Описание водного похода по рекам Полярного Урала : Собь, Хараматолоу, Танью, Ворчатовис, Войкар, Горная Обь.

Универсальный интернет-магазин.
  • Газовые горелки. Преимущества и недостатки по сравнению с примусами? (relcom.rec.tourism)
  • Энгозеро -- р. Воньга. Байдарочный поход по маршруту 2 к.с.Северная Карелия (карты маршрута прилагаются).
  • Книги о путешествиях (заказ через Интернет, получение - по почте).
  • Географические карты ( зарубежные страны, регионы России)
  • 4travel468x60a

    Описание водного похода по рекам Полярного Урала : Собь, Хараматолоу(вверх по течению), волок, Танью, Ворчатовис, Войкар, Горная Обь.
    (карты маршрута прилагаются)
    Август 1998г.
    Водный поход по маршруту 4 кат. сложности.

    Полярный Урал. Общая протяженность маршрута 325 км. Против течения 35 км. Протяженность пешей части (волок) -- 18 км.
    Байдарки "Таймень-2".
    Продолжительность похода 18-20 ходовых дней.
    "Маршрут проходит по быстрым порожистым рекам восточного склона Полярного Урала и включает сплав по Соби, подъем по Хараматолоу и Малой Хараматолоу, 2-3 дневный волок на Бурхойлу и сплав по Бурхойле, Танью, Варчатовису и Войкару." ***

    Карты маршрута в конце описания.


    1 августа ( 1 день).
    17ч. 45мин. На вокзале Ярославль-Главный грузимся в общий вагон поезда N 176 Москва-Воркута (из Москвы он отправляется в 13ч. 25мин.)
    Билет стоил 135 руб. ( 1$ ~ 6 руб.). Народу в вагоне много. Проводники берут левых. Вообще, уезжать в этом направлении непросто. Москвичам есть смысл побеспокоиться о билетах заранее, остальным заранее не продают.
    Это не единственный поезд идущий в этом направлении, расписание поездов можно посмотреть, например, здесь.
    2 августа ( 2 день).
    После Котласа (~10 часов) народу становится меньше.
    3 августа ( 3 день).
    Прибываем на ст. Сейда в 9ч. 50мин. Здесь пересадка на поезд N 622 Сейда-Лабытнанги. Если Воркутинский поезд будет опаздывать, то можно не волноваться, так как поезд до Лабытнангов дожидается его.
    Вот и у нас -- поезд N 622 уже стоит. Билет в кассе на вокзале стоит 21 рубль, проводники берут без билета за 15 рублей.
    Проехали ст. Полярный Урал. Там большой поселок геологов (деревянных довольно ветхих домиков ~30), который по рассказам попутчиков сейчас переживает трудные дни ( нет работы, нет зарплаты, никому они не нужны, нет новой техники, горючего и т.д.).
    В поезде куча советчиков -- как лучше добраться, где лучше выйти. Насоветовали выйти на платформе 110 км, якобы там можно без проблем договориться с вездеходом, который через перевалы доставит прямо до Бурхойлы. Даже назвали человека, который может помочь Иван Петрович (Семенович) Кижак.
    Вышли примерно в 16ч. Станция располагается рядом с еще одним поселком геологов. Он (поселок) выглядит посвежее и поновее : есть кирпичные постройки, ангары из светлого металла, много техники.
    В поезде молодой сравнительно образованный хант (зоотехник) рассказал, что уже были заморозки и они попрощались с мошкой, но сейчас потеплело и мошка вернулась с новой силой.
    Эти слова мы смогли оценить сразу, как только выгрузились с поезда. Такого количества гнуса мы не видели никогда в жизни, в том числе и далее на этом маршруте. Мошка облепила всех и даже были проблемы с дыханием. Репеленты, накомарники -- мертвому припарка ( задерживают ~ 20 процентов от общей массы этих тварей).
    Оглядываясь назад понимаю, что большое значение имеет психологический фактор. Ведь мошка не столько кусает, сколько просто облепляет или "бьет". Но тогда потрясение было велико. Этому способствовал так же неожиданно пролившийся ливень. Мы накрыли себя и снаряжение полиэтиленом -- мошка осталась с нами. Очевидно, что ей было хорошо под полиэтиленом, а нам не очень.
    В связи с вышеперечисленным, а так же с тем, что до поселка было не близко ~300-400м, желание искать там Ивана Петровича (Семеновича) не возникло. Тем более, что недалеко от нас стояли три вездехода. К ним мы и обратились с просьбой забросить на Бурхойлу или в Пятиречье, что бы избежать волока и подъема по Харе. Они назвали нам сумму : 15 млн. рублей старыми. Увидев наши округлившиеся глаза, они сбавили до 8 млн., сказали, что за такие деньги на днях они возили группу. Больше говорить было не о чем и мы с мошками пошли собирать байдарку.
    Говорят, что на севере не принято отказывать. Если не хотят везти, то просто просят неподъемную цену. Просимая сумма была настолько велика, что мы даже не догадались проконвертировать ее на спирт (может быть зря).
    До реки здесь ~400 метров. Река очень мелкая. Вобщем, если нет твердой уверенности в вездеходе, то выходить лучше на ст. Собь ( 16ч. 35 мин.) до реки ближе и река слегка поглубже.
    Время от времени садясь на мель, прошли ст. Собь и, после навесного моста, встали на ночевку около 20 часов на галечном плесе. С дровами -- проблемы : наверху лес в болоте (видимо оттаяла вечная мерзлота), кустарник горит неважно, зато много плавника. Его и жгли. Как оказалось наличие плавника это благо, которое скоро закончилось.
    На ст. Собь уже несколько лет создана гонолыжная база.
    Побросали спиннинги -- рыбы нет.
    Пейзаж вокруг довольно живописный -- горные хребты с бегущими по ним кое-где речками и водопадами. Красный хребет -- Райиз.
    "Собь -- левый приток Оби, на значительном участке течет вдоль железной дороги Сейда-Лабытнанги, поэтому начать маршрут можно в различных точках : от разъезда 106-ой км, станций Собь, 134 км, Харп (Северное сияние). Ширина реки около 25м, глубина 0,3-1м, много каменистых перекатов. Около станции Собь долина сужается окрестными горами, по берегам еловый и лиственничный лес". ***

