ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА ╪ 7 (1, 1992 г.)

Содержание

ПРОПОВЕДЬ

КАТЕХИЗАЦИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Третья (высшая, бакалаврская) ступень Московской высшей православно-христианской школы (МВПХШ) (III-IV курсы)

БИБЛЕИСТИКА

Архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) (+ 1990)

Послание апостола Павла к Филимону

БОГОСЛУЖЕНИЕ И ТАИНСТВА

Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский. О литургии

БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Г.П.Федотов. "В защиту этики"

ОБЩИНА И СОБОРНОСТЬ

И.Б. Эшенбах. Теория и опыт общинной жизни

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Два письма в "Московский церковный вестник"

ЦЕРКОВЬ И СЕМЬЯ

Интервью владыки ХРИЗОСТОМА, архиепископа Виленского и Литовского по проблеме абортов и контрацепции

ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ И НЕХРИСТИАНСКИЙ ОПЫТ

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Тезисы (краткие критерии) для распознавания ложных религиозных учений

ПОЭЗИЯ

А.Копировский. О стихотворении "Чудная лампада"

 

НОВЫЕ КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

 

ПОЭЗИЯ

А.Копировский

О стихотворении "Чудная лампада" (послесловие к публикации)

"Были двенадцать разбойников, был Кудеяр-атаман..." Эти слова из известной песни сразу возникают в памяти при чтении стихотворного сказа, а лучше поэмы "Чудная лампада" <Опубликована в ╪5 "Православной общины". Текст ее (рукописный) был мне подарен одной из инокинь Спасо-Преображенской пустыни под Ригой в начале 70-х_гг. При подготовке его к печати мною были сделаны минимальные, но необходимые, на мой взгляд (в местах явных искажений), правки. Поэтому публикация может быть дополнена не только прилагаемым списком опечаток (увы!), но и более точной редакцией, если она известна кому-либо из наших читателей. Просим также присылать в журнал и другие духовные стихи. Лучшие из них будут напечатаны в постоянном разделе "Поэзия".>. Сюжет обоих стихов, покаяние разбойника, уходит корнями в древность вплоть до евангельского времени. Это покаяние-исправление: предводитель шайки отрекается от прежней разбойной жизни и стремится заслужить прощение у Бога.

Но в песне о Кудеяре сюжет не развернут: Кудеяр уходит в монастырь "Богу и людям служить", и на этом все заканчивается. Остается ощущение какой-то недосказанности, в самом деле разве достаточно для "разбойника лютого" просто стать монахом? Как пробудилась его совесть? И получил ли он прощение?

"Чудная (воистину чудная!) лампада" отвечает на эти вопросы сполна. Все, кто прочел ее, уже не забудут ни мученика-архимандрита, чья любовь не угасла и со смертью, заглушая в сердце убийцы "злобы семя, семя гнева", ни главного героя атамана.

Его покаяние раскрыто в поэме как "лествица" духовного восхождения: от осознания содеянного до полного самоотречения, а затем и дерзновения перед Богом. Именно дерзновенная молитва, не за себя, а за другого грешника! показала, что бывший разбойник не только прощен, но достиг свободы в Боге, стал "пре-подобен" Ему.

Добавить же к публикации хотелось следующее. Может быть не все знают, что песня о Кудеяре тоже имеет продолжение, и весьма неожиданное. Эта песня сложена на основе народных духовных стихов, подобных "Чудной лампаде", но поэтом-профессионалом, изменившим ее окончание. Автор песни памятный всем со школьной скамьи поэт Н.А.Некрасов, в поэму которого "Кому на Руси жить хорошо" она вошла под названием "О двух великих грешниках". Кто же второй?

Некрасовым был введен в текст еще один персонаж пан Глуховский, который в мире чтит "только женщину, золото, честь и вино". Встретив истомленного непосильной епитимьей Кудеяра, он насмехается над ним: "мучу, пытаю и вешаю, а поглядел бы, как сплю!" Тогда старец (ставший рупором идей автора) "бешеный гнев ощутил" и... его нож еще раз делает свое дело, теперь правое, что подтверждается явным знаком прощения прежних грехов (символично, что это падение векового дуба, а не появление огня в лампаде). В такой форме хотел утвердить Некрасов свою идею о тяжести "дворянского греха" перед народом, большей, чем разбойничьего. А получилось, что борьба со злом его же методами оправдана и даже "свята". В песенном варианте стихотворения именно эта часть народом (!) была отброшена. Но подлинное покаяние и его светоносный плод в песню тоже не попали и, видимо, не случайно. Божественный свет уходил не только из поэзии, но и из жизни...

