Бог, государство и ты ] Раннее христианство и государство ] Бог и кесарь ] [ Кесарево - кесарю ] В заключение ]

Кесарево - кесарю

            

 

КЕСАРЕВО - КЕСАРЮ

 

"Отдавайте всякому должное"

(Римлянам 13:7).

 

    ПО СЛОВАМ Иисуса, что-то необходимо отдавать Богу и что-то - кесарю, или государству. Иисус сказал: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Этими немногими словами он поставил в тупик своих врагов и сжато обрисовал уравновешенную позицию, которая должна быть у нас во взаимоотношениях с Богом и в отношениях с государством. Не удивительно, что слушатели Иисуса "дивились Ему" (Марка 12:17). Главное для христианина - конечно же, отдавать Божие Богу (Пс. 115:3-5). Но, делая это, они не забывают, что Иисус велел им отдавать также должное кесарю. Их обученная по Библии совесть требует, чтобы они молитвенно взвешивали, в какой мере отдавать кесарю то, что он от них требует (Римлянам 13:7). Сегодня многие правоведы признают, что власть правительств небезгранична и что люди и правительства повсюду подотчетны естественному праву.

 

    Именно естественное право имел в виду апостол Павел, когда писал о людях этого мира: "Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны". Если неверующие подчиняются требованиям естественного права, оно влияет на их совесть. Поэтому Павел дальше сказал: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их..." (Римлянам 1:19, 20; 2:14,15).

    Знаменитый английский юрист XVIII века Уильям Блэкстон писал: "Этот закон естества [естественное право], который является сверстником человечества [одного возраста с ним] и диктуем самим Богом, безусловно, превосходит по обязательности исполнения все остальные. Он обязателен повсюду на земле, во всех странах и во все времена: если человеческие законы противоречат ему, они теряют силу". Далее Блэкстон говорит об изложенном в Библии "богооткровенном законе" и комментирует: "На этих двух столпах, на законе естества и законе откровения, основываются все человеческие законы; то есть нельзя допускать, чтобы человеческие законы противоречили им". Приведенные слова соответствуют записанным в Марка 12:17 словам Иисуса о Боге и кесаре. Ясно, что Бог ставит пределы требованиям, которые кесарь может предъявить христианину. Из разряда как раз таких требований был приказ синедриона апостолам прекратить проповедовать об Иисусе. Так что апостолы ответили на него правильно: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деяния 5:28,29).

 

"Божие"

    Христианам всегда было важно удостоверяться, что они не отдают Божьего кесарю. Ныне Божий закон, как никогда прежде, требует, чтобы христиане были "не от мира" (Иоанна 17:16). Посвященные Богу, Жизнедателю, они должны ясно показывать, что принадлежат не себе (Псалом 99:2, 3). Как писал Павел, "...всегда Господни" (Римлянам 14:8). Кроме того, крестясь, христианин посвящается в служители Бога и, значит, может сказать вслед за Павлом: "Он [Бог] дал нам способность быть служителями..." (2 Коринфянам 3:5,6).

    Апостол Павел также писал: "Я прославляю служение мое" (Римлянам 11:13). Нам следует делать то же. Сколько бы времени мы ни посвящали служению - все или часть, мы помним, что служение нам поручено самим Богом (2 Коринфянам 2:17). Так как находятся люди, которые, возможно, оспаривают наше назначение, каждый христианин должен быть готов предоставить с кротостью и благоговением доказательство того, что он на самом деле служитель благой вести (1 Петра 3:15). Его Апостолы сказали синедриону: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам". Его служение должно быть также видно в поведении. Христианину, поскольку он служитель Бога, следует отстаивать чистые нравы и жить по ним, содействовать единству семьи, быть честным, уважать закон и порядок (Римлянам 12:17, 18; 1 Фессалоникийцам 5:15). Самое важное в жизни христианина - его взаимоотношения с Богом и служение, порученное ему Богом. От этих двух вещей отказаться по требованию кесаря он не может. Ясно, что они "Божий".

 

"Кесарево"

    Христиане знают, что они обязаны "покоряться высшим властям" - правителям страны (Римлянам 13:1). Поэтому, когда кесарь, государство, предъявляет справедливые требования, совесть христиан, разрешает им выполнять эти требования.

    Ограничивается ли "кесарево" уплатой налогов? Нет. Павел назвал также другое, например, страх и честь. Немецкий библеист Генрих Майер писал: "Под [кесаревым]... нужно понимать не только гражданский налог, но все, на что кесарь имеет право вследствие справедливого правления" ("Critical and Exegetical Hand-book to the Gospel of Matthew"). Историк Э. У. Барнз заметил, что, если христианин был обязан платить налоги, он платил их, а "также признавал все остальные обязанности перед государством, если только кесарь не требовал того, что принадлежит Богу" ("The Rise of Christianity").

