На главную Подводные лодки

История развития подводных лодок

Обычно принято начинать рассказ о подводных лодках с таких древних аналогов, как построенная Бушнеллом ⌠Америкен тертл■ (которую пытались в 1776 г., во время американской Войны за независимость, неудачно применить против британского фрегата ⌠Игл■) или состоявший на вооружении флота конфедератов ⌠Дэйвид■, умудрившийся 17 февраля 1864 г. потопить фрегат федерального флота ⌠Хаусэтоник■.

Честь рождения первой подводной лодки √ с одним двигателем для использования на поверхности воды и другим для подводного передвижения, с нормальным радиусом действия и достаточным вооружением ≈ принадлежит французскому ВМФ. 18 февраля 1896 г. ВМФ Франции объявил конкурс на проект ⌠полностью погруженного миноносца" со следующими характеристиками: скорость на поверхности ≈ 12 узлов; радиус действия на поверхности ≈ 100 миль при скорости 8 узлов; вооружение ≈ две торпеды; водоизмещение ≈ не больше 200 т. Конкурс выиграл инженер-офицер французского ВМФ Лобеф, и построенный по его проекту ⌠Нарвал■ поступил на вооружение в 1900 г. У ⌠Нарвала■ было двенадцать установленных на корпусе торпедных аппаратов, водоизмещение 117/202 т (всюду далее водоизмещение, характеристики двигателя, скорость и радиус действия подводных лодок будут выражаться дробной цифрой, причем числитель будет относиться к надводному положению, знаменатель ≈ к подводному) и экипаж из тринадцати человек. Учитывая технологию того времени, не удивительно, что для перемещения в надводном положении ⌠Нарвал■ был оборудован паровым двигателем. В то время как во Франции сооружался ⌠Нарвал■ с поршневой паровой двигательной установкой, в США некто Холланд на свои средства построил и испытал шесть опытных образцов подводных лодок с бензиновым двигателем для надводного хода.

Первой субмариной, принятой на вооружение ВМФ США, была седьмая лодка Холланда, сооруженная на верфи ⌠Компании торпедных катеров Холланда■ и получившая на флоте обозначение ⌠SS-1 Холланд■. Строилась ⌠SS-1■ в 1898≈1899 г., а принята на вооружение 12 октября 1900 г. Она имела водоизмещение 64/75 т, оснащалась бензиновым двигателем мощностью 50 л. с., позволявшим развивать скорость надводного хода в 6 узлов, и электромотором (также на 50 л.с.), питавшимся от шестидесяти аккумуляторных батарей и развивавшим скорость подводного хода в 5 узлов. Вооружение состояло из носового торпедного аппарата и ⌠пневматической пушки■ для использования под водой, выпускавшей снаряды весом в 110 фунтов (50 кг); впрочем, пушка это оказалась чрезвычайно малоэффективной и практически сразу была демонтирована. После ⌠SS-1■ ВМФ заказал компании Холланда еще семь субмарин такого же типа, ⌠SS-2■-⌠SS-8■, включаяSS-3 Аддер■. Они имели водоизмещение 135/175 т, а двигательная установка состояла из бензинового двигателя мощностью 160 л. с. и электромотора мощностью 70 л. с.

Кроме ⌠Компании торпедных катеров Холланда■ в США в начале века была еще одна фирма, занимавшаяся сооружением подводных лодок, ≈ ⌠Компания торпедных катеров Лэйка■; в 1901≈ 1902 гг. на верфях этой компании была сооружена подводная лодка ⌠Протектор■, принимать которую на вооружение в ВМФ США отказались. Но в 1904 г. Россия, во время войны с Японией, закупила две подводных лодки у Холланда и ⌠Протектор■ у Компании Лэйка. ⌠Протектор■ был переименован в ⌠Осетр■; впоследствии субмарин такого типа было построено еще пять. Подводные лодки Лэйка оснащались двумя гребными винтами, бензиновым двигателем для надводного хода и электромотором для подводного. Они развивали скорость в 10/7 узлов и оборудовались тремя торпедными аппаратами ≈ двумя носовыми и одним кормовым. В 1901≈1902 гг. военно-морские верфи фирмы ⌠Виккерс■ получили от британского ВМФ заказ на сооружение пяти субмарин того же типа, что и американская ⌠Аддер■ на вооружение они поступили под названиями ⌠Холланд-1■-⌠Холланд-5■.

1903≈1904 гг. за ними последовали субмарины типа А, оснащавшиеся одним гребным винтом и бензиновым двигателем для надводного хода. ВМФ Германии, главный по тем временам соперник британского ВМФ, свою первую подводную лодку,U-1■, принял на вооружение в 1906 г. Она имела водоизмещение в 238/283 т, оборудовалась двумя четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями мощностью 394,5 л. с., и на ней устанавливался один торпедный аппарат.

Французский ВМФ, отдававший ярко выраженное предпочтение паровым двигателям, в 1905≈1906 гг. начал строить серию субмарин типа ⌠Плювиоз■, которые намечалось оборудовать паровыми двигательными установками. Но в 1904-1908 гг. во Франции были сооружены две подводные лодки с бензиновыми двигателями, ⌠Сирcе■ и ⌠Каллипсо■, водоизмещением 351/450 т; бензиновые двигатели мощностью 453,5 л. с. позволяли развивать скорость до 11 узлов.

В 1904 г., когда началась война с Россией, на вооружении японского ВМФ не было ни одной подводной лодки, поэтому Япония купила в США пять лодок ⌠Холланд■ (типа ⌠Аддер■, водоизмещением в 103/124 т), оснащенных одним гребным винтом и вооруженных одним торпедным аппаратом. За ними последовали две очень похожие субмарины, сооруженные уже на японских верфях, и две, заказанные у фирмы ⌠Виккерс■, идентичные британским лодкам типа С; все они оснащались бензиновым двигателем и одним гребным винтом.

В 1903-1905 гг. ВМФ Италии построил пять субмарин типа ⌠Глауко■, спроектированных майором инженерного корпуса Лауренти. Они имели водоизмещение 160/243 т, оснащались двумя бензиновыми двигателями для надводного хода и вооружались двумя-тремя торпедными аппаратами. К этому же типу подводных лодок принадлежала ⌠Фока■, но на ней первоначально были установлены три бензиновых двигателя и три гребных винта.

В результате прорыва в дизельном моторостроении на подводных лодках постройки после 1907 г. бензиновые двигатели больше не устанавливали. В итальянском ВМФ первыми были оснащены дизелями лодки типа ⌠Медуза■, строившиеся в 1907-1910 гг. ВМФ США ставил дизельные двигатели на субмарины ⌠Холланд D■ и ⌠Холланд Е■ (1909-1911), а также во время второй мировой войны заменил на лодках ⌠F-2■ и ⌠F-3■ типа ⌠Карп■ бензиновые двигательные установки на дизельные. Британский ВМФ стал оборудовать подводные лодки дизелями, начиная с 1907-1910 гг. (тип D). В японском ВМФ дизельные двигатели стали устанавливаться, начиная с лодок ⌠Виккерс-8■ и ⌠Виккерс-9■ (1907≈1908), а во Франции в 1910-1911 гг. на сходивших со стапелей субмаринах типа ⌠Плювиоз■ паровые двигатели заменялись дизельными. В Германии, на родине дизельных двигателей, все подводные лодки, кроме четырех первых с бензиновыми двигательными установками, оснащались дизелями. После разработки двигателей, работающих на тяжелом дизельном топливе, никаких кардинальных конструктивных новшеств в строительство подводных лодок не привносилось. Внешний вид, внутренняя планировка и размещение вооружения оставались практически без изменений, только росло водоизмещение и число устанавливаемых торпедных аппаратов.