В заключение разговора о поэме хочется вспомнить знаменитые слова Ивана Карамазова о возвращении им "билета в Царство Небесное", потому что в этом Царстве убитый и убийца должны будут обнять друг друга.

Нет, не должны. Пока лампада после покаяния убийцы не загорится сама...


Татьяна Полянская

Слышишь ли ты, горделивое сердце,
Царство Небесное встретим в пути.
Там, где божественной славы сияние,
Нет ни печали, ни воздыхания.
Но торопись. Без покаяния
В Царство Небесное нам не войти.

Знаешь ли ты, горделивое сердце,
Много ль осталось земного пути,
С кем предназначено завтра свидание,
С кем ожидает навек расставание,
Поторопись. Без покаяния
В Царство Небесное нам не войти.

Видишь ли ты, горделивое сердце,
Где пролегают спасенья пути,
Хватит ли сил одолеть расстояния,
Вынести скорби и испытания.
Поторопись. Без покаяния
В Царство Небесное нам не войти.

Слышишь ли ты?
Знаешь ли ты?
Веришь ли ты?
Помнишь ли ты?
Ведь ничто нечистое
Царствие Небесное
Не наследует.

Помнишь ли ты, горделивое сердце,
Сколько с тобою прошло на пути
Тайной измены, слез и страдания...
Не постыдишься найти оправдания.
Поторопись. Без покаяния
В Царство Небесное нам не войти.

Сможешь ли ты, горделивое сердце,
Строгий ответ на суде понести,
Где исполняется час воздаяния
Помыслам блудным, лукавым деяниям.
Поторопись. Без покаяния
В Царство Небесное нам не войти.

Веришь ли ты, горделивое сердце,
Царство Небесное встретим в пути.
Там, где божественной славы сияние,
Нет ни печали, ни воздыхания.
Но торопись. Без покаяния
В Царство Небесное нам не войти.

Слышишь ли ты?
Знаешь ли ты?
Веришь ли ты?
Помнишь ли ты?
Ведь ничто нечистое
Царствие Небесное
Не наследует.

С.-Петербург

НОВЫЕ КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

БИБЛЕИСТИКА

1. Свт. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Литературная учеба, 1991, ╪ 1-2.

2. Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Литературная учеба, 1991, ╪ 1-2.

3. Деяния святых Апостолов: В букв. пер. с "Текста большинства". Литературная учеба, 1991, ╪ 3, c. 67-94.

4. Ибо знаю надежду: Кумранские гимны. Пер. с древнееврейского, вступительное слово и комментарии Д.Щедровицкого. Новый мир, 1991, ╪ 1, c. 122-129.

5. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета: Репринт. изд. 1887 г. М., Книга Принтшоп, 1991, 402 с.

CВЯТЫЕ ОТЦЫ

6. Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей словенских. Москва, 1991, ╪ 5, c._143-160.

7. Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Москва, 1991, ╪ 6, c. 164-168.

8. Житие преподобной матери нашей Марии Египетской. Москва, 1991, ╪ 3, c. 175-182.

9. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Беседы о Блаженствах евангельских. Беседа девятая. Москва, 1991, ╪ 3, c. 182-186.

10. Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всея Руси и чудотворца. Москва, 1991, ╪ 6, c. 162-164.

11. Сказания о житии и подвигах преподобных отец наших Савватия и Зосимы, соловецких чудотворцев: По изд. 1915 г. М., НПО "Мед. энциклопедия", 1991, 29 c.

БОГОСЛОВИЕ

12. Антоний, митрополит Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М.:_СП "Интербук", 1991, 319 c.

13. Прот. Мень А. Православное богослужение: Таинство, слово и образ. М.: СП "Слово", 1991.

ФИЛОСОФЫ РОССИИ

14. Бердяев Н. Философия неравенства. М.: ИМКА-Пресс, 1990, 286 c.

15. Бердяев Н.А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991, 446 c.

16. Бердяев Николай. Вопль Русской церкви. Наука и религия. 1991, ╪ 4, с. 6-7.

17. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1, ч. 1,2, сост. В.А.Поляков. Л.: МП "Эго", 1991, 280 c. (Филос. наследие России).

18. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Новости, 1991.

19. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии. Новый мир, 1991, ╪_1, с. 183-193.

20. Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991, 736 с.

21. Русская философия: Очерки истории. Т. 1. А.И.Введенский, А.Ф.Лосев, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

22. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем. Литературная учеба, 1991, ╪ 3, с. 96-111.

23. Флоровский Георгий. Евразийский соблазн, Новый мир, 1991, ╪_1, с. 195-211.

24. Хомяков А.С. Церковь одна. Литературная учеба, 1991, ╪_3, с._147-157.

25. Эрн Владимир. Идея катастрофического прогресса. Литературная учеба, 1991, ╪ 2, с. 133-141.

ИСТОРИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

27. Агафангел. Свобода совести еще не свобода духа. Москва, 1991, ╪ 3, с. 170-172.

28. Антоний, митрополит Сурожский. Без записок / Предисловие С.Аверинцева. Новый мир, 1991, ╪ 1, с. 212-230.

29. Не допустить раскола. Белов Василий, Крупин Владимир, Распутин Валентин, Шафаревич Игорь. Москва, 1991, ╪ 3, с. 3.

30. Власов П.В. Обитель милосердия. М.: Моск. рабочий, 1991.

31. Ильинская Анна. Соловки: Документальная повесть о новомучениках. Литературная учеба, 1991, ╪ 2, с. 61-93.

32. Киселев Александр. Пути России. Москва, 1991, ╪ 5, с. 161-177.

33. Краткое жизнеописание отца Владимира Амбарцумова (1892-1937). Вестник РХД, ╪ 160, с. 111-1990.

34. Победоносцев К.П. Церковь и государство. Москва, 1991, ╪ 5, с._119-125.

35. Повесть о боярыне Морозовой. Вступ. статья А.Панченко. М.:_Худож. литература, 1991.

36. Солженицын А. На возврате дыхания и сознания. Новый мир, 1991, ╪ 5.

37. Солженицын А. Образованщина. Новый мир, 1991, ╪ 5.

38. Солженицын А. Раскаяние и самоограничение. Новый мир, 1991, ╪ 5.

39. Флоренский П. свящ. Записки о старообрядчестве. Вестник РХД, ╪ 160, 111-1990.

40. Фудель Сергей. Воспоминания. Публикация и подготовка текста Н.Плотникова. Новый мир, 1991, ╪ 3. с. 188-214.

ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ

41. Католицизм. Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1991.

42. Ковальский Я.В. Папы и папство: Пер. с пол. М.: Политиздат, 1991, 236 с.

43. Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991.

44. Экхарт Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения: Репринт. изд. 1912 г. М.: Политиздат, 1991.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИЯ

45. Розенберг О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991.

46. Судзуки Дайсэцу. Две лекции о дзэн-буддизме. Иностранная литература, 1991, ╪ 1, с. 243-253.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

47. Аверинцев Сергей. "Были очи острее точимой косы...". (Предисловие к воспоминаниям Н.Я.Мандельштам.) Новый мир, 1991, ╪ 1, с.236-242.

48. Агнон, Шмуэль Иосеф. В сердцевине морей: Сборник. Пер. с иврита И.Шамира. М.: Радуга, 1991, 236 с.

49. Жид Андре. Тесные врата, "Иностранная литература", 1991, ╪_1, с. 5-71.

50. Как святые горы выпустили из каменных пещер своих Русских могучих богатырей: Былина. Москва, 1991, ╪ 6,

51. Лагерлеф Сельма. Сказания о Христе. М.: Изд-во МГУ, 1990.

52. Толкин Д.Р.Р. Повесть о кольце: Роман в трех частях. Пер. (в сокращен.) З.А.Бобырь. М.: СП "Интерпринт", 1991.

ИСКУССТВО

53. Кудрявцев Михаил. Русский храм. "Курьер ЮНЕСКО", 1991, ╪1, с. 44-45.

54. Эрланд-Бранденбург Ален. Кафедральный собор. Царство света. "Курьер ЮНЕСКО", 1991, ╪ 1, с. 39-42.

ПОЛИТИКА

55. Amnesty International. Когда убивает государство...: Смертная казнь против прав человека. М.: Прогресс, 1991.