Описание водного похода по р. Воньга. Северная Карелия.
Описание водного похода по р. Воньга. Северная Карелия.
(карты маршрута прилагаются)
Энгозеро -- р. Воньга. Август 1997г.
Водный поход по маршруту 2 кат. сложности.
Северная Карелия. Общая протяженность маршрута 175 км.
4-е байдарки "Таймень-2". 11-12 ходовых дней.
Катры маршрута в конце описания.
5 августа ( 1 день).
3ч. 53 мин. В Питере грузимся в пустой вагон поезда N 931 в народе прозваннного "веселым", "ма(о)таней" и т.д. , видимо за то, что дешево стоит и очень медленно идет, останавливаясь у каждого столба. Кроме того, в то время можно было договориться с проводниками за полцены.
Расписание поездов можно посмотреть, например,
здесь.
6 августа ( 2 день).
После Кеми ( 8ч.утра), начинают прибывать люди. А через три часа нам выходить.
Кстати в 9ч.40мин. поезд проходит через станцию Воньга. Виден порог Ассу. Стоит посмотреть , особенно если идете на Воньгу впервые.
"Матаня" ходит через день -- по нечетным числам, но поскольку в пути он двое суток, то возможна путаница при расчете дня ухода с маршрута.
Необходимо выяснить у проводника по каким дням поезд проходит через станцию Воньга, когда идет на Питер.
Обычно проводники называют день когда поезд отправляется из Мурманска.
Из Мурманска он отправляется в 18ч.50мин., а на ст. Воньга прибывает на следующий день в 10ч.54мин. Стоянка 2 мин.--
зевать некогда.
На ст. Энгозеро "веселый" прибывает в 10ч.50мин. Стоянка 10 мин.
Всего "матаня" идет от С-Петербурга-Гл до Энгозера 31 час.
За это время он преодолевает расстояние 960 км. Следовательно,средняя скорость -- 31км/ч. "Матаня!"
Для сравнения, поезд N11 С-Петербург-Мурманск идет до ст.Энгозеро чуть больше 18-ти часов (прибывает в 8ч.50мин.),
но и билеты на него стоят раза в два дороже.
Поселок Энгозеро -- магазин, почта.
Необходимо перейти через ж/д пути. До воды по тропе между огородами 500 метров.
Собираем байдарки и выходим в Энгозеро в направлении виднеющихся вдали островов (на запад).
Солнце. Жарко.
Оз.Энгозеро (По фински Энгоярви, по моему, более благозвучно) : 36х8 км., площадь 136 кв.км.
144 острова. Берега каменистые, часто скалистые. Палатки приходится растягивать на камнях(колышки не лезут -- скала прикрытая мхом).
Лес по берегам, в основном, хвойный (ель, сосна). Попадаются пляжи с белым песком.
Средняя глубина 4.5 м.
ВНИМАНИЕ!!! При усилении ветра озеро быстро раскачивается.
До истока Воньги - минимально 40 км. (2.5 ходовых дня).
1-я ночевка в массиве островов через один час пути от поселка Энгозеро. Среди островов много обитаемых -- стоят туристы, причем стоянки оборудованы основательно, видимо проводят здесь весь отпуск.
За час надергали на удочки десятка три окуньков на уху. Вода очень теплая ~22 гр С.
7 августа ( 3 день).
Солнце.Тепло. Загораем. В сеть попалась первая щука.
Выходим поздно. Движемся по центру видимой части озера, огибая острова. На проводку поймали несколько крупных окуней. Через три часа гребли -- 2-я ночевка на острове с пляжем .
8 августа ( 4 день).
Солнечно. С утра проклеиваем байдарки по стрингерам автомобильными камерами. Это одно из самых удачных наших решений, так как проклееная байдарка практически равнодушна к столкновениям с камнями, а их будет очень много.
Автомобильные камеры можно найти на свалке рядом с любым гаражом или автосервисом.
Решили, что хватит расслабляться -- пора в Воньгу.