Британские подводные лодки типа М резко выделялись среди современных им по своему вооружению. Имея водоизмещение в 1 600/1 950 т (почти в два раза больше, чем у ⌠L-l■≈⌠L-33■, водоизмещением в 890/1070 т), они были вооружены башенным орудием ≈ калибр 12 дюймов (305 мм), ≈ устанавливающимся перед рубкой, и 3-дюймовым (76 мм) орудием. Имелось в виду, что пушка должна быть заряжена в надводном положении, а ствол ее установлен с максимальным углом возвышения; после этого лодка погружалась так, что дуло торчало над водой, пушка наводилась на цель с помощью перископа (маневрирование осуществлялось всем корпусом лодки), и субмарина могла вести огонь, не всплывая на поверхность. Правда, для того чтобы перезарядить орудие, все-таки требовалось всплыть. На вооружение эти лодки поступили в 1920 г., уже после окончания войны, и тут же подверглись модернизации. На ⌠М-2■ вместо башенного орудия был установлен ангар для гидроплана и кран ≈ спускать гидроплан на воду и поднимать обратно на борт. ⌠М-3■ стала минным заградителем, и на ней установили длинную высокую надстройку, где хранились мины. По контрасту, субмарины других типов ≈ особенно типа L ≈ ничем примечательным не выделялись. Сооружались все они в 1916≈1920 гг. и разделялись на три подтипа: ⌠L-1■≈⌠L-8■, ⌠L-9■≈⌠L-33■ и ⌠L-51■≈⌠L-71■. Вооружение на лодках первых двух подтипов состояло из одного орудия с большим углом возвышения на рубке, а третьего подтипа ≈ из двух орудий на рубке, спереди и сзади. Также на этих субмаринах ставилось по шесть торпедных аппаратов: у первого подтипа ≈ по четыре носовых и два поперечных в средней части корпуса, у второго и третьего ≈ по шесть носовых.

Семьдесят субмарин типа Е (из которых войну пережили только шестнадцать) оснащались двумя носовыми торпедными аппаратами, двумя поперечными в средней части корпуса и одним кормовым. Впрочем, на некоторых лодках этого чрезвычайно многочисленного класса поперечный торпедный аппарат мог ставиться только один или не ставиться вовсе.

Во время первой мировой войны у США не было на вооружении больших океанских субмарин ≈ только лодки водоизмещением до 600 т. Сооружение субмарин типа АА водоизмещением около 1 000 т завершилось уже после окончания войны. Самыми выдающимися американскими подводными лодками того периода следует считать строившиеся в 1914≈1915 гг. субмарины типа L водоизмещением 450/570 т с двумя двигателями общей мощностью 641 л. с. и радиусом действия 4 500 миль. Это были первые американские подводные лодки, вооружение которых состояло не только из торпедных аппаратов (четырех), но и палубного 3-дюймового (76 мм) орудия. Те из них, что принимали участие в боевых действиях в Европе, получали обозначение AL, во избежание путаницы с британскими субмаринами типа L.

За время войны ВМФ Германии построил около трехсот подводных лодок, включая ⌠Мuttel-U■, большие океанские субмарины водоизмещением 712/940 т; UB, малые океанские субмарины водоизмещением 516/651 т, а также два типа минных заградителей. Минные заградители более крупного типа, так называемые ⌠minen kreuzer■ (⌠U-116■≈⌠U-126■), имели водоизмещение 1164/ 1512 т, несли на борту сорок две мины и оснащались четырьмя носовыми торпедными аппаратами. Минные заградители второго типа, ⌠UC-80■-⌠UC-152■, имели водоизмещение 491/571 т, несли на борту семь мин и оснащались тремя торпедными аппаратами ≈ одним носовым и двумя поперечными ≈ в средней части корпуса.

В японском ВМФ, как и в американском, первые океанские субмарины были приняты на вооружение только после окончания войны. Во время же войны в распоряжении ВМФ Японии были только подводные лодки иностранных конструкций: ⌠╧ 18≈╧ 21■ (Ансальдо-Лауренти); ⌠╧ 15■ (Шнейдер-Лобеф); ⌠╧ 8■ и ⌠╧ 9■ (британские, ⌠Виккерс■), а также купленные в США еще в 1904≈1905 гг. ⌠Холланд-1■≈⌠Холланд-5■, ⌠╧ 10■≈ ⌠╧ 14■, а также ⌠╧ 16■ и ⌠╧ 17■, заказанные в свое время у фирмы ⌠Виккерс■ и переоборудованные уже в Японии, представляющие собой небольшие прибрежные субмарины водоизмещением в 300/330 т и оснащенные двумя торпедными аппаратами.

Во французском ВМФ было небольшое количество океанских подводных лодок преимущественно типа ⌠Жоссель■ водоизмещением 900/ 1 250 т, и паровых ⌠Дюпюи де Лом■ водоизмещением 833/1100 т, которые, как уже говорилось, оснащались не торпедными аппаратами; а восьмью-десятью торпедами на внешней подвеске, в своего рода палубных ⌠клетках■. Самыми выдающимися из прибрежных субмарин следует считать лодки типа ⌠Дафна■ (очень часто вплоть до настоящего времени встречающееся во французском ВМФ название подводных лодок), имевшие водоизмещение 640/945 т и оснащенные шестью торпедными аппаратами, четырьмя внутренними и двумя внешними.

В 1910-1915 гг. международную известность завоевали итальянские корабелы, строившие подводные лодки для ВМФ Испании (⌠Монт-Ориоль■ и ⌠Гарсия■), Португалии (⌠Фока■, ⌠Голжинью■, ⌠Гидра■ и ⌠Эспадарте■), Бразилии (⌠F-13■ и ⌠F-5■). Бразилия заказала на итальянских верфях знаменитую спасательную субмарину ⌠Сеара■. Также разрабатывались проекты подводных лодок для Японии.

Перед первой мировой войной Венецианские военно-морские верфи специализировались на сооружении субмарин типа ⌠Глауко■, спроектированных Лауренти; а верфи ⌠Фиат-Сан-Джорджио■ строили лодки серии ⌠Фока■, практически ничем не отличавшиеся от ⌠Глауко■, кроме того что на них, в порядке эксперимента, ставилось по три гребных винта. Для надводного хода лодки типа ⌠Фока■ оснащались тремя бензиновыми двигателями мощностью по 266 л. с.; для подводного же хода на ⌠Фоках■ были два электромотора, вращавшие только боковые винты, а центральный бездействовал. В 1909 г. третий винт и соответствующий бензиновый двигатель были демонтированы.

