школа ученых - книжников) самое влиятельное из трех основных философских учений Китая, основано Конфуцием, жившим в 551-479г.г.дон.э.

Исходной для Конфуция можно считать концепцию "неба" и "небесного веления" (судьбы). "Небо" не только часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и судьбу человека, это вместилище высшего разума и справедливости.

 Характерной чертой его учения является антропоцентризм.

В центре внимания философа стоит проблема человека, его умственного и нравственного облика. Человек наделяется небом определенными нравственными качествами и должен поступать в согласии с ними. В соответствии с конфуцианством  китайская  цивилизация  считалась  самой  совершенной. Консервативный характер политических идей способствовал превращению учения конфуцианства в государственную доктрину.

Иньянцза. Главным представителем учения считается Цзоу Янь (305-240 г.г. до н.э.), однако само учение зародилось гораздо раньше. Среди древних классических книг <Книга Перемен> стоит на первом месте в конфуцианстве. Существенно, что согласно книге в мире действуют три космические потенции - небо, человек, земля. Человек предстает во Вселенной как космическая сила.

Даосизм - одно из двух основных течений китайской философии наряду с конфуцианством. Возникло во второй половине 1тыс. до н.э. Согласно традиции основателем учения считается полулегендарный мыслитель Лаоцзы, Важнейшим мыслителем даосизма считают Чжцанцзы.

Во 2 - 3 вв даосизм разделился на религиозный и классический философский. Со1ласно религиозному даосизму миром правит небесный Нефритовый император -владыка ада и рая, люди считают его воплощением Неба. Философский даосизм представляет собой течение, исходной идеей которого является учение о дао-пути как естественном, извечном, всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной.

Дзэн  буддизм. Считается, что основателем этого учения являлся странствующий монах Бодхидхарма (ясновидец), известный также как Дамо, Тано. Основатель знаменитой Шаолиньской школы боевых искусств стал 28 буддийским патриархом. Как самостоятельное учение дзэн образовался в Китае, когда идеи дзэн упали на почву даосизма и конфуцианства. Дзэн не терпит системы и преподается в коротких притчах. Ученику, пришедшему знать, что такое путь, дается явно не разрешимая задача, абсурдная с точки зрения здравого смысла. В отчаянии в самый напряженный миг работы сознания возникает вспышка сверхсознания, парящего над неразрешимыми вопросами, внезапный переворот в недрах сознания.

В оценках своеобразия восточной философской мысли следует избегать крайностей, ненужно ее вырывать из контекста общечеловеческой культуры, противопоставляв европейской. Философская мысль Востока, восходящая к глубокой древности, считает, что изучение философии не является чисто умозрительным занятием, а должно воплощаться в повседневном поведении человека, в образе его жизни.

TopList