Идем примерно по центру озера до острова Домашний (опознать его помогают рыбаки причалившие к берегу на моторке). Затем круто налево и даже на юго-восток, идем к берегу и пробираясь между островами продвигаемся в западном направлении к плотине.
Ориентироваться между островами не так-то просто. Нельзя упускать случая спросить рыбаков или туристов :
"Правильно ли мы идем в Воньгу".
До плотины сегодня не дошли. А может уже промахнулись? Трудно разобраться : на берегу мы находимся или на очередном большом острове.
3-я ночевка. Как потом оказалось, в предпоследнем заливе от плотины.
9 августа ( 5 день).
Погода хорошая, но появились облака. Через разрушенную плотину вход в Пайозеро. Идем по левому берегу : под водой камни, но если не разгоняться, то без проблем.
После входа в Пайозеро -- большие волны, сильный ветер. Но тепло. Волны высокие ~1м, но "стояки" без барашков.
Байдарки скрипят.
Пропускаем один залив и идем влево, через протоку в Чогозеро.
Во время сильного ветра по Пайозеру и Чогозеру лучше не ходить, а переждать. Идти не имеет смысла, так как скорость передвижения очень мала, а усилия на борьбу с ветром и волной очень значительны. Как только ветер стих, со всех окрестных островов в воду посыпались умные туристы, которые с интересом наблюдали за нашей схваткой со стихией.
То расстояние которое мы с таким трудом преодолели за два часа они пролетели по гладкой воде минут за тридцать и ушли дальше. А мы решили, что у 2-ой плотины пора вставать на ночевку.
4-я ночевка.
10 августа ( 6 день).
Погода хорошая, легкая облачность.У второй плотины прекрасный обнос по деревянному настилу (~10м). Сам перекат на плотине проходится легко по единственному языку(или стоячему валу ~0,5 м). Переднего может слегка замочить. Далее руление между камней на скорости.
Это верхняя Воньга. Через ~3 км вход в 1-ю (верхнюю) часть Пильдозера.
У дальнего края озеро разделено на две губы длинной отмелью (или косой) поросшей камышом (~200м). Там где растет камыш отмель не проходима , то есть нужно заранее забирать правее камышей иначе придется вылезать и толкать.
От отмели виден мост под которым можно проплыть нагнувшись (от уровня воды, конечно, зависит). Это выход в нижнюю часть Пильдозера.
Если воды мало, то мост обносят. Однако нужно учесть, что после моста идет мелкая заводь, то есть нужно сразу оценить и ее проходимость. Правее на 3 км есть еще один мост, под которым можно пройти в нижнюю часть Пильдозера. Говорят
там обычно воды больше.
По мосту проходит действующая грунтовая авто-дорога (за 20 мин. прошли две машины). Это вариант аварийного схода с маршрута.
Эта дорога в западном направлении выходит на трассу М18, в восточном доходит до ж/д и вдоль нее идет до ст. Энгозеро ( очевидно, этот вариант предпочтительнее).
Далее по нижнему Пильдозеру, обойдя слева небольшой остров и повернув за ним направо -- вход в Воньгу через небольшую шиверу.
5-я ночевка. Только встали налетел короткий ливень.
11 августа. Дневка ( 7 день).
Солнце. Весь день ловим рыбу -- пару щук на спиннинг, столько же попалось в сеть, а все остальное время ловим на удочки -- окуньки, плотва. Подстрелили несколько утят с байдарки.
6-я ночевка.
Река Воньга имеет длину 135 км., впадает в губу Воньга Белого моря. Общее падение - 71 м.,
средний уклон - 1.10 м/км.
Основное падение - на порогах в нижнем течении. Соответственно, Воньга делится на Верхнюю (озерно-речная система с крупными озерами) и нижнюю (небольшие озера, между ними протоки с серьезными порогами). Протекает через 12 озер. Наиболее красивые -- верхние озера (Энгозеро, Пильдозеро, Синдамозеро, Мурамозеро).