Во время войны в Италии строилось большое количество прибрежных субмарин, например двадцать одна лодка типа F, частично сооружавшиеся на верфях ⌠Фиат-Сан-Джорджио■ в Ла-Специя и частично на верфях ⌠Орландо■ в Легхорне. Они имели водоизмещение в 262/319 т, а вооружение их состояло из 3-дюймового (76 мм) зенитного орудия и двух носовых торпедных аппаратов. Кроме прибрежных субмарин, на вооружении ВМФ Италии состояло шесть океанских типа ⌠Пьетро Микка■, сошедших со стапелей в Ла-Специя в 1918-1919 гг. Они имели водоизмещение в 842/1244 т и радиус действия 2 100 миль; вооружение их состояло из двух 3-дюймовых (76 мм) орудий и шести торпедных аппаратов: четырех носовых и двух кормовых.

Развитие подводного флота в 1920≈1945 гг.

В годы между двумя мировыми войнами и во время второй мировой войны каких-либо существенных изменений в конструкции, вооружении и двигательных установках подводных лодок не производили. Единственное радиальное нововведение применялось только германским ВМФ, и только в два последние года войны ≈ шноркель (длинная трубка, позволявшая дизельному двигателю работать, даже когда лодка находится полностью под водой). Обычно изобретение шноркеля приписывают голландскому ВМФ, но сходное устройство, спроектированное майором итальянского Инженерного корпуса Ферретти, испытывалось еще в 1925 г. на подводной лодке ⌠Н-3■. Предполагалось, что оно будет устанавливаться на субмаринах типа ⌠Сирена■, но в 1937 г., когда субмарины были еще на верфях, от этой идеи было решено отказаться; в результате ни одна построенная в годы второй мировой войны итальянская подводная лодка так и не была оснащена шноркелем.

В голландском ВМФ сходное с шноркелем устройство было сооружено по проекту лейтенанта Виккерса и установлено на строившихся в 1938-1939 гг. подводных лодках ⌠О-19■ и ⌠O-20■. Когда в мае 1940 г. немцы вторглись в Голландию, четыре субмарины, ⌠O-21■≈⌠O-24■, нашли убежище в британских портах; на всех четырех были установлены шноркели. Впрочем, после серии испытаний в британском ВМФ решили эти устройства демонтировать как малополезные и слишком опасные.

Немцам в том же 1940 г. достались три голландские подводные лодки, ⌠O-25■≈⌠O-27■, находившиеся в момент вторжения на верфях и все оснащенные шноркелями. Они были достроены и приняты на вооружение ВМФ рейха; но результаты испытаний шноркеля были сочтены ВМФ неблагоприятными, и ⌠вентиляционную мачту■ решили демонтировать. Но через три года, к 1943 г., британская ночная авиация стала использовать радары для обнаружения немецких подводных лодок, всплывающих на поверхность перезарядить батареи. В большинстве случаев после всплытия субмарину удавалось потопить. Вследствие тяжелых потерь, ВМФ Германии весной 1943 г. принял решение развернуть исследовательские работы, которые и привели к созданию шноркеля; в августе 1943 г. опытный образец был установлен на подводной лодке ⌠U-57■, и начались ходовые испытания. Конструктивно другой образец шноркеля, со складной трубой, испытывался на ⌠U-235■ и ⌠U-237■ в сентябре 1943 г. К концу сентября развернулась работа по оснащению шноркелями всех субмарин, возвращавшихся из похода на базу; к 1944 г. уменьшение потерь в подводном флоте вследствие применения шноркеля стало налицо.

В 1920≈1945 гг. британские субмарины, как и в 1900≈1920 гг., оснащались одним орудием на палубе перед рубкой или даже на самой рубке. На поступивших на вооружение в 1937≈ 1940 гг. океанских подводных лодках типа ⌠Тритон■ (⌠Трайэмф■) 4-дюймовое (102 мм) орудие устанавливалось в передней части рубки; к тому же они оснащались десятью торпедными аппаратами ≈ шестью носовыми и четырьмя кормовыми. Они имели водоизмещение в 1 090/1 575т. У минных заградителей типа ⌠Пёрпес■ орудие размещалось на палубе перед рубкой. А у лодок типа ⌠Оберон■, наоборот, орудие устанавливалось в верхней части рубки. Малые же подводные лодки водоизмещением меньше 600 т обычно оборудовались одним орудием на палубе.

В 1934 г. на вооружение французского ВМФ поступил ⌠Сюркуф■ ≈ единственная в мире подводная лодка, на которой устанавливались спаренное башенное 8-дюймовое (203 мм) орудие и ангар для небольшого гидроплана. Кроме 8-дюймовых (203 мм) орудий, вооружение ⌠Сюркуфа■ состояло из 1,4-дюймовых (37 мм) зенитных пулеметов, четырех обычных пулеметов и двенадцати торпедных аппаратов: двух внутренних носовых и четырех спаренных внешних наводящихся (двух перед рубкой и двух позади). Впрочем, эксперимент этот оказался не слишком удачным и впоследствии не повторялся. Обычно французские океанские субмарины того времени оборудовались одной-единственной пушкой, устанавливавшейся перед рубкой, ≈ как, например, на пяти лодках типа ⌠Морилло■, тридцати типа ⌠Редутабль■, пятнадцати типа ⌠Аврора■ и десяти типа ⌠Сафир■ (последние ≈ минные заградители). Рубка у всех этих субмарин, как правило, была очень длинной. На ⌠Редутаблях■, кроме двух главных ходовых двигателей по 2959 л. с., устанавливался вспомогательный двигатель на 740 л. с. Торпедное вооружение состояло из одиннадцати аппаратов: четырех внутренних (двух носовых и двух кормовых) и семи внешних (четырех перед рубкой и трех позади). Все внешние торпедные аппараты устанавливались уровнем ниже верхней палубы, так что издали не сразу были заметны.

Перед началом войны на вооружении ВМФ Германии находилось пятнадцать океанских субмарин: ⌠U-25■, ⌠U-26■, ⌠U-37■-⌠U-44■ и ⌠U-64■-⌠U-68■, все надводным водоизмещением 700 т. Кроме них,. на вооружении находились двадцать четыре морские субмарины надводным водоизмещением 500 т ⌠U-44■-⌠U-55■ и ⌠U-69■≈ ⌠U-71■ и тридцать две прибрежные субмарины того же водоизмещения. И океанские и морские субмарины оснащались одним орудием на палубе перед рубкой и шестью торпедными аппаратами ≈ четырьмя носовыми и двумя кормовыми. Рубка имела очень маленькие габариты, и, таким образом, когда лодка всплывала на поверхность, ее было очень трудно визуально обнаружить. Во время войны также разрабатывались и другие типы субмарин. Например, океанская ⌠Тип XXI■ ≈ первое подводное судно, достигшее скорости подводного хода в 17 узлов; ⌠Тип XXIII■ ≈ прибрежная подводная лодка с одним гребным винтом и электромотором с бесшумным холостым ходом, для ожидания в засаде; а также ⌠Тип XVII■, оснащенный для подводного хода двигателем, работающим на перекиси водорода.