    4 августа ( 4 день).
    Вышли около 11 часов. Через три часа встали на обед на галечном плесе, там , где заканчивается красный хребет. Одному из спутников стало плохо -- видимо отравление. Еще через час встали на вынужденную ночевку примерно в 5 км от поселка Харп. Видно высокую красную кирпичную трубу котельной.
    Рыбы нет.
    Хмурое утро сменилось солнечным ветренным днем, который затем перешел в нависающий дождем вечер. Проливной дождь шел всю ночь.
    5 августа ( 5 день).
    Утром вышли часов в 11. Дождь немного подумал и пошел в месте с нами, лишь иногда ненадолго прерываясь.
    "Около станции Харп на левом берегу здание насосной станции, за ним трехступенчатый порог. Первая ступень -- длиной 100 м, в русле обилие камней. После небольшого плеса -- вторая ступень, затем справа впадает река Елгаю, за устьем которой третья ступень порога. За станцией Харп река отходит от железной дороги". ***
    Вообще Харп -- это режимный поселок при зоне особого режима. С реки видно как зону, так и поселок, где живет обслуга (вольнонаемные : инженеры, производственные начальники, бухгалтеры и т.д.) и охрана. Постройки внутри зоны в очень плачевном состоянии, поселок же наоборот радует глаз. Там есть и 5-этажные кирпичные дома и коттеджи. Здесь же находится ж/д станция Харп-Северное Сияние, поэтому может возникнуть вопрос о целесообразности начала маршрута в этом месте. Рассмотрим "за" и "против" этого.
    Против :
    1) В режимном поселке могут поинтересоваться документами, причем не только паспортами, но и другими, которые позволяют группе находиться на территории охраняемого объекта. Тем более, если группа не из России. Необходимо учитывать, что в подобных поселках существует понятие временного усиления, связанного как с обстановкой в стране, так и с множеством других причин. Поэтому одна группа может пройти там без проблем, а через месяц другую группу задержат. Какие нужны документы точно никто не знает. Если у кого-нибудь возникнет желание пройти там на 100% легально, видимо имеет смысл разыскать телефон администрации поселка и выяснить. В дальнейшем на маршруте мы встретили семью (папа, мама, дочь), которые высадились из поезда в Харпе, зашли там в магазин, на почту, собрали катамаран и никто им слова не сказал.
    2) Участок маршрута вдоль железной дороги -- наиболее живописный. Справа -- величественные горные хребты, по горным кручам бегут ручьи и речки, обрывающиеся водопадами. Выше реки лес, в котором есть грибы и ягоды. На плесах полно плавника, который решает все проблемы с дровами. Решив выходить в Харпе Вы лишаете себя всего этого.
    За :
    1) Маршрут сокращается на ~50км и вы экономите примерно 2 дня (особенно если подгадаете с поездом).
    2) Имеете возможность выбора : проходить порог или собрать суда после него или после какой-либо из его ступеней.
    3) Магазин, почта, медпункт расположенные в поселке.
    4) Если Ваша цель -- рыбалка, то, IMHO, в Соби до ст. Харп нет рыбы.
    С порогом проблем быть не должно, но, учитывая, что это начало маршрута и береженого бог бережет, лучше просмотреть хотя бы первую ступень.
    Перед первой ступенью нам советовали заходить по левому берегу, а затем круто уходить вправо. Но мы не успели вовремя забрать правее, к тому же перед самой ступенькой сильно подхватывает течением. Так что мы прошли прямо и очень удачно, хотя если бы воды было на 15 см меньше все могло бы закончиться по-другому.
    Две другие ступени проходятся по хорошо заметной струе. Однако и здесь может слегка замочить стояками.
    После порога Собь становится шире и глубже. От Харпа до Хараматолоу примерно 30 км. За 1 км до Хары на правом берегу стоит изба, которую плохо видно с воды. Хара впадает в Собь справа двумя руслами. Левое мы застали пересохшим.
    "После устья левого притока -- Ханмея Собь расширяется, успокаивается, в русле появляются острова. Берега холмистые, поросли лесом. От разъезда "106 км" до устья правого притока Хараматолоу 76 км.

    Хараматолоу -- быстрая многоводная река, начинается из небольшого озера на юго-восточном склоне Собского массива и впадает в Собь двумя протоками (идти нужно по правой). Река течет в высоких крутых берегах, поросших лиственничным лесом. Первые 6 км подниматься нетрудно; есть бечевник.
    У самого устья берега низкие , покрыты кустарником. Встречаются протоки, галечные перекаты. Затем берега повышаются, становятся холмистыми, появляются скалы." ***

    Зашли в Хараматолоу и, примерно в 18 часов ( по Московскому времени), встали на первом галечном плесе слева.