Средняя ширина Воньги - 25-40 м., глубина вне порогов - 0.7-2.5 м. Количество порогов и перекатов - 27.
2 разрушенные плотины.
На реку (без Энгозера) нужно 6-7 ходовых дней. Пороги верхней Воньги мелкие (особенно на выходе).
12 августа ( 8 день).
Погода нормальная, облачность.
Идем по Воньге. Под мостом и через порог выход в Синдамозеро. По левому берегу озера отсчитать 5-ть мысов и войти глубоко в залив.
Там "ритуальное дерево" -- прекрасный ориентир, и тропа обноса в Муромозеро ~400м.
"Ритуальное дерево" -- это большая, по-моему сосна и по-моему засохшая, сплош увешанная памятными сувенирами проходящих здесь групп. Чего тут только нет : тельняшки, кеды, рубашки, купальники, части байдарок и катамаранов -- все это подписано и развешано на ветвях. Бутылки с записками, просто записки, дощечки с надписями. Заметно, что часть групп привозит сувениры с собой и тщательно их готовит.
Порог на выходе из Мурамозера. ~80 м. IIа к.с. Два длинных извилистых переката (на карте помечены как пороги). Много камней.
В районе моста на зимнике порог Кошка. Вначале очень мелко, под мостом - сильный поток.
После моста несколько хороших мест для ночевок.
Гагаринский порог. 3 ступени. IIа-IIб к.с. Вторая ступень очень мелкая с сильной струей, длина 300 метров.
Справа сплошной забор из обливных камней, на выходе из порога поперек лежит бревно.
На высоком берегу ночевка. В плохую погоду сильно продувается.
7-я ночевка. Ставим палатки под первыми струями дождя
13 августа. Дневка ( 9 день).
Погода испортилась -- дождь, похолодало до 5-7гр С. Сильный ветер.
Стряслась беда -- кончился спирт.
8-я ночевка.
14 августа. Дневка ( 10 день).
Дождь, ветер, холодно.
Гнус пропал. Уникальная возможность собирать грибы и ягоды без мошкары.
Обсуждается вопрос : что лучше? Идти под дождем -- промокнуть самим, промочить вещи, испытывать отрицательные эмоции от пребывания организма в холодной воде. Или полежать еще один день. Часть людей хочет идти куда угодно, только не сидеть на месте.
9-я ночевка.
15 августа ( 11 день).
Температура такая же. Небо обложено тучами. Временами слегка накрапывает.
Идем по Воньге.
Последний порог перед озером Гагарино тоже мелкий, проходится по правому рукаву.
Затем вход в оз. Гагарино, которое заканчивается входом в длинный (1 км) порог, который можно при желании обнести, по хорошей тропе, которая начинается прямо из озера. Порог сильно шумит -- слышно из далека.
IMHO, если Вы на этом маршруте в первый раз, то просмотр обязателен.
На первом участке порога есть самый высокий бурун в языке. Можно держать на 1м правее его, что бы не залило переднего (если нет фартука). После этого буруна нужно забирать резко в лево, т.к. впереди забор из камней ( с берега и с воды плохо виден).
10 ночевка.
16 августа ( 12 день).
Вторая часть порога не сложнее первой( IIк.с.).
После порога входим в Столбовое озеро.
Через 1 км после выхода из Столбового оз. направо уходит Горбатый порог. ~700 м IIб-III к.с. Мелко, но все идется.
Еще несколько несложных порогов. Выход в большой залив.
11 ночевка. 16-17 августа.
17 августа ( 13 день).
Идем по Воньге. Один порог -- мелкий ~600 м. IIб-III к.с.
Возможен осмотр с левого берега.
На выходе из Собачьего озера - круто на лево - порог, естественно, Собачий.
В средней части водопадный слив до 1.5 м на камни.
При желании возможен полный обнос ~800 м.
Ночевки есть перед началом порога, но справа сыро, слева -- плохо продувается ветром.