Японский ВМФ нуждался в подводных лодках, способных действовать по всей акватории Тихого океана, поэтому основной упор делался на увеличение радиуса действия. Например, ⌠Кайдай I 44■ (1924), имевший радиус действия 20000 миль при скорости в 10 узлов (1924); или ⌠Юнсен■ (1929) ≈ 24400 миль; или субмарины типа А с номерами от 12 по 14, с радиусом действия 22000 миль. Поступившие на вооружение в 1938 г. шесть субмарин типа ⌠Кайдай 6 А■ (168≈173) имели водоизмещение 1 400/2 400 т и радиус действия 14000 миль; вооружение их состояло из 3,9-дюймового (101 мм) орудия и шести торпедных аппаратов. На субмаринах ⌠Юнсен■ типа I М устанавливался ангар на один-два гидроплана, а на лодках I 6 и на всех лодках типа В ≈ еще и катапульта. Во время войны на некоторых из этих субмарин вместо гидропланов перевозилось малое подводное ударное судно ⌠Каитен■.

ВМФ США, также в основном ориентировавшийся на тихоокеанский театр военных действий, был ничуть не менее озабочен созданием подводных лодок большого радиуса действия. Например, поступившие на вооружение в 1939 г. субмарины типа ⌠Сэмон■ имели водоизмещение . 450/2 198 т и радиус действия 1 100 морских миль (при скорости в 10 узлов). Не столь крупные подводные лодки типа ⌠Каттлфиш■ (1934) водоизмещением 1 120/1 650 т имели примерно такой же радиус действия. И на ⌠Сэмоне■ и на ⌠Каттлфиш■ артиллерийское вооружение состояло из одного орудия, устанавливавшегося за рубкой. К началу войны на основе этих двух типов подводных судов были разработаны субмарины типа ⌠Гэтоу■ водоизмещением 1 526/ 2410 т. Единственными из американских океанских субмарин, оборудованными двумя пушками черед рубкой и позади, были ⌠Нарвал■ и ⌠Наутилус■ (1930), а единственным минным заградителем, относившимся к той же категории подводных судов, был ⌠Аргонот■ (1928). Также следует отметить субмарины ВМФ США ≈ четыре лодки типа ⌠Бонита■ (1924≈1926) водоизмещением от 2 000 до 2 506 т, оборудованные кроме главных ходовых двигателей двумя вспомогательными, специально для обслуживания электрогенераторов. К декабрю 1941 г., когда началось война в Тихом океане, ВМФ США насчитывал в строю сто одиннадцать подводных лодок; японский ≈ семьдесят четыре.

За 1920≈1940 гг. на вооружение ВМФ Италии поступили шестьдесят восемь морских и горок четыре флотских субмарины, а за годы войны ≈ восемнадцать прибрежных, четыре океанских и две транспортных. К началу второй мировой войны по количеству стоящих на вооружении подводных лодок итальянский ВМФ уступал только русскому; на третьем месте была Франция (86 субмарин), на четвертом ≈ Англия (69), на пятом ≈ Япония (65) и на шестом ≈ Германия (57). К концу войны вся эта последовательность фактически выстроилась в обратном порядке. Первые флотские субмарины ВМФ Италии поступили на вооружение в 1928 г. ≈ ⌠Балилья■, ⌠Миллелире■, ⌠Тоти■ и ⌠Счиеза■. Они имели водоизмещение 1 450/ 1 904 т, а вооружение их состояло из одного 4,7-дюймового (120 мм) орудия, четырех 0,5-дюймовых (13,2 мм) пулеметов, шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Они могли развивать скорость до 17,5/8,9 узлов и оборудовались вспомогательным двигателем на 419 л. с. С помощью этого двигателя радиус действия удалось увеличить до 12000 миль (при скорости в 7 узлов). Эти лодки были слишком стары, чтобы принимать участие в войне, и в 1946 г. были отправлены на слом.

Последними итальянскими флотскими субмаринами были четыре типа ⌠Сент Бон■, заложенные в сентябре-октябре 1939 г. и принятые на вооружение в середине 1941 г. Они имели водоизмещение 1 703/2 164 т, могли развивать скорость до 16,9/8,5 узлов и оборудовались вспомогательным двигателем мощностью в 493 л. с., увеличивавшим радиус действия до 19500 миль (при скорости в 7 узлов). На них ставились не стандартные торпеды калибра 21 дюйм (533 мм), а меньшие, 17,7-дюймовые (450 мм), применявшиеся в основном при атаках на грузовые суда. Торпедных аппаратов было восемь носовых (с двадцатью резервными торпедами) и шесть кормовых (с двенадцатью резервными торпедами). Самой активной субмариной этого типа была ⌠Каньи■, успевшая сходить в два похода в южную Атлантику, первый длительностью в сто тридцать семь дней, а второй только восемьдесят четыре, так как 8 сентября 1943 г. было заключено перемирие. Остальные три подводных лодки типа ⌠Сент Бон■ были потоплены в годы войны.

Из прибрежных субмарин упоминания заслуживают лодки ⌠класса 600■, состоявшие из двух типов, ⌠Перла■ и ⌠Адуя■ (в 1936-1938 гг., на вооружение принято двадцать семь), а также типа ⌠Платино■ (в 1941≈1942 гг. на вооружение принято тринадцать). Они имели водоизмещение 700/860 т, а из вооружения на них устанавливалось одно 3,9-дюймовое (100 мм) орудие и шесть торпедных аппаратов под обычные 21-дюймовые (533 мм) торпеды. Они принимали активное участие в боевых действиях в Средиземном море и несли тяжелые потери: из сорока субмарин этого типа двадцать девять были потоплены во время войны, а четыре захвачены немцами после заключения маршалом Бадолье перемирия 8 сентября 1943 г. Из семи этих лодок, оставшихся в Италии, шесть были переданы державам-победительницам в счет репараций, в соответствии с мирным договором.

ВМФ других стран также имели на вооружении подводные лодки: например, бразильские ⌠Тамойо■, ⌠Тупи■ и ⌠Тимбрия■, построенные в 1936-1938 гг., на верфях ⌠Кантьере Одеро-Терни-Орландо■ в Ла-Специя. Даже Эстония, одно из трех маленьких Балтийских государств, образовавшихся после развала Российской-империи в 1919 г. и снова включенных в состав России в 1940 г., имела свой ВМФ и свои подводные лодки, ⌠Калев■ и ⌠Лембит■, построенные в 1936 г. в Британии фирмой ⌠Виккерс-Армстронг■. Другое балтийское государство, Латвия, имело на вооружении, среди прочих, субмарины ⌠Ронис■ и ⌠Спидола■, построенные в 1926≈1928 гг. на французских верфях ⌠Луара■; как большинство французских подводных лодок того времени, ⌠Ронис■ и ⌠Спидола■ были оснащены двумя внешними торпедными аппаратами, перед рубкой и позади. ВМФ Финляндии имел на вооружении субмарины ⌠Ветехинен■, Васихси■ и ⌠Ику Турсо■, построенные на финских верфях в 1930-1932 гг. Греция, под влиянием Франции, закупала подводные лодки типа ⌠Главкос■, сооружавшиеся на верфях ⌠Луара■ в Нанте. Голландские субмарины обозначались ⌠019■ и ⌠020■ (1939), а также ⌠021■-⌠024■. У Португалии были две субмарины, построенные в 1934 г. в Британии фирмой ⌠Виккерс-Армстронг■ ≈ ⌠Дельфин Эспадарте■ и ⌠Голжинью■.