    6 августа ( 6 день).
    С утра -- солнце и сильный ветер, который сдувает гнус. Прохладно -- примерно 10 гр.
    Привязав к носу и корме байдарок бечевки, начали движение вверх по Хараматолоу в 14ч. Первые 2ч. приходилось довольно часто переправляться с берега на берег в байдарке, так как река здесь полноводная, местами довольно глубокая и, то распадаясь на множество рукавов, то соединяясь, имеет общую ширину не меньше километра (конечно, этот показатель может меняться в зависимости от высоты воды). Сначала вели байдарку вверх по течению вдвоем -- один за носовую бечевку, другой -- за кормовую, но потом решили, что одному это делать удобнее. Этой практики мы и придерживались всю последующую часть маршрута, периодически меняя друг друга. Основные принципы ведения байдарки против течения, надеюсь, понятны из рисунков :
    Если натягивать обе бечевки так, что бы продольная ось байдарки совпадала с направлением течения, то байдарка пойдет вперед параллельно берегу (рис. 1). Соответственно, при ситуации изображенной на рис.2, байдарка будет приближаться к берегу, а на рис.3 -- удаляться от него.
    Попадаются довольно протяженные участки, на которых проводка байдарки вообще не доставляет хлопот : идешь по галечному берегу и тянешь байдарку метрах в 3-4 от берега. Усилия -- минимальные. Но эта благодать, по мере подъема по реке, все чаще стала сменяться ситуациями, когда
    1) либо на берегу появляются препятствия : скалы, кусты, высокий берег,
    2) либо в воде, на пути байдарки, оказывается камень, а то и целый забор из камней.
    В первом случае приходится или переправляться на другой берег в байдарке или проходить препятствие "в лоб". Во-втором случае приходится заходить поглубже в воду, что бы провести байдарку по чистому месту, при этом высоты даже самых высоких сапог может не хватить. При этом движение вперед против течения, в воде по самое некуда ;-), предъявляет повышенные требования к координации движений и сохранению равновесия. Тем более, что камни, из которых состоит дно реки, скользят и бывают неустойчивы (качаются).
    В 16ч. встретили мужчину и женщину -- пешком идут вниз по Харе. Говорят хариуса нет вообще. Грибов тоже. Через 0,5 часа после встречи с ними мы нашли в березняке 5-6 хороших подберезовиков и белый.
    В 18 ч. с большим трудом провели байдарки через небольшую ступеньку с сильным и мощным течением. У одной байдарки даже лопнула бечевка. Решили, что это 1-я ступень Гагаринского порога.
    В 19 ч. решили встать на ночевку на песчаном пятачке. Ровного места мало, но 3 палатки и костер поместились. Поросший буреломом берег почти сразу круто поднимается вверх. Склоны сложены из огромных камней.Выглядит все это очень романтично, хотя и угрюмо.
    По описанию до второй ступени Гагаринского порога метров 300-400. Выше по течению на 100 м -- еще один такой же песчаный пятачек. Хариуса действительно нет, а ведь обычно его начинают ловить с места слияния Хары и Соби. А суп из грибов всем понравился.
    7 августа ( 7 день).
    "В районе первых скал расположен порог Гагарина (название туристское) из двух ступеней, разделенных километровым участком. Первую ступень можно преодолеть проводкой, вторую придется обнести. Дальше идет несколько шивер, вдоль левого берега две красивые отвесные скалы. На 13-м километре слева впадает большой приток Макар-Рузь, затем на 19-м км слева -- река Иван-Рузь." ***
    Вышли в 12ч. Погода нормальная. Перед выходом нас догнала группа москвичей на катамаране (1 мужчина, 2 женщины). Говорят то, что мы вчера обносили, это не Гагаринский порог -- порог метров на 400 выше. Жалуются, что нет рыбы.
    Действительно, через 400 метров обносим первую ступень порога. Проводить неудобно, да и рисковать не хочется -- воды в Харе в этом году много. Обносим метров 40.
    Еще через 300 м -- обносим 2-ю ступень. Тут уж без выбора : перепад метра полтора. Зато обнос всего 20 м по огромным камням, которые образуют что-то вроде тропы.
    В 14ч. увидели красную скалу на левом по течению берегу. Мы как раз шли по этому берегу и она преградила нам путь, так как уходит отвесно в воду. Пробовал обойти вброд, но сапог не хватает. Впечатление такое, что не хватает совсем чуть-чуть ( при более низкой воде это наверняка возможно). Преодолеть это препятствие можно, очевидно, двумя способами : проплыть глубокое место на байдарке против течения или переправиться на другой, более пологий, берег, что мы и сделали.
    Во время переправы нужно быть внимательным : ширина реки примерно 70 метров, течение ровное, умеренно быстрое, глубина небольшая, но много камней, иногда не заметных.
    Через 30 мин. на левом берегу еще одна красная скала.
    В 16ч., слева по течению, виден бойкий ручей шириной 1,5 м.
    В 17ч. 30 мин. встали на ночевку на правом по течению берегу на галечно-булыжной ;-) косе перед мощным, широким (~100м) и протяженным (~ 250м) перекатом. Причем река здесь раздваивается. Хочется надеяться, что это место впадения Макар-Рузь. Москвичи на кате встали ниже нас на 300 м на другом берегу. Надо будет спросить у них на счет Макар-Рузь, они здесь не в первый раз.
    Ветра нет -- у гнуса праздник. Думали, что будут проблемы с дровами, однако, в небольшом перелеске их полно : и валежник и даже сухостой. А вот стойки для котлов пришлось укреплять камнями -- втыкать не куда.
    Попробовали бросать спиннинг ниже переката и поймали первых шесть хариусов от 400 гр. до 1 кг. Все ловили на "балду" и муху. Я поймал первого хариуса на мелкую белую вращалку (N1), которую через несколько забросов зацепил и оборвал. На "балду" ловить выгоднее -- она меньше цепляется за камни. Пойманного хариуса зажарили.
    Что такое балда? Это такое приспособление для ловли на искусственную муху. Балда(1) вытачивается из белого плотного пенопласта и может быть длиной 20-25см ( смотри рисунок).
    В верхней части делается проволочная петля(4) ( проволоку можно, например пропустить через отверстие просверленное по продольной оси изделия). К этой петле привязывается леска от спиннинга(3) ( обычно 0,4-0,6) и кусок (~ 1 м) более тонкой лески(4) с искусственной мухой(6). В утолщенной части крепится груз(5), можно свинец. Вся идея заключается в том, что легкий пенопласт под воздействием груза стоит "по-пояс" в воде(7) вертикально и не дает утонуть мухе, когда ее ведут спиннингом. Кроме того, груз дает возможность сделать заброс метров на 60-70.
    8 августа ( 8 день).
