Д. ВОРОНОВ     "ОСНОВЫ МИРОЗДАНИЯ"
Предыдущая страница

Духовный путь и пристрастия тела

Делая себя в русле религии, мы сталкиваемся с такой серьезной проблемой, как наложение ограничений на телесные влечения человека. Для чего нужны эти ограничения? Прежде всего, вспомним, что человек - это, прежде всего бессмертная (по благодати Божией) душа, тело же его смертно. Назначение души и тела - способствовать спасению человека и уже после этого выполнению задач иных, второстепенных, например, собственного развития и миссии. Культивирование мышц, здоровья, влечений и чувств, интеллектуальной мощи, потока внешних событий, уводят человека в сторону от его основного пути.

Разумеется, все эти вещи необходимы, но лишь как средства спасения, развития и выполнения долга, а не как цель человеческих устремлений. "Попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13: 14). Если мы едим, чтобы жить, это нормально. Если же живем, чтобы есть, то рано или поздно столкнемся с такими вещами, как ожирение, парадонтоз, атеросклероз, диабет, снижение жизненного и интеллектуального тонуса. Но это еще только в медицинском аспекте. Заземленный человек лишается Божественной благодати, отсекает себя от Бога. А человек, отвернувшийся от Бога, как мы знаем, попадает под власть дьявола.

А вот, что пишет по этому поводу святитель Феофан Затворник (Вышенский): "Состоя в живой связи с природою через тело, душевно преданный телу столькими каналами пьет из нее удовольствия, сколько в теле его отправлений и вместе с наслаждениями он впивает в себя и коренной дух природы - дух механического непроизвольного действования. Поэтому, чем у кого больше наслаждений, тем теснее круг его свободы, и кто предан всем наслаждениям, тот, можно сказать, совершенно связан узами плоти" (1).

Бесы широко используют идеи первенства развития, идеи культивирования тех или иных качеств души или тела. Культивирование нарушает естественную иерархию устроения человека: дух - душа - тело. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12: 30-31). Любовь к Богу, к ближнему своему, совесть - вот требования Духа Божьего, почивающего на каждом из нас. И если мы начинаем творить себе кумира из тела или из души, то непременно уходим от образа Божьего в человеке.

Культивированию качеств следует противопоставить одухотворение, преображение души и тела, душевных и телесных качеств, подчинение души и тела духу (2). Посмотрим, из чего складывается одухотворение. Одухотворять это, значит, делать что-либо во имя Господа. В сфере желаний и поступков это совершение дел добра, долга, справедливости, любви, дел спасения душ человеческих, помощь ближним и не очень ближним в проблемах и насущных потребностях. В сфере познания это стремление к идеалам, к познанию Бога и Божественного, к высокой культуре, ведущей к Богу, это стремление к профессиональному росту и знаниям, но не из-за денег, социального положения, гордости или любопытства, а для лучшего исполнения долга, работы, служения. В сфере чувств это стремление к любви и красоте. В сфере отношения к телу это поддержание чистоты, здоровья и спортивности, но именно до той меры, пока проведение соответствующих мероприятий не начинает отнимать время у более важных дел.

Если же вместо духа превалирует земное, мы видим в человеке не образ Бога, но образ в той или иной мере искаженный, перевернутый, который есть образ "обезьяны Бога" - дьявола. Чтобы исказить образ Бога в человеке, прельстить его, используют бесы и вложенное в человека дьяволом семя тления. Стремление к власти ведет к той или иной степени тирании со всем богатым букетом присущего ей зла и его последствий. Сексуальная активность вне освященного Богом и любовью брака также не проходит бесследно. Возвышающее чувство любви к человеческой душе подменяется чувственным устремлением к его телу. Любовь заменяется эгоизмом, духовное устремление - материальным. Энергии грубой чувственности порождаются в инфернальных мирах и несут в себе элементы, противостоящие духу и разрушающие душу. Поэтому секс вне любви (и даже в мечтаниях) есть смертный (губящий душу) грех, приводящий к серьезным последствиям не только для самого человека, но даже иногда и для его потомков. Покаяние и обращение к Богу останавливают эти последствия.