Россия, которую в начале второй мировой войны никак нельзя было отнести к числу великих военно-морских держав, имела на вооружении сто пятьдесят подводных лодок, на сорок больше, чем Италия. Полных сведений о названиях и технических характеристиках этих лодок не имеется. Известно, что среди них было семнадцать лодок типа ⌠Якобинец■ (1929≈1935) водоизмещением 959/ 1 370 т; двадцать две лодки типа ⌠Декабрист■ (1929-1930) водоизмещением 896/1318 т, оснащенных 3,9-дюймовым (100 мм) орудием и восьмью торпедными аппаратами ≈ шестью носовыми и двумя кормовыми. Также, известно, что у России было шестнадцать (или более) лодок типа ⌠Щука■, три лодки типа ⌠Большевик■ (ранее уже упоминавшиеся, когда речь шла о торпедах внешнего размещения) и четыре ⌠Металлиста■ водоизмещением 375/467 т, учебных судов Черноморского флота.

Подводные лодки с традиционной двигательной установкой с 1945 г. до наших дней

В годы после второй мировой войны как конструктивная схема, так и вооружение подводных лодок подверглись кардинальному пересмотру. Здесь пойдет речь только об ⌠обычных■ (неатомных) подводных лодках, то есть с двигательной установкой, состоящей из дизеля и электромотора.

Главным структурным новшеством стало изменение очертаний как корпуса, так и рубки, а также ≈ в самое последнее время и отнюдь не на всех типах субмарин ≈ перемещение передних рулей погружения с носовой части лодки на рубку. Корпус, кроме того что изменил форму, был существенно усилен, то есть стало возможным погружение на гораздо большие глубины.

Тому конструктивному решению, когда при надводном ходе вращательный момент на винт передается непосредственно от дизельного двигателя, следовать перестали; обычно теперь для этого используются электромоторы, а дизельные двигатели питают электрогенераторы. Число гребных винтов уменьшилось с двух до одного, то есть произошел возврат к конструктивной схеме 1904-1905 гг., когда гребной винт располагался на самом ⌠хвосте■, коаксиально с корпусом. На все субмарины начали ставить шноркель, и скорость надводного хода стала в итоге меньше, чем подводного.

Что касается вооружения, то артиллерийские орудия на подводных лодках устанавливать перестали; теперь все нестратегические субмарины оснащались только антикорабельными и противолодочными торпедами, а также, в некоторых случаях, противолодочными ракетами. Запуск противокорабельных ракет производился с помощью торпедных аппаратов, как на американских подводных лодках типа ⌠Харпун■ и французских типа ⌠Экзосеб■. В отличие от своих не столь давних предшественников времен второй мировой войны, все современные субмарины оборудованы радаром и электронным устройством подводного обнаружения (сонаром), применяющимся как в ходовом режиме, так и для управления пуском торпед.

ВМФ Советского Союза, на вооружении которого состоит огромное количество ядерных субмарин, не спешит отказываться от подводных лодок с традиционной двигательной установкой ≈ таких, например, как типа ⌠Танго■, сооружение которых началось с 1973 г. Эти лодки имеют водоизмещение в 2 100/2 500 т оснащены тремя дизельными двигателями с тремя гребными винтами, а вооружение состоит из шести носовых торпедных аппаратов, часть из них оборудована для стрельбы противолодочными ракетами SS-N-15 (русский эквивалент американских ракет SUBROC). С 1984 г. на смену ⌠Танго■ пришел новый тип подводных лодок, ⌠Кило■. Все семьдесят шесть субмарин типа ⌠Фокстрот■ оборудованы тремя гребными винтами и тремя дизельными двигателями, причем скорость их надводного хода меньше, чем подводного. Двадцать шесть субмарин типа ⌠Зулу■ и тридцать прибрежных типа ⌠Квебек■ тоже оснащены двигательной установкой на три гребных винта, а двадцать типа ⌠Ромео■ и двести тридцать шесть типа ⌠Виски■ (многие из них впоследствии переданы дружественным Советскому Союзу странам) ≈ двигательной установкой на два гребных винта. Вероятно, следует объяснить, почему у русских подводных лодок такие нерусские названия, как ⌠Фокстрот■ или ⌠Зулу■. Разумеется, это не настоящие их названия, настоящие их названия выяснить очень сложно, учитывая ту атмосферу секретности, что окружает все связанное с оборонным комплексом Советского Союза, ≈ это условные обозначения (стандартные коды для букв алфавита), данные службами НАТО и теперь использующиеся во всех военно-морских альманахах.

На вооружении ВМФ Британии в настоящее время находятся шестнадцать подводных лодок типа ⌠Оберон■. Эта конструктивная разработка оказалась очень удачной, и многие ⌠Обероны■ проходят службу во флотах других стран: в Австралии под названием ⌠Оксли■, в Чили ≈ ⌠0'Брайен■, в Бразилии ≈ ⌠Уманитас■, в Канаде ≈ ⌠Оджибва■. Субмарины этого типа имеют водоизмещение 2030/2410 т, оснащены двумя дизельными двигателями общей мощностью 2 629,5 л. с. и двумя электромоторами мощностью по 5 918 л. с., приводящими в движение два гребных винта. Очевидно, что предусмотренная для подводного хода мощность гораздо больше, чем для надводного, и соотношение скоростей получается соответствующее: 12 узлов ≈ скорость надводного хода, 17 узлов ≈ подводного. Вооружение состоит из восьми торпедных аппаратов ≈ шести носовых и двух кормовых; лодки этого типа оборудованы радаром и сонаром.

На вооружении ВМФ Франции состоят два очень известных типа субмарин ≈ ⌠Агоста■ (1977-1978 гг, четыре единицы) и ⌠Дафна■ (1964-1978 гг., девять единиц). Лодки типа ⌠Агоста■ строились также для ВМФ Испании и Пакистана, а ⌠Дафна■ ≈ для ЮАР, Пакистана, Португалии и Испании. Субмарины ⌠Агоста■ имеют водоизмещение 1 450/1 725 т и оборудованы дизель-электрической двигательной установкой. Это означает, что два дизельных двигателя мощностью по 3551 л. с. приводят в действие два генератора, питающие один электромотор мощностью 4537 л. с., вращающий гребной винт и при надводном, и при подводном ходе. Кроме главного электромотора, на ⌠Агостах■ стоит также и вспомогательный, мощностью 296 л. с., для перемещения на малых скоростях. Скорость надводного хода у них 12 узлов, подводного ≈ 20. Вооружение состоит из четырех торпедных аппаратов и двенадцати резервных торпед к ним; все ⌠Агосты■ оснащаются радаром, сонаром и шноркелем. ⌠Дафны■ же имеют водоизмещение 869/1043 т, оборудованы двумя дизельными двигателями, двумя генераторами, двумя электромоторами и двумя гребными винтами; мощность двигательной установки 1 282/1 578 л. с., а скорость ≈ 13,5/16 узлов. Субмарины типа ⌠Дафна■ могут погружаться на глубину до 1 000 футов (300 м) и оснащены сонаром, радаром и шноркелем.