    Суббота. С утра накрапывает дождь. Прошли москвичи. Сказали, что Макар дальше, а это просто шивера. Мы вышли в 12ч. Нужно было обнести шиверу, так как течение довольно сильное и проводить байдарку нелегко.
    Через 0,5 часа -- Макар-Рузь -- мощный приток слева по течению. Еще через 0,5 часа справа по течению над мощным перекатом большая серая скала. С нее мы ловили рыбу, затем переправились в байдарках на левый берег и продолжили ловлю. Всего ловили часа 2, поймали 6 штук.
    Все время накрапывает дождь. К 16ч. он разошелся до ливня. Все промокли и в 17ч. встали на ночевку на правом берегу. Байдарки оставили около воды, а палатки поставили выше -- на траве. На противоположном берегу -- скалы.
    Пойманных хариусов засолили на завтра.
    9 августа ( 9 день).
    Ночью чуть не унесло байдарки -- вода прибыла примерно на 0,7м. С утра ели слабосоленого хариуса, подклеивали кое-где отставшие от байдарки леи. Вязали из медвежьей шерсти мушек.
    Перед выходом небо стало хмуриться. Вышли в 12ч. Через час, справа, какой-то ручей, потом еще один. Непонятно, какой из них Иван-Рузь, а какой просто протока, но Иван должен быть где-то рядом.
    Порог Титова прошли легко -- провели байдарки слева (относительно течения) мимо основной струи. Но это за счет высокой воды, если бы уровень был на 20 см ниже -- пришлось бы обносить.
    "Скалы подходят к реке то справа, то слева, приходится переправляться с берега на берег. Вскоре после устья реки Иван-Рузь -- порог Титова (название туристское). Проводка под левым берегом. Выше порога Титова -- слияние Большой и Малой Хараматолоу. Общая длина подъема по Хараматолоу 21 км." ***
    В месте слияния Большой и Малой Хараматолоу возникла неожиданная проблема с переходом через Большую Хараматолоу. К нашему приходу она оказалась настолько полноводной, что ее глубина была явно больше высоты наших сапог, а течение даже у берега срывало с места.
    Пришлось подняться вверх по Б.Хараматолоу примерно на 150м и оттуда увидеть, что мы приняли за Б.Хараматолоу только первый наиболее мощный и полноводный ручей из десятка, на которые распадается Б.Хараматолоу в месте слияния.После этого было уже нетрудно выбрать наиболее удобный путь для проводки байдарок в Малую Хараматолоу.
    На ночевку встали в 18ч. вместе с москвичами-катамаранщиками на высоком берегу на стрелке, образованной слиянием рек. Очевидно, это традиционное место стоянки туристов. Сюда же выходит вездеходная колея и видны остатки пикника геологов. Несмотря на то, что берег высокий, ветра почти нет и, как следствие, мошки тьма. Сейчас легко об этом писать, а тогда ...
    Поймали десяток мелких ( 20 см) хариусов. Первого отпустили, думали случайно такой недомерок попался, однако остальные были не крупнее. Закоптили.
    Говорят, что отсюда можно подняться по Б.Хараматолоу и через перевал Хараматолоу выйти на ж.д. станцию Елецкая.
    10 августа ( 10 день).
    "Малая Хараматолоу -- правый исток Хараматолоу -- отличается большим уклоном, быстрым течением, обилием камней в русле. По реке можно с трудом подняться бечевой на 9-12 км." ***
    С утра : солнце, жарко, гнус. Вышли в 12ч. Шивера после слияния -- "адская сила" (течение, мелко, камни), дальше легче. Часов в 14 проходим протяженный участок с песчаным берегом и мелкими камешками. Дальше много перекатов с цветными камнями, которые под водой играют на солнце янтарными тонами. Такие же камни лежащие на берегу никаких эстетических восторгов не вызывают.
    Встали на галечнике в 18 часов. Здесь Малая Хара, разлившаяся чуть ниже на много мелких рукавов и рукавчиков, собралась в одно русло перед крутым поворотом направо. Над галечником -- высокий обрыв, на нем тундра с лиственницами, есть засохшие.
    Всю ночь идет дождь.
    11 августа ( 11 день).
    К утру дождь стихает, но не совсем (моросит, временами усиливаясь). Вышли в 14ч. Много мелких, быстрых перекатов, сразу за которыми следуют глубокие промоины с мощным течением. Это сильно замедляет продвижение вперед : на перекате иногда приходится вдвоем переставлять байдарку (что бы не порвать), а сразу после переката встречаешь мощное встречное течение -- не всегда легко вовремя уйти к берегу. Говорят, что в малую воду в этом месте уже начинают волок -- даже челноком ( байдарка, рюкзак) получается быстрее. Катамаранщики из Москвы так и поступили. Их судно весит 15кг на троих. По правому (относительно течения) берегу уже проходит вездеходная колея, которая, впрочем, порой бывает широкой (2м), глубокой и доверху залитой водой -- видимо оттаивает вечная мерзлота.
    В 16ч. увидели первый останец справа по течению. Там берег поднимается вверх по камням, заросшим травой. Есть редкие деревья -- по-моему, лиственницы. Среди них (~200-300м от реки) виден серый скальный зуб высотой ~3м. Это важный ориентир, для тех, кто в первый раз на этом маршруте. Это значит, что скоро справа по течению ручей Оник-Шор. Там, где в Малую Хару впадает этот ручей (ширина в устье ~ 4м) впереди (справа по течению) видны еще два останца. Для тех, кто начал волок раньше, ручей может стать препятствием. Если не получится переправа в устье ручья, то лучше всего подняться вверх по берегу ручья до ближайшего переката. Только учтите, что ручей распадается на множество проток.
    После ручья по правому берегу М.Хары должна быть хорошо видна вездеходная дорога, очень похожая на вдрызг разбитую тракторную ;-). По этой дороге и нужно идти на Бурхойлу. Когда Вы соберете суда и начнете волок -- решать Вам, только Внимание ! если дорога раздвояется и устремляется круто вверх, не ходите туда, даже если она кажется более накатанной -- скорее всего Вы придете к месту пикника геологов. Правильная дорога идет низом вдоль Хары.
    А мы стали жертвами старых геологических схем и туристских описаний.
    "На 9-м км (после слияния Б. и М. Хараматолоу) приток слева, затем приток справа -- ручей Оник-Шор. Отсюда подъем по правой протоке еще 2-3 км до начала волока к озеру Хойлаты. Волок идет по ворге. От устья Оник-Шора по правому берегу Малой Хараматолоу так же есть хорошая тропа. В 2-3 км выше устья ручья она поворачивает на запад, в горы, и выходит на воргу. Ворга тянется к северному берегу озера Хойлаты." ***
    Ворга -- дорога от нарт хантов. Видимо сейчас ханты там не ездят, а геологи на вездеходах появляются крайне редко. Поэтому тропинки и дорожки, обозначенные на картах и схемах 10-илетней давности, без следа по пояс заросли карликовой березкой.
    На схеме несуществующие ныне тропинки показаны черным пунктиром. Красным цветом -- существующая сейчас вездеходная дорога. Зеленым -- наш путь.