Любые материальные пристрастия блокируют тонкие восприятия, уводят человека от вечного, от духовного, направляя его в тупик пристрастий к временным, не способствующим развитию вещам - "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6: 8). "Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8: 12 - 13). Гипертрофия телесных влечений порождает другие телесные влечения. Все вместе они требуют от человека все больших и больших усилий по их удовлетворению. В погоне за наслаждениями человек медленно или быстро теряет свои духовные, а затем и нравственные качества, становится вредным и даже опасным для окружающих, наживает себе все больше грехов - "что пользы человеку приобрести весь мир, а самого себя погубить или повредить себе?" (Лк. 9: 14).

Для нормальной, неповрежденной семенем тления природы человека, характерна строгая иерархия: дух, душа, тело. Поскольку все мы несем в себе семя первородного греха, то все мы должны прикладывать усилия к воссозданию нашего естественного, но, увы, не природного - неповрежденного состояния. Однако сами мы не в состоянии преодолеть бесовские наваждения. Лишь непосредственная помощь Бога и непрестанный наш до самой смерти труд уничтожают страсти, мешающие правильному функционированию и развитию нашей души. "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19: 26). Поэтому, как только мы замечаем мысль или чувство, отклоняющие нас от нормального состояния, следует воззвать о помощи к Христу. Помощь не замедлит прийти. Разумеется, эта помощь не освобождает нас от нашего собственного труда, от наших собственных усилий, от отречения от своей воли и вверения ее своему духовному отцу. Божья помощь лишь устраняет препятствия, которые выше наших собственных сил.

Развитие духа и одухотворение всего человеческого естества происходит значительно легче, если мы будем не только противостоять страстям, но и ограничивать телесные потребности так, чтобы эти ограничения не давали телу существовать в комфорте. На практике это означает незначительное недоедание, недопивание и недосыпание, а также достаточную физическую активность.

ЛитератураНаверх

1. Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Поучения. - М., 1997, сс. 326 - 327.
2. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М., 1996.

Носители зла

Ограничения не стоит рассматривать как неприятность или трагедию. Скорее, это осознанная необходимость. Ведь не жалуемся же мы, что из-за силы тяжести не можем прыгать с седьмого этажа. Человеческий грех и козни демонических сил создали в мире многочисленные проводники и носители зла. Пренебрежение требованиями экологии, безответственное отношение к природе, несовершенная технология многих производств, войны и гонка вооружений становятся угрозой для самой жизни на земле. Магия, бесчеловечные и в том числе утонченно-лживые политические доктрины, социальные модели конкуренции, пропаганда силы, сексуальной распущенности, жестокости и нравственной и духовной безответственности располагают ко злу человеческую душу. Очень многое в мире можно использовать во благо, но можно и во зло. Даже молитва при недобром намерении ее использования может стать грехом. Даже наркотики иногда приносят пользу (в качестве лекарств). Важно так ограничивать себя, так регулировать свое поведение, чтобы все существующее использовать во благо и не превращать его во зло. Не зря сказал Апостол Павел, что "всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому, что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4: 4). Но если мы начинаем забывать Бога, то тут же даем место врагу рода человеческого и о правильном отношении человека к вещам и явлениям говорить становится все труднее и труднее.

Серьезный вред наносит людям злоупотребление телевидением (лишь немногое телепередачи следует смотреть). Крайне мало полезных компьютерных игр и занятий. Пища тоже может нести зло. Впрочем, заботы о диете более типичны для оккультистов, нежели для христиан. Молитва перед едой, крестное знамение, крещение пищи и благодарственная молитва после еды помогают регулировать количество пищи, блокируют отрицательные энергии и даже физические яды. Лишь во время поста соблюдают диету христиане, но здесь уже действуют иные мотивы - это воспитание духа, разрыв заземления и жертва во имя Христа, в процессе принесения которой, мы сораспинаемся Христу, получая тем самым частичку Его достоинства. Монахи же соблюдают более жесткие ограничения, но это ради духовных достижений, путь к которым они избрали. Отдельно следует сказать об употреблении мяса. Когда человек перестает есть мясо, у него прочищаются каналы связи с духовными мирами - заслонка становится как бы более прозрачной. Поэтому избегают мяса как монахи, так и оккультисты. И если человек не находится в русле интенсивного религиозного служения или недостаточно очищен от греха, темные силы овладевают его интуитивным каналом. Поэтому переставать есть мясо совсем следует лишь глубоко воцерковленным людям, главным образом монахам по благословению своего духовного отца.