По условиям послевоенного мирного договора Федеративной Республике Германия не было позволено иметь подводный флот. Впрочем, после того как она присоединилась к Атлантическому союзу, строительство подводных лодок возобновилось, и первые субмарины нового типа, ⌠205■ стали поступать на вооружение в 1966≈1967 гг будучи заложенными в 1964 г.

Эти лодки водоизмещением 419/450 т оснащены двумя дизель-электрическими генераторами общей мощностью 1 184 л. с. и электромотором мощностью 1 479 л. с., вращающим один гребной винт. Скорость составляет 10/17 узлов, а вооружение состоит из восьми торпедных аппаратов. Субмарины типа ⌠206■ водоизмещением 450/498 т оснащались двумя дизель-электрическими генераторами мощностью 1 479 л. с. и электромотором мощностью 1 775 л. с., вращающим один гребной винт. Скорость составляет 10/17 узлов, а вооружение состоит из восьми торпедных аппаратов. Тогда же немецкие кораблестроители разработали субмарину типа ⌠209■ для продажи на экспорт: в Аргентину (тип ⌠Солта■); в Бразилию; в Чили (тип ⌠Симпсон■); в Колумбию (тип ⌠Пихао■); в Грецию (тип ⌠Главкос■);в Индонезию (тип ⌠Какра■); в Перу (класса ⌠Ислэй■); в Турцию (тип ⌠Этилэй■); в Венесуэлу (тип ⌠Сабало■) и в Эквадор (тип ⌠Шайри■). Они имеют водоизмещение в 1 185/1285 т, оборудованы четырьмя дизель-электрическими генераторами и одним электромотором, вращающим один гребной винт. Электромотор мощностью 4931 л.с. позволяет развивать скорость в 10/ 22 узла.

Японии, по условиям мирного договора, также не разрешалось иметь подводные лодки; первая японская послевоенная субмарина, ⌠Ойясио■, сошла со стапелей в 1960 г. За ней последовали две типа ⌠Хайясио■ (1962), две ⌠Нацусио■ (1963-1964) и пять ⌠Осио■ (1965-1969). В 1971≈1978 гг. серию продолжили семь субмарин типа ⌠Осио■, а в 1980-1983 гг. четыре типа ⌠Юдзусио■. Субмарины типа ⌠Осио■ надводным водоизмещением в 1 650 т оснащались двумя дизельными двигателями мощностью по 2860 л. с., двумя электромоторами мощностью 6214 л. с. и двумя гребными винтами; скорость составляла 14/18 узлов. Из вооружения на ⌠Осио■ устанавливались шесть носовых торпедных аппаратов и два кормовых (для стрельбы противолодочными торпедами). Субмарины типов ⌠Юдзисио■ и ⌠Осио■ имеют большее водоизмещение, другую форму корпуса и оборудованы большим сферическим сонаром американского типа в носовой части; торпеды размещены также скорее по-американски, в средней части корпуса (в случае ⌠Юдзисио■ и ⌠Осио■ торпедных аппаратов шесть). Субмарины типа ⌠Осио■ имеют надводное водоизмещение 2 200 т (больше, чем у ⌠Юдзисио■); на них устанавливается один гребной винт, и лодки развивают скорость в 12/20 узлов.

Италии, по условиям мирного договора, также запрещалось иметь подводный флот; в феврале 1948 г. она была вынуждена пустить на слом те немногие субмарины, что оставались после расчета по репарациям с державами-победительницами. Первые послевоенные итальянские подводные лодки были заложены в 1965 г. и приняты на вооружение в 1968-1969 гг.: четыре небольшие прибрежные лодки типа Тоги■, а в 1980-1981 гг. ≈ четыре типа ⌠Сауро■. Субмарины типа ⌠Тоги■, включая ⌠Мочениго■, имеют водоизмещение 524/582 т, оснащены двумя дизельными двигателями и одним электромотором мощностью 1 973 л. с., вращающим один гребной винт ≈ как для надводного, так и для подводного хода. На них устанавливаются четыре торпедных аппарата, радар, сонар и шноркель. Субмарины типа ⌠Сауро■ имеют водоизмещение 1 456/1 631 т, оснащены тремя дизель-электрическими генераторами, одним электромотором мощностью 3600 л. с. и одним гребным винтом; вооружение состоит из шести торпедных аппаратов. Они развивают скорость до 11/20 узлов и имеют радиус действия 12500 миль (при скорости в 4 узла). Субмарины типа ⌠Сауро■ были первыми итальянскими подводными лодками, у которых передние рули погружения устанавливались на рубке.

Что касается ВМФ других держав, то уже упоминалось, что многие закупали подводные лодки у Франции, Британии и Германии. Более тоге ВМФ США передавал субмарины ВМФ некоторых государств, дружественных США, например четыре лодки, переданные Италии, и переименованные в ⌠Пьомарта■, ⌠Ромеи■, ⌠Лонгобардо■ и ⌠Гаццана■. ВМФ государств, входящих в сферу советского влияния или входивших в прошлом (например, Китай), имеют на вооружении построенные в СССР подводные лодки типа ⌠Ромео■ или ⌠Виски■. Китай уникален еще и тем, что на его верфях сооружались по советским проектам ракетно-ядерные стратегические субмарины типа ⌠Гольф■, а также ⌠Виски■. ВМФ Голландии, Дании и Швеции предпочитают развивать независимые от больших держав программы подводного кораблестроения.

По заказу ВМФ Дании на военно-морских верфях Копенгагена в 1958-1964 гг. были сооружены четыре субмарины типа ⌠Дельфинен■, а в 1970 г. ≈ две типа ⌠Нарвал■, достаточно традиционной конструкции подводные лодки с двумя гребными винтами.

Со стапелей голландских верфей сошли ч 1960≈1966 гг. четыре субмарины типа ⌠Потфис■ (с тройным корпусом), в 1972 г. две типа ⌠Звардвис■ и в 1982 г. ≈ две типа ⌠Уолрас■. Лодки ⌠Потвиз■ оборудовались двумя гребными винтами и носовыми рулями погружения; остальные ≈ одним гребным винтом и рулями погружения на рубке. Субмарины ⌠Звардвис■ имеют водоизмещение 2 350/2 640 т, оснащены тремя дизельэлектрическими генераторами и одним электромотором; они могут развивать скорость до 13/ 20 узлов, а вооружение их состоит из шести носовых торпедных аппаратов.