    Мы, следуя описанию 20-летней давности и геологической схеме поднялись по правой протоке ручья Оник-Шор на 3 км (2 часа). Дело это не простое, так как местами имеется довольно сильное встречное течение, протока то мелкая то глубокая, вокруг все заросло кустами. Наконец мы дошли до хорошей, наезженной до камней, двухколейной дороги, которая пересекает ручей и поднимается по склону в нужную нам сторону. Случилось это в 20 часов. Скоро должно было стемнеть. Поэтому мы, вытащив байдарку на берег и поднявшись немного по дороге, встали на ночевку. Весь склон холма, на который поднималась дорога, зарос карликовой березкой. Растение это очень похоже на 1-2-хлетние кустики нашей березы средней полосы. Такие же листики, только мелкие (копеечная монета), ствол и ветки темные. Плотность этих стволиков, веточек и листиков такая, что земли не видно. Высота их колеблется от 70см до 1м. Если нет дороги или тропинки, то пройти можно только поднимая ногу выше этих зарослей. Когда мы собирали дрова для костра (местами растут группы лиственниц), то до изнеможения набегались по этой живой изгороди.
    12 августа ( 12 день).
    Утром разобрали байдарку, собрали вещи. Получилось на двоих четыре мешка : 2-байдарка и 2-рюкзаки. В 12ч начали движение по дороге челноком : проходишь ~1км с рюкзаком, бросаешь его, возвращаешься и подтаскиваешь свою часть байдарки и так далее.
    Надо сказать, что дорога, после того как поднялась на холм, стала менее четкой, и через час пути мы вышли по ней опять к Харе. Решили, что пропустили нужную тропинку. Бросили вещи и налегке более часа искали. Не нашли -- сплошные заросли карликовой березки.
    Вышли на берег Хары. Вдоль берега идет хорошо наезженная вездеходная дорога (очень грязная). Много следов людей, в кострище -- обгоревшая банка тушонки (изготовлена в прошлом году), разорванные кеды. Стали двигаться по этой дороге. Через 20мин пути увидели отворотку влево-вверх -- хорошо наезженная свежая колея. Решили проверить : вдруг это дорога, которая обозначена на карте. Налегке сходили туда. Дорога кончилась довольно быстро. Пустые бутылки из- под водки указывали на то, что здесь был пикник геологов. Пройдя дальше, еще раз увидели и пересекли ручей Оник-Шор. Вся прогулка заняла 2 часа : наелись морошки, посмотрели тундру.
    Вернулись к рюкзакам и в 18ч пошли дальше. Дорога постепенно уходит от Хары влево. По следам на дороге определили, что впереди прошли москвичи-катамаранщики. Мы им говорили, что не знаем дорогу на Бурхойлу. Они обещали ставить вешки и рисовать на дороге знак своего клуба ( похож на "W" -- "Летучие мыши").
    К 20ч подошли к болотистому месту. Та часть, где протекает ручей, требует внимания. Нужно смотреть под воду : там есть большие камни - по ним и нужно переходить. В случае попадания в трясину за ноги хватает так, что душа уходит в пятки. Мешок на спине тоже ситуацию не облегчает, так что если что -- ложись и выползай.
    После болота дорога уходит влево и, обогнув лесок, вверх. В этом леске мы и решили заночевать в 21ч. Воду брали из ручья, который течет в колеях дороги. Вода темная, но прозрачная (на всякий случай бросили туда немного марганцовки -- от греха подальше). Только поставили палатку и сварили лапшу с тушонкой, откуда ни возьмись : грохот, шум и, сверкая фарами, появились два вездехода. Мой друг с бутылкой спирта (1,5л), как панфиловец на танки, вышел им на перерез и договорился, что они довезут нас до Пятиречья. Геологов было человек 10, это были те же самые, с которыми мы разговаривали после выхода из поезда и которые просили 15 млн. рублей за доставку в Пятиречье. Их доброжелательность была для нас приятной неожиданностью : они расселись у нашего костра и, уговаривая нас не спешить, собирая вещи, развели спирт. За дружеской беседой выяснилось, что у их старшего -- Сергея -- дочь в этом году поступила в нашу мед. академию, так что мы почти что земляки. Вобщем, часа через полтора, собрав вещи и поужинав, мы разместились в "салоне" вездехода в полулежачем положении. Остальные сели в кабину и на броню.
    Ехали мы 3 часа. Геологи заезжали по дороге в несколько мест. Конечно, жаль, что мы ничего не видели, но в процессе движения вездеход несколько раз так кидало, что возможно хорошо, что мы были внизу. Ощущения такие, как будто разогнавшийся вездеход с крутого обрыва слетает в воду, потом некоторое время несется по течению и только через некоторое время под его гусеницами опять чувствовалась твердая почва. И так все три часа.
    Наконец вездеход встал, нам сказали, что он заглох, и мы будем ночевать здесь. Это был балок геологов на Правой Пайере ( одна из рек, берущая начало на снежниках вершины Пайер (1 472м). Перед сном был долгий разговор про марганцы, хромиты, геологию в заполярье. Спали кто на нарах, кто на столах, кто на полу, на брезенте. Мы на брезенте. Печка-буржуйка была натоплена и было не холодно.
    13 августа ( 13 день).
    Утром нас за 20 мин. отвезли в Пятиречье. В 9ч. утра мы поставили палатку, поели и легли отсыпаться. Спали до 18ч. Пробовали ловить рыбу -- бесполезно. Пошел дождь. Поели и опять спать.