В процессе ознакомления читателей с предварительным текстом книги выяснилось, что наибольшее непонимание вызывает у них утверждение о вреде телевидения. Разберу этот вопрос подробнее. Первое: большинство кинофильмов темны, реклама апеллирует к низшим инстинктам человека, чистых программ очень мало. Второе: излучение телеэкранов вредно для здоровья (образуются отрицательные аэроионы и пр.). Третье: привычка просмотра телепрограмм ведет к интеллектуальному потребительству, уводит от усилий духа, от реальной жизни, от духовных состояний психики и от духовной практики. Четвертое: телевизор разобщает членов семьи, обезличивает и духовно опустошает людей. Пятое: гипнотическое воздействие телеэкрана. Есть и другие причины. Разработанные в начале девяностых годов компаниями Samsung и Daewoo телевизоры с безвредным излучением приведут в итоге к удлинению просмотра программ и, следовательно, к возрастанию вреда духовного. "Мерзость запустения, ... стоящая, где не должно (Мк. 13: 14) - это и о телевизоре сказано, ибо занимает он главное место в квартире, тогда, как должны занимать это место иконы.

Многое из сказанного о телевизоре справедливо и для компьютера. "Современные информационные психотехнологии позволяют исподволь подчинять волю человека. Исследования, проведенные, в том числе и в лаборатории психокоррекции Московской медицинской академии, показали, что особую опасность в этом отношении представляют именно компьютеры. Информация, особым образом поданная на монитор, обходит блоки критического осмысления, так как воспринимается непосредственно подсознанием оператора. В этом случае "навязанные поступки" не встречают внутреннего противодействия, так как человек считает их итогом собственных размышлений и решений" (1). Только наивный может думать, что найдется мало желающих манипулировать нашим сознанием или что уж его то сознанием не сможет манипулировать никто.

Говоря о духовном вреде, нельзя не упомянуть о магии, йоге и астрологии. Это уже абсолютно вредные вещи. Так, многие люди считают, что астрология изучает биоритмы, т.е. влияние астрономических факторов на биосферу, социум, физиологическое состояние и психологию человека. Действительно ли существует такое влияние? "Во II в. н. э. в греческий или эллинистический период, александрийский астроном Птолемей ... верил, что Земля это центр вселенной, а солнце, луна и звезды вращаются вокруг нее, придумал 12 Знаков Зодиака... Астрономы указывают на то, что за последние 2000 лет видимые с Земли созвездия переместились на 30 градусов. И это одно лишает смысла всю зодиакальную систему, разработанную Птолемеем. Сегодня круг Зодиака передвинулся на один месяц, так что нынешняя Дева - это на самом деле Лев!" (2). Как видим, в астрологии работает вовсе не астрология.

Прогнозы лучших астрологов сбываются в 70% случаев. Эта цифра совпадает с цифрой совпадений у прорицателей (Ванга и др.), пользующихся поддержкой и руководством темных сил. Ведущие астрологи России П.Глоба и Т.Глоба в своих статьях фактически признают их сотрудничество с духами, не значащимися в реестрах сил Света (3). Это, конечно, не означает, что астрологи творят зло сознательно, но вред и опасность практического применения астрологии велики и заключаются в следующем.

Занятия астрологией наряду с другими суевериями есть неверие во всемогущество Бога, в Его Промысл, в Его благость и Его любовь к людям, что есть тяжкий грех перед Господом. Вместо покаяния и смирения, ведущих к возвышению духа и очищению от греха, последователи астрологии на время уходят от уроков Божьего Промысла, пытаются присвоить и присваивают незаслуженные ими земные блага, что перед лицом Бога все равно как украсть. В результате астрологической практики человек все больше отворачивается от Бога, все больше настраивает себе кумиров, все больше погружается в пучину греха. Но "Бог поругаем не бывает" (Гал. 6: 7). Естественно, что Он отворачивается от такого человека. Вот тут то бесы и начинают укреплять человека в его заблуждениях. Если это астрология, то астрологические расчеты начинают оправдываться. Если это вера в несчастливые приметы, то, естественно, и здесь бесы устраивают совпадения. Любая примета, в которую верит не надеющийся на Бога человек, начинает активно работать.