На шведских верфях ⌠Кокумс■ в Мальме по заказу ВМФ строились шесть субмарин типа ⌠Шёормен■ и три типа ⌠Нэкен■. ⌠Нэкен■, поступившие на вооружение в 1961-1962 гг, имеют водоизмещение 835/1 100 т, оснащаются двумя дизель-электрическими генераторами, одним электромотором, одним гребным винтом и могут развивать скорость до 17/20 узлов. ⌠Шёормен■, поступившие на вооружение в 1967-1969 гг. несколько крупнее; они имеют водоизмещение 1 130/1 400 т, а передние рули погружения располагаются на рубке. Водоизмещение субмарин типа ⌠Нэкен■ примерно такое же, как у датских ⌠Дельфинен■, но, в отличие от последних, носовая часть их корпуса имеет бульбообразную форму. Кроме того, лодки типа ⌠Нэкен■ могут использоваться как минные заградители.

ВМФ Норвегии в 1964-1967 гг. принял на вооружение пятнадцать закупленных в Германии небольших субмарин типа ⌠207■, составивших тип ⌠Ула■. Они имеют водоизмещение 400/435 т, оснащены двумя дизель-электрическими генераторами, одним электромотором и одним гребным винтом. Скорость надводного хода ≈ 10 узлов, подводного ≈ 17; вооружение состоит из восьми носовых торпедных аппаратов.

Подводные лодки с атомными двигательными установками:

после второй мировой войны и до наших дней

Из всех ВМФ мира только пять имеют подводные лодки с атомными двигательными установками: американский, русский, британский, французский и китайский. Про китайские атомные субмарины можно сказать только то, что они двух типов; технические характеристики их не известны.

Первой в мире атомной подводной лодкой был американский ⌠Наутилус■, принятый на вооружение ВМФ США 30 сентября 1954 г. После многих лет исследований и испытаний, включая испытание макета реакторной секции субмарины в натуральную величину с настоящим реактором специально сооруженной для этой цели гигантской цистерне с водой. 3 мая 1980 г. ⌠Наутилус■ был списан и превращен в музей.

Атомные подводные лодки подразделяются на два класса: стратегические (с баллистическими ракетами на борту) и ударные (противоударные). Первые имеют водоизмещение от 7 000 до 20 000 т, например американские лодки типа ⌠Огайо■ ≈ 16600/18700 т; вторые ≈ от 2500 до 6000 т, например американские же лодки типа ⌠Лос-Анджелес■, 6 000/6 900 т.

Следует помнить, что самые большие субмарины, состоявшие на вооружении во вторую мировую войну, имели надводное водоизмещение 3 000 т, и что на Вашингтонской конференции 1922 г. был установлен предел водоизмещения в 10000 т ≈ не для подводных лодок, а для крейсеров. Таким образом, атомная субмарина 1982 г. имеет водоизмещение больше, чем крейсера в 1922≈1940 гг., ≈ почти в два раза больше, чем, например, итальянские крейсера типа ⌠Монте-Кукколи■.

Первые американские субмарины, вооруженные баллистическими ракетами ≈ подводные ракетоносцы ⌠Джордж Вашингтон■ (обозначение ⌠SSBN-598■-⌠SSBN-602■), ≈ поступили на вооружение с декабря 1959 г. по март 1961 г. Они имеют водоизмещение 6019/6888 т и оборудованы двумя турбинами общей мощностью 14794,5 л. с., вращающими один гребной винт. Они развивают скорость до 20/31 узлов, а вооружение их состоит из шестнадцати ракет типа ⌠Поларис■ и шести носовых торпедных аппаратов.

За пятью ⌠Джордж Вашингтон■ последовали пять подводных ракетоносцев типа ⌠Этен Аллен■ П961-1963); тридцать один типа ⌠Бенджамен Франклин■ (1963-1967), вооруженные шестнадцатью ракетами ⌠Посейдон■, а не ⌠Поларис■, а также субмарины типа ⌠Огайо■ (которых из запланированных двадцати пока включено в состав флота только шесть), вооруженные двадцатью четырьмя ракетами ⌠Трайдент■. ⌠Огайо■ имеют водоизмещение 16600/17899 т и оснащены турбинами мощностью 59178 л. с.; какую они могут развивать скорость, не раскрывалось, но есть серьезные основания предполагать, что скорость подводного хода у ⌠Огайо■ должна превышать 30 узлов; кроме ракет, на ⌠Огайо■ устанавливаются четыре носовых торпедных аппарата.

К первым американским атомным ударным субмаринам принадлежат, кроме ⌠Наутилуса■ (1954) ⌠Си вулф■ (1957), четыре лодки типа ⌠Скэйт■ (1957-1959) и ⌠Тритон■ (1959); у этих экспериментальных образцов сохранялись характерные конструктивные особенности подводных лодок старых типов ≈ сужающийся к носу и к корме корпус, два гребных винта и размещение как задних, так и передних рулей погружения на корпусе.

Первыми ударными субмаринами, имевшими бульбообразную носовую часть, рубочные горизонтальные рули и единственный гребной винт, были пять подводных лодок типа ⌠Скипджек■ (1959-1961). Они имели водоизмещение 3075/ 3513 т; на них устанавливалось по четыре торпедных аппарата, которые могли вести стрельбу также и противолодочными ракетами; скорость этих лодок ≈ выше 16/30 узлов.

Новейшие американские ударные субмарины типа ⌠Лос-Анджелес■ (из сорока запланированных построено уже больше половины, остальные или заложены, или вот-вот будут заложены) имеют водоизмещение в 6000/6900 т, почти в два раза больше, чем у ⌠Скипджек■. На них устанавливается реактор типа S6G мощностью 34520,5-39452 л. с., и они могут развивать скорость подводного хода выше 30 узлов. Вооружение их состоит из установленных в средней части корпуса четырех торпедных аппаратов, которые могут вести огонь обычными торпедами, противолодочными торпедами, а также противолодочными ракетами SUBROC.

В составе российского ВМФ больше атомных подводных лодок, чем в ВМФ США. Первые русские субмарины ≈ с ракетно-ядерным вооружением ≈ типа ⌠Зулу V■, с которых осуществлялись экспериментальные запуски баллистических ракет в сентябре 1965 г., имели традиционную, а не атомную двигательную установку. Это еще не были специально построенные подводные ракетоносцы ≈ скорее обычные подводные лодки старого типа, на которых монтировались две внешние пусковые установки. На вооружении они уже не состоят.

Последовавшие за ними двадцать субмарин типа ⌠Гольф■, построенные в 1958-1962 гг. уже специально как подводные ракетоносцы, также оборудовались традиционной двигательной установкой, с тремя дизелями и тремя гребными винтами; на них устанавливалось по три баллистические ракеты, причем колодцы пусковых шахт находились в надстройке за рубкой. Они имели водоизмещение в 2 300/2 800 т, оснащались двигательной установкой мощностью от 5918 до 11 836 л. с. и развивали скорость до 17/14 узлов. Впечатляющим являлся радиус их действия ≈ 22 700 миль. Вооружение состояло из трех ракет SS-N-4 или SS-N-5, а также шести торпедных аппаратов. За ⌠Гольфами■ последовали восемь конструктивно схожих с ними подводных ракетоносцев типа ⌠Отель■, только уже с атомной двигательной установкой. За этими слабоватыми (по стратегической мощи) первыми образцами последовали тридцать четыре подводные лодки типа ⌠Янки■ (1967≈1967), вооруженные шестнадцатью ракетами SS-N-6 с радиусом действия в 1600 морских миль (около 3000 км). Восемь пар пусковых шахт устанавливалось за рубкой. Водоизмещение лодок ⌠Отель■ составляло 7 800/9 300 т, а двигательная установка мощностью 3 9452 л. с. и с двумя гребными винтами позволяла развивать скорость до 30 узлов. Кроме баллистических ракет, на лодках этого типа устанавливалось по шесть торпедных аппаратов.