    "От западного угла озера Хойлаты нужно, двигаясь на северо-запад, выйти к ручью Бурхойла в том месте, где он меняет южное направление на западное. Тропа иногда идет по болоту, однако болотистых мест не очень много. Из лагеря на ручье Бурхойла можно совершить радиальный выход на самую высокую гору Полярного Урала -- Пайер.
    Ручей Бурхойла очень мелкий. Вскоре он впадает в одноименную реку, так же очень мелкую. Есть порожки, каменистые перекаты. От устья ручья берега Бурхойлы каменисты, почти безлесны, попадаются лиственницы и полярные березки. На последних 10км реки порог и много длинных мелких шивер. В сухое лето они могут быть совсем безводны и байдарки придется обносить по 300-500м. Ближе к устью реки появляется хвойный лес.
    Длина Бурхойлы с ручьем 28 км. Далее она сливается с реками Ямба-Ты-Вис, Пай-Ты-Вис, Хойла и образуется Танью. Место слияния рек называется Пятиречьем." ***

    По поводу волока : мы прошли 5-7 км волока. Всего примерно 20км.
    К сплаву по Бурхойле нужно готовиться как к самой тяжелой части маршрута. Если байдарки не проклеены, то порвутся в лоскуты.


    14 августа ( 14 день).
    Итак, Пятиречье -- это место слияния 4 рек ( названия взяты со слов геологов) : Бурхойла, Хойла, Левая и Правая Пайера, которые образуют пятую -- Танью.
    Собрали байдарку, поели и в 15ч. отплыли по Танью до ближайшего хариусного места : бурный перекат под высокой скалой. Сразу поймали 2-х по 1кг и еще 3-х по 300-500гр.
    В 16ч. поплыли дальше. Много мощных перекатов с высокими стояками. Фартука нет -- переднего несколько раз заливало. Бывает, что начальная (самая высокая) часть переката очень мелкая -- приходится проводить байдарку, а дальше -- откуда сила у воды берется -- стояки 0,7-1 м.
    Но чем дальше -- тем перекаты становятся спокойнее, река -- шире. Через 20 км от Пятиречья (изба в 5 км от впадения Сызым-Юган) -- почти стоячая вода. В месте впадения Сызым-Юган тоже есть изба -- в очень плохом состоянии и ее не видно с реки. Рядом стоят рыбаки.
    Встали на песчаной косе в 20ч. Недалеко от воды песок очень крупный -- почти галька. С дровами не важно : плавник сырой и плохо горит, из деревьев -- одни ивы. Больших хариусов зажарили, мелких засолили. Ночью пошел дождь.

    "В верхнем течении Танью -- быстрая, многоводная, с мощными перекатами, порогов нет. Берега сухие, песчаные, поросли хорошим хвойным лесом. В 5 км от истока в Танью справа впадает Лагорта. Около устья Лагорты хорошее место для дневки. Еще через 15 км слева впадает приток Сезым-Юган. Танью расширяется, берега становятся низкими, местами заболочены. Течение замедляется, река делается очень извилистой. В долине обилие стариц и озер." ***


    15 августа ( 15 день).
    С утра небо хмурое, но дождя нет. Вышли в 13ч. Река спокойная, течение слабое. Стали ловить на дорожку (спиннинг). На мелкую вращалку не берет, а на латексную рыбку стали брать окуни : 3 штуки по 500гр. Остановились и стали бросать : поймали еще 5 штук. Хватают как только блесна плюхнется в воду.
    Дважды на горизонте видели горы : наверное это из-за поворотов реки был виден хребет Манюкумусюр. Мест для стоянки мало и все они нас не устраивают : то на высоком берегу и нет подхода к воде для чистки рыбы, то еще что-нибудь. Наконец встали в 18ч. Сварили двойную уху, нажарили окуней.
    16 августа ( 16 день).
    Утром недалеко от палатки собрали целую охапку белых грибов. Вышли в 11ч.30мин. Небо хмурое. Точно привязаться к местности не удается, но озеро приближается. Опять поймали на двоих 9-ть окуней по 800гр. каждый. Берет на каждом забросе.
    В 16ч.30мин. увидели избу на левом берегу. На карте ее нет. Решили в ней заночевать и правильно сделали : через час хлынул проливной дождь, который не утихал до утра. В избе двое широких нар, два стола, два окна, железная печь.
    Опять жарили окуней, рыба начала приедаться.
    17 августа ( 17 день).
    Утром солнце, но висит туча. Вышли в 10ч.30мин. Гребем в стоячей воде. Ветер дует в спину, но все равно сбивает байдарку с курса. Приходится постоянно выравнивать. Река стала очень широкой ~ 200-300м.
    В 13ч. увидели три избы на правом высоком берегу. Берег грязный и топкий. Избы большие, в них видимо часто бывают туристы. Вторая лучше и чище первой. В третью мы не пошли. В 13ч.15мин. пошли дальше.
    В 13ч.45мин. увидели озеро, а в 14ч. вышли в него. Очень красивая панорама. Кажется, будто озеро располагается выше всего окружающего. На горизонте видны горные хребты, склоны которых причудливо освещены солнцем.

    "Танью впадает в озеро Ворчато на 75-м км от истока. Озеро это мелкое, заросшее водорослями. Наиболее глубока северо-западная его часть с высокими лесистыми берегами. Река Ворчатовис вытекает из юго-западного конца озера Ворчато. Чтобы попасть к ее истоку, нужно направляться к двум небольшим островам, обходя их с северо-востока : с противоположной от островов стороны очень мелко." ***

    Начали двигаться вправо против ветра и волны. Судя по описаниям других, направление ветра здесь устойчивое, во всяком случае, в это время года. Проплыли "чаичный" остров. Волна высокая (~0,7м, с барашком), ветер усилился. Малейшее отклонение от курса ( строго поперек волны) и начинает плескать в байдарку. Заплыв подальше против ветра резко развернулись на 180 градусов и поплыли по ветру и вскоре (14ч.45мин.) пристали к мысу. Говорят это называется "ходить галсами". Развели костер, погрелись, отдохнули, увидели, что ветер стих и начали обплывать мыс ( в 15ч.15мин.).
    Некоторое время двигались вдоль берега, но потом увидели вдали остров и погребли к нему. В одном из описаний маршрута говорилось, что острова нужно обходить слева, так как если пойти напрямую к Ворчатовису, то можно заплыть на мелкое место. В 16ч.30мин. мы до него дошли. С наветренной стороны острова видно что-то наподобие каменной стены : длиной 50м. и высотой 3м. Нет времени посмотреть, что это : хаотическое нагромождение камней или творение рук человеческих, может опять усилиться ветер.
    Проплыли мимо этого острова, затем обплыли второй и в 17ч. приблизились к берегу. Еще тогда мне показалось, что Ворчатовис оказался гораздо левее, чем предполагалось по карте, но исток, который был перед нами, выглядел настолько убедительно (ширина ~80м, течение, да и другого ничего с того места не просматривалось), что мы, вымотанные борьбой с волнами и ветром, не задумываясь в него вплыли и почти сразу встали на ночевку на правом берегу в 17ч 30мин. Пройдя озеро, мы усомнились в необходимости обплывать острова слева. Если ветер и волна позволяют нужно идти напрямик, хотя конечно от воды (глубины) зависит.
    Вобщем, как видно из рисунка, мы вместо Ворчатовиса зашли в соседний залив и весь следующий день безуспешно пытались выйти из него в Войкар.