Вот что пишет по этому поводу священник Родион (4): "Если мы проследим историю человечества после Ноя, то увидим, что те древние цивилизации, в которых магия, астрология и другие "тайные знания" получают наибольшее распространение и входят в структуру общества, гибнут и исчезают с лица земли, как только расцвет оккультизма в них достигает своего апогея. Примером тому являются Вавилонское, Ассирийское и Персидское царства". К сожалению, искушение жить не по правде, охватывает, немало людей и в России.

Говоря о лжедуховных учениях, трудно не упомянуть о такой опасной разновидности сект, как сатанизм. Сатанизм бывает скрытый и открытый. Скрытые сатанисты не понимают, что служат дьяволу. Вот что происходит, например, на занятиях трансцендентальной медитацией. Желающие получить мантру приносят для посвящения жертву - фрукты и цветы. Учитель же совершает на санскрите обряд жертвоприношения. Как и при любом жертвоприношении, приносящий раскрывается перед объектом поклонения и становится приемником любых его внушений. Затем ученикам даются якобы "индивидуальные" мантры, которые не отличаются, однако, большим разнообразием. Ученикам запрещается открывать кому-либо мантру, иначе, мол, она потеряет свою силу. В действительности это делается для того, чтобы не раскрылся обман об индивидуальности мантр. На самом же деле их совсем не много. Такая мантра есть ни что иное, как имя беса. Проговаривая мантру, человек фактически молится силам тьмы. Аналогично мантрам - звуковым именам бесов, существуют и их графические имена - янтры. Медитативное созерцание янтр есть прямое вхождение в контакт с бесами.

В отличие от скрытых, открытые сатанисты поклоняются дьяволу и противоборствуют Богу вполне осознанно, не понимая, однако, что их ждет ужаснейшая расплата в аду. Если же сатанисты и слышали о воздаянии, то надеются на то, что они, мол, якобы "свои", а своих не бьют. Напрасная надежда! Заполучив душу человека, дьявол радуется тому, что украл ее у Бога. Ведь дьявол не только отец лжи, но и отец садизма, и с дьяволом договориться нельзя. После же Страшного Суда сатанисты будут гореть уже вместе с дьяволом. Не зря сказал Христос, что "Хула на Духа не простится ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12: 31, 32). "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25: 41).

В иных случаях наступление тьмы может происходить почти что незаметно. Так, всем христианам известно пророчество о печати антихриста, которая будет ставиться (скорее всего, техническим методом) на лоб и руку всем людям, согласившимся на это. Без такой печати людям нельзя будет что-либо покупать. Принявший знак антихриста попадает в полную зависимость от сил зла. Спасения ему не будет. Техническая сторона метода уже разработана и испытана. "Печать" - это плоская компьютерная микросхема, вводимая под кожу, и предназначенная для идентификации людей и управления ими. Расположение метки на лбу или на руке связано с тем, что в этих местах температура часто меняется, и это используется для подзарядки микросхем. "Я спросил одного врача в г.Бостоне, штат Массачусетс: что произойдет, если эта пластинка вдруг по какой-то причине выйдет из строя? Он ответил, что организм моментально отреагирует - появятся гнойные раны. Откровение ап. Иоанна, 16, 2: "Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его" (5). Чтобы люди не испугались подобной печати, в обращение вводятся магнитные карточки для оплаты услуг, которые, при всех своих практических достоинствах, являются прообразом печати дьявола. Еще один прообраз печати - число антихриста 666. Оно присутствует в явном и скрытом виде в символике многих фирм, в товарных знаках, штрихкоде и многих других продуктах современной цивилизации. Попробуйте отказаться от всех этих пока еще "малых" "печатей". А ведь отказаться от печати антихриста будет еще труднее. Господь, попуская беснование сатанинских сил, подготавливает тех, кто доживет, к принятию истинных испытаний.

В СМИ появляются сообщения о работах по "кодированию" российского населения. "Самое крутое средство - специальный цифровой код, который будет соответствовать личному коду гражданина. Впрочем, это дело скорее следующего тысячелетия. До 2001 года работы по кодированию населения, требующие огромных финансовых затрат, вряд ли будут закончены" (6).