На следующих русских подводных ракетоносцах ≈ типы ⌠Дельта-1■ и ⌠Дельта II■ (все постройки после 1972-1973 гг.) ≈ устанавливались ракеты SS-N-8 с радиусом действия 4 200 миль;

а на субмаринах типа ⌠Дельта III■ ≈ SS-N-18 с радиусом действия 4 000 миль и разделяющимися боеголовками.

В 1976≈1982 гг. было построено двенадцать субмарин ⌠Дельта-III■, водоизмещением 11 000/ 13250 т, вооруженных баллистическими ракетами, установленными в ряд по две за рубкой, и шестью торпедными аппаратами. Двигательная установка мощностью 59 178 л. с. позволяет развивать скорость подводного хода до 24 узлов.

Новейшие русские подводные ракетоносцы типа ⌠Тайфун■ имеют подводное водоизмещение около 30 000 т и вооружены двадцатью новыми ракетами SS-N-20 с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения, ≈ установленными в ряд попарно перед рубкой. Считается, что ⌠Тайфуны■ оснащаются двумя атомными реакторами и двумя гребными винтами.

К отдельному классу русских подводных ракетоносцев принадлежат атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. ВМФ США также экспериментировал с размещением на подводных лодках крылатых ракет ≈ сначала в 1948≈1949 гг на обычных субмаринах ⌠Каск■ и ⌠Карбонеро■, потом в 1960 г. на атомной ⌠Хэлибат■, ≈ но посчитал результаты экспериментов неудовлетворительными и предпочел в 1960 г. ограничиться установкой на подводных лодках баллистических ракет.

Программа включения в состав ВМФ СССР атомных ракетоносцев с крылатыми ракетами на борту началась с реконструкции по меньшей мере двенадцати подводных лодок типа ⌠Виски■ (1957-1962), пяти ⌠Эхо-1■, (1960-1962) двадцати девяти ⌠Эхо-2■ (1963≈1967) и шестнадцати ⌠Джульетт■ (1961-1969). Субмарины ⌠Эхо-2■ имеют водоизмещение 4 800/5 800 т, вооружены восьмью ракетами SS-N-3 или SS-N-12 и восьмью торпедными аппаратами. Двигательная установка мощностью 22192 л. с., с двумя гребными винтами, позволяет развивать скорость до 25 узлов. Атомные подводные лодки типов ⌠Чарли■ и ⌠Папа■ также оснащались крылатыми ракетами ≈ только меньшего радиуса действия ≈ SS-N-7 или SS-N-9. Впоследствии лодки ⌠Эхо-1■ были модифицированы в ударные субмарины, а ракетные шахты на них ≈ демонтированы.

Русские атомные субмарины подразделяются на следующие типы: ⌠Ноябрь■ (1958≈1963), ⌠Виктор■ (1967-1984), ⌠Альфа■ (1967-1982), ⌠Майк■ (1984-), ⌠Сьерра■ (1984-) и ⌠Акула■ (1958).

Шесть субмарин типа ⌠Виктор-2■, поступившие на вооружение в 1972 г., имеют водоизмещение 4600/5680 т и вооружены восьмью носовыми торпедными аппаратами, которые могут вести огонь, и противолодочными ракетами; эти лодки оснащены одним гребным винтом и могут развивать скорость до 16/31 узла.

У всех русских атомных подводных ракетоносцев, вооруженных крылатыми ракетами, и ударных атомных субмарин передние рули погружения по-прежнему располагаются в носовой части корпуса.

Первой британской атомной подводной лодкой был ⌠Дредноут■, включенный в состав ВМФ в апреле 1963 г. За ⌠Дредноутом■ в 1967≈1969 гг. последовали пять субмарин типа ⌠Вэлиант■, шесть ⌠Суифтшуэ■ и четыре ⌠Резолюшен■ (⌠Ривендж■). Передние рули погружения на британских подводных лодках также устанавливались в носовой части корпуса. К ракетоносцам относятся только подводные лодки типа ⌠Резолюшен■. Они имеют водоизмещение 7 500/8 400 т; вооружение ≈ шестнадцать ракет ⌠Поларис■ и шесть носовых торпедных аппаратов. Они оснащены одним гребным винтом и могут развивать скорость до 20/25 узлов. Ожидается, что в следующем десятилетии на смену ⌠Резолюшен■ придут новые подводные лодки, спроектированные под баллистические ракеты ⌠Трайдент■.

Ударные субмарины ⌠Суифтшуэ■ и ⌠Вэлиант■ схожи в том, что имеют одинаковое надводное водоизмещение ≈ около 4000 т, ≈ оборудованы пятью-шестью торпедными аппаратами, атомной двигательной установкой на один гребной винт и развивают скорость подводного хода до 28-30 узлов. На ⌠Суифтшуэ■ устанавливался еще и вспомогательный дизельный двигатель мощностью 3945 л.с.

ВМФ Франции в 1971-1980 гг. принял на вооружение пять атомных подводных ракетоносцев типа ⌠Редутабль■, все построенные на Шербурских военно-морских верфях. Шестая субмарина этого типа, несколько модифицированная, сошла со стапеля в 1985 г. Поступление на вооружение нового типа подводных лодок намечается на 1990-е гг.

Эти субмарины имеют водоизмещение 8 045/ 8 940 т и оснащены шестнадцатью баллистическими ракетами французского производства, установленными в ряд попарно за рубкой, а также четырьмя торпедными аппаратами. Они оборудованы турбоэлектрическим приводом: паровые турбины непосредственно не передают вращательный момент на вал гребного винта, а питают генераторы, от которых работает электромотор, в свою очередь вращающий гребной винт. Мощность главного электромотора составляет 15781 л. с., что позволяет развивать скорость до 20/25 узлов. Передние рули погружения размещены на рубке.

Также на вооружение французского ВМФ в 1982-1984 гг. поступили две ударные атомные субмарины типа ⌠Рюби■ (ранее типа ⌠Прованс■) и еще три строятся. Они вооружены противокорабельными ракетами ⌠Экзосет■ , огонь которыми ведется из торпедных аппаратов на дальность до 27 морских миль (50 км). Водоизмещение лодок типа ⌠Рюби■ составляет 2 385/ 2 670 т, и оборудованы они турбоэлектрической двигательной установкой на один гребной винт, как на субмаринах типа ⌠Редутабль■.

Известно, что в китайском ВМФ есть два типа ударных подводных лодок ⌠Хань■ постройки 1974-1977 гг. и несколько подводных ракетоносцев, но ни техническими характеристиками, ни сведениями о их внешнем виде мы не располагаем.

 

На главную Подводные лодки