    18 августа ( 18 день).
    Этот день можно считать экскурсионным, так как за сутки мы не прошли по маршруту ни метра, хотя все время находились в пути. Погода солнечная.
    Наша уверенность в том, что находимся в Ворчатовисе окончательно окрепла, когда мы утром увидели, как из озера в наш залив заходит оранжевая лодка (спасательный катер) с четырьмя человеками на борту. Не дожидаясь их мы, в 13ч, отправились в Войкар. Надо сказать, что ошиблись мы не случайно : залив представляет собой широкую и очень длинную протоку из которой есть выходы в нескольких направлениях. В частности мы сначала часа три блуждали в полноводных болотах справа, затем по левой протоке поднимались часа два, то есть мы думали что спускаемся пока не заметили, что листья и другой мелкий речной мусор плывет нам навстречу по течению. Пришлось возвращаться обратно. К 21ч мы причалили к месту нашей стоянки, с которого ушли утром. Там уже стояли те самые мужики, которых мы видели на оранжевом спасательном катере ("СК-5"). Они подтвердили, что Ворчатовис берет начало в соседнем заливе. На преодоление озера им потребовалось 6 часов.
    Необходимо отметить, что в верховьях этой безымянной протоки полно дичи : крупные утки, гуси подпускают на 20м, когда я в болотах выходил на берег, на разведку, то видел, как с небольшого озера взлетают белые лебеди. На проводку поймали окуня (500гр) и щуку (800 гр). Больше не ловили, так как некуда девать. Мужики с "СК" сказали, что специально зашли в этот залив, так как дальше такой дикой рыбалки и природы уже не будет. Говорили, что были в этих местах лет 20 назад. Тогда на озере в избах стояла рыболовецкая артель, в озере было много рыбы, особенно сигов.
    19 августа ( 19 день).
    С утра солнце. В 11ч.30мин. вышли из ложного залива и увидели наших старых знакомых : москвичей на катамаране. Они подтвердили, что оставляли нам знаки на волоке. Рассказывали, что заходили в третью избу ( перед входом в озеро) там что-то вроде этнографического музея : шкуры оленей, рыболовные сети, нарты, лыжи и т.д. Москвичи сказали, что после входа в Войкар будут подниматься вверх : сначала по Войкару, потом по Лагорте. Цель -- уйти опять на европейскую сторону Урала и выйти на железную дорогу, так как уход с маршрута через Шурышкары гораздо дороже. Говорят сейчас так делают многие.

    "Река Ворчатовис (длина 13км) широкая, напоминает низовья Танью, имеет несколько перекатов. Берега ближе к устью сухие, высокие." ***

    В 12ч.15мин. вошли в правильный залив. Через два поворота -- изба ( на вид - ничего). Течение ощутимо, река широкая, вода, в отличие от ложной торфяной речки, намного светлее. Дно -- песок, рыбы нет ( в том смысле, что на дорожку ничего не поймали). Довольно быстро начинаются перекаты. Через 1 час свободной гребли -- еще одна изба справа. Еще через час втекли в Войкар (14ч.15мин.). В месте впадения справа еще одна изба. Вода в Войкаре прозрачная, видно глубокое дно -- камни. Пробовали ловить на перекате -- облом, но нашли большие скелеты хариуса, следовательно, он здесь есть.

    "Войкар -- быстрая, широкая, полноводная река. В верховьях много глубоких перекатов. Верхнее течение Войкара напоминает верховье Танью. По берегам настоящая тайга. В низовье скорость воды уменьшается, вода мутнеет, много проток. Это уже равнинная река." ***

    В 15ч.15мин. выплыли по Войкару -- несет, встречаются мощные глубокие перекаты, которые легко проходятся по единственному языку (струе). Примерно в 16ч. встретили две моторные лодки с семьями хантов (мужчины, женщины, дети) -- идут вверх. С 17ч. стали искать место для стоянки, однако, подходящее нашли только в 18ч.30мин. На дорожку (балда с мухой, рыбка из латекса) так ничего и не клюнуло.


    20 августа ( 20 день).
    Выплыли в 11ч. Погода солнечная. Через час изба на правом берегу, еще через час -- на левом. Вышли посмотреть. Изба не старая (такое впечатление, что в ней кто-то зимовал), но довольно сильно разрушена. Там, где видимо подразумевалась баня, металлическая печка выворочена. Внутри очень много книг совковой тематики.
    Еще через час гребли увидели на правом берегу сложенную буровую установку. Через некоторое время после этого Войкар начинает распадаться на крупные протоки между которыми находятся острова. Говорят каждый год, в зависимости от высоты воды, там все по разному, но, по моему мнению, нужно все-таки придерживаться левого берега, что бы не пропустить Юган-Горт.
    Примерно в 15ч.30мин. в одной из проток увидели мужика -- стоит с палаткой, на "Таймени" с установленными рулями (мы ходим без них), с боку привешен мотор. Москвич, говорит, что приезжает сюда каждое лето, вещи хранятся у знакомых в поселке Мужи. По его словам здесь, в протоках, обычно ловят невероятное количество очень крупной щуки, но сейчас ее нет, так как очень высокая вода (говорят такая бывает 1 раз в 10 лет). Предупредил, что если будем договариваться с хантами о доставке в Шурышкары или Мужи на моторной лодке, то ни в коем случае не поить их заранее.
    Через два часа доплыли до Юган-Горт (переводится как "город на реке"), местные (не ханты) еще называют его Вершина Войкар. Это большое селение, есть дома недавней постройки, есть которые только строятся. Обращают на себя внимание строения, напоминающие высокий конусообразный шалаш из жердей. Такие постройки есть почти у каждого дома. Как потом оказалось, это что-то вроде чулана-погреба-сарая, где обычно хранят соленую рыбу. Обычно летом в Юган-Горте живут только сторожа, но в этот год необычно рано пошел сырок (местная северная рыба, очень жирная) и хантов рыбаков-артельщиков прислали сюда начинать промысел. На берег вышел молодой, трезвый хант с пестрым платком на шее и предложил отвезти нас в Мужи за 300-200 рублей с человека (~$50-40).
    Мужи -- это поселок намного ниже по Оби, чем Шурышкары. Говорят там намного сложнее сесть на ракету -- очень много желающих, и туристов с рюкзаками и байдарками просто оттесняют от трапа, а могут и "случайно" столкнуть с причала (сведения не проверены, отзывы противоречивы). Кроме того, поскольку от Мужей до Салехарда примерно в два раза дальше чем от Шурышкар, то и билет в два раза дороже (это уже точно).
    Через час мы вплыли в Войкарский сор. Через 1ч.30мин. добрались до ближайшего лесистого мыса. Только поставили палатку -- хлынул дождь.