Существует и духовное, впрочем, совершенно не исключающее буквального, понимание печати антихриста. Так, под печатью на чело - подразумевается образ мыслей, а под печатью на правую руку - образ действия человека. Инок Всеволод (Филипьев) считает, что принятие печати антихриста будет противоположностью Таинства Миропомазания, т.е. неким сатанинским таинством-обрядом. "Нужно помнить важный признак печати антихриста: она будет поставляема всему человечеству во всем мире. Отсюда два вывода: 1. какие-либо регистрационные мероприятия в том или ином отдельном государстве не есть собственно печать антихриста (хотя они и могут являться подготовкой оной); 2. нужно бдительно относиться к регистрационным мероприятиям мирового масштаба, если они как-либо касаются исповедания веры. Такой подход к данному вопросу убережет нас от впадания в крайности" (7).

Достигнув мировой власти, антихрист будет три с половиной года совершенно безнаказанно творить зло, тиранствовать и растлевать души. Конец его власти будет положен лишь Вторым Пришествием Христа - "как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк. 17: 24). Тогда же произойдет и то, что христиане называют Страшным Судом. Упорствующие во зле пожнут огонь вечный, "претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24: 13).

Молитвами, праведной жизнью, покаянием, постом, проповедью Божьего Слова, укреплением Православной Церкви и ее подножия и щита - России люди могут сократить масштабы причиненных антихристом бед, и если Россия опять повернется к Богу, антихрист не сможет подчинить ее своему влиянию. Надеясь на Бога и будучи вооруженными Православной верой, Учением Христа и бдительностью, мы можем не только успешно противостоять проискам зла, но и спасать от этих происков и других людей.

ЛитератураНаверх

1. И.Царев. Секрет Киоко Датэ. "Не может быть" N8, 1997. с. 16.
2. Ричард Ли Эд Хиндсон. Ангелы обмана. - М., 1994, сс. 128 - 129.
3. Священник Родион. Люди и демоны. 1993.
4. Священник Родион. Люди и демоны. 1993, с. 39.
5. Осторожно! Печать антихриста! "Русский вестник", N6-8, 1996, с. 15.
6. С.Холодов. По-прежнему красный, но уже не молоткастый. "Вечерняя Москва", 1997, 23 июля, с. 1.
7. Инок Всеволод (Филипьев), Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилл. "Русский вестник", N36 - 38, 1998, с. 7.

Начало и возобновление пути

Если эта книга убедила вас, читатель, заняться спасением своей души, то у вас, естественно, возникнет вопрос - с чего начать? Прежде всего, надо знать, что вне Церкви спасения нет. Не зря сказал святой Киприан Карфагенский: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец". "Слушающий вас <апостолов, рукоположенных священников> Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается" (Лк. 10: 16). Когда человек собирается стать христианином, бесы всячески мешают ему. Лень, сомнения, нежелание, нехватка времени, внешние препятствия - все эти искушения попускаются Богом, ибо преодоление трудностей закаляет и укрепляет духовную дееспособность человека. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают* его" (Мф. 11: 12). Тяжелые грехи не являются препятствием для покаяния, - лишь бы человек осудил себя и принял решение идти к Богу.

* - достигают, приобретают

Многим людям борьба со страстями кажется чрезмерно тяжелой. Жизнь без страстей (объядения, пьянства, разврата...) представляется им чрезмерно сухой, строгой и неинтересной. Дело здесь в том, что эти люди имеют слишком малое понятие о радостях духовных. Обрести эти радости можно всем, поскольку они даются Богом ищущим Его. Любое же изменение себя требует труда, тем более что враг рода человеческого прилагает все усилия, чтобы не допустить человека до обращения к Богу. "С Господом пребывание есть самораспинание истинное, а не метафорическое. Когда-то оно совершится? О сем поревнуйте. Ибо тогда из сердца начнет бить источник утешений, которые погасят жажду к утешениям иного рода" (1). "Кто не наслаждается здесь сими плодами Духа, тот не может сподобиться наслаждения ими и там" (2).