Мы проходим 1-ю часть порога (IIб к.с.) до водопада -- там хорошие ночевки. Однако необходимо причалить метров за 50 до водопада. Несет в водопад сильно, места для маневра мало.Необходим предварительный просмотр, страховка.
На ночевках из - за шума воды ничего не слышно -- могут что-нибудь украсть.
И украли.
Подробнее об этом ( криминал на весь маршрут) читайте в
библиотеке М. Мошкова
, информация 1998г.
12 ночевка.
18 августа ( 14 день).
Обносим водопад по левому берегу ( ~ 80 м) и идем дальше по порогу (III к.с.) : мелковато.
Далее по Воньге до Уманьг-озера, потом по Воньге до порога Вякер ~1200 м (IIIб-IV к.с.).
Первая часть (до мощного слива) проходится нормально. Перед водопадом может быть очень мелко.
По правому берегу есть тропа для обноса порога вообще (сыровато) и тропа для обноса только водопада.
Обносим водопад ( ~ 80 м). Идем по порогу : струя более мощная, воды много, есть обливники, в конце порога перед поворотом реки направо большой камень к которому прижимает с разгона (Внимание!). Но все идется.
После Вякера будет еще 2-3 мелких порога и наконец последний -- Ассу перед ж/д мостом.
Начинается в ~2 км ниже Вякера. Длина ~1.5 км. III к.с.
Перед этим порогом ночевки.
После первой части прога на высоком берегу тоже ночевки.
Сам порог Ассу самый полноводный и мощный из всех, но все проходится.
13 ночевка.
19 августа ( 15 день).
Ночевки есть справа перед мостом и слева и справа после ж/д моста. Слева есть терраса травянистая, а выше ее земляная ( похожа на крымскую).
Мы встали на траве. Там обильная роса, нет ветра, много мошки. Надо было вставать на земле!
Отъезд ( 16 день).
- Станция Воньга с 1996 года перестала существовать, превратилась в путевой пост. Т.е., всякие стрелки сняты, диспетчерская заброшена и пассажирские поезда там не останавливаются. Останавливается почтово-багажный
N 931 ("Веселый") поезд СПб-Мурманск (идет через день!!!). Останавливается в буквальном смысле, т.е. голосуется.
Из Мурманска он отправляется в 18ч.50мин., а на ст. Воньга прибывает на следующий день в 10ч.54мин. Стоянка 2 мин.--
зевать некогда.
Проезжают рабочие поезда - "рикши". Можно добраться до Энгозера или до Кеми.
Мы просчитались с днями и прибыли на ст. Воньга в пролетный день. На рикше (~15ч, цена символическая, платится машинисту, если есть совесть) доехали до Кеми. Там вокзал, расписание и т.д. Проводники "веселого" поезда очень возмущались тем фактом, что мы взяли билеты : они бы провезли за пол-цены.
От ст. Воньга до Питера 29 часов. Прибытие в 16ч.43мин.
Подробнее об отъезде читайте в
библиотеке М. Мошкова
, информация 1998г.
Важно :
1) Обязательно проклеивать байдарки по стрингерам. Все пороги верхней Воньги мелкие, типа шивер. Не проклеенные байдарки пилятся мгновенно.
2) червей нужно везти с собой -- там нет.
3) Палаточные колышки в землю не лезут -- скала. Предусмотреть растяжку на камнях.
4) Если приехать с рыбацкой снастью средней полосы, то будет ловиться только щука, окунь и плотва. Для того, что бы добыть хариус, семгу и т.д. нужна специальная снасть.
5) Все деревья с очень плотной древесиной. Сосенка 5 см в диаметре -- 30 годовых колец. Береза вообще как мрамор.
Очень пригодиться хорошая пила двухручка.
Предлагаю загрузить карты маршрута (архивы -- zip, формат -- jpg ).
Лист 16 — 696 kb
Лист 17 — 585 kb
Лист 24 — 615 kb
Лист 25 — 622 kb
Лист 26 — 721 kb
Схема совмещения листов.
На начало
На главную страницу