    "В 10 км от устья Войкара на правом берегу селение Юган-Горт, летом нежилое. При впадении в Войкарский Сор - большое, но очень мелкое озеро, Войкар образует широкую дельту с массой мелких проток. От устья Войкара нужно плыть вдоль северного берега к лесистому мысу, выступающему в озеро." ***


    21 августа ( 21 день).
    С утра было тихо и солнечно, но с 8 до 9 часов поднялся ветер и разошлись волны, быстро достигнув морских размеров. О выходе не может быть и речи, сидим, ждем. Возникла проблема с водой : у берега из-за волн очень мутная вода. Зачерпнули из какого-то озерца на мысе. В воде дафнии. Добавили немного марганцовки.
    Из-за мыса показалась моторная лодка, скачущая с волны на волну, которая причалила недалеко от нас. Прибывший оказался молодым (~25 лет) хантом по имени Леонид. С ходу преподнес свежий хлеб и десяток яиц. Мы его похмелили. Леонид служил в армии во флоте на Амуре, был женат, но жена ушла, так как он пьет.
    Появилась еще одна моторка в ней приехал хант постарше (~50 лет) с женой, снохой и ее детьми : мальчиком лет 10 и грудным. С ними собака - крупная лайка. Достали из лодки крупного (~ 2,5 кг) слабосоленого муксуна. Пришлось наливать. Пока спирт не кончился разговаривали о их жизни. Местом своего постоянного жительства они считают поселок Мужи, хотя в течение года им, как членам рыболовной артели, приходится несколько раз переезжать в сезонные поселки типа Юган-Горт. Рыбу ловят и зимой : из-под льда сетями. В артели установлена норма, если ее выполняешь дают бензин для лодочных моторов, продукты в счет зарплаты (живых денег давно никто не получал). Детей осенью отвозят в школы-интернаты. Мы им рассказали, что многие группы возвращаются по Лагорте на ж/д из-за того, что они слишком дорого берут за доставку в Мужи или Шурышкары. Они говорят, что бензин очень дорогой.
    Из местных достопримечательностей показали нам святой остров, который всегда является рубежом лесных пожаров. Про озерцо на нашем мысе рассказали, что оно тоже не простое и из него нельзя пить воду. Мой друг не удержался и поставил их в известность, что они пили чай, который мы заваривали на воде из этого озера. Но они не растерялись и пояснили, что это не они брали там воду и когда пили, то ничего об этом не знали, так что души умерших предков не должны иметь к ним никаких претензий. Про озеро Ворчато говорят, что есть легенда : какой-то охотник - герой местного эпоса - догонял оленя и, когда почти догнал, олень вдруг ударил копытом о камень и провалился сквозь землю. Так охотник понял, что преследовал не оленя, а какого-то злого духа. А образовавшаяся воронка заполнилась водой. Так что, по их словам, Ворчато -- это имя того злого духа. Вообще, все названия здесь не хантейские, а коми.
    Говорят, что мы попали в сор в очень высокую воду. Обычно между истоком Войкара и нашим мысом есть еще большая песчаная коса, которая сейчас затоплена водой. Следующий мыс, который виден вдали - это поселок Усть-Войкар, до него ~8км. В нормальную воду сор имеет русло и заметное течение. Тогда в узких протоках ловится очень много рыбы, особенно щуки, которую местные жители не очень жалуют. А сейчас все залито водой и где стоит рыба никто не знает. Муксуна, нельму можно поймать только сетью и только в Оби.
    Когда выставленная выпивка закончилась, гости засобирались. Женщины и дети не выпивали. Ханты предложили привести соленой рыбы на продажу муксун - 40 руб ($9), сырок - 10 руб ($2). Мы согласились, пообещав налить еще.
    Все это время волна оставалась такой же высокой (~1-1,5м). Уже вечером увидели, что к мысу причаливает моторная лодка, думали это ханты привезли рыбу, но это оказались русские - мотор у них заглох. Идут из Мужей в Юган-Горт. Один из них - молодой парень - коренной ленинградец. Ездил сюда на рыбный промысел, потом женился на хантейке и переселился. Говорит, что здесь у него все есть, будет еще больше и ни о каком городе он и слышать не хочет.
    Легли спать, прислушиваясь к шуму прибоя.
    22 августа ( 22 день).

    "В 7км от мыса на юго-востоке виден еще один мыс, за которым расположено селение Усть-Войкар. Поскольку на мелком соре ветер разводит большую волну, проходить его при ветре не следует. В Усть-Войкаре маршрут заканчивается. Отсюда пароходом или попутным катером по Оби можно добраться до Салехарда." ***


    Продолжение следует ...

    Если Вы хотите, что бы я сообщил Вам, когда закончу описание похода -- пришлите свой адрес по email email : tm123@po.ru . Туда же замечания, предложения, пожелания.

    *** Плечко Л.А., Сабанеева И.П. "Водные маршруты СССР. Европейская часть." 1973г.

    Предлагаю загрузить карты маршрута (архивы -- zip, формат -- gif ).

    Лист 1 — 948 Kb         Лист 2 — 921 Kb         Лист 3 — 27 Kb


    В походе необходимы : бечевка для проводки байдарок 2х8-10м на каждую, высокие сапоги (чем выше, тем лучше). Говорят вода бывает такая холодная, что даже в сапогах ноги мерзнут. У нас такого не было.
    Если встаете на продуваемом плесе -- хорошенько растягивайте палатки, к ночи усиливается ветер -- сорвет. К стойкам палатки тоже повышенные требования, если слабые -- сломает, дуги прогибает до земли. Байдарки обязательно должны быть проклеены по стрингерам. Очень облегчит жизнь газовая горелка : дрова - лиственница, береза, ива - сырые и разгораются плохо, постоянно дует сильный ветер. Вещи на ночь хорошо класть в мешок брызнув туда же репелентом (например "Тайгой-профи").
    banner

    На начало

    На главную страницу

    Commerce in Internet TopList