Как минимум, необходимо купить: (но только в храме или в православном магазине) освященный нательный крест и молитвослов. Весьма желательны: Библия (лучше православного издательства), закон Божий или катехизис, какое-нибудь пособие для новоначальных христиан и хотя бы две иконы для дома - Спасителя и Божией Матери. Храм нужно выбрать такой, где не было бы общей исповеди, новостильников, униатов, обновленцев, экуменистов и иже с ними, ибо Церковь болеет теми же болезнями, что и общество. Почти всеобщая апостасия (отход от истиной веры как иерархов Церкви, так и мирян) предсказана и в Евангелиях, и святыми отцами, а потому спасаться сегодня приходится, прислушиваясь к голосу Духа, напрягая не только свою волю, но и разум.

Если человек не крещен, ему необходимо креститься. Если крещен, но не ходил в церковь, необходима исповедь во всех грехах, которые удалось вспомнить, начиная с семилетнего возраста. Их следует записать, чтобы ничего не забыть. Весьма полезно купить какую-нибудь брошюру об исповеди, она помогает увидеть грехи там, где мы их сами не видим, а такое случается практически всегда. Дальнейшие действия подскажет священник. Дома можно начинать молиться. Если вычитывать все молитвы поначалу покажется трудным, можно попросить священника, чтобы он на первое время дал сокращенное правило. Помимо утреннего и вечернего правил православному христианину рекомендуется ежедневное чтение главы из Евангелий и главы из апостолов, а также чтение духовной православной литературы. Кроме того, следует молитвенно читать одну кафизму из псалтири, а если трудно или не хватает времени, то один псалом.

Если Православие принимается умом, но не принимается сердцем, надо молиться и просить помощи. Видя наше произволение и наши дела, Господь не оставляет нас, но дарует нам и веру, и любовь, и смирение, и силы на борьбу с грехами, и многое, многое другое.

Чтобы было легче принять Православие сердцем, следует перестроить не только свое мировоззрение, но и свою психологию. Что характерно для психологии христианина? Положительные свойства психики человека и его способы реагирования на воздействия внешнего мира называются добродетелями. Смирение, терпение, послушание старшему по рангу, духовному отцу, Церкви есть послушание Самому Богу. Неправославное сознание видит мир, существующий по законам: физическим, биологическим, психологическим, социальным... Православное сознание, не отрицая законов, видит за ними, прежде всего Божественную Премудрость, Божественную Славу и Божий Промысл, как выражение любви Творца к созданному Им человеку.

Конечно, эту книгу прочтут не только далекие от Православия люди. Иной вариант - встреча с книгой верующего, но духовно пассивного человека. Такому христианину хорошо бы вспомнить слова Христа: "Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (3: 16), "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3: 1).

Часто возникает вопрос - как привести к вере близкого человека? "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19: 26). Для того чтобы упросить Бога о помощи, наиболее эффективна соборная молитва, т.е. одновременная молитва нескольких человек с одной и той же просьбой - т.н. "молитва по соглашению". "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18: 19-20) - говорил Христос Своим ученикам. Читать эту молитву каждый может у себя дома. Кроме этого поначалу на полгода - год заказываются молитвы о здравии, лучше в монастырском храме, а по возможности - в нескольких. Хорошо добавить к этому (уже в индивидуальном порядке) "молитву к Божией Матери об обращении заблудшего", поскольку Божия Матерь является самой сильной за нас Ходатаицей перед Богом. Перед молением надо прочитать молитву-покаяние и молитву-благодарение или же обычное молитвенное правило, которое содержит в себе эти мотивы.

Если человек, за которого мы просим, не относится к религии отрицательно, можно, не перегружая его, проводить с ним небольшие беседы, давать читать отрывки из вводной или апологетической литературы. Следует также молить Бога, чтобы Он вразумил нас - что надо делать и как говорить с погибающим. Синергия Божественной и человеческой воль всегда дает наиболее эффективные результаты, поскольку Божественная воля предполагает и участие человека в ее исполнении. Если же человек не принимает религию вовсе, или именно наши о ней разъяснения, лучше без нужды не говорить с ним об этом, иначе мы будем лишь укреплять барьер, воздвигнутый этим человеком между ним самим и Богом.

ЛитератураНаверх

1. Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Поучения. - М., 1997, сс. 173 - 174.
2. Архимандрит Ювеналий. Добротолюбие избранное для мирян. - М., 1997, с. 27.

Предыдущая страница         Следующая страница