Отвечает председатель Европейского Совета по исследованиям
и фетвам шейх Юсуф Кардави
|
|
Священный Коран в двух аятах суры "Испытуемая" установил нормы,
регулирующие отношение мусульман с немусульманами. Эта сура была ниспослана
в отношении мушриков-идолопоклонников: "Не запрещает вам Аллах проявлять
благодетель и быть справедливыми, к тем, кто не сражался с вами из-за
веры и не изгонял вас из ваших жилищ, - ведь Аллах любит справедливых.
Аллах запрещает вам брать в друзья тех, которые сражались с вами из-за
веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А
кто возьмет их в друзья, те - нечестивые". (Коран, 60: 8 - 9).
Приведенные аяты провели различие между двумя категориям людей - находящимися
во вражде с мусульманами и находящимися с ними в мире. В отношении первой
Всевышний разрешил проявлять добродетель и справедливость. При чем справедливость
- это воздать человеку тем, что он заслужил, не обделив его, а добродетель
- это воздать человеку добром в большей степени, чем он заслужил его.
Вторая категория - которых запрещается брать в друзья - те, кто враждуют
с мусульманами, воюют с ними, выгоняют мусульман с их земли, как это делали
язычники Мекки в отношении Посланника (мир ему) и сподвижников.
Говоря о надлежащем отношения к тем, кто находится в мире с мусульманами,
Всевышний использовал слово "бирр" ("добродетель"),
которое обычно употребляется в Коране, когда речь идет о предписанном
отношении к родителям. В связи с этим не воспрещается поздравлять данную
категорию немусульман с их праздниками и знаменательными датами, будь
то в письменной или устной форме. Это, однако, не относится к символике
или понятиям, противоречащим исламским принципам, например, таким как
крест (распятье) - символ, отвергаемый исламом. В Коране говорится: "А
они не убили его (Ису, сына Марйам) и не распяли, но это только представилось
им" (Коран, 4:157). Поздравления, адресованные немусульманам, не
должны содержать ничего, что подтверждало, либо выражало одобрение их
религиозных убеждений. Это должны быть общие фразы, выражающие только
любезность и вежливость.
Следует упомянуть, что некоторые известные улемы, такие как шейх Ибн Таймия,
шейх Ибн аль-Кайим, ограничили возможность участия мусульман в праздничных
церемониях мушриков и людей Писания. Многие ученые поддерживают их точку
зрения, особенно в отношении языческих праздников и религиозных праздников
иудеев и христиан. К сожалению, сегодня некоторые мусульмане отмечают
Рождество, также как они отмечают Ид аль-фитр и Ид аль-адха, а может и
еще торжественнее. Это категорически запрещено.
Нет ничего предосудительного в поздравлении немусульман, состоящих, например,
в дружеских, деловых или родственных связях с мусульманами, а также соседей.
Это помогает поддерживать добрые отношения, которые не противоречат здравому
смыслу.
|