 

    Что государство может потребовать, не посягая на принадлежащее по праву Богу? Некоторые считают, что достаточно отдавать кесарю требуемые по закону деньги в виде налогов, и все. Им кажется, что невозможно с чистой совестью отдавать кесарю то, что отнимает время, которое лучше использовать на теократические дела. Да, верно, что следует "возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою, и всем разумением, и всею крепостию", но все-таки Бог считает, что нужно уделять время не только священному служению (Марка 12:30; Филиппийцам 3:3). Например, христианину, состоящему в браке, указано посвящать время угождению супружескому спутнику. В такого рода занятиях нет ничего не правильного, хотя апостол Павел говорит, что это "мирское", а не "Господне" (1 Коринфянам 7:32-34; сравните 1 Тимофею 5:8).

    Подумаем также: Христос позволил своим последователям "отдавать" налоги, но на это затрачивается время, которое принадлежит Богу, ведь мы посвятили ему всю свою жизнь. Если средний размер налогов в стране составляет несколько десятков процентов от дохода, значит, ежегодно средний работающий платит в казну государства сумму заработка за несколько месяцев. Иначе говоря, за свою трудовую деятельность средний рабочий тратит на уплату налогов, взимаемых "кесарем", около 15 лет. Кроме того, рассмотрим вопрос школьного образования. Закон большинства стран требует, чтобы родители отдавали своих детей в школу на определенное минимальное число лет. Срок обучения в разных странах различен. В большинстве местностей обучение в школе длится довольно долго. Правда, школьное образование обычно полезно, но сколько лет жизни ребенка уйдет на школьное обучение - решает кесарь, а христианские родители подчиняются его решению.

 

Воинская повинность

    Еще одно требование кесаря в некоторых странах - воинская повинность. В XX веке она вводится в большинстве государств в военное время, а в некоторых есть и в мирное. Во Франции эту повинность много лет называли кровавой пошлиной, подразумевая под этим, что каждый молодой мужчина должен быть готов отдать за государство свою жизнь. Могут ли это с чистой совестью делать те, кто посвятил себя Богу? Каким было мнение об этом христиан I века н. э.?

    Самые первые христиане стремились быть хорошими гражданами, но их вера не позволяла им отнять жизнь у другого человека или отдать свою за государство. В одном труде говорится: "Отцы ранней церкви, в том числе Тертуллиан и Ориген, утверждали, что христианам запрещается отнимать у человека жизнь, и этот принцип препятствовал им служить в римской армии" ("The Encyclopedia of Religion"). Профессор С. Дж. Каду пишет: "Христиане, крестившись, не становились воинами, по крайней мере, до времени правления Марка Аврелия [161-180 гг. н. э.]" ("The Early Church and the World").

 

    Почему у членов церквей христианского мира сегодня иное мнение? Потому что в IV веке произошло значительное изменение. В одном католическом труде объясняется: "Многие христиане... при языческих императорах испытывали религиозные угрызения совести в отношении воинской службы и решительно отказывались брать в руки оружие или же дезертировали. На Соборе [в Арле в 314 году н. э.], когда рассматривались изменения, введенные Константином, была изложена обязанность христиан служить на войне... потому что Церковь существует мирно (лат. in pace) при правителе, который благоволит к христианам" ("A History of the Church Concils"). Этот отход от учений Иисуса привел к тому, что с тех пор духовенство христианского мира поощряет паству служить в вооруженных силах мира сего, хотя отдельные люди отказываются нести воинскую повинность на основании совести.

    Обязаны ли сегодняшние христиане идти в этом вопросе за большинством? Нет. Если христианин живет в стране, где религиозные служители освобождаются от военной службы, он может воспользоваться этой льготой, так как является настоящим Божьим служителем (2 Тимофею 4:5). В ряде стран, в том числе в Соединенных Штатах и Австралии, освобождение дается даже в военное время. А в мирное время во многих странах, где существует воинская повинность, христиане освобождаются от нее на правах религиозных служителей. Поэтому они могут продолжать помогать людям, служа им на благо.

    А если христианин живет в стране, где религиозные служители не освобождаются от военной службы? Тогда ему придется самому принимать решение, следуя Заповедям, Слову Божьему. Хотя христианин учитывает власть кесаря, он хорошо взвесит, какой у него моральный долг перед Богом (Псалом 35:10; 115:3-5; Деяния 17:28). Он не забудет, что признак истинного христианина - любовь к верующим, включая тех, кто живет в других странах или принадлежит к другим племенам (Иоанна 13:34, 35; 1 Петра 2:17). Кроме того, он учтет библейские принципы, изложенные в стихах: Исаия 2:2-4; Матфея 26:52; Римлянам 12:18; 14:19; 2 Коринфянам 10:4 и Евреям